Формопласт для изготовления форм своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 15.09.2024

Формы для гипсовых изделий могут быть гипсовыми, эластичными клеевыми и формопластовыми, силиконовыми, комбинированными, цементными, бетонными, деревянными, металлическими и даже из пенопласта.
Гипсовые формы (черновые) делают, как правило, с мягких моделей и используют только для получения одной гипсовой отливки, после чего форму расколачивают.Эластичные формы снимают преимущественно с твердых моделей в тех случаях, когда требуется передать все мельчайшие ажурные детали модели.
Комбинированные формы сочетают в себе эластичные и гипсовые кусковые формы. Формы делаются открытым или закрытым способом.

Изготовление формы

Простейшая небольшая форма для поделок из гипса готовится следующим образом. В небольшой короб (картонную коробочку) наливается гипсовый раствор слоем около 1 см. Короб нужен, для того чтобы гипс не растекался. Когда он затвердеет, на этот слой укладывается предварительно смазанная маслом или вазелином модель.

Когда форма затвердеет, но еще не окончательно просохнет, половинки с помощью тонкого ножа (лезвия) следует разъединить. В форме необходимо ножом вырезать литейник в виде воронки, доходящей до самой модели. Модель убирается. Половинки форм готовы.

Клеевые формы

Клеевые формы делают из желатина или столярного клея открытым или закрытым способом. Сначала готовят клей. Желатин (7 кг) заливают теплой водой (0,5 л) и выдерживают 20-30 минут, пока он разбухнет. Плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски и вымачивают их в течение суток в воде, меняя ее 2-3 раза, затем, добавив 1,5 л горячей воды, варят на водяной бане до готовности. Клееварка должна быть плотно закрыта крышкой. В конце варки добавляют 300 мл воды и 500 г технического глицерина.

Формы для изделий из гипса

Клеевую форму открытым способом готовят следующим образом . Модель раствором гипса прикрепляют к гипсовой плите, вокруг нее устанавливают деревянные бруски-бортики с небольшим наклоном внутрь. Модель, плиту и бортики покрывают 1-2 раза лаком. Когда лак подсохнет, смазывают смазкой и оставляют на 12 часов. Затем модель обливают клеем (посуду с ним держат над моделью в 10 мм).

Через сутки убирают бортики, с модели снимают клеевую форму. На форму слоем не более 3 см наносится гипсовый раствор – получится кожух, верх которого делают плоским, чтобы его можно было поставить на стол при изготовлении отливок.

Клеевая форма закрытым способом . Сначала подготавливается модель. Модель из мрамора, кости, дерева, бронзы предварительно следует покрыть густой мыльной пеной, хрупкое изделие, например, из терракоты, — обернуть фольгой, обычную модель накрывают кусочками влажной бумаги.

Подготовленную модель облепливают глиной слоем в 1 см, хорошо выравнивают ее поверхность, покрывают стеариновой смазкой и делают в глине углубления-метки для фиксации кожуха. Затем модель сверху заливается гипсовым раствором — это и будет кожух. Через час кожух можно снять, внутри его следует покрыть шеллачным лаком.

В самых высоких местах кожуха просверливают одно отверстие (суженное наружу) диаметром 4-5 мм для воронки, и второе диаметром 3-4 мм для выхода воздуха. Затем модель (уже без глины) накрывается кожухом и в пространство между кожухом и моделью через воронку заливается клей (при температуре 55°С).

Этот слой клея и образует форму. Через сутки кожух снимают, а форму разрезают специальным ножом (на конце лезвия ножа есть изгиб под углом 120°), на одной стороне формы получается углубление, на другой — выпуклость, что предохраняет части формы от сдвига при изготовлении уже самой копии модели.

Для того чтобы не испортить форму от воздействия воздуха и влаги, ее следует задубить 10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов (можно крепким отваром дубовых орешков или ивовой коры). Перед отливкой модель обязательно покрывается внутри смазкой.

Формы для изделий из гипса

Формы из формопласта

В последнее время наибольшей популярностью пользуются формы из формопласта . Они водоустойчивее и эластичнее по сравнению с клеевыми, не усыхают, дольше сохраняют гибкость и эластичность, что позволяет делать в ней до 400 и более отливок, четко воспринимают все мелкие детали модели и точно передают их на отливках.

Формопластовые формы не требуют дубления и смазки, в результате чего сокращается время изготовления отливка, повышается оборачиваемость форм. Но изготовление формопластовых форм имеет один недостаток — формопласт при нагревании выделяет резко пахнущий и вредный газ.

Сначала перед отливкой формы модель подготавливается. Одни модели из твердых материалов очищаются от разных жировых покрытий, краски, лака с помощью растворителя, ацетона или жидкости для снятия красок.


Другие модели (фарфоровые) смазываются кипяченым растительным маслом и нагреваются до температуры 40°С. Хорошо просушенную модель из гипса с помощью кисти два раза пропитывают горячей натуральной олифой, в которую добавляют 5-10% канифоли. Олифа заполняет поры гипса. Если при этом на модели образовалась пленка, ее размывают скипидаром с помощью кисти, модель просушивают, чтобы скипидар улетучился, а затем вновь пропитывают смесью олифы и канифоли.


Затем снимают кожух с модели снизу вверх и, выполнив необходимые подготовительные операции, снова надевают кожух на чистую модель (модель должна быть влажной, но без капель воды). В пространство между моделью и кожухом через воронку вливается расплавленный формопласт.

Формы для изделий из гипса

Температура наливаемого формопласта должна быть 125-128°С. При заливке формопласта более низкой температуры форма будет расслаиваться. Наливая на модель формопласт, струю направляют на наиболее высокую часть рельефа, чтобы масса постепенно и равномерно растекалась по всей модели. Как только форма остынет до 60°С, ее снимают с модели. При снятии формы с крупных бюстов форму и кожух на модель делают из двух половин, то есть разъемными, так как целый кожух трудно снять с крупной модели. Силиконовая форма . Делается контейнер для заливки из любого жесткого материала (стеклопластик, ДСП, деревянные дощечки и т. п.). В контейнере не должно быть щелей, поэтому все части обечайки соединяются клеем. Можно просто взять подходящую по размеру емкость (например, ящик).

Берется скульптурный незатвердевающий пластилин (нельзя брать детский пластилин — он очень липкий, от него трудно будет очистить модель), равномерно укладывается почти до половины контейнера. Поверхность пластилина должна быть гладкой, без щелей.

Для силиконовой формы нельзя использовать силиконовую смазку, используют жировую, восковую смазку или мыльный раствор. Компоненты формовочной массы смешиваются по инструкции и медленно тонкой струйкой заливаются по контуру обечайки, чтобы не появились пузыри.


После отверждения верхней части формы аккуратно удаляется пластилин, снова смазывается поверхность модели и формы, включая замки. Готовится формовочный материал и заливается вторая часть формы. После полного отверждения второй части форма разнимается и модель извлекается. Форма готова.

Затрагивая тему декорирования фасада нельзя не говорить о гипсовой лепнине. так как гипсовая лепнина до наших дней занимает почётное место лидера по декору как внутреннего интерьера так и фасадов зданий. Занимаясь изготовлением декора из пенопласта. не всегда есть возможность, а часто и невозможно выполнить мелкие детали декора, которые бы дополняли основные детали карнизов и других элементов. В таких случаях прибегают к комбинированию декора, используя дополнительные лепные детали выполненные из гипса. Вся технология изготовления гипсовых изделий это целая наука и для того чтобы погрузиться в неё, необходимо знать основы.

Всем известно, что при затворении сухого гипса в определённой пропорции с водой, он приобретает сметанообразное состояние и уже потом выливается в специальные формы где и находится до полного затвердения. К стати, в зависимости от марки гипса, это время может колебаться от нескольких минут до десятков минут. Заливают обычно гипс в формы сделанные из силикона или формопласта. Сегодня не проблема купить качественный силикон для изготовления форм для заливки гипса, но цена его достаточно высока и если понадобиться сделать детали средних размеров или несколько форм, для увеличения выпуска отливок, то может понадобиться несколько литров а то и более готового силикона. В принципе, любая форма сделанная из силикона уже себя окупает после заливки иногда даже нескольких деталей. Ясно что ценность деталей зависит от сложности самой отливки.

Но по сей день многие мастера и любители используют в своей практике формопласт. Он достаточно дёшев и доступен и при правильном обращении с ним можно делать очень качественные отливки.

Формопласт — полимерный материал, в который входит полихлорвиниловая смола (20%), стеарит кальция (2%), касторовое масло (2%), и дибутилфталат (76%). Фторопластовые формы не настолько прочны как силиконовые. Прочность формопласта на растяжение — 2кг/см2, относительное удлинение — 150%. Но этих характеристик вполне достаточно для качественной работы. Приготавливая формопласт к заливке, его режут на небольшие куски (2-3 см) и кладут их в эмалированную или алюминевую посуду для плавления.

Во время плавления формопласта его следует непрерывно перемешивать. После полного расплавления, ёмкость в которой плавился формопласт необходимо вынуть из маслянной бани и дать отстояться формопласту 10-15 мин. для того чтобы из него вышли пузырьки воздуха. После этого приступают к заливке модели, которую заранее подготавливают.

Как сделать формопласт?

Для тех, кто хочет научиться делать формопласт своими руками, я предлагаю скачать бесплатно инструкцию по изготовлению формопласта в домашних условиях:

Подготовка моделей к заливке (VIII.44). Модели из металла, глины, стекла не требуют смазки перед заливкой, так как формо - пласт не пристает к поверхности этих материалов. Металлические модели следует перед формовкой прогреть горячим песком.

Гипсовые модели пропитывают масляным лаком или олифой. Не­пригодны для покрытия моделей нитролаки, спиртовые лаки (в том числе и шеллачный), краски иа искусственных олифах, эмали.

Пластилиновые модели могут быть использованы для получения формы в том случае, если оии выполнены из более твердых сортов пластилина с предварительным (перед заливкой) охлаждением мо­дели и формопласта.

Формопласт расплавляют в алюминиевой посуде, используя для перемешивания алюминиеьую лопатку. Место плавления формоплас­та должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.

При использовании масляной ваниы с алюминиевой посудой для плавления формоппаста его можно использовать для приготовления форм 40—50 раз. Используемый для отливок формопласт постепенно теряет эластичность, становится жестким и более тугоплавким, что устраняют добавлением пластификатора — дибутилфталата и дибу- тиладипината в количестве 2—5% веса формопласта.

Изготовление форм (VIII.46). Формопласт к влажной глине не пристает, поэтому отливку форм делают по свежей, полиостью отде­ланной модели

В остальном отливка формы из формопласта ие отличается от отливки клеевой формы.

Отливка изделий в формах из формопласта (VIII.47). Форму из формопласта не смазывают и не припудривают тальком. Устойчивость формы дает возможность изготовлять до 800 и более отливок с одной формы с сохранением рельефа.

Длительное пребывание гипсовой отливки в форме не разрушает ее, что позволяет отливать изделия сразу же после освобождения формы от предыдущих.

При отливке бетонных изделий можно приготовить формы из фор­мопласта на все изделие в целом, при этом изделие получают с чис­той поверхностью, ие требующей зачистки.

Формы при изготовлении бетонных изделий ие смазывают, а после снятия каждого изделия промывают водой.

Формы из формопласта не изменяют своих свойств длительное время. От намокания в воде масса не растворяется, а только белеет, но не изменяет своих свойств. После просушки цвет формы восстанавливается. Из такой формы можно отливать и гипсовые, и цементные изделия.

Для изготовления форм формопласт плавят и заливают им модели. Толщина стенок формопластовых форм может быть различная. Для быстрейшего плавления формопласт нарезают на небольшие куски, размером 2. 3 см.

Температура плавления формопласта 135. 140°С. При нагревании свыше 150°С формопласт разлагается. Это надо учитывать во время плавки и не нагревать формопласт выше указанной температуры. Температура текучести, при которой формопласт превращается в массу, способную течь непрерывной струей, — 125°С. Застывает формопласт при охлаждении до 100. 110°С.

В расплавленном и застывшем состоянии формопласт не должен прилипать к поверхности, например гипса, бетона, металла. При отрицательных температурах формопласт становится хрупким, но при подогревании восстанавливает свои свойства.

Расплавляют формопласт в толстостенной металлической, лучше всего алюминиевой, посуде, стальная (железная) посуда для этой цели непригодна, так как формопласт в ней легко разлагается и пригорает. Посуду помещают в масляную баню (масло или технический глицерин). Баню нагревают на плите с вытяжным шкафом. Во избежание пригорания формопласт непрерывно перемешивают.

Вместо масляной бани емкость с фермопластом можно ставить в таз с прогретым песком. Водяную баню не применяют, так как температура плавления формопласта 135. 140°С, что выше температуры кипения воды.

Расплавленный формопласт снимают с плиты, дают отстояться 10. 15 мин, чтобы вышли пузырьки воздуха, и на его поверхности образуется пена, которую снимают черпаком. Затем расплавленную массу сливают в противни через медную сетку № 02 с 980 отверстиями на 1 см2, на которой остаются комочки и подгоревшие частицы. Подготовленный к наливке в форму формопласт должен быть светло-коричневого цвета, не иметь в своем составе нерастворившихся частиц смолы и обладать некоторой прозрачностью.

Формопластовые формы эластичны и прочны, устойчивы к повышенной температуре и влаге. Они не набухают от влажных отливок, не изменяют форму, хранятся длительное время, не изменяя своих свойств. Из них можно отливать тысячи качественных отливок.

Ниже рассмотрены конструкции песчаной и масляной бань.

Песчаная баня состоит из алюминиевой чашки требуемого размера (66). Чашку помещают в стальной (железный) таз, размером больше чашки. Железный таз обязательно закрывают крышкой с таким отверстием, чтобы чашка, в которую будут закладывать формопласт, не доходила до верхних краев на 5 см (это предохраняет формопласт от подгорания). Таз заполняют песком, который, нагреваясь, создает высокую температуру, нагревая тем самым чашку, в которой начинает плавиться формопласт. Во время плавления формопластовую массу систематически перемешивают, перемещая расплавленный формопласт вверх, верхний, нерасплавленный слой — вниз.

Масляная баня (67) также состоит из двух сосудов: алюминиевой кастрюли и таза. Таз закрывают крышкой, в которой прорезано отверстие по диаметру кастрюли. Чтобы кастрюля не опускалась на дно таза (и формопласт не мог пригореть), ее ставят на подставку. Масло применяют цилиндровое, трансформаторное и другие, которые отличаются высокой температурой кипения, не дают пригара и не выделяют неприятного запаха.

Перемешивать формопласт рекомендуется алюминиевой или медной мешалкой-лопаткой, но только не деревянной, так как дерево, опущенное в горячий формопласт, начинает выделять из своих пор воздух, способствующий образованию пены.

Иногда формопласт расплавляют в алюминиевом бидоне (68), который опускают в масляную баню. При этом способе процесс плавления формопласта ускоряется, так как увеличивается площадь нагрева за счет уменьшения открытой части, которая способствует быстрому охлаждению массы. Чтобы бидон не опускался до самого дна, на дно кладут подставку.

В процессе плавления температуру формопласта систематически проверяют термометром. Его можно опускать в масло, а при песчаной бане — непосредственно в расплавленную массу.

При правильном режиме плавления формопласт можно расплавлять до 30 раз. Если не соблюдать режима плавки, формопласт можно испортить при первой же плавке.

Формопласт после нескольких переплавок черствеет и становится жестким. Для придания первоначальной пластичности в него добавляют дибутиладипинат (пластификатор) до 5% объема массы формопласта.

Во время плавки следят, чтобы температура формопласта не поднималась выше 130°С, при более высокой температуре он начинает разлагаться. При разложении формопласт выделяет вредные пары дибутилфталата и дибутиладипината, а также пары хлористого водорода. В связи с вышесказанным следует еще раз напомнить, что плавить формопласт следует в вытяжном шкафу в отдельном помещении с плотно закрывающейся дверью (69).

Читайте также: