Как сделать чтобы человек не орал

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Психогенная одышка – откуда берется

Одышка – это нарушение частоты, ритма и характера дыхания. Различают ее патологический и нервный тип.

При патологической одышке причина кроется в нарушении работы внутренних органов.

Психогенная или нервная одышка развивается, прежде всего, на фоне психических и нервных расстройств:

  • острый или хронический стресс;
  • психогении детства – возможно, в детском возрасте человек стал свидетелем возникновения приступа удушья по различным причинам. Например, картина утопления сопровождается судорожным заглатыванием ртом воздуха утопающим, характерным выражением лица;
  • неврастения, невроз, истерия;
  • депрессия;
  • фобии, тревожные расстройства;
  • нарушения работы вегетативной нервной системы – нейроциркуляторная дистония;
  • расстройства сна.

Симптом проявляется затрудненным дыханием. Оно становится поверхностным, с осложненным коротким вдохом и продолжительным выдохом. Ускоряется его темп, и даже если человеку удается вдохнуть глубоко, это не приносит ему особого облегчения. Такую работу легких называют дыханием загнанной собаки.

После неконтролируемых ускоренных дыхательных движений следует пауза, а после нее возвращается судорожное дыхание. Все это вызывает у человека тревожность и страх приближающейся смерти. Нередко возникает приступ панической атаки.

Искажение дыхательного ритма вызывает гипервентиляцию легких и напряжение межреберных мышц. Из-за этого развиваются ложные признаки стенокардии, кардионевроза. Пациента сопровождает слабость и недомогание, повышенная потливость, головокружение, холодные конечности и судороги.

Естественно, подобные симптомы наталкивают на мысль о сердечном недуге, но дело все в нервном перенапряжении.

К другим признакам невротической одышки относят:

  • ощущение сжатия в грудной клетке;
  • чувство нехватки воздуха;
  • контроль над процессом дыхания;
  • ощущение кома в горле;
  • приступы невротического кашля — он становится сухим и назойливым;
  • нервная зевота;
  • боль в межреберных промежутках;
  • рефлекторные движения для раскрытия грудной клетки, которые должны помочь сделать вдох — размах руками, выравнивание плеч, но они не приносят результата; смерти.


Одышка на нервной почве ухудшает психическое состояние человека. Она способна вызвать депрессию, ипохондрию, расстройства настроения.

Механизм развития и критерии отличия

Каждая деятельность, в том числе и дыхательная, регулируется определенным отделом головного мозга. В состоянии стресса и нервного перенапряжения центральная и периферическая нервная система выходят из строя. Теряется контроль над центром дыхания в головном мозге, распространяется перевозбуждение, в результате чего ускоряется дыхание.

Легкие переполняются воздухом, вызывая гипокапнию, то есть в крови чрезмерно увеличивается количество кислорода, а углекислый газ снижается ниже нормы. Такой дисбаланс газов и вызывает приступ психогенной одышки.

Несмотря на то что симптомы ее проявления схожи с истинной одышкой, все-таки существуют некоторые критерии, позволяющие ее дифференцировать:

При обследовании внутренних органов не удается выявить

Патология сердца, почек, легких и др.

Бледность или цианоз кожи, бочкообразная грудная клетка, отеки

Изменение положения тела

Не влияет на характер дыхания

Смена положения может облегчать или провоцировать патологический симптом. Особенно часто усиливается после физических нагрузок.

Обостряется на погоду, в определенное время суток (у одних приступы случаются утром, у других – в ночное время). Проявляется чаще весной и осенью.

Не купируется медикаментозными препаратами

Купируется в ряде случаев медикаментозно

Все симптомы уходят, если перевести разговор в другое русло

Одышка сохраняется, связь отсутствует

Дыхательный невроз

Существует много разновидностей неврозов, каждая из которых выделяется определенной группой симптомов. Одним из них является дыхательный невроз, который характеризуется, прежде всего, неврогенным расстройством дыхания.

Причины появления синдрома делят на психические, органические, смешанные. Конечно, большинство (около 60%) приходится на психогенные факторы.

5% случаев включает в себя органическую этиологию. Сюда относят нарушения структуры ЦНС: энцефалопатии, гидроцефалия, воспаления оболочек мозга, а также такие заболевания, как сахарный диабет, гипертония, хронический бронхит. Иногда поводом становится прием некоторых медикаментов.

В течение болезни различают 3 группы признаков:

  • дыхательные;
  • психоэмоциональные;
  • мышечные.

I группа имеет несколько форм проявлений:

  1. Пустое дыхание – чувство недостатка воздуха, его темп учащается.
  2. Кажется, что воздух с усилием поступает в легкие, ощущается ком в горле. К дыхательному акту привлекаются вспомогательные мышцы.
  3. Появляется предчувствие остановки дыхания, и человек вынужден контролировать его процесс, осознанно делая вдох.
  4. Зевание, стон, вздохи.

II группа симптомов включает в себя нервное перенапряжение и обеспокоенность своим состоянием. Больной не может расслабиться. У него появляются фобии, в частности, боязнь открытой местности и мест с большим скоплением людей.

Такая триада признаков является типичным, ведущим проявлением болезни.

Заболевание характеризуется хроническим течением, при котором случаются обострения.

Вызывает криз негативная психологическая обстановка. Уникален способ снятия приступа – нужно подышать в пакет. В таком случае в нем концентрируется углекислый газ, который и вдыхает невротик. Газовый баланс восстанавливается, дыхание выравнивается. Это является первой помощью при создавшейся ситуации.

Что касается детей, то для них также характерна такая патология, как дыхательный невроз, причиной которого также становятся стрессы, фобии и тревожные расстройства. Но стоит отметить, что главная роль в их возникновении отводится неблагоприятной обстановке в семье, причем это относится не только к грубому и неадекватному отношению к ребенку, но и к взаимоотношениям между родителями. Постоянные ссоры и конфликты в семье, агрессия могут спровоцировать развитие психогенной одышки у детей.

Такие детки отличаются тревожностью и лабильностью (нестабильностью) настроения. У них замечаются вспышки гнева по мелочам, общая нервозность, отказ от общения с друзьями, нарушается сон.

Родителям стоит быть более бдительными и чувственными в воспитании ребенка.

Психогенная астма

Вообще, бронхиальная астма относится к патологии дыхательной системы. Ее развитие связано с изменением структуры бронхов на фоне иммунных сбоев, то есть является вполне конкретным заболеванием, к этиологии которого психические факторы не имеют отношения.

У людей, страдающих данным недугом, может развиться такое состояние, как психогенная астма. Это случается, когда приступы удушья – основного симптома болезни, провоцируются нервным перенапряжением, как положительным, так и отрицательным, тогда как в обычных случаях это происходит под действием холода, инфекций или физических нагрузок.

Под действием сверхэмоций происходит выброс гистамина. Это один из главных медиаторов воспаления. Он вызывает спазм бронхов. Как результат – сухой кашель, одышка и приступ удушья.

Часто психогенная астма развивается у женщин в менструальный период и у детей, чья психика еще довольно нестабильна, очень чувствительна.

Как выявляется

При возникновении проявлений одышки следует обратиться к врачу. В первую очередь, он должен проверить, не является ли симптом признаком физической патологии. Для этого врач проводит опрос пациента, а после приступает к объективному обследованию: осматривает, прослушивает больного.

Чтобы исключить болезни внутренних органов, назначается ряд обследований:

  • рентгенография;
  • аллергопробы;
  • КТ или МРТ;
  • ЭКГ, УЗИ сердца;
  • ОАК.

Не выявив патологию, врач отправляет больного к неврологу или психотерапевту.

Психотерапевт собирает психогенный анамнез, куда входят сведения о наличии психических расстройств, возможного психотравмирующего фактора, а также особенности развития в детстве.

Психологический анализ подразумевает исследование личности, в том числе — с помощью тестирования. Особенно эффективен Наймигенский опросник, который результативен в 90% случаев. Он был разработан голландскими пульмонологами. Включает в себя 16 позиций, характеризующих признаки ГВС. Их выраженность оценивается в пределах 0-4 балла.

В процессе неврологического осмотра проверяются неврологические симптомы, определяют повышенную потливость ладоней и стоп. Возможно проведение электромиографии.

Среди дополнительных обследований выделяют гипервентиляционную пробу, кислотно-основное обследование крови, а также баланс электролитов. Как правило, при неврогенной одышке выявляется дефицит магния и кальция в крови.

Как избавиться от чувства удушья

Вопрос о том, как лечить психогенную одышку, включает в себя широкий спектр способов.


Но главное при этом — восстановить благоприятный психологический фон. Только нервное успокоение поможет искоренить недуг полностью.

Это можно попробовать сделать собственными усилиями.

  1. Принимать настои трав.
  2. Наладить режим дня. Сон – не менее 8 часов. Исключить переутомление.
  3. Отказаться от вредных привычек, так как они производят психостимулирующий эффект.
  4. Заняться спортом.
  5. Правильное питание – больше фруктов и овощей, меньше жирного, соленого и острого. Хорошо бы разнообразить меню продуктами с высоким содержанием магния: тыквенные и подсолнечные семечки, орехи, отруби пшеницы, финики, шпинат, какао.
  6. Теплые ароматизированные, массаж, закаливание.
  7. Дыхательная гимнастика – помогает увеличить уровень СО2 в крови, снизить частоту дыхания.

Бывает так, что нейрогенное расстройство дыхания проходит самостоятельно. Для этого достаточно было смены обстановки, причем как в позитивную, так и негативную сторону.

По достижении призывного возраста его забрали в армию (оказался годен). Этот факт прибавил еще паники. Служба была сродни аду. Но через полгода он вдруг понял, что приступы отступили. Он, наконец, мог дышать полной грудью. Было ощущение, что открылось второе дыхание, и для него это было на грани блаженства. Больше болезнь его не беспокоила.

  1. Психотерапия.
  2. Назначение успокоительных препаратов, антидепрессантов и транквилизаторов. Витамины В, D, препараты магния и кальция, а также бета – блокаторов.
  3. Специальные аппараты, тренирующие дыхание и позволяющие нормализовать его ритм. Они восстанавливают дыхательную частоту, расслабляют мышцы. Терапия проходит в виде игры, позволяет выработать самоконтроль, наладить психоэмоциональный фон, повысить устойчивость к стрессогенным факторам.
  4. Физиотерапия – магнитотерапия, электрофорез, гальванизация, грязелечение.
  5. Санаторно-курортный отдых.

Нервная одышка, не являясь признаком физической патологии, тем не менее, опасна для здоровья. Ее возникновение требует немедленного терапевтического вмешательства, чтобы не допустить стойких психических расстройств и изменения личности.

Техника дыхательной гимнастики

Данная техника была предложена А.М. Вейном, занимающимся изучением нарушений в работе ЦНС.

Старайтесь выполнять гимнастику в одно время, не ранее 2 часов после приема пищи. Не выполнять после нахождения на солнце и длительных физических нагрузок.

Перед выполнением проконсультируйтесь с врачом.


Лягте на спину, прикройте глаза, расслабьтесь. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох. Обратите внимание: в технике применяется брюшное дыхание (надувается брюшная стенка). За вдохом следует равномерный выдох (сдувается живот, затем грудная клетка).

Для начала делайте вдох длиной 4 секунды, а выдох – 8с. Повторите 15 раз. Если ощущаете дискомфорт, сократите соотношение до 3к 6. Главное, чтобы вдох и выдох шли в пропорции 1:2.

Если такой режим вам подходит, можете увеличить длительность дыхательных движений до 5 к 10с или 6 к 12с. Когда вы выберете для себя подходящий ритм, соблюдайте его на протяжении месяца. Количество циклов не должно превышать 20 за день.

Через 1 месяц увеличивайте количество циклов (вдох – выдох) на один каждые 5 дней, доводя до 40 повторов в день.

Через месяц на протяжении 2 недель прибавляйте к вдоху и выдоху по 1 и 2 секунды соответственно. Максимально возможные значения:

  • длина вдоха – 30 сек;
  • длина выдоха – 60 сек.

Превышать обозначенное время нежелательно.

Обратите внимание! В процессе гимнастики вас не должны сопровождать такие ощущения как тахикардия, тошнота и головокружение, онемение конечностей, зевание, учащение дыхания, нарушение его ритма и другие неприятные ощущения.

В настоящее время много говорят о росте числа психических расстройств в обществе, однако многие люди имеют очень неопределенные представления об этом весьма размытом понятии. Несмотря на то, что сейчас психиатры делают все возможное, чтобы как можно лучше информировать население о стрессах, депрессии, тревоге, неврозах, более тяжелых психических расстройствах, литературы, написанной экспертами для простого обывателя крайне мало, а в интернете встречается изобилие информации, написанной либо сложным языком, либо просто безграмотно. Все это в итоге приводит к тому, что такая информация не только противоречит действительности, но и вредит.

помощь при психическом расстройстве

*Самые основные термины желательно знать, тогда врачу будет легче помочь как самому больному, так и его близким. Кроме того, не стоит употреблять терминов, которые Вам недостаточно хорошо известны, лучше описывать ситуацию или состояние так, как Вы это понимаете.

Итак, психические (или душевные, потому что психея – в переводе с греческого означает душа) расстройства – это болезненные состояния человека с психопатологическими (т.е., с психическими нарушениями) и поведенческими (т.е., проявляются не всегда, например, при неврозах, когда человек усилием воли держит себя в пределах культурного социума до определенного момента) проявлениями, обусловленными воздействием биологических, психологических, социальных и других факторов.

Не будем путать с психозами (или психотическими) расстройствами, которые характеризуются грубыми и противоречивыми окружающей обстановке нарушениями мышления, восприятия и поведения (бред, в медицинском, а не обывательском представлении; галлюцинации; психомоторное возбуждение; суицидальное поведение и т.д.).

Важно отметить, что проблема психических расстройств междисциплинарная и даже межведомственная, социальная. Нужна реабилитация, а не только лечение.

Что касается диагноза. Диагноз – определение и распознавание, указание на болезнь. В медицине, а особенно в психиатрии, не всегда постановка диагноза подразумевает лечение в строгом соответствии с диагнозом. Зачастую диагноз – это статистическая категория, необходимая для понимания, грубо говоря, чем сходно состояние одного больного с другим.

У меня порой вызывает недоумение стремление человека посмотреть записи врача. Ведь специальная интерпретация, обоснование диагноза, терминология могут не только испугать и обидеть неподготовленного человека, а вызвать необоснованное недоверие к специалисту и, того хуже, усугубить нарушенное душевное равновесие, огорчить не только больного, но и родственников.

Гораздо важнее доверять друг другу (врачу, пациенту, его близким), задавать интересующие вопросы. Именно на доверии достигается желаемый результат – излечение или стойкая ремиссия, если расстройство хроническое.

Рекомендации

Обычно такое поведение вначале воспринимается как шутка, потом удивление, затем начинается дискуссия с больным человеком, что может привести к серьезным конфликтам и недоверию. Если Вы подозреваете у близкого Вам человека психическое расстройство (мы не берем экстренные ситуации, например, при выраженной агрессии, здесь уже вмешиваются полиция и медицинские работники), нельзя спорить.

Желательно и не поддерживать болезненные заблуждения человека, постараться быть терпеливыми и заботливыми, уговорить близкого обратиться за медицинской помощью. К сожалению, в нашем обществе, когда речь идет о психиатрии, в большинстве случаев это вызывает усмешку, испуг, удивление, только не сочувствие и желание помочь больному человеку, тем более, если это относится к родственнику. Только потом, когда больной человек сможет почувствовать и даже понять, что помощь психиатра ему во благо, он сам потянется к ней.

На первоначальном этапе стоит попытаться уговорить человека успокоиться, оценить его степень адекватности (если раньше он доверял Вам, а сейчас безосновательно нет, понимает ли он Вас или находится весь в своих переживаниях и т.д.), понять, существуют ли угрозы для него и окружающих.

Насильно помочь человеку невозможно (недобровольная госпитализация в психиатрический стационар проводится только по решению суда), но сделать все возможное необходимо: привлечь родственников, которые правильно поймут и поддержат, авторитетных для больного людей, посоветоваться с врачом.

2 ситуация: пациента удалось привести к психиатру. Здесь могут быть 2 пути. Доктор поможет разобраться в ситуации, поставит диагноз, назначит лечение, даст рекомендации. Здесь все очень индивидуально. Но может быть и так, что врач дает рекомендацию, но ей не хочет следовать не только больной (в силу неадекватности), но и родственник.

Был поставлен диагноз психического заболевания, назначены препараты, через пару месяцев наступило значительное улучшение. Пациентка прекращает пить лекарства, через некоторое время приходит к врачу вместе с матерью, жалуется на ухудшение, уверяет, что лекарства не помогают, отказывается от помощи, выбегает из кабинета, мечется, говорит, что не хочет жить. Предлагается госпитализация, поскольку адекватные дозировки препаратов можно назначить только в стационаре, в ответ - категорический отказ.

Даны рекомендации, больная наконец-то госпитализирована в психиатрический стационар с шизофренией. Выписана с улучшением, появилась критика к своему состоянию, подобрана адекватная терапия.

Итог: к счастью, эта история закончилась благополучно, но пациентка промучилась несколько месяцев, пока мать поверила в необходимость госпитализации; пришлось назначать более тяжелые препараты, лечение затянулось.

Не стоит менять специалистов (бывает ко мне приходят с десятками рекомендаций от разных врачей одной и той же специальности, что вызывает недоумение). Ну 2-3 мнения – это понятно, но больше 10!? Наиболее частая причина – не сразу помогают лекарства, побочные эффекты.

Некоторые пациенты вскоре прекращают принимать лекарства, а многие заболевания хронические и требуют многомесячной, а то и многолетней поддерживающей терапии. Наступает закономерное ухудшение, новый врач не знает еще особенностей течения расстройства у данного больного, начинаются эксперименты с лечением, новый подбор медикаментов, формируется устойчивость к лечению, ранее эффективные препараты перестают действовать.

И еще: желательно, при первичном посещении врача принести если не все, то основные обследования, выписки, анализы. Психиатр – такой же врач, как и все остальные, и чем больше информации будет о пациенте, тем легче разобраться в диагнозе. Например, если у человека патология щитовидной железы, желательно принести последние анализы на гормоны, поскольку при изменении гормонального фона меняется и душевное состояние (раздражительность, нарушения сна, колебания настроения и т.д.).

В ряде случаев антидепрессанты не только не нужны, а могут навредить, может быть стоит ограничиться назначениями эндокринолога и психотерапией. Пожилые люди, страдающие сахарным диабетом, могут путать события и даже вести себя неадекватно при повышении глюкозы в крови, здесь назначаемые нейролептики тоже не всегда необходимы.

У меня был ряд случаев, когда пациенты возвращались из США, Европы, Израиля и т.д. с жалобами, что было отказано в назначении препаратов, подобранных в России, либо просто лечение оказалось неэффективным, наступило ухудшение. Здесь я бы посоветовал найти специалиста, которому Вы доверяете и согласовывать с ним свои действия. Только вместе мы можем помочь больным людям оказать адекватную помощь и если не вылечить, то максимально возможно улучшить качество жизни.

4 ситуация: неизлечимо больной в конечной стадии. Бытует мнение, точнее очередной миф, что от психических болезней не умирают, однако психические заболевания – такие же, как и соматические (т.е. болезни тела), только болен мозг, независимо есть там видимый очаг (например, в следствие черепно-мозговой травмы поврежденный участок мозга) или нет. Например, выраженное прогрессирующее слабоумие, конечная стадия алкоголизма с полиорганными нарушениями, терминальная стадия при злокачественных формах шизофрении и другие. Здесь приходится решать индивидуально, в зависимости от конкретного случая.

Если уж суждено умереть, это легче сделать среди любящих родственников на своей кровати, даже если человек ничего не понимает и никого не узнает. Но он ЧУВСТВУЕТ отношение к нему. Как чувствует маленький ребенок ласку матери, улыбается или плачет, когда мама ушла. Вы скажете – сравнение никакое, дети – это наше будущее, а здесь умирающий и ничего не понимающий человек. Да, это так, но надо понимать, что любой из нас может, не дай Бог, оказаться на месте этого человека…

Ухаживающие за больными

Ну и несколько слов о помощи для тех, кто ухаживает за больными. Здесь трудно давать конкретные рекомендации, ясно только одно: нельзя вставать в позицию ни спасателя, ни жертвы, нужно просто выполнять свой человеческий долг по мере сил и возможностей. Не забывайте про себя.

Любой человек, проживающий с больным и тем более ухаживающий за ним, испытывает громадный личный и эмоциональный стресс. Поэтому следует подумать о том, как Вы будете справляться с болезнью в будущем. Разобравшись, как следует в собственных эмоциях, Вы сможете более эффективно справляться как с проблемами больного, так и с Вашими собственными проблемами. Вам, возможно, придется испытать такие эмоции, как горе, стыд, гнев, смущение, одиночество и другие.

Для некоторых людей, ухаживающих за больным, семья является лучшим помощником, другим она приносит лишь огорчения. Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным количеством времени, и не пытаться нести подчас нелегкое бремя ухода за больным одному.

Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным. В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

Информацию для Вас подготовил:

Аронов Павел Владимирович - врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент. Врач ведет прием в корпусе клиники на Бауманской.

Как перестать кричать на детей (и возможно ли это вообще) - слайд

Я была идеальной матерью. Пока у меня не было детей. Я думала, что никогда не повышу голос и уж тем более не подниму на ребенка руку. Ведь я так много изучала детскую психологию и точно знаю все возможные последствия. Ни за что! Никогда!

Но уже через пару лет мои мечты рухнули.

Я день за днем терпела педагогическое фиаско. Дети не слушались. Ни с первого раза, ни с десятого. Сначала их мог привести в чувство мой крик. Потом уже и он перестал срабатывать. Я стала срываться на шлепки. Но, ударив ребенка пару раз, я поняла, что это вообще не помогает. Скоро стало казаться, что дети специально нарываются, с трепетом ожидая, когда же мама превратится в истеричку.

С мужем происходило то же самое. В какой-то момент я заметила, что он в принципе спокойным голосом с детьми не разговаривает. Только на повышенных тонах и в приказном тоне. И руку поднимал…

Если бы это помогало детей воспитывать — не вопрос! Но ситуация становилась все более неуправляемой. Неуправляемые родители и неуправляемые дети.

Когда родители бьют детей, они думают, что учат их дисциплине и послушанию. Но на самом деле учат:

  • унижать более слабых;
  • ни во что не ставить желания других;
  • бояться.

Когда вы кричите и поднимаете на ребенка руку, то дети:

  1. Привыкают не искать способы решения проблемы, а просто переждать скандал.
  2. Слушают вас только тогда, когда вы говорите на повышенных тонах.
  3. Не чувствуют себя с вами в безопасности и из-за этого становятся нервными, непослушными, капризными.
  4. А вы все больше срываетесь на капризных и непослушных детей.

Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.

Скажу сразу, все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину — счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.

Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.

Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.

Шаг 1-й—для начала устраните усталость и недосып. Бросьте все силы, деньги и время именно на эту часть жизни. Вместо трат на успокоительные и психологов возьмите няню на два часа в день и доспите. Если спать не дает ребенок — наймите консультанта по сну. Сделайте что угодно, но спасите себя.

Ребенок не вспомнит, насколько грязные полы были у вас дома. Зато он вспомнит вечно уставшую, орущую мать, которая замахивается на него из-за разлитого компота, а потом плачет и просит прощения. Дайте своему организму отдых. Иначе все это бесполезно.

Работать с последствиями, не устранив причину, не имеет никакого смысла. Если вы забьете на усталость и недосып, то именно вы потом будете говорить:

  • Качественный сон не меньше 8 часов подряд.
  • Сон должен начинаться до полуночи.
  • Смена картинки и отдых от ребенка хотя бы пару часов в неделю.

Вот если все это есть, а срывы все равно случаются часто, то тогда идем в сторону психологии. Тогда мы начинаем говорить про психологические проблемы.

А до того момента это не психика, а гормоны. Это не голова больная, а тело. И ему нужно помочь.

Ну что, дорогие, многие узнали себя и… почувствовали облегчение.

А таких на самом деле много! Ведь у большинства из вас сбиты настройки по умолчанию. Кроме того, многих в детстве лупили, унижали, на многих орали, и именно такая реакция всплывает на автомате. Хоть вам это и не нравится, вас самих это раздражает… Все равно вылезают эти настройки, и никакие другие. Это не значит, что ваши родители плохие, они тоже не от хорошей жизни вас лупили.

Если бы вас всю жизнь учили ползать на четвереньках, то встать на ноги для вас было бы тяжело. Поэтому считайте, что вы сейчас в процессе обучения полноценной ходьбе на двух ногах.

Просто примите этот факт — есть такая особенность вашего характера. Но вы с ней работаете, боретесь. Вам не все равно!

Поймите, есть люди, которых в детстве не лупили. У них вообще нет такой проблемы. Они не орут на своих детей и не лупят не потому, что они такие добрые и терпеливые, а потому, что это не вшито в их подсознание.

А с вашей стороны будет огромным прогрессом, колоссальной работой над собой, важным шагом вперед, даже если вы будете чуть меньше лупить своего ребенка или чуть меньше на него орать, чем делали это ваши родители.

Так что вы уже огромные молодцы, что стараетесь вести себя по-другому. Поменять ситуацию вполне реально!

Шаг 3-й — объявите всем домашним, что вы собираетесь перестать кричать. Вероятно, это получится не сразу, но вы искренне будете стараться.

Дайте детям разрешение прерывать вас или выходить из комнаты, когда вы начинаете переходить границу.

Да, это может нарушить иерархию и вообще против правил приличия, но ведь и ваш крик тоже в них не укладывается. Так что дайте детям возможность не просто быть жертвой, но и быть в силах остановить ситуацию.

Шаг 4-й — ложитесь.

Да, да, лягте на диван или кровать и попробуйте кричать лежа. Спорим, не получится?

Чтобы кричать, человеку нужно быть в достаточно сильном мышечном напряжении. Чтобы бить — тем более. Расслабившись лежа, вам будет очень сложно это делать.

Но как же тогда детей воспитывать? Если кричать и бить неэффективно? Надо же иногда и наказать ребенка.

Тут мне придется напомнить, что у дошкольников очень плохо развита зона мозга, отвечающая за самоконтроль. Они искренне хотят вести себя лучше, но в сам момент события при сильном желании не могут с собой совладать. Не потому что вредничают, не потому что хотят вас позлить, а просто из-за особенностей физиологии.

Поэтому ваши слова не помогут.

Ребенка воспитывают не слова, а последствия!

Шаг 5-й — на негативное поведение ребенка давайте максимально спокойную реакцию.

Полностью поменяйте ваши реакции местами. Когда ребенок спокойно играет или помогает вам убрать со стола — прыгайте от счастья, а когда разбрасывает игрушки или не слушается—сохраняйте спокойствие. Вы увидите перемены очень быстро.

Шаг 6-й — бывает, что единственными последствиями для ребенка являются мамин ор и папин подзатыльник. Но с реальными последствиями дурного поведения ребенок так и не сталкивается.

Например, мама с ребенком собираются в цирк. Прямо перед выходом ребенок начинает вопить, отказывается одеваться или одевается, как назло, очень медленно. Мама долго возмущается, что они опаздывают, кричит, требует поторопиться, а в итоге одевает ребенка сама. И ребенок все равно попадает на представление.

То есть он не столкнулся с реальным последствием своих действий. Мама хоть и с криком, но уберегла ребенка от них. Ведь жалко деньги за билеты. А свои нервы не жалко?

Все, что ребенку нужно запомнить: делаешь плохо — будет плохо.

А не делаешь плохо — мама орет, папа лупит — получается хорошо.

А вот то, что следует запомнить родителю: они просто дети. Маленькие человечки, которые пока не понимают, как в нашем мире все устроено и чего ожидать. Они точно будут проверять ваши границы, чтобы понять, на что можно опереться. Они в любом возрасте будут нарушать правила и таким образом учиться ответственности. Их мозг еще недоразвит, жизненного опыта не хватает, эмоции часто берут верх, они не могут думать и реагировать адекватно.

И все равно они нуждаются в нашей любви. Особенно в те моменты, когда меньше всего ее заслуживают.

Как часто причины наших ссор лежат в плоскости животного эго, которое озабочено исключительно собой и совершенно не умеет учитывать интересы и потребности других людей.

Мы считаемся неоантропами третьего тысячелетия, а ведем себя как пещерные люди.

Некоторым из нас почему-то кажется, что современному человеку нужно освободиться от ограничений и сдерживающих факторов.

Не утруждать себя правилами поведения, приличия, хамить и кричать, выпуская наружу свою необузданную природу.

Мы показываем себя во всей красе, не задумываясь о том, что сдаем позиции человечности, губим свою любовь, теряем что-то важное в отношениях и навсегда захлопываем дверцу доверительности, которая необходима каждому из нас для того, чтобы чувствовать себя гармоничным рядом с близким человеком.

Эмоции

Эмоции

Эмоции

Законы человеческого существования

В чем опасность простых эмоциональных реакций?

О чем они свидетельствуют?

Во-первых, о нездоровье нашей нервной системы. Несдержанность, увы, показатель её нестабильности.

А, значит, опасности и для всего организма в целом. Ведь, как известно, все болезни от нервов.

Если мы часто орем, то провоцируем у себя развитие язвы желудка, сердечно-сосудистых заболеваний, астмы, сахарного диабета и т. д.

Во-вторых, наш крик характеризует уровень нашего развития.

Вот как пишет об этом Б. Диденко в работе "Хищная любовь":

«Первая сигнальная система - это инстинкты, условные и безусловные рефлексы.

Ее верхняя граница - это примитивное мышление, смекалка высших животных, действующих методом проб и ошибок, которые способны приобретать и передавать опыт, в том числе, учить свое потомство.

Вторая сигнальная система - это ум, речь и абстрактное мышление.

Из великого разнообразия стремлений, которые диктуются силами эмоций и инстинктов, ум выбирает самые рациональные, которые надежней всего приводят к поставленной цели.

Предел возможностей второй сигнальной - логическое мышление.

Третья сигнальная система свойственна только Людям. Ее проявлениями являются совесть, сочувствие, милосердие, учитывание интересов других людей, способность не причинять зла ближним и природе.

Животные не имеют совести, стыда, не могут проявлять сострадание и чувствовать осознанную необходимость в том или ином поступке, слове или образе мыслей. Это свойственно только Человеку.

В ХХI веке мы все еще находимся на уровне хищнических инстинктов самосохранения, красиво уложенных в логические схемы.

Обманывая друг друга, интригуя, подсиживая, оскорбляя и срываясь на крик, мы затыкаем рот своей интуиции и не чувствуем настоящих тенденций развития человечества. И это ведет нас к деградации и гибели.

В-третьих, мы разрушаем среду своего обитания, даже, казалось бы, напрямую не воздействуя на нее. Нам кажется, что мы просто ругаемся.

А между тем, что-то невидимое сдвигается во Вселенной, напрягается, мутирует, и на другом краю Земли происходит экологическая или техногенная катастрофа. И она напрямую связана с нашим поведением!

Мы никогда не сделали бы больно другому человеку, если бы в нас было развито интуитивное понимание того, к чему это может привести в общечеловеческом масштабе.

Нарушение космобиологического закона ведет к искривлению пространства и нарушению течения жизни.

А мы на каждом шагу позволяем себе унижение и оскорбление самых близких, уничтожение собственной планеты, обогащение кучки за счет большинства, неограниченное расходование природных и человеческих ресурсов ради "золотого тельца", прибыли.

Почему деньги ради денег стали смыслом нашего существования? Почему в погоне за ними мы забываем о простых человеческих движениях навстречу друг другу?

О бескорыстной любви и преданной дружбе, о созерцании прекрасного и сближении с природой? Нас настиг кризис…

И мы больше ни о чем не можем думать, кроме сохранения своего рабочего места, зарплаты и того состояния стабильности, в котором привыкли барахтаться, заботясь только о собственной персоне.

О чем он нас предупреждает, этот кризис? Может быть, о том, что нам пора прекратить думать только о себе, а задаться вопросом судьбы всего человечества, нашего города, деревни, страны, планеты.

Ведь от каждой неправильной мысли, поступка и громко произнесенного эмоционального слова в тот же момент изменяется биоинформационное поле нашей планеты.

Как научиться сдерживать эмоции?

Законы человеческого существования

Что это за тонкие законы такие? Почему нужно о них знать человеку нашего века?

Есть законы государств, записанные в конституциях и правовых документах.

Большей частью они придуманы людьми, досконально овладевшими второй сигнальной системой, позволяющей нам существовать в социуме.

Нарушители их могут быть наказаны государством через суд или с помощью представителей закона.

Эти нормы соблюдают под страхом наказания, хотя со многими из них могут согласиться с трудом.

Есть законы морали, которые придумали люди для более гармоничного существования рядом друг с другом, когда неизбежно сталкиваются интересы, характеры, темпераменты.

Это правила поведения, которые ребенок впитывает с младенческого возраста под действием родительских запретов и устрашений. Мы соблюдаем их во взрослой жизни.

Но не все и не всегда. В современном мире понятия нравственности и морали становятся все более расплывчатыми.

В ход идет идея вседозволенности, нравственной свободы от строгих рамок и обязательств.

В этих условиях как раз впору было бы вспомнить о более высоком уровне человеческих законов, которые помогли бы нашему выживанию.

Но, оказалось, что до них большая часть человечества просто не дотягивает. Мы выросли из одежек моральных запретов, переданных нам нашими предками.

Но остались "голыми", нам больше нечем прикрыть срамные места. А коль нечем, то и незачем, и мы предпочитаем выставлять их напоказ.

А сами в глубине души противимся этой разнузданной безнравственности, которая процветает в человеческом обществе.

Иначе нам не нравились бы фильмы об истинных чувствах, о настоящей человеческой близости, о человечности, в конце концов.

Потому что в глубине нас живут иные законы, о которых мы начинаем только догадываться, с изумлением открывая их в себе, как драгоценные жемчужины великого смысла.

Это законы третьей сигнальной системы. Законы истинной человечности.

Любви, которая не боится страха, сострадания, которое действует без нажима и условий, это закон человеческой близости и солидарности, который существует в нас не под действием вины или запретов, а потому что существует априори, потому что мы - люди!

Но эволюционная задача этих внутренних законов не запугать человека, а показать, что человек - существо космобиологическое, которое обязано стремиться к гармонии с собой и с миром, а не сопротивляться своим естественным внутренним стремлениям к добру.

Читайте также: