Как сделать чтоб ребенок не капризничал

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.

Когда ребенок капризничает, что он чувствует?

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Почему важно правильно реагировать на капризы ребенка?

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.

Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Настраиваясь на волну своего ребёнка , вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова. Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.

5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Что нужно делать, когда ребенок капризничает или ноет?

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

Всего Вам самого доброго!

Поделитесь в комментариях:
- Что вы обычно делаете, когда ребенок начинает капризничать?
- Со всеми тезисами вы согласны?

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:

  1. Отвергающие – это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
  1. Неодобряющие – это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
  1. Невмешивающиеся – они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

Чтобы показать вам, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Диану, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих трех ролей.

Если бы Диана была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Джошуа, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома.

Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем. Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Джошуа за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать.

Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Джошуа, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше.

Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра.

Диана: Надевай куртку, Джошуа. Пора идти.

Джошуа: Нет! Я не хочу идти в детский сад.

Диана: Не хочешь идти? Почему?

Джошуа: Потому что я хочу остаться здесь, с тобой.

Диана: Хочешь остаться?

Джошуа: Да, я хочу остаться дома.

Диана: Черт, кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание.

Джошуа (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти.

Диана: Иди сюда, Джош. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?

Джошуа (кивает): Да.

Диана: И тебе грустно?

Джошуа: Да.

Диана: Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать?

Джошуа: Есть блины и смотреть мультики?

Диана: Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще?

Джошуа: А мы сможем взять мой грузовик в парк?

Диана: Наверное, да.

Джошуа: И мы сможем взять с собой Кайла?

Диана: Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо?

Джошуа: Хорошо.

На первый взгляд, эмоциональный воспитатель может показаться отвергающим родителем, потому что он отвлекает Джошуа от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница.

Как эмоциональный воспитатель, Диана признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств.

Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать. Она позволила ему понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно.

Тем самым она дала Джошуа возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день.

Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.


По мнению психологов, склонность к капризам у детей связана с их возрастными и психофизическими особенностями. И чем младше ребенок, тем ярче она проявляется. Психиатр Паула Левайн из Медицинского центра в Майами говорит, что перепады настроения в большинстве случаев — нормальная часть взросления ребенка. Важно не принимать слезы и истерики — даже если они происходят чаще, чем хотелось бы — за плохое поведение, манипуляции и эмоциональный шантаж.

Дети до года

Младенцы капризничают и психуют, потому что устали, хотят есть, заболели, заскучали или у них режутся зубы. Причин масса.

В возрасте до года малыши в силу недостаточно развитой нервной системы и банального неумения говорить не могут по-другому выражать свои эмоции. Отсюда и капризы.

Главная задача родителей — успокоиться самим и успокоить капризного малыша. Но не помешает уже сейчас учиться правильно реагировать на слезы ребенка, иначе проблем с истериками в дальнейшем будет гораздо больше.


Дети 1-2 лет

Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.


Дети 3-4 лет

Капризный ребенок в возрасте в 3-4 года — сигнал для родителей, призыв пересмотреть свои подходы к воспитанию. С чего все началось? В какие моменты ребенок становится невыносимо капризным?

Дети 5-7 лет

Капризы у детей в этом возрасте даже капризами сложно назвать. Скорее, это устоявшаяся норма поведения, привычка добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Манипуляции в чистом виде. Скорее всего, родителями упущен тот самый важный момент, когда еще можно было изменить свою реакцию на протесты малыша.


Одно дело, если плачет годовалый ребенок, — скорее всего, он действительно расстроен, что мама не дала ему вон ту машинку. Гнев и недовольство малыш, естественно, выражает криком — по-другому пока не умеет. Тут нужно успокоить ребенка или отвлечь его внимание — стресс как рукой снимет.

Долой гиперопеку

В целом, гиперопека — неважный помощник в воспитании малыша. Уже в год вместе с ребенком можно убирать его игрушки, показывая ему, как правильно это делать — это закреполение полезных установок поведения. А значит в 2-3 года никаких капризов по поводу того, что нужно убраться.

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал. Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет.

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если нужно даем обещание сделать то, что он хочет, в другой раз. Кстати, обещание придется выполнить, чтобы не пошатнуть доверие малыша. Иначе в следующий раз уже не удастся погасить его капризы.

Действовать от противного

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

: Детские капризы

С самого рождения дети активно используют свои эмоции, чтобы добиваться желаемого от родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и других окружающих их людей. И чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется поводов для капризов.

Чаще всего капризы временны и являются особенностью психики ребенка на определенном этапе развития (обычно в возрасте 3 лет и старше). Также подобные прихоти могут быть связаны с тем, что малыш устал, заболел или просто очень переживает из-за какой-то семейной ситуации. Поскольку объяснить свое состояние он еще не в силах и не способен сбросить накопившееся напряжение, остается только капризничать, плакать, в тяжелых случаях – устроить истерику.

В такой ситуации родителям важно сохранять спокойствие, поэтому не рекомендуется:

  • кричать – это покажет ребенку вашу слабость и даст ему еще один повод для слез и обвинений;
  • угрожать и шантажировать – это вызовет у ребенка чувство тревожности, может привести к более серьезным психическим проблемам;
  • бить – это вызовет новый поток агрессии, ребенок затаит злобу, ощутит свою неполноценность.

Но и делать вид, что ничего не происходит, тоже нельзя. Иначе у ребенка сформируется положительный образ подобного поведения, и он продолжит закатывать "концерты" дома и в общественных местах. Лучше всего отвлечь внимание малыша, показать что-то интересное. Если ребенок не реагирует, дайте ему время успокоиться, а затем обнимите, поцелуйте, скажите, что вы понимаете, как ему тяжело, но все равно его любите.

Чтобы предупредить такое поведение в будущем или уменьшить количество капризов, стоит задуматься, как укрепить психику ребенка. Помогут в этом дыхательные упражнения, сказкотерапия, а также специальная зарядка.

Чтобы ребенок меньше капризничал, не сдерживайте его во время игр на детской площадке. Пусть вволю набегается и накричится. Благоприятны и другие физические нагрузки: танцы, спорт, плавание, утренняя гимнастика.

Дыхательные упражнения для капризного ребенка

Дыхательные упражнения

Дыхательные практики помогут ребенку расслабиться и научат держать себя в руках. Таким упражнениям особенно активно обучают в спортивных секциях, но можно сделать дыхательную гимнастику и дома.

Вариантов упражнений очень много. Попробуйте, например, такой. Предложите малышу "надуть пузырек". Для этого он должен сделать глубокий вдох носом, а затем медленно выдохнуть через вытянутые трубочкой губы. Упражнение следует повторить несколько раз.

Более активный вариант дыхательной гимнастики – упражнение "Насос". Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. На вдохе нужно немного присесть, на выдохе – выпрямиться. Постепенно нужно приседать все ниже, делая вдох и выдох все продолжительнее. Повторить упражнение нужно не менее 3 раз.

Как вариант, можно не приседать, а размахивать руками. Вдох – руки в стороны, выдох – руки вниз. Упражнение выполняется медленно 3-4 раза.

Сказкотерапия против капризов

Сказкотерапия

Чтение или рассказывание ребенку сказок помогает скорректировать многие проблемы. Для избавления от капризов можно использовать истории из интернета или купить сборник. Обычно он так и называется "Сказки от капризов" или "от слез". Слушая или читая про капризных героев, ребенок узнает в них себя, поймет, как нельзя себя вести. В конце стоит обязательно обсудить поведение героев и сделать поучительный вывод. Но не упрекайте ребенка, не сравнивайте с героем, можете только упомянуть: "Помнишь, и ты себя однажды вел так же, как капризный медвежонок?".

Если не удается найти подходящую историю, придумайте ее сами. А еще лучше – пофантазируйте вместе с ребенком. Это позволит вам лучше понять друг друга, открыть новые грани общения. Можно использовать для демонстрации игрушку, например, лягушку или свинку, которых вы будете наделять определенными характеристиками. Игрушка станет как бы двойником малыша, собирательным образом отрицательных качеств: капризов, лени, жадности. В процессе сочинения истории ребенок через выдуманного героя научится преодолевать собственные недостатки.

Детская зарядка для укрепления психики

Как укрепить психику

Можно выполнить все упражнения сразу или делать по одному от случая к случаю.

Замри-отомри

Это упражнение поможет малышу полностью расслабиться. Выполнять его можно стоя, сидя или лежа. Попросите ребенка постепенно сжать пальцы в кулак, затем напрячь конечности, спину и грудь. После досчитайте до 30 и дайте обратную команду – на расслабление. Ребенок должен сначала расслабить спину, затем грудь, ноги, руки, пальцы. Можно включить воображение и предложить ребенку поиграть в превращение. Например, пластилиновый человек должен превратиться в каменного – и наоборот, тряпичная кукла – в робота и т.д.

После полного расслабления предложите ребенку немного поболтать руками, повращать туловищем, чтобы закрепить результат.

Мячик

Веселое упражнение, в которое дети могут играть друг с другом. Один из игроков представляет, что он сдутый надувной мяч: все тело расслаблено, голова опущена. Второй – играет роль насоса. Он подходит к первому игроку и делает движения руками, как будто накачивает мяч, при этом издает соответствующие звуки. На каждое движение первый игрок вдыхает воздух и постепенно выпрямляется, начиная с колен и заканчивая головой. Затем, когда мяч надут, второй игрок выдергивает шланг – и мяч сдувается, а игрок вновь расслабляется, возвращаясь в исходное положение. После дети могут поменяться ролями.

Детская зарядка

Извержение вулкана

Полезное упражнение, которое учит ребенка самоконтролю, управлению эмоциями. Можно проводить его под музыку. Итак, ребенок играет роль спящего вулкана. Затем вулкан просыпается и начинает извергать потоки лавы. Здесь идет полная импровизация. Ребенок может размахивать руками, делать движения всем телом и даже кричать. Так он дает выход своим эмоциям, проживает негативный опыт. Затем вулкан должен постепенно успокоиться и вновь уснуть.

Брыкалки

Ребенок ложится на спину, поднимает руки и ноги и начинает ими брыкаться. Как вариант, можно подбрасывать подушку или мягкую игрушку. Затем делает глубокий выдох, опускает конечности и полностью расслабляется.

Нехочуха

Правила игры: малыш должен отказываться от всего, что вы ему предлагаете. Даете конфету, мячик или куклу, а он отвечает: "Не хочу!". Так ребенок получает право повредничать, но в очень непривычной форме: ведь обычно он хочет сладости и игрушки! Упражнение длится около 3 минут, потом можно поменяться ролями. Пусть ребенок предлагает вам что-то, а вы будете отказываться. Подобная тренировка развивает у малыша гибкость мышления.

Даже очень капризный ребенок заслуживает вашей любви и внимания. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играйте с ним, придумывайте истории, рисуйте. Позволяйте ему проявлять больше самостоятельности. Пусть он сам застегнет пуговицы и уберет игрушки. Похвалите его, а если что-то у ребенка не получается, не спешите сразу исправлять ошибки, это может спровоцировать новый приступ истерики и капризы. Позвольте малышу ошибаться и самому исправлять сделанное, а на помощь приходите только при необходимости. А вот подарками чадо лучше не задаривать, чтобы не избаловать.

Детская комната переполнена игрушками, но запросы чада по-прежнему растут? Нужно срочно принимать меры!

Читайте также: