Как сделать чтобы ребенок не стеснялся выступать перед публикой

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Вопрос

Ответ

В первую очередь, нужно понимать, что бояться выступать перед толпой – это нормально. Вообще бояться стоять одному против толпы – нормально. Наш мозг посылает сигналы тревоги: эээй, тут что-то неладно, погнали отсюда, приятель, дело пахнет керосином и как бы чего не вышло. Жанна Д’Арк, помнится, так стояла, еще некоторые, нам оно надо?

У кого нет этого страха? Ага, у младенцев нет. Это потому что они еще ничего не боятся: ни высоты, ни грызть провод, ни гладить капающего слюной ротвейлера. Их древний мозг не знаком с опытом Жанны Д’Арк. А остальные 95 процентов человечества слышат свои инстинкты и чувствуют себя не очень хорошо, выходя на публику.

Бороться с этим страхом не стоит, искоренить его из себя полностью практически невозможно, а вот контролировать проявления – уже более достижимая задача. Пускай будет в нас, раз без него никак, только ты уж сиди молча, ладно, не мешай дело делать.

Что будем делать?

✅Регулярно тренироваться. Придумывать себе выступления с самого раннего детства, причем совместные и приносящие удовольствия. Например, раз в месяц у вашей семьи отчетный концерт: каждый рассказывает стихотворение, поет песню или танцует лезгинку. И похохотали, и сплотились, и отработали первичный навык публичного выступления.

✅Много и разнообразно репетировать. Стихи можно готовить перед зеркалом. Записывать на видео и пересматривать. Или на диктофон и переслушивать. Если тихо получается, рассказывать из одной комнаты в другую, чтобы другой услышал. Если невнятно, то набить рот орехами, как Ирина Муравьева в Карнавале.

✅Искать поддерживающую среду. Первые выступления должны пройти среди тех людей, кому любое действо вашего ребенка – за счастье, даже если он просто высокохудожественно какает в горшок. Обычно это бабушки и дедушки, с них и начинайте. Потом можно привлекать друзей, соседей, пусть качественно хлопают в ладоши.

✅Хвалим за любые успехи, даже самые маленькие. Ребенок должен получить положительную обратную связь сразу после выступления. А вот критику приберегите на потом. На далекое потом. И выражайте ее очень осторожно, подбирая слова и интонации.

✅Можно записать ребенка в театральную студию или на курсы ораторского мастерства. Там все выступают, всем страшно, а боятся скопом значительно легче.

И вот мы готовились-готовились, но настало какое-то супер-публичное супер-выступление, доклад у доски сделать, например, и у ребенка тремор, несмотря на все наши предварительные концерты дома каждую последнюю субботу месяца. Это не значит, что мы зря старались, мы не знаем, как бы его трясло без тренировок. В момент, когда уже на носу событие, обращаем внимание на следующее:

2. Талисман. Пусть выберет то, что ему добавит уверенности: мишка, медалька, камешек с соседней помойки. Руки потом ему с мылом отмоете, пока пусть берет с собой.

3. Наше присутствие. Спросите, оно ему надо? Некоторым детям помогает родитель в зале, других только нервирует. Да, вы ночей не спали, костюм ему этот шили, роль знаете лучше него, и вообще бабушка ждет фотоотчет. Вам обидно, досадно, ревностно. Сходите к психологу, разложите по полочкам, почему вам обидно, досадно и к кому ревностно. У вас как раз будет свободное время, пока он выступает.

4. Настрой на участие – залог спокойствия. Пусть ребенок точно знает, что сегодня его задача – не выступить круче всех, а просто выступить. Даруйте ему заранее право на ошибку, на провал, на не совсем гладкое выступление. В конце концов, можно проговорить любые самые ужасные финалы: и пути отступления нащупаете, и страхи проработаете.

5. Визуализация успеха. Ужасные финалы проговорили, в деталях разобрали, в подробностях представили, а как же прекрасные итоги? Очень живо и ярко рисуем их в воображении ребенка, пусть почувствует вкус победы еще до победы – это хороший ресурс для тревожных деток.

6. Зубрежка. Начало выступления лучше всего выучить с ребенком наизусть. Самое большое волнение – первые несколько минут. В этот момент здорово, если работает механическая память, ведь все прочие функции могут быть отключены нахлынувшими эмоциями. Дальше достаточно просто быть в теме: знать, о чем говоришь, понимать предмет.

7. Изучение места выступления. Кажется, мелочь. А тем не менее, порой неплохо помогает пройтись по сцене заранее, понять, где нужно стоять, куда смотреть. Выходить на эту сцену второй раз становится менее страшно.

Самые неприятные проявления стресса – физические: коленки дрожат, руки трясутся, голова кружится, сердце выпрыгивает из рёбер. Эмоции легко выскакивают из нас через тело. Так почему бы и нам не использовать этот короткий путь?

В момент публичного выступления (и за некоторое время до него) выбрасывается огромное количество адреналина. Его бы куда пристроить, чтобы не затопил тут всё и вся. Пристраиваем в физическую активность: даем ребенку минут за 30-40 до выступления задание побегать, поприседать, пусть отжимается, машет руками, кривляется всем лицом. Именно это и есть его сброс адреналина. Ваш тоже, кстати: как только чувствуете, что зашкаливает, начинаете приседать. Даже если не поможет успокоиться, так хоть попа станет красивая.

Для расслабления голосовых связок используем песни. Пойте хором в машине, пока едете на мероприятие. Длинное, тягучее лучше, чем Король и шут. Но и он сойдет, на крайний случай.

Для расслабления челюстей выдайте ребенку жвачку. Банально, вредно для зубов, но изредка можно, да простят меня знакомые стоматологи.

Для лучшего кровоснабжения делаем дыхательную гимнастику. Сейчас просто залежи дыхательных упражнений можно найти в интернете. Выбирайте, какое вам больше понравится.

Для снятия дрожи в коленях или руках – попробуйте заставить их дрожать осознанно. Если получится, то велика вероятность, что мы обманем природу и дрожать они перестанут.

Пробуйте разные варианты, ищите то, что подойдет конкретно вам и вашему конкретному ребенку. И главное помните – есть вещи, которые приходят не с количеством прочитанных статей, просмотренных рекомендаций, а только с опытом. Например, искусство засунуть Жанну Д’Арк обратно, в учебник истории за восьмой класс и научиться контролировать свой страх выходить одному против толпы.

671_large

По статистике, 95% людей испытывают дискомфорт во время публичных выступлений. Но нет ничего страшного в том, что ваш ребенок входит в их число. Умение выступать на сцене — это навык, который может развить в себе каждый.

Выясните причину страха


Самая распространенная причина боязни сцены — страх критики и насмешек со стороны слушателей. Ребенок отказывается выступать на публике, потому что не доверяет аудитории.

Страх — всегда следствие негативного опыта в прошлом. А психика сигнализирует: осторожно, травмирующая ситуация повторяется, и ее надо избежать.

Простой пример: ребенка в школе вызывают к доске, а он не выучил уроки. Учительница пристыдила его, припугнула родителями, директором и двойкой за четверть. Класс посмеялся над ним, как над лузером. Ребенок испуган и расстроен. И, скорее всего, не захочет выходить перед классом в следующий раз, даже с выученным уроком.


Что делать?

Начинать прорабатывать страх как можно раньше. Если пустить все на самотек, ребенок перенесет страх выступлений во взрослую жизнь. Ему будет сложно сказать тост на торжестве или даже обратиться с просьбой к прохожему.

Репетируйте дома и не только


Психологи советуют не ограничивать пространство для репетиций одной комнатой. Репетируйте на кухне, в ванной, даже на улице. Пригласите на репетицию родственников и друзей. Если есть возможность, порепетируйте в том месте, где будет проходить выступление.

Ставьте дома небольшие театральные сценки и спектакли собственного сочинения. Предложите ребенку самостоятельно выбрать тему спектакля и роль. Ваша задача — поддержать любую идею и помочь ее реализовать. Записывайте результат на видео, для домашнего архива.

Так ребенок научится импровизировать, а в будущем ему будет легче не тушеваться.


эксперт в области EdTech для детей, основатель онлайн-сервиса Leoni

Научите расслабляться


Собраться и сконцентрироваться перед выступлением помогут простые приемы. Научите им ребенка, и он сможет снять волнение самостоятельно.

2. Разминка. Перед выступлением полезно повращать плечами и головой, потрясти руками и пошевелить пальцами ног. Это снимет телесные зажимы и поможет настроиться.

3. Дайте ребенку выпить стакан воды перед выходом на сцену, чтобы снять напряжение и смочить пересохшее от волнения горло.

Познакомьте с риторикой


Ниже даны простые упражнения, которые проходят ораторы. Скороговорки и рассказы по картинке улучшают дикцию, учат свободно чувствовать себя перед аудиторией, развивают уверенность в себе и помогают снять психологические зажимы.

Отличия. Попросите ребенка коротко, но четко описать различия между двумя предметами.

Скороговорки. Развивают артикуляционный аппарат и улучшают дикцию.

Слова по теме. Задайте тему (например, город) и попросите ребенка подобрать как можно больше слов по ней. Это упражнение улучшает скорость мышления и словарный запас.

Рассказ по картинке. Обсудите, что нарисовано на картинке, а что могло остаться за кадром.

Больше читайте вслух — это развивает грамотную речь и улучшает концентрацию внимания. Просите ребенка пересказать прочитанное. Сначала ему будет сложно, но со временем он начинает осознавать и запоминать прочитанное гораздо лучше.

Пусть занятия будут короткими, но регулярными: ребенок не должен успеть устать.


эксперт в области EdTech для детей, основатель онлайн-сервиса Leoni

Поддерживайте и подарите ребенку талисман


Самое главное, что от вас требуется, — всегда и полностью поддерживать ребенка, принимать его, поощрять любые начинания, любить.

Всего этого ребенок сознательно и бессознательно ждет от своих родителей, да и вообще от взрослых.


«Андрею (внуку) в марте уже будет 6. Активный, очень подвижный мальчик дома, в дет. саду, в среде знакомых, но как только что-то новое (войти в помещение, где нужно с кем то поздороваться, пойти в какой-нибудь кружок, зайдёт 1-ый раз кто то к нам в кв.) прячется за спину и ни за что не откликнется, не поздоровается, не пойдёт в группу заниматься. Знает много стихов, умеет читать (даже в садике, когда воспитательница, обучая остальных детей буквам, подозвала его к себе и попросила подсказывать — если кто то не отвечает — на какую букву она показывает…он бедный весь стал красный, вспотел., задёргался ..в результате спрятался за неё и расплакался). Т.е. как я понимаю и наблюдаю для него публичные выступления вызывают ужас…а нам в 2013 идти в школу. Как он выйдет к доске.

Насколько я поняла из Вашего описания ситуации, ребенок испытывает стресс в новых и незнакомых ситуациях: страх перед новыми людьми, перед публичными выступлениями, в новых местах. Здесь можно говорить о тревожности, которая возникает из-за определенных ситуаций.

Такая тревожность может возникать из-за потери каких-то значимых отношений, либо серьезной неудачей в важном для ребенка деле. Ситуативная тревожность вполне может перейти и в школьную, т.е. ребенок также будет бояться отвечать у доски, сложно адаптироваться в новом коллективе. Еще одной и самой главной причиной появления такой тревожности являются отношения между детьми и родителями (ближайшим окружением).

сцена

Хоть Вы и не говорите вслух то, что думаете на самом деле о своем внуке, но детки очень чутко улавливают настроение взрослых. Конечно, ни один родитель не стремится сделать своего ребенка тревожным, но вот их поступки могут свидетельствовать об обратном.

Как помочь ребенку?

Во-первых, сами перестаньте беспокоиться о его будущем. Принимайте и любите Вашего внука БЕЗОЦЕНОЧНО. Любите его всегда не зависимо от того рассказал он стих или нет, выступил на утреннике или нет. Будьте сами оптимистичны, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка в том, что все будет хорошо.

В-третьих, создайте у ребенка ощущение того, что он УЖЕ успешен и он УЖЕ победитель. Тревожным деткам обязательно нужно повышать свою самооценку. В этом Вам помогут воспоминания о его увлечениях и интересах (лучше записать все его таланты на листочек). Так и Вам и ему будет проще убедиться в том, что и без публичных выступлений, он может жить полноценно и счастливо. Внук не хочет/не любит выступать на публике, ничего страшного. Не нужно постоянно напоминать ему об этом и уговаривать рассказать стишок.

Можно взять ватман и наклеить туда цветок. Серединка цветка – фотография Вашего внука, а на лепестках каждый день писать достижения и результаты прошедшего дня. Пусть ребенок сам говорит, чем он гордится. Например, построил дом, собрал машину из конструктора, сам прочитал книгу, выучил новый стих и т.д. Каждый день, получая позитивную информацию, ребенок будет приобретать уверенность в своих силах, а взрослые, которые будут помогать ему записывать достижения, установят с ребенком более тесный эмоциональный контакт.

Рассказывайте стихи перед зеркалом. Так можно будет отрепетировать позу и мимику. Если ребенок чувствует напряжение, предложите ему простые упражнения на расслабление: глубокий вдох-выдох, улыбка, воспоминания о чем-то приятном. Существуют игры с детьми, направленные на снятие мышечного напряжения. Играйте с внуком ежедневно.

Можно надеть новогодний костюм с маской. Пусть ребенок сам выберет себе того персонажа, который ему понравится. И пусть рассказывает стихотворение от лица этого персонажа. Так Андрюша перевоплотится из обычного мальчика, например, в мишку, раскрепостится. И стихи будет рассказывать большой, веселый и смелый медведь, а не Андрюша, который этого делать не любит. После того, как мишка расскажет стихотворение, обязательно поинтересуйтесь, что он чувствовал. Понравилось ли ему слышать аплодисменты, раскланиваться перед зрителями. Можно рассказывать от лица нескольких разных героев. Например, мишка говорит бойко, низким голосом, а вот зайчик быстро, звонко и высоким голосом. Таким способом можно неоднократно и на разный манер, вживаясь в разные образы.

Рисуйте различные эмоции: грустные, веселые, удивленные, злые, расстроенные, добродушные рожицы и т.д. Очень полезно корчить рожицы перед зеркалом.

Читайте ребенку сказки или придумывайте их сами. Герои в сказках часто попадают в затруднительные ситуации, но потом с достоинством находят выход из них. Обсуждайте прочитанное с ребенком.

Чаще обнимайтесь, гладьте ребенка по голове, сообщайте ему, что он самая большая радость в Вашей жизни.

Психология ребенка - фото

1. Повышайте самооценку

2. Чаще хвалите

Дети, испытывающие страх перед публичными выступлениями, обычно воспитываются в семьях, где принято обсуждать их при посторонних. Даже тихий разговор с соседкой о ребенке может убить его самооценку. Существует обратный прием — выйдите в соседнюю комнату и по телефону поговорите с подругой так, чтобы ребенок услышал ваш разговор. Похвалите его за что-то, и вы увидите, что он обретет уверенность в себе.

дети дошкольного возраста,ребенку 3,как воспитывать

3. Поддерживайте ребенка

Иногда проблема кроется в том, что родители навязывают свои слишком завышенные ожидания. Страх не оправдать родительские надежды сковывает ребенка, особенно если однажды он проиграл там, где от него ожидали победы. Задача родителей — всегда быть на стороне ребенка и всячески демонстрировать это. По возможности находитесь в зале, где выступает ваш ребенок, и всячески поддерживайте его со своего места. И вскоре ребенок уже не будет бояться выходить на сцену и поймет, что им гордятся и в публичных выступлениях нет ничего страшного.

4. Предоставьте свободу

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Читайте также: