Как сделать червоточины на дереве

Обновлено: 05.07.2024

Удалите краску или пятна, если вы предпочитаете работать с необработанной древесиной. Используйте наждачную бумагу для удаления латексной краски и уайт-спирита для удаления краски на масляной основе.

Содержание

Часть 2 из 4: придаем дереву вид старины

  • Чтобы сделать червоточины меньшего размера, используйте небольшую отвертку, которую вы слегка вставляете в дерево в том же месте. Убедитесь, что червоточины случайным образом разбросаны по лесу и что вы не делаете их все в одном месте.
  • Прикрепите к цепи барашковые гайки и болты, чтобы придать дереву более случайный и реалистичный вид. С обычной цепью вы оставляете правильный узор на дереве, а с цепью, к которой вы прикрепляете детали, такие как болты, вы оставляете более разнообразный рисунок.
  • Этот метод в основном используется для старения древесины и придания ей ухоженного вида, а не для придания дереву старого вида. Эти техники очень похожи. Протестируйте эту технику на другом куске дерева, прежде чем обрабатывать им предпочитаемую деревянную поверхность.
  • Если вы используете эту технику, пропустите описанный ниже процесс нанесения морилки. Дерево, обработанное в этой технике росписи, в морилке не нуждается.

Часть 3 из 4: Создание червоточин

Вы можете сделать червоточины, чтобы придать дереву обжитый вид, напоминающий повреждения, которые древоточцы когда-то нанесли на поверхность.

Пилопродукция активно применяется во многих сферах. Ее используют в строительстве домов, машиностроении, промышленности. Она является важным элементом многих конструкций. Дефекты и пороки пиломатериалов – нормальное явление, но лишь в пределах допустимых значений. Их количество и тип определяют сортность материала.

Важность знания пороков и дефектов пилопродуктов

Сложно найти идеальный на вид пиломатериал. Но, если одни изъяны особо не влияют на эксплуатационные характеристики продукта, то другие заметно снижают его прочность, качество, ограничивая сферу применения.

Недобросовестные продавцы на рынке встречаются часто. Они предлагают под видом качественного пилопродукта бракованные и непригодные к использованию для нужных работ изделия. Соответственно, устанавливают завышенные цены. Из такого материала не получится создать высокопрочную и долговечную конструкцию. Поэтому надо быть бдительным, знать пороки и дефекты пиломатериалов, их характеристики, воздействие на прочность и прочие эксплуатационные свойства, допустимые нормы.

Чем пороки отличаются от дефектов

Некоторые думают, что пороки и дефекты – это синонимы. Но значение этих терминов разное. Надо понимать, чем отличаются дефекты от пороков древесины.

Пороки древесины – это природные, естественные повреждения, которые возникают в условиях произрастания (при ухудшении климата, почвенного состава), а также при эксплуатации и хранении. Пороки деревьев нарушают целостность и однородность пилопродукции. Они снижают прочностные характеристики. Также пороки пиломатериала затрудняют его обработку.

Существуют первичные и вторичные пороки древесины. Первичные образуются в процессе роста и развития дерева, а вторичные – во время обработки изделия.

Дефекты древесины – это различные ее механические повреждения искусственного происхождения. Они образуются в результате воздействия на изделие различных механизмов и инструментов при обработке, сортировке, заготовке, транспортировке. Дефекты пиломатериалов снижают их качество.

Какие бывают изъяны у деревьев

Пороков и дефектов древесины очень много. Они отличаются видом, степенью выраженности. Полезно знать виды пороков древесины и уметь их различать. Это поможет в определении качественных характеристик изделия.

Виды дефектов и пороков древесины (по ГОСТу 2140-81):

  • дефекты внутреннего строения;
  • пороки формы ствола дерева;
  • сучки;
  • трещины;
  • покоробленность;
  • химические окраски;
  • дефекты обработки;
  • биологические повреждения.

Все дефекты и пороки древесины снижают ее качество. Но найти дерево без подобных изъянов очень трудно.

Пороки внутреннего строения

Всего насчитывается около 48 пороков строения дерева. Но не все из них снижают качество изделий и их пригодность для применения в строительных или ремонтных целях.

Наиболее часто встречаемые пороки древесины:

    Кармашек. Это лакуны с камедью либо смолой. Находятся между кольцами ежегодного прироста.









Также к дефектам строения относятся засмолок, водослой и т.п. Прочность пилопродукции и ее эксплуатационные качества снижают глазки, крень и завитки. Механическую обработку усложняют кармашки. Внешний вид изделия портят все пороки.

Пороки формы ствола

Дефекты ствола дерева бывают разными. ГОСТом 2140-81 определены следующие:

    Сбежистость древесины. Это плавное уменьшение радиуса ствола более чем на 1 см на метре его длины.





Сучки

Сучки на дереве встречаются часто. Сучок дерева представляет собой заключенную в глубокие слои ствола ветку. Сучки деревьев различаются по форме, месту расположения и прочим признакам.

Вот какие бывают сучки по форме разреза:

  • продолговатые;
  • овальные;
  • круглые.


В зависимости от того, где расположен сучок на дереве, он может быть:

  • кромочным;
  • пластевым;
  • торцевым;
  • ребровым;
  • сшивным.


Также по месту расположения сучки дерева бывают сквозные и односторонние. По взаимному расположению существуют разветвленные, групповые и разбросанные сучки.

По степени срастания с тканями дерева данный порок делится на три таких вида:



част сросш сучек.jpg

По состоянию выделяют здоровые или живые сучки, загнившие и табачные. Наличие черного сучка на дереве говорит о том, что он полностью сгнил. Такой дефект древесины негативно влияет на ее декоративные и технические качества. Если сучок на доске круглый, сросшийся и здоровый, то он не ухудшает характеристики изделия, а, наоборот, иногда позволяет добиться дизайнерской цели.

Трещины

Трещины древесины – это разрывы в ее структуре вдоль волокон. Трещины в древесине возникают в результате сильных внутренних напряжений.

трещины.jpg

Виды трещин в древесине:

  • Трещины усушки. Это вторичный порок. Возникает из-за нарушения технологии сушки.
  • Метиковые трещины в древесине. Это внутренние радиальные трещины в стволах. Появляются в процессе роста дерева.
  • Отлупные трещины в древесине. Это отслоения внутри ядра либо по годичному слою.
  • Морозные трещины. Образуются из-за резкого снижения температуры.

Такие пороки древесины как трещины могут быть в разных местах пиломатериала. Поэтому их делят на боковые и торцовые. В любом случае такой дефект на дереве снижает его прочностные характеристики.

Покоробленность

Покоробленность древесины – это изменение ее формы в результате обработки, хранения, сушения. Измеряется разными способами. Иногда достаточно визуального осмотра. Для получения точных данных используются специальные аппараты. Сегодня определяют покоробленность древесины акустическими, магнитными, фотоэлектрическими, рентгеноскопическими методами.

покоробленность.jpg

Химические окраски

Встречаются такие пороки как химические окраски нередко. Бывают они первичными и вторичными. Первые связаны с окислением дубильных веществ. Проявляются в наличии потемневших, пожелтевших зон на срубе. Подобные участки выцветают при высыхании. Вторичные пороки деревьев провоцируют гниль, плесень, грибки. Они приводят к разрушению структуры дерева.

химокрас.jpg

Дефекты обработки

Дефекты обработки дерева являются вторичными пороками. Они появляются из-за непрофессионализма человека, работающего с пиловочником. Дефекты обработки древесины снижают ее сортность.

деф-ты.jpg

Пороки обработки древесины могут быть такими:

  • задиры;
  • волнистость;
  • мшистость или ворсистость;
  • непростроги;
  • рваный торец.

Если пороки пиломатериала, появившиеся в результате неправильной его обработки, незначительные, изделие соответствует ГОСТу, тогда его можно применять в нужной сфере.

Биологические повреждения

Это болезни древесины, вызванные деятельностью грибков и насекомых или животных вредителей. Такие повреждения могут привести к полной гибели растения и непригодности его использования в качестве пиломатериала. К счастью, болезнь древесины можно предупреждать и лечить.

био поврежд.jpg

Распространенные биологические повреждения:

  • Червоточины в дереве. Червоточина древесины – это отверстия, ходы, созданные насекомыми, личинками. Среди всех пороков древесины червоточина является самой распространенной. Червоточина древесины может быть внутренней и поверхностной. Червоточина – это такой порок древесины, при котором пиломатериал может стать непригодным для дальнейшего использования. Доски и брусья с подобными дефектами не подходят для производства полового покрытия и мебели.
  • Гниль. Появляется в результате деятельности грибковых микроорганизмов. Такие пороки древесины как гниль очень серьезны. Они разрушают структуру дерева, делают ее более мягкой.
  • Дупло. Это повреждение от птиц и млекопитающих. Представляет собой полость в растущем дереве. В зоне поражения может наблюдаться труха древесины.

Во избежание появления биологических повреждений деревья нужно обрабатывать антисептическими и инсектицидными средствами.

Влияние пороков древесины на качество древесины

Пороки и качество древесины взаимосвязаны. Все пороки древесины ухудшают внешний вид изделия. Но не все нарушают структуру и снижают прочностные характеристики. Важно понимать, как влияют те или другие пороки древесины на качество изделий.

Если наблюдается сучковатость древесины, то надо обратить внимание на качество сучков. Гнилые элементы негативно отражаются на свойствах материала. Большое количество таких дефектов может стать причиной полной выбраковки пилопродукта.

Биологические дефекты и повреждения деревянных конструкций часто делают изделия непригодными для использования. Сильно пораженные грибком, насекомыми пилопродукты ГОСТ применять запрещает.

порок.jpg

Вот какие пороки древесины затрудняют ее обработку:

  • наличие песка, камней и прочих включений;
  • сучки;
  • наклон волокон.

Все допустимые пороки пиломатериалов приведены в ГОСТах. В таких документах можно посмотреть дефекты вагонки, доски и брусков.

Взаимосвязь породы дерева и дефектов, пороков

Породы и дефекты древесины связаны. Есть деревья, подверженные тем или другим порокам. Например, у лиственных пород часто встречается тяговое строение. Подобные дефекты характерны для дуба, ясеня. У них они отчетливо видны на радиальных участках. Также у лиственниц нередко наблюдается свилеватость.

Часто встречающиеся пороки хвойной древесины:

  • сучковатость;
  • крень;
  • засмолок;
  • гниль.

Характерные пороки для дуба и прочих лиственных деревьев:

  • зарубы;
  • затеска;
  • сухобокость;
  • прорость.

Таким образом, пиломатериалы могут иметь разные изъяны. Важно в них разбираться. При выборе пилопродукта рекомендуется внимательно его осматривать. Обнаруженные изъяны следует соотносить с нормами, приведенными в ГОСТах. Тогда получится определить сортность и приобрести подходящий продукт по характеристикам, качеству и цене, избежать обмана со стороны реализатора.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

2) Вываривание в солёной воде
Вываривание древесины в соленой воде также предупреждает ее растрескивание. К тому же соль надежно защищает древесину от проникновения в нее гнилостных микробов. Изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.
Небольшие заготовки из твердой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху соленой водой из расчета 4—5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течение двух-трех часов, затем вынимают из соленой воды и сушат при комнатной температуре.

3) Вымачивание в воде
Вымачивание древесины в воде уменьшает появление трещин при последующей сушке. В воде, предохраняющей древесину свежесрубленного дерева от гниения, хранили бревна в течение сезона. Нередко на дно ручья или реки (необходимо, чтобы вода была проточной) погружали дубовые бревна. Чтобы они не всплыли, к ним привязывали груз.
Пролежавший в воде десятки, а то и сотни лет мореный дуб был твердым как камень, а при высыхании не покрывался трещинами.

4) Вываривание в масле и олифе
Вываривание в масле и олифе небольших кусков твердой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном, хлопковом, древесном (оливковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.

6) Декорированная обработка обжигом
С помощью открытого направленного огня газовой горелки или паяльной лампы можно не только усиливать выразительность текстуры древесины хвойных деревьев, но и наносить на древесину лиственных деревьев сюжетные и орнаментальные рисунки.
Чтобы сделать более выразительной текстуру древесины хвойных пород, достаточно равномерно опалить ее поверхность. Более мягкие летние участки годичных слоев подпаливаются намного быстрее и легче, чем плотные осенние. Обжигать древесину нужно равномерно, слегка касаясь пламенем ее поверхности. Неравномерное перемещение горелки может привести к появлению темных пятен, делающих работу неряшливой. Не пытайтесь сразу же получить окончательный тон, который вами задуман. Его нужно добиваться постепенно. Например, чтобы получить темно-коричневый цвет подпалины, вначале опалите древесину до светло-золотистого оттенка. После второго прохода поверхность древесины станет еще темнее. Так нужно поступать до тех пор, пока не получите нужный тон. Подпалина держится на древесине довольно прочно, но при желании ее можно покрыть прозрачным лаком. Годен любой способ нанесения лака: окунанием, с помощью пульверизатора или тампона.
Если на обжигаемую поверхность древесины заранее положить плоский металлический предмет, то после обжигания на ней останется четкий светлый силуэт. На этой основе можно создавать интересные композиции, использовав их при декоративном оформлении интерьера школьной мастерской, помещения технического кружка, кабинета физики, математики и черчения.
Довольно сложные композиции можно получить в считанные минуты, разумеется, если под рукой есть необходимый материал. Разложите на доске или планшете несколько металлических деталей, чтобы получилась уравновешенная композиция. Затем опалите открытые участки древесины, добиваясь задуманной тональности. Закончив обжиг, не спешите снимать детали с поверхности древесины. При соприкосновении с пламенем горелки детали сильно нагреваются. Поэтому снимайте их после того как они окончательно остынут. На поверхности дерева обозначится четкий силуэтный рисунок. Чтобы усилить выразительность отдельных его частей, силуэты в некоторых местах можно проработать электровыжигательным аппаратом.
Композицию со сложным многотоновым рисунком легко получить, меняя положение плоских деталей непосредственно в процессе обжигания древесины, на разных его стадиях. Силуэты с двойным контуром получают смещением деталей после первоначального обжига, а силуэты предметов, находящих одни на другой, — наложением одной детали на уже полученный легкий силуэт от другой детали.
Наряду с готовыми деталями в качестве трафарета художники используют также силуэтные изображения, которые вырезают из листового металла (например, буквы, цифры, геометрические формы, изображения человека, животных и др.).

7) Дерево, глина и огонь
Если определенные участки дерева на планшете заслонять от прямого воздействия огня не металлом, а глиной, то благодаря высокой пластичности глины возникает возможность создания декоративных рисунков любой сложности.
Для работы подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей — песка, камешков и остатков засохшей травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на одну треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте до полного растворения в воде. Затем дайте раствору отстояться. Щепки и травинки всплывут, а песок и камешки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевший песок и камешки. Налитой в посудину жидкой глине дайте еще раз отстояться и слейте лишнюю воду. При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.
С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, светлый на темном.

*** Тёмный рисунок на светлом фоне ***
На поверхность древесины нанесите слой глины толщиной около 5 мм. Глине надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему. Вырезать рисунок на глине нужно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным черенкам. Свободный конец одного из черенков нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. Руководствуясь линиями рисунка, вырежьте в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого желобка должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, когда глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте дерево чистой водой.

*** Светлый рисунок на тёмном фоне ***
Если на поверхность древесины глину наносить не сплошным слоем, а узкими валиками, то после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится светлый контурный рисунок. Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как применяемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения его глиной нужно заткнуть подходящей по размерам пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув пробку, флакон заполните жидкой глиной.
Выдавливая глину из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, можно наносить валики различной ширины. Перемещая же их с разной скоростью, регулируют толщину наносимого глиняного слоя.
После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая дерево, вы будете одновременно высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь пламенем горелки древесины. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить, не дожидаясь полного высыхания глины. Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся, сведя всю работу на нет.
Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если после удаления глины на дереве останутся грязные глиняные пятна, его необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

8) Получение текстурного рельефа
Текстурный рельеф особенно уместен в тех случаях, когда он усиливает выразительность точеной или резной вещи, подчеркивает какие-то особенности изображаемого объекта. Например, в условной декоративной манере он может передавать оперение птицы, чешую рыбы, шерсть зверя. Резную или точеную скульптуру нужно выполнить с таким расчетом, чтобы годичные слои как можно более удачно подчеркивали форму. Во многом успех зависит от правильно выбранной заготовки, и прежде всего от расположения в ней годичных слоев. Не следует вырезать мелкие детали, которые при обжиге могут просто-напросто сгореть. Формы скульптуры, рельефа или какой-либо утилитарной вещи должны быть обобщенными, простыми и компактными.
Скульптуру или другое деревянное изделие установите на кирпич и равномерно обжигайте со всех сторон. На первой стадии обжига рыхлая часть годичных слоев обуглится лишь слегка. При последующем обжигании обуглившаяся древесина станет совершенно черной. Время от времени она будет загораться в отдельных местах. Погасив пламя, продолжайте обжигать, но уже не в том месте, где вспыхнул огонь, а рядом. Обжигание древесины следует прекратить после того, как верхний тонкий слой изделия обуглится равномерно на всех участках.
Счищать с изделия обгоревшую древесину желательно на свежем воздухе, где-нибудь в углу двора или сада. Надев на руки рукавицы, снимите стальной карцовочной щеткой вначале верхний обуглившийся слой. Затем древесину обрабатывайте щеткой, стараясь вести ее вдоль волокон. Перегоревшая ранняя часть древесных слоев будет легко удаляться, а на ее месте образуются сравнительно глубокие впадины. Поздняя древесина выступит рельефно на поверхности изделия.
Обработку изделия карцовочной щеткой можно прекратить на той стадии, когда ранняя древесина станет золотисто-охристой, а гребни текстурного рельефа сохранят темно-коричневый или почти черный цвет. На этой стадии не будет ощущаться резкого контраста между поздней и ранней древесиной годичных слоев, а дерево будет производить впечатление старого. Если же согласно творческому замыслу необходимо добиться контраста между ранней и поздней частями годичных слоев, то обработку древесины карцовочной щеткой нужно продолжить.

Дефекты древесины: червоточина. Насколько опасен этот порок древесины?

Червоточины появляются вследствие жизнедеятельности в древесине биологических организмов, многие из которых могут превратить качественную древесину в непригодный материал. Понятие червоточина известно не только в сфере строительства деревянных домов, ведь этим словом называют ходы, сделаны червями или другими насекомыми в любом материале.

Строительство деревянных домов - пороки древесины. Червоточина

Древесина – это природный стройматериал, который используют для своей жизнедеятельности многие жуки-червяки, бактерии и грибки. Из-за их многочисленности червоточина – это очень часто встречаемый порок.

Червоточины, которые относят к поверхностным, представляют собой открытые бороздки, которые повреждают только мягкую кору, а твердые древесинные слои остаются нетронутыми. Поверхностные повреждения полностью убираются при деревообработке вместе с припуском. Глубокие поражения сильно портят деловую древесину, так как активные личинки становятся причиной грибкового поражения дерева, оно быстро становится трухлявым.

Читайте также: