Как сделать цифровой след

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Лайфхакер объясняет на пальцах, откуда рекламные компании достают информацию о вас и как этого избежать.

1. Что такое цифровой отпечаток браузера?

Цифровой отпечаток — это уникальное сочетание различных общедоступных характеристик браузера. В него входит список установленных расширений, версия операционной системы, местное время, языковые настройки и так далее. Каждый из этих параметров сам по себе не представляет никакого секрета и доступен для любого сайта, который вы посещаете. Но все вместе они образуют уникальное, свойственное только вашему браузеру сочетание.

2. У моего браузера тоже есть отпечаток?

3. Ну и что из этого следует?

Цифровой отпечаток позволяет отслеживать ваши перемещения в Сети. На каждом сайте, который вы посещаете (да, и на ТЕХ сайтах тоже), вы оставляете свой цифровой след. По этому следу идут компании, занимающиеся сбором и анализом пользовательских данных, и составляют досье на вас. В этом досье есть всё: возраст, пол, религиозные и политические убеждения, увлечения, вкусы, хобби и так далее.

4. Я включил все рекомендуемые настройки безопасности в браузере, меня не отследят

5. Так что же делать?

Нужно оставлять ложные цифровые следы. Так много ложных цифровых следов, чтобы ваша настоящая история передвижений в Сети просто затерялась в ней. В этом хаосе сборщики информации просто не смогут составить ваш истинный цифровой портрет.

6. Как это реализовать на практике?

Установить расширение Blurr. Оно само в фоновом режиме посещает разные сайты из встроенного списка (его можно самостоятельно отредактировать). В настройках расширения можно даже задать некоторые параметры вашего фиктивного цифрового портрета — пол, интересы, — чтобы расширение посещало только соответствующие сайты.

7. Это будет мешать моему обычному сёрфингу?

Нет. Расширение работает только во время простоя. Вы можете сами задать необходимые параметры в настройках.

Андрей Комиссаров

- Вы участвуете сразу в нескольких проектах. Что для вас сегодня главное?

Я всегда был так или иначе связан с образованием, но заниматься этим профессионально начал 7 лет назад. Раньше это было хобби. Я многодетный папа, мне важно дать детям хорошее образование. Мы даже уехали из Москвы, чтобы организовать школу по собственным разработанным методикам: игропрактика, проектное обучение, взаимное наставничество. Чем интересна педагогика? Это очень сложная и тонкая настройка баланса между счастьем, кайфом ребенка, реально полезными, востребованными на рынке навыками и дисциплиной, регулярным достижением результатов.

Вообще, на мой взгляд, основная цель образования — повысить субъектность человека, дать ему возможность управлять собой, своей жизнью, работой, судьбой. Это особенно важно при использовании дата-центричных методов в образовании. Здесь есть несколько направлений: педагогический дизайн — разработка образовательных сред, органично включающих цифровые методы; образовательный дата-инжиниринг — разметка, сбор, интерпретация и анализ данных цифрового следа; дата-центричное управление образовательным процессом. Для этого мы создаем новые методики обучения и разрабатываем необходимые инструменты — множество отдельных мозаичных решений, которые могут встраиваться в любые обучающие платформы.

Мы формируем методологии использования цифровых решений и данных образовательного опыта и строим адаптивные вовлекающие цифровые среды обучения с индивидуальными траекториями развития.

- Что понимается под образовательной средой? Это ведь не программная среда?

- Как с его помощью повысить эффективность обучения школьников?

Двумя способами. Первый — повышать вовлеченность. Но это палка о двух концах: повышая вовлеченность одного, можем потерять другого. И это приводит нас ко второму способу — индивидуальным траекториям, или персональному подходу. У детей очень разные когнитивные и поведенческие стили, надо их изучать, диагностировать и, главное, создавать гибкую адаптивную среду, в которой могут применяться разные подходы для обучения разных детей.

- Что нужно для достижения такого баланса с помощью данных?

Прежде чем собирать данные об образовательном опыте ребенка, надо проделать немалую работу. Ее немаловажная часть — педагогический дизайн, подготовка образовательной среды к тому, чтобы собирать данные в нужном количестве и качестве и размечать их по соответствующему рубрикатору. Данные в рубрикаторе (как индивидуальные, так и групповые) будут не только о знаниях и навыках, они будут комплексными — связанными с деятельностью, поведением, когнитивными стилями, проявлением эмоций.

Другая часть работы — диагностика детей и подготовка инфраструктуры, которая позволит работать с данными: хранить их, документировать, визуализировать и т. д.

Когда плацдарм подготовлен, начинается обработка первых данных диагностики той группы детей, с которой вам предстоит работать.

- А какие данные можно собрать в обычной школе?

Есть много вариантов того, как это можно делать. Но, говоря о том, какие типы цифрового следа мы можем получить в школе, мы должны ответить на главный вопрос: зачем мы хотим их получить?

Пять вопросов к цифровому следу школьника

Прежде чем приступить к проектированию сбора данных цифрового следа в школе, надо определить, с какой целью эти данные будут собираться. В принципе, цифровой след собирают, чтобы ответить на следующие пять вопросов:

— Может ли данная программа достичь заявленных образовательных результатов, требуются ли изменения, и если да, то какие?

— Достигли ли конкретные дети этих результатов и какие изменения надо внести в их индивидуальный образовательный маршрут?

— Что на самом деле стоит за оценкой или зачетом?

— В чем специфика состояния учащегося в процессе обучения?

- Есть ли примеры применения методик сбора цифрового следа в российских школах?

- Какие методы обработки данных применяются при сборе цифрового следа в образовании и где это происходит?

Нейросетевые алгоритмы еще не очень широко применяются: хотя они и являются частью искусственного интеллекта, но, как правило, весьма примитивны и полностью зависят от подготовки данных для обучения алгоритма. Качество дата-сета, на котором обучили алгоритм, полностью предопределяет его эффективность. Нейросети, заточенные на распознавание изображений и паттернов, а также типов эмоций, можно применять для анализа аудио- и видеоконтента. В Zoom, например, есть функция, которую мало кто использует, — запись аудиодорожки отдельно для каждого участника с привязкой к его имени. Это же прекрасно! А нейросеть потом распознает интонации или эмоции.

- Как оценивают поведение в процессе обучения?

- Как же тогда фиксировать поведенческие реакции?

У современных детей поведенческие реакции очень хорошо проявляются в общении, поэтому надо всячески побуждать их к коммуникации друг с другом и с учителем.

Если это офлайн-активность, надо записывать аудиоречь. Распознавая аудиоконтент, в нем можно многое увидеть. Мы используем, например, коммуникационные бейджи — маленькие устройства с микрофоном и динамиком. Но дети не чувствуют себя свободно, зная, что их пишут. Поэтому бейджи используются, только когда надо записать конкретных детей. Чаще применяем направленные микрофоны, а детей рассаживаем специальным образом — за большими круглыми столами, где расстояние между учениками не менее метра. Это сделано не только для соблюдения социальной дистанции, но и чтобы микрофоны лучше схватывали источник звука. Однако работать с аудиоконтентом сложнее, чем с материалом, собранным из онлайн-чатов, где многое можно извлечь из эмотиконов и тегов.

- Вы реализовали более 120 игровых проектов. Как игры встраиваются в образовательный процесс?

О, тут много разных вариантов. Прежде всего диагностика, которая точно лучше всего идет в игровом формате, потому что ребенок не теряет фокус внимания, когда ему интересно. Например, мы используем сюжетные нарративные чат-боты, которые позволяют принимать определенные решения за игрового персонажа, визуальные новеллы — по сути, ожившие комиксы.

Помимо геймификации, то есть применения игровых элементов в неигровой среде, есть еще использование игр в обучении. Игра — особое состояние, для которого характерны осознанность, ответственность и удовольствие. Многие учителя полностью нарушают это состояние, поэтому дети не получают никакого удовольствия в процессе игры и не понимают, чего от них хотят. Игра — как живой организм, настраивающийся на ребенка. С ней в педагогике надо работать бережно, и далеко не все игры одинаково эффективны для всех детей.

Сложная игра с серьезными целями

В огромной и сложной структуре, где прекращение основного процесса даже на секунду влечет многомиллионные убытки, культура недопущения ошибок возведена в абсолют и правила есть для всего: как спускаться по лестнице, как открывать двери и т. д. Чтобы работать в такой компании, надо быть морально готовым действовать в рамках этой ценностно-нормативной матрицы. В то же время в огромной организации, помимо собственно нефтепереработки, много разных возможностей для развития молодых людей: маркетинг, пиар и прочее. И очень важно дать понять детям, что это за структура, какие в ней есть элементы, как они взаимодействуют и как с ними работать.

Цифровой след пользователя - это набор технической информации о системе и браузере пользователя, которая может отличить его компьютер в сети. В результате большинство пользователей сети можно профилировать и отслеживать в Интернете, используя лишь незначительную техническую информацию их браузеров.

Давайте посмотрим, какие цифровые следы прямо сейчас оставляет ваш браузер:

Как обезопасить себя от отслеживания?

В нашем телеграм канале мы рассказываем о главных новостях из мира IT, актуальных угрозах и событиях, которые оказывают влияние на обороноспособность стран, бизнес глобальных корпораций и безопасность пользователей по всему миру. Узнай первым как выжить в цифровом кошмаре!


Ручаюсь, в 9 случаях из 10 мне не понадобится применять специальные знания по информационной безопасности в сети, использовать фишинговые страницы, кейлоггеры и методы социальной инженерии, чтобы составить о вас небольшое, а если повезет – то довольно увесистое досье, буквально в ближайшие пару часов.

Напрягает? Меня – да. Поэтому в статье я хочу поговорить про цифровой след.

Однако сегодня речь пойдет не о наших взаимоотношениях с призрачным искуственным интеллектом, а о вероятности использования персональных данных интеллектом человеческим – гораздо менее мощным, но вполне вероятно, злонамеренным. Или нейтральным. Например, HR-щики крупных компаний очень хорошо обучены мониторить общедоступную информацию о кандидатах на ту или иную должность.

Начнем с того, что я постоянно анализирую и контролирую свой цифровой след: не выкладываю личной информации, не веду страниц, которые позволят меня каким-то образом лично идентифицировать, не шерю семейные фото.

Кроме того, у меня есть небольшое хобби – знакомясь с новым человеком, я очень люблю искать дополнительную информацию о нем в сети. Особенно увлекательными оказываются случаи, когда человек информацию о себе выдавать по каким-то причинам не хочет. Вы удивитесь (а я удивляюсь постоянно!) насколько наивным и неосмотрительным при ближайшем рассмотрении оказывается поведение в сети большинства пользователей.

1. Привязка аккаунта соцсетей к номеру телефона и почте

Ну так вот, после осуществления такой привязки, например, в сети Фейсбук, мне даже не обязательно знать ваше имя – достаточно вбить в поисковую строку соцсети номер телефона или мейл, и я уже просматриваю ваши семейные фото из последнего отпуска.

2. Необходимые настройки аккаунтов соцсетей

Закройте ваши аккаунты от посторонних, если только вы не политик или другой общественный деятель и это не ваша рабочая страница, которую обслуживает команда СММ-щиков. Не держите аккаунтов или в целях безопасности не публикуйте важной личной информации в тех сетях, где такая настройка невозможна. Придумайте вымышленного персонажа и пользуйтесь им для тех сетей, где вы хотели бы присутствовать, но не обязательно станете поддерживать связь с реальными знакомыми.

При этом я рекомендую закрыть от посторонних глаз не только посты и фотографии, но и список друзей — для вашей большей безопасности в сети (иначе я пошлю запросы всем вашим друзьям, ответят на них 14 из 100, а потом и вы сами – поскольку у нас будет 14 общих друзей). Также скройте список групп, в которых вы состоите (в группах отлично работает поиск по имени пользователя и можно нарыть много полезной информации, если вы активно участвуете в той или иной группе), чекины и лайки на страницах локальных бизнесов (иначе мы можем встретиться в вашем любимом кафе).

3. Фотографии

Очень люблю изучать детали заднего плана на фото, проходить по тэгам и изучать ближайший круг общения, места встреч…

Всегда помните о прекрасной функции гугла – поиске по картинкам. Если регистрируетесь на сомнительных ресурсах, типа сайтов знакомств, не размещайте те же фото, которые размещены на ваших личных страницах в соцсетях (или – еще круче – на бизнес-профиле в Linked.in) – гугл зачастую позволяет установить связь между разными аккаунтами, если на них размещены одни и те же изображения. Кстати, защита фото от скачивания, установленная в некоторых сетях, тоже может не сработать. Мне доводилось находить связанные аккаунты по аккуратно обрезанным скриншотам из сетей с защищенными изображениями.

4. Комментарии

После применения всех вышеуказанных рекомендаций сеть все равно позволяет найти ваши комментарии в открытых группах. Часто эти комментарии могут многое рассказать о комментаторе. Рекомендую периодически запускать поиск по собственному имени и вычищать утратившие актуальность комментарии и посты в открытых группах.

5. Публикация скриншотов

Эта функция теперь доступна с одного клика. Но я всегда призываю знакомых и друзей потратить лишнюю минуту и удалить со скриншота (с помощью простейшего графического редактора) техническую информацию об операционной системе, используемом браузере, панели закладок и другие данные, которые не важны в контексте конкретного скриншота. Вся эта информация при определенных обстоятельствах может сработать против вашей безопасности в сети.

6. Договоренности с членами семьи

Приведу здесь один очень яркий пример. Одна дама в некой закрытой группе психотерапевтического толка решила поделиться своими семейными проблемами. В том числе, детально обсудить нестандартные сексуальные предпочтения своего мужа. Казалось бы – ничего особенного. Но в несколько кликов выясняется, что обсуждаемый муж – главный юридический советник крупного российского банка.

Поэтому, пожалуйста, заручитесь пониманием и поддержкой близких касательно публикации данных, иначе все перечисленные выше меры могут быть перечеркнуты одним махом. И, ради бога, не заводите аккаунтов детям! Если же это невозможно, хотя бы закройте их аккаунты от посторонних. И установите парентал-контроль. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

И никогда не забывайте, что ваша информация, будучи опубликованной однажды, продолжает жить своей жизнью и становится вам абсолютно неподконтрольна.

Где найти свои

Звучит как-то не очень. Разве нельзя претендовать на хоть какую-то конфиденциальность? Мы подскажем вам, как очертить границы своего отпечатка и подчистить его содержание.

Что такое цифровой след?

Каждый раз, когда вы делаете публикацию и делитесь контентом, когда веб-сайт устанавливает файлы cookie на ваше устройство - создается цифровой журнал. Он включает ваш IP-адрес, данные для входа и другую личную информацию, которую вы раскрываете в интернете. Информация, которую другие публикуют о вас, также добавляется в ваш журнал данных.

Ваша активность в интернете влияет на различные аспекты вашей жизни. К примеру, работодатели, школы, университеты и сотрудники правоохранительных органов (при желании) могут изучить ваш цифровой отпечаток и составить характеристику.

Типы цифровых следов

Делятся на две категории: активные и пассивные следы. В зависимости от того, каким образом собрана информация о вас.

· Активные цифровые следы

Активные цифровые следы состоят из данных, которые вы оставляете самостоятельно. К примеру:

Публикации в Facebook, Instagram, Snapchat, Twitter, VK и других социальных сетях

Заполнение онлайн-форм. Допустим, при регистрации для получения электронных рассылок

Установка файлов cookie на ваше устройство по запросу браузера

Любые данные, связанные с вашей учетной записью на всех сайтах или сервисах

· Пассивные цифровые следы

Пассивные цифровые следы пользователи оставляют ненамеренно, а в некоторых случаях это происходит даже без их ведома.

Многие веб-сайты, к примеру, считают как часто вы заходите к ним и эти данные пассивно добавляются к вашему цифровому отпечатку. Подобная информация собирается по умолчанию, а вы не в курсе, что это вообще происходит.

Наглядные примеры пассивных цифровых следов:

Сайты, которые устанавливают файлы cookie на ваше устройство, без вашего согласия

Приложения и веб-сайты, которые используют геолокацию для определения местоположения

  • Новостные каналы в социальных сетях и рекламодатели, которые используют ваши лайки, публикации и комментарии, чтобы идентифицировать вас и показывать рекламу в соответствии с вашими интересами

Исходя из всего вышеперечисленного, должны существовать хоть какие-то способы защититься от тотального проникновения в личную жизнь. Вот некоторые из них:

1. Введите свое имя в нескольких поисковых системах

Просмотрите первые две страницы результатов. Они положительные? Если вас что-то не устраивает, то попросите администратора сайта удалить информацию о вас.

Вообще, настройка Google Alerts – это один из способов следить за своим именем. Каждый раз, когда оно упоминается где-то – приходит уведомление. Если у вас распространенные имя и фамилия, то прикрепите ключевые слова к поиску. Например, местоположение или действия, которые свяжут ваше имя с оповещением Google.

2. Дважды проверяйте настройки конфиденциальности

Но не полагайтесь на них слишком сильно. Настройки конфиденциальности в социальных сетях позволяет контролировать, кто видит личную информацию, фото, список друзей и т.п. Изучите эти настройки более детально и, возможно, откроете для себя больше рычагов контроля.

Допустим, Facebook позволяет не только ограничивать видимость постов списком друзей, но и создавать индивидуальные списки людей, которые смогут увидеть ваши определенные посты. К сожалению, эти регулировки будут защищать только в самой социальной сети, но за ее предалами вы остаетесь уязвимым. Суд в США, к примеру, считает допустимым дать доступ к частным данным Facebook, если это требуется для раскрытия дела.

3. Используйте надежные пароли

Про это можно говорить бесконечно. Пароль должен быть 10-ти значной комбинацией из цифр, символов, прописных и строчных букв. Не используйте общие слова, поскольку инструменты взлома могут прогнать каждое слово в словаре, чтобы получить доступ к аккаунту.

4. Держите все программное обеспечение в актуальном состоянии

Многие вирусы и вредоносные программы специально разработаны, чтобы собирать все цифровые отпечатки пользователей. Постоянное обновление антивирусных и других программ поможет защититься. Устаревшее ПО может содержать множество цифровых следов. Без последних обновлений можно легко получить доступ к этой информации.

5. Следите за своим мобильным телефоном

Время от времени смотрите какие приложения установлены на вашем телефоне. Изучите их политику конфиденциальности и обмена информацией? Если вы перестали пользоваться приложением, лучше его удалить.

При установке приложений, особенно обращайте внимание на информацию, написанную мелким шрифтом. Именно там упоминается какую информацию приложение собирает и как ее использует. Ваша личная информацию, электронная почта, местоположение и онлайн-активность может стать достоянием третьих лиц.

6. Установите VPN

VPN обеспечивает анонимностью в Интернете, изменяя ваш IP-адрес. О том, как выбирать VPN, мы писали здесь.

И напоследок. Будьте осторожны с тем, что вы лайкаете, комментируете и чем делитесь. Старайтесь не публиковать слишком много личной информации. Отслеживайте все свои учетные записи и, время от времени, проверяйте настройки конфиденциальности. Они, кстати, могут измениться при обновлении приложения разработчиком.

Помните: у вас не всегда будет возможность стереть нежелательную информацию, но зато вы можете контролировать то, чем сами активно делитесь в сети.

Читайте также: