Хабаки своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

На острие холодного металла

Застыли разноцветные лучи…

А я лишь крепче рукоять сжимаю,

Прислушиваясь, как она звучит.

Катана. как долго можно говорить об этом чудо-мече. В нём сочетается легкость, элегантность и смертельная красота. Каждую катану можно рассматривать как произведение искусства, а про смертоносность её лезвия ходят легенды.

Совсем недавно японская компания From Software выпустила прекрасную игру под названием Sekiro: Shadows Die Twice. На пути героя повстречаются разные препятствия и опасности, но для Волка нет ничего невозможного. В бою он всегда использует свою катану — Кусабимару. Вот как раз её я и сделал. Начнём!

Сначала я даже не знал, с чего начать. Я открыл в гугле картинку катаны, перенёс её в фотошоп. Потом увеличивал рукоять до тех пор, пока она не стала нужного мне размера — 28 см.

Интересный факт: длина катаны подбирается по росту владельца. Счёт идёт на миллиметры! После этого я стал перерисовывать на бумагу части меча прямо с монитора. Получилось вот такое:

Каждую деталь нужно повторить по 16 раз, если это бумага, или по 6 раз, если это картон. Лучше склеить один шаблон катаны вместе — он пригодится в следующем этапе

Нам нужен стержень. Увы.. палочек от мороженного у меня больше не оказалось. Но нашлась фанера. И знаете, я не нашёл, чем её резать. В ход пошли ножницы. Да-да, я резал фанеру ножницами.

С горем пополам появилась вот такая деталь. Угол кривизны я взял из шаблона выше.

Дальше нам нужна основа рукоятки. Вырезаем из фанеры 3 детали по 28 см в длину и по 2,5 в ширину. В центральной делаем прорез — он нужен для того, чтобы туда ставить основу лезвия.

Склеиваем всё это дело ПВА и туго обматываем верёвкой.

После того, как она высохнет, нам нужно обработать острые углы рукояти наждачкой, тем самым округлив её.

В нижней части основы лезвия делаем скос и после этого обмазываем клеем и вставляем в ложбинку рукояти. Обмотаем нитками или положим под пресс.

Последовательно наклеиваем заготовки на скелет нашей катаны, формируем остриё, обматываем рукоять. Вы можете наблюдать неровное лезвие, грубый обух. ничего, это всё будем исправлять.

Обязательно укрепите место стыка клинка и рукояти!

Наждачной бумагой выравниваем линию режущей кромки и, по возможности, затачиваем клинок насколько это возможно. Стачиваем обух вплоть до фанерного каркаса и замазываем штукатуркой.

Нам нужно сточить рукоять так, чтобы она оказалась чётко посередине клинка. Почему я не сделал это раньше? Я не знаю :)

Цуба — главный элемент декора любой катаны. Ни в коем случае нельзя путать цубу с гардой! Гарда предназначена для блокировки удара и контратаки, а цуба исключительно как элемент упора при колющем ударе и как декоративная составляющая. Были десятки разных вариантов цубы, но мы берём округло-крестовидную — мокко. Именно такой вариант украшает Кусабимару.

Я срисовал с монитора настоящую цубу. Её диаметр — 8,5 см. Клиновидный вырез предназначен для клинка, а тот поменьше нужен для крепления аксессуаров — когай или когатаны. Вырезаем 22 таких заготовки из картона или 66 из бумаги.

Склеиваем все вырезки, кладём под пресс и даём им 24 часа.

Нарезаем 20 полос картона с размерами 8 см х 0,7 см. Склеиваем по 5 штук и получаем 4 части ободка цубы.

Обклеиваем ими цубу. Не пытайтесь обклеить сразу одной полосой — дурная затея. Картон в 5 слоёв очень непослушный.

Декорируем цубу. Ребята, расскажите (если кто знает) что изображено на цубе данной катаны? По моим наблюдениям там два цветка, птица и травянистый узор. Вот, посмотрите на верхний рисунок и скажите, что это не птица!

Рисовал и вырезал шаблоны я, опираясь только на свои наблюдения.Таких вырезок нам нужно по 3 для каждого элемента. Не забудьте сделать всё то самое и на другой стороне цубы! Итого — 6 штук каждой детальки. Шаблон с травянистым узором не сохранился. Кошка украла и спрятала пока я отходил.

Наклеиваем вырезки на цубу как на скриншоте:

  1. у острого конца выреза под клинок — большой цветок;
  2. у тупого конца выреза под клинок — маленький цветок;
  3. на стороне маленького выреза — травянистый узор;
  4. на оставшемся месте — птицу.

Всё тао же самое делаем и с другой стороны.

Примеряем цубу на нашу катану. Со стороны клинка наматываем пищевую плёнку. На ней мы будем формировать верхнее фиксирующее кольцо с клеймом.

По ширине листа А4 (картон!) вырезаем полосу в 3 см. Намазываем клеем и туго оборачиваем прямо по плёнке. Даём время как следует просохнуть.

Благодаря плёнке мы можем без лишних усилий извлечь кольцо. Кстати, оно называется хабаки.

Таким же самым способом создаём нижнее кольцо под цубой — фути.

На многочисленных скриншотах мы можем наблюдать красивое клеймо на верхнем кольце. Сейчас его и сделаем.

Вырезаем вот такие шаблоны.

Внимание! Приклеиваем клеймо с левой части кольца! Лучше просто возьмите катану перед собой и разместите клеймо так, чтобы оно было по левую сторону от обуха клинка.

Создаём набалдашник, задник рукояти или просто — кашира.
Ничего сложного нет. Это просто полоса картона 20 см х 2 см с приделанной крышечкой, прямоугольным вырезом. И всё это дело покрыто шпаклёвкой.

Абсолютно все детали красим в чёрный цвет любой чёрной краской.

Сам клинок мы красим никелированной краской из баллончика в 3 слоя с промежутками в 5 минут.

Цубу, каширу, фути и хабаки красим золотистой краской. Досточно одного слоя.

Собираем всё в кучу на суперклей, но пока что не крепим каширу (набалдашник).

С помощью джута (в народе бечёвка) плотно оплетаем рукоять 2 раза и после этого приклеиваем каширу.

.
А вот теперь, ребятки, самое сложное — то, на что я потратил уйму нервов, времени и сил. Вот серьёзно, я лучше ещё катану бы сделал, чем это! Ну что же.

Берём 8 метров чёрного шнура. 8 и никак не меньше! Я взял 6 и очень потом пожалел. Продаётся в любом швейном магазине.

Разделяем шнур на отрезки по 2 метра.

Дальше мы обязаны заплести посередине шнурков косу, используя все 4 шнура. Чтобы коса не развалилась, нам стоит зафиксировать её иглами. Если кто не знает как плести косу — то вот схема:

Когда работа приблизится к концу, то снова используем иголки и пробиваем ими каждую связку шнурков. Шнурки мы должны запаять и аккуратно вложить друг на друга. Вытаскиваем иголочки. готово :)

Вот такая Кусабимару у нас получилась! Время фотосессии.

Да-да. возможно, эта катана не похожа в некоторых местах на оригинал из игры. Оплётка например в игре боле мелкая, длина может быть чуть больше, но если честно, то мне нравится и такая. Я вот хотел вообще использовать сначала тонкие полосы дерматина вместо шнуровки. Но это же неканонично. Сколько же страданий доставили мне эти шнурки! Всё время путались, расходились, узлы не хотели держаться, ослабевали, всё криво! Ох. вроде бы более-менее получилось.

В руках она сидит очень даже комфортно, ничего не зацепляется, всё держится. Я хоть и не любитель японского оружия, но всё таки остался доволен. Спасибо, что прочитали мою статью! Я старался.

Рукоять - однозначно новодел:


Свеженькое желтое дерево. Этим, в общем, объясняются и шнур не вытертый странного цвета и структуры, и имитация кожи ската вместо оригинала. Обоймы, тем не менее, потемневшая и покрыта окислами. Пружинка с кнопкой, запирающая клинок в ножнах (на кайгунто меч запирался, а не просто удерживался трением хабаки о ножны) - ржавые:


Сами ножны - деревянные, но снаружи - металл. Очень тщательно сделано, шов я не нашел. Металл покрыт красно-коричневой грунтовкой и по ней уже - черной краской. Набор - желтый сплав, довольно тонкое литье, окислено, края местами задраны, как будто по деталям стучали, сбивая их с чего-то:




Дерево внутри ножен - старое, потемневшее, в районе замка волокна отслаиваются. Никакого сравнения с желтой древесиной на рукояти:


Разобранная гарда, сфотографированная на электробритву. Рисунок на двух внешних пластинах - лучи солнаца - соответствует таковому на пластинах кай гунто:




Муфта-хабаки - довольно тонкие стенки, тщательно обработанная поверхность. Рядом для сравнения - типичная муфта тренировочного меча китайского производства (данный образец - достаточно приличного качества, не тамахаганэ, но и не кровельное железо). Видно, что у современного спортивного меча довольно грубая поверхность хабаки, стенки - гораздо толще:


Надпись на лезвии, как говорит Роман, сделана упрощенным письмом в стиле 30-40 гг и носит осмысленный характер. Надписи на хабаки - тем более. Таким образом, получилось нечто странное. Дата 1934 не может быть датой изготовления меча, потому что кайгунто нового типа появились в 1937 году. Вот сингунто - армейский новый меч, как раз в 1934. Ножны кайгунто покрывались кожей - ската или акулы. Я не нашел сведений о том, что были металлические ножны для морского меча. Но набор и конструкция - именно от кайгунто.

Если пососать палец, то можно предположить, что оружие было сделано какими-то местными умельцами для какой-то японской шишки в конце 30-х в оккупированном Китае, при этом использовался набор имевшегося меча. Цель - например отчитаться в верноподданических чувствах. Или еще что-нибудь. Рукоять много позже пришла в негодность, и продавцы тупо присобачили новье - их продают, как расходный материал к тренировочным мечам.

Собственно проблема следующая. Есть вакидзаси (к сожалению, цельнотянутый клинок, но из приличной стали), рукоять полное sheisse, переделываю на нормальный вариант. Есть две возможности:
- Хабаки из латуни/меди. делается проще.
- хабаки из мягкого железа. несколько труднее, зато не будет проблем с коррозией (насколько мне известно, потому что не специалист в обработке металлов)
Что лучше? Прошу совета тех, кто уже имел дело с подобными клинками. Для нагрева имеется абсолютно неаутентичная газовая горелка.

Коррозии бояться не надо. В подавляющем большинстве случаев оригинальные хабаки бывают из цветных сплавов. Кроме того, при правильной японской монтировке изделие можно (и нужно) разбирать для ухода.

"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов." (С) Кун-цзы

Помни о Тынисмяги!

  • Gender: Male
  • Location: Санкт-Петербург
  • Interests: Мечи, арбалеты и радиоуправляемые машинки.

Как пишут в книжке The Craft of the Japanese sword, из железа делали в основном ранние хабаки. Позже перешли на медные сплава, иногда хабаки делали из золота, но чаще - из меди, обтянутой золотой или серебряной фольгой.

Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.

Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации

Спасибо. Из золота вряд ли получится.. но чистой меди могу достать, а латунь есть. не хотелось портить клинок, а теперь спокоен и сделаю как надо.
Зы. Клинок точеный, рубит лист бумаги (А3) в полете напополам. Ножны и рукоять хочу буковые, но если не выйдет, сделаю из дуба, бо бук точить мучительно. Тогда и навершие сделаю из латуни либо меди.

Изменено: Zloy_Doctor, 21 Январь 2008 - 22:48

ИМХО, дело не в том, как лучше, а как правильно. А правильно - из латуни. Варианты золото/серебро/позолоченное железо и т.д. годны только для парадных клинков (и то сомневаюсь)

То Mishael
Думаю правильнее все-таки бронза, как для хабаки, так и для иной фурнитуры.

То Zloy_Doctor
Классическая цука изготовлялась из магнолии, но если уж заменять, то лучше не дубом, а буком. Но для ножен оптимальный вариант, думаю, самшит - конечно Вы задолбаетесь с циклями, но результат стоит того - тяжелые и главное прочные ножны, равные по боевому применению даже бокэну.

С уважением, Светлогор.

Изменено: Svetlogor, 04 Февраль 2008 - 00:22

  • Gender: Male
  • Location: Санкт-Петербург
  • Interests: Мечи, арбалеты и радиоуправляемые машинки.

Но для ножен оптимальный вариант, думаю, самшит


А еще можно сделать литые из золота. тогда ими можно отвлекать внимание врагов и травмировать, роняя им на ноги.

Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.

Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации

За магнолией можно съездить в олимпийский город Сочи

Пролетел мимо города Тамбова - зашел в местный областной музей. Не спрашивайте откуда это там, город довольно "молодой" - лет 350-370, но фотки в тему:

Жаль, не долетело.
В общем, имело место наличие катаны 18 века, фурнитура отдельно, вакидзаси того же периода и броня + шлем, в неплохой сохранности.

Изменено: Svetlogor, 10 Февраль 2008 - 00:33

Kush - посмотрел ссылу, спасибо, у меня клин не совсем правильный.
Бук достать не проблема. Сейчас пытаюсь просечь вариант хабаки из листовой латуни. На рисунках почти все понятно, однако пока сам не попробуешь.

Упоминавшаяся ранее фотография вакидзаси 18 в , сожалею о качестве, ибо пришлось снимать когда хранитель пошел на обход - т.е. очень быстро. Оцените монтировку рукояти и форму киссаки.

К сожалению снова облом. Придется описывать словами: киссаки имеет форму "плавника акулы", т.е. мунэ имеет как бы "выемку". Рукоять простая, деревянная без тесьмы, как показалось на заклепке (?), навершие составляет примерно треть общей длины. Мне кажется это несколько нехарактерно, возможно кустарная переделка.

По теме: хабаки из цветного металла - либо хорошо очищенная медь, либо латунь.

О том, почему именно японские мечи, для чего нужна шкура ската, из-за чего над некоторыми мечами приходится работать больше года, кто их покупает и сколько можно заработать на этом искусстве, Юрий рассказал журналисту ТВ2.


От аниме к мастерской

 -

 -

Юрий Томилов создает рукоять меча -

Все начинается с клинка


После того, как клинок готов, Юрий начинает создавать остальные составляющие меча. Первой изготавливается деталь хабаки — металлический воротничок для запирания клинка в ножны. Хабаки может быть медной, серебряной, латунной и создается под конкретный клинок. Сделать универсальную хабаки нельзя: даже у двух одинаково кованых клинков будут миллиметры различий и хабаки будет болтаться или наоборот не влезет. После хабаки мастер создает сэппа - две шайбы под и над гардой японского меча. Сэппа должна идеально прилегать к хабаки, чтобы не было просветов. Затем изготавливается гарда-цуба. Юрий говорит, что нередко использует готовые цубы, например, антикварные. После того, как хабаки, шайбы-сэппа и цуба готовы и закреплены, мастер изготавливает фучи и каширу: детали, которые нужны для того, чтобы рукоять меча не растрескалась. Схему составляющих японского меча можно увидеть по этой ссылке.

Юрий говорит, что если бы он мог работать над одним мечом каждый день по восемь часов, изделие было бы готово в течение двух недель. Но из-за большого количества заказов приходится разбивать по времени работу над ними. Некоторые мечи мастер делает по году и больше: то клинок придет с браком, то старая фурнитура не подходит.

Читайте также: