Как сделать эффект кракле в батике

Обновлено: 05.07.2024

Кракелюр образуется за счет несовместимости двух продуктов: первого - на основе растворителя, второго - на водной. Сначала необходимо нанести на законченную работу тонкий слой патинирующего лака. Необходимо убедиться, что он высох не полностью, а ещё липкий на ощупь, но при этом не оставляет следов на пальцах. Затем нанести слой лака, дающего кракелюр. Во время высыхания последний образует множество мелких трещин. Для увеличения глубины трещин сушку можно ускорить при помощи струи горячего воздуха. При необходимости получения ещё более ярко выраженного кракелюра необходимо втереть в образовавшиеся трещины масляную краску (пудру, пигмент, ваксу), контрастирующую с цветами картины. После этого при помощи чистой хлопчатобумажной ткани следует тщательно протереть всю поверхность, чтобы удалить излишки краски и позволить высохнуть. Для большей защиты можно нанести дополнительный слой лака, придающего картинам старый вид. Температура окружающей среды и влажность определяют размеры трещин, следовательно, их следует учитывать и записывать при необходимости воспроизведения ранее выполненного кракелюра.

На чем основана современная техника создания "кракелюров"

Современный эффект "трещин" основан на разнице во времени высыхания состава и покрытия, которое трескается. Некоторые составы для "кракелюров" окончательно высыхают за несколько дней. Такой недосушенный состав обычно интенсивно вытягивает воду из ЛКМ на водной основе и обеспечивает достаточно "скользкую" поверхность, по которой ссыхается, трескаясь, краска или лак.

Большинство составов предназначены для акриловых красок. Однокомпонентный фасет, который наносится толстым слоем, обеспечивает себе такой эффект элементарным свойством более быстрого высыхания верхних слоев по сравнению с нижними (ну и состав непластичный). Кракелюрные однокомпонентные краски, как вариант, могут быть сильно усыхающими по объему, поэтому даже тонкий слой трескается.

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.

1. Лак кракелюрный для художественных и декоративных работ Cracking Varnish 100 мл. Делает ООО "ПК Таир".

Описание: Лак на водной основе, предназначен для эффекта старения с помощью акриловых красок на таких поверхностях как холст, картон, стекло, дерево итп.

Перед употреблением перемешать.

Нанести на поверхность акриловую краску выбранного цвета и дать просохнуть не менее часа. Лак нанести плоской кистью в одном направлении. Через 30-40 минут нанести поверх высохшего лака второй слой краски. Практически сразу поверхность краски покрывается трещинами, сквозь которые виден первый слой. Чем толще слой кракелюрного лака, тем крупнее и реже будут трещины. Для ускорения процесса слой второй краски можно высушить с помощью фена.

10 "секретов" кракелюр техники "кракле".

На эксперименты осталось мало времени. Первый опыт с двумя разными кракелюрными лаками и акриловыми аэрозольными красками оказался неудачным. "То ли лаки дерь*о, то ли с краской что-то не так" подумал я. Была у меня мысль, что эти водные кракелюрные лаки должны сочетаться с водными красками. Так что упор в акриловые краски сбил меня с толку. Проверил свою догадку с черной колеровочной краской на водной основе DUFA, которую я периодически пользую. Эксперимент прошел на ура. Так что эти аэрозольные краски, можно сказать, не трескаются и пригодны разве что для основы и защитного лака.

Впечатления от желтоватого кракелюрного лака:

- "маслянистый" - при нанесении собирается участками-"каплями", обнажая основу;

- за ним надо следить и растирать пока он подсыхает и это напрягает;

- расход маленький: одну каплю растягивать можно долго;

- подсыхает в сравнительно глянцевую поверхность (нижняя часть на фото 1 напротив);

- при одинаковых условиях трещины размытые и бесформенные (фото 2. возможно с другими красками или другими условиями результат будет лучше).

Впечатления от бело-молочного кракелюрного лака:

- "цепкий" - укрывает поверхность с первого раза;

- что-то в нем есть активное - маленько разъедает основу;

- расход больше и высыхает быстрее;

- подсыхает в матовую поверхность (верхняя часть на фото 1 выше);

- при правильном подходе трещины четкие и довольно симпатичные (фото 3 и остальные).

Секрет №1

Ждать 30-40 минут пока кракелюрный лак высохнет необязательно. Быстро высушить можно бытовым феном. Белый сушить до исчезновения "мокрых" глянцевых участков. Желтоватый + до некоторой шелковистости, он не должен прилипать к пальцам.

Секрет №2

При прочих равных, площадь трещин примерно одинакова. Чем мельче трещины, тем их больше. Чем толще трещины, тем их меньше.

Регулировать толщину и количество трещин можно толщиной верхнего слоя краски.

Регулировать толщину вододисперсионной краски можно ее вязкостью. Разбавляя водой, получим более тонкий слой.

Регулировать можно и толщиной слоя кракелюрного лака. Есть подозрение, что продолжительность сушки тоже влияет. Желательно чтобы слой был однородным.

Секрет №3

Толщину и количество трещин можно регулировать количеством/временем повторной обработки одного и того же участка поверхности:

- толстый слой краски и один-два прохода - мало и широкие кракелюры;

- толстый слой и от 5 проходов - мало и мелкие кракелюры;

Секрет №4

На форму и толщину трещин влияет качество подготовки поверхности и ее гладкость/шершавость. На гладких глянцевых поверхностях кракелюры разлезаются намного охотнее, чем на шершавых и матовых поверхностях.

Секрет №5

Рисунком (направлением) трещин можно управлять:

- естественные и однородные "кракелюры" получаются при нанесении краски куском поролона, валиком или краскопультом;

- большинство трещин в одном направлении (вертикальном или горизонтальном) получают проходом широкой (удобнее и быстрее просто) кисточки* в нужном вам направлении;

- квадратная сетка-решетка - проходом кисточкой горизонтально и вертикально;

- заданный рисунок из трещин можно нарисовать соответствующими движениями кисточкой.

*кисточка должна быть с выраженной волосистостью (щетина например). но можно пробовать и плоской синтетической как и советуют для более редких кракелюров

И совет: учитывайте время между нанесением краски и действиями с направлением трещин в нужном направлении кисточкой. Чем быстрее - тем лучше.

Секрет №6

На маленькие поверхности удобно наносить пальцем. Расход лака намного меньше. Если тщательно не разглаживать состав, то можно добиться эффекта неоднородности сетки трещин (как на фотографиях в конце статьи справа). Если наносить лак пальцем на плоские поверхности от 2 дм2, то равномерно перераспределить можно сухим поролоновым валиком.

Секрет №7

Помогать в образовании трещин можно тем же феном, только без фанатизма. А то можно перегреть краску и она "свернется".

Экспериментировать с феном обязательно. Особенно если используете неспециальные материалы (секрет №9).

Секрет №8

По сути двухкомпонентные кракелюрные лаки это набор из однокомпонентного кракелюрного лака №1 и обычного лака под номером 2 (который заменяет краску в данном случае). Т.е. по идее можно брать лак №1 из набора в качестве однокомпонентного кракелюрного лака. Если бы я это знал, взял бы наверно Creall Crackle №1 для своих целей.

Секрет №9

При желании эффекта "кракелюров" можно достичь и без специальных лаков и составов. В качестве кракелюрного может сойти обычный вододисперсионный лак или клей ПВА (пробовать разный). Как вариант нанести средним или достаточно толстым слоем и подсушить на отлип. Дальше как описано выше. Сравнительно нормальный эффект достигается экспериментами с конкретными материалами. Например, можно подсушивать феном только что нанесенные толстым слоем ЛКМ.

Секрет №10

Получив приличный результат, сделайте минимум пару контрольных образцов, чтобы поймать "физику" процесса и достичь повторяемости результата.

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Многоцветный горячий батик. Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску. При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения. Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Техника сибори . Эта техника имеет японские корни. Результат достигается путём перевязывания ткани веревочками и резинками и дальнейшего окрашивания .

Холодный батик. В технике холодного батика используют анилиновые красители. Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Свободная роспись. Ирина Шурыгина Тишина. Елена Решетова Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Материалы и инструменты Кисти круглые и плоские Краски по ткани Палитра Рамка для батика Резерв и контур Ткань Малярный скотч Дистиллированная вода Фен Утюг

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи. Тонкий шелк - понже , креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Ткань

Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями. Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки. Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая. Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками. Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен. Прочие принадлежности

Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.

В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.

Особенность технологии

Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.

Однослойный и многослойный горячий батик

Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.

Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.

Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.

Подготовительные этапы в технике горячего батика

В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.

Разработка эскиза

Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы.

Подбор цветовой гаммы

Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение. При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому. Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.

При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга. А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет. Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.

Подготовка ткани

Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.

Подготовка рабочего места

Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.

Подрамник располагают горизонтально.

Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.

Основные этапы работы

Перенос эскиза на ткань

Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.

Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.

Резервирование воском

Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.

Инструменты и приемы для нанесения воска

Воск наносится только на сухую ткань при помощи кисти, поролонового валика, штампа, чантинга. Возможно использование и штифта – электрического инструмента, поддерживающего внутри постоянную температуру. Многие мастера свободно выливают воск на ткань из любой удобной емкости. Его наносят каплями, линией, пятном, используют и трафареты.

Подготовка воска к работе

Перед нанесением воск нужно хорошо разогреть, чтобы он насквозь пропитал ткань. Нагревать его лучше на водяной бане (это исключает перегрев) и на электрической плите – на газовой воск может воспламениться.

Перед началом работы степень нагрева проверяется на образце.

Если разогрет хорошо, то воск пропитает ткань насквозь, а в зоне нанесения полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным на просвет.

Если воск остался на поверхности ткани белой непрозрачной каплей, то температура недостаточная и нужно продолжить нагрев.

Нанесение краски

Краска наносится на свободную от воска поверхность кистью, ватным тампоном или поролоновый кисточкой.

Если батик однослойный, то насыщенность цвета может быть любой, зависит только от идеи автора. На поверхности воска не должно оставаться высохших капель краски, иначе они останутся и на готовой работе. Поэтому после нанесения работу протирают и высушивают, избегая нагревания.

При многослойном варианте каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий. Поэтому роспись начинают с самого светлого и ненасыщенного участка, постепенно переходя к более темному. Слой за слоем воск фиксирует цвет на окрашенном участке, а следующий цвет наносят на свободные поверхности. После работу высушивают. Процессы нанесения воска и красителя повторяют вплоть до последнего, самого темного цвета.

Эффект кракле

На заключительном этапе можно применить прием кракле. Он выполняется самой темной из имеющихся красок. На всю поверхность наносится воск.

После его полного остывания поверхность ткани подвергают деформации, создавая заломы.

В эти заломы втирают краситель, смешанный с мыльным раствором. Благодаря воздействию щелочи краситель проникает к ткани и окрашивает ее.

Заключительные этапы работы

Удаление воска

Закрепление красителя

Если работа выполнена акриловыми красителями, то в процессе вытапливания закрепляется и краситель. При работе с парозакрепляемыми красящими веществами фиксация идет при помощи запаривателя.

Обратный батик

Кроме традиционных однослойной и многослойной техник батика существуют экспериментальные – например, обратный батик.

Принцип работы схож с вышеописанным. Главное отличие в том, что эта техника выполнения росписи предполагает работу в обратном порядке – от темных цветов переходят к светлым. В первую очередь расписываются и покрываются воском те участки, которые по эскизу должны быть холодных оттенков. Они лучше теплых удаляются из волокон ткани. После раствором отбеливателя с обеих сторон ткани удаляется краситель, свободный от воска. Используется краситель бес хлора, но даже он может повредить шелк, поэтому чаще всего обратный батик выполняют на хлопке.

После отбеливания изделие промывается чистой водой. Затем роспись продолжают красками теплых оттенков. Очень интересно смотрится эффект кракле с отбеливателем. После финального слоя краски работа над изделием продолжается в обычном порядке.

Горячий батик для новичков и профессионалов

Техника горячего батика может быть очень разнообразной. С одной стороны, горячий батик подходит и для новичков, не имеющих художественного образования. Все потому, что полноценную законченную работу можно получить, используя различные приемы, не требующие специальной подготовки.

Приемы горячего батика

С другой стороны, горячий батик имеет большой потенциал. С его помощью можно решать сложные художественные задачи. К нему зачастую возвращаются, даже овладев другими смежными техниками.

Очарование старины


Очарование старины

Настоящая антикварная мебель — дорогое удовольствие. И её по понятным причинам становится всё меньше. Но существует немало способов создания псевдостарых предметов мебели из вполне современных образцов.

О том, как придать вещам более солидный облик с помощью кисточки и краски, я начала рассказывать в публикации Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания. Здесь продолжим разговор о способах искусственного состаривания мебели с использованием лакокрасочных материалов.

Эффект кракле

Вы обращали внимание на сетку мелких трещин на поверхности картин? Эти трещины (утрата целостности красочного или лакового слоя) называются кракелюрами — от французского слова craquelure (трещина).

Сегодня трещины на красочном покрытии — не всегда головная боль реставраторов. В продаже есть составы, специально предназначенные для получения эффекта растресканности. Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно — от шкатулки до торта, создавая антураж старины. Кракле бывает дополнением декупажа или самостоятельным декором.

Составы для кракелюров и принцип действия

Кракемейкеры и производители кракелюрных лаков и красок различают 2 основных типа составов: одношаговый и двухшаговый. Эта классификация при ближайшем рассмотрении не совсем правильная, потому что количество этапов (шагов) в каждом варианте больше. А обилие разных производителей, вариаций химического состава продуктов и их характеристик создаёт путаницу.

Поверхность с кракелюрами


Поверхность с кракелюрами

  • Одношаговый (однофазный) кракелюр

Направление появления трещин зависит от движения кисти: если красить вертикально, кракелюры тоже будут вытянуты в вертикальном направлении, и наоборот. Если использовать не кисть, а валик, направленность трещин будет более хаотичной — как на фото выше. Для достижения такого эффекта при окраске небольших предметов можно воспользоваться тампоном из куска поролона.

Форма и размеры трещинок, скорость их проявления зависят также от температуры воздуха при сушке. Здесь тоже можно воспользоваться феном для ускорения процесса.

  • Двухшаговый (двухфазный) кракелюр

Двухшаговый кракелюр. Фото с сайта linakarolina.hemsida24.se


Двухшаговый кракелюр. Фото с сайта linakarolina.hemsida24.se

Декоративные кракелюры, образуемые двухшаговым кракелюрным лаком, напоминают как раз свой прообраз — сетку трещинок на старинных полотнах. Размеры кракелюров, как и в случае работы с однофазным материалом, зависят от химического состава и толщины слоя лака, скорости высыхания, то есть от температуры и влажности воздуха.

В этом случае также можно попробовать ускорить высыхание с помощью фена, однако лучше сначала попробовать на образце. Овладев техникой и подобрав необходимый состав, можно добиться аккуратных мелких трещинок, как на старом фарфоре.

Как сделать кракелюры своими руками

Например, можно покрыть предмет спиртовым раствором шеллака, а в качестве второго компонента использовать гуммиарабик (раствор смол акации). Так выполнялись подделки известных старинных картин: копировалась не только работа художника, но и следы времени на полотне.

А если акриловую краску протереть 9% уксусом, то он частично растворит красочное покрытие, создав своеобразные микротрещины. Выбор средства зависит от того, какой эффект вы хотите получить.

Кстати, кракле можно сделать и не только лаком и краской (хотя лак всё равно потребуется, но только в качестве завершающего покрытия). Этот способ — хорошая тренировка мелкой моторики, потому что трещиноватость создаётся инкрустацией из яичной скорлупы.

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в одноклассниках, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме. Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской. https://stranamasterov.ru/node/177802 - 1 часть https://stranamasterov.ru/node/179221 - 2 часть https://stranamasterov.ru/node/192748 - 3 часть. Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент. (фото 1)

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.))

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.)) (фото 2)

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя. (фото 3)

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке https://stranamasterov.ru/node/248402 кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Очень подробно рассказала об этом Настина бабушка https://stranamasterov.ru/node/96148 Посмотрите разницу - она наносила верхнюю краску губкой, я - кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь! (фото 4)

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя ( не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр. Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя ( не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже. (фото 5)

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло. (фото 6)

Тут пигмент серебряный.

Тут пигмент серебряный. (фото 7)

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится. (фото 8)

Кракелюр красивый получается.

Кракелюр красивый получается. (фото 9)

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом. (фото 10)

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению. (фото 11)

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго. (фото 12)

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками. (фото 13)

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного. (фото 14)

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Чем толще второй слой, тем реже трещины. (фото 15)

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький. (фото 16)

Вот так получается на досочке.

Вот так получается на досочке. (фото 17)

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины. (фото 18)

Вот он в работе.

Вот он в работе. (фото 19)

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими. (фото 20)

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев. (фото 21)

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает. (фото 22)

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Успехов вам, мастера и ученики декупажа.

Спасибо большое Верочка. Тоже думаю заняться кракелюром,утащила в копилку,буду читать и тренироваться.Благо не надо искать по всему интернету,все на месте.

Спасибо, Валентина за добрые слова! Я надеюсь, смогу помочь. И обязательно почитайте Елену Островскую, я на основе этих записей училась, всё понятно и доходчиво написано и показано.

спасибочки! пригодится!очень нужная информация!

И Вам спасибо, Светлана!

Верочка, большое спасибо за подробный разбор полетов. Очень нужная публикация!

Да, Ирина, люди много спрашивают, поэтому и решила сделать такую памятку.

Читайте также: