Как сделать цепную реакцию в домашних условиях для детей

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Ну это так я поняла, когда посмотрела в толковый словарь.

Цепная реакция может быть как с положительным действием, так и с весьма отрицательным.

Например, если кто-то угостил меня конфетой, а я угостила другого, а тот другой третьего… и пошло, и поехало. То такая цепная реакция очень даже ничего.

А если кто-то сказал обидное слово, а адресат свою злость вылил на следующего, а следующий на другого следующего … и пошла ругань.

И уже не только между двумя, а и дальше в массы просочилась. Вот такая цепная реакция — очень плохо. Ни к чему хорошему она не приведёт. Но сегодня я предлагаю запустить совершенного иного рода цепную реакцию.

Я приготовила вам игру, в которой по цепочке нужно выбивать шары и зарабатывать очки. Эта игра не несёт злобы, они увлекательная и приятная. Но она ещё и очень полезна.

Видео

Эффект домино

Эффект домино гласит, что каждое изменение влечёт за собой ряд других изменений по цепной реакции аналогично тому, как падают костяшки домино, выстроенные в ряд.

В 2012 году учёные из Северо-Западного университета в ходе эксперимента обнаружили: когда люди тратят меньше времени на сидячий отдых, они потребляют меньше жиров. Участников эксперимента специально не просили есть меньше жирной пищи, но их питание улучшилось совершенно естественным образом. Они стали проводить меньше времени, сидя перед телевизором и бездумно объедаясь. Одна привычка привела к другой, как одна костяшка домино толкает следующую.

Вы можете обнаружить подобные закономерности и в собственной жизни. Приведу личный пример: если я придерживаюсь привычки ходить в спортзал, то замечаю, что легче сосредотачиваюсь на работе и спокойнее сплю по ночам. Хотя я и не планировал ничего специально улучшать.

Но эффект домино работает и для плохих привычек. Вы можете заметить, что постоянные проверки телефона приводят к привычке просматривать уведомления из социальных сетей и, как следствие, бездумно листать ленту в соцсетях. Так вы прокрастинируете по 20 минут.

Вы никогда не сможете изменить только одну привычку. Все наши привычки взаимосвязаны. Поэтому, стоит вам поменять что-то одно, изменится и другое.

Би Джей Фогг (BJ Fogg)

профессор Стэнфордского университета

Правила эффекта домино

Вы можете сами запускать эффект домино. Для этого нужно придерживаться трёх правил:

  1. Начните с действия, для которого у вас есть мотивация. Пусть оно будет совсем небольшим, главное для вас — постоянство. Это не только доставит вам удовольствие — вы своими глазами увидите, каким человеком можете стать. Совершенно неважно, какая костяшка упала первой, когда начали падать остальные.
  2. Не сбавляйте темп и сразу переходите к следующей задаче, которую сможете выполнить. Позвольте импульсу от первой выполненной задачи подтолкнуть вас к следующему действию. С каждым таким шагом вы становитесь ближе к своему новому образу.
  3. Если у вас есть сомнения, разбейте большое дело на несколько маленьких. Когда вы пытаетесь завести новую привычку, старайтесь сделать её легко выполнимой. Смысл эффекта домино в прогрессе, а не в результатах. Просто сохраняйте темп. Пусть процесс повторяется, и одна костяшка домино подталкивает следующую.

Существует несколько способов заставить костяшки домино падать. Сконцентрируйтесь на привычке, которая вам нравится, и пусть эффект от её выполнения запустит цепную реакцию на всю жизнь.

Позже выяс­ни­лось, что из-за нелюбви и непо­ни­ма­ния пред­мета, школу он про­гу­ли­вал втайне от роди­те­лей. Конечно, школь­ная про­грамма состав­лена таким обра­зом, что учи­тель дол­жен дать на пер­вых уро­ках химии много тео­рии. Прак­тика как бы отхо­дит на вто­рой план именно в тот момент, когда школь­ник еще не может само­сто­я­тельно осо­знать, нужен ли это пред­мет ему в даль­ней­шем. В первую оче­редь это свя­зано с лабо­ра­тор­ным осна­ще­нием школ. В боль­ших горо­дах в насто­я­щее время с реак­ти­вами и при­бо­рами дело обстоит лучше. Что каса­ется про­вин­ции, то, как и 10 лет назад, так и в насто­я­щее время, во мно­гих шко­лах нет воз­мож­но­сти про­во­дить лабо­ра­тор­ные заня­тия. А ведь про­цесс изу­че­ния и увле­че­ния химией, также как и дру­гими есте­ствен­ными нау­ками, обычно начи­на­ется с опы­тов. И это неслу­чайно. Мно­гие зна­ме­ни­тые химики, такие как Ломо­но­сов, Мен­де­леев, Пара­цельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Скло­дов­ская-Кюри (всех этих иссле­до­ва­те­лей школь­ники изу­чают также и на уро­ках физики) уже с дет­ства начи­нали экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Вели­кие откры­тия этих вели­ких людей были сде­ланы именно в домаш­них хими­че­ских лабо­ра­то­риях, поскольку заня­тия химией в инсти­ту­тах было доступно только людям с достатком.

И, конечно, самое глав­ное — это заин­те­ре­со­вать ребенка и доне­сти ему, что химия окру­жает нас повсюду, поэтому про­цесс ее изу­че­ния может быть очень увле­ка­тель­ным. Здесь на помощь при­дут домаш­ние хими­че­ские опыты. Наблю­дая такие экс­пе­ри­менты, можно в даль­ней­шем искать объ­яс­не­ние, почему про­ис­хо­дит так, а не иначе. А, когда на школь­ных уро­ках юный иссле­до­ва­тель столк­нется с подоб­ными поня­ти­ями, объ­яс­не­ния учи­теля ему будут более понятны, так как у него уже будет свой соб­ствен­ный опыт про­ве­де­ния домаш­них хими­че­ских экс­пе­ри­мен­тов и полу­чен­ные знания.

Очень важно начи­нать изу­че­ние есте­ствен­ных наук с обыч­ных наблю­де­ний и при­ме­ров из жизни, кото­рые, как вы счи­та­ете, будут наи­бо­лее удач­ными для вашего ребенка. Вот неко­то­рые из них. Вода-это хими­че­ское веще­ство, состо­я­щее из двух эле­мен­тов, а также газов рас­тво­рен­ных в ней. Чело­век тоже содер­жит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи чело­век может про­жить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реч­ной песок – это не что иное, как оксид крем­ния, а также основ­ное сырье для про­из­вод­ства стекла.

Чело­век сам того не подо­зре­вает и осу­ществ­ляет хими­че­ские реак­ции каж­дую секунду. Воз­дух, кото­рый мы вды­хаем, это смесь газов — хими­че­ских веществ. В про­цессе выды­ха­ния выде­ля­ется еще одно слож­ное веще­ство — диок­сид угле­рода. Можно ска­зать, что мы сами это хими­че­ская лабо­ра­то­рия. Можно объ­яс­нить ребенку, что мытье рук мылом это тоже хими­че­ский про­цесс воды с мылом.

Ребёнку постарше, кото­рый, напри­мер, уже начал изу­чать химию в школе можно объ­яс­нить, что в орга­низме чело­века можно обна­ру­жить прак­ти­че­ски все эле­менты пери­о­ди­че­ской системы Д. И. Мен­де­ле­ева. В живом орга­низме не только при­сут­ствуют все хими­че­ские эле­менты, но каж­дый из них выпол­няет какую-то био­ло­ги­че­скую функцию.

Химия-это и лекар­ства, без кото­рых в насто­я­щее время мно­гие люди не могут про­жить и дня.

Рас­те­ния тоже содер­жат хими­че­ское веще­ство хло­ро­филл, кото­рое при­дает листочку зеле­ный цвет.

При­го­тов­ле­ние пищи — это слож­ные хими­че­ские про­цессы. Здесь можно при­ве­сти при­мер того, как под­ни­ма­ется тесто при добав­ле­нии дрожжей.

Один из вари­ан­тов, как заин­те­ре­со­вать ребенка химией — это взять отдель­ного выда­ю­ще­гося иссле­до­ва­теля и про­чи­тать исто­рию его жизни или посмот­реть обу­ча­ю­щий фильм про него (сей­час доступны такие фильмы про Д. И. Мен­де­ле­ева, Пара­цельса, М.В. Ломо­но­сова, Бутлерова).

Мно­гие пола­гают, что насто­я­щая химия это вред­ные веще­ства, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с ними опасно, тем более в домаш­них усло­виях. Есть много очень увле­ка­тель­ных опы­тов, кото­рые вы смо­жете про­ве­сти со своим ребён­ком, не навре­див здо­ро­вью. И эти домаш­ние хими­че­ские опыты будут не менее увле­ка­тель­ные и поучи­тель­ные, чем те, кото­рые идут с взры­вами, едкими запа­хами и клу­бами дыма.

Неко­то­рые роди­тели опа­са­ются также про­во­дить дома хими­че­ские опыты из-за их слож­но­сти или отсут­ствия необ­хо­ди­мого обо­ру­до­ва­ния и реак­ти­вов. Ока­зы­ва­ется, что можно обой­тись под­руч­ными сред­ствами и теми веще­ствами, кото­рые есть у каж­дой хозяйки на кухне. Их можно купить в бли­жай­шем быто­вом мага­зине или аптеке. Про­бирки для про­ве­де­ния домаш­них хими­че­ских опы­тов можно заме­нить фла­кон­чи­ками от таб­ле­ток. Для хра­не­ния реак­ти­вов можно поль­зо­ваться стек­лян­ными бан­ками, напри­мер, от дет­ского пита­ния или майонеза.

Стоит пом­нить, что посуда с реак­ти­вами должна иметь эти­кетку с над­пи­сью и быть плотно закрыта. Ино­гда про­бирки нужно нагреть. Чтобы не дер­жать ее в руках при нагре­ва­нии и не обжечься, можно соору­дить такое устрой­ство с помо­щью белье­вой при­щепки или куска проволоки.

р1

Также необ­хо­димо выде­лить несколько сталь­ных и дере­вян­ных ложе­чек для перемешивания.

Шта­тив для дер­жа­ния про­би­рок можно сде­лать самим, про­свер­лив в бруске сквоз­ные отверстия.

h2

Для филь­тро­ва­ния полу­чен­ных веществ вам пона­до­биться бумаж­ный фильтр. Сде­лать его очень легко согласно при­ве­ден­ной здесь схеме.

h3

Для дети­шек, кото­рые еще не ходят в школу или обу­ча­ются в млад­ших клас­сах, поста­новка домаш­них хими­че­ских опы­тов с роди­те­лями будет свое­об­раз­ной игрой. Ско­рее всего, объ­яс­нить какие-то отдель­ные законы и реак­ции еще не удастся такому юному иссле­до­ва­телю. Однако, воз­можно, именно такой эмпи­ри­че­ский спо­соб откры­тия окру­жа­ю­щего мира, при­роды, чело­века, рас­те­ния через опыты зало­жит фун­да­мент для изу­че­ния есте­ствен­ных наук в даль­ней­шем. Можно даже устра­и­вать свое­об­раз­ные кон­курсы в семье — у кого опыт полу­чится более удач­ным и затем демон­стри­ро­вать их на семей­ных праздниках.

Неза­ви­симо от воз­раста ребенка и его спо­соб­но­сти читать и писать, сове­тую заве­сти лабо­ра­тор­ный жур­нал, в кото­рый можно запи­сы­вать экс­пе­ри­менты или зари­со­вы­вать. Насто­я­щий химик обя­за­тельно запи­сы­вает план работы, спи­сок реак­ти­вов, зари­со­вы­вает при­боры и опи­сы­вает ход работы.

Когда вы вме­сте с ребен­ком только нач­нете изу­чать эту науку о веще­ствах и про­во­дить домаш­ние хими­че­ские опыты, пер­вое, что нужно пом­нить это безопасность.

Для этого нужно сле­до­вать сле­ду­ю­щим пра­ви­лам безопасности:

1. Насто­я­тельно реко­мен­дую, чтобы все домаш­ние хими­че­ские опыты про­во­ди­лись только под при­смот­ром взрослых.

2. Лучше выде­лить отдель­ный стол для про­ве­де­ния хими­че­ских опы­тов в домаш­них усло­виях. Если у вас дома не най­дется отдель­ного стола, то опыты лучше про­во­дить на сталь­ном или желез­ном под­носе или поддоне.

3. Необ­хо­димо обза­ве­стись тон­кими и тол­стыми пер­чат­ками (их про­дают в аптеке или в хозяй­ственно магазине).

4. Для про­ве­де­ния хими­че­ских экс­пе­ри­мен­тов лучше всего купить лабо­ра­тор­ный халат, но также можно вме­сто халата исполь­зо­вать плот­ный фартук.

5. Лабо­ра­тор­ная посуда не должна в даль­ней­шем исполь­зо­ваться для еды.

6. В домаш­них хими­че­ских опы­тах не должно быть жесто­кого отно­ше­ния с живот­ными и нару­ше­ния эко­ло­ги­че­ской системы. Кис­лот­ные хими­че­ские отходы нужно ней­тра­ли­зо­вать содой, а щелоч­ные — уксус­ной кислотой.

7. Если хочешь про­ве­рить запах газа, жид­ко­сти или реак­тива, нико­гда не под­носи сосуд прямо к лицу, а, удер­жи­вая его на неко­то­ром рас­сто­я­нии, направь, пома­хи­вая рукой, воз­дух над сосу­дом по направ­ле­нию к себе и одно­вре­менно нюхай воздух.

8. Все­гда исполь­зуй в домаш­них опы­тах реак­тивы в неболь­шом коли­че­стве. Избе­гай остав­лять реак­тивы в посуде без соот­вет­ству­ю­щей над­писи (эти­кетки) на склянке, из кото­рой должно быть ясно, что нахо­дится в склянке.

Начи­нать изу­че­ние химии сле­дует с про­стых хими­че­ских экс­пе­ри­мен­тов в домаш­них усло­виях, поз­во­ля­ю­щих ребенку осво­ить основ­ные поня­тия. Серия опы­тов 1–3 поз­во­ляют озна­ко­миться с основ­ными агре­гат­ными состо­я­ни­ями веществ и свой­ствами воды. Для начала ребенку-дошколь­нику вы можете пока­зать, как рас­тво­ря­ется в воде сахар и соль, сопро­во­див это объ­яс­не­нием, что вода уни­вер­саль­ный рас­тво­ри­тель и явля­ется жид­ко­стью. Сахар или соль — твер­дые веще­ства, рас­тво­ря­ю­щи­еся в жидкости.

Вода-это жид­кое хими­че­ское веще­ство, состо­я­щее из двух эле­мен­тов, а также газов, рас­тво­рен­ных в ней. Чело­век тоже содер­жит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи чело­век может про­жить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: 2 про­бирки, сода, лимон­ная кис­лота, вода

Экс­пе­ри­мент: Взять две про­бирки. Насы­пать в них в рав­ных коли­че­ствах соду и лимон­ную кис­лоту. Затем в одну из про­би­рок налить воды, а в дру­гую нет. В про­бирке, в кото­рой вода была налита вода стал выде­ляться угле­кис­лый газ. В про­бирке без воды — ничего не изменилось

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: про­зрач­ный ста­кан, водо­про­вод­ная вода

Экс­пе­ри­мент: Налить в про­зрач­ный ста­кан водо­про­вод­ную воду и поста­вить ее в теп­лое место на час. Через час вы уви­дите на стен­ках ста­кана осев­шие пузырьки.

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: про­бирка, мине­раль­ная вода, свеча, лупа

Экс­пе­ри­мент: Налить в про­бирку мине­раль­ную воду и мед­ленно выпа­ри­вать ее над пла­ме­нем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кри­сталлы будут хуже видны). По мере испа­ре­ния воды на стен­ках про­бирка оста­нутся мел­кие кри­сталлы, все они раз­ной формы.

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: 2 про­бирки, воронка, бумаж­ный фильтр, вода, реч­ной песок

Экс­пе­ри­мент: Налить в про­бирку воду и опу­стить туда немного реч­ного песка, пере­ме­шать. Затем по схеме опи­сан­ной выше сде­лать фильтр из бумаги. Вста­вить сухую чистую про­бирку в шта­тив. Мед­ленно выли­вать смесь песка с водой через воронку с бумаж­ным филь­тром. Реч­ной песок оста­нется на филь­тре, а в шта­тив­ной про­бирке вы полу­чите чистую воду.

Про­цесс филь­тро­ва­ния (опи­сы­ва­ется в 8 классе) при­ме­няют здесь для раз­де­ле­ния смеси воды с пес­ком. Чтобы раз­но­об­ра­зить изу­че­ние дан­ного про­цесса, можно немного углу­биться в исто­рию очистки питье­вой воды.

Про­цессы филь­тро­ва­ния при­ме­ня­лись еще в 8–7 веках до н.э. в госу­дар­стве Урарту (ныне это тер­ри­то­рии Арме­нии) для очистки питье­вой воды. Её жители осу­ще­ствили постройку водо­про­вод­ной системы с при­ме­не­нием филь­тров. В каче­стве филь­тров исполь­зо­вали плот­ную ткань и дре­вес­ный уголь. Подоб­ные системы из пере­пле­тён­ных водо­сточ­ных труб, гли­ня­ных кана­лов, снаб­жен­ные филь­трами были и на тер­ри­то­рии древ­него Нила у древ­них егип­тян, гре­ков и рим­лян. Воду про­пус­кали через такой фильтр неск­скали через такой фильтр несколько раз, в конеч­ном итоге доболько раз, в конеч­ном итоге доби­ва­ясь наи­луч­шего каче­ства воды.

h5

Одним из самых инте­рес­ных опы­тов явля­ется выра­щи­ва­ние кри­стал­лов. Опыт очень нагля­ден и дает пред­став­ле­ние о мно­гих хими­че­ских и физи­че­ских понятиях.

h6

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: два ста­кана воды; сахар — пять ста­ка­нов; дере­вян­ные шпажки; тон­кая бумага; кастрюля; про­зрач­ные ста­кан­чики; пище­вой кра­си­тель (про­пор­ции сахара и воды можно уменьшить).

Экс­пе­ри­мент: Опыт сле­дует начи­нать с при­го­тов­ле­ния сахар­ного сиропа. Берем кастрюлю, выли­ваем в нее 2 ста­кана воды и 2,5 ста­кана сахара. Ста­вим на сред­ний огонь и, поме­ши­вая, рас­тво­ряем весь сахар. В полу­чив­шийся сироп высы­паем остав­ши­еся 2,5 ста­кана сахара и варим до пол­ного растворения.

Теперь при­го­то­вим заро­дыши кри­стал­лов – палочки. Неболь­шое коли­че­ство сахара рас­сы­паем на бумажке, затем обмак­нем палочку в полу­чив­шейся сироп, и обва­ляем ее в сахаре.

Берем бумажки и про­ты­каем шпаж­кой дырочку посе­ре­дине таким обра­зом, чтобы бумажка плотно при­ле­гала к шпажке.

Затем раз­ли­ваем горя­чий сироп по про­зрач­ным ста­ка­нам (важно, чтобы ста­каны были про­зрач­ными — так про­цесс созре­ва­ния кри­стал­лов будет более увле­ка­те­лен и нагля­ден). Сироп дол­жен быть горя­чим, иначе кри­сталлы не будут расти.

h7

Можно сде­лать цвет­ные сахар­ные кри­сталлы. Для этого в полу­чив­шейся горя­чий сироп добав­ляют немного пище­вого кра­си­теля и раз­ме­ши­вают его.

Кри­сталлы будут расти по-раз­ному, неко­то­рые быстро, а неко­то­рым может пона­до­биться больше вре­мени. По окон­ча­нии опыта полу­чив­ши­еся леденцы ребе­нок может съесть, если у него нет аллер­гии на сладкое.

Если у вас нет дере­вян­ных шпа­жек, то опыт можно пове­сти с обыч­ными нитками.

z9

z10
z11

Фран­цуз­ский уче­ный Бер­нар Кур­туа в годы напо­лео­нов­ских войн заме­тил, что в про­дук­тах, полу­ча­е­мых из золы мор­ских водо­рос­лей, кото­рые выбра­сы­ва­лись на берег Фран­ции, нахо­дится какое-то веще­ство, кото­рое разъ­едает желез­ные и мед­ные сосуды. Но ни сам Кур­туа, ни его помощ­ники не знали, как выде­лить это веще­ство из золы водо­рос­лей. Уско­ре­нию откры­тия помог случай.

На своем неболь­шом заводе по про­из­вод­ству селитры в г. Дижоне Кур­туа соби­рался про­ве­сти несколько опы­тов. На столе сто­яли сосуды, в одном из кото­рых была настойка мор­ских водо­рос­лей на спирту, а в дру­гом — смесь сер­ной кис­лоты с желе­зом. На пле­чах у уче­ного сидела его люби­мая кошка.

В дверь посту­чали, и напу­ган­ная кошка спрыг­нула и убе­жала, хво­стом смах­нув колбы на столе. Сосуды раз­би­лись, содер­жи­мое сме­ша­лось, и вне­запно нача­лась бур­ная хими­че­ская реак­ция. Когда неболь­шое облачко из паров и газов осело, удив­лен­ный уче­ный уви­дел на пред­ме­тах и облом­ках какой-то кри­стал­ли­че­ский налет. Кур­туа начал его иссле­до­вать. Кри­сталлы никому до этого неиз­вест­ного веще­ства полу­чили назва­ние “йод”.

Так был открыт новый эле­мент, а домаш­няя кошка Бер­нара Кур­туа вошла в историю.

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: настой­кой аптеч­ного йода, вода, ста­кан или цилиндр, салфетка.

Экс­пе­ри­мент: Сме­ши­ваем воду с настой­кой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ста­вим всё в холо­диль­ник на 3 часа. В про­цессе охла­жде­ния йод выпа­дет в оса­док на дне ста­кана. Сли­ваем жид­кость, выни­маем оса­док йода и кла­дем на сал­фетку. Выжи­маем сал­фет­ками до тех пор, пока йод не ста­нет рассыпаться.

О пользе йода для дез­ин­фек­ции ран ваш ребе­нок уже узнает из фильма. Таким обра­зом, вы пока­жите, что между химией и меди­ци­ной есть нераз­рыв­ная связь. Однако, ока­зы­ва­ется, что йод можно при­ме­нять в каче­стве инди­ка­тора или ана­ли­за­тора содер­жа­ния дру­гого полез­ного веще­ства – крах­мала. Сле­ду­ю­щий опыт позна­ко­мит юного экс­пе­ри­мен­та­тора с отдель­ной очень полез­ной химией – аналитической.

z12
z13

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: све­жая кар­тошка, кусочки банана, яблока, хлеба, ста­кан с раз­ве­ден­ным крах­ма­лом, ста­кан с раз­ве­дён­ным йодом, пипетка.

Экс­пе­ри­мент: Раз­ре­заем кар­то­фель на две части и капаем на него раз­ве­ден­ный йод – кар­тошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в ста­кан с раз­ве­ден­ным крах­ма­лом. Жид­кость тоже синеет.

Капаем с помо­щью пипетки рас­тво­рен­ный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Яблоко — не поси­нело вообще. Банан – слегка поси­нел. Хлеб – поси­нел очень сильно. Эта часть опыта пока­зы­вает нали­чие крах­мала в раз­лич­ных продуктах.

Как известно, крах­мал может пре­об­ра­зо­вы­ваться в сахар, если взять неспе­лое яблоко и кап­нуть йода, то оно поси­неет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содер­жа­щийся крах­мал перей­дет в сахар и яблоко при обра­ботке йодом не синеет вообще.

Сле­ду­ю­щий опыт будет поле­зен ребя­там, кото­рые уже начали изу­че­ние химии в школе. Оно зна­ко­мит с такими поня­ти­ями, как хими­че­ская реак­ция, реак­ция соеди­не­ния и каче­ствен­ная реакция.

Реак­тивы и обо­ру­до­ва­ние: пин­цет, пова­рен­ная пище­вая соль, спиртовка

Экс­пе­ри­мент: Возь­мем пин­це­том несколько кри­стал­ли­ков круп­ной пова­рен­ной соли пова­рен­ной соли. Подер­жим их над пла­ме­нем горелки. Пламя окра­сится в жел­тый цвет.

http://nochdobra.com/wp-content/uploads/2016/12/800ximg_9346.jpg

Учить играя. Эти слова можно назвать основным правилом педагогики, ведь игровая форма занятий способствует лучшему запоминанию полученных знаний и их закреплению. Кроме того, она является лучшим способом заинтересовать ребенка, а это уже более 50% успеха. Убедитесь в эффективности методики, попробуйте сделать простые химические фокусы вместе с ребенком. Замечательные эмоции и приятные впечатления вам гарантированы.

Домашний химический фокус: как подготовиться

Если вы решили превратить квартиру в химическую лабораторию, не забудьте позаботиться о безопасности. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с описанием опыта и убедитесь, что в нем не будут применяться легковоспламеняющиеся и опасные вещества. Подбирайте эксперименты по возрасту: десятилетнему ребенку понравятся фараоновые змеи, а вот дошкольникам опытов с огнем лучше пока не демонстрировать. Никогда не оставляйте ребенка одного, даже если вы уверены в безопасности используемых веществ. Все действия должны выполняться под вашим строгим контролем, а если ребенок еще совсем маленький, то лучше ему остаться в роли зрителя. Поверьте, впечатлений и эмоций в этом случае будет не меньше.

Химические фокусы в домашних условиях: что заинтересует самых маленьких?

Прививать любовь к науке стоит еще с пеленок. Поэтому не поленитесь показать вашему малышу несколько простых химических опытов. В 2-3-летнем возрасте он еще воспринимает увиденное как таинственный и захватывающий фокус, но маленький вклад в то, чтобы ребенок в будущем не прогуливал уроки химии, будет сделан.
Самый простой домашний химический фокус для самых маленьких – обычная реакция нейтрализации: насыпьте в глубокую тарелку пищевой соды и полейте ее уксусом. Сода начнет пениться, образуя большие пузыри. Можно проявить немного фантазии и добавить в соду несколько крупинок пищевого красителя. В белой кучке он будет едва заметным, однако при контакте с уксусом образуются красивые цветные пузыри.

Для юных шпионов

0_119176_9751e1f5_orig


Какие же мальчишки не мечтают стать шпионами? Помогите им в этом, научив готовить невидимые чернила. Написать тайное письмо очень просто: вместо красок нужно взять молоко. Когда листок подсохнет, нагрейте его пламенем свечи или утюгом и надпись станет видимой. Также в качестве тайных чернил можно использовать сок лимона.

Домашний химический фокус: немного медитации

Помните популярные ночники лава-лампы? Есть возможность приготовить это замечательное средство для релаксации самостоятельно. Для этого вам понадобится высокая бутылка, масло, вода, краситель и таблетка аспирина. Чуть больше половины бутылки следует заполнить маслом, а остальные залить водой. После того как вода окажется внизу, добавьте несколько капель пищевого красителя и постепенно бросайте кусочки таблеток. Эффект вас непременно удивит.

Фараоновые змеи

7 струн радуги

Pop-up открытка "8 Марта", раскрывающаяс 06.03.2014 --> Смотрели: 61 (0) Красивая коробочка-открытка с сюрпризом. 20.05.2012 --> Смотрели: 761 (0) Волшебная коробочка с цветами 13.07.2011 --> Смотрели: 151 (0) Открытка водопад с бабочками 16.06.2011 --> Смотрели: 1723 (5)

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Статистика

Цепная реакция палочек от мороженого или МиниКОБРА


Знаете ли вы, что вы можете построить взрывающуюся цепную реакцию путем переплетения палочек от мороженого? Я нашла этот трюк в инете и поняла, что вам это точно понравится и вы точно захотите, как и я, сделать его самостоятельно.

Настольной игрой это, конечно, не назовешь, но куда эту поделку приткнуть, я так и нашлась… уж очень хотелось поделиться с вами :)


Цепь остается вместе до тех пор, пока вы удерживаете ее конец. Освободите конец и .


Теоретически сделать ее не сложно. А практически… а практически сложно только вначале. Сложнее, я вам скажу, найти достаточно большое количество палочек от мороженого, а еще лучше деревянные медицинские шпатели или палочки для кофе-автомат. Они шире и работают лучше.

Инструкция:

Шаг 1. Сложите 4 палочки, вот, в такую схему.


Шаг 2: Одну из палочек добавьте в начало цепи для закрепления конца, чтобы ваше плетение не рассыпалось.

Следующее фото показывает, как именно нужно закрепить конец.


Шаг 3: Далее стройте цепочку, добавляя палочки по одной в каждую сторону.


По мере изучения коронавируса появляются все новые методы его диагностики. На первых этапах заболевание выявляли лишь по набору симптомов, который со временем корректировался. Потом добавилась аппаратная диагностика: признаки поражения легких стали выявлять по компьютерной томограмме. Но биохимия и молекулярная биология не бездействовали. Постепенно медицина убедилась, что точный диагноз можно поставить только на основании результатов вирусологического исследования.

Сегодня узнать, заражен ли человек коронавирусной инфекцией, можно несколькими способами. О них и пойдет речь в этом материале. Мы разберемся, как выявить перенесенный ковид в прошлом и оценить устойчивость иммунитета к нему.

Лабораторные тесты на коронавирус (Covid-19)

Сегодня используются разные методы диагностики коронавирусной инфекции. Одни анализы можно сдать только в лаборатории, другие — самостоятельно (даже не придется вызывать врача на дом, достаточно купить специальные наборы в аптеке):

  • ПЦР-тест. Лабораторное исследование, показывающее, присутствует ли в биоматериале человека ДНК COVID-19.
  • RT-LAMP. Аналог ПЦР-теста, где в центре внимания — не ДНК, а РНК.
  • Тест на антиген. Метод экспресс-диагностики, выявляющий присутствие в биоматериале специфических белков вируса.
  • Иммунохроматография. Выявление вируса через анализ крови.
  • Тестна антитела к коронавирусу. Выясняет, переболел ли человек COVID-19, способна ли его иммунная система сопротивляться инфекции.

Первые четыре метода имеют идентичную задачу. Отличаются они сложностью проведения, затрачиваемым временем, точностью. Пятый их заменить не может.


Диагностика коронавируса (ПЦР)

ПЦР — это полимеразная цепная реакция. Она может делаться только в лабораторных условиях, поскольку требует изучения молекулярной структуры ДНК.

Суть процедуры сводится к следующему:

  • Берется мазок из носоглотки человека (для большей точности это должен сделать медицинский работник).
  • Выделяется интересующий участок ДНК биоматериала.
  • Осуществляется амплификация (многократное удвоение) этого участка до объема, оптимального для визуализации.
  • Изучаются визуализированные фрагменты.

Если при копировании участка ДНК в нем продолжает появляться вирус, значит, пациент заражен. Получить результаты ПЦР-теста можно через несколько дней. Во время ожидания (особенно при наличии симптомов) лучше соблюдать самоизоляцию. Сегодня это наиболее достоверный диагностический метод.


Риск получения ошибочного результата

Вероятность получения ложноположительного результата невелика. Вирус может попасть в биоматериал пациента извне при условии нарушения санитарных правил. Поэтому проходить обследование лучше в надежных лабораториях, где подобное исключено.

Ложноотрицательные результаты встречаются чаще. Во избежание их получения перед забором биоматериала нельзя курить и дезинфицировать носоглотку антисептиками.

Исказить клиническую картину также могут:

  • ошибки медработника при взятии мазка;
  • забор материала на поздней стадии, когда концентрация вируса минимальна;
  • отсутствие микроорганизмов в носоглотке.

Последнее возможно, если коронавируса там не было изначально (попал в организм иным путем, например, через кровь). Бывает, что в носоглотке возбудитель не оседает, а сразу продвигается в легкие и выявляется только на компьютерной томографии.

Экспресс-тест на коронавирус

Экспресс-тест можно сделать в домашних условиях. Он не предполагает лабораторных исследований, не требует специального оборудования. Достаточно купить набор в аптеке. Например, к Standard Q Covid-19 прилагается подробная инструкция.

Для проведения экспресс-теста на коронавирус понадобятся:

  • стерильный тампон (человек берет у себя мазок сам);
  • одноразовая кассета в индивидуальной упаковке;
  • пробирка с реактивом;
  • насадка с капельницей.

При наличии инфекции в организме контакт биоматериала с реактивом приводит к окрашиванию контрольной полоски. Результат появляется через 20-30 минут. Наибольшую точность тест показывает в первую неделю после заражения. В дальнейшем повышается вероятность получения ложноотрицательного результата. Для уточнения диагноза лучше сделать ПЦР-тест.

Анализ на антитела к коронавирусу

Анализ на антитела к коронавирусу показывает не присутствие инфекции в организме, а ответ иммунной системы на нее. В ответ на заражение она вырабатывает несколько типов иммуноглобулинов:

Недостаточно, чтобы антитела были просто выявлены. Нужно смотреть и на их комбинацию. Подчеркнем, что это исследование не направлено на выявление COVID-19 и не заменяет ПЦР-тест. Сдать такой анализ нужно, чтобы узнать, вырабатывает ли организм антитела к вирусу, а если да, то сколько.

Тесты на антитела

Разные виды тестов на антитела к коронавирусу проводятся дома или в лаборатории. В лаборатории берут кровь из вены и выполняют количественную оценку вырабатываемых иммуноглобулинов.

Домашний тест покажет, есть ли антитела в принципе. Сколько их вырабатывается, с его помощью узнать нельзя: для этого требуются познания в биохимии и специальное оборудование для подсчета. В этом случае достаточно капиллярной крови (из пальца).

В наборах, продающихся в аптеках (например, Leccurate SARS-CoV2 Antibody Test), есть специальный ланцет и пипетка для забора крови. Проколоть себе палец может не каждый, поэтому стоит прибегнуть к помощи близких или вызвать медсестру.

Анализ сдают натощак. Поесть можно максимум за 12 часов до забора крови. Диагностику следует отложить при повышении температуры.


Что показывает тест на антитела?

Наличие иммуноглобулинов означает, что пациент либо болеет сейчас, либо переболел коронавирусом недавно. Если антитела отсутствуют, он либо не заражался никогда, либо микроорганизм попал в тело совсем недавно. Иммунный ответ формируется до двух недель.

Результаты исследования на антитела в количественном выражении интерпретируют так:

  • любые иммуноглобулины отсутствуют — заражения не было;
  • IgA >1,1 — текущее заболевание в острой форме;
  • IgA >1,1 + наличие IgG — начавшееся выздоровление;
  • 1,1> IgA >0,8 — неопределенность, требуется повторный забор крови через две недели;
  • IgA 1,1 — болезнь преодолена, сформирован иммунитет.

Данное исследование не стоит воспринимать как пробу на коронавирус. Если антитела к нему есть, значит, контакт с возбудителем был. Но их отсутствие нельзя однозначно трактовать как избегание вируса.

Наличие антител и прививки

Положительный результат описанного исследования еще не гарантирует невозможность повторного заражения. Иммунитет формируется ориентировочно на полгода. Поэтому в регионах, где установлены ограничения, QR-коды выдаются не только привитым, но и переболевшим в течение последних шести месяцев. Однако присутствие иммуноглобулинов не отменяет необходимость вакцинации. Вопреки распространенному мифу, перед прививкой выяснять их количество не нужно.

Дополнительная диагностика

Перечисленные методы диагностики позволяют установить наличие в организме COVID-19 и иммунный ответ на него. Однако у разных людей заболевание протекает неодинаково: меняется набор симптомов, риски возникновения тех или иных осложнений.

Для подбора схемы лечения врач дополнительно может назначить:

  • общий и биохимический анализы крови;
  • рентген и/или компьютерную томографию легких;
  • кардиограмму;
  • почечные пробы;
  • печеночные пробы;
  • консультации отоларинголога, пульмонолога, кардиолога и других узких специалистов.


Если у выздоровевшего пациента обнаружены антитела в достаточном количестве, это позволяет ему стать донором крови для лечения тяжелых больных. Для этого ему нужно пройти стандартную диагностику во избежание передачи иных вирусов реципиентам.

Коротко обо всех методах диагностики коронавируса

Мы рассмотрели возможные методы обнаружения коронавируса в организме, оценки его устойчивости к данному заболеванию. Подчеркнем, что наличие вируса и выявленные антитела к нему — не одно и то же, поэтому и показания к прохождению обследований отличаются.

При появлении первых признаков ОРВИ, которую легко перепутать с коронавирусом, лучше сразу выбрать полимеразную цепную реакцию. На этом этапе важно выяснить, имеет место банальная простуда или более опасное заболевание. Иммуноглобулинов на первых этапах вообще не бывает, так что искать их нет смысла.

Когда пациент выздоровел, можно оценить, как отреагировал его иммунитет на перенесенное заболевание. Поиск IgG оправдан и в случае, если пациент полагает, что перенес ковидную инфекцию бессимптомно.

Читайте также: