Кахон своими руками

Обновлено: 03.07.2024

"Если не умеешь играть на одном барабане, не сможешь играть и на четырех". Слова моего отца всплывают у меня в голове всякий раз, когда я думаю о технике исполнения.

Мне чрезвычайно повезло: у меня был свой "домашний" учитель по барабанам – 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. При этом сам барабанщик-самоучка. В 60-70-х годах папа имел довольно большую известность на местной музыкальной сцене, даже выступал на блистательном концерте с королем польки Frankie Yankovick’ом в 70-х. Первые свои шесть недель в качестве начинающего барабанщика я провел за отцовским Rogers Dynasonic 60-х годов, посреди гостиной, изучая дробь двойками. После этого я начал делать первые шаги, работая с коллективами, исполнявшими польку, джаз-бандами, артистами, имитировавшими Elvis’а, или разъезжая в фургоне вместе со своим трио The Danglers, игравшим в жанре арт-рок. Я буквально бредил барабанами и ударной установкой, ел и спал не отходя от нее.

Я часто видел, как играют традиционные перкуссионисты, но я не мог наладить с ними контакт, да и не планировал я стать таким, как Buddy Rich, но только играющим на думбеке, конгах или бонго. Отец советовал: "Продолжай в том же духе, и непременно своего добьешься". Я работал очень усердно, и репутация моя постепенно росла. А потом дела приняли интересный оборот.

В омут с головой

Cajon tuition

Три года назад я попал в Shakuhachi Club MKE – группа, возглавляемая мастером сякухати [японская бамбуковая флейта – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] и легендарным бас-гитаристом из Violent Femmes, Brian’ом Ritchie. Brian однажды позвонил и попросил меня заехать. В гостиной у Brian’а был угол, заставленный музыкальными инструментами со всего света, а на переднем плане красовался басовый кахон. Я узнал этот инструмент (я ведь читал Modern Drummer от корки до корки и понимал кое в чем толк!), а Brian до этого не раз интересовался, умею ли я играть на кахоне. Я всегда отвечал: "Уверен, что смог бы". И в тот день он попросил меня испробовать инструмент.

Итак, я уселся и начал играть простой роковый бит. Тогда Brian взял свою акустическую бас-гитару и начал наяривать песни Violent Femmes. Группа Violent Femmes играла для меня немалую роль в подростковые годы, так что вы понимаете, какие мысли проносились у меня в голове. После того, как мы обменялись кое-какими соображениями, поимпровизировали и поговорили, Brian вручил мне лист бумаги, на котором было проставлено три даты. "Отбываем на следующей неделе", – сказал он. Я упаковал кахон и отправился домой – изучать инструмент и материалы о нем за все двадцать пять лет.

Cajon tuition

В начале был ящик…

Кахон, что по-испански означает "ящик", часто ассоциируется с такими странами, как Перу и Куба. Говорят, что африканским рабам не позволялось брать с собой барабаны, когда их отправляли в "Новый Свет", поэтому в качестве замены они использовали ящики для рыбы или фруктов. Со временем звучание и конструкция инструмента эволюционировали, и кахон превратился в закрытый ящик с круглым отверстием и различными металлическими штуковинами, помещенными внутри для создания эффекта струнного стрекота или трещотки. Сегодня, чтобы удовлетворить различным музыкальным направлениям, кахон изготовляется в разных формах и размерах.

Основные звуки

Существует два основных типа звучания, которые можно извлечь из кахона: басовый тон и "струнный" тон малого барабана (или "крэш"). Термин "крэш" [англ. crash – "грохот"] в данном случае употребляется не в традиционном значении (тарелка), а в смысле звучания наподобие струнного стрекота. Для достижения разных звуков музыкант может использовать различные техники, в зависимости он желаемого эффекта. В моем случае, поскольку я исполняю рок-музыку, мне нужно добиваться хорошего звучания "бас-барабана", и чтобы бит был как на малом.

Cajon tuition

Чтобы достичь "струнного" звучания, или тона "крэш", бьем по верху левого угла (см. Figure 2) хлестким ударом, используя кончики пальцев. Звучания томов можно добиться, передвинув руку от "струнного" угла (ил. 3) по направлению к центру ударной поверхности. Чем ближе играть к центру кахона, тем больше извлекаемый тон будет напоминать звучание томов.

Имейте в виду, что для перуанской музыки кахоны обычно выполняются в размерах поменьше, однако для рока я рекомендую использовать басовый кахон (сам на таком играю), с размерами: 50см x 50см x 30см. Легче извлечь тихий звук из большого кахона, чем громкий – из малого.

Боевое крещение

Группа Violent Femmes славится своим акустическим панковым звучанием. Барабанщик Victor DeLorenzo известен своим уникальным стилем: он играет только щетками на одном-единственном малом барабане, что придает рок-музыке панковый характер. Иногда, правда, используется напольный том или собственное изобретение барабанщика – "трансофон" [tranceaphone, представляет собой металлический чан, надетый вверх дном на том – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков]. Однако у большинства людей барабанные партии Violent Femmes ассоциируются именно с малым барабаном и щетками. Вот почему я избегаю каких бы то ни было "райдовых" паттернов, которые могут навредить или помешать манере Victor’а.

Первые инструкции, которые дал мне Brian, состояли в том, чтобы играть в точности то же, что играл и Victor, – никаких заполнений, никаких украшений. Мне было нужно сконцентрироваться на том, чтобы заполнять "пустоты", на месте которых должен быть бас-барабан, и чтобы при этом моя игра сливалась и тесно взаимодействовала с басовыми линиями Brian’а, игравшего на струнах Ernie Ball. Ясно как день, почему здесь используется кахон: он заполняет "пустоты" бас-барабана и усиливает 2-ю и 4-ю доли.

Рассмотрим две из наиболее заметных песен Violent Femmes из первого их альбома (с таким же названием), чтобы проиллюстрировать свой подход к их музыке.

В песне "Prove My Love" главная роль в бите отводится малому барабану, и я просто играю правой рукой слитно с фанковой басовой линией Brian’а, а левая рука исполняет бэкбит вместе с непреклонной игрой Gordon’а Gano на ритм-гитаре. В живых выступлениях Victor известен тем, что устраивает театрализованное шоу с забавными масками, а также импровизированные представления и танцы. Поэтому для меня становится особенно важно четко исполнять грув, что на руку остальным музыкантам и по душе публике.

Cajon tuition

Второй пример – "Gone Daddy Gone", где Brian Ritchie играет на ксилофоне, а Jeff Hamilton – на бас-гитаре. Victor предоставляет мне один из своих четырехтактовых брейков в инструментальной секции песни, что дает мне новый размах. В оригинальной записи этот брейк включает в себя удары как на шотландском бас-барабане, так и на малом, поэтому я имитирую оба тона, используя более низкий регистр кахона. Пространство между углом кахона, используемым в качестве "малого барабана", и "басовой" области ближе к центру – вот где я достигаю этих звуков (см. Figure 3). Такой род взаимного музицирования во многом сродни джазу, поэтому от меня требуется играть так, чтобы было больше похоже на ударную установку, и для кахона это не проблема. Кахон обладает гибкостью и тональным диапазоном.

Возможно, некоторые из вас думают: "Все это, конечно, здорово, но я-то играю в рок-группе. Какое отношение это имеет ко мне?" Я сам часто играю в качестве барабанщика с другими артистами, которые исполняют рок и разные прочие музыкальные стили. Для многих клубов барабаны представляют слишком уж массивное звучание. (Поверьте, на наши выступления полицию вызывали ни один раз!) Кахон может помочь вашей группе провести удачное выступление, да и лично вам поможет быть на высоте.

Я часто получаю отзывы от рок-групп, с которыми играю, и они говорят, что даже не замечают отсутствия традиционных барабанов и отдают предпочтению тому теплому звучанию, которое издает кахон. В студийной обстановке звукоинженеры пытаются добиться теплого звучания от бас-барабана путем уплотнений, различных микрофонов и эффектов. В случае же с кахоном нужный тон присутствует сам собой. Я могу сыграть любую роковую песню Led Zeppelin или The Killers точно так же, как я это делаю с вещами Femmes. Другое преимущество кахона в том, что это цельный инструмент, безо всяких подвижных деталей или аксессуаров. Вы распаковываете кахон и играете на концерте, а по окончании упаковываете его обратно – и отправляетесь домой. Здорово, правда? Никаких кофров, ни чехлов для тарелок, ни лишней головной боли.

А если вас не забанили в гугл, то найдете много компаний, изготовляющих высококачественные кахоны, таких как Schlagwerk, Toca, LP, Fat Congas, De Gregorio, Kotz и Meinl.

Надеюсь, эта статья поможет вам взглянуть под иным углом на перкуссию, особенно на кахон. Должен признать, что я далеко не всегда был мастером по части перкуссии, да на самом деле никогда и не пытался всерьез заниматься игрой на перкуссионных инструментах. Тот день, когда я впервые сыграл на кахоне в квартире Brian’а Ritchie, имел для меня очень большое значение. Мне не только была дана возможность выстроить себе карьеру на всю жизнь, я получил шанс совершенно по-новому взглянуть на перкуссию. Опыт игры на кахоне доставляет мне истинное наслаждение – надеюсь, я и вас вдохновил на то, чтобы его испробовать.

Как и следовало ожидать, любители гитары, особенно её испано-латинской направленности, рано или поздно начинают живо интересоваться и сопутствующими её инструментами. Тут вот зашла речь о кахоне и выяснилось, что он интересует не только меня, потому и решил выйти за рамки частной переписки с "кахонофилами" и создать тему дабы информация была собрана в одном месте и доступна всем интересующимся.

Чуточку истории для начала.
Кахон появился в Перу в начале XIX века. По одной из версий, рабы использовали ящики из-под фруктов для музицирования, так как африканские барабаны были запрещены испанскими колониальными властями. Пик его популярности пришелся на середину века, до конца XIX века музыканты продолжали эксперименты с материалами и устройством кахона для достижения лучшего звука. С этого времени он стал распространяться по всей территории Латинской Америки и к двадцатому веку стал неотъемлемой частью перуанской и кубинской музыкальной культуры. В семидесятых годах двадцатого века перуанский композитор и мастер по изготовлению кахонов Каитро Сото (Caitro Soto) преподнёс кахон в качестве подарка испанскому гитаристу Пако де Лусии, посетившему Перу. Звук кахона так понравился Пако, что известный гитарист приобрёл ещё один инструмент до отъезда из страны. Немного позже Пако де Лусия представил кахон в музыке фламенко, и его звук стал прочно ассоциироваться и с этим музыкальным направлением.


Кахон – это музыкальный инструмент, представляющий собой прямоугольный ящик, на котором музыкант может сидеть во время игры. Благодаря конструкции он издает широкий спектр разнообразных звуков. Чтобы не покупать, для домашнего использования многие делают кахон своими руками из подручных средств.

Материалы для изготовления кахона

Перуанский инструмент для игры ногами и руками традиционно выскабливают из дерева. Если немного отступить от технологии, то выскабливание из цельного куска дерева можно заменить созданием ящика из деревянных досок.

Если работа с деревом вызывает сложности, всегда можно использовать более простой материал для изготовления – фанеру. При этом соединение можно производить посредством склеивания деталей.

  • Для части, по которой ударяют, понадобится фанера толщиной в 3 мм, для стенок - 12 мм.
  • Для формирования правильного звука потребуется подструнник, который делают из обычных струн или проволоки.
  • Клей для соединения деталей.
  • Строительные скобы.
  • Наждачная бумага и напильник.
  • Инструменты для работы с фанерой.

Алгоритм изготовления кахона

фиксация подструнника в кахоне

  1. Идеальными размерами станут следующие: 330 х 330 х 450 мм.
  2. В детали, которая будет прикрывать заднюю часть изделия, вырезают окружность диаметром 12 сантиметров. Место среза нужно обработать наждачной бумагой, закругляя края.
  3. Натягиваем подструнник по диагонали от верхнего угла, к нему присоединим тапу (около 7,6 см от каждого угла сверху и сбоку). Прикрепляем мебельными скобами.
  4. Затем нужно склеить все части клеем по дереву и зафиксировать положение строительными скобами.
  5. Обработать срезы наждачной бумагой и напильником, аккуратно закругляя края.

Примерно через сутки, когда клей окончательно высохнет, можно использовать инструмент по назначению.

Секреты изготовления

Сделанный своими руками кахон часто имеет множество преимуществ перед покупным, даже если качество материала домашнего творения ниже, чем у магазинного.

использование готового кахона

  • При склеивании стоит использовать максимальное количество клея, но наносить его нужно тонким слоем, чтобы средство полностью высохло.
  • Желательно изготовить из остатков фанеры ножки для кахона. Так звук будет более звонким.
  • Размеры должны подбираться с учетом желаемого звука, а не только параметров, которые подойдут для удобного сидения на нем.
  • Дополнительного покрытия инструмент не требует, это может изменить звучание.

Используя эти простые секреты при создании кахона, можно сделать его идеальным.

Исторические факты

Принято считать, что этот музыкальный инструмент впервые появился в Перу. Играть на барабанах не разрешалось, и рабы создавали запоминающиеся ритмы, сидя на опрокинутых вверх дном ящиках. Спустя какое-то время этот звучный инструмент усовершенствовали, и вскоре он стал частенько появляться в руках у профессиональных перуанских музыкантов.

В европейских странах он стал популярен лишь в 70-х годах прошлого столетия. Произошло это после того, как Перу посетил знаменитый музыкант Пако Де Лусия. На одном из выступлений мужчина услышал игру на кахоне, был потрясен силой звука и тут же купил этот инструмент. С того момента кахон начал часто появляться в Европе, а чуть позже он стал важной составляющей именитого испанского фламенко. Он до сих пор активно используется в этом музыкальном стиле, однако одним жанром сфера его применения не ограничивается. Африканские и кубинские мотивы, современный поп-рок, фьюжн – кахон нашел свое применение в самых разных музыкальных жанрах. Он универсален и может заменить целую ударную установку, а потому его нередко используют на акустических выступлениях.

Устройство кахона


Внешне кахон очень напоминает обычный ящик прямоугольной формы. Его изготавливают из дерева, также используют фанеру и композитные материалы.

Чаще всего в качестве материала для корпуса выступает деревянная или пластмассовая фанера, толщина которой составляет от 8 до 15 мм. Тапа - передняя стенка инструмента. Она прикрепляется с помощью специальных болтов, которые регулируются и слегка прилегают к корпусу. Чем слабее винт прикреплен к стенке инструмента, тем громче звук от удара.

Резонаторное отверстие находится на задней панели. На некоторых моделях их сразу несколько, и располагаются они по бокам корпуса. Это улучшает звучность инструмента, что особенно важно при проведении крупных концертов. Для выступлений рекомендуется выбирать именно такой инструмент, оснащенный сразу несколькими резонаторными отверстиями.

Существуют и усовершенствованные музыкальные инструменты, которые представляют собой особо сложные конструкции. Тембр их звучания можно корректировать, натягивая струны и изменяя радиус фазоинвертора.

Обычный кахон позволяет получить три разновидности звука:

Бас – извлекается после удара о центральную часть передней стенки.

Слэп – удар о верхнюю среднюю часть тапы.

Щелчок – слышится после удара об угол тапы.

Однако этими тремя разновидностями возможности инструмента не ограничиваются. Некоторые музыканты постукивают по боковым стенкам, другие прижимают ногу к тапе, регулируя таким образом высоту звучания.

Разновидности кахонов

Существует сразу несколько видов этого музыкального инструмента, между которыми наблюдаются значимые различия:

Струнный. Когда-то инструмент такого типа был снабжен гитарными струнами, которые располагались по углам корпуса. Сейчас вместо них используются стандартные подструнники. Усовершенствованные модели снабжены специальным механизмом, который позволяет их регулировать.

Без струн. Такая модель более проста, однако именно она считается наименее популярной. Чаще всего ее используют для создания музыки фламенко.

Разборный. Такой кахон можно разобрать и собрать буквально за пару минут. Огромное преимущество этой модели заключается в ее универсальности, которая очень удобна при транспортировках. В разобранном виде инструмент занимает минимум пространства, его можно уместить даже в обычной сумке или стандартном чехле.

Басовый. От стандартных моделей такой инструмент отличается своими габаритами. Басовый кахон применяется в перкуссионных ансамблях в качестве важной составляющей ритм-секции.

Другие. Прочие модели менее распространены. К ним относятся конгакахоны и октакахоны, имеются даже T-образные инструменты, которые зажимаются меж коленями.

Как выбрать кахон

Если вас заинтересовал этот необычный музыкальный инструмент, самое время подумать о выборе наиболее подходящей модели. Итак, чем же нужно руководствоваться, отправляясь в магазин? В первую очередь следует определить цель такого приобретения. Именно от нее и будет зависеть тип инструмента, материал, из которого он изготовлен, а также его стоимость.

Материал

Главный критерий – прочность материала, из которого изготовлен корпус кахона. Именно от нее и будет зависеть долговечность конкретного инструмента. Поскольку музыкант сидит на корпусе, он должен быть максимально прочным. Важно руководствоваться весом конкретного музыканта.

Еще один немаловажный момент – звучание инструмента. Оно напрямую зависит от вида древесины, из которой изготовлен корпус. Инструменты из стекловолокна, к примеру, звучат довольно громко, и подходит это далеко не всем. Дать общей рекомендации здесь не получится, ведь каждый музыкант должен руководствоваться собственным слухом.

Кахон с корпусом, изготовленным из фанеры – самый распространенный вариант. Его отличает сравнительно небольшая цена и повышенная прочность, которая исключает возможность деформации или механического повреждения инструмента. Модели с деревянным корпусом стоят значительно дороже.

Материал тапы также имеет немалое значение. Фанера, цельная древесина, пластмасса или любой другой синтетический материал – выбор у музыкантов многообразен. Лучше не экономить и выбрать наилучший вариант, например модель с тапой, произведенной из высококачественной древесины. Именно от нее будет зависеть чистота звучания инструмента

Электронная начинка

Этот критерий выбора зависит от личных предпочтений музыканта и особенностей использования инструмента. Некоторые любят играть без усилителей звука, другие же предпочитают использовать микрофоны на каждом выступлении.

Цена

Любителям, которые только начали увлекаться муз ыкой, лучше остановить свой выбор на недорогом кахоне. То же самое можно сказать и о тех, кто не увлечен игрой на этом музыкальном инструменте всерьез.

Если вы занимаетесь музыкой профессионально, вам следует приобрести более дорогой инструмент, который будет полностью соответствовать вашим требованиям. Дорогостоящие модели оснащены системами усиления, что значительно расширяет возможности их применения. Рассчитывая свои расходы, не забывайте и о чехле, ведь его в любом случае придется приобрести.

Помните: выбирая конкретный инструмент, нужно руководствоваться целью своей покупки. Не забывайте о том, что цена не всегда влияет на качество, а потому можно приобрести даже очень бюджетный кахон, который прослужит долгие годы.

Алексей Киселев

Вот тут есть огромное количество ссылок по теме. Я, правда, отношусь к этому с некоторым скепсисом, ибо доверяю такие дела профессионалам, но если кто захочет постругать- поклеить- милости просим. :)

Влад Руковишников

я как раз из тех, кто этот ящик для себя сам и построил)))
на этом форуме http://forum.harmonica.ru/viewtopic.php?f=7&t=12. и обсуждали. как и что и почем)))
что же касается профессионального изготовления)) то по сути - инструмент этнический - он же ящик для фруктов)), а он и в африке и в южной америке)) ящик и сеть)))
конечно звук у каждого свой)) уникальный и неповторимый))
что касается фирм производителей кахонов - то в и-нете сколько пользователей столько и мнений об этой продукции, как превосходных, так и резко отрицательных)
судя по записям мне очень понравились разработки фирмы "meinl" они запустили целую линейку разных кахонов и кахончиков)) на любой вкус и даже цвет))
и самое главное КАХОН- КЛАССНЫЙ ЯЩИК. )

Алексей Киселев

Ящик, он конечно ящик, но когда идет игра в ансамбле, то все же стоит обратить внимание на звучание и , внезапно, на удобство игры.

Влад, а покажи фотки своего творения?
Прикольное видео)

Влад Руковишников

фото вот здесь)) http://vkontakte.ru/photo19674480_140871766
с удобством игры вообще отдельный вопрос)) .
мне наверное как и всем, кто играл до этого на бонгах, конгах, дарбуке, и прочей перкусии)) очень неудобно было в начале играть именно руками.
угол движения плеча и кисти руки совсем другие, работают другие группы мышц)) плюс - постоянно отбитые большие пальцы на обеих руках - по привычке, как на бонгах, бил сильно и менно пальцами (суставом), а кахон - он потверже кожи будет)).
по поводу подструнников, что под тапой, после "полигонных" испытаний натягивал дополнительно несколько струн от подструнника малого барабана - кахон стал гораздо отзывчивее.
хотя Алекс Акуния в своих видео-школах показывает, как играть на кахонах вообще без струн(звук гораздо более похож на конги)

Влад Руковишников

по поводу игры в ансамбле - если играют только акустику, то проблем нет вообще, звук к гитаре, губной гармошке, живым клавишам - подходит как родной, если инструменты слегка подзвучены, можно смело брать в руки оркестровые колотушки - и о чудо - зал площадью 50-100кв/м слышит тебя прекрасно)), надо только предварительно покрутить кахон вокруг оси и подвигаться с ним по сцене в разных местах звук идет по разному зависит от акустики помещения)

если играем электричество, то в идеале подзвучиваем кахон двумя микрофонами, долго синхронизируем их по частотам и тогда. --- как повезет(все зависит от аппарата, звукооператора, помещения, боковых ветров и грунтовых вод. )
Кахон он сам по себе больше тяготеет к акустическому звучанию)),
да и если композиции играются в очень быстром темпе, то колотушки просто необходимы, руками(пальцами дробь к примеру) такую скорость с нужной громкостью не простучать))

Алексей Киселев

> да и если композиции играются в очень быстром темпе, то колотшки просто необходимы, руками(пальцами дробь к примеру) такую скорость с нужной громкостью не простучать))

Простучать. Зависит от инструмента.

Влад Руковишников

если нужна именно дробь, а не похожую на неё имитацию-дребезжание)) которое позволяет получить подструнник, то придется взять все-таки палочки либо колотушки))
можно попытаться использовать дробь, которая извлекается четырьмя пальцами каждой руки)) - тогда пожалуй и получиться, - это если играем "чистую акустику"
но главный вопрос где найти такую классную подзвучку на концерт и к ней классного звукооператора, которые смогут обеспечить четкое звучание с нужной громкостью)) ((( во всяком случае у меня с этим всегда проблеммммка(

Алексей Киселев

Не-не-не. Именно кистями рук. Самое главное, это поймать *отскок* как при использовании палочек на барабане. Если нужен не звук подструнника, можно юзать и боковые стенки. :)

На концертах хорошо использовать инструменталдьные микрофоны с линейной АЧХ и чуть прибираю басы на пульте, чтобы убрать гул. Вот и вся подзвучка.

Гораздо более интересная работа по настройке самого инструмента - натяжение струн и демпфирование басов. Если инструмент хорошо настроен, то с подзвучкой проблем, как правило, нет.

Николай Ксенофонтов

Привет всем, меня зовут Николай Ксенофонтов, на кахоне играю около 15 лет, сам же их и делаю. если нужна консультация , обращайтесь.

Влад Руковишников

Николай Ксенофонтов 3 дек 2009 в 20:29
Привет всем, меня зовут Николай Ксенофонтов, на кахоне играю около 15 лет, сам же их и делаю. если нужна консультация , обращайтесь.

Привет)) если не "военная тайна"))) какую фанеру используете)), что используете для изготовления тапы? какие струны? и как их натягиваете? по какой схеме? какой лак для покрытия? какие шурупы?
жутко интересно)))
Заранее спасибо за ответ)) с уважением Влад))

Читайте также: