Как сделать цейтраферную съемку

Обновлено: 08.07.2024

это группа ЧКФР, объединенных общими интересами (не глобального, а локального характера), которым необходима отдельная площадка для их обсуждения.
Создать сообщество может любой ЧКФР, состоящий в клубе не менее полугода.
Любой ЧКФР может вступить в любое сообщество или в несколько сообществ одновременно. Членство в сообществе позволяет участвовать в обсуждении тем сообщества.

Вот мое (параметры с конце ролика):

вы хотели сказать ускорить.
если снять на видео даже в фулХД, разбить на кадры. все равно так не получиться


Получится даже лучше, если грамотно подойти к процессу Я на простой камере могу примерно так снимать уже в готовом варианте без обработки. А если снимать а потом обрабатывать то результат получится в разы интереснее.

Многих интересуют разные виды фотосъемок. Тут каждый мастер сталкивается с проблемой выбора, поэтому нужно знать о каждом из них как можно больше. Рассмотрим один из них. Цейтраферная съемка представляет собой фото и видео съемку разных процессов, протекающих очень медленно. К таким явлениям можно отнести как классические варианты распускающегося цветка, роста ребенка, строительства здания, так и явления, несущие более экзотический характер – таяние снега, движение солнца и прочее. Цель подобной съемки – уместить несколько часов или дней, а иногда и лет в небольшой ролик, продолжительностью в пять-десять минут. Многим очень интересно наблюдать изменение какого-то явления в короткие промежутки времени.

Цейтраферная съемка: основные понятия

Цейтрафер – это интервальная съемка. Снимается один кадр за несколько минут или часов, а потом они объединяются в видеоряд.

Пост – процесс обработки в программе видеомонтажа или лайтруме.

Фликер – это мерцание яркости от одного кадра к другому. Является наиболее распространенно ошибкой.

Цейтраферная съемка: принцип осуществления

Для начала необходимо перевести объектив в режим ручного фокуса. Если вы этого не сделаете, то на широкоугольных объективах фокусировка может срабатывать на разных объектах, при этом даже при едином фокусном расстоянии геометрия кадра будет от снимка к снимку изменяться. Чтобы избежать появления лишних бликов, нужно надеть бленду. Вы должны выключить стабилизаторы изображения. Камеру необходимо переключить в режим Manual Mode. Баланс белого должен быть установлен в режим MANUAL, а во время съемки таймлапса его не нужно трогать.

Теперь можно сказать о диафрагме. Она не может дважды подряд закрываться на одинаковое положение, поэтому на видео обязательно появится фликер. Для решения проблемы имеется два пути решения. Первое решение состоит в использовании полностью мануальных объективов. На камерах Canon можно выставить нужную диафрагму, а потом нажать на кнопку проверки глубины резкости, вывернуть объектив, удерживая ее. В таком случае диафрагма будет находиться в выставленном положении.

Цейтраферная съемка в движении должна осуществляться с определенными параметрами соотношения выдержки к интервалу, которое должно находиться на отметке два к одному, то есть, если выдержка выбрана на отметке в две секунды, то между срабатываниями затвора должно быть ровно четыре секунды. Это не строгое требование, однако к этому необходимо стремиться. Средний интервал между кадрами стоит установить на отметке в четыре секунды, однако при ветреной погоде правильнее установить на одну-две. ISO устанавливается не более 3200.

Всем известно, что при высокой температуре камеры "шумят" намного больше, именно поэтому стоит прикрыть аппарат от солнца при помощи кепки или футболки, что позволит уберечь его от перегрева. Но следите, чтобы укрытие не оказалось в поле зрения объектива. Штатив стоит использовать максимально крепкий и устойчивый. Чтобы экономить энергию, правильнее отключить просмотр после съемки.

Как видите, цейтраферная съемка представляет собой очень кропотливый и сложный труд, однако его результат просто потрясает.

Замедленная киносъёмка — киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съемки и проекции в 24 кадра в секунду.

Покадровая съёмка, цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer , Zeit — время, raffen — буквально собирать, подбирать, выхватывать; переносно — группировать, уплотнять) — разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм киносъемочного аппарата остановлен, а экспозиция осуществляется покадрово с большими интервалами. Для регистрации медленных процессов интервал между съемкой отдельных кадриков может составлять несколько минут. Покадровая съемка также применяется в мультипликации.

При демонстрации фильма с нормальной скоростью проекции возникает эффект ускорения движения — иллюзия большей скорости происходящих процессов. В современной практике часто встречается понятие Time-lapse photography, обозначающее покадровую съёмку при помощи цифрового фотоаппарата, заменившую технологию цейтраферной киносъёмки.

Вот что жжет Википедия на этот счет.

Я задумался, а сложно ли это сделать на улице. Сделал это восхитившись работами Кирилла Неежмакова, известного харьковского фотографа. Сложнее найти молодого харьковчанина (да и вообще харьковчанина, после начала ротации на проекторе megapolis на станции Университет), который не видел его ролики. Например - этот:

И тут я открыл для себя одну новость - это не совсем таймлапс. Да это фотоанимация, самые основы которой я практиковал еще на своей ergo с шоколадкой.

Да, у стоп-моушна и таймлапса один корень - та самая цейтраферная сьемка, однако первый допускает непостоянность интервала сьемки (потому что цель другая). Технологию, которую применил мой тезка называют - hyperlapse (гиперлапс).

В тытрубе напоролся на ролик (на английском), который повествует о том как сделать этот самый гиперлапс:

Из ограничений - только отсутсвие лазерной указки на штативе (поправимо! есть скотч, указка дешевая), и нежелание камеры работать с интервалом сьемки. И что теперь делать?

Заключительная статья цикла посвящена функциям серийной съемки.

Цифровая фотография открыла нам огромное количество новых возможностей. Например, без затрат на пленку, проявку и печать можно сделать сколько угодно дублей одной и той же сцены в поисках единственного и неповторимого ракурса, волшебным образом превращающего заурядный, казалось бы, сюжет в шедевр. Заполнилась карта памяти? Не беда: удаляем неудачные варианты и продолжаем дальше.

Впрочем, такой свободой фотограф располагает лишь при съемке статичных сцен, когда запас времени ограничен лишь его терпением и продолжительностью светового дня. Если же приходится действовать в быстро меняющихся условиях, возможности сделать большое количество дублей нет. С подобными проблемами фотографы обычно сталкиваются при съемке быстротечных процессов (взрывов, разрядов молний и т.д.), движущихся объектов (гоночных автомобилей на трассе; сноубордиста, выполняющего эффектный трюк, и т.п.) или сцен из окна движущегося автобуса, поезда либо автомобиля.

Инструмент для ловли мгновений

Казалось бы, при наличии определенного опыта и практических навыков нажать на спуск в нужный момент несложно. Но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что при съемке необходимо принимать в расчет характерный недостаток цифровых фотоаппаратов — временной лаг, или, проще говоря, задержку срабатывания затвора. Даже если фокусировка была выполнена заблаговременно, между нажатием на спуск и открытием затвора проходит определенное время — до нескольких десятых долей секунды. Казалось бы, немного. При съемке статичных сцен это действительно почти незаметно, однако в случае быстрого движения в кадре задержка даже в пару десятых секунды отделяет удачный снимок от брака. Проблема усугубляется еще и тем, что даже у одной и той же фотокамеры величина задержки срабатывания затвора непостоянна и может варьироваться в зависимости от выбранных настроек и ряда других факторов.

Рисунок

Режим серийной съемки незаменим в том случае, когда необходимо запечатлеть
быстротечный процесс — например огненный столб, вырывающийся
из пушки в момент выстрела. Цена ошибки при съемке этого сюжета была высока:
чтобы сделать дубль, пришлось бы ждать целые сутки

Какие же средства из огромного арсенала функций современных фотоаппаратов могут прийти на выручку фотографу при съемке быстротечных процессов и движущихся объектов? Одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих свести к минимуму вероятность получения брака в подобных ситуациях, является режим серийной съемки. В настоящее время такая функция имеется в большинстве профессиональных и любительских фотоаппаратов различных типов — включая как зеркальные, так и компактные модели (в том числе со сменной оптикой).

В режиме серийной съемки камера после нажатия на спуск начинает снимать один кадр за другим — до тех пор, пока фотограф не отпустит кнопку. Таким образом, за относительно короткое время можно получить множество снимков (количество которых может достигать нескольких десятков и даже сотен), а затем в спокойной обстановке выбрать из них наиболее удачный.

Характеристики и нюансы

Очевидно, что возможности фотоаппарата во многом зависят как от особенностей его конструкции, так и от характеристик компонентов. Соответственно возможности, доступные в режиме серийной съемки, могут в значительной степени различаться у разных моделей.

Производители обычно указывают в спецификациях фотоаппаратов два параметра, характеризующие их возможности в режиме серийной съемки: максимальные значения скорости и длины серии. Скорость обычно измеряется в количестве кадров, которые камера способна запечатлеть в течение одной секунды (например, 4,5 кадра в секунду). Ну а максимальная длина — это предельное число снимков, которые можно снять в одной серии. Но есть несколько важных нюансов, на которые необходимо обратить внимание.

У одного и того же фотоаппарата скорость и длина серии могут варьироваться в зависимости от выбранных настроек — в частности разрешения снимков. Понятно, что время, необходимое для обработки и сохранения изображения, напрямую зависит от его объема. Таким образом, при выборе меньшего разрешения в настройках камеры скорость серийной съемки будет увеличиваться — в некоторых случаях весьма значительно. К примеру, максимальная скорость серийной съемки модели Lumix DMC-FZ150 с полным разрешением (12 мегапикселов) составляет 12 кадров в секунду. Если же снизить разрешение до 2,5 мегапикселов, то можно снимать серию со скоростью до 60 кадров в секунду.

Изображения, сделанные
камерой Exilim Pro EX-F1
в режиме серийной съемки
со скоростью 60 кадров в секунду

В фотоаппаратах, позволяющих сохранять кадры не только в JPEG-, но и в RAW-формате, максимальная скорость серийной съемки может зависеть еще и от выбранного формата. Очевидно, что для сохранения сжатых файлов JPEG требуется меньше времени, а следовательно, скорость в данном случае обычно выше.

Таким образом, для корректного сравнения возможностей разных моделей следует сопоставлять скоростные характеристики для съемки с максимальным разрешением в одном и том же формате. Нередко в краткой спецификации указывается максимальное значение скорости серийной съемки для кадров с небольшим разрешением, и на это необходимо обратить внимание.

Всего несколько лет тому назад максимальная скорость серийной съемки подавляющего большинства как компактных, так и зеркальных фотокамер не превышала полудюжины кадров в секунду. Ситуация заметно изменилась в начале 2008 года, когда компания Casio представила компактную камеру Exilim Pro EX-F1. Благодаря внедрению ряда передовых решений эта модель установила новые стандарты в области серийной съемки. Посудите сами: Exilim Pro EX-F1 способна снимать серию с максимальным разрешением (6 мегапикселов) со скоростью до 60 кадров в секунду. Длина серии — до 60 кадров в формате JPEG. Кроме того, эта камера стала одной из первых компактных моделей, обеспечивающих возможность изменения скорости серийной съемки в настройках.

В настоящее время выпускается целый ряд моделей компактных фотоаппаратов, позволяющих снимать серию со скоростью 20 и более полноразмерных кадров в секунду. Такой прогресс стал возможен во многом благодаря качественному росту в развитии элементной базы — в частности появлению высокоскоростных КМОП-сенсоров небольшого размера, а также значительному увеличению производительности микропроцессоров. Как ни парадоксально, по возможностям в области высокоскоростной серийной съемки некоторые компактные модели средней ценовой категории сейчас значительно опережают даже довольно дорогие зеркальные камеры. Например, максимальная скорость серийной съемки с максимальным разрешением выпущенных в нынешнем году зеркалок Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800 составляет 6 и 4 кадра в секунду соответственно. В то же время компактная камера Canon PowerShot SX260 HS позволяет запечатлеть до 10 полноразмерных снимков JPEG со скоростью 10,3 кадра в секунду, а Nikon Coolpix P510 — до 20 снимков JPEG со скоростью 15 кадров в секунду.

Рисунок

Компактная фотокамера Exilim EX-FH100 позволяет
в течение одной секунды запечатлеть
до 40 снимков с разрешением 9 мегапикселов

Помимо впечатляющих скоростных характеристик, современные модели интересны еще и возможностью выбора различных вариантов серийной съемки. Например, в процессе съемки серии кадры могут сохраняться либо в буферную память фотоаппарата, либо непосредственно на сменный носитель. В первом случае обеспечивается выигрыш в скорости за счет гораздо более высокой производительности буферной памяти. Правда, расплачиваться за него приходится небольшой длиной серии (за редкими исключениями — не более пары десятков кадров). Кроме того, снять вторую серию сразу же после первой не получится: камере потребуется некоторое время для того, чтобы освободить буферную память, скопировав записанные в ней кадры на сменный носитель. Во втором случае скорость будет ниже, зато снимать можно до тех пор, пока не закончится свободное место на карте памяти (или пока не сядет аккумулятор).

В качестве примера рассмотрим возможности серийной съемки компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX40 HS. Эта модель позволяет снять серию, включающую до восьми снимков, с максимальным разрешением (12 мегапикселов) со скоростью 10,3 кадра в секунду или запечатлеть неограниченное количество изображений аналогичного размера со скоростью около 2,4 кадра в секунду. Таким образом, скорость серийной съемки при записи фотографий в буфер и на карту памяти в данном случае различается более чем в 4 раза.

В ряде цифровых фотоаппаратов есть возможность задействовать комбинированный метод: сначала осуществляется съемка во внутренний буфер камеры с максимальной скоростью, а после его заполнения аппарат продолжает снимать уже с более низкой скоростью, сохраняя изображения на карте памяти.

Еще один важный момент — возможность выбора метода фокусировки и экспозиции для серийной съемки. Обычно фокусировка и экспозамер выполняются только для первого кадра, а съемка всех последующих изображений серии выполняется с теми же настройками. Очевидно, что такой способ обеспечивает более высокую производительность, однако в некоторых случаях может оказаться неэффективным. Например, если в процессе съемки серии изображений приближающегося к фотографу (или же удаляющегося от него) объекта задействовать режим фокусировки по первому кадру, то на большей части снимков фотографируемый объект окажется вне границ резко изображаемого пространства — иными словами, не в фокусе.

Именно поэтому в некоторых фотоаппаратах предусмотрена возможность съемки серии с фокусировкой по каждому кадру. Разумеется, в этом случае скорость будет заметно ниже. Так, компактный фотоаппарат Canon PowerShot G1X позволяет снимать серию с фокусировкой по первому кадру со скоростью до 4,5 кадров в секунду, в то время как при выполнении фокусировки для каждого кадра этот показатель снижается до 0,7 кадров в секунду.

В некоторых фотоаппаратах предусмотрены режимы серийной съемки не только с фокусировкой, но и с экспозамером отдельно для каждого кадра — разумеется, с соответствующим снижением скорости.

Качество кадров, полученных в режиме серийной съемки на одном и том же фотоаппарате, может значительно различаться в зависимости от того, какой тип затвора используется при съемке — механический в комбинации с электронным (как при обычной фотосъемке) или только электронный. Например, упоминавшийся выше фотоаппарат Lumix DMC-FZ150 позволяет снимать до 12 кадров в секунду с использованием механического затвора и до 60 кадров в секунду — с помощью электронного.

Отсечка посредством механического затвора обеспечивает получение более четких снимков, однако в силу ряда технических ограничений не позволяет вести съемку на высокой скорости. Именно поэтому в сверхскоростных режимах (порядка нескольких десятков кадров в секунду) для управления экспонированием кадров задействуется только электронный затвор. Основным недостатком такого метода является заметное увеличение количества нечетких (смазанных) изображений в серии.

Страховка от опоздания

Как было упомянуто в самом начале статьи, в процессе съемки движущихся объектов фотографу приходится действовать с упреждением: необходимо вносить поправку, учитывающую как человеческий фактор (время реакции нормального человека составляет 0,2-0,3 с), так и временной лаг камеры. Таким образом, чтобы в полной мере реализовать творческий замысел, фотографу необходимо нажать на спуск на несколько десятых долей секунды до того, как снимаемый объект окажется в нужной точке. Режим серийной съемки позволяет подстраховаться и нажать на спуск с большим опережением, однако и в этом случае допустимы лишь незначительные ошибки.

Рисунок

Режим серийной съемки с предварительной циклической записью позволяет получить нужный снимок даже
в том случае, если фотограф не успел вовремя среагировать на произошедшее событие

Работает он следующим образом. При нажатии спусковой кнопки наполовину камера выполняет автоматическую настройку фокусировки и экспозиции, после чего начинает снимать серию, сохраняя кадры в буферную память. Когда буфер заполнен, из него удаляется кадр, снятый первым, и т.д. Процесс останавливается полным нажатием спусковой кнопки. В зависимости от выбранных пользователем настроек и особенностей реализации данной функции в конкретной модели возможно два варианта действий: либо съемка прекращается сразу, либо сохраняется только часть из уже имеющихся в буфере кадров и камера продолжает фотографировать до его заполнения. В некоторых моделях предусмотрена дополнительная настройка, позволяющая фотографу изменять соотношение количества кадров, сохраняемых до и после нажатия на спуск.

Одной из первых режим серийной съемки с предварительной циклической записью внедрила в своих фотоаппаратах компания Casio. Подобная функция с возможностью настройки скорости съемки и соотношения количества кадров, сделанных до и после нажатия на спуск, реализована в моделях Exilim EX-FH100, EX-FS10, EX-FC100, EX-ZR100 и др.

Наряду с неоспоримыми достоинствами у режима циклической серийной съемки есть и существенный недостаток. Фотоаппарат, работающий в этом режиме, потребляет много электроэнергии, что негативно отражается на продолжительности его автономной работы.

Цейтраферная съемка

В ситуациях, о которых речь шла выше, мы рассматривали использование серийной съемки для фотографирования быстротечных процессов. Но иногда возникает необходимость запечатлеть событие, происходящее в течение длительного времени, — например восход или закат солнца, движение звезд по небосводу или таяние ледяных кубиков в стакане. Объединив последовательность кадров, сделанных с одной и той же точки через равные промежутки времени, можно получить весьма эффектный видеоролик. Подобный прием называют цейтраферной (от нем. Zeit — время и raffen — собирать) или интервальной съемкой.

Разумеется, обычный режим серийной съемки позволит решить подобную задачу только в том случае, если в настройках камеры предусмотрена возможность настройки интервалов между кадрами, а диапазон доступных значений позволяет делать снимки не чаще одного раза в секунду.

Во многих зеркальных камерах Canon, Nikon и ряда других производителей, а также в некоторых компактных моделях (в частности, Nikon Coolpix P510) есть специальный режим цейтраферной съемки (чаще всего он фигурирует под названием Time Lapse). Обычно предусмотрена возможность настройки интервала между съемкой кадров, а в некоторых случаях — еще и встроенная функция для автоматического объединения последовательности полученных снимков в видеоролик. Кроме того, при наличии у фотоаппарата функции дистанционного управления спуском цейтраферную съемку можно осуществлять при помощи специальных внешних устройств либо ПК с соответствующим программным обеспечением.

Заключение

Итак, функция серийной съемки является весьма полезным инструментом, позволяющим значительно расширить возможности цифрового фотоаппарата и существенно снизить риск получения технического брака при съемке движущихся объектов и быстротечных процессов. Во многих современных фотокамерах есть возможность выбирать различные режимы серийной съемки и осуществлять настройку дополнительных параметров, что повышает гибкость этого инструмента, позволяя наилучшим образом приспособить его к специфике выполняемой задачи. Именно поэтому при оценке возможностей того или иного фотоаппарата в области серийной съемки необходимо обращать внимание не только на указанные в спецификации технические характеристики, но и на возможность выбора различных режимов и настройки дополнительных параметров.

Данная публикация завершает цикл статей, посвященных рассмотрению функций и возможностей современных фотоаппаратов. Но развитие цифровой фототехники продолжается, и можно не сомневаться в том, что уже в скором времени владельцам фотоаппаратов станут доступны новые возможности, о которых мы постараемся максимально оперативно рассказать нашим читателям.

Читайте также: