Фотоочерк как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Фотоочерк является жанром художественно-публицистическим.

Отсюда становится более четко очерчиваться объект фотоочерка. В качестве объекта мы видим явления современности, а также человек. Иными словами фотоочерк предстает как форма повествования о судьбе человека. Одной из самых главных характеристик фотоочерка, которую мы можем выделить - это лаконичность иллюстрированного повествования.

Фотоочерк как жанр, который существует не первый день, имеет свою историю развития. Мною было установлено, что появлению фотоочерка на страницах печати, предшествовали фотографии, которые несли в себе не просто фактически достоверную информацию, но еще и стремились вызвать у своих зрителей эмоции, такие как размышление, переживание, радость.

В одной из статей, фотограф Владимир Вяткин в соавторстве с Людмилой Семиной, говорят о существовании фотоочерка во время Второй мировой войны и в послевоенное время, далее привожу цитату из этой статьи «Создание фотоочерка требует более длительного времени, чем произведения любого другого жанра. Поэтому в годы Великой Отечественной войны на первое место в журналистике вновь выходят фоторепортаж и фотоинформация. Однако уже в 1950-1960-х годах фотографы возвращаются к жанру фотоочерка. Человеческое горе и радость недавнего прошлого, восстановление разрушенного хозяйства, достижения науки и культуры вновь оказываются в объективе фотожурналиста.

Начиная с 60-х проявляется более четко специфика этого жанра. Первое что важно мне отметить, так это то, что простая описательность, которая отличала этот жанр, начинает постепенно преодолеваться.

К сегодняшнему времени основные рамки жанра сформировались довольно четко. Мы можем сказать что во второй половине минувшего века фотоочерк сделал большой шаг в сторону своего развития. Например, можно отметить что с фотоснимков исчезают стандартные герои та самая описательность отходит на второй план пропуская на свое место анализ человека и его характера осмысление реалий происходящего.

Сейчас фотоочерк немного переосмыслен и изменен. На мой взгляд, дело здесь может быть связано с отсутствием цензуры в прессе. Из этого мы можем наблюдать такую тенденцию, связанную с фотоочерком, как его больший уклон в сторону политики и жизни элиты нашего времени(популярным артистам и т.д.).

Еще одна особенность, определяющая фотоочерк - последовательность фотографий, это некий фундамент его содержательности.

Снимки или притягиваются друг к другу как магниты, или же, наоборот, сопротивляются насильственному объединению и не хотят жить вместе. Между ними возникают изобразительные и смысловые связи, которые определяют закономерность такого соединения фотографий и содержание, возникающее в результате этого соединения.

Совсем не обязательно размещать фотографии по ходу реального времени.

Так на одном из кадров возможно изображение места действия, на другом герои съемки, остальные кадры изображают скрытую информацию на главных снимках. Однако, необходимо в фотоочерке наличие завершенности действия. Оно способствует показу того, что герой, ставший неким образом в очерке( наличие образов в фотоочерке только приветствуется фотографами) завершается, находит итог и авторский замысел, однако тема на этом не является исчерпана полностью.

  • · портретный (отражает проблему через призму судьбы человека),
  • · путевой (воплощает через себя образы края, города),
  • · проблемный (фотографии более документальны, отсутствуют образы, авторы сразу переходят к изображению проблемы).

Теперь, поняв и проанализировав перечисленные выше сведения, мы можем сделать вывод о том, что каждый жанр имеет свои определенные особенности, которые способны отделить их от других, схожих с ними видов. Во многих жанрах, авторы использованной для изучения темы литературы, приходят к единым выводам, об основных элементах, составляющих жанры. Однако не все так просто. Мне становиться ясно, что пока мы не можем говорить о том, что подобная систематизация жанровой системы совершенна. В связи с прогрессом в различных сферах жизни человека, особенно в технической и социальной, некоторые жанры, такие как фотопортрет, теряют свою актуальность. Отходя и теряя свою художественность, показ личности и человеческой души, классический фотопортрет растворяется в других жанрах.

Имея в руках фотоаппарат, можно создавать как одиночные фото, так и целый последовательный ряд из фотографий, историю, воплощённую в фотографиях. Такой своеобразный рассказ принято называть фотоочерком.

Он всегда посвящён какому-то одному конкретному событию. В нём присутствует определённая логическая последовательность. Без этого он не будет содержательным. Наиболее выразительную и значимую фотографию чаще всего размещают на первой странице журнала. Остальные фото монтируются по 2 ÷ 4 штуки на последующих страницах. Это наиболее кропотливая и ответственная работа бильд-редактора (т.е. редактора по изображениям).

фотоочерк

Первый снимок фотоочерка, как и первый абзац романа, очень важен и от него зависит многое. Это своеобразная визитная карточка и приглашение войти. У зрителя должно появиться желание принять это приглашение. И поэтому правильно выбрать первый снимок непросто. Определить последний снимок тоже нелегко. Это выход, логичное окончание. Также важна и кульминационная фотография. Это наиболее выразительный и ёмкий снимок. И хотя его появление подготовлено всеми предшествующими кадрами, однако всё равно элемент неожиданности присутствует. Кульминация может состоять не только из одной, но иногда и из двух-трёх фотографий. В кульминации заключена основная мысль фотоочерка. И уже в готовом очерке все фото на своих местах. Ни одно из них нельзя удалить, ни одно добавить. И местами менять также нельзя. Создана целостная художественная композиция.

Фоторепортаж — жанр фотоискусства и журналистики, который никогда не потеряет своей актуальности, ведь его главное достоинство — возможность показать людей наиболее правдиво и естественно, запечатлеть события с документальной точностью. Продуктом работы фотографа в данном случае может быть отчет о каком-либо культурном мероприятии, важном политическом или историческом событии или просто серия снимков, запечатлевающая какой-то фрагмент жизни людей.



Что нужно для съемки фоторепортажа?

С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении — вспышку или светосильную оптику ( в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.

Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.

Где учиться?


Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.

Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.

Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.

Составляющие фоторепортажа


У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.

1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.

3. Повествовательность. Фоторепортаж — это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.

4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.

Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.

Как снимать?


Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.

Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.

Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.

Выступающего с трибуны оратора не рекомендуется снимать снизу, так как при такой точке съемки черты лица человека будут искажены. Лучше делать кадр с уровня трибуны или издалека при помощи телеобъектива.

Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.

Что делать, если ничего не происходит?

Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера — изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.

Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом — это непростая задача.

Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.

Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.

Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.

Сделайте репортажные фотоснимки еще лучше! Скачайте программу ФотоМАСТЕР:

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Как делать репортажные снимки


Репортаж – это некий рассказ, который ведется при помощи фотографий. Фоторепортажи привыкли считать уделом журналистов. Однако в последнее время этот жанр перешел в повседневную жизнь. Например, блогеры используют его для создания сторителлинга. В этой статье мы расскажем особенности построения увлекательной фотоистории.

Что нужно для съемки

Считается, что для фоторепортажа обязательно нужно профессиональное оборудование. Но этот жанр хорош тем, что его может снимать даже любитель. Достаточно хорошей фотокамеры или даже телефона.

Если вы решили заняться этим профессионально, тогда вам понадобятся:

Желательно приобрести фотоаппарат с полноразмерной матрицей. Эта аппаратура выдает лучшие настройки ISO. Это полезно, если вы делаете репортаж в сложных погодных условиях или ночью.

Как фотографировать репортаж

Полнокадровый фотоаппарат Nikon с кроп-фактором 1

Объектив

Широкоугольный объектив Sirui (слева) и универсальный Fujifilm

Стандартный набор: фотосумка, аккумуляторы для фотокамеры и вспышки, зарядное устройство, карты памяти.

Как избежать ошибок

Съемка репортажа требует быстрой реакции, так как вы фиксируете на камеру движущихся людей. При этом не обойтись без ошибок, особенно если вы не профессионал. Самые распространённые из них:

На стандартных фотоаппаратах со вспышкой по умолчанию установлена выдержка 1/60 секунды. Для съёмки движущихся объектов этот параметр не подходит. Используйте вместо это режим приоритета выдержки.

Смазанные объекты

Иногда смазанность — задумка фотографа, но чаще это ошибка настроек

Такая ошибка происходит из-за невнимательности фотографа и очень легко устраняется в процессе обработки в программе для редактирования фото. Достаточно пары кликов.

Заваленный горизонт

Следите за линией горизонта

Пятна на фото

Правильные линзы способны предотвратить блики на камере

Построение истории

Как уже упоминалось, фоторепортаж – это рассказ. Вот несколько советов, как фотографировать репортаж таким образом, чтобы поведать увлекательную историю.

Вступительное фото должно познакомить вашу аудиторию с событиями и дать понять, о чем будет рассказываться. Также желательно обозначить место съемок. Обложка дает понять, идет ли репортаж об уличном протесте, концерте, спортивном мероприятии или, например, свадьбе. Вступительное фото должно быть достаточно интригующим, чтобы привлечь зрителя и побудить просмотреть остальную часть.

Обложка

Открывающее фото должно отображать суть истории

Чтобы сделать фотографию динамичной, снимайте движения, жесты, а также взаимодействие людей. Статичные фотографии могут включать, например, портреты, которые позволят аудитории прочитать выражение лица и увидеть, какие эмоции вызывает в человеке событие. Чередуйте движение и статику, это делает историю более увлекательной.

Динамика/Статика

Чередуйте статичные и динамичные кадры

Совсем необязательно фокусироваться только на основных событиях. Обратите внимание на второстепенных персонажей и даже предметы. Заснимите на камеру аудиторию концерта, наслаждающихся музыкой, или гостей на свадьбе, обсуждающих какую-то новость. Такие фотографии помогут отобразить общую атмосферу.

Дополнительные кадры

Фотографии, на которых отображены эмоции человека, помогут зрителю настроиться на историю и сопереживать действующим лицам. Необязательно использовать такие очевидные кадры, как плачущий/смеющийся человек и прочее. Постарайтесь выразить эмоции людей на фото более тонко с помощью жестов, взаимодействия, взглядов.

Эмоциональные моменты

Включайте в репортаж эмоциональные моменты

Репортажная серия, как книга или фильм, должна заканчиваться фотографией, закрывающей сюжет. Обычно это окончание мероприятия, которая отражает общее настроение события. В репортаже с концерта это может быть кадр, на котором группа или исполнитель аплодирует своей аудитории.

Финальный снимок

Финальный снимок должен подводить итог

Исправление ошибок в фоторедакторе

Мы рассказали, как снимать репортаж таким образом, чтобы он увлек зрителя. Однако пост-обработка также имеет важное значение при создании фотоистории. Рассмотрим некоторые функции, которые понадобятся вам при редактировании снимков для репортажа. Для этого мы воспользуемся программой ФотоМАСТЕР.

ФотоМАСТЕР

Установите и запустите программу

Программа содержит такие полезные функции, как:

Итак, мы рассмотрели главный аспекты создания репортажа и как оградить себя от возможных ошибок. Этот жанр фотографии украсит портфолио или увлекательно поведает вашу историю подписчикам в социальных аккаунтах. А профессионально обработать созданные снимки поможет фоторедактор ФотоМАСТЕР. Скачайте программу с нашего сайта и создавайте яркие, запоминающиеся фотоистории.

Репортажная съемка. Дэвид Гуттенфельдер. Фотография парада в честь 70-летнего юбилея в Северной Корее

Краткая история репортажной съемки

Репортажная съемка довольно долго ждала своего часа после возникновения фотоискусства. Во второй половине XIX столетия техника была слишком громоздкой и требовала длинной выдержки. Попытки снимать военные действия предпринимались с 1850-х, но съемки были постановочными, а их качество не позволяло говорить о художественной ценности. На рубеже веков появились скрытые камеры и сделанные ими фотографии городской жизни.

Период с 1930-х по 1950-е называют золотым веком фотожурналистики. Удачные снимки публиковались в лучших газетах и журналах с миллионными тиражами. Затем эстафету перенимает телевидение, а репортажные фото постепенно перемещаются в музеи, выставки и книжные издания. Со временем авторы начали не просто снимать события, но и передавать через фото свое отношение к происходящему. Еще одна тенденция — причислять к репортажу фотографии на социальную тему: съемки городской жизни или определенных слоев населения.

В настоящее время востребованной в СМИ и коммерчески успешной стала репортажная съемка, близкая к гламуру. Знаменитости выглядят интереснее, когда их снимают во время фуршетов и других мероприятий. Еще одно популярное направление — стрит-фото, когда звезд фотографируют тайно, часто в неподобающем виде. По-прежнему остается актуальным освещение спортивных, культурных и политических событий.

Репортажная съемка. Дэвид Гуттенфельдер. Фотография пешеходной улицы в Токио

Особенности репортажной съемки

Репортаж — сложный жанр, ведь он объединяет портрет, пейзаж и бытовую съемку. Фотограф не может попросить участников действия остановиться и встать в подходящую позу. Наблюдая за происходящим, он должен моментально выхватывать главное и делать удачные кадры с первой попытки. Если автор поднимает острые темы — снимает места военных действий, аварий и катастроф — то работа осложняется эмоциональной нагрузкой, а иногда и опасностью для жизни.

Репортажная съемка. Джеймс Нахтвей. Репортажное фото из Конго, 2008

Фоторепортаж может состоять из одной фотографии или серии снимков. В первом случае фото должно быть максимально выразительным, чтобы передать весь смысл события. Во втором — кадры необходимо разместить последовательно и обеспечить истории завязку, развитие, кульминацию и заключение.

Самые известные авторы в жанре репортажной съемки

Репортажной съемкой занимается множество талантливых фотографов по всему миру. Лучшие из них публикуют свои работы в известных журналах и получают престижные награды. Особенно высоко ценятся Пулитцеровская премия и World Press Photo. Вот несколько знаменитых мастеров фоторепортажа:

Репортажная съемка. Дэвид Гуттенфельдер. Репортажное фото из Северной Кореи

Читайте также: