Хабаровский совет народных депутатов берет всю полноту власти в регионе в свои руки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

История городского самоуправления берет отсчет с 1880 года, с момента создания в Хабаровске городской управы. За прошедшее столетие хабаровское самоуправление претерпело значительные преобразования, менялись формы органов выборной власти — от городской Думы до Советов народных депутатов, должности градоначальников — от городского головы до мэра, но основная задача на протяжении всех лет оставалась неизменной — работать на благо жителей. Последние изменения в системе местного самоуправления связаны с происходившими в России в конце XX столетия политическими преобразованиями — в 1993 году городской Совет народных депутатов сменила Хабаровская городская Дума.

Сегодня в Хабаровске работает Дума VII созыва. В состав городской Думы избраны 35 депутатов - 33 депутата представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР), 1 депутат представитель партии Справедливая Россия, 1 депутат представитель партии КПРФ. Все они люди состоявшиеся, с богатым жизненным опытом, не понаслышке знающие городские проблемы. Такому составу депутатов городской Думы вполне по силам принимать обоснованные решения, необходимые для улучшения жизни горожан.

В Думе сформированы 4 постоянных комитета - комитет по городскому хозяйству, комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию, комитет по социальным вопросам, комитет по местному самоуправлению и 2 комиссии - комиссия по мандатам регламенту и депутатской этике, комиссия по рассмотрению наградных документов. При Хабаровской городской Думе 18 июля 2006 года создана общественная Молодежная палата. Основная ее задача - привлечение молодых людей к обсуждению и решению проблем их поколения. Общественная палата стала главным представительным органом молодежи в органах местного самоуправления.


Сове́ты — избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Советской Республике.

В Советской России и СССР с 7 ноября 1917 по 9 октября 1993 г., а также в некоторых других странах.

Содержание

В период Первой русской революции


Эти органы создавались исключительно революционными слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании.

В ходе первой русской революции возникли 62 Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 47 Советов возглавлялись большевиками или находились под их влиянием, 10 возглавляли меньшевики. [1]

Во время Декабрьского восстания в Москве, возглавляемый большевиками Московский Совет рабочих депутатов и Советы окраин руководили восстанием рабочих, став революционными органами власти. Советы были ликвидированы правительством после поражения Революции 1905—1907 года, депутаты подверглись преследованию.

В период Февральской революции

27 февраля 1917 г., немедленно после восстания в Петрограде, был избран Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, выполнявший роль Всероссийского Совета и осуществлявший власть в столице наряду с Временным правительством и вопреки ему. Вслед за тем, Советы стали образовываться по всей стране, становясь органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Исполкомы Советов формируют рабочую милицию. Советы ввели рабочий контроль на предприятиях. Как правило создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникали Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронте функции Советов выполняли Солдатские комитеты (полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и прочие). На Всероссийском совещании Советов в марте-апреле 1917 г. была определена территоритальнвя система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Депутаты избирались общими собраниями рабочих на предприятиях (один депутат на тысячу рабочих или один депутат от предприятия), солдат в частях, крестьян на сходах.

3-24 июня в Петрограде прошел I Всероссийский cъезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором был избран общий координирующий орган — Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В состав первого ВЦИКа вошло 320 человек, из них 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей остальных партий.

В марте 1917 в городах и губерниях существовало около 600 Советов рабочих и солдатских депутатов. Накануне Октябрьской революции действовало 1429 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 — Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись ИК Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов.

. Каждое ведомство составляет крепость, где до сих пор еще сидят бюрократы царского периода, обращающие благие пожелания министров в “звук пустой”, готовые саботировать любое революционное мероприятие власти. Чтобы власть перешла к Советам не на словах только, но и на деле, необходимо взять эти крепости и, изгнав оттуда слуг кадетско-царского режима, поставить на их место выборных и сменяемых, преданных делу революции работников.

В период Октябрьской революции



После победы вооруженного восстания, 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, решением которого власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации - Советы, и этим Советам передается вся государственная власть.

Советы рабочих и солдатских депутатов исполняли функции власти в городе, а Советы крестьянских депутатов на селе. Высшим органом власти в стране в период между Съездами Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Временным рабочим и крестьянским Правительством являлся Совет Народных Комиссаров, избранный II Всероссийским съездом Советов. Все три государственных органа имели законодательные полномочия. 24 ноября 1917 СНК принял Декрет о праве отзыва, вводивший право избирателей отзывать своих депутатов.

Осенью 1917 года большинство крестьянских Советов находилось под влиянием эсеров, много эсеров было делегировано на Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (10 ноября — 25 ноября или 23 ноября — 8 декабря) и II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (26 ноября — 10 декабря или 9—23 декабря). Большевиков поддержали левые эсеры и съезды признали все декреты Совтской власти и необходимость объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состоялось слияние Центральных исполнительных комитетов Советов крестьянских депутатов и Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал правопреемником развалившегося Учредительного Собрания. Была утверждена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявившая Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К марту 1918 в основном завершился процесс объединения Советов на местах. Возникла единая система Советов. Местные советы самостоятельно решали местные вопросы, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. 15(28) января 1918 был принят Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

По Конституции РСФСР 1918 года

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Система Советов включала: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - высший орган власти в РСФСР. Он составлялся из делегатов городских Советов по 1 депутату на 25 тысяч избирателей (рабочих) и губернских съездов Советов по 1 депутату на 125 тысяч жителей (крестьян). Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство - Совет Народных Комиссаров РСФСР. Властью на местах были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные Съезды Советов составлявшиеся из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшихся населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могли предлагаться общественными, партийными, профессиональными организациями и отдельными гражданами. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы - исполнительные комитеты (Исполкомы).
В советских республиках и областях (Украина, Белоруссия и пр.) во главе системы Советов стояли Республиканские съезды Советов, избиравшие ЦИК республик.

Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. все граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет и добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, занятые домашним хозяйством: рабочие, земледельцы, служащие, солдаты, матросы. Это обеспечивало участие трудящихся в государственном управлении. Для осуществления принципа диктатуры пролетариата и в связи с начавшейся борьбой противников Советской власти, избирательных прав были лишены лица: использующие наёмный труд с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, служители церквей и культов, служащие и агенты бывшей полиции, жандармерии, охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также умалишённые, душевнобольные, состоявшие под опекой, и осуждённые за корыстные и порочащие преступления.

В период Гражданской войны

Органом управления, сосредоточившим всю власть в области обороны, в ноябре 1918 года стал Совет Рабочей и Крестьянской обороны (СРКО), преобразованный в апреле 1920 в Совет Труда и Обороны (СТО) на правах комиссии при СНК. Возникли чрезвычайные органы власти - Революционные комитеты (Ревкомы) для организации обороны, поддержания порядка, проведения мобилизации и пр. 2 сентября 1918 для осуществления руководства вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет).

Была запрещена деятельность буржуазных партий, вступивших в борьбу с Советской властью. Существует мнение, что большевики с помощью ревкомов разогнали те Советы, в которых преобладание имели другие фракции, однако эти фракции (левые эсеры, анархисты и пр.) также позиционировали себя как самостоятельная сила в Гражданской войне.

По Конституции СССР 1924 года

22 декабря 1922 был образован Союз Советских Социалистических Республик. В Конституции СССР и Конституциях союзных республик отразились изменения в системе Советов. Съезд Советов СССР стал верховным органом власти, созывался один раз в год, по требованию - созывался чрезвычайный Съезд. Он составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений - по 1 депутату на 25 тыс. жителей (рабочих) и из представителей губернских съездов Советов - по 1 депутату на 125 тыс. жителей (крестьян). Для руководства страной в период между Cъездами избирался Центральный исполнительный комитет СССР, избиравший Президиум ЦИК из 21 члена, который созывал очередные сессии ЦИК не реже 3 раз в год. ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Съезд Советов СССР избирал Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 человек. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик - по 5 от каждой, автономных областей РСФСР - по 1 от каждой, и утверждался Съездом Советов СССР. ЦИК образовывал исполнительный и распорядительный орган - Совет Народных Комиссаров СССР во главе с Председателем СНК СССР. В союзных и автономных республиках власть осуществляли Съезды Советов, на период между съездами они избирали ЦИК, которые образовывали свои исполнительные органы - СНК. Краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные Съезды Советов, избираемые Советами депутатов городов и селений, избирали свои исполнительные органы — Исполнительные Комитеты и их Президиумы. С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы.

Депутаты избирались населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц лишенных избирательных прав, аналогичный Конституции РСФСР 1918 года. Количество лишенных избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2%, в 1934 году — 2,4%.

По Конституции СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года создала новую единую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовав Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Это стало следствием диктатуры пролетариата — победы над классами эксплуататоров двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Все ограничения избирательных прав были отменены, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18 летнего возраста, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав. Кандидаты выставлялись по избирательным округам общественными организациями и обществами трудящихся.

Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тысяч жителей. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по норме: 25 депутатов от союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от автономной области и 1 от каждого национального округа. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР — высший орган власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР (после 1946 г. — Совет Министров СССР), высший исполнительный и распорядительный орган. Аналогично формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся гражданами СССР на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись Исполнительные Комитеты. Все Советы избирались гражданами по установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы норме представительства.

При разработке проекта Конституции в 1936 году планировалось сделать выборы альтернативными, то есть с альтернативными кандидатами при голосовании за каждый депутатский мандат. Однако, активность контрреволюционных групп, надвигавшаяся война и негативное отношение партийной номенклатуры помешали воплотить это в жизнь. [3] На XIX съезде ВКП(б) в 1952 году партийные органы были отграничены от Советской власти, однако быстро вернулись к прямому руководству после смерти И. В. Сталина. [4]

По Конституции СССР 1977 года

Все Советы депутатов трудящихся избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик — на 4 года, местные Советы — на 2 года. Советы образовывали систему, низовым уровнем которой были сельские и поселковые Советы, высшим — Верховный Совет СССР. Советы были обязаны систематически отчитываться перед населением в своей работе.

Верховный Совет избирал Совет Министров СССР, а Советы республик избирали Советы Министров союзных и автономных республик. Местные Советы избирали из числа депутатов Исполнительные Комитеты (Исполкомы) — исполнительные и распорядительные органы Советов, подотчетные им и вышестоящим исполкомам.

Исполкомы созывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов — не реже 6 раз в год. На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета. По инициативе депутатов совета и вышестоящих Советов созывались внеочередные Сессии. Решения принимались простым большинством голосов присутствующих депутатов. Советы образовывали отраслевые депутатские комиссии.

1. Алтайский краевой Совет народных депутатов состоит из 50 депутатов, избираемых на 4 года.

Алтайский краевой Совет народных депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей установленного числа депутатов (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

Число депутатов, работающих в Алтайском краевом Совете народных депутатов на постоянной профессиональной основе, устанавливается им самостоятельно (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

2. Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов устанавливается федеральным законом и законом Алтайского края.

Статья 69. Основы правового статуса депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов.

  • 1. Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов является полномочным представителем избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. Депутат информирует избирателей не реже одного раза в год о своей депутатской деятельности и может быть отозван ими при соблюдении установленной законом Алтайского края процедуры.
  • 2. Депутат может вести работу в Алтайском краевом Совете народных депутатов на постоянной профессиональной основе.
  • 3. В течение срока своих полномочий депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Алтайского края, государственные должности федеральной государственной службы, государственной службы Алтайского края, а также должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом [15,с. -416].

Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов, работающий в Алтайском краевом Совете народных депутатов на постоянной профессиональной основе, помимо ограничений, установленных абзацем первым настоящего пункта, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 3 в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС) [3,с. -543].

  • 4. Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов вправе:
  • 1) участвовать в разработке нормативных и иных правовых актов, принимаемых Алтайским краевым Советом народных депутатов;
  • 2) обращаться с запросом к любому должностному лицу, органу власти и органу местного самоуправления на территории Алтайского края по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности;
  • 3) участвовать в депутатских расследованиях по поручению Алтайского краевого Совета народных депутатов;
  • 4) выступать на сессиях Алтайского краевого Совета народных депутатов, заседаниях его постоянных комитетов и комиссий;
  • 5) вносить предложения о заслушивании должностных лиц на заседаниях постоянных комитетов и комиссий Алтайского краевого Совета народных депутатов;
  • 6) выдвигать кандидатуры на выборные должности в Алтайском краевом Совете народных депутатов, его постоянных комитетах и комиссиях;
  • 7) участвовать в образовании и деятельности постоянных и временных комитетов, комиссий, а также рабочих групп;
  • 8) выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, установленном законом Алтайского края [5,с. -569].

Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов обладает и иными полномочиями в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

5. Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Алтайского краевого Совета народных депутатов, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключениям случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.

Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Это положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Порядок получения согласия Алтайского краевого Совета народных депутатов на лишение депутата неприкосновенности устанавливается федеральным законом (п. 5 в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

6. Правовой статус депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов устанавливается федеральным законом и законом Алтайского края.

Депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС) [2,с. -35].

Статья 70. Структура Алтайского краевого Совета народных депутатов.

  • 1. Алтайский краевой Совет народных депутатов самостоятельно определяет свою структуру. Он образует постоянные комитеты и комиссии, временные комиссии и рабочие группы, возглавляемые депутатами.
  • 2. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения Алтайского краевого Совета народных депутатов, оказания помощи его постоянным комитетам и комиссиям, а также депутатам Алтайский краевой Совет народных депутатов создает свой аппарат. Структура и штаты аппарата Алтайского краевого Совета народных депутатов утверждаются на сессии. Сотрудники аппарата Алтайского краевого Совета народных депутатов являются государственными служащим (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

Статья 71. Председатель и заместитель (заместители) председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов.

1. Алтайский краевой Совет народных депутатов избирает на сессии тайным голосованием из числа депутатов председателя и заместителя (заместителей) председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Председатель и заместитель (заместители) председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов ведут заседания, ведают внутренним распорядком и осуществляют руководство аппаратом Алтайского краевого Совета народных депутатов.

  • 2. Председатель и заместитель (заместители) председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов подотчетны Алтайскому краевому Совету народных депутатов.
  • 3. Порядок выборов председателя и заместителя (заместителей) председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов, а также прекращения ими своих полномочий устанавливается законом Алтайского края и Регламентом Алтайского краевого Совета народных депутатов.
  • 4. Председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов:
  • 1) представляет Алтайский краевой Совет народных депутатов в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями;
  • 2) подписывает постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов и другие документы;
  • (в ред. Закона Алтайского края от 06.07.2001 № 37-ЗС)
  • 3) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края и поручениями Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Алтайский краевой Совет народных депутатов не вправе делегировать ему полномочия, отнесенные к компетенции Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Статья 72. Порядок деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов.

  • 1. Алтайский краевой Совет народных депутатов собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после его избрания (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).
  • 2. Основной формой деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов является сессия. Сессии, как правило, являются открытыми.
  • 3. Порядок работы Алтайского краевого Совета народных депутатов устанавливается законом Алтайского края и Регламентом Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Статья 73. Полномочия Алтайского краевого Совета народных депутатов (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

К ведению Алтайского краевого Совета народных депутатов относится:

  • 1) принятие Устава (Основного Закона) Алтайского края, внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) установление порядка использования форм непосредственного народовластия при осуществлении государственной власти в Алтайском крае;
  • 3) принятие законов Алтайского края и иных правовых актов, в том числе нормативных, по предметам ведения Алтайского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края в пределах полномочий Алтайского края, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их соблюдением и исполнением;
  • 4) толкование Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, постановлений, принятых Алтайским краевым Советом народных депутатов;
  • 5) утверждение краевого бюджета, внесение в него изменений и дополнений, утверждение отчета о его исполнении;
  • 6) утверждение соглашений об изменении границ Алтайского края, решение вопросов административно-территориального устройства;
  • (в ред. Закона Алтайского края от 06.07.2001 № 37-ЗС
  • 7) осуществление от имени Алтайского края правомочий собственника в пределах компетенции Алтайского краевого Совета народных депутатов, установленной Уставом (Основным Законом) Алтайского края и законом Алтайского края;
  • 8) утверждение по представлению главы администрации Алтайского края программ социально-экономического развития Алтайского края;
  • 9) установление порядка использования земли и иных природных ресурсов, объектов природы, истории и культуры регионального значения;
  • (п. 9 в ред. Закона Алтайского края от 06.07.2001 № 37-ЗС).
  • 10) установление порядка приватизации, управления и распоряжения объектами права собственности Алтайского края;
  • 11) установление краевых налогов и сборов, а также порядка их взимания, предоставления налоговых льгот по платежам в краевой бюджет;
  • 12) утверждение по представлению главы администрации Алтайского края схемы управления Алтайским краем и структуры администрации Алтайского края;
  • 13) утверждение заключения и расторжения договоров Алтайского края;
  • 14) утверждение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных главой администрации Алтайского края от имени Алтайского края;
  • 15) дача согласия на заключение международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы, относящиеся к ведению Алтайского края;
  • 16) избрание члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Алтайского краевого Совета народных депутатов, досрочное прекращение его полномочий;
  • 17) назначение Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (п. 17 введен Законом Алтайского края от 06.07.2001 № 37-ЗС).
  • 18) совместно с администрацией Алтайского края дача согласия Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение прокурора Алтайского края;
  • 19) дача согласия министру внутренних дел Российской Федерации на назначение руководителя органа внутренних дел Алтайского края;
  • 20) досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
  • 21) учреждение почетных званий, премий и наград Алтайского края, установление порядка их присвоения и присуждения;
  • 22) осуществление иных полномочий в пределах компетенции Алтайского краевого Совета народных депутатов, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края (в ред. Закона Алтайского края от 06.07.2001 № 37-ЗС) [4,с. -48].

Статья 74. Правовые акты, принимаемые Алтайским краевым Советом народных депутатов.

1. Алтайский краевой Совет народных депутатов реализует свои полномочия посредством принятия законов Алтайского края и иных правовых актов нормативного и ненормативного характера. Законы Алтайского края, за исключением законов Алтайского края о внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Алтайского края, принимаются большинством голосов установленного числа депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

Постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов избранных депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС) [5,с. -569].

2. Принятые Алтайским краевым Советом народных депутатов законы Алтайского края не позднее десяти дней направляются главе администрации Алтайского края для подписания и обнародования.

Глава администрации Алтайского края в течение десяти дней со дня поступления к нему закона Алтайского края подписывает и в порядке, установленном законом Алтайского края, обнародует его.

Закон Алтайского края может быть до истечения срока, установленного для его подписания, отклонен главой администрации Алтайского края и возвращен в Алтайский краевой Совет народных депутатов для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении отклоненного главой администрации Алтайского края закона Алтайского края он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством голосов не менее двух третей установленного числа депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов, то глава администрации Алтайского края обязан подписать его в течение пяти дней со дня поступления к нему закона Алтайского края на подпись.

Закон Алтайского края, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации Алтайского края (п. 2 в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).

  • 3. Законы Алтайского края и иные правовые акты, принятые Алтайским краевым Советом народных депутатов, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края, и законами Алтайского края, иными правовыми актами, принятыми Алтайским краевым Советом народных депутатов, действует федеральный закон.
  • 4. В случае противоречия между федеральным законом и законом Алтайского края, иным правовым актом, принятым Алтайским краевым Советом народных депутатов по предметам исключительного ведения Алтайского края, действует закон Алтайского края, правовой акт Алтайского краевого Совета народных депутатов.
  • 5. Законы Алтайского края и иные нормативные правовые акты, принятые Алтайским краевым Советом народных депутатов, подлежат обязательному официальному опубликованию.
  • 6. Принятые Алтайским краевым Советом народных депутатов любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они официально не опубликованы (п. 7 исключен - Закон Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС) [15,с. -416].

Статья 75. Право законодательной инициативы.

  • 1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам (депутату), постоянным депутатским объединениям численностью не менее одной трети установленного числа депутатов, постоянным комитетам и комиссиям, фракциям Алтайского краевого Совета народных депутатов, главе администрации Алтайского края, представительным органам местного самоуправления, избирателям Алтайского края в количестве не менее одного процента общего их числа, представившим в Алтайский краевой Совет народных депутатов проект закона Алтайского края или иного нормативного правового акта в порядке краевой народной законодательной инициативы в соответствии со статьей 58 Устава (Основного Закона) Алтайского края.
  • 2. Проект закона Алтайского края, внесенный главой администрации Алтайского края по его предложению, подлежит рассмотрению Алтайским краевым Советом народных депутатов в первоочередном порядке (в ред. Закона Алтайского края от 05.10.2000 № 55-ЗС).
  • 3. Проекты законов Алтайского края о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Алтайского края, иные проекты законов Алтайского края, предусматривающие расходы, покрываемые за счет краевого бюджета, рассматриваются Алтайским краевым Советом народных депутатов по представлению главы администрации Алтайского края либо при наличии его заключения.

Статья 76. Алтайский краевой Совет народных депутатов и федеральные органы государственной власти.

  • 1. Алтайский краевой Совет народных депутатов имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
  • 2. Алтайский краевой Совет народных депутатов вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды для разрешения споров и решения иных вопросов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
  • 3. Алтайский краевой Совет народных депутатов может создавать самостоятельно или на паритетных началах с администрацией Алтайского края единое постоянное представительство при федеральных органах государственной власти.

Статья 77. Досрочное прекращение полномочий Алтайского краевого Совета народных депутатов.


Еврейская автономная область (далее Еврейская АО) – единственная в России автономная область (далее АО), так и не ставшая республикой. На основании ряда архивных материалов и научных монографий автор статьи попытается ответить на несколько важных вопросов:

1. Какие меры предпринимались руководством Еврейской АО для получения статуса республики в 1990–1991 годах?

2. Почему руководство Еврейской АО стремилось повысить статус своего субъекта до республиканского?

3. Почему Еврейская АО обрела самостоятельность, но не стала республикой?

Как мы видим, история Еврейской АО обычно исследуется как часть более общих процессов, и сама АО редко становится объектом исследования.

Путь Еврейской АО к самостоятельности в 1990–1991 годах практически никем не исследуется и излагается в доступных информационных изданиях очень кратко, в результате чего возникает ощущение, что принятие решения о самостоятельности Еврейской АО было простым и единогласным. Однако это было не так.

Принятие 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР 10 Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22–1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22. запустило процесс принятия аналогичных документов в регионах.

К концу 1990 года все автономные республики (далее АР), а также все АО, находящиеся в составе краев, кроме Еврейской АО, провозгласили себя Советскими Социалистическими Республиками (далее ССР) в составе РСФСР.

Из-за сопротивления населения и районных СНД руководство Еврейской АО вновь не смогло выйти из состава Хабаровского края и стать самостоятельным субъектом. Этот факт был отражен в поправках в Конституцию РСФСР от 3 июля 1991 года 17 Закон РСФСР от 03.07.1991 № 1540–1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 935., закрепивших то, что все АО, кроме Еврейской АО, стали ССР в составе РСФСР.

Одновременно с этим в конце октября – начале ноября 1991 года президенту РСФСР были отправлены десятки телеграмм от трудовых коллективов и жителей районов с выражением несогласия с решением областного СНД, просьбой не допустить одобрения этого решения и требованием провести референдум 23 Телеграммы от трудовых коллективов и жителей ЕАО // ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 11. Л. 53–68..

ВС РСФСР долго откладывал окончательное решение вопроса о повышении статуса Еврейской АО. Важное значение имело вмешательство в происходящее Госкомнаца РСФСР, группа экспертов которого работала в Хабаровском крае с 28 ноября по 6 декабря 1991 года. В отчете группы отмечалось, что областной СНД проигнорировал требование населения о проведении референдума и его депутаты не проводили никакой разъяснительной работы с гражданами 24 Отчет о командировке в г. Хабаровск и Еврейскую АО // ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 11. Л. 29..

В своем отчете группа Госкомнаца РСФСР не только указала на необходимость провести широкую разъяснительную работу среди населения Еврейской АО, но и предложила отложить рассмотрение в ВС РСФСР вопроса о статусе Еврейской АО до выяснения мнения населения путем опроса или референдума 27 Там же. Л. 31..

14 декабря 1991 года президент РСФСР назначит своим Указом Главу администрации Еврейской АО 29 Указ Президента РСФСР от 14 декабря 1991 г. № 281 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1838. (что еще раз показывает отношение руководства РСФСР к Еврейской АО как к самостоятельному субъекту). 31 марта 1992 года Еврейская АО подписала Федеративный договор с Россией на правах самостоятельного субъекта, но без республиканского статуса.

В процессе исследования автор статьи столкнулся с проблемой оценки правомерности выхода Еврейской АО из состава Хабаровского края не только с точки зрения того, что мнение жителей АО не было учтено, но и с юридической точки зрения (юридическая неправомерность этого выхода).

В этом небольшом эпизоде примечательно то, что, скорее всего, это могла быть провокация с целью дискредитировать деятельность Госкомнаца РСФСР (активного сторонника референдума в Еврейской АО) перед руководством РСФСР. И стоит отметить, что претензию к Госкомнацу РСФСР высказали не руководители Еврейской АО, а представитель президента РСФСР, что достаточно странно, ведь если бы неподобающие высказывания в отношении руководства Еврейской АО действительно были, то руководство АО само обратилось бы за разъяснениями, а этого не произошло.

В результате Еврейская АО стала единственным субъектом РСФСР, в котором население не одобрило повышение статуса и самостоятельность. Нежелание людей провозглашать республику имело под собой несколько причин:

4) экономическая слабость Еврейской АО делала ее крайне зависимой от сложившихся связей с Хабаровским краем;

5) руководство Еврейской АО хотело без участия населения решить вопрос о создании республики.

Исходя из ранее вышесказанного, перед нами встает картина полного игнорирования требований населения. Столь активное препятствование идеи референдума по вопросу о повышении статуса Еврейской АО явно говорило о том, что руководство АО считало, что на референдуме люди могут проголосовать против их инициатив.

При этом важно, что, выступая против повышения статуса и самостоятельности, население и районные СНД требовали референдум, который, по их мнению, и должен был раз и навсегда решить эти вопросы. В этом плане население и районные СНД показывали значительно более компромиссную позицию (готовность провести референдум) в отличие от областного СНД (принципиально отвергавшего идею референдума).

Почему же руководство Еврейской АО так стремилось повысить статус субъекта и получить самостоятельность? Причин могло быть несколько:

1) получение Еврейской АО финансовой независимости. Это декларировалось прежде всего как способ выбрать самостоятельную экономическую стратегию для своего региона и быть независимым от решений руководства Хабаровского края;

3) Номенклатурные интересы: обладание собственной структурой власти и возможность продвигать в ней свои интересы в условиях новой России. Руководство Еврейской АО видело в повышении статуса АО реальную возможность обрести больший политический вес внутри страны, став частью новой политической элиты (руководителями самостоятельного региона).

В итоге повторимся, что только в результате подписания Федеративного договора в марте 1992 года самостоятельность Еврейской АО была утверждена (без республиканского статуса) и окончательно закреплена новой Конституцией России 1993 года. Однако, как уже было написано ранее, фактическое признание независимости Еврейской АО со стороны руководства РСФСР началось еще осенью 1991 года (с назначения представителя Президента РСФСР в Еврейскую АО).

Несмотря на внешний компромиссный характер, решение руководства РСФСР о признании самостоятельности Еврейской АО игнорировало основные претензии населения, поскольку оно выступало не только против повышения статуса АО, но и против самостоятельности субъекта. Вопреки всему, что происходило в это время в стране, население требовало референдум, на котором вполне возможно население выступило бы против самостоятельности.

Подводя итог, следует сказать, что основная цель статьи была показать уникальный прецедент в истории нашей страны, необычный для той эпохи.

Раскрывая проблемы принятия решения о самостоятельности Еврейской АО в 1990–1991 годах, можно увидеть корни многих современных проблем Еврейской АО и попытаться найти способ их разрешения с учетом исторической специфики региона.

Пищук Матвей Дмитриевич (Государственный архив Российской Федерации)

Читайте также: