Химические фокусы своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Для тех, кто учился в школе в 90-е и раньше, простой опыт с лакмусовой бумагой (которая меняет цвет, если ее опустить в кислоту или щелочь) казался волшебством. Современные дети уже до школы видели научных чудес больше, чем их родители за всю жизнь. Тем не менее проводить эксперименты самостоятельно нравится всем. Еще лучше получать научное объяснение явления, которое видишь. Для некоторых из них достаточно простых ингредиентов, которые найдутся в каждом доме.

1. Потребности растения

Что понадобится: 4 баночки, фасоль, предварительно замоченная на 24 часа, этикетки, вата, непрозрачная емкость, вода.

Что делать:

В каждую кладем по 3 фасолины, накрываем ватой.

Добавляем немного воды во все, кроме той, естественно, что без воды.

Ждем, заглядываем каждый день, обновляем воду, просим детей наблюдать и замечать, что меняется.

Что должно получиться: естественно, прорасти должна та фасоль, которая была в тепле, с водой и светом. Еще может дать росток та, что была без света. Но эти ростки будут белые и слабые, скорее всего, в итоге отпадут. У нас в отсутствие света и, видимо, без достаточной циркуляции воздуха эти бобы просто начали портиться. Самым интересным было дать детям возможность понаблюдать за изменениями, а потом посадить в землю те из них, что проросли. В идеале — попросить детей записать то, что они наблюдали во время опыта.

Сколько времени займет: от 3 дней, чтобы увидеть, как фасолинки повели себя при разных условиях.

2. Как растения пьют воду

Что понадобится: китайский салат и / или капуста, стаканчики, пищевые красители, вода.

Что делать:

Развести красители в воде.

Поставить в каждый стакан лист салата.

Наблюдать за волшебством.

Что должно получиться: листы начнут пить воду и изменят цвет. Мы сначала проводили этот эксперимент, используя вместо пищевых красителей гуашь. С гуашью ничего не получилось. Листы завяли, но сохранили свой природный цвет. Зато если проводить опыт с пищевыми красителями, то по завершении его можно не только объяснить ребенку, как растение пьет воду, но и сделать необычный разноцветный и вполне съедобный салат.

Сколько времени займет: 3 часа, но уже через несколько минут можно увидеть, как цвет растений начнет меняться.

3. Фараонова змея

Что понадобится: просеянный песок, сода, сахарная пудра, спирт, спички.

Что делать: эксперимент нужно проводить на поверхности, которая не боится огня. Мы взяли обычный противень. Поскольку в опыте есть открытый огонь, обязательно делать его вместе с родителями.

Делаем небольшую горку из песка.

Поливаем ее спиртом (удобно использовать шприц), сверху делаем небольшое углубление, как у вулкана.

Тщательно смешиваем 1 ч. л. сахарной пудры и 1/4 ч. л. соды.

Поджигаем спирт и наблюдаем.

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: фараонова змея — это название опытов, в которых реактивы увеличиваются во много раз и становятся похожи на змею. Есть много веществ, которые для этого можно использовать в специальных лабораториях, но для дома лучшей альтернативой будут таблетки глюконата кальция, которые можно купить в любой аптеке.

4. Лава-лампа

Что понадобится: растительное масло, сода (напомните ребенку, что в химии она называется гидрокарбонатом натрия), лимонная кислота, пищевой краситель, вода.

Что делать:

  • Наливаем масло в прозрачную емкость.
  • В отдельном стакане тщательно смешиваем 1 ст. л. соды с 1 ст. л. лимонной кислоты.
  • Высыпаем смесь в емкость с маслом.
  • Отдельно добавляем немного красителя в воду.
  • Выливаем окрашенную воду в банку.
  • Емкость должна оставаться открытой.

Что должно получиться: благодаря воде начнется реакция между содой и лимонной кислотой, в результате которой появляется углекислый газ. Газ образует пузырьки, которые поднимают окрашенную воду наверх. После того как они попадают в воздух, вода снова опускается вниз, потому что она тяжелее масла. Можно обратить внимание, что в масле сода и лимонная кислота не вступают в реакцию, потому что не растворяются в нем. Если захочется сделать меньше краски и пузырьков, воды надо брать, соответственно, меньше.

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: вместо лимонной кислоты можно взять уксус. Тогда порядок действий будет такой:

Химической сути фокусов (а она не так уж сложна) раскрывать не будем. Отыщите ее самостоятельно, и тогда вы не просто развлечете зрителей, но и пополните свои знания.

Количественные соотношения надо соблюдать, но не очень строго. Чтобы вам каждый раз не взвешивать реактивы, сделайте из дерева мерные ложечки, вмещающие около 10 мг сухого реактива. Можно воспользоваться и пластмассовыми ложечками, которые прикладывают к некоторым порошкообразным лекарствам. Каждый раз мы будем пояснять, сколько таких мерок надо взять.

Теперь фокус чуть посложнее — вода в нем будет превращаться не только в молоко, но и в чернила. Для фокуса понадобятся три стакана. В один насыпьте две ложечки хлорида бария (или стронция), в другой — одну ложечку танина. Влейте в оба стакана по половине чайной ложки воды. Порошки на дне после размешивания растворятся, а воды так мало, что издалека стаканы будут казаться зрителям пустыми.

Следующий фокус ничуть не труднее. В пробирке с водой растворите две ложечки хлорида кобальта (его раствором вы делали невидимые надписи). Белый хлопчатобумажный платок намочите в этом растворе и высушите его. Платок станет голубым.

Фокус заключается в том, что вы показываете зрителям голубой платок, а потом комкаете его и сжимаете в руке. Если вы несколько раз сильно дунете на платок, то он увлажнится и вновь станет белым. Разожмите кулак и покажите белый платок зрителям. Его, кстати, можно использовать еще несколько раз: после просушки платок вновь поголубеет.

Еще один традиционный фокус — как без огня зажечь свечу. Наверное, вы знаете принцип этого фокуса, но очень многое зависит от его оформления.

Волшебной палочкой вам будет служить обычная стеклянная палочка, на конец которой вы наберете совсем немного кашицы из перманганата калия и серной кислоты. Предупреждение: смесь готовить в очень малом количестве, необходимом только для одного опыта! Не трогать смесь руками!

Как обставить этот опыт, вы и сами, наверное, сообразите (не забудьте про пассы и заклинания). А затем коснитесь палочкой фитиля — и на конце его сразу вспыхнет пламя.

Опыты-фокусы с изменением цвета выглядят очень своеобразно, когда пользуются не просто водными, а загущенными растворами. Загустителем может быть силикат натрия, водный раствор которого называют жидким стеклом. Вполне подойдет для фокуса и разбавленный водой вдвое конторский силикатный клей.

Налейте в стакан немного раствора хлорида кальция и добавьте одну-две капли фенолфталеина. В другой стакан введите раствор силиката натрия. Как только вы выльете в него первый раствор и взболтаете смесь, она, само собой разумеется, станет красной, и что еще более любопытно, густой, будто фруктовое желе.

Приготовьте несколько чистых стаканов. Вообще-то достаточно трех, но для того, чтобы создать у зрителей впечатление, будто превращения очень сложны, возьмите пять или шесть стаканов. В один стакан насыпьте четыре ложечки гидросульфата калия или капните несколько капель уксусной кислоты и пометьте для себя (но так, чтобы не было заметно зрителям) этот стакан, чтобы его можно было сразу отличить от остальных. В другой стакан насыпьте ложечку кальцинированной соды, в третий — несколько капель раствора фенолфталеина. Сухие реактивы залейте чалым количеством воды и размешайте до растворения. Теперь можно показывать фокус.

Прежде всего убедите зрителей, будто в банке простая вода; а поскольку так оно и есть, то можно в доказательство отпить из банки несколько глотков. А затем все стаканы наполните водой из банки. Не произойдет ровным счетом ничего. Перелейте всю воду обратно в банку из всех стаканов, кроме одного, с гидросульфатом натрия (или с кислотой). Жидкость в банке станет краской, словно кровь, и зрители убедятся в этом, как только вы выльете ее обратно в стаканы.

Опыт нехитрый, но достаточно эффектный, если, разумеется, не забыть про заклинания.

Киреева Надежда Григорьевна

На сцене на столе стоят стакан с блюдцем. Фокусник берет блюдце и накрывает стакан. Отойдя на несколько шагов, закуривает и объявляет зрителям, что может на расстоянии наполнить стакан дымом. Сделав две-три затяжки, он впускает несколько клубов в сторону стола, и в стакане появляется дым.

Секрет фокуса.
Манипулируя стаканом и блюдцем, нужно незаметно от зрителей пустить в стакан две-три капли соляной кислоты, а дно блюдечка смочить нашатырным спиртом. Когда вы накрываете стакан блюдцем, начинается химическая реакция, сопровождающаяся выделением белых паров, похожих на табачный дым. Перед демонстрацией фокуса нужно потренироваться и определить время, реакции, чтобы закурить к моменту её начала.

Внешний эффект.
Исполнитель показывает зрителям совершенно пустой прозрачный стакан. Затем он берет с иллюзионного стола кувшин с водой и наливает в стакан воду. Вот тут-то и происходит чудо. Вода, наполнившая стакан, вспыхивает и горит ярким пламенем. Фокусник ставит кувшин с водой на стол, а вода в стакане, который он держит в руках, продолжает ярко гореть.

Секрет фокуса.
Данный фокус основан на взаимодействии химических составов. Реквизит его состоит из стеклянного кувшина для воды и чайного стакана. И стакан и кувшин должны быть из прозрачного стекла. Кроме того, придется раздобыть кусочек металлического калия. Понадобится и небольшой флакон эфира. Расходовать эфир придется понемногу, поэтому одного пузырька хватит на 10-15 выступлений.

Перед демонстрацией фокуса нужно прежде всего достать из банки пинцетом (он всегда будет необходим для данного фокуса) металлический калий. Его кладут на крышечку банки и лезвием отрезают от него кусочек, величиной примерно в половину рисовой крупинки. Этот кусочек калия прикрепляют к внутренней стенке стакана чуть выше середины.

Затем стакан ставят на иллюзионный стол. Кувшин наполняют водой, вливют в него две чайные ложки эфира и ставят на стол рядом со стаканом.

Эфир легче воды, поэтому он будет плавать на поверхности.

Показывая стакан зрителям, исполнитель держит его большим и указательным пальцами так, чтобы спрятать крупиночку металического калия от глаз зрителей.

Затем фокусник берет кувшин и наливает в стакан воду. Как только вода дойдет до металлического калия, эфир, соединившись с ним, воспламенится. В стакане возникает настоящий пожар, хотя исполнитель налил туда всего-навсего обыкновенную воду. Как только последняя капля эфира исчезнет, огонь погаснет. Исполнитель ставит стакан с водой на стол и заканчивает фокус.

Кусок сухого горючего (например, таблетки, содержащих уротропин) пропитайте в течение нескольких минут раствором аммиачной селитры и просушите. Эту операцию нужно повторить ещё раз. В растворе таблетки долго держать нельзя, так как они растворяются. С самими таблетками фокус может получиться плохо, поэтому лучше из таблеток вырезать кубики.

Если теперь поджечь высушенный кусочек, то нитрат аммония, разлагаясь с выделением большого количества газов, вспучит горючую смесь, превращая её в рыхлую змею. Если такую "змею" осторожно взять за голову, её легко можно закрутить в спираль.

Внешний эффект.
В руках у вас две негорящие свечи. Покажите их зрителям. После этого на мгновение соедините их вместе фитилями, произнесите "заклинание". Над ними появится дым, а вслед - и огонёк. разведите свечи в разные стороны - к удивлению зрителей, они сами собой воспламенились.

Секрет фокуса.
Как этого добиться? Две настоящие (одинаковые по размеру) свечи приготовлены заранее. Конец фитиля одной из них присыпан порошком марганцовки, другой пропитан жидким глицерином (достаточно 2 или 3 капли). пользоваться глицерином и марганцовкой нужно осторожно. Если такие фитили соединить, выдержать небольшую паузу, пока не произойдет реакция, обе свечи окажутся горящими.

Внешний эффект.
На огнеупорной подставке прикреплена обыкновенная газета. Если её аккуратно поджечь, она сгорит, но не вся. На подставке останется чёткая газетная аппликация выбранного вами рисунка (например, луна или цветок).

Секрет фокуса.
Как этого добиться? Нужна предварительная подготовка. Сделайте трафарет предмета, силуэт которого ярко выражен. Наложите трафарет на газету и весь объём тщательно пропитайте раствором из натуральных квасцов. они придадут газете огнеупорность.

Приколите газету к подставке. Раствора после высыхания не видно. Кнопку воткните в верхнюю часть силуэта. Поднесите снизу горящую спичку - газета сгорит, а пропитанный силуэт останется целым.

Внешний эффект.
На сцене появляется исполнитель. Он идёт, покуривая, с газетой в руках; внимательно просмотрев газету, подходит к подставке и подвешивает газету к ней. Затем делает пару затяжек и в нескольких местах прикасается горящей папиросой к газетному листу. Потом он отходит от газеты к иллюзионному столу, приготавливая реквизит к очередному фокусу. В зрительном зале возникает оживление: огонёк, зажженный папиросой, начал скользить по газетному листу, отчётливо выводя буквы, которые через некоторое время образовали целую фразу: "У нас не курят!". Затем появился и портрет курильщика с папиросой во рту.

В зале раздаются смех и возгласы удивления. Как же всё-таки возник на газете рисунок от простого прикосновения папиросы?

Газета, папироса и подставка - вот на первый взгляд и весь реквизит для данного фокуса. Но главное в нем принадлежит химии. Понадобится раствор калиевой селитры (азотнокислотного калия) из расчета 0,5 чайной ложки на 1 столовую ложку теплой воды. Чем крепче раствор, тем быстрее будет скользить огонек по газете. Буквы наносят на газетный лист кистью или специальным пером. Фраза должна составлять непрерывную линию, чтобы огонек не останавливался, скользя по написанному. Поэтому шрифт должен быть соответствующим образом продуман. Портрет следует рисовать с учётом этих же особенностей.

Прежед чем нанести состав на газету, надо тщательно проверить возможность скольжения огня по буквам. Нанеся текст на бумагу, надо сразу же отметить точки, к которым должна прикоснуться горящая папироса, так как при высыхании состава на газете не сохранится никакого следа от написанного.

Если фокус демонстрируют в небольшом помещении, то после окончания его комнату следует обязательно проветрить, так как селитра при сгорании выделяет неприятный запах. В большом помещении это не заметно.

Данный фокус можно сделать очень злободневным. В праздничные дни исполнитель пишет слова поздравления, начиная с небольших фраз. Можно нанести на газету сатирические рисунки, высмеивая тунеядцев, хапуг, бюрократов. Словом, содержание номера целиком зависит от исполнителя.

Внешний эффект.
Исполнитель показывает зрителям шесть тюльпанов: три красных и три синих. Отодвигает на расстояние 10 шагов друг от друга два стула и на каждый ставит по стакану. Затем дает красные тюльпаны одному из зрителей, а синие - другому и просит их хорошенько запомнить цвета. После того, как все это проделано, он ставит красные тюльпаны в один стакан, а синие - в другой. Оба стакана покрывает яркими шелковыми платками и поручает зрителям-помощникам их охранять. А теперь несколько минут терпения, которые можно занять разговором. "Волшебство наших тюльпанов заключается в том, - говорит фокусник, - что они сами без посторонней помощи меняют свои места, причем происходит все очень скрытно, как бы мы внимательно не следили". По прошествии времени вы просите помощника, охраняющего красные тюльпаны, снять платок и проверить - на своем ли месте то, что он сторожил. Ко всеобщему удивлению, красные тюльпаны неизвестным образом исчезли, а в стакане оказались синие. То же самое случилось и у второго зрителя: вместо синих у него в стакане стоят красные тюльпаны.

Секрет фокуса.
Из белой материи сделайте шесть искусственных тюльпанов. Приготовьте два крепких настоя, один красного лакмуса, другой - синего. Затем окрасьте каждую тройку в свой цвет. Перед выступлением налейте в один стакан немного уксусной эссенции, в другой - столько же нашатырного спирта. В стакан с уксусной эссенцией надо поставить синие, а в стакан с нашатырным спиртом - красные тюльпаны. От действия уксусных паров синие тюльпаны будут постепенно краснеть, а от паров нашатырного спирта красный цвет изменится на синий.

В бутылочку из-под вина (лучше шампанского) кладут несколько кусочков мрамора или мела, приливают разведенной соляной кислоты и закрывают пробкой (не слишком туго). В целях предосторожности бутылочку заворачивают в полотенце. Через несколько минут происходит выстрел, и пробка взлетает почти до потолка. В результате взаимодействия соляной кислоты с мрамором или мелом образуется углекислый газ, который и выталкивает пробку:

Большую толстостенную склянку емкостью в 1 л (тонкостенная может быть раздавлена) заполняют хлороводородом и плотно закрывают пробкой со стеклянной трубкой, один конец которой (внутри склянки) несколько оттянут. На другой конец надевают резиновую трубку с зажимом. Для проведения опыта переворачивают склянку вверх дном, опускают конец трубки до половины в бутыль с водой, подкрашенной синим лакмусом, и убирают зажим. В склянке образуется разреженной пространство, вода с силой врывается в сосуд и бьет из трубки фонтаном. Раствор из синего становится красным.

Афоризмы о химии

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М.Горький)

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.

Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Г. Лихтенберг)

Химик - это лицо физическое.(Георгий Александров)

Химия разума: мудрость конденсирует, а глупость растворяет.(Болеслав Вольтер)

Жизнь - прекрасная штука. Надо только научиться ей пользоваться. (В.В. Шелепов)

Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Прутков Кузьма)

Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И. Менделеев)

« Как химик, я убежден в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры, т.е. на особых фабриках и заводах. Но надобность в этом ещё далека от современности. Потому что пустой земли ещё везде много… (Д.И.Менделеев)

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Поэтому ешь в меру. (Абу-аль-Фарадж )

Нет токсичных веществ, а есть токсичные дозы. (Парацельс)

Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы,

но при этом требует грамотного, ответственного их использования.

Человек – единственное существо на Земле, которое практически всю свою пищу подвергает химической или термической обработке, а так же заботится о ее сохранности , аромате и нужной окраске.

Самая интересная часть школьной химии — лабораторные — начинается в 9-10 классах. К сожалению, к этому времени многие ученики уже успевают разочароваться в предмете, запускают его и, как следствие, не могут разобраться в элементарных понятиях.

Предупреждение: в некоторых опытах в результате химических реакций происходит процесс горения веществ. Будьте очень аккуратны! Соблюдайте технику безопасности!

Не допускайте ребенка до экспериментов одного и на всякий случай приготовьте огнетушитель.

Светящийся помидор

Теперь комнату на Хэллоуин можно будет украшать не только тыквами, но и другими овощами. А главное, что в темноте они будут светиться разными цветами.

Нам понадобится

• помидор (или другой овощ)

• шприц 3 мл с иголкой (30 рублей)

• 30% перекись водорода или раствор гидроперита (блистеры гидроперита продаются в аптеке, один блистер — около 50 рублей). Из 10 растолчённых таблеток, залитых 50 мл кипятка, получится нужный раствор.

Пропорции: белизна : сера : перекись — 2:1:1

Как проводить опыт

Ждем, пока раствор расслоится.

Набираем жидкость в шприц и обкалываем выбранный овощ.

После вводим в центр овоща перекись.

Выключаем свет и вуаля: обычный овощ стал фонариком

Предупреждение: обработанный овощ лучше не есть после эксперимента.

Чему учит опыт

Это хороший пример окислительно-восстановительной реакции — одного из главных механизмов взаимодействия веществ в химии.

Превращение воды в кровь

Продолжаем тему страшилок, которую дети очень любят. Предлагаем вам оригинальный способ сделать кровь для грима.

Этот опыт достаточно зрелищный, поэтому его можно проводить как шоу. Но сначала надо потренироваться в одиночестве.

Нам понадобится

• индикатор лакмус (купить можно в магазине для химиков или садоводов, например, здесь, 12 мл за 400 рублей): несколько капель

• кислота (уксусная или лимонная): 1 ст. л.

• загуститель: немного крахмала или муки: 1 ст. л.

Как проводить опыт

В кислой среде фенолфталеин становится красным, поэтому, если в раствор кислоты капнуть немного индикатора, то он резко изменит цвет.

Насыщенность цвета можно регулировать количеством индикатора. Но кровь — это не просто красная вода. Она еще и густая.

Поэтому предварительно смесь лучше загустить мукой.

Есть и другой вариант — дороже, но интересней.

Нам потребуются

• Хлорид железа (234 рубля/кг) — можно купить на сайте химических реактивов

• Роданид калия (326 рублей/кг)

Пропорции: хлорид : роданид — 1 : 3

Как проводить опыт

Протираем то место, где должна быть кровь, хлоридом железа, а сверху наносим роданид. Вещества реагируют и получается роданид железа.

Отличный способ объяснить ребенку, что одна из причин красного цвета крови — наличие в ее составе железа.

Чему учит опыт

Пример второго важного механизма взаимодействия — обмен. Элементы просто поменяются местами, а их форма не изменится (как было в предыдущем опыте). В итоге получим хлорид калия и роданид железа. Фишка в том, что у солей железа много разных цветов, поэтому желтые вещества станут красными.

Пенный джин

Этот эксперимент может не только порадовать ребенка, но и стать частью фокусов на детском празднике. Ведь джину так интересно загадывать желания!

Нам понадобится

• раствор перекиси водорода (несколько пузырьков из аптеки)

• пена для ванны или мыло: примерно полбутылочки

• йодистый калий (купить в аптеке, 100 таблеток по 200 мкг — стоимость 127 рублей)

Пропорции: йодистый калий : перекись — 2 : 3

Как проводить опыт

В мыльный раствор мы присыпаем йодистый калий.

Потом добавляем перекись.

Спустя уже несколько секунд начнется реакция, и пена полезет из емкости с утроенной силой.

Чему учит опыт

Тут снова происходит окислительно-восстановительная реакция.

Дело в том, что в результате реакции может измениться агрегатное состояние компонентов.

То есть в начале было твердое и жидкое, а в конце — жидкое и газ. Так и здесь: мы получим растворенную в воде и мыле щелочь, улетевшие кислород и йод. Йод даст фиолетовую окраску, а газ кислород даст пену.

Цветное пламя

Мало кто помнит, но цвет пламени зависит от того, что горит. Ведь само пламя — это продукты горения, то есть те газы, на которые разложилось исходное вещество. Что происходит, если горит дерево или природный газ, все знают. Но что будет, если загорится соль металла?

Как получить цветной огонь

1) Для желтого огня нам потребуются соли натрия. Например, поваренная соль (хлорид натрия) или пищевая сода (гидрокарбонат натрия)

2) Зеленое пламя дают соединения меди. Для этого можно взять медную проволоку (купить можно, например в Хоббимаркете: 290 рублей / 10 м)

3) Синим пламенем горит спирт. Раствор спирта тоже подойдет.

4) Красное пламя дают соли кальция, которые содержатся в накипи.

Как проводить опыт

Любое из указанных веществ кладем на ложечку и аккуратно вносим в пламя спички или свечки. Не волнуйтесь, пламя не потухнет, а только поменяет цвет.

Чему учит опыт

Что такое горение? Горение — это то же окисление. Кислород из воздуха окисляет металлы, и получаются их оксиды.

Как мы уже поняли, у разных соединений металлов — разные цвета. Поэтому мы и видим разноцветное пламя.

Фараонова змея

Это очень известный эффектный химический опыт. Он также связан с последствиями горения. Но на этот раз гореть будут органические соединения.

Нам понадобятся

• просеянный песок (горстка)

• 95% спирт или крепкий алкоголь (водка, абсент)

Пропорции: сахар : сода — 1 : 1 — столько, чтобы заполнилась ямка в песке.

Как проводить опыт

Из песка делаем горку и пропитываем ее спиртом.

На вершине горки делаем углубление, куда засыпаем смесь сахара и соды.

Поджигаем спирт и наслаждаемся эффектом.

Чему учит опыт

Этот опыт похож на предыдущие: снова окислительно-восстановительная реакция с выделением газа. Песок и сахар сгорели в сажу, которую надул углекислый газ.

Ледяные пузыри

От горячего логично перейти к холодному. Мы предлагаем вам показать ребенку процесс роста кристаллов. Обычно кристаллы из набора юного химика нужно растить несколько дней. Но есть и более быстрый способ.

Итак, надуваем мыльный пузырь и сажаем его на лед или снег. И наблюдаем процесс образования снежинок!

В итоге мыльный пузырь заледенеет и треснет.

Вулканчик

Все хорошо знают опыт с вулканчиком, который поджигают. Но мало кто знает, что вода может вызвать возгорание. В этом опыте мы это и покажем.

Секрет фокуса “Странный платок”:

Растворите две мерки хлористого кобальта в пробирке, заполненной на три четверти водой. Смочите в этом растворе небольшой белый платок (не синтетический). После того, как он хорошо пропитается раствором, выньте его и просушите. Платок приобретет красивый голубой цвет. Теперь можно показывать фокус.

Сначала покажите голубой платок аудитории. Затем скомкайте его в кулаке и в течение некоторого времени сильно продувайте его. Когда вы разожмете кулак, у вас в руках окажется белый платок. Он вновь станет голубым после высушивания.

Насыпьте в один стакан две мерки хлористого стронция, в другой— одну мерку тан -нина. Добавьте в оба стакана по чайной ложке воды и размешайте содержимое до полного растворения. В третьем стакане, наполненном водой, растворите пять мерок соли Мора (двойной сернокислой соли железа и аммония).

Довольно эффектный трюк из разряда “химические фокусы“. Обычная свеча сама собой не зажигается. Поэтому придется сделать фальшивую свечу. Стеклянную пробирку облейте снаружи стеарином. Фитиль пропустите через отверстие в МЕТАЛЛИЧЕСКОМ колпачке, который плотно закрывает пробирку. В пробирку налейте спирт, чтобы фитиль хорошо пропитался, и облейте колпачок стеарином.

Свеча, конечно, должна зажечься от прикосновения волшебной палочки. Обычную стеклянную палочку можно сделать волшебной, если на ее конец набрать немного заранее приготовленной кашицы из марганцево-кислого калия и серной кислоты (ОСТОРОЖНО! НЕ КАСАТЬСЯ РУКАМИ!).

Из раздела “Химические фокусы“.

Фокус прост. На листе белой бумаги наметьте слабыми карандашными линиями контуры и рисунок флагов: Польши (две продольные полосы) и Чехословакии (треугольник у основания и две продольные полосы). Приготовьте следующие растворы: одну мерку кислого железосинеродистого натрия в половине пробирки воды, одну мерку салицилата натрия в половине пробирки воды и, наконец, одну мерку соли Мора в половине пробирки воды.

Те участки флагов, которые должны быть синими, покройте первым раствором (кислого железосинеродистого натрия), поверхности, которые должны стать красными,— вторым раствором (салицилата натрия). Дайте бумаге хорошо просохнуть. Перед демонстрацией фокуса приколите листы к стене.
Окунув мягкую кисть или ватный тампон в раствор соли Мора, проведите ими по белой бумаге. Бесцветным раствором (можно объявить, что это вода) вы нарисуете цветные флаги.

Примечание: будте острожны когда показываете химические фокусы.

Опустите небольшую бумажку синего цвета в пустой стакан, стоящий на столе и скройте его под картонным цилиндрическим колпаком. Красную бумажку такого же размера вложите между листами небольшой записной книжки. По прошествии некоторого времени приподнимите колпак: в стакане появилась красная бумага. Откройте книжку: здесь лежит синяя.

В стакан приготовьте заранее углекислоту, от которой синяя бумажка примет красный цвет. Стакан до исполнения фокуса следует прикрыть каким-нибудь кружком, чтобы углекислота не смешивалась с воздухом.

В книжке приготовьте заранее синюю бумажку одного размера с той, которую опустите в стакан. С обеих же сторон красной бумажки, которую вкладываете при зрителях в книжку, прилепите по небольшому кусочку воска, который и приклеит бумажку к двум соседним листам при захлопывании книжки.

Это следует сделать в виду того, чтобы не открыть неловким движением книжку в том месте, где лежит эта бумажка, 7 или не выронить ее на пол, показывая заранее приготовленную.

Добыть углекислоту можно следующими способами: перемешав соду с кислотой, всыпьте смесь в глубокий стакан. Наливайте на эту смесь понемногу воды, чтобы отделение газа не было бурным. Когда шипение прекратится, наклоните этот стакан над дру гим: так как углекислота тяжелее воздуха то она пере льется в другой стакан как вода.

Чтобы не допустить воде выливаться вслед за углекислотой во второй стакан, наложите в нее несколько пропускной бумаги. Другой способ: налейте серной кислоты на толченый мел или на кусочки железа, или же – уксус на раздробленный кусок тротуарного камня.

За неимением выше описанных продуктов, можно получить углекислоту более простым способом, хотя в ней будет примесь воздуха: наполните водой бутылку и, заткнув отверстие пальцем, опустите горлом вниз в сосуд с водой. Один конец стеклянной изогнутой трубки вставьте в горло бутылки, другой же возьмите в рот и сделайте столько выдыханий, чтобы вся вода была вытеснена из бутылки. Перевернув бутыль, закупорьте ее. Если в сосуде находится углекислота, то помещенная в него горящая спичка немедленно гаснет.

Поставьте на стол две бутылки: в одной из них белое вино, во второй красное. Накройте первую бутылку белым колпаком, а вторую каким-нибудь цветным. Приподнимите через несколько времени колпаки; окажется, что под белым колпаком очутилась бутыль с красным вином, а под цветным – с белым.

Поставив обе бутылки на столе, возьмите одну из них с белым вином и, вынув из неё пробку, поднесите кому-нибудь понюхать как бы для удостоверения, что там не налита другая жидкость. На самом же деле для того, чтобы, возвращаясь к столу и закупоривая пробкой бутылку, незаметно опустить в горлышко завернутый в пропускную бумажку маленький кусочек кармина, величины около булавочной головки (чтобы окраска получилась сходная с красным вином во второй бутылке) и накройте моментально белым колпаком.

Займите зрителей другим фокусом, чтобы дать время раствориться брошенным в бутылки продуктам. Затем приподнимите колпаки; под белым оказывается красное (т.е. бывшее белое, окрашенное кармином), а под цветным белое (т.е. лимонная кислота уничтожила на вино действие фернамбука). Вместо колпаков удобнее употреблять белый и цветной платки, потому что при некоторой ловкости и находчивости может под каким-нибудь предлогом встряхнуть бутылки.

Для этого весьма забавного фокуса делают сосуд с двойным дном, разумеется, металлический, и во второе дно наливают спирту винного. Когда желают показать перед публикой, что хотят превратить воду в вино-водку, то наливают в этот сосуд воды; вода незаметно посредством скважин соединяется со спиртом и образует водку.

Чтобы спирт соединился с водой и образовал водку, требуется небольшой промежуток времени, так что зрителей в этот момент надо занять рассказом веселого анекдота.

Разумеется, предварительно воду до вливания дают пробовать.

Несгораемость заключается в том, что человек известными или неизвестными средствами приобретает возможность не только раскаленные угли, но и дымящееся железо брать в руки, водить им по лицу и обнаженным рукам; становится на него голыми ногами, кипящее масло брать в рот и даже пить и другие подобные чудеса делать без видимого для себя вреда.

Так, например, летом 1828 года, в Тиволи испанец, по имени Мартинец, входил в печь, накаленную до того, что термометр одного из присутствующих пока зав 140 градусов жары, разлетелся вдребезги. Он был тщательно одет в теплые панталоны, два жилета и сверху в суконную шинель, подбитую мехом, так что он от жару в тепле хотел найти защиту. Когда Мартинец влез в печь, то взял с собою петуха, которого через некоторое время подал оттуда полуизжаренного и сожженного.

При втором представлении Мартинец велел привязать себя на доску, которой боковые стены снабжены были восемью горящими свечами и в этом положении посадить в печь. После нескольких минут должны были его снова вытащить; когда его вынули из печи, то свечи растаяли, а Мартинец не потерпел ни малейшего вреда.

В 1829 году другой испанец, по фамилии Лионетто, в Париже, а позднее в Англии, Италии и Германии делал подобные и еще большие доказательства несгораемости. Его опыты привели не только обыкновенную публику, но и физиков, и химиков в удивление и его нечувствительность к прикосновению горящих предметов казалось необъяснимою. Он брал раскаленные железные плиты на голову, раскаленным железом трогал себя за пятки и концы пальцев, пил кипящее масло, погружал руки в растопленный свинец и потом брал его на язык.

Такие точно опыты показывал Ян Хилинский на ярмарке Святой недели в Лейпциге в 1836 г.

В Неаполе, профессор Сементини и другие ученые химики пришли к следующим открытиям.

1) Если истолченный проскурняковый или алтейный корень смешать с чистым яичным белком и приготовить из него густую мазь, и этою мазью намазать ладонь руки и посыпать толчеными в порошок квасцами, то можно на порядочное время раскаленные уголья брать в руку безо всякого для руки вреда.

2) Такую же точно мазь приготавливают из яичного желтка, толченого арабского гумми и храхмалу; если ею намазать руку и дать высохнуть, то можно раскаленные угли безвредно класть на руку.

3) Чтобы без вреда растопленный, кипящий свинец брать в руки, раскаленною полосою железа водить по языку и обнаженным рукам, употребляют следующее средство: полфунта мелко истолченных в порошок квасцов, мешают с таким количеством серной кислоты, какого достаточно, а именно шесть лотов. Так как этот раствор безо всякой примеси стал бы сильно щипать кожу, то его кладут‘в два фунта воды. Если этим составом несколько раз помазать кожу или язык, дать вы сохнуть и потом присыпать жесткого мыла, то можно безвредно руками брать огонь и делать те чудеса, о которых сказано выше.

4) Для того, чтобы ходить по растопленному свинцу, употребляют не чистое олово, но смесь металлов: из одной доли олова, одной свинца и двух висмута, а такая смесь становится жидкою уже при температуре кипя щей воды, а потом жар ее для кожи легко выносим, особенно при употреблении тех охраняющих кожу ма зей, о которых мы говорили выше, а некоторые к тому же средства излагаем вслед за сим.

Приготовить воду, которою если вымыться, то можно брать раскаленные уголья, головешки и раскаленное железо, не делая себе ни малейшего вреда.

Вода эта делается из раствора полфунта квасцов, 2 фунтов воды и 66 2/3 гран купоросного масла. Эта вода делает безопасными даже волосы, одежду и другие горючие предметы на некоторое время от горения.

В одну чашку налить хлористоводородной или соляной кислоты, в другую нашатырного спирта по несколько капель и хорошенько потрясти чашки. Потом обе чашки ставят поспешно одну подле другой и тогда над чашками образуются небольшие облака. Они будут становиться все больше и темнее по мере того, как станете подливать соляную кислоту и нашатырный спирт.

Читайте также: