Как сделать чтобы учеба была в радость

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Новые статьи

Родителям

Актуальные публикации
Видео-лекции
Онлайн курсы для родителей

Педагогам

Статьи для успешных педагогов
Обучающие видео-лекции
Методический материал
Школа для родителей
Творчество педагогов

Актуально

1. Чтобы у ребёнка было желание учиться, он должен понимать цель обучения, понимать, зачем это нужно. Далёкие перспективы в виде поступления в университет и устройства на хорошую работу могут не впечатлить ученика младших классов, но замотивировать старшеклассника. Ребёнку помладше нужно напоминать о других положительных сторонах учёбы, использовать в жизни, полученные на уроках знания. Знание математики можно применить, пересчитывая ингредиенты в рецепте, русского языка – отправляя письмо, биологии – ухаживая за растениями и домашними животными, химии – изучая состав средств домашней химии и т.д. Объясняйте ребёнку, как знания могут пригодиться в будущем.

Если ребёнок задаёт вам вопрос, обязательно ответьте на него, в доступной форме объясните то, что его интересует. Найдите необходимую информацию в книгах или интернет – источниках, если затрудняетесь дать ответ самостоятельно.

Если для вашего ребёнка учёба не в радость, обратите внимание на все стороны его жизни – позаботьтесь о его здоровье и эмоциональном состоянии, разберитесь в причинах его трудностей, поговорите с учителями об этой проблеме, постарайтесь заинтересовать, замотивировать ребёнка. Просто заставить ребёнка учиться – это не выход, а иногда это и невозможно (например, в подростковом возрасте), ищите способы и возможности повлиять на ребёнка так, что бы он сам стремился к знаниям. Когда человеку нравится то, что он делает, то он делает это хорошо и добивается успехов в своей деятельности.

С каждым новым учебным годом, в школьный перечень учебных предметов добавляются новые дисциплины, все более разнообразные формы приобретают внеурочные занятия и классные часы.

Но как быть, если ребенок отвергает все возможности научиться чему – то новому, опираясь на то, что учеба – это скучно, а длинные и трудные домашние задания не вызывают у него положительных чувств?

Нежелание и режим дня: трудный выбор в пользу победы

Понаблюдайте за своим ребенком, лишний раз уточните о том, как он себя чувствует. Если он постоянно говорит о том, что чувствует усталость, - попробуйте внести изменения в его привычный режим дня.

Установите ограничение по времени – для прогулок, домашних заданий, встреч с друзьями и спокойным отдыхом. Дополнительно – можно внести изменения и в приемы пищи – для ума полезны рыба, овсяная каша, грецкие орехи, яблоки, морковь, киви. Не пренебрегайте овощами и фруктами – они отлично повышают мозговую активность.

Появляется усталость и вялость – пронаблюдайте за режимом дня, выделите часы для отдыха и восстановления организма.

Мотивация или зачем вообще нужна учеба?

Мотивация – стимул, то, ради чего ребенок старается получить новые знания и приобрести ранее неизвестные навыки. Влияет ли она на удовольствие от процесса учебы? Разумеется!

К этой проблеме можно подойти с мирного ракурса: поговорите с ребенком, в спокойной обстановке, и без давления, о том, почему ему стоит учиться и чего он может добиться с хорошим образованием. Это может быть любая положительная цель: справляться с трудностями станет легче, образованных людей - уважают и ценят, знания помогают обрести уверенность в себе и перестать сомневаться в своих силах, приносят хорошее настроение, благодаря учебе – он сможет развить те навыки, которые интересны именно ему, а позже – смогут помочь получить желанную работу.

Не делайте упор на негатив – без учебы человек может быть только дворником, учиться надо потому, что это обязанность ребенка, необразованные люди ничего не добиваются, - все это не принесет должного результата, а только усугубит нелюбовь ребенка к школе и учебе в целом.

Помогите ребенку поставить осуществимые цели, поддерживайте его начинания, хвалите за успехи – тогда ребенок сможет посмотреть на процесс учебы с положительной стороны, и сам потянется к новой информации.

Что может помочь сделать учебу интересной?

В первую очередь – ваша заинтересованность в успехе ребенка, а дальше, - можно попробовать внести в обычные школьные задания нечто новое:


Помните, что не только родители формируют и определяют многое в жизни ребёнка, но и учителя вносят свой вклад в будущее ребенка. Это не значит, что учитель предопределяет судьбу ребёнка, вовсе нет, но то, каким он был, какие были у них с ребёнком и с вами взаимоотношения, влияет на детскую учебную мотивацию, да и уверенность в себе тоже.

Поэтому очень важно, чтобы у вас был с классным руководителем, да и в целом с учителями школы НОРМАЛЬНЫЙ контакт.

✔️Не осуждайте действия и поступки учителя ПРИ ребёнке. Если вас сильно не устраивает то, как себя ведёт педагог по отношению к вашему ребёнку, то разбирайтесь на административном уровне, а лучше по возможности поменяйте школу (это рекомендация тем родителям, которые видят, что действия и отношение учителя к их ребёнку имеют разрушительные последствия).
✔️Будьте терпимее и относитесь с пониманием к классному руководителю своего ребёнка. Более того, ОБЪЯСНЯЙТЕ школьнику мотив поступка учителя. Мол, данное поведение учителя не направлено против ребёнка, просто даже взрослые могут нервничать и сердиться.
✔️Не бойтесь общаться с классным руководителем. Можете даже рассказать об индивидуальных особенностях вашего ребёнка. Хорошее общение родителей и учителя ещё никому не вредило.

2. Оценки не главное

Я с радостью могу сказать о том, что наконец-то общество пришло к осознанию того, что оценки – это ерунда. Знания (понимание), любознательность (желание дальше узнавать), старательность – вот это должно быть в приоритете. Ну и психологический комфорт ребёнка.

Ребёнку не могут нравиться одинаково сильно все предметы. У него есть свои задатки и соответственно предметы, которые даются легче (их как раз и интереснее учить). А какие-то предметы вызывают отвращение, непонимание и даже злость. И это ок.

Если говорить о возрастных особенностях детей и школьной системе обучения, то можно отметить, что часто дети 5-6-х классов (средней школы) теряют интерес к обучению и начинают хуже учиться.

С чем это может быть связано:
а) с процессом обучения (скучно, неинтересно, монотонно и не всегда понятно);
б) с тем, что количество предметов увеличилось, а с ним объем информации и домашнего задания;
в) со взрослением ребёнка.

3. Контакт с ребенком

Все мы хотим, чтобы дети делились с нами своими переживаниями и мыслями, но чаще всего наши попытки поговорить со школьником либо заканчиваются на однословном ответе про уроки, либо ребёнок игнорирует вопросы родителей.

Почему? Да потому что не нужно задавать эти автоматические и давящие вопросы: Что задали? Домашку сделал? Оценку исправил? Поел? Что поел?

Они раздражают и без того уставшего ученика, да и никакого эмоционального подтекста в них нет.

Вообще, устанавливать контакт с ребёнком нужно с ранних лет:
✔️выстраивать ему границы и соблюдать их;
✔️интересоваться его мнением;
✔️самим рассказывать, что у вас произошло за день (дети повторяют за ними и после вашего рассказа захотят поделиться своими впечатлениями);
✔️активно слушать;
✔️принимать эмоции и переживания ребёнка, не обесценивать их;
✔️всегда помнить и учитывать как индивидуальные особенности ребёнка, так и возрастные.

4. Общение с одноклассниками

Коммуникация, общение с одноклассниками, наличие друзей и подруг в классе – очень важный фактор для эмоционального комфорта ребёнка. Особенно в младших классах.

Дети меряют свою успешность или неуспешность по количеству друзей и поклонников. Им важно, чтобы в классе у них были друзья. Поэтому я рекомендую прокачивать коммуникативные навыки ребёнка ещё ДО школы и ВО ВРЕМЯ обучения.

✔️Играть в специальные игры (ролевые игры, например, где можно проигрывать гипотетические ситуации с ребёнком).
✔️Читать терапевтические сказки про дружбу, про то, как найти друзей, про то, какими качествами обладает настоящий друг и т. д.;
✔️Беседовать (рекомендую в игровой форме с дошкольниками и учениками младшей школы) на тему того, как можно познакомиться; как позвать ребят в игру; что делать, если ребята подружились, а ты ещё не успел/а и т. д. Такие игры-беседы позволяют проиграть все то, что происходит (или будет происходить) в его школьной жизни и понять, как правильно нужно в таких ситуациях действовать.
✔️Приглашать одноклассников в гости. Вы сами можете помочь своему ребёнку и создать условия, в которых он может пообщаться с несколькими одноклассниками на нейтральной территории. Такое общение чаще всего идёт на пользу школьнику.

5. Режим всему голова

Порой младшие школьники на консультациях говорят, что с началом учебного года их детство закончилось. Школьная нагрузка на ребёнка сравнима с полноценным рабочим днём взрослого человека.

Особенно сложно бывает младшим школьником из-за того, что их ведущая деятельность резко поменялась (с игровой на обучение) и из-за того, что они ещё НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ.

Помните я говорила о постоянстве? Что дети любят постоянство. Так подарите им его в виде РЕЖИМА.

6. Разбирайтесь в причинах

Если ваш ребёнок отказывается ходить в школу, бастует, то ПОГОВОРИТЕ С НИМ (но прежде разберитесь в причинах. Об этом я пишу ниже).

Когда ребёнок отказывается ходить в школу, важно понять ПРИЧИНЫ отказа.
Это может быть:
- реально неэкологичный коллектив;
- слишком сильная нагрузка на ребенка, с которой он просто не справляется;
- изменения в семье, которые сильно сказались на ребёнке.

Причины могут быть разными, важно в них разобраться (можно самостоятельно, можно с помощью специалиста) и устранить их.

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

как учиться взрослым

  • интересны темы и направления, которые им не преподавали в школе или вузе,
  • хотят дополнить свои профессиональные знания гибкими навыками,
  • некоторые к середине жизни осознают, что занимаются не своим делом и вовсе меняют квалификацию.

И поначалу вроде всё идет гладко — находятся бесплатные или платные уроки, люди начинают. А потом не видят или не чувствуют результата и бросают… Либо задания становиться сложней, уроки скучней, либо от мотивации не остаётся и следа. В голове возникают вопросы: как учиться взрослым и надо ли?

Проходит время и наступает момент, когда снова ощущается потребность, и мы снова кидаемся искать новые материалы или видео. Знакомо?

Учение превращается в мучение… При этом редко кто делает вывод, что нужно подойти к процессу занятий как-то иначе, узнать способы, которые могут значительно повысить эффективность и скорость обучения.

Почему учение становится мучением во взрослом возрасте?

Прошлый школьный опыт классической модели обучения зачастую настолько негативен, что и во взрослом возрасте мысль о том, чтобы научиться чему-то новому, вызывает у многих состояние сопротивления и откровенный ступор. Как же взрослым людям мотивировать себя учиться?

Взрослые люди не дети, и у них нет времени и возможности учиться впрок, на тот случай, когда знания им, может быть, понадобятся. Они чаще всего имеют семейные и социальные обязанности и учиться им приходится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Но…

ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ПЛЮС

обучения во взрослом возрасте — это узкая направленность (поскольку сфера деятельности уже в основном определена) и есть чёткое осознание зачем осваивать новую информацию и умения.

Самой главной мотивацией становится возможность применить результаты своего обучения. Что в итоге позволит сделать свою жизнь богаче, интереснее и гармоничнее.

По этим причинам последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги и курсы. Причем для обучения онлайн-специалисты предлагают всё больший спектр тем и обучающих программ.

Эффективность активных методов обучения взрослых в сравнении с классической моделью

Отличия процесса обучения между взрослыми и учениками-детьми постепенно были изучены наукой. И в определённый момент педагогика приобрела новый дидактический раздел — андрагогика. Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что ведущая роль в обучения переходит от обучающего к обучаемому. В этом случае обучающий только оказывает помощь взрослому в пополнении своих знаний и выработке новых умений.

Давайте подытожим каких ключевых правил есть смысл придерживаться, обучаясь во взрослом возрасте, или обучая взрослых людей.

Правило 1.

Минимум теории. Факт, что для большей части женщин (в силу специфики восприятия и переработки информации) совершенно не важны принципы работы автоматов, механизмов, скриптов или гаджетов. Для взрослых главное — практика, выработка навыков.

Правило 2.

Больше активности, нет смысла пассивно читать или слушать информацию. А, тем более заучивать её. Лучше всего запомнятся практические задания, исследования, активное действие. Для взрослых важно иметь возможность, пусть методом проб и ошибок, самому прийти к правильному решению.

Правило 3.

Как учиться взрослым эффективно и с удовольствием?

Действуйте согласно циклу обучения взрослых, который вывел Дэвид Колб.

На рисунке очень доходчиво изображены все этапы:

  1. Некоторый опыт возможно ошибочный или негативный;
  2. Анализ, обдумывание и поиск ошибки;
  3. Формирование новой модели поведения;
  4. Новое действие для проверки созданной модели.

Правило 4.

Правило 5.

Контролируйте промежуточные результаты, сравнивайте количество и качество первоначальных умений и навыков с текущим.

Правило 6.

Важно, чтобы обучение проходило на позитиве, в окружении одобрения, взаимопомощи, радости и доверия. Такой настрой позволяет организму вырабатывать химические элементы, которые ускоряют формирование новых нейронных связей и укрепляют память.

5 ошибок в подходе к обучению и достижению желаемого результата

Тот, кто осознал, что у него есть проблема и недостаточно развиты некоторые навыки, уже сделал первый шаг на пути к совершенствованию. Однако, полезно понимать, что путь в обучении может быть как долгим и мучительным, так и радостным. Ведь любой успех окрыляет, а система приносит результат.

Многое зависит от вашего подхода к процессу обучения и важно избежать часто встречающихся ошибок. Какие именно ошибки стоят на пути к получению желаемого результата от обучения?

5 ошибок:

  1. Не поставлена цель.
  2. Приступать к обучению без тестирования своих знаний и навыков в избранном направлении.
  3. Фокусировка на негативных результатах.
  4. Неправильный выбор преподавателя, тренера, наставника.
  5. Недоверие к предлагаемой преподавателем программе.

Как организовать обучение, чтобы оно было эффективным

Если заглянуть в словари и уточнить, что подразумевается под эффективностью обучения, то становится ясно, что это не просто передача и усвоение знаний, умений, навыков. Только то обучение эффективно, при котором достигнутые результаты совпадают с поставленными целями.

Поэтому важным этапом является подготовка к обучению. Его многие пропускают, но именно ошибки при подготовке к обучению становятся той причиной, по которой многие бросают начатое на полпути. Стоит отнестись к этому серьезно.

 Как учиться взрослым

Продумайте и запишите цели

Это необходимо сделать, чтобы избежать ошибок, о которых вы посмотрели видео. Иначе, как вы понимаете, будет весьма сложно определить было ли обучение эффективным, ведь достигнутые результаты надо сверять с поставленными целями. Вы должны четко понимать для чего начинаете учиться.

И хотя, на первый взгляд, людьми движут самые разнообразные мотивы, тем не менее психологи утверждают, что основных потребностей у каждого человека не так уж много. Мне нравится простая и логичная концепция 6-ти основных потребностей Тони Роббинса. Она помогает понять и оценить потребности, которые, в сущности, управляют нашей жизнью.

Из них четыре Тони называет базовыми потребностями:

1. Стабильность, определенность, комфорт (Certainty). Все мы хотим стабильной зарплаты, политической обстановки, постоянного жилья и уверенности в завтрашнем дне, не так ли?

2. Любовь, отношения (Connection / Love). Людям нужно быть причастным к чему-то или к кому-то, быть связанными с другими, общаться, чувствовать поддержку и заботу.

3. Значимость (Significance). Практически все хотят, чтобы их ценили и уважали, чтобы на них обращали внимание, хвалили и воздавали должное их заслугам.

4. Разнообразие (Uncertainty). Люди не могут постоянно находиться в состоянии определенного круга действий и людей, им становится скучно, и они впадают в депрессию. Поэтому в жизни должно присутствовать и разнообразие. Не потому ли мы так любим отпуск — смену локации и окружения?

Если базовые потребности по большей части удовлетворены, то у человека возникают ещё и духовные потребности:

5. Личностный рост, саморазвитие (Growth). Всё, что не растет, по сути, умирает. Невозможно годами топтаться на месте. И если человек не развивается, он обязательно деградирует.

6. Вклад в жизнь других людей (Contribution). Невозможно быть удовлетворенным на духовном уровне, если не приносишь тем или иным способом пользу миру и другим людям.

Между удовлетворением потребностей важно поддерживать баланс. Смысл нашей жизни в том, чтобы двигаться в сторону удовлетворения именно пятой и шестой потребностей. Поэтому уже в зрелом возрасте люди часто переосмысливают свою деятельность и меняют профессию.

Ваша настоящая цель совсем не в том, чтобы просто чему-то научиться. Удовлетворение каких потребностей движет конкретно вами?

Важный фактор — ваше отношение

Очень важно, как вы подходите к процессу обучения. К сожалению, многие рассматривают учебу как необходимость, а не занятие, которое доставляет удовольствие и расширяет кругозор. Начните относится к нему, как к одной из главных радостей в жизни, и ваша эффективность буквально взлетит.

Немалую роль играет и отношение к своим возможностям и способностям. Это часть той системы, которая позволяет быстро и целенаправленно продвинуться к результату вашего обучения.

Скажите, а каковы ваши отношения с самодисциплиной? Дама капризная и с ней мало кто дружит. А без неё об эффективности можно только мечтать. Чтобы не блуждать от урока к уроку, периодически захлебываясь в океане новой информации — просто составьте план. Этакую навигационную карту, согласно которой вы будете придерживаться курса, при этом двигаясь в комфортном темпе.

А ещё, пользуясь современными исследованиями, налаживайте эффективные отношения со своим мозгом :). Помните, что наш мозг не может одномоментно и воспринимать информацию, и думать. Активный процесс учебы предполагает использование сосредоточенного состояния, поэтому старайтесь минимизировать отвлекающие факторы.

А вот усваиваются новые знания в расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей, то есть информация структурируется и готовится к использованию. Вот поэтому нужно правильно чередовать обучение и отдых, освоили тему – отдохните.

Ну и напоследок, насчет отношений со временем.

Наш организм очень разумная биологическая система. Спорить с ней и игнорировать её абсолютно неразумно, выделяя на процесс обучения то время, когда вы не заняты чем-то другим. Ведь в разное время дня наш мозг лучше справляется с одними или другими задачами.

В утренние часы с 6 до 9 — лучше всего обрабатывать и анализировать информацию. А после 9 и до обеда повышается концентрация внимания, улучшается кратковременная память. Чтобы сделать свои занятия гораздо эффективнее — планируйте их на это время.

При таком обучении процесс получения новых знаний, умений, навыков будет казаться более лёгким и естественным. Благодаря этому человек на каждом этапе получает ощущение победы. А самое главное — новые умения становятся привычной, естественной частью жизни.

 как учиться взрослым: ответьте себе на вопрос зачем?

Повторение — мать учения

Согласитесь, что мало освоить информацию, надо ещё её и запомнить. Наш мозг запоминает лучше, если мы повторяем изученное несколько раз. Причем между повторениями должны быть определённые промежутки.

Немецкий психолог Герман Эббингауз провел исследования и нашел алгоритмы для увеличения потенциала нашей памяти. Он проводил опыт по заучиванию бессмысленных слогов. Эксперимент показал, что после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро:

  • за 1-й час забывается почти 60% информации;
  • через 10 часов в памяти человека остается примерно 35% от изученного;
  • через 6 дней человек помнит около 20% от заученного;
  • эти 20% остаются и через месяц.

Благодаря этой простой технике, вы легко сохраните в долговременной памяти в 4 раза больше материала, занимаясь гораздо меньше.

Сколько времени и как учиться взрослым, чтобы освоить новые навыки?

Навыки, в отличие от привычки, имеют четко поставленную сознательную цель. Они формируются только при условии регулярной тренировки приемов и упражнений. За сколько времени можно достичь желаемого результата? Тут, как говорится, мнения разделились.

Более того, он не ограничился только изданием книги, а выступил с её презентацией на легендарной площадке TED. Во время выступления Джош не только убедительно говорил, но и продемонстрировал как он за 20 часов научился играть на укулеле — гавайской гитаре.

Филиппа Лэлли с группой психологов Университетского колледжа Лондона в 2009 году провела более серьезное научное исследование, экспериментируя с 92-мя участниками. Они пришли к выводу, что для доведения действия до автоматизма людям требовалось от 18 до 254 дней. То есть, среднее расчетное время формирования привычки составило 66 дней (опубликовано в European Journal Of Social Psychology).

Освоение актёрского, ораторского мастерства и техники речи почти полностью построены на автоматизации. На занятиях студенты вырабатывают интеллектуальные и двигательные навыки: как дышать, артикулировать, куда смотреть, как строить речь и многие другие.

Мы вырабатываем по несколько навыков параллельно и последовательно. Чтобы выработать эти навыки, необходимы репетиции на протяжение 2-3 месяцев. В каждом конкретном случае — это очень индивидуально, и во многом зависит от:

  • начальной подготовленности;
  • времени, уделяемого домашним заданиям;
  • характера и дисциплинированности.

Так что, мои наблюдения совпадают с результатами исследований в Лондоне. Кстати, вы знаете происхождение слова РЕПЕТИЦИЯ? Происходит от латинского и состоит из двух частей:
1. re — опять, снова, обратно;
+
2. petere — стараться, стремиться, повторять.

Впрочем, учтите, что наши занятия живые и нескучные! И вносят приятное разнообразие в серую обыденность. Попробуйте и вам понравится!

Читайте также: