Как сделать эхо на синтезаторе casio

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 09.09.2024

Кроме этого, с помощью низкочастотного фильтра, мы ограничили область 9 kHz и это дало воздух для хай-хета и марокасов. Область выше 9 kHz принадлежит хай-хету и если ее не вырезать, то частоты хай-хета и plucked synth будут мешать друг другу. Вот это и есть создание акустического пространства для каждого инструмента, работа над которым делается с помощью эквалайзера, что является одним из основных его применений при сведении.
Компрессор С1 подключается во второй слот, следуя за Q10 и его задачей является изменение времени сустейна на более длинное. Обратите внимание на атаку (attack) 0.0 ms, это означает что атака при компрессии не добавляется. А вот достаточно длинное время величины затухания (release) 535 ms как раз таки и добавляет инструменту больше сустейна. Хотя величина атаки и равна 0, достаточно длинное время затухания позволяет компресору фактически игнорировать атаку, что увеличивает длительность сустейна звука.
Основным предназначением компрессора является уплотнение звука, придание ему большей устойчивости и твердости, и мы этого добились, сделав сустейн более продолжительным, с тем же уровнем атаки. В результате ноты plucked synth стали зву-
чать более слитно и его звучание стало сочетаться с миксом, а не так как раньше.
Дальше мы подключили к plucked synth две стерео обработки: задержку Waves Super 2-tap и ревербератор Waves Trueverb. В результате, звук увеличился в размерах и намного больше добавилось динамики, что дало звучанию plucked synth громкость и напористость.
Без задержки и ревербератора звук очень сухой, а после их добавления появляется большая возбужденность и увеличение в объеме. Позже мы более подробно обсудим установки Super 2-tap и Trueverb.

Солирующий синтезатор

Этот синтезатор является еще одним сильно эквализованным инструментом. Как и аккомпанирующий синтезатор, его звук имеет большую фактуру и размер. Его звук поступает прямо с синтезатора, что позволяет ему звучать очень возбужденно в одиночном режиме, однако в миксе его звук становиться неразборчивым и плоским. Мы приняли во внимание тот факт, что
этот инструмент играет одновременно с основным вокалом, поэтому несмотря на то, что он является солирующим синтезатором, он не может звучать в миксе как солирующий инструмент. Если бы он не играл одновременно с основным вокалом, тогда мы бы оставили его размеры и выставили на передний план.
Многие танцевальные песни такого типа имеют отдельные мелодические части, где сначала вокал поет в припеве, а затем следует чисто инструментальная секция с солирующей мелодической линией. У нас совершенно другой случай. Поэтому мы решили, что этот синтезатор должен звучать достаточно громко, но не перекрывая основной вокал, поскольку слушатели больше фокусируют свое внимание именно на нем.
Нам нужно найти такую область частот, которая позволит сделать инструмент тоньше и тем самым освободить пространство для основного вокала. Кроме того, требуется не допустить пересечения его частот с бочкой и басом. Для решения этой задачи мы использовали эквалайзер Q10, где сначала с помощью высокочастотного фильтра удалили ту область, где находится бас, а затем удалили немного низкой середины, там где находится основной вокал, который должен больше доминировать в этом пространстве.
После вырезания столь большого количества низкой середины и баса, мы пришли к выводу, что нужно поднять интенсивность синтезатора для того, чтобы сделать его более заметным, но в то же время, чтобы он не перекрывал основной вокал. Удалив из инструмента большое количество низкой середины в миксе, мы создали прекрасную дырку для вокала, поскольку именно там доминирует его теплота и присутствует весь спектр его фактуры. В связи с тем, что нам не нужно, чтобы вокал доминировал по всему спектру, мы поднимаем область 5 kHz на 6 db, что придает солирующему синтезатору большую атаку и прозрачность.
Компрессия не даст никакой пользы, лишь только сделает звук вялым. Поэтому учитывая, что оба синтезатора звучат одновременно, а нам нужно, чтобы они отличались друг от друга, мы не стали увеличивать атаку. Кроме того, звук солирующего синтезатора итак довольно толстый и не требует дополнительной атаки.
Многие инженеры для того, чтобы сделать вокал более сильным, наоборот поднимают эту область, но мы решили, что основной вокал будет доминировать в низкой середине, чтобы его звучание было приятным и максимально теплым. Было бы не верным позволить вокалу доминировать в области низкой середины 5 kHz, поскольку тогда lead synth просто бы утонул. Если увеличить в вокале область 5 kHz, то за счет этого, он конечно же будет звучать сильнее, но тогда все остальное, находящееся в этом диапазоне будет потеряно. Мы убеждены, что для такой песни, как эта — вокал итак достаточно большой и круглый и не нуждается в усилении.
После усиления в звуке солирующего синтезатора области 5 kHz, и приглушения низкой середины и баса, он стал доминировать в этой области и сохранил приятное и полное звучание, не пересекаясь при этом с другими элементами микса.
В заключении мы добавили к обработанному сигналу задержку Super 2-tap, что придало большую подвижность и добавило немного воздуха в окружающее пространство вместе с аккомпанирующим синтезатором. Мы не стали добавлять ревербератор, поскольку звук солирующего синтезатора итак довольно насыщен, а его пространство вполне достаточно.

Плавающий синтезатор

Плавающий синтезаторв оригинале звучит приглушенно и не сильно выделяется. Однако он имеет отличные характеристики, скрытые в среднем диапазоне, и мы решили вычислить их местонахождение, чтобы усилить и придать им больше образа. Так как его роль заключается в подаче арпеджированных мелодий на небольшой громкости, он должен пробивать музыку на определенной частоте.
Откройте Q10 и используя узкую ширину Q, поднимите чувствительность с помощью мыши. Пройдите по области среднего диапазона, обращая внимание на выпрыгивающие частоты.

Мы нашли подходящее место в области около 2 kHz. В этой частоте у этого инструмента сильно увеличивается громкость, в то время как у других, более серьезных инструментов она отсутствует. Минимальное поднятие этой частоты, придало плавающему синтезатору отличное звучание, кроме того носовой звук создает необходимый контраст с другими
инструментами микса.
Небольшое погружение в области 500 Hz, поднимает частоту 2 kHz даже еще более возбуждающе и в то же время выгибает звук так, что он не звучит слишком жирно. Для создания контраста после его игры нам нужно сделать его чуть жестче, а для этого, с помощью эквализации, мы добавляем ему громкость. В результате он вписывается в любое место микса, где бы он не появился и к тому же занимает маленький диапазон носовых частот, не перекрывая что-нибудь еще.

Основы саунд-дизайна или синтез звука на аналоговых синтезаторах

С недавнего времени MusicMag TV начал публикацию видеоуроков, в которых мы будем рассказывать о различных аспектах выбора и использования студийного оборудования. Ну а данная серия статей будет дублировать видеосюжеты в качестве конспектов, которые наверняка окажутся не менее полезными читателю, чем наши видеоуроки.

Сегодняшняя статья – это введение в мир саунд-дизайна (sound design) – одного из важнейших и интереснейших направлений современного цифрового искусства, и посвящена она синтезу звука на аналоговых синтезаторах. Почему именно на аналоговых, может быть, спросите вы? Ответ прост – большинство цифровых синтезаторов или даже VST-плагинов – это просто-напросто симуляторы аналоговых синтезаторов, и внешнее устройство таких инструментов почти ничем не будет отличаться от устройства их аналоговых собратьев. Таким образом, изучив данный урок, вы сможете создавать свои собственные тембры помощью как аналоговых, так и цифровых синтезаторов и VST-инструментов.

Из чего же состоит аналоговый синтезатор и как в нем зарождается тот или иной звук? Чтобы это понять, заглянем в прошлое, где мирно покоятся предки современных синтезаторов – огромные ламповые шкафы, набитые различными электросхемами. Если приглядеться к ним повнимательнее, можно заметить, что эти инструменты состоят из модулей – такие модули могут выглядеть и как отдельные ящички, и как небольшие ячейки-пластинки, закрепленные внутри общего шкафа. Подобные модули старинных синтезаторов не имели прямой связи друг с другом, поэтому, чтобы синтезатор работал как единое целое, эти модули нужно было соединять специальными проводами.

modularcomposite550


Современные аналоговые синтезаторы – потомки старинных модульных систем, по своей конструкции не слишком отличаются от прародителей – они все так же состоят из модулей, (которые, правда, теперь уже не нужно соединять специальными проводами), и модули эти выполняют те же самые функции.

Взгляните, например, на панель современных аналоговых синтезаторов Moog Voyager и DSI Mopho Keyboard – вы увидите секции ручек и других контроллеров, выделенные с помощью тонких линий и прямоугольников. Это и есть модули, каждый из которых выполняет свою собственную задачу, ну а общее звучание синтезатора будет зависеть от различных настроек этих модулей и их количества.

Модули аналогового синтезатора

Теперь давайте разберемся, из каких модулей состоит синтезатор, и для чего нужен каждый из них. Существует 5 основных типов модулей:

  • Модули осцилляторов. Осциллятор (oscillator) – это основа основ любого синтезаторного звука, его голос. Здесь, в этом модуле, зарождается звук, и, затем, проходя через все остальные модули инструмента, попадает на аудиовыход инструмента.
  • Модуль микшера. Микшер (mixer) обычно один, и он работает как обычный аналоговый микшер, суммируя звуки всех осцилляторов в единый звук.
  • Модули фильтров. Такие модули непосредственно влияют на звук, который попадает сюда с осцилляторов. Фильтр (filter) может обрезать или усилить отдельные частотные составляющие звука, изменяя тембр.
  • Модуляторы. Эти модули сами не воспроизводят никакого звука и не влияют на него непосредственно. Однако, они могут управлять другими модулями синтезатора, например, осцилляторами или фильтрами, и автоматически изменять их характеристики во времени, что повлияет на звучание инструмента. К модуляторам относятся такие модули, как огибающая (envelope), генератор низкой частоты (LFO), аналоговый секвенсор и другие.
  • Модуль усилителя (amp, volume) усиливает звук синтезатора до слышимого уровня. Обычно представлен в виде классической ручки громкости Volume.

Существуют и другие виды модулей, однако основными модулями синтезатора являются именно осциллятор, микшер, фильтр, огибающая, LFO и усилитель. Благодаря различным сочетаниям настроек этих модулей мы сможем получить огромную палитру различных синтезаторных звуков! Теперь рассмотрим подробнее каждый из этих модулей, и объясним, как с ними обращаться.

Осцилляторы

Начнем с осцилляторов. Эти модули, как уже было сказано, непосредственно генерируют звук. Генерируемый осциллятором звук может быть разным, и зависит от модели и типа синтезатора. Аналоговые синтезаторы обычно оснащены осцилляторами, которые умеют выдавать самые простые формы волны различных геометрических форм – квадрат, треугольник, пилу, синус, шум и т.д.

Обычно, каждый из осцилляторов может генерировать только какую-то одну форму волны, поэтому, чем осцилляторов больше – тем насыщеннее будет звук еще на исходной стадии его создания.

Также в секции осцилляторов мы можем найти так называемые саб-осцилляторы (sub-oscilator) – это дополнительные осцилляторы, которые усиливают и насыщают басовую составляющую звука.
Кстати, чаще всего мы можем начать модулировать звук, не выходя за пределы секции осцилляторов – для этого, некоторые синтезаторы оснащены дополнительными возможностями осцилляторов – такими как жесткая синхронизация (hard sync), перекрестная (cross mod) или кольцевая (ring mod) модуляция, FM-синтез, и др. Эти способы работы осцилляторов не входят в рамки нашего сегодняшнего урока, поэтому, пока просто пропустим их.

Микшер.

В секции микшера (Mix или Mixer) мы можем активировать (on) или заглушать (off) звучание отдельных осцилляторов (VCO или OSC), а также регулировать их громкость (level – не путать с volume!) и иногда – панораму (Pan). Кстати, иногда шумовой осциллятор может находиться именно здесь. Смешивая звучание осцилляторов в различных пропорциях, мы получаем исходный набросок будущего звука.

Фильтры.
  • Низкочастотный фильтр (LP, low pass filter) обрезает высокие частоты, оставляя нетронутыми низкие частоты.
  • Высокочастотный фильтр (HP, high pass filter) обрезает низкие частоты, оставляя нетронутыми высокие частоты.
  • Полосной фильтр (BP, band pass filter) – обрезает все частоты вокруг указанной области, оставляя только отдельную частотную полосу.

Вообще, чтобы понять, что именно делает со звуком фильтр, проще всего покрутить ручку частоты среза (cutoff или filter frequency). Эта ручка отвечает за ту частоту, на которой и происходит срез.

Огибающая.

В отдельных синтезаторах огибающие могут быть изначально жестко привязаны к управлению конкретным модулем – например, огибающая фильтра (filter envelope), в других синтезаторах они свободно назначаются. Мы рассмотрим 2 самых распространенных способа использования огибающих – для модуляции фильтра и для модуляции громкости (amplifier envelope или VCA envelope):

LFO – это генератор низких частот. Он похож на осциллятор, но генерирует очень низкие, не слышимые ухом частоты примерно от 1 до 20 герц. Однако, даже если частота LFO попадет в слышимый диапазон, мы ее все равно не услышим! Генерируемая LFO волна не попадает на аудиовыход синтезатора – она нужна для того, чтобы управлять другими модулями.

LFO, как и осцилляторы, может иметь различные формы волны: синус, треугольник, пила, квадрат, случайная форма волны и т.д. По принципу действия он похож на огибающую, ну а основное отличие их в том, что огибающая имеет начало и конец, а LFO работает бесконечно, циклично.

Управляется LFO так: для начала мы должны назначить его на модуляцию какого-то параметра (или использовать заранее назначенный LFO) и выбрать форму волны. Параметр частоты LFO ( LFO freq. или frequency или rate) отвечает за скорость LFO – изменение этого параметра во время игры на синтезаторе придает звуку очень живой, динамичный характер. Например, назначив LFO с формой волны sine (синус) на модуляцию частоты среза фильтра и управляя частотой LFO мы получим знаменитый Dubstep Bass. Кроме того, частота LFO очень часто может быть синхронизирована с темпом (tempo sync), в этом режиме LFO может генерировать ритмичные пульсирующие секвенции.

Усилитель.

Чаще всего этот модуль не имеет никаких специальных регуляторов, кроме ручки громкости volume, однако он может быть целью для модуляционных модулей синтезатора, например, огибающей или LFO, которые могут управлять громкостью автоматически.

Основные советы, которые я могу дать начинающим саунд-дизайнерам:

На сегодня всё! Помните: саунд-дизайн – это огромный живой мир, полный различных интересных приемов и техник, но все великое всегда начинается с малого! Желаем вам удачи и побольше вдохновения!
Ваш MusicMag.


Чтобы играть или учиться игре на клавишных больше не нужно искать, устанавливать в доме огромный инструмент, который тяжело найти и доставить. Куда большую сложность представляет выбор подходящего варианта цифрового пианино или синтезатора. Рассказываем, как и по каким параметрам купить первый инструмент для начинающего музыканта.

Синтезатор – далеко не единственный вид клавишных, который можно использовать для обучения и работы. Основные типы, ключевые характеристики и термины, связанные с выбором инструмента можно прочитать здесь . Но если вы знаете, что нужен именно недорогой синтезатор для начинающих, эта статья для вас.

Виды синтезаторов

Все синтезаторы можно разделить на цифровые (семплерные) и аналоговые. Аналоговые синтезаторы популярны благодаря ламповому звучанию, но их сложно использовать: они требуются знаний и опыта в области создания звука. Можно сказать, что аналоговые синтезаторы больше относятся к миру физики, чем к обучению музыке.


Поэтому для музыкальных школ, домашнего использования или живых исполнений стоит выбирать инструмент с семплерным синтезом, которые воспроизводят записанные ранее звуки. Цифровой синтезатор является самым доступным решением (в связке стоимость/простота обучения и использования) среди всех клавишных инструментов. На рынке представлено огромное количество синтезаторов с разным набором функций и возможностей, которые мы рассмотрим далее.

Клавиши синтезатора

Логично предположить, что чем больше клавиш, тем более сложные партии вы сможете исполнять. Но на практике, это правило не работает. Вместо полноразмерной клавиатуры на 88 нот вполне достаточно 5 октав (61 клавиша). Если вы выбираете первый инструмент для маленького музыканта можно обратить внимание на более портативные варианты на 32, 37 или 46 х клавиш.


На клавиатурах с 61 и большим количеством клавиш иногда встречаются дополнительные функции: чувствительность к силе нажатия или послекасание. Эти функции не нужны на старте обучения, но непременно станут полезными с приобретением опыта.

Другой важный параметр – механика клавиш или как они реагируют на нажатие и возвращаются в исходное положение. С ней разобраться проще, на бюджетных инструментах практически всегда используется синтезаторная механика, при которой практически отсутствует сопротивление клавиш, а возврат осуществляется обычными пружинами. Этого вполне достаточно для начального уровня. Но если думать на перспективу, то лучшим вариантом будет клавиатура с молоточковой механикой.

Звучание синтезатора

Сложным в понимании и важным для любого музыканта (даже начинающего) является звучание инструмента. За него отвечает ряд параметров: звуковой процессор, полифония, количество тембров, аккомпанемент и наличие встроенных эффектов.

Процессор

Процессор отвечает за обработку входящего сигнала (нажатие клавиши) и выдачу нужного звучания. Все производители стремятся запатентовать собственную систему звукового синтеза и в зависимости от уровня инструмента используют полную или урезанную версию своего процессора. Можно перечислить их модели: AHL , AWM , RGE . Но начинающим пользователям эти названия не дадут нужной информации. Поэтому стоит обращать внимание на других факторы, влияющие на формирование звука:

Полифония

Количество тембров

Под тембром в синтезаторе понимается записанное звучание инструмента (фортепиано, рояль, духовые и пр.). А общее число тембров обозначает количество встроенных в синтезатор звучаний. Чем больше тембров, тем богаче возможности исполнителя.


Сложно назвать оптимальное значение количества тембров. Например, в синтезаторах, представленных в нашем каталоге, нижнее значение – 42. Но на практике, куда важнее 1-2 качественных звучаний, которые используются постоянно и не надоедают. Определить, нравятся ли они вам, можно только при тестировании инструмента.

Автоаккомпанемент

Наличие автоаккомпанемента (встроенных стилей) и ритмов дает возможность одному исполнителю создать звучание ансамбля или оркестра. Стили автоаккомпанемента определяют количество возможных вариантов ритмов и мелодий аккомпанемента синтезатора, их может быть от 4 до 2000+. Существуют модели синтезаторов и цифровых пианино без аккомпанемента. Они предназначены скорее для профессионалов, нежели для развития навыков исполнения.

Встроенные эффекты

Не последнее значение в формировании звука имеют эффекты. Они создают окрас для тембров. Набор встроенных эффектов в синтезаторах приблизительно одинаков. Для обработки сигнала доступны реверберация, хорус, эхо, дилей, фазер и другие. Чем больше эффектов и их настроек, тем дороже и профессиональнее синтезатор и вопрос заключается исключительно в целях использования. Поэтому, если вы начинающий исполнитель достаточно будет минимального набора эффектов.

Другие характеристики синтезаторов

Дополнительно стоит отметить наличие встроенной акустики (динамиков для воспроизведения звука) и разъема для подключения наушников. Они обеспечивают функциональность инструмента в домашних условиях. Встроенная акустика исключает необходимость подключения к компьютеру или использования колонок. А подключение через наушники помогает не только слышать себя, но и минимизировать шумы во время занятий.


В определенных ситуациях стоит предусмотреть возможность подключения к компьютеру. Большинство цифровых клавишных инструментов оснащены USB и/или MIDI, но не все они способны передавать сигнал для записи.

Обучающие программы

Если вы впервые сели за клавишные, стоит обратить внимание на наличие специализированных программ для обучения в комплекте. Их типы разнятся в зависимости от производителя и класса инструмента. Это могут быть простые подсказки в виде подсвечивающихся клавиш либо детализированные занятия или интерактивный нотный стан. Часто предусмотрено разделение клавиатуры для игры в 4 руки с преподавателем. Эти функции помогут развить мастерство исполнения или отработать партии до автоматизма.

Готовые варианты

В целом это основные функции, на которые стоит обратить внимание при выборе первого синтезатора. Но если боитесь сделать неправильный выбор или не хотите разбираеться в технических характеристиках устройств, мы подобрали несколько синтезаторов в зависимости от цели использования.

Синтезатор для детей

Нужен качественный, но бюджетный инструмент для обучения ребенка, безопасный и с приятным звучанием (важно для родителей и соседей)? Выбор можно остановить на следующих моделях синтезаторов: Casio SA-46, Casio SA-77, Casio SA-78, Yamaha PSS-A50.

Синтезатор для обучения взрослых

Цель использования таких инструментов – получение базовых навыков исполнения, работы со звуком и отработка приемов. Можно выделить следующие модели: Casio LK-265, Casio LK-280, Casio CTK-3500, Yamaha PSR-E263, Yamaha PSR-E363. Это инструменты с простой системой управления и базовым набором функций.

Синтезатор для любительского творчества

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

« Аранжировка и подорожечная запись на секвенсер

цифрового синтезатора CASIO CT-X 3000

Брызгалова Марина Олеговна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района

Давлетова Клара Борисовна,

Фатьянова Елена Алексеевна,

эксперт по электромузыкальным инструментам,

руководитель музыкальных и образовательных проектов CASIO

  1. Введение.
  2. Саунд-карта настроек.
  3. План подорожечной записи.

«Аранжировка и подорожечная запись на секвенсер

цифрового синтезатора CASIO CT-X 3000

Чтобы выбрать сольную дорожку для записи, нужно выполнить длительное нажатие на кнопку 8 RECORD/STOP.

• Отображается экранная страница для программирования записи, на которой можно выбрать записываемую дорожку.

регулятора отобразить индикаторы [SONG] и [SOLO] .

• Нажатием на кнопку 8 RECORD/STOP восстановить состояние готовности к записи.

• Чтобы в начале записи вставить паузу, нужно нажать не на кнопку 8 RECORD/STOP, а на кнопку START/STOP. Начинается запись, и до

момента начала игры вставляются паузы. Игра на клавиатуре вызывает автоматическое включение записи. По окончании записи нажать на кнопку 8 RECORD/STOP. Индикатор [RECORD] гаснет.

• После нажатия на кнопку PLAY/STOP записанные данные воспроизводятся.

После того как записаны все дорожки композиции, начинается самая интересная работа - работа со звуком с помощью функции микшера. В синтезаторе Casio CT-X несколько микшеров: keyboard, rhythm, song sys, song solo, midi in. Коротким нажатием на кнопку mixer входим в режим выбора

Читайте также: