Как сделать эффект концертный зал

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 29.08.2024

Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.

Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.

Принципы, которым необходимо следовать

Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:

  • световое освещение здесь не является отдельным элементом. Оно служит основой для создания с его помощью визуального образа. Этот образ должен подчеркнуть в наиболее выгодном свете все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (актового или концертного зала дома культуры и т.д.);
  • схема, по которой размещается световое оборудование (потолочные лампы, софиты, прожекторы и т.д.), должно учитывать специфику происходящего на подмостках;

Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.

Возможный вариант освещения концертной сцены

Освещение концертной сцены

  • оценка габаритов. Для актового зала, дома культуры и других небольших площадок стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование (прожекторы, софиты и т.д.). А вот для огромных залов может создаваться многоуровневая световая система, состоящая из большого количества оборудования;
  • отсутствие монотонности во время представления или концерта. Для того чтобы разнообразить световое сценическое освещение используется разное оборудование. К примеру, софиты, потолочные или настенные прожекторы и т.д. При этом обязательно следует учитывать особенности сцены актового или концертного зала. Благодаря этому принципу получается длительное время удерживать внимание зрителей на происходящем.

Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.

Назначение сценической подсветки

Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:

  • создавать необходимый уровень освещенности;
  • соответствовать требованиям ГОСТа;
  • быть безопасным для людей;
  • иметь простое обслуживание;
  • иметь высокую четкость подсветки, которая при необходимости позволяет рассмотреть даже незначительные детали;
  • потреблять минимум электроэнергии.

Источники света над сценой

Осветительное оборудование сцены

При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:

  • создать качественный и мощный световой поток;
  • формировать необходимую атмосферу, чтобы добиться у публики правильного настроя;

Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.

  • подчеркивать все действия, происходящие на сцене, чтобы они были видны со всех ракурсов и углов;
  • четко подсвечивать различные элементы: декорации, исполнители, оркестр и т.д. При этом само оборудование (прожекторы и софиты) может подсвечивать различные сценические элементы, в зависимости от надобности. К примеру, световой оператор в течение выступления может менять направленность светового потока, который излучают прожекторы.

Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.

Варианты освещения

Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:

  • с помощью одного источника света. Им может быть один мощный прожектор;
  • с помощью нескольких, а то и целой группы, источников света. Обычно в данной ситуации используется разнообразное оборудование (например, прожекторы и софиты).

Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:

  • габариты помещения (актового или концертного зала);

Вариант освещения актового зала

Освещение актового зала

  • предназначение: для проведения концертов, детских утренников, театральных выступлений и т.д.;
  • уровни освещенности, прописанные в регламентирующей документации для данного типа помещения (актового или концертного зала и т.д.);
  • технические характеристики, которые имеет используемое оборудование (софиты, прожекторы и т.д.);
  • мощность используемых источников света. Здесь можно использовать разнообразные источники света: светодиодные, люминесцентные, галогеновые и другие типы лампочек.

Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально

Освещение одним источником света

Одинарный источник освещения

Освещение одним источником света

Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.

Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.

Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.

Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.

Освещение несколькими источниками света

Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).

Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.

Множественные источники света

Освещение несколькими источниками света

Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:

  • передний и задний;
  • верхний и нижний;
  • боковой;
  • сочетающийся.

Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:

  • точечные светильники. Это могут быть софиты, сканеры, прожекторы, приборы полного вращения и прочие;
  • световые панели, куда вмонтированы несколько источников света, которые к тому же имеют возможность давать световой поток в требуемом направлении.

Художественная подсветка

Работа художника по свету

Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.

Подходы к использованию светильников

Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

  • задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
  • применение одного светового оформления для всех сцен;
  • использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.

Вариант освещения концертного зала

Вариант сценического освещения

Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

Кого и что необходимо освещать

На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

Световое выделение солиста

Подсветка солиста на сцене

Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.

Варианты схем сценического освещения

Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.

Световое оформление сцены

Схема организации основного освещения сцены

Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:

  • контрсофит для подсветки исполнителя;
  • рампа – для подсветки лица исполнителя;
  • софиты – они размещаются над площадкой, обеспечивая бестеневое освещение;
  • задники – создают фон.

А боковое освещение может организовываться по такой схеме:

Боковое освещение сцены

Схема для бокового освещения

Данная схема реализуется следующим оборудованием:

  • ложа – освещает передний план сцены;
  • портал – освещают глубь сцены;
  • боковые подсветы – дополняют порталы, обеспечивая объемное освещение.

Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.

Заключение

Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.


Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Шаг 1: Правильный объектив

Шаг 2: Скорость, и как её заснять

Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.

Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ – верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.

Шаг 3: Чувствительность – нет, не та самая

В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.

По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.

Шаг 4: Сделайте домашнюю работу

В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.

Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи – золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала – сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows.

Шаг 5: Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.

Шаг 6: Сохраните свой слух

Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.

Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.

Шаг 7: Получите доступ

Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.

Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.

Шаг 8: Съемка шоу

Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.

Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.

Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.

Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.

Шаг 9: Что дальше?

Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения – но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.

Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.

Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.

Заключение

Концертная фотография – занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.

Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.

Фотосъемка концертов

Мои пять приемов фотосъемки концерта:

1. ISO/Выдержка/Диафрагма

как снимать концерты

С настройками экспозиции все просто и зависит исключительно от возможностей вашей техники.

У вас телевик с подавлением вибрации? Супер, значит, выдержку можно поставить немного длиннее, не опасаясь испортить картинку шевеленкой.

Снимаете на светосильную оптику? Значит, можно открыть диафрагму посильнее и получить больше глубины в кадре.

У вас зеркалка начального уровня с китовой оптикой? Печально, но не смертельно — я начинал снимать концерты камерой, которая даже ISO 640 толком не держала, а уж про светосильную оптику можно было только мечтать. А раньше музыкантов вообще на пленку снимали и ничего, хорошие кадры тоже случались.

Итак, вы на концерте, стоите перед сценой в ложе фотографов.

Какие настройки экспозиции выставить?

У меня есть один очень простой рецепт:

Делаем пробный кадр. Смотрим.

Слишком темно? Делаем выдержку длинее, скажем, до 1/80 или 1/100.

Слишком светло? Ставим ISO ниже или закрываем дырку до 4,5, а то и 5,6.

Все отлично? Бросайте читать эту статью и начинайте уже снимать концерт!

Теперь пара нюансов:

Снимая длиннофокусной оптикой, помните: чем длинее фокуное расстояние, тем короче придется ставить выдержку. Снимая с 200 мм, выдержка нужна 1/160-1/250. При более длинных выдержках шевеленка практически гарантирована.

Не увлекайтесь открытыми дырками. Глубина картинки, красивое боке — это все замечательно, но открытая диафрагма = малая глубина резкости, а значит, навести фокус на нужную область будет сложнее. Поэтому, снимая крупный портретный план, можно поставить диафрагму 2.8, но открываться до 1.8/1.4 стоит только в случаях с очень слабым освещением или используя малую глубину резкости как художественный прием. А если берете общий план, лучше прикрыть диафрагму до 5,6.

Концертная фотография

2. Контраст

Хелависа

Обратите внимание на кадры разных фотографов с одного концерта — у кого-то фотографии яркие и сочные, у других — скучные и унылые. Все правильно, ведь все снимали в одинаковых условиях (при скучном освещении), но те фотографы, кто добил контраста, получили более интересную картинку.

Кипелов Ария 25 лет

3. Эксперементируйте с цветом

Пять приемов фотосъемки концертов

На концерте было плохое освещение? Вам очень хочется сломать световику руку в трех местах? И что самое печальное — фотографии получились совершенно никакие по цвету?

Так измените картинку! Не стесняйтесь менять цвет сценического освещения, если чувствуйте, что ваша фотография только выиграет от этого.

Сделать это можно 1000 различными способами (как и все в обработке фотографий). Самый простой и очень действенный — работа с настройками баланса белого в RAW конвертере.

У наc есть типичный кадр, испорченный плохим освещением (вся картинка залита одним цветом).

Обработка концертной фотографии

Посмотрим, что можно сделать, используя настройки баланса белого.

Обработка концертной фотографии

Я работаю с конвертером Capture One Pro, но аналогичный функционал обработки ББ есть в любом приличном RAW конвертере.

Очевидно, что с маджентой в кадре у нас перебор — двигаем Tint влево и добавляем зелени.

Обработка концертной фотографии

Маджента ушла, но цвета картинки стали нездорово холодные. Не проблема — повышаем цветовую температуру до 12 000 Кельвинов:

Обработка концертной фотографии

Обработка концертной фотографии

Конечно, над цветом тут можно еще работать и работать, но это лишь пара пасов в Raw конвертере, минутное дело, а картинка стала намного интереснее.

Кстати о цвете. Простой прием: сделайте передний план холодным, а задний — теплым. Или наоборот.

Фотосъемка концертов

Это тот же контраст, только цветовой, и работает на зрителя так же безотказно. Конечно, освещение на концерте не всегда позволяет использовать этот прием, но если удастся — непременно воспользуйтесь, а обработкой цвета усильте эффект.

И всегда старайтесь усиливать цветовые акценты.

Во время выступления Хелависы фотографов не мог не порадовать синий контровой цвет, но усилив его при обработке можно получить еще более симпатичную картинку:

Хелависа Ария 25 лет

Обработка концертной фотосъемки

Когда освещение на концерте было совсем уж никакое и в цвете картинка выглядят очень уныло — переведите ее в Ч/Б, и фотография сразу станет интереснее. Если не стала — значит, этот кадр уже ничего не спасет.

У Ч/Б картинки есть одна интересная особенность — черно-белое изображение акцентирует внимание зрителя на деталях кадра, фотографию в ч/б хочется рассматривать особенно долго (если есть на что смотреть, конечно). Именно поэтому так популярен черно-белый портрет.

Как это применимо к концертной фотографии? Возьмите кадр, который пестрит деталями, например, фотографию толпы фанов, и переведите ее в ч/б. Картинка сразу станет интереснее — цвет не отвлекает внимание зрителя от деталей кадра.

5. Дубль, дубль и еще дубль

Концертная фотография

Съемка концерта

Концертный фотограф не может выставить свет на сцене или общаться с музыкантами, как с моделью в студии. Он может только снимать. Именно поэтому концертная фотография лучше всего иллюстрирует, что снимает не камера, а человек. На концерте может быть десяток фотографов. Все снимают с одной точки, схожим оборудованием одну и туже сцену и тех же музыкантов на ней. А фотографии у всех выходят разные.

Живые концерты — это всегда яркие впечатления, динамика и богатство ярких оттенков. Для обычного зрителя так и есть, а что же они означают для фотографа? Если вы частенько бываете на выступлениях известных артистов, наверняка замечали, как суетливо носятся мастера фотографии, пытаясь поймать самый лучший момент и самый удачный ракурс, воюя с вечно меняющимся светом, яркостью и температурой снимка. Так что правильнее всего будет сказать, что для фотографа концерт — это много и очень много работы. Однако, если вы все же стремитесь снимать живые выступления и делать это качественно, без должной подготовки обойтись не удастся. потому-то мы и подобрали для вас 10 правил, или скорее, советов, которые помогут вам подойти к концертной съемке с готовностью.


Шутки шутками, а готовиться к съемке нужно действительно заранее. Во-первых, внимательно изучите коллектив или артиста, которых предстоит снимать. В этом вам поможет в первую очередь Youtube. Во-первых, он позволит вам познакомиться с динамикой и манерой сценического поведения исполнителя, что имеет огромное значение для конечного результата. Так вы сможете точно знать, чего ожидать от солиста и музыкантов, каких движений, приемов и “фишек”. Тогда же вам сразу станет понятно, как и когда именно караулить удачный кадр.

Не забывайте и о динамике — ведь это едва ли не главное, что должно быть в кадре. Цель концертного фотографа в том, чтобы показать эмоции артиста и публики тем, кто не присутствовал на мероприятии. И конечно, лучший способ — это динамичные активные фото.

Более того, посмотрев и заранее оценив масштаб и направление съемки, вы сможете найти лучшие точки, с которых получатся самые выигрышные кадры. А локация, как известно, для фотографа очень важна.

Оставьте все лишнее дома

Не менее важно перед походом на концерт оставить дома все лишнее. Тому есть несколько причин — во-первых, вы отправляетесь в людное место и пробираться сквозь толпу с огромной сумкой, полной техники вам будет крайне неудобно. Во-вторых, неудобно будет и тем, кто вас окружает. В третьих, вы никогда не знаете что именно произойдет и вполне может случиться так, что в слэме или в обычном приступе драйва кто-нибудь повредит технику. Поэтому подготовьте камеру и самый удобный объектив, захватите батарейный блок и запасную карту памяти, и смело отправляйтесь снимать мероприятие, не переживая за сохранность всего арсенала. Стандартный набор концертного репортажника — камера (лучше фуллфрейм), 35мм объектив f/2 и внешняя вспышка (она вам пригодится, а почему — об этом мы поговорим позже). Если, конечно, вам предстоит снимать в тепличных условиях пресс-зоны, можно взять с собой запасную амуницию, но точно знайте, что времени для замены стекла у вас скорее всего не будет. Так что отправляйтесь налегке.


Есть два вида концертных фотографов, и оба могут подкрепить свой выбор резонными аргументами. Одни принципиально стараются не использовать в съемках вспышку и полагаться только на освещение, доступное в зале, другие же настаивают на том, что четкие и цельные кадры можно получить только со вспышкой.

В том и в другом случае нужно быть аккуратным, ведь доступный свет может подвести, а вспышка может отвлекать зрителей, да и не все артисты позволяют снимать свои выступления со вспышкой. Так что пользуйтесь вспышкой, но умеренно.

Единственная рекомендация, которую здесь можно дать: всегда стараться отражать вспышку. Если есть возможность — от потолка, если нет — использовать рассеиватель. Рассеиватель софт-бокс Flama FL-B14 легко крепится на вспышку и позволяет смягчить свет в любых условиях. Он обеспечивает натуральный мягкий свет и тени.

Лучший друг концертного фотографа — это светосила. Конечно, зум-объективы великолепны, и теоретически, они крайне удобны для съемок концертов, но по светосиле они определенно уступают фиксам.

Разумеется, многие фотографы являются на концерт с фуллфрейм камерой и объективом 24-70мм f/2.8. В этом нет ничего плохого, но у нас есть две цели — снять, по максимуму используя доступный в зале свет, и вдобавок не таскаться с тяжелыми устройствами. Именно поэтому удобнее всего использовать стекло с постоянным фокусным расстоянием и с высокой светосилой. Мы вовсе не имеем в виду дорогие объективы, ведь достаточно взять качественный Nikon или Canon 50мм f/1.8

ISO в таком случае можно поднять до 12-13000, а выдержку можно выставить 1/200 или 1/300 секунды. Так что при таких настройках, параметры будут компенсировать друг друга, и можно использовать исключительно доступное в зале освещение, не нарушая реалистичности происходящего в кадре и, собственно, на сцене.


Избегайте снимать на уровне глаз

Это не так просто, если вы находитесь в большом зале, но если вы попадаете на сцену или снимаете в маленьком клубе, легко допустить ошибку и наделать фото, снятых “в упор”. Преимущество крупных и высоких сцен именно в том, что они позволяют вам получить какой-либо уровень: вы можете снимать снизу, можете забраться на балкон и снять сверху, можете снять сзади или сбоку.

Что касается композиции, в силу движения и постоянной динамики на сцене, нужно всегда быть внимательным. Старайтесь избегать попадания в кадр лишней руки, бегущего на бэкграунде техника и т.д. Либо напротив, используйте их, уходя в сторону репортажа, а не перформанса. Так или иначе, старайтесь немного предугадывать события, чтобы успевать поймать верный кадр, поскольку концерты живые и во время выступления может произойти что угодно как в зале, так и на сцене. Важно при этом быть внимательным и успевать следить не только за тем, что происходит в пределах поля зрения объектива.

Снимайте в ручном режиме

Казалось бы, логично на бегу выставить и авторежим и потом не отвлекаться на лишние настройки. Однако напротив, снимать концерты пожалуй, лучше всего в полностью ручном режиме. Как минимум, вы научитесь работать с невероятно большим количеством типов света, при этом вы будете иметь четкое понимание того как какая настройка ведет себя в таких условиях, и какой получается результат. Словом, вы будете знать собственную камеру вдоль и поперек. В редких случаях можно выставить приоритет выдержки или приоритет диафрагмы, здесь вам придется действовать по обстоятельствам.

Профессиональные концертные фотографы со стажем, как водится, могут практически на глаз определить экспозицию в зависимости от доступного света. Так что, если хотите стать лучше в этом деле, рекомендуем в целях практики попробовать выставлять экспозицию, не глядя на данные и показатели с камеры, а на глаз и проверять себя каждый раз. Со временем, вы научитесь легко “читать свет”, соответственно, настроиться будет значительно проще.


Знайте когда менять AF-C на AF-S

Два самых популярных режима автофокуса на камерах Nikon - это AF-C (режим непрерывного продолжительного фокусирования) и AF-S (режим разового фокусирования). Концертному фотографу нужно четко знать, когда менять один на другой. Каждый раз фокусируясь заново можно добиться интересных кадров, но только если субъект не носится по сцене, например, во время акустического сета, когда как правило, динамики на сцене меньше, вполне приемлем AF-S.

А вот AF-C — это куда более подходящий для концертных съемок режим. Не стоит даже упоминать тот факт, что при съемке движущегося объекта это в принципе очевидный выбор.

Так или иначе, у многих современных камер есть центральные точки фокусировки, где чувствительность при низком освещении/контрасте повышена. Если у вас будет минутка — проверьте свою камеру, это того стоит.

Иногда отходите назад (совсем назад, в конец зала, за спину звукорежиссера) и снимайте из-за толпы, ведь это даст зрителю настоящее ощущение присутствия, будто он сам наблюдает за происходящим.


Ловите интересный свет

Мы уже отмечали, что многие предпочитают снимать, пользуясь только доступным в заведении светом. Так вот, на то есть и еще одна причина, которую тоже стоит упомянуть. Таким образом можно поймать интересный свет, например удачно упавший на артиста луч, тень в потоке света и многое другое. То есть не стоит всегда расстраиваться, что вам досталась непростая задача повиноваться воле освещения на площадке.

Есть только одно принципиальное правило, которое касается освещения: избегайте снимать кожу и лица, залитые красным светом. Красный свет не позволяет получить детализированный кадр, спасти который можно только одним способом. Вместо этого, дождитесь пока свет сменится и жмите на заветную кнопку.

В крайнем случае, если не удалось избежать красного света, многие фото можно будет спасти простым переводом в ч/б.

Каждый раз, когда вы отправляетесь на съемки, мы говорим вам обращать внимание на детали. Не отступимся и сегодня: примерно за полчаса до начала концерта, у вас есть возможность поймать немало интересных моментов — общение между собой фанатов, инструменты, мелкие детали. Вы можете запечатлеть ожидание и напряжение на лицах фанатов.

После концерта не забудьте снять сетлист, а если вам удастся поймать хотя бы несколько моментов с импровизированной автограф-сессии, считайте, что день более чем удался, ведь вам удалось не только зафиксировать выступление, но и реальное взаимодействие артиста и его зрителя. Это очень богатые на эмоции моменты.


Что ж, вы готовы к первому опыту концертной съемки. Последние пожелания от нас: всегда будьте вежливы с персоналом, поклонниками и коллегами-фотографами и наслаждайтесь музыкой! Если с последним возникли вкусовые проблемы, запаситесь хорошими наушниками-вкладышами, которые помогут немного убавить окружающий шум — например, Koss the Plug.

Данная инструкция по виртуальному концертному залу призвана ввести в курс дела и объяснить, что такое Виртуальный концертный зал и как обеспечить его создание. Ниже вы найдете полезную информацию и советы, а также ссылки на документацию, официальные документы и более подробные инструкции для трансляции виртуального концертного зала филармонии.

Виртуальный концертный зал - инструкция

Что такое Виртуальный концертный зал (ВКЗ)

Виртуальный концертный зал - инструкция

Виртуальный концертный зал — это возможность получить настоящий живой концерт, побывать в Филармонии и насладиться музыкой величайших исполнителей в зале Вашего учреждения.

Только малая часть того, что Вы сможете посмотреть:

  • Концерты
  • Мюзиклы
  • Театральные постановки и спектакли
  • Оперы
  • Симфонические концерты
  • Фестивали
  • Пьесы
  • Детские постановки и спектакли
  • Концерты Филармонии

Или, может, вы хотите транслировать свои мероприятия в интернет и записывать их? Это тоже входит в программу по созданию всероссийской сети Виртуальных концертных залов.

Виртуальный концертный зал - инструкция

Виртуальный концертный зал — это комплекс программно-аппаратных средств (оборудование и программы), который позволяет вам показывать онлайн-контент или записи концертов в вашем помещении.

Состоит из (как правило):

  • Проектор и экран(или видеостена)
  • Сценические конструкции (крепления, занавесы)
  • Акустические системы (колонки и усилители)
  • Оборудование коммутации и настройки звука (микшеры)
  • Серверы онлайн-трансляции (или ноутбук \ рабочая станция)
  • Коммутация
  • Комплекс наладочных работ

ВКЗ доступен любому учреждению культуры, которое имеет даже самый небольшой зал или планирует его организовать в своем помещении.

Кто оплачивает создание виртуального концертного зала и почему

Виртуальный концертный зал - инструкция

Как выглядит внутренняя структура проекта и кто за него отвечает:

Как видим, проект инициирован Президентом, оплачивают его из Федерального бюджета, а конечная ответственность на Субъектах (регионах). Это значит, что проект на 99% дотационный, оплачивается государством и за ходом его исполнения будут строго следить, ведь деньги выделены, значит, должны быть освоены. Субъекты обязаны принять программы по поддержке и развития национальных проектов, а также обеспечить 1% своего участия в данных проектах (организовать учреждениям широкополосный интернет)

Виртуальный концертный зал - инструкция

Цель проекта виртуальный концертный зал — повысить уровень культуры общества за счет достижения показателей и проведения онлайн-трансляций концертных программ по всей России.

Виртуальный концертный зал - инструкция

Данный ресурс предоставляет бесплатную помощь учреждениям, дает инструкции, помогает с документацией и техническим заданием на безвозмездной основе.

Мы собрали данные

а также свой собственный опыт в одном месте, чтобы вам было проще участвовать в конкурсе и получить современную систему.

Если вы хотите сразу перейти к скачиванию документов, то на главной странице сайта следует найти блок

Виртуальный концертный зал - инструкция

Какие ВКЗ бывают

Раньше (2018 и 2019) залы делились на 3 типа, в 2020 году были приняты изменения и сбор заявок ведется уже по 4 типам залов.

Виртуальный концертный зал - инструкция

Виртуальный концертный зал - инструкция

Виртуальный концертный зал - инструкция

Виртуальный концертный зал - инструкция

Деление происходит исключительно по количеству мест. Не имеет значения расположение вашего зала, количество жителей в населенном пункте или тип культурного учреждения — все равны. В зависимости от емкости зала, есть возможность получить

Количество местВыделяемая сумма
до 50 мест300 000 ₽
51 — 150 мест1 000 000 ₽
151 — 300 мест2 500 000 ₽
от 301 мест5 700 000 ₽
Таблица выделения денежных средств Государством

Подробности о документации (техническую — тех.задание, список оборудования, коммерческое предложение, примеры аукционной документации) можно прочитать в нашей статье. Там же, вы сможете скачать необходимые файлы.

Как получить субсидию от государства

Государство выделяет большие средства на создание виртуальных концертных залов и, поэтому, максимально упростило процесс получения денежных средств на реализацию проекта. Процесс довольно простой, но, в тоже время, имеет несколько нюансов.

  1. Заполнить Анкету
  2. Собрать документы
  3. Подать заявку
  4. Выиграть конкурсный отбор

Также мы помогаем лично на всех стадиях получения субсидии, вам нужно лишь указать вашу почту, имя и выбрать тип зала.

Sample Contact Form

Важно! Поверьте, ваши шансы на получение Субсидии от государства на создание Виртуального Концертного Зала велики, важно лишь правильно преподнести информацию.

Как подготовить заявку

Важно! Если забыли или не успели прикрепить к заявке некоторые документы, их можно добавить позже. Конкурс проводится не сразу.

Важно! Нельзя тратить денежные средства ни на что, кроме как на оборудование, программы и пусконаладочные работы для виртуального концертного зала. Но и здесь есть тонкости и нюансы.

Как подобрать оборудование для ВКЗ

Проект виртуальный концертный зал основывается на 3 основных компонентах — звучание, отображение видео и онлайн-передача Филармонического концерта. Каждый из компонентов важен, стоит только исключить один из них и вы не получите Виртуальный концертный зал и не сможете провести трансляцию из Филармонии, а потом отчитаться Субъекту и Министерству культуры.

  1. Мы собираемся транслировать звуковые концерты и произведения, а значит, на первом месте по важности у нас должно быть звучание и акустическое оборудование. Если проигнорировать это оборудование, не уделить внимание подбору техники, акустическим свойствам зала, получится громкий звук, по качеству ничем не отличающийся от телевизионных программ. Оборудование — колонки, сабвуферы, усилители, микшеры.
  2. Второе место занимает оборудование для показа видео концерта. Если у нас не будет картинки, мы получим очень качественную радио-трансляцию без эффекта погружения в виртуальный концертный зал. О нюансах выбора стоит почитать в отдельной статье или обратиться к нам за помощью. Оборудованием может быть проектор и экран, LED видеостена или большая плазменная панель.
  3. Третье место — специальное устройство для получения и \ или передачи потокового видео. Если не будет этого устройства, мы получим кинотеатр, который показывает фильмы или концерты в записи. Но нам ведь нужно погружение и онлайн — концерт, верно? Мы должны одновременно с филармониями наслаждаться звуком и великими произведениям. Это может быть специальный сервер, мощная рабочая станция или качественный ноутбук.
  4. На четвертом месте расположилось оборудование, без которого невозможна трансляция концертов и шоу из вашего учреждения. Как правило, таким оборудованием оснащается Средний (151-300 человек) или Большой(от 301 человека) залы. Это профессиональные видеокамеры, микрофоны и световое оборудование.
  5. На пятом месте дополнительное оборудование, которое требуется не везде и не всегда. Подобное оборудование требует отдельного подсчета профессионалами. Это сценические конструкции, крепления для акустики, проектора, коммутация, средства передачи сигнала по проводам.

Важно! Не забывайте, что у вас будут также затраты на доставку оборудования, его монтаж и настройку. Посчитать и учесть все в смете можете вы сами на основании примеров или можете спросить у нас, мы подскажем.

Важно! В Вашем культурном учреждении уже может быть необходимое для виртуального концертного зала оборудование (Например, проектор и экран). В таком случае, его покупка не потребуется, но вы можете купить значительно более качественное оборудование звука \ трансляции. Напишите нам, мы проанализируем вашу технику и точно скажем, стоит ли покупать дополнительную и как вы можете потратить освободившиеся средства.

Как подготовить аукционную документацию 44 ФЗ

Виртуальный концертный зал - инструкция

В примерах уже проведенных аукционов вы можете найти информационные карты, условия поставки и много другое. Стоит отметить, что у вас будут отличаться оборудование, характеристики и сроки поставки, поэтому простое копирование чужой документации — плохая идея.

Аукцион может провести Субъект или Орган управления Культурой Субъекта. Я бы даже сказал, что должен. Но этот вариант я вам не рекомендую, т.к. это ваш Виртуальный концертный зал и только вы за него отвечаете. Вот что может произойти (наш опыт):

Важно! Будьте всегда на связи с человеком, который размещает закупку. Отслеживайте изменения, помогайте.

Поэтому нужно постараться забрать размещение закупки себе, если у вашего учреждения есть хотя бы один-два успешных аукциона. Если опыта нет, нужно проследить, чтобы изменений в документацию было минимум или вы бы их контролировали.

Техническое задание 44 ФЗ для ВКЗ

Техническое задание (ТЗ) 44 ФЗ для Виртуального концертного зала потребуется вам на этапе подготовки аукциона вашим Субъектом или учреждением. Техническое задание на виртуальный концертный зал состоит из:

  1. Блока требований к поставщику. Здесь вы указываете необходимость поставки нового оборудования, необходимость установки, настройки, пусконаладки и обучения персонала. Негласно можете договориться на последующее техническое сопровождение (пишите, договоримся)
  2. Таблицы с необходимыми вам параметрами оборудования. Для этого берется список поставляемого оборудования и разворачиваются его характеристики. При этом, название оборудования исключается из таблицы, т.к. нельзя делать ссылки на конкретную модель или марку оборудования согласно 44 ФЗ (есть исключения). Подобную таблицу вы можете сделать сами на основании наших технических рекомендаций или запросить у нас, мы всегда рады помочь.

На что стоит обратить внимание при написании технического задания для ВКЗ:

  1. Максимально полно расписывайте Блок требований к Поставщику. Это не значит, что нужно писать куда и как прикрепить кабель. Это значит, что там должны быть фразы о пусконаладке и установке. А подробности вы расскажете на месте. Если слишком подробно и полно опишите этот блок, есть шанс потерять аукцион из-за жалобы на то, что это аукцион на монтаж с поставкой. У вас должна быть именно поставка. А установка и пусконаладочные работы (ПНР) — дополнительно, внутри ТЗ.
  2. Аккуратно работайте с техническими характеристиками оборудования. Не перепутайте характеристики, иначе вам не смогут поставить то, что вы изначально хотели.
  3. Учитывайте, что под ваши требования должны подходить как минимум 3 разных производителя оборудования (условие ограничения конкуренции по 44 ФЗ) и, при этом, не допускайте такого случая, когда под ваши характеристики подходит оборудование хуже, чем вам требуется. Всегда найдется ИП, которое захочет заработать на вашей невнимательности и поставит, например, Китайские колонки вместо качественных Итальянских.

Техническое задание — довольно важный аспект в реализации виртуального концертного зала, следует уделить ему внимание профессионалов. Напишите нам и мы с легкостью подберем вам оборудование. Наша помощь на этом сайте абсолютно бесплатна.

Где взять коммерческие предложения для 44 ФЗ или 223 ФЗ

Коммерческие предложения на виртуальный концертный зал необходимы на этапе подготовки аукциона по 44 ФЗ или конкурса (закупки у единого поставщика) по 223 ФЗ. Заказчик обязан определить начальную максимальную цену контракта (НМЦК) для виртуального концертного зала исходя из 3-5 коммерческих предложений или посредством мониторинга рынка (сайты). Мы рекомендуем собрать 3 коммерческих предложения — это самый надежный способ подтвердить цену контракта.

Коммерческие предложения должны иметь свежую дату (годовой давности не пойдут), должны содержать в себе:

  • Шапку (реквизиты) организации
  • Дату коммерческого предложения
  • Номер коммерческого предложения
  • Адресат (Кому направлено КП)
  • Перечень поставляемого оборудования
  • Сумма по коммерческому предложению (С НДС или Без НДС)
  • Подпись и печать Юридического лица
  • Срок действия КП

Помните, что соблюдение данных правил поможет вам избежать штрафов и санкций со стороны Федеральной Антимонопольной Службы.

Виртуальный концертный зал - инструкция

Также, довольно важно проверять, от кого вы получаете коммерческие предложения и с кем работаете. Если компания создана в 2019 — 2020 году, имеет в штате 1-2-3 сотрудника, стоит быть осмотрительным и опасаться такого сотрудничества.

Требования к компаниям, предоставляющим коммерческие предложения, согласно 44 Федерального закона:

Мы рады сообщить, что поможем вам с получением коммерческих предложений от проверенных поставщиков. Все, что вам нужно — написать нам.

Нормативные актуальные документы (для скачивания)

Вы можете скачать актуальные документы по виртуальному концертному залу — перейдите на главную страницу нашего сайта, и найдите блок

Виртуальный концертный зал - инструкция

Или сразу перейдите по ссылкам

Важно! Документация обновляется по мере выхода новых директив от Министерства Культуры. Мы стараемся держать на сайте только актуальные версии файлов, но скачанный вами .pdf через полгода-год может потерять актуальность. Мы держим руку на пульсе, самый надежный способ получить актуальные документы — написать нам на почту.

Блок с частыми вопросами

Самые актуальные вопросы от вас и ответы на них

Как увеличить шансы и выиграть конкурс на всероссийский виртуальный концертный зал?

Лучший способ выиграть конкурс — собрать полную и качественную заявку. Чтобы заявка была полной — нужно собрать все документы из перечня Министерство Культуры. Чтобы заявка была качественная — стоит написать хорошее эссе, проработать план реализации (дорожную карту) и показать важность установки виртуального концертного зала именно в вашем учреждении. Разрешите вам помочь?

Имеет ли смысл участвовать и тратить время на подготовку?

Безусловно! Да, одному тяжело готовить заявку и добиваться взаимодействия с региональными властями, но оно того стоит, тем более, мы всегда готовы помочь и взять часть работы на себя. Сегодня вы подали заявку, а завтра о вашем учреждении культуры начинают писать в газетах и вы получаете еще больше Региональных средств. Кроме того, вы получите новое качественное оборудование, с помощью которого можно развернуть не только виртуальный концертный зал. Можно организовать совещание, конференцию, организовать показ фильма из фонда фильмов и кино РФ.

Как взаимодействовать с администрацией субъекта РФ

Помните, что субъект отвечает за реализацию программы. Вы — лишь инициатор. Президент — инициатор и главный ответственный. Субъект ежегодно отправляет отчеты. Им нужен результат. Что, если вы напишете напрямую в Министерство культуры? Президенту? Поэтому, не бойтесь направлять письма в администрацию. Взаимодействуйте с ними, требуйте документы.

Читайте также: