Как сделать читательскую конференцию по литературе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 16.09.2024

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

  • Как вам меня слышно?
  • Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
  • Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
  • Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

2 Роль читательской конференции в литературном образовании школьников Читательская конференция помогает достичь в работе учителя следующих целей: 1.Привлечь внимание учащихся к вдумчивому чтению текста; 2.Научить их самостоятельному рассуждению; 3.Пробудить фантазию учащихся, развить творческое воображение; 4.Дать навыки работы с литературой разного типа; 5.Развить умения устной и письменной речи; 6.Углубить знания по определённой теме; 7.Способствовать развитию исследовательских способностей учащихся Дипломанты школьной читательской конференции, посвящённой Ф.А.Абрамову, 2012 г.

3 Читательские конференции, организуемые НОУ нашей школы Ежегодно НОУ организует и проводит для учащихся школы читательские конференции, посвящённые творчеству земляков: М.В.Ломоносову, Н.М.Рубцову, Ф.А.Абрамову, О.Фокиной

4 Этапы подготовки к читательской конференции 1.Определение темы конференции; 2.Согласование сроков проведения конференции с педагогами, гостями, родителями, участниками; 3.Определение круга вопросов; 4.Определение проблематики творчества писателя, поэта; 5.Просмотр фрагментов кинофильмов, видеоматериалов, спектаклей, имеющих отношение к теме конференции; 6.Организация встреч с людьми, имеющими отношение к конференции; 7.Поиск дополнительной информации; 8.Репетиции с участниками; 9.После конференции - рефлексия

5 Гости наших читательских конференций Сотрудники ЦБ им.Гоголя – наши давние друзья Заслуженный работник культуры РФ Кулебакина Н.П. – гость на традиционных Рубцовских Чтениях Представители Пинежского землячества на читательской конференции, посвящённой Ф.Абрамову Р. Пономарёва, северодвинская поэтесса, выступает на конференции Гости с Мезени на школьной фольклорной конференции Музыка и поэзия едины!

9 Уроки нравственности и доброты Ф.Абрамова Наша школа – постоянный участник городских читательских конференций, посвящённых нашему земляку, писателю Ф.А.Абрамову Жить по совести – главная нравственная заповедь любого человека

Читательская конференция (далее – ЧК) – одна из распространенных форм обсуждения книг с читателями. Читательская конференция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящается определенной проблеме или теме.

Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Важно помнить, что основная функция ЧК и дискуссий - привлекать к чтению, выявлять мнения и оценки широких кругов читателей вне зависимости от их присутствия на итоговом обсуждении. Поэтому неверно оценивать проведение ЧК только по числу присутствующих и выступивших в публичном обсуждении книги или проблемы.

Участники конференции

Важный момент в подготовке и проведении ЧК и диспута - формирование однородной группы читателей, объединенных общим интересом к обсуждаемой проблеме или одной возрастной группой.

Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия.
Этапы подготовки и проведения

В организации ЧК можно условно выделить три этапа.

1. Подготовка к конференции или дискуссии.

2. Публичное обсуждение книги, проблемы или вопроса.

3. Подведение итогов, изучение результативности библиотечного

Подготовительный этап

1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего обсуждения, задача которой - воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объяв­ление) и объемной (тумба, шар, дом).

Реклама может быть театрализованной. Ее носители — специально подготовленные группы бродячих артистов, глаша­таи, популярные герои книг и мультфильмов.

Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.

Рекламными по сути станут разнообразные почтовые от­правления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведом­ления, письма, карты, путеводители и др.

Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание — сведения о приближающемся мероприятии, которые создают ему популярность.


  • билеты-игрушки;

  • билеты-шапочки;

  • билеты-закладки;

  • билеты-программы и т. д.

Первый этап ЧК или диспута предполагает беседы библиотекаря с читателями при приеме и записи выбранных книг, во время консультаций в фонде открытого доступа, а также обзоры изданий, представленных на книжных выставках и др. При этом библиотекарь узнает суждения читателей, непосредственно влияет на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде читательских отзывов, в бюллетенях.

Выбор книги (или группы книг), или проблемы для читательской конференции осуществляется по-разному. Прежде всего, учитываются пожелания и предпочтения читателей, популярность издания, степень его дискуссионности.

Основой конференции может стать также отдельная публикация или цикл статей из периодики, полемика, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя, чьи произведения вызывают стойкий интерес среди детей.

Отбирая тему для конференции, нужно учитывать глубину раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами. Можно отбирать для ЧК новинки литературы, наиболее значимые в последнее время. В этом случае перед библиотекарем встают дополнительные задачи – он должен сам ознакомиться, прочитать предлагаемую на конференцию книгу или литературу по теме.

Воспитательная и образовательная роль ЧК может быть значительная, если все ее участники, а не только выступающие, придут подготовленными со своим мнением и суждением по обсуждаемой проблеме или теме.
Типы и виды конференций

Кино- и телеэкранизация произведения могут стать основой читательско-зрительской конференции, но в этом случае задачи мероприятия усложняются за счет развития не только читательского, но и зрительского интересов, одновременного повышения уровня культуры чтения и культуры видения. А библиотекарю, ведущему подобное мероприятие, нужно уметь анализировать, помимо печатного издания, еще и кино- или телефильм.

Как правило, выбираются фильмы-экранизации, рассчитанные на широкую аудиторию, поднимающие социально-значимые проблемы: воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения в семье, в быту, в школе и т.п. Например, “Вам и не снилось” по одноименной повести Г.Щербаковой, “Весенние перевертыши” и “Расплата” В.Тендрякова, “Завтра была война” Бориса Васильева, “Альпийская баллада”, “Сотников”, “Знак беды” Василя Быкова, “Берег”, “Выбор” Юрия Бондарева и мн. др.

Если подросткам интересна тема, раскрываемая в произведениях, не имеющих отношения к программе школьного курса литературы, - возможно, она сделает ребят более активными.

Читательские конференции бывают проблемными и отчетными.

Содержание проблемных конференций связано с крупными событиями общественной, культурной или научной жизни страны, они организуются для старших подростков, учитывают уровень их читательского развития.

Содержание отчетной конференции продиктовано заботой библиотекаря о повышении культуры чтения подростков, основывается на тщательном изучении читательских интересов группы или класса и должно указывать на перспективу в чтении.

Диспуты чаще всего посвящаются актуальным проблемам, связанным с нравственным выбором. Это могут быть взаимоотношения “отцов и детей”, развитие культуры чувств, подготовка к жизни в семье и др. Примеры названий диспутов: “Что значит быть современным?”, “Человек в мире вещей”, “Читать – это модно?” и др.

Экземплярность книг

При подготовке конференции важно обеспечить необходимую экземплярность обсуждаемых произведений. Когда в библиотеке имеется 1-2 экземпляра, то рассчитывать на успех не приходится, если только вы не организуете предварительные громкие чтения выбранного произведения. Минимум, без которого нецелесообразно начинать подготовку к ЧК, - это 5-6 экземпляров, обеспечивающих нужды библиотеки (подготовка выставок, обзоров, проведение громких чтений) и одновременность выдачи 2-3 читателям.
Вопросник

В зависимости от целей и задач дискуссии или ЧК формулируются вопросы. Вопросник желательно составлять вместе с активом, оргкомитетом по подготовке конференции. При составлении вопросника важно помнить, что он выступает не как жестко зафиксированный указатель, как и о чем говорить и дискутировать, а как ориентир в обсуждаемом вопросе.

Вопросник вывешивают рядом с объявлением о конференции, публикуют в пригласительном билете. Обычно он выполняет роль своеобразной программы не только публичного обсуждения, но и предшествующих ему бесед, служит основой для отбора литературы во время подготовки к ЧК или диспуту.

Список литературы. Книжная выставка

Желательно, чтобы книжная выставка, в зависимости от темы конференции, включала в себя информацию об авторе книги, его портрет, различные издания книги, которая обсуждается на конференции.

На выставке будут уместны иллюстрации к обсуждаемым произведениям как профессиональных художников, так и детей. Здесь же можно разместить результаты анкетирования или опроса и т.д.

Если же вы проводите конференцию по какой-либо полемической газетной или журнальной статье, тогда на выставке целесообразно представить разные мнения по этой теме, освещенные в периодической печати или в интернете.
Правила ведения дискуссии

Эти правила должен знать и соблюдать ведущий конференции или диспута; необходимо довести их до сведения всех участников.

- прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить;

- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;

- начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;

- помни, что лучшим доказательством являются факты;

- выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников;

- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Ведущий

Успех ЧК во многом зависит от ведущего. Эту роль может выполнить человек, хорошо знакомый с существом предмета дискуссии. Если вы собираетесь говорить о тяжелом роке, но мало смыслите в нем, лучше пригласите на эту роль преподавателя музыки, большого любителя их числа старшеклассников или популярного в поселке диск-жокея.

Другое обязательное требование к ведущему - владение искусством публичного выступления, знакомство с кругом рекомендуемой литературы.

При проведении ЧК или диспута можно выбрать одновременно двух ведущих: библиотекаря и читателя или приглашенного гостя, или учителя. Атмосферу живого диалога придает присутствие на обсуждении автора книги.

Подведение итогов ЧК

В заключении ЧК ведущий обязательно должен подвести итог обсуждению или дискуссии, дать окончательные ответы на спорные вопросы, охарактеризовать правильную позицию и ошибочные мнения. Желательно, чтобы по достоинству были оценены наиболее удачные выступления.

Подводя итог, ведущий дает обобщающую характеристику изданий, расширяющих и углубляющих интерес к предмету спора.

Иногда конференции и диспуты заканчиваются принятием каких-либо решений, например, связанных с борьбой с негативными явлениями в школе, в семье, в природе и т.п. В таком случае библиотекарю важно по мере возможности помочь ребятам в выполнении подобных решений, принять участие в их идеологическом обеспечении.

Оформление помещения

Необходимо продумать оформление помещения, в котором будет проводиться публичное обсуждение. Это могут быть развешанные на стенах шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Они не только не умаляют значимости обсуждаемой темы, но еще и создают атмосферу доверия, без которой диспут невозможен.

Здесь же желательно разместить вашу книжную выставку, детские рисунки или фотографии; нелишним будет плакат с правилами проведения обсуждения или дискуссии.

Планируя мероприятие, необходимо также обдумать место и время проведения ЧК, расстановку мебели. В зависимости от темы ЧК, возможно, потребуется преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.

Необычное освещение может привнести в мероприятие необходимый настрой.
Организационные вопросы

В период подготовки ЧК определяется примерный регламент, рассчитывается время проведения ЧК. Необходимо продумать также техническое обеспечение мероприятия: наличие микрофонов, назначение ответственных за музыкальное сопровождение, за сбор записок в аудитории и т.д.

Музыкальный фон зачастую создает соответствующий на­строй. У музыки могут быть и другие функции: быть эпигра­фом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоя­тельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем от­дельных структурных частей сценарного замысла и др.

Этой цели служит необычная сценическая завязка действия, интригую­щая новизной впечатления.

Специально подготовленное вступительное слово ве­дущего - своеобразный пролог к основному действию (в виде притчи, легенды, сказки, письма, прочтения отрывка из произведения, рассказа об интересном событии из жизни автора), эмоциональное обра­щение к присутствующим с целью возбудить интерес к про­исходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

А затем предложите детям заняться поиском этой самой истины.

Если вы решили провести читательскую конференцию в форме литературного суда, значит нужно заранее расписать роли обвинителя, защитника, общественных обвинителей и прочих атрибутов подобного мероприятия. В таком случае нужны предварительные репетиции.

Некоторые ЧК предполагают наличие не только вопросника, но и всего сценария проведения конференции.

воспитание чувств ответственности человека перед природой, защищать все живое на земле.

Предварительная подготовка

Первая группа готовит доклады о жизни и деятельности Г.Н.Троепольского и составляет мультимедийную презентацию.

Вторая группа составляет мультимедийную презентацию по содержанию повести.

Пятая выбирает лучший вариант опорных схем и чертит на лист ватмана.

Восьмая составляет вопросы для конкурса на самого внимательного читателя.

Девятая готовит музыкальное сопровождение конференции.

Оформление и оборудование зала : портреты Г.Н.Троепольского и собаки сеттера;

иллюстрации учащихся по эпизодам повести;

плакаты с афоризмами;

мультимедийный проектор, экран, компьютер;

выставка книг Г.Н.Троепольского;

плакат на большом ватмане с изображением опорных схем «Бим –

Аудитория : обучающиеся пятых-шестых классов,

учителя изобразительного искусства(художник), музыки(музыкант),

литературы и другие.

Ход конференции

Музыкант на фоне песни (можно и после песни) начинает рассказ об истории создания данной песни (об авторе, как

найден такой сюжет, об исполнителях и т.д.).

Ведущий 2: О них и расскажет нам сейчас наш библиотекарь (имя, отчество). Пожалуйста, вам слово.

Библиотекарь демонстрирует книги о собаках, сопровождая краткой аннотацией.

Ведущий 1: Гавриил Николаевич, несказанно добрый человек, подарил читателям множество книг, рассказывающих о достоинстве человека, о доброте, гуманизме, обучающих тому, каким должен быть Человек на земле. Из рассказа (имя выступившего) мы узнаем побольше о творчестве известного писателя, познакомимся с ним поближе. (Представители первой группы рассказывают вкратце о жизни и творчестве Г.Н.Троепольского, демонстрируют слайды, портрет, книги).

Ведущий 2: Надеюсь, вы все прочитали данную повесть. Но перед нами всегда стоит вопрос: умеем ли мы читать.

Ведущий 1: Итак, объявляется конкурс на самого внимательного читателя.

(Представители восьмой группы проводят этот конкурс. Примерные вопросы):

Назовите главных героев повести.

Кто хотел утопить Бима сразу после рождения?

В ком Бим опознал клеветника, не верит ей, не подает лапы?

Кто из героев покупает Биму ошейник, составляет на нем надпись о Биме.

Кто на железной дороге в рукавицах приносит Биму воды?

Что сделали машинисты поезда при виде Бима, лежащего на рельсах, когда ему прищемило лапу?

Кто ночью отвез в лес Бима, привязал к дубу, оставил у него миску с мясом?

Назовите героя, который приютил, обласкал, покормил измученную, избитую, изуродованную, больную собаку.

Кого из героев последним встречает Бим, а тот не пропускает его к своему подъезду и выдает собаколовам как свою собаку?

Ведущий 2 (благодарит учащихся и ответственных за проведенный конкурс, отмечает самых внимательных читателей).

Ведущий 1: Слово предоставим нашим лучшим художникам, познакомимся с выставкой иллюстраций. (Авторы иллюстраций по содержанию повести защищают свои работы, то есть рассказывают об эпизодах повести, что запечатлено на их рисунках, слушатели отмечают лучшие рисунки и лучших рассказчиков о них).

Ведущий 1: Объявляется конкурс думающего читателя. (Участники объединяются в группы - можно их просто разделить по рядам – выбирают для анализа один из афоризмов, написанных на плакатах, и пытаются объяснить их смысл).

Ведущий 2: На одной стороне изображены встречи с хорошими и добрыми людьми, показаны они красным цветом, на другой стороне – встречи со злыми и плохими людьми, покрашены они в черный цвет. Каждый кружочек обозначает определенного человека, который имел какое – либо отношение к жизни Бима. Г.Троепольский изображает в повести как бы чередование добра со злом, на схеме эта последовательность прекрасно видна.

пятница, 16 сентября 2016 г.

Читательская конференция

Форма, конечно, известная. Сейчас имеется множество ее модификаций (мы сами тоже разрабатывали свой формат читательской конференции ).

Читательская конференция дает возможность силами читателей провести глубокий и всесторонний анализ произведений, учит серьезно относится к книге, глубоко продумывать прочитанное, сопоставлять, анализировать, делать выводы, уметь их убедительно обосновывать, излагать и отстаивать.

На читательских конференциях выслушиваются и обсуждаются доклады учащихся, посвященные анализу и оценке определенных книг. В их проведении принимают участие школьники нескольких параллельных или близких классов (5-6 кл., 7-8 кл.)

При обсуждении книги каждый выступает по отдельным вопросам, заранее намеченным, не стараясь охватить книгу в целом. На конференции обычно обсуждается несколько книг на одну тему или произведения одного писателя.

Ценна не только самая конференция, но и широкие разнообразные подготовительные мероприятия. Конференция является как бы завершающим этапом, отчетом о тех формах работы, которые проводились до нее.

Составляется план подготовки и проведения конференции с указанием лиц, ответственных за определенный участок. В плане должны быть предусмотрены разнообразные мероприятия:

Прежде всего необходимо подготовить докладчиков. Библиотекарь подбирает для них необходимую литературу, помогает наметить планы докладов, подготовиться; однако при этом он не должен сковывать инициативу, самостоятельность детей, заниматься натаскиванием.

Другой важной задачей является подготовка слушателей, т.е. всех участников конференции. Доклады могут вызвать интерес и будут активно обсуждаться лишь тогда, когда большинство слушателей ознакомиться с обсуждаемыми произведениями. Если в библиотеке экземплярность книги невелика, то библиотекарь проводит групповые чтения.

В течение всего подготовительного периода даются групповые и индивидуальные консультации для докладчиков, выступающих и всех читателей.

Широкое развитие должны получить наглядные формы пропаганды книги. На красочно оформленных плакатах помещаются рисунки обложек книги, вопросы к ним, темы для выступлений, биографические данные о писателях. Отзывы читателей, их иллюстрации, библиография критических статей.

На страницах стенной газеты освещается ход подготовки к конференции, помещаются отзывы учащихся о книге. Можно специально выпустить бюллетень, посвященный предстоящей конференции, изготовить альбом, книжку-самоделку.

Большую роль в популяризации конференции, в пропаганде книг, намеченных для обсуждения, могут сыграть книжные выставки и их обзоры. Здесь наряду с книгами, взятыми для конференции, выставляются и другие произведения этого же писателя, а также книги других писателей, сходные по тематике или еще каким-нибудь признакам, лучшие отзывы учащихся о книгах, читательские дневники и др.

Подготовительный период к конференции надо использовать в целях широкой пропаганды книги, вовлечения читателей, расширения актива. Поэтому на выставке могут быть представлены отзывы и о других книгах.

В порядке подготовки к конференции рекомендуется организовать конкурс на лучший отзыв, на лучший читательский дневник.

Подготовительные мероприятия к читательской конференции занимают довольно продолжительное время. Они должны быть спланированы так, чтобы не было перегрузки читателей.

Громкие читки, выпуск журналов, стенгазет, оформление плакатов, монажей, учет чтения и другие виды работ могут проводиться самими детьми. Такое разнообразие позволит кадому из читателей выбрать наиболее интересный участок.

Помещение для конференции рекомендуется празднично украсить. На сцене желательно поместить большой портрет писателя, лозунги и плакаты о чтении. Здесь же собираются все основные материалы, явившиеся результатом подготовительной работы.

Второй и третий пункты этого плана иногда объединяются, и тогда доклады участников вместе с художественными номерами составят литературный монтаж: докладчик в нужный момент останавливается, и в это время выступают чтецы, декламаторы, рассказчики, ставятся небольшие сцены. Такая форма наиболее удобна тогда, когда на повестке одно произведение.

Заключительное слово обычно делает ответственный по подготовке и проведению конференции. Он дает оценку всем проведенным мероприятиям, говорит об их значении, отмечает победителей конкурсов и учащихся, принявших активное участие в подготовке и проведении конференции, ставит дальнейшие задачи по внеклассному чтению.

Весьма важным условием успешного проведения конференции является создание свободной, непринужденной обстановки, при которой руководитель ведет читателей от одного вопроса к другому, предоставляя им возможность высказаться самим, помогая углублять и развивать их мысли.

Читайте также: