Трансформатор для усилителя звука своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Решил улучшить полосу у однотактного лампового усилителя.

Стояли вот такие самонамотанные выходные трансформаторы. С индуктивностью 19,5 Гн. Сперва поставил ТВ-2Ш2, а потом заменил их на самонамотанные трансформаторы на кинаповском железе от дросселей - с таким же сечением провода и количеством витков, только с двойным секционирование вторичной обмотки. За счет чуть большего размера трансформаторного железа(отборного и хорошего качества) получил такую индуктивность. но данный прибор немного привирает и непонятно на какой частоте меряет и по какому алгоритму, поэтому позднее перешёл на более точный прибор DE-5000.

А заменил трансформаторы на такие же, только собранные из двух комплектов такого трансформаторного железа (площадь сердечника 8 кв.см.). Получил по прибору DE-5000 индуктивность 25 Гн на частоте измерения 100 Гц.

Мотал на таком станке (у меня есть статья про этот намоточный станок):

Итак более подробно - на данном однотактном усилителе SE 6AU6(6ж4п)+EL86(6п43п) стояли выходные трансформаторы изготовленные из одного кинаповского дросселя для накалов ламп - (у кинаповского дросселя провод намотан в навал, диаметр провода 0,505 мм по лаку, индуктивность маленькая и он для анодного напряжения не подходит).

В принципе звуком был доволен, когда сделал первоначальные выходные трансформаторы из дроссельного железа. Потом были ещё несколько выходных трансформаторов из таких же дросселей, с таким же количеством витков, но с другим секционированием. И звук на них получился чуть получше. Поэтому решил их перемотать на другое секционирование и увеличить в двое площадь сердечника. По прикидкам по размерам должны войти в защитные колпаки выходных трансформаторов.

Начал делать секционирование по приведённой картинке из учебника.

Здесь, которые стояли были сделаны по схеме - правый столбец, вторая сверху.

А более поздние были сделаны по схеме - правый столбец, верхняя картинка.

Пробовал варианты с разным сечением первички и вторички. Количество витков было на основе очень мне понравившегося трансформатора ТВ-2Ш2, только было добавлена вторая вторичная обмотка, а сечения проводов соблюдены. Секционирование сделано по картинке , приведённой выше.

После всех экспериментов решил опробовать схему секционирования из правого столбца, 6 сверху. Но тут пришлось уменьшать диаметр жил вторички, чтобы хоть как то вошло нужное количесвто витков в каркас катушки трансформатора..

Стоял вопрос по сечениям сердечника - выбор был либо уменьшить количество витков первички и остаться на диаметрах вторички от ТВ-2Ш2, либо что то другое.

Тут вспомнил о такой методичке.

Прикинул сечения провода.

По диаметрам - вторички - решил опереться на сечение. То есть - 0,75 мм это 0,442 мм2, а 0,5мм по лаку это скорее всего - 0,45 мм по меди-0,142 мм2 - то есть три провода по ,142*3=0,426 мм2- ну. почти одинаково по сечению.

Начал мотать, а тут кончился провод 0,16 на катушке ПЭТВ-2, быстро купить удалось только 0,18 ПЭВ. ну и вся технология поехала , те пропитки , которые применял для ПЭТВ-2 просто растворяют лак изоляции провода ПЭВ. Да ещё провод чуть толще - вроде запаса на каркасах на запланированное количество витков хватало по ширине, но уже впритык. и пришлось несколько раз переделывать.

На фото - каркасы, железо и корпуса от кинаповских дросселей, а также катушки - которые стояли на одинарном наборе от дросселей и на двойном наборе дросселей.

А также втулка под каркас для намоточного станка. Провод от кинаповских дросселей использовал как вторичку для двойных трансформаторов - провод был пропитан составом на основе воска или парафина - масса серого цвета. Убиралась тряпочкой в спирте. Но что то оставалось на проводе и после рядной намотки, за счет этого "что-то", провод прилипал друг к другу..

Было несколько неудачных попыток пропитки не подходящими пропиточными составами для провода ПЭВ.

Вот катушку разломал пропитанную ПВА -у ней утечка между первичкой и вторичкой -20кОм. Но на усилитель поставил - на тестовые колонки - получил потенциал 285 вольт на вторичке и корпусом усилителя. Но если осторожно, то можно было послушать. Баса было больше, ВЧ хуже. Меандр кривой. Фото меандра не сделал.

Но дергает по пальцам - при случайно прикосновении к акустическим проводам, хорошо хоть не сильно. Но достаточно , чтоб разломать катушку. Катушка высохла и стала как камень с трудом отодрал стенку каркаса и чуть чуть бумагу с боков, чтоб пакеты посмотреть - после обжимки - на пустоты и прочие непотребства, но не смог отодрать. Нужно напильником стачивать но пока нет времени и желания - и так что хотел - увидел.

Также нельзя пропитывать провод ПЭВ лаком для волос - самый удобный вариант пропитки в бытовых условиях при намотке проводом ПЭТВ-2, который вполне хорошо пропитывается данным аэрозольным лаком. На фото в галерее - видно как слезла изоляция с провода ПЭВ при обработке лаком для волос. Причем растворяет он её медленно - то есть когда намотаешь трансформатор, прибор нормально показывает все параметры, а потом минут через 15-20 - раз и межвитковое короткое замыкание. Почему лак для для волос, а не рекомендованные лаки для пропитки? - а где их быстро купить? И не в большой таре, а в маленьком объёме. Так что для бытовых условий лак для волос самое то - только надо брать без отдушек, а то трансформатор будет первую неделю благоухать духами - пока весь запах не выйдет. Если кто предложит достойный альтернативный вариант для применения в домашних условиях - буду очень благодарен. Так с подбором пропиток намучался сильно, а для провода ПЭВ так ничего толком и не подобрал - кроме восковой пропитки провода.

Выбираем выходную лампу – строим нагрузочную прямую и выбираем РТ на ВАХах, находим приведенное сопротивление, выбираем сопротивление акустики (нагрузки), в результате вычисляем соотношение витков первичной и вторичной обмоток = Ктр = √КВ (приведенное сопротивление анода: сопротивление акустики).


Запасаемся большим тюбиком клея “Момент”, тонким канцелярским и нешироким малярным скотчем. Штанген, металлическая точная линейка, калькулятор, карандаш. ЗАМЕРЫ – окно, что ограничивает железо, точно до десятых мм.

На столе – таблица номиналов диаметров намоточного провода, сечений по меди и по лаку, допустимый ток при токовой нагрузке.

Дырки для выводов, для фторопластового провода, чтобы намоточный тонкий не ломался. Дырки для крепления-пайки под голую медь 0,75-1,0 мм, потом залудим.

Готовим межсекционную изоляцию – полоски офисной бумаги с бахромой по 1,5 мм шире окна катушки с каждой стороны.

Замеряем:



Пример: 34,5х10 мм, дно = 34,5 мм, высота = 10 мм.

Секционирование – соединение обмоток ТОЛЬКО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ! Любой слой заполняется только полностью и без просветов.

Сначала не меньше половины первички, затем межсекционная изоляция – 3 слоя подготовленной офисной бумаги с бахромой, затем – слой вторички, межсекционная изоляция, затем четверть первички, межсекционная 3 слоя, слой вторички, межсекционная, оставшаяся четверть первички, межсекционная 3 слоя, затем можно слой первички (около 200 витков) для катодной обмотки, и последний оставшийся слой вторички – на нем желательно делать выводы-петли через каждые 5-7 витков для подстройки под конкретную акустику, на слух.

Итого получается: ½ I – II – ¼ I – II – ¼ I – К – II (5+5+5+5+5+5)

РАСЧЕТ

Прикидываем – количество витков вторички в одном слое проводом около 1,0 по меди (из практики) – 1,09 лак.

34,5 : 1,09 = 31,65 – 1 виток = 30 витков слой вторички.

Таких слоя будет 3 (три).

Моя задача – первичка 5к и два вывода на 8 Ом и 16 Ом.

Вычисляем витки первички. Через Ктр, для 8 Ом = 25, для 16 Ом = 17.

(Ктр = кв.корень [5к : Ra]) = корень (5000 : 8) = корень 625 = 25 для 8 Ом, и соответственно 16 Ом = 17.

Значит два слоя вторички – 8 Ом, три слоя – 16 Ом.

Прикидываем равенство первичек.

Два слоя вторички = 60 витков (на 8 Ом) х 25 (Ктр 8 Ом) = 1500 витков – прикидочная первичка на 8 Ом.

Три слоя вторички = 90 витков (на 16 Ом) х 17 (Ктр 16 Ом) = 1530 витков – почти одинаково. Выбираем среднее (да простят ГУРУ инета) = итого первичка 1515 витков.

Расчет диаметра первички

Реальная площадь окна = 34,5 х 10 = 345 мм 2 .

Из практики – первичка и вторичка требуют одинаковые площади, на первичку = 345 : 2 = 172,5 мм 2 .

Из практики на вспучивание и изоляцию эту площадь делим на 1,4 и получаем чисто под провод первички = 172,5 : 1,4 = 123,21 мм 2 , делим его на количество витков и получаем площадь для одного витка = 123,21 мм 2 : 1515 витков = 0,08133 мм 2 . Извлекаем квадратный корень и получаем искомый диаметр провода первички по лаку: √0,08133 = 0,2852 мм.

По таблице по лаку ищем ближайшее меньшее, получается по меди: 0,25 – 0,23 мм.

ИТОГО: карта намотки = 758 (1515:2) витков 0,23 мм – изоляция – 30 витков 1 мм – изоляция – 379 (1515:4) витков 0,23 мм – изоляция – 30 витков – изоляция – 379 витков 0,23 мм – изоляция – слой 0,23 мм – изоляция – 30 (5+5+5+5+5+5) 1.

Мотаем:


При очень длинных обмотках возможно применение межслойного канцелярского скотча в один слой.

Выводы тонкого обмоточного провода желательно маркировать разноцветными кембриками:


Собираем

Пушпул = без зазора, однотакт = с зазором.

При токе анода до 50 мА – зазор 0,05 мм – один слой кальки, при токе 100-120 мА = зазор 0,1 мм – один слой обычной офисной бумаги, ТОЛЬКО НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КЕРНЕ !

Выводы толстых проводов соединяем и формуем как клеммы подключения, придумывать ничего не надо. Тонкие – зачищаем обжигом и аккуратно чистим мелкой наждачкой. Залуживаем и надежно припаиваем к подготовленной панельке из текстолита с закрепленными голого провода около 1 мм клеммами. Эту панельку для удобства крепим на болтах в ближайшем месте от выводов из катушки.

Предыдущей статье я рассказал о изготовлениии простого намоточного станочка.
Пришло время показать изготовленные трансформаторы для ламповой техники. Первым был выходной трансформатор для гитарного комбоусилителя JCM800. Попалось хорошее железо 0,35 мм на развале. Хорошее сечение 12,5 см.кв. Мотать стал на своём станке. Особо не спешил, за 2-3 часа одна обмотка в день. Каждый слой при помощи строительного фена и свечи пропитывал воском, чтобы потом не варить в парафине весь трансформатор.


Получилась вот такая катушка, схема намотки: 1/4 - I, II - с отводами на 4, 8, 16 Ом, 1/2 - I с выводом от середины обмотки, II - с отводами на 4, 8, 16 Ом, 1/4 - I.


Симметричность плеч первичной обмотки по сопротивлению получилась хорошая.



И вот он первенец установлен на шасси. Получился отличный трансформатор, дает хороший плотный бас и хорошую резкость на высоких тонах.


Процесс намотки еще двух трансформаторов для fender 5E3, к сожалению, не заснял, но полуфабрикаты уже намотанных на фото. Уже намотанный силовой и выходной трансформаторы.


Здесь я решил пойти дальше в плане эстетики. Видел, что на всех фирменных усилителях обмотки закрыты металлическими крышками. Если брать "наши" трансы в перемотку, то там не только крышек нет, но и железо не всегда без коррозии. Это обстоятельство, конечно, не очень мешает, а дает дополнительную изоляцию пластин. Так вот крышки я стал делать самостоятельно из оцинкованной жести с полиэстровым покрытием. Из этой жести гнут отливы на окна. Она бывает с одной стороны белой или коричневой, а с другой стороны серой. Рисуем на отрезке жести выкройку.


Процесс изготовления и очередность реза расписаны на картинке. Заштрихованные части, обозначенные цифрой 3 при сгибе, заправляются под часть 4. После того как крышка будет согнута по всем линиям, одеваем на трансформатор, отмечаем что нужно отрезать и отрезаем. Придаем с помощью струбцин нужную форму и сверлим отверстия для стягивающих болтов. Если есть длинное сверло, сверлим прямо по месту через отверстия в железе собранного трансформатора. Края крышки, которые размечали по ширине железа можно отмерить на 2-3 мм больше, чтобы после стяжки трансформатора эти края с помощью киянки загнуть по периметру. Так будет эстетичнее. Следующая стадия - покраска крышки и железа с торцов. Получаем примерно такой вид.


Следующие два трансформатора выходной и силовой опять же для другого JMC800 я мотал уже на моей трансомоталке.



Выходной пропитывал парафином, описанным выше способом. Силовой этой процедуре подвергать не обязательно. В результате получились такие вот братья.


Средний дроссель не в счет. Отличный дроссель из светильников дневного света, не требующий доработки.

На новой трансомоталке процесс намотки стал гораздо веселее.
В общем, для меня миф об ужасах намотки трансформаторов развеян.
:hi:

Новое — это хорошо забытое старое.
Пословица

Двадцать лет назад я, как и многие радиолюбители, интересующиеся звуковой аппаратурой, зачитывался журналом "Радио" и его младшим братом — сборником "В помощь радиолюбителю". Со своими друзьями я бурно обсуждал необходимое количество нулей после запятой в коэффициенте нелинейных искажений "идеального" усилителя и его устремляющуюся в космос скорость нарастания. Тогда ведь не столько слушали звучание, сколько восхищались техническими характеристиками. К сожалению, этой болезнью многие страдают и поныне.

Однажды, примерно в 1980 году, на запрещенном тогда радиорынке у магазина "Юный техник" в Автово я увидел молодого человека, продающего наушники "Sennheiser". На груди у него на скрепке висел листок бумаги с надписью: R = 600 Ом, DF = 40 Гц — 18 кГц. Об этой фирме я уже кое-что знал, хотя для Ленинграда она была большой редкостью. Удивили меня характеристики. Как же так? У всех наушников того времени диапазон частот меньше чем 20 Гц — 20 кГц не писали. Даже у гонконгских. На мой удивленный вопрос парень ответил: "А ты их послушай". И дал совет: не верить глазам своим, а верить ушам.

Мы познакомились. Это был известный "ламповщик" Сергей Егоров. Он пригласил меня к себе домой, и я попал в комнату настоящего профессионала-фаната — в "звуковой" рай. На рабочем столе полукругом возвышался небоскреб из десятков классных измерительных приборов, вокруг громоздились коробки с лампами, конденсаторами, трансформаторами, лежали грудами корпуса для усилителей, "кинаповские" динамики и т. д. У стены была сложена фанера, деревянные бруски и стояло несколько пар полутораметровых рупорных акустических систем. Такого я никогда не видел.

Сергей показал мне несколько японских радиотехнических журналов, которые были заполнены ламповыми схемами. Недоумение мое возрастало: весь мир завален японской транзисторной техникой; для себя, значит, лампы, а для остальных стран — транзисторы? Почему?

Окончательно меня повергло в изумление натуральное и живое звучание лампового усилителя и то, что у него, как сказал Сергей, коэффициент нелинейных искажений аж 1%. В голове все смешалось.

С этого момента я вошел в мир ламповой аудиотехники и рупорной акустики. По японской схеме, но на наших лампах собрал свой первый ламповый усилитель, затем корректор (кстати, без катодных повторителей, без SRPP и с пассивной коррекцией). Как-то мы с Егоровым попали на прослушивание, проходившее в одной известной коммунальной квартире в Басковом переулке. Было несколько экспертов, один из которых, когда испытывали мой корректор, язвительно-весело заметил: "А у вас фонит!" Это был уже тогда знаменитый А. Лихницкий. Другой, которому при прослушивании вообще ничего не нравилось, слушая усилитель Егорова, указал на "зализанность и волосатость" звучания и как итог — на "ядовитость" звука. И добавил: "Похоже, это общая болезнь трансформаторов". Как выяснилось, одна неосторожно брошенная фраза может надолго увести с правильного пути.

Шли годы. Мой интерес к звуковой технике и к звуку возрастал. Решив соединить профессию и хобби, я поступил на работу в Дом радио. Но там вопрос качества звучания и его улучшения стоял далеко не на первом месте. К примеру, звукорежиссеру не нравится звучание; техники прикатывают похожий на робота мультиизмерительный комплекс на колесиках, тестируют тракт и говорят, что параметры в норме и претензии не принимаются. Но энтузиасты-радийщики всегда предпочитали использовать в звуковом тракте трансформаторы, особенно на входе и выходе микшерных пультов, микрофонных усилителей и на выходе микрофонов. Старые звукорежиссеры с нескрываемой ностальгией вспоминали прозрачное динамичное звучание профессиональных ламповых усилителей с высокочувствительными акустическими системами на больших бумажных диффузорах. Да и уши за рабочую смену от них не уставали,— добавляли они.

К началу 1995 года последователи Егорова собрались вместе. Казалось, теперь можно быстро решить все проблемы качества звучания. Мы плотно занялись исследованием влияния на звук отдельных радиокомпонентов (резисторов, конденсаторов, ламп, проводов и т. д.); начали определять закономерности изменения звучания при использовании различных схемотехнических решений, комбинаций элементов и способов монтажа; стали упрощать сигнальные схемы, уменьшать количество используемых элементов, укорачивать путь прохождения сигнала. После каждого изменения звуковой тракт тщательно прослушивался. Отказавшись от "кругового пути"— ООС, мы стали отказываться и от всевозможных "параллельных путей". Причем обнаружилось, что эти "круговые" и "параллельные" пути есть везде и не так просто их выявить. Зато, если удается это сделать, насколько улучшается звук! Например, устранение "параллельных путей" в блоке питания улучшает звучание на порядок больше, чем замена межблочного кабеля или кабеля к АС, пусть даже на очень дорогой. Хотя это вовсе не значит, что нужно забыть о влиянии конструкции и материала проводов на качество звука.

После того как в разработанных нами схемах с гальваническими межкаскадными связями остался один выходной (или разделительный) конденсатор, встал вопрос: а нельзя ли избавиться и от него? В свое время основатель фирмы "Audio Note" Хирояши Кондо сказал: "Если количество элементов в цепи уменьшить хотя бы на один, то будет устранен еще один источник механичного звучания" [1]. А уж насколько пагубно влияют конденсаторы на звук, я думаю, знают многие.

Мы стали искать новое решение, которое на поверку оказалось очень старым. Как сообщает журнал "Sound Practices" [2], еще в 1912 году был создан первый звуковой усилитель "Audion", вообще не имевший разделительных конденсаторов; все межкаскадные связи в нем были построены на трансформаторах (а вот первые резистивно-емкостные схемы, говорится в этом же журнале, появились лишь в 1916 году). Значит, применяя трансформаторы, можно полностью избавиться в звуковом тракте от разделительных конденсаторов, а с учетом современных разработок — и от резисторов. Останутся только лампы и трансформаторы! И все!

А какова ситуация в этой области сегодня? Два года назад фирма "Marantz" выпустила флагманский усилитель "Project T1" на прямонакальных лампах с трансформаторными связями. Уже много лет известный разработчик фирмы "Yoshiki Industrial Co., Ltd" Шишидо применяет в своих моделях трансформаторы по всему тракту, да и сам Кондо-сан в последнее время в своих разработках все больше использует межкаскадные трансформаторы. И наконец, из "Интернета" мы узнали, что в Японии есть знаменитый аудиофил Сакума, вот уже 20 лет разрабатывающий различные усилительные устройства на основе не менее знаменитых входных, межкаскадных и выходных трансформаторов фирмы "Tamura".

Чем же так привлекательна (была и снова стала) трансформаторная связь? Из теории известно [3], что трансформаторный каскад (рис. 1, а) отличается от резистивно-емкостного (рис. 1, б) следующими чертами:

обладает значительно более высоким КПД;

способен создавать для лампы наивыгоднейший режим нагрузки (то есть режим, в котором она получает максимально возможное напряжение и мощность при минимальных искажениях);

позволяет получать необходимое выходное сопротивление и добиваться оптимального согласования между каскадами;

дает возможность получать большое выходное напряжение сигнала;

Недостатками трансформаторных каскадов являются увеличенные массогабаритные параметры (что не так важно в ламповых конструкциях) и не очень хорошие амплитудно- и фазочастотные характеристики. Впрочем, последние можно улучшить путем повышения качества трансформатора, что, однако, непросто и недешево.

Проверим (для тех, кто любит все считать) первое, наименее очевидное преимущество трансформаторного каскада перед резистивно-емкостным. Возьмем, к примеру, лампу 6С45П-Е, которая имеет высокий коэффици- ент усиления μ≈50, низкое внутреннее сопротивление в рабочей точке Ri = 1,25 кОм и низкий уровень собственных шумов. Выберем рабочую точку: напряжение анода Ua = 150 В, ток покоя I0 = 35 мА, при этом мощность, рассеиваемая на аноде, составит Pa = UaIa = 5,25 Вт. С целью уменьшения нелинейных искажений возьмем нагрузочный коэффициент α = 3,76, тогда сопротивление анодной нагруз- ки по переменному току составит Ra = αRi = 4,7 кОм. Пусть переменное напряжение на выходе обоих каскадов составит Uн = 60 В, а нагрузкой служит резистор Rн = 47 кОм (входное сопротивление следующего каскада). Возьмем трансформатор с КПД ηтр = 0,9 (что реально) и сопротивлением первичной обмотки Rт = 200 Ом. При этом коэффициент трансформации Кт = √(Rн/Ra) = √10.

Подсчитаем КПД анодной цепи для двух видов каскадов. Мощность на нагрузке:

КПД анодной цепи:

Рис. 1 Выходной каскад усилителя:

слева — трансформаторный; справа — резистивно-емкостной

Итак, КПД трансформаторного каскада почти в 9 раз больше КПД резистивно-емкостного каскада.

Пойдем дальше. Посмотрим, какое напряжение источника питания требуется для обеспечения необходимого режима по постоянному току:

Таким образом, требуемое напряжение (а следовательно, и мощность) источника анодного питания для трансформаторного каскада будет в 2 раза меньше, чем для резистивно-емкостного.

Проверим, какая часть мощности сигнала достигает нагрузки. Мощность сигнала, выделяемая на аноде лампы:

(здесь Rэ = RаRн/(Rа+Rн) — эквивалентное сопротивление нагрузки лампы).

Мощность сигнала, выделяемая на нагрузке

Отсюда следует важный вывод: в трансформаторном каскаде 9/10 мощности сигнала достигает нагрузки, а в резистивно-емкостном — лишь 1/11 часть (остальные 10/11 выделяются на анодном резисторе впустую!).

Ну, хорошо, цифры цифрами, а как же самое главное — звучание? Мы уже знали, насколько по-разному могут звучать трансформаторы разных фирм — входные (МС) и выходные. Свои выходные трансформаторы мы рассчитывали и многократно дорабатывали, учитывая только параметры. Как заразен вирус технократизма! Правда, экспериментировать со звучанием выходных трансформаторов чрезвычайно трудоемкая работа, и не очень это корректно, ведь перед трансформатором у нас было несколько нетрансформаторных каскадов. Надо было идти от простого к сложному. Решили отработать звучание только одного линейного трансформаторного каскада.

Нам попался под руку старый выходной двухтактный трансформатор от радиолы "Симфония". Не трогая обмоток и собрав заново железо сердечника с зазором, мы сделали стандартный трансформаторный каскад. При подключении его к источнику питания и измерении параметров были получены неважные характеристики, в частности АЧХ 90–11000 Гц (по уровню -3 дБ). А как это воспринималось на слух? Несмотря на явно слышимые ограничения частотного диапазона, звучание оказалось быстрым, энергичным, с большими динамическими контрастами. При этом в нем было столько музыки, что мы просто поразились. Традиционные резистивно-емкостные схемы такого эффекта не давали. Не помогали и гальванические схемы (частный случай резистивно-емкостных).

Мы вплотную занялись конструкцией выходного трансформатора для предусилителя — с целью получения наиболее низкого выходного сопротивления (которое позволяет снизить влияние паразитных параметров соединительного кабеля [4]), много раз перематывали обмотки, и наконец нам удалось получить отличные технические характеристики: АЧХ 8–140000 Гц (-0,5 дБ), Кни = 0,09% (50–12500 Гц, Uвых= 1 В). Но звучание нас не совсем удовлетворило. Что-то мешало.

На основе наработанного нетехнократического опыта был сделан тщательный анализ конструкции трансформатора и найден камень преткновения. Убрав этот "камень", мы смогли добиться желаемого звучания. Технические характеристики же при этом явно ухудшились: АЧХ 22–24500 Гц (-0,5 дБ), Кни = 0,12% (50–12500 Гц, Uвых= 1 В). Лишний раз мы убедились, что связь технических параметров, имеющихся в нашем распоряжении, с качеством звучания далеко не однозначна.

Полученный трансформатор для выходного каскада линейного устройства оказался достаточно универсален: его с успехом можно использовать в линейном предусилителе, усилителе для телефонов, выходном каскаде проигрывателя компакт-дисков, корректора RIAA или цифро-аналогового преобразователя. На данный момент разработаны и запущены в производство две версии трансформатора: "TL 45" для лампы 6С45П-Е и "TL 4C" для ламп 2А3, 6В4G, 6С4С, включенных по схеме, которая показана на рис. 2. Эта схема является дальнейшим развитием "трансформаторной идеи" в выходных линейных каскадах.

Четвертое свойство трансформаторных каскадов (см. выше) делает весьма привлекательным их использование в предмощных (драйверных) схемах, работающих на мощные выходные триоды типа 300В, VV30B, 211, 845, ГМ70, SV572 и др. В этом случае трансформатор позволяет получить огромную амплитуду выходного напряжения (100 В и выше) при низких нелинейных искажениях (0,2–0,4%), а также малое выходное сопротивление, что необходимо для работы оконечной лампы с токами сетки [5].

Работа в этом направлении привела к созданию драйверного межкаскадного трансформатора TI300B для ламп 300B, 2A3, 6B4G и др. Он используется в драйверном каскаде усилителя "SPb Sound T70SE" на лампе 6B4G для "раскачки" ГМ70 (рис. 3). Данный каскад обеспечивает переменное напряжение 100 В на нагрузке 12 кОм при значениях Кни 0,3% (60 Гц), 0,22% (1 кГц), 0,45% (12,5 кГц); АЧХ: 17,5–22000 Гц (-0,5 дБ), 7–65000 Гц (-3 дБ); коэффициент усиления 4,5.

Подобное схемотехническое решение применяется также в однотактных усилителях "CAD 805" фирмы "Cary", "Ankoru" (фирмы "Audio Note") и некоторых других.

Использовать пятое преимущество трансформаторного каскада оказалось труднее всего, и это потребовало очень много времени. Зато как упростилась схема двухтактного усилите ля (рис. 4)! Количество ламп сократилось до трех за счет полного отсутствия резисторов и конденсаторов в сигнальной цепи. Полученный двухтактный межкаскадный трансформатор TI300PP имеет следующие параметры: асимметрия ±0,02 дБ (18–16000 Гц), при Uвых = 40 В и значениях Кни 0,65% (60 Гц), 0,55% (1 кГц), 0,46% (10 кГц); АЧХ: 26–16000 Гц (±0,5 дБ), 18–20000 Гц (±1 дБ).

На проходившей недавно в Москве выставке "Hi-Fi Show’98" главному разработчику "Audio Note UK" Питеру Квортрупу был задан вопрос о целесообразности применения трансформаторной связи в ламповых усилителях. Ответ был однозначным: трансформаторные каскады на самом деле существенно улучшают звучание, но выгодно это для производства усилителей только высоких ценовых категорий, так как хороший трансформатор стоит очень дорого.

    "Sound Practices", vol. 1: № 2 (Fall 1992), р. 5. Перевод мой.
    "Sound Practices", issue 10, 1996, р. 16.
    Г. В. Войшвилло. Усилители низкой частоты. М., Связьиздат, 1939.
    Ю. Макаров. От "Неофита" до "Адепта".— "Hi-Fi & Music", 1997.
    Г. С. Цыкин. Трансформаторы низкой частоты. М., Связьиздат, 1950.

В. Медведев. АудиоМагазин №3(20) 1998

Вас может заинтересовать:

  1. Почему вакуумный триод звучит музыкально
  2. Концепция конструирования современных ламповых УЗЧ
  3. Усилитель НЧ. Практикум начинающих. В.Борисов
  4. Расчет силового тороидального трансформатора
  5. Трансформаторы в звуковом тракте

Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

Реклама: Продать книги в зеленограде букинистические магазины рядом со мной в зеленограде. -- Где выгоднее купить свидетельство о смерти.

Читайте также: