Кафедра для архиерея размеры своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 06.08.2024

Литургический справочник русской зарубежной церкви

Литургия Преждеосвященных Даров – это, по сути, священническое богослужение, предназначенное для того чтобы совершаться в будние дни в простоте и в соответствии с другими постными службами, которые также упрощены по структуре и характеру в соответствии с духом великопостного периода. Следует помнить, что это богослужение фактически не является литургией (ибо здесь не совершается освящение Святых Даров), а представляет собой вечерню с включенными элементами Божественной литургии, чтобы обеспечить подобающим образом подготовку общины к принятию Святых Даров.

По этой причине, когда архиерей совершает Преждеосвященную Литургию, наиболее уместно, чтобы он делал это просто, сохраняя особый статус этого богослужения – за исключением определенных значимых поводов, которые могут случиться во время Великого Поста, когда иерарх сослужит с несколькими клириками. (Например, чтобы отметить знаменательное событие в жизни прихода, выпавшее во время Великого поста в будний день или во время постового пастырского говения (собрания или исповеди), когда происходит сослужение многих священнослужителей).

Таким образом, есть два способа архиерейского совершения литургии Преждеосвященных Даров:

Это наиболее распространенный способ, с помощью которого иерархи нашей епархии совершают Преждеосвященную литургию по обычным средам и пятницам Великого поста.

При таком служении архиерей (который может быть облачен либо в свое обычное облачение, либо лишь в фелонь с малым омофором – в любом случае он сохраняет малый омофор на протяжении всей службы, не снимая и не заменяя его). В основном он служит в соответствии с предписаниями священнического совершения литургии Преждеосвященных Даров: он начинает в алтаре; Царские врата открываются и закрываются в назначенное время; и т. д.

К специфическим особенностям данного чинопоследования относятся следующие моменты:

В остальном служение соответствует стандартному уставу священнического чинопоследования, где архиерей исполняет функцию предстоящего священнослужителя.

Полное архиерейское последование:

В случаях необходимости более торжественного служения Литургии Преждеосвященных Даров можно использовать полное архиерейское последование, которое объединяет больше элементов из вечерни и Божественной литургии, совершаемых архиерейским чином.

Это статья из нашего литургического справочника. Пожалуйста, смотрите полное содержание для комментариев к более чем 100 дополнительным литургическим вопросам.

Ирина Колибаба

Кто что знает по этому вопросу, поделитесь пожалуйста опытом)

Буду оочень благодарна)

Катерина Фоменко

Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров.

Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. — Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: "Тон дэспотин. ") сказано: "И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу."
После часов Архиерей выходит на уготованное место, для облачения. За Архиереем следуют все служащие. Облачение Архиерея совершается так же, как и перед литургией св. Иоанна Златоуста. Но протодиакон над каждой одеждой говорит только: "Господу помолимся," ничего другого к этому не добавляя. После облачения в Чиновнике указывается совершение Архиерем осенения дикирием и трикирием и отхождения жезлоносца и примикирия(свещеносца) к царским вратам (обо всем этом говорится совершенно в тех же выражениях, как в чине литургии св. Иоанна Златоуста); непосредственно после этого в Чиновнике читаем: " Так же приходят протодиакон со диаконы ко Архиерею, целуют его десницу, и отошедше поклоняются. Также старший священник поклоняется Архиерею и идет в алтарь южною дверью". Далее после: "Благословенно царство," — "Аминь" указывается произносить Архиерею. При чтении 103 псалма царские врата закрываются. Они открываются во время всех ектений, а после возгласов, произносимых в алтаре, снова закрываются.
В остальном литургия Преждеосвященных Даров совершается обычным порядком, причем ектении и возгласы произносятся сослужащими и диаконами в порядке старшинства, как и на литургии св. Иоанна Златоуста. Когда поют: "Хвалите Господа вси языцы," приходят продотиакон с диаконами, и кланяются Архиерею. После этого следуют те же действия и так же совершается, "егда поется последний стих," вход с Евангелием, как и на литургии св. Иоанна Златоуста (Малый вход); причем о порядке выхода из алтаря говорится: "предходит чтец с жезлом, и примикирий с лампадою, воследующе диакони держаще тремя персты орари, инии же диакони с кадильницами, иподикони предходят…" и так далее. Вместо: "Приидите поклонимся," поется: "Свете тихий"; и когда споют: "видевше свет вечерний. "- тогда благоговейно преклоняют главы Архиерей и прочие, допевая эту молитву.
По совершении Архиереем каждения, учинённый чтец выходит на середину церкви перед амвоном, творит поклон, держа книгу закрытой. Протодиакон становится в царских вратах, обратясь лицом к чтецу и показуя к нему орарий, говорит: "Вонмем." Архиерей: "Мир всем." Чтец: "И духови твоему." Протодиакон: "Премудрость." Чтец: "Прокимен псалом Давидов." И возглашает прокимен данного дня, на глас. Также протодиакон: "Премудрость." Чтец — надписание Бытия. Протодиакон: "Вонмем." Царкие врата закрываются. И после прочтения паремии из книги Бытия, царские врата открываются и возглашается второй прокимен.. После этого протодиакон возглашает: "Повелите." Архиерей берет обеими руками кадильницу и трикирий, становится перед престолом обратившись к востоку, и назнаменуя крест, говорит: "Премудрость прости." Затем обратившись на запад, к народу, говорит: "Свет Христов просвещает всех." В это время все стоят на коленях, преклонив свои лица к полу. Архиерей отдает кадильницу и трикирий, царские врата закрываются. Чтец: "Притчей чтение." Протодиакон: "Вонмем." И читается следующая паремия. По исполнении ее, Архиерей говорит: "Мир ти." Чтец: "И духови твоему." Протодиакон: "Премудрость." Далее певцы, 1-й лик попеременно со 2-м поют обычно: "Да исправится."
По исполнении ("Да исправится") творим три поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И если праздник

Ирина Колибаба

Катерина Фоменко

то чтец говорит положенный прокимен.Архиерей идет на горнее место и отдает омофорий. Далее совершается чтение Апостола и Евангелия, как и на литургии св. Иоанна Златоуста.
Возгласы по молитве оглашенных произносятся сослужащими тоже по порядку старшинства. Возглас: "По дару Христа. " произносит Архиерей. Затем Архиерей приходит (по троекратном прочтении: "Ныне силы небесные") и поклонившись трижды ко св. предложению, говорит: "Боже очисти мя грешного," отдает митру, и отдает кадильницу протодиакону. Протодиакон сотворяет метание. Затем Архиерей взяв обеими руками воздух полагает его на рамо. Когда протодиакон отходит, первый архимадрит или другой предстоятель из священников подходит к Архиерею, и кланяется ему. Архиерей взяв обеими руками дискос, и целуя его, полагает его на главу архимандрита, ничего при этом не говоря. А архимандрит целует руку Архиерея, поддерживаемую диаконами. Затем приходит другой архимандрит, или иегумен, или протопресвитер, или иерей, и поклонившись, принимает от Архиерея св. Потир, целует его и затем руку Архиерею. Прочие же несут крест, лжицу, копие, губу, и пр., что из священных сосудов и целуют руку Архиерею. Архимандрит выходит северною дверью, за ним следуют два диакона несущие рипиды выше над св. дискосом и веющие ими. Потом следует другой архимандрит со св. потиром, без рипид. Прочие же диаконы выходят с митрой и омофором. Протодиакон выходит за диаконами с кадильницами. Вне же перед северной дверью ожидают два подсвечника, которые и несутся впереди. Также выходят: жезлоносец с пастырским жезлом и примикирий (свещеносец) с зажженой лампадой перед всеми идущими. Протодиакон и архимандриты шествуя ничего не говорят. И выходит чтец. (И выходит чтец неся жезл, и примикирий с лампадою пред царские врата, и Архиерею поклоняются: и становятся по обе стороны царских врат. Также приходят диаконы несящие митру и Архиерей целует ее, и входят в алтарь левой дверью. Другие же диаконы — с омофором , и Архиерей целует омофор и входят в алтарь правой дверью). Протодиакон обратившись к Архиерею, кадит Архиерея. Архиерей становится перед царскими вратами и взяв кадило кадит св. Тайны трижды, со страхом и благоговением, и поклонившись, принимает дискос от главы архимандрита и целует его, и показывает его народу, ничего не говоря. Затем войдя в алтарь, молча, поставляет его на престоле. Второй священник с Потиром входит в алтарь тоже ничего не говоря. И Архиерей поставляет его на престоле по обычаю. Прочие священнослужители входят в алтарь ничего не говоря. Архиерей с места, того же,где стоит, благословляет их рукой, и берет покровы от дискоса, и от Потира, и полагает их на краю престола по обычаю. Берёт воздух с плеча протодиакона надносит на кадильницу и со благоуханием молча покрывает дискос и Потир: и взяв кадильницу кадит только Святая, сразу же отдает кадильницу, никого другого не кадя. Потом возглашает молитву св. Ефрема Сирина с поклонами. Когда Архиерей оденет на себя митру бывает по обычаю осенение.
Диакон выйдя из алтаря, и став на обычном месте, возглашает ектению: "Исполним вечернюю молитву," и прочие. Архиерей молится: "Иже неизреченных. " По молитве го диакон говорит: "Заступи, спаси, помилуй," " Вечера сего совершена, свята" и прочие. По ектении же Архиерей возглашает: "И сподоби нас Владыко." Народ: "Отче наш" (и т. д. — см. Арх. Богосл.). Архиерей же на покрытые Божественные Дары, вложив руку касается Животворящего хлеба, со благоговением и страхом. Диакон препоясавшись орарием крестовидно и, преклонив главу, говорит: "Вонмем" (царские врата закрываются). Архиерей возглашает: "Преждеосвященная Святая Святым." Певчие: "Един Свят." Архиерей же снимает св. воздух. Затем входит диакон в св. алтарь. Протодиакон же становится около Архиерея и говорит: "Раздроби владыко св. Агнец." Архиерей раздробляет со большим вниманием Агнец на четыре части, говоря: "Раздробляется. " И влагает частицу в Потир, ничего не говоря. А протодиакон вливает теплоту

Катерина Фоменко

в Потир, ничего не говоря. Затем Архиерей творит прощение со сослужителями. Взяв одну частицу Святых Таин в правую руку , и преклонив главу, молится по обычаю: "Верую Господи. " Также: "Вечери Твоея тайныя. " "Да не в суд. " Затем подходит к св. дискосу и причащается Св. Тела и Крови Господни со умилением и благоговением, говоря: "Честное и Всесвятое и Пречистое Тело и Кровь Господа. " Потом взяв губу, отирает руку, говоря: "Слава Тебе Боже"(трижды). И поцеловав губу кладёт её на место. Взяв св. Потир обеими руками, с покровцем, пьёт из него, ничего не говоря. Затем отирает уста и св. Потир покровцем, который держит в руках, и ставит его на св. трапезу. Затем Архиерей возлагает на себя митру. Протодиакон же призывает одного из архимандритов, глаголя: "Приступите." И затем подходит один архимандрит с левой стороны Архиерея, приклонив главу, и сложив ладони крестовидно (правая ладонь сверху) и говорит: "Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему, и преподаждь ми Преосвященнейший Владыко, Честное, и Всесвятое, и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа." Архиерей же взяв правой рукой, тремя пальцами частицу Честного Тела и Крови Христовы, полагает в руки приходящего архимандрита или иерея, говоря: " Преподается тебе. Честное и Пречистое и Безсмертное Тело и Кровь Господа. " Причащать диаконов и преподавать им Честное Тело и Кровь Христовы должен архимадрит. От св. же Потира подает сам Архиерей архимандритам, игуменам, протопресвитерам и иереем, ничего при этом не говоря. Диаконом же от Потира подаёт архимандрит, которому повелит Архиерей ничего при этом не говоря.. По причащении Архиерей приняв анафору, умывает руки и уста, становится около св. престола и говорит молитву благодарения: "Благодарим Тя Спаса. " Диакон (которому будет указанно потреблять Св.Дары) в этот момент из Чаши не пьёт, а по заамвонной молитве, и по потреблении оставшихся частиц св. Таин. Протодиакон же взяв св. дискос, поднимает его над св. Потиром, и отирает губою с великим вниманием, влагая Св. Тайны внутрь св. Потира, и поцеловав св. дискос, полагает около св. Потира. Затем взяв и покровец, покрывает св. Потир. На св. же дискос полагает звездицу и покровцы, и воздух, ничего не говоря и поклоняется трижды. И открываются царские врата. И взяв Архиерей св. Потир, и поцеловав его, отдает его протодиакону. Протодиакон приняв его обоими руками, целует руку Архиерею и выходит через царские врата, вознеся св. Потир и говорит: " Со страхом Божиим. " Певчие же поют: " Благословлю Господа. " Затем Архиерей выходит из царских врат, благословляет народ трикирием и дикирием. Говорит велегласно: "Спаси Боже люди Твоя. " Певцы: "Ис полла эти деспота" медленно и со сладкопением. И обращается опять ко Св. Трапезе, осеняет сослужащих, и отдает трикирий и дикирий. Потом берёт Св. Потир из рук протодиакона и поставляет его на Св. Трапезе, приняв кадильницу кадит только Святая (трижды) и сразу же отдает кадильницу, никого же кадя. Затем Архиерей принимает св. дискос и возлагает его на главу протодиакона. Протодиакон же, принимая его обоими руками, отходит в предложение, ничего не говоря, и ставит его там. Архиерей же приняв Святой Потир и поцеловав отдает его первому архимандриту или игумену, произнося тихо: "Благословен Бог наш." Архимандрит же принимая его обоими руками и поцеловав его и руку Архиерею обращается к царским вратам, лицом к народу, и говорит велегласно: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков." Отходит ко св. предложению, поддерживаемый двумя диаконами, и ставит его там. Певчие: "Аминь" " Да исполнятся уста. " Затем протодиакон выходит северными дверями, и остановившись на обычном месте, говорит: "Прости, приимше. " Архиерей творя крест Евангелием над антиминсом, возглашает: "Яко Ты еси освящение. " Певчие: "Аминь." Архиерей: "С миром изыдем." Певчие: "О имени Господни." Протодиакон: "Господу

Катерина Фоменко

помолимся." Певчие: "Господи помилуй." Выходит иерей, становится на обычном месте и говорит заамвонную молитву: "Владыко Вседержителю. " Архиерей же говорит конечную молитву: "Господи Боже наш. " И прочее по чину, как написано на литургии св. Иоанна Златоуста. Затем произносится отпуст: "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере," и прочие по дню, поминая святого этого дня (имя рек). ". И иже во св. отца нашего Григория Двоеслова, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благий и человеколюбец." Этот отпуст читается до страстной седмицы: в страстную седимицу говорится особый отпуст.

В России епископы назначались на кафедру избранием Освященного Собора под председательством митрополита, а затем патриарха. Таким же образом совершалось перемещение епископов с одной кафедры на другую или увольнение с кафедры. В синодальную эпоху избрание епископа, его перемещение или увольнение производил Святейший Синод, а на заключительном этапе - император, издававший соответствующий указ.

Этот порядок избрания епископов по обстоятельствам времени фактически не действовал. Епископы избирались, назначались на кафедры, перемещались и увольнялись властью Свящ. Синода, затем Временного патриаршего Синода, либо даже за отсутствием Синода группой приглашенных на заседание Предстоятелем Церкви архиереев под председательством патриарха, патриаршего местоблюстителя или заместителя местоблюстителя. В исключительных случаях увольнения совершались единоличной властью Предстоятеля Русской Церкви.

Лит.: Никодим [Милаш], еп. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 359-381; он же. Правила. Т. 1; Суворов. Право. С. 236-241; Павлов А. С. Курс церковного права. [Серг. П.], 1902. С. 234-241; Leclercq H. Chaire épiscopale // DACL. 1913. T. 3. Pt. 1. Col. 19-75; Троицкий С. В. О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины: каноническая норма // Церк. вед. Сремски Карловци, 1926. № 14/15; 16/17; 18/19; Cecchelli C. Cattedra // EC. 1949. T. 3. Col. 1166-1172; Maccarrone M. Lo sviluppo dell'idea dell'episcopato nel II sec. e la formazione del simbolo della cattedra episcopale // Problemi di storia della Chiesa: La Chiesa antica - sеc. II-IV. Mil., 1970. P. 85-206; La cattedra episcopale / A cura di E. Miragoli. Lodi, 1988; Poscharsky P. Kanzel // TRE. 1988. Bd. 17. S. 599-604; Appuhn H. Kathedra // LexMA. 1999. Bd. 5. Sp. 1074-1075; Цыпин. Церковное право. С. 504-535.

На стоящую слева от Престола кафедру садится архиерей, а два иподьякона ведут к нему рукополагаемого из центра храма следующим образом: кандидат находится между ними; каждый из них держит одной рукой его руку, а свободной рукой приклоняют ему шею.

Затем протодьякон трижды обводит рукополагаемого вокруг Престола; ставленник же каждый раз целует все четыре угла Престола. Участвующие в Таинстве совершают следующие действия.

Затем рукоположенный первым из служивших при совершении Таинства дьяконов приобщается Святых Христовых Таин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись)

1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись) 1:1—3 Господь повелевает Моисею исчислить всех сынов Израилевых. Первые слова Книги И сказал Господь показывают: слово Божье направляло все, что делалось в

Порядок совершения таинства исповеди.

Порядок совершения молебна во время губительной болезни скота.

Порядок совершения молебна во время губительной болезни скота. За несколько дней до совершения молебна, священник предлагает имеющим больной скот исповедать все свои грехи, по возможности давать милостыню нищим и один день накануне совершения молебна провести в

Глава 7 Порядок совершения намаза

Глава 7 Порядок совершения намаза 264-265.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мечеть, после чего туда вошел некий мужчина. Он совершил намаз, а затем подошел и поздоровался с

Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку

Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку 727.Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить

Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения

Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый

Чинопоследование священнической хиротонии

Чинопоследование священнической хиротонии Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в

Порядок совершения (чинопоследование)

Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый

Условия действительности хиротонии

Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о

Чинопоследование священнической хиротонии

Чинопоследование священнической хиротонии Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в

Схема чина хиротонии во священника

Схема чина епископской хиротонии

Схема чина епископской хиротонии Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский

1

По мере расширения Церкви стали образовываться приходы, и потребовалось большее количество епископов. Все дела вверенных им областей епископы решали с помощью совета пресвитеров, то есть священников. Таким образом, высшая власть в Церкви поручена епископам самими апостолами. Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении.

2

1. Облачение. После того, как архиерея встретили в притворе, его с особой торжественностью облачают в центре храма. На каждый предмет облачения возглашают стихи.

Важнейший элемент архиерейского облачения — саккос (от греч. saccos — шерстяная материя), верхняя богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою саккос представляет собой туникообразное одеяние, обычно не сшитое по бокам, с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В Русской Православной Церкви саккос известен с начала XV в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. В XVIII в. он сделался общей одеждой всех епископов Саккос — символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя, он напоминает о той червленой ризе, в которую облечен был Христос (Иоан. XIX , 2, 5). Архиерей, облачаясь в саккос, должен вспоминать унижение и смирение Иисуса Христа.

3

2. Орлецы. Непременный атрибут архиерейской службы — орлецы на полу храма. Они появились в Византии в Х III столетии. Эта почетная награда Константинопольскому Патриарху от императора имела определенный духовный смысл: изображение города и парящего над ним орла указывает на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле. Орел — символ высшей горней твари, ангельских чинов.

4

3. Дикирий и трикирий. В конце облачения епископ берет дикирий (подсвечник с двумя свечами) и трикирий (подсвечник с тремя свечами) и благословляет (осеняет) духовенство и народ на четыре стороны свечами. Две свечи дикирия символизируют Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах — божественном и человеческом. Три свечи трикирия означают несозданный Свет Пресвятой Троицы. Благословение народа дикирием и трикирием совершается на литургии неоднократно. Оно сообщает верующим особую благодать и свидетельствует о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения.

5

4. Омовение рук. Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.

6

Раньше в России сооружение возвышений в центре храма (до метра высотой) было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением. С него читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. Сейчас кафедру устанавливают только при архиерейском богослужении. Стационарный архиерейский амвон есть только в тех храмах, где архиерей служит постоянно. На нем он стоит, когда находится не в алтаре, а в храме, с него читается Евангелие.

7

8

9

Малый омофор — широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами, спереди она сшита или закреплена пуговицами.

Архиерейский омофор символически обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без него архиерей служить не может. Кроме того, омофор напоминает о том, что архипастырь, подобно евангельскому Доброму Пастырю, несущему на плечах потерянную овцу, должен заботиться о каждом заблудшем человеке.

10

Читайте также: