Фонокорректор для винилового проигрывателя своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Хороший фонокорректор, как известно – это штука недешёвая. А поскольку плохие и, соответственно, дешёвые фонокорректоры нафиг никому не сдались, то возникает резонный вопрос: а как бы поиметь отличную и очень дорогую весчь за очень небольшие деньги?
С другой стороны, учитывая впечатляющую силу тяги меломана (в целом) и любителя винила (в частности) к рукоделию, напрашивается простой, но мотивированный вывод: взять и самостоятельно забацать недорогой и чертовски качественный RIAA фонкорректор. Разумеется, при наличии пары рук из правильного места и головы, не укатившейся в неизвестном направлении!

Итак, наша плодотворная дебютная идея – транзисторный RIAA фонокорректор с максимально качественными характеристиками, но построенный по "правильной", желательно "ламповой", схемотехнике. Только лишь в этом случае мы добьёмся всеохватывающей универсальности устройства, позволяющей ему работать совместно с любыми высококлассными УМЗЧ, независимо от используемой в них элементной базы.
Классическое ламповое построение фонокорректора – это два каскада усиления, между которыми расположена цепь пассивной коррекции RIAA, и повторитель напряжения на выходе. Осталось лишь вспомнить, что у нас уже есть за пазухой изящный аргумент в виде камня привязанного к палке, то бишь – транзисторный усилительный каскад, описанный на предыдущей странице, и приступить к компоновке элементов.

Рис.1 Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

Собственно говоря, весь фонокорректор и построен на двух таких каскадах (Т1. Т3 и Т4. Т6).
Первый каскад обладает усилением около 80 (38дБ). Усиление второго регулируется в диапазоне: от 5 до 100 (14. 40 дБ). Такая регулировка позволяет фонокорректору работать практически с любым типом головок, независимо от их чувствительности.

Цепочка R8, C6, C9, R12, расположившаяся между двумя каскадами усиления – это цепь частотной коррекции стандарта RIAA. Данный стандарт используется как большинством звукозаписывающих компаний, так и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.
Расчёт этой цепи был проведён на калькуляторе со страницы – ссылка на страницу. При номиналах элементов, указанных на схеме, погрешность отклонения от стандарта составляет – не более 0,3 дБ.
Номиналы конденсаторов и резисторов цепи желательно отобрать с точностью 1%. Параллельные и последовательные соединения элементов никак не возбраняются.

Обмен опытом. Авторский ламповый фонокорректор из Санкт-Петербурга. Подробное описание конструкции, схема.

Скоро уж десять лет, как я произвожу небольшими партиями простой ламповый ММ-фонокорректор собственной разработки. Идея запустить в серию недорогой и доступный широким массам, влюбленных в музыку на виниле, как я сам, прибор возникла из простого человеческого стремления делиться лучшим, что у тебя есть, что радует и вдохновляет. Модель оказалась удачной и, распространившись среди меломанов, обрела некоторую популярность. Прибором часто интересуются, включают в тесты, его стали рекомендовать. Традиционно я даю своим изделиям имена полевых цветов. Вот и этот аппарат заслужил имя Viola, одновременно намекая на простой, но очень симпатичный цветок – фиалку и на музыкальный инструмент альт, диапазон и характер звучания которого, проявляя одну из своих характерных черт, Виола столь замечательно передает. Яркий, выразительный, тембрально насыщенный, но в тоже время комфортный звук, от которого не устаешь — это мне по вкусу!

Я глубоко признателен всем, кто, доверившись мне, решился принять в свою аудио семью мое изделие, поддержав тем самым его развитие. Удивительно, но именно этот несложный проект более других способствовал обретению мной новых знакомств, сближению с единомышленниками, некоторые из которых даже стали моими друзьями и коллегами. Разнородная критика (в том числе и нездоровая) также послужила для пользы дела, ведь именно благодаря придиркам осуществляется отладка потребительских свойств продукта, нацеленного на широкий круг пользователей.

Принципиальная схема Виолы имеет свою долгую историю. Она – воплощение моего технического опыт и знаний, демонстрация моего личного вкуса, моих музыкальных предпочтений, свидетельство того, как я слышу, или лучше - какими хочу услышать звуки музыки. Впрочем, целиком за мою аудио философию отвечает другой фонокорректор, старший брат Виолы – Шемрок (Shamrock). Этот, стремящийся к бескомпромиссности, наполненный авторскими идеями, агрегат дорог, тяжел и масштабен. Но на сей раз не о нем.

Внимание! Приведенная ниже схема имеет высоковольтное питание, неквалифицированное обращение с которым может стать угрозой для жизни и здоровья.


Для характеристики звукоснимателя немаловажно, какой нагрузкой на входе в устройство будет воспринят сигнал. Стандартное сопротивление согласования ММ-картриджей – 47кОм. С учетом разброса реальных входных параметров лампы, что позволяет подбирать экземпляр на свой вкус, возникает необходимость в уточнении значения резистора R1. Его значение, определенное статистическим путем, составило 58кОм и тогда комплексное входное сопротивление для большинства экземпляров ламп приблизится к стандартному.

Каскад №2. 6Н3П-ЕВ – уникальный, не имеющий зарубежных аналогов, отечественный двойной триод, известный своей линейностью и музыкальностью. Фиксированное смещение на сетке этой лампы обеспечено с помощью постоянного напряжения, взятого из общей для всех ламп стабилизированной накальной цепи. Благодаря такому решению, катод может быть просто заземлен. Установленный режим покоя каскада определяет положение рабочей точки, которая находится достаточно близко к области предельных параметров – в наиболее линейной зоне. Из-за избыточного выделения тепла анодный резистор R5 должен быть составным – 2х2Вт. Итак, усиление второго каскад: порядка 26дБ, без всяких ООС и лишних резисторов и конденсаторов в звуковой цепи.

Обычно корректирующая RIAA-цепь расположена сразу за первым каскадом усиления. Мне же представляется, что подвергать частотному выравниванию следует уже полностью усиленный по амплитуде сигнал. Последовательное прохождение сигнала через два инвертирующих каскада усиления с подобным характером нелинейных искажений, отчасти приводит к взаимной компенсации привнесенных ими гармонических доминант. После же того, как с помощью корректирующей цепи уровни высоких частот основного сигнала будут понижены, вместе с ними окажутся подавлены и высокочастотные составляющие искажений. Т.е. полоса гармонического спектра сузится, сохранив присутствие лишь ближайших к основному тону компонентов. Это скажется на итоговой благозвучности изделия, проявляясь, как незамутненное звучание с приятным тембром, благодаря присутствию в спектре преимущественно ранних гармоник (см. технические характеристики).

Цепь коррекции рассчитана так, что состоит только из элементов типовых номиналов. На представленном ниже графике видно, что реальная АЧХ коррекции не отклоняется от стандарта более, чем на 0,25дБ. Выше 10кГц, с помощью необязательного для цепи конденсатора С4, возможно дополнительно обеспечить незначительный подъем характеристики, достигающий уровня +2дБ на границе измерений. Не стоит смущаться его наличием. В реальности, с учетом всевозможных объективных обстоятельств, среди которых, например, емкость фоно кабеля, погрешность установки вертикального угла воспроизведения звукоснимателя (VTA) и пр., уровень сигнала в этой области частот получается заниженным, поэтому некоторое искусственное приращение представляется вполне уместным. Очевидно, что исключение С4 из схемы возвращает характеристике стандартный вид.

Питание – вот где нельзя экономить на емкостях. Оно общее для обоих каналов, но каждый канал имеет собственную ветвь, что является гарантией отличного межканального разделения и не усугубляет одну из явных проблем воспроизведения стерео записи с винилового носителя.

Коротко о типах конденсаторов. В модуль коррекции хорошо подошли бумагомасляные – К40У-9 или слюдяные – К31-11, а вот в качестве разделительных С1 и С7 стоит применить полипропиленовые (MKP) или лавсановые (К73-16), как и С6.


В завершении, предоставляю наиболее полный перечень технических характеристик фонокорректора Виола:


Продолжение про Вегу.
Так, как встроенного фонокорректора в нем нет, решил его собрать по этой схеме
Запустив схему, решил все-таки послушать. Но в моем арсенале пластинок, как танков на Мадагаскаре:) Только две Джорджа Майкла, одна Rainbow и одна Led Zeppelin. Короче — все прослушал, даже не заметил, как прошло несколько часов:)
Но речь сейчас о фонокорректоре. Схема на моем любимом ОУ NE5532, двуполярное питание… . Но в общем, схема простенькая, повторяемая.
P.S. Спасибо отдельное тов. Jackalope за идею про проигрыватель.





Комментарии 50


Алексей, добрый день. Будте добры печатку на корректор.


А готовой рабочей платы такой на продажу не у кого нет?


Нуу, если-бы были в Украине, то сделал-бы такой экземпляр)


Собрал эту схему корректора .Поставил панельки под микросхему для экспериментов.Поставил вначале OPA2132. Послушал.Заменил на NJM 4558.Гораздо лучше звук стал.Сейчас ожидаю 5532. Посмотрю разницу. По повода фона. У меня усилитель DENON 1000/ На максимальной громкости во время простоя проигрывателя (Пионер 514) есть небольшие потрескивания в динамиках.Для меня это не критично.В остальном хорошая схема.На форуме есть целая ветка по 5532 .ПЕчатку купил-нет возможности делать самому.



Добрый день. Не могу связаться с автором статьи. Скажите где можно купить печатку на эту схему корректора?


Добрый день. У меня есть 2 лишние платы-не такие правда. но схема та же.Подробности в лс


День добрый.
По корректору есть пара вопросов.
Как понизить выходной сигнал а то на усе регулятор при повороте
процентов на 10 уже сильно орет и есть фон
Как понизить усиление корректора и по возможности избавиться от фона.
С Уважением.
swet



Я воспроизвел этот корректор, спасибо. :) Сам по себе корректор неплохой. Хочу поделиться вариантом реализации блока питания.
Фоток прикладывать не буду, я сделал корректор на SMD-компонентах, окромя конденсаторов в частотозадающих цепях, и запихнул это в маленький алюминиевый экранчик от какой-то катушки древнего радиоприемника. Хочу отметить, что экран не обязателен, внешних наводок корректор сам по себе совершенно не ловит.
Поначалу я сделал отдельный блок питания по-феншую, взял трансформатор с обмоткой со средней точкой. Во-первых на максимальной громкости прослушивался некоторый слабый фон, во-вторых наблюдались наводки на голову в виде треска. Чисто из научного любопытства я попробовал запитаться от штатного веговского трансформатора по варианту "проще некуда"- и результаты меня приятно удивили и весьма обрадовали. Во-первых, фон практически исчез! Во-вторых, треск хоть и не ушел полностью, но существенно уменьшился. Прослушиванию он в обоих вариантах не мешал, просто сейчас я уже зажрался и обнаглел- хочу идеального, а в молодости вообще прыгал бы от восторга.
Почему и отчего стало лучше- я не понимаю. :( Если есть какие соображения по поводу дополнительной борьбы с наводками- буду признателен. Кстати, если коснуться пальцем шасси- треск уменьшается. ;)
Схему прилагаю. Обратите внимание- голову я подключил максимально по-феншую, двухпроводным кабелем в экране. Кроме того- это важно! — общий провод корректора и головы соединен с несущей панелью, общий провод стабилизатора скорости от нее оторван! Если их объединить- получим дополнительную наводку при работе двигателя, а в таком варианте он никак не проявляется.




Доброе время суток)
Я еще замечал такой эффект — от разных фирм и экземпляров ОУ NE5532, результат был такой: чем "современнее" опер, тем хуже был результат…
В итоге, применил опер со старого эстрадного американского усилителя)


А. То есть вы хотите сказать, что потрескивание- из-за особенностей самого операционника? Вот уж не ожидал такой подляны. :( А главное- у меня-то свежатина в SO8 (потому что была дешевле), даже не китайская, заменить нечем… Просто при поднятом микролифте- тишина! Красота! Даже на максимальной громкости (Sherwood AX5505)… А при опущенном- потрескивает. :(
Попробую исчо под голову подложить бронзовую пластиночку (уже монетку раскатал), и заземлить ее на тонарм (он, кстати, все-таки алюминиевый), а заодно доберу недостающие два грамма к массе головы (у меня вместо унитры поставлена китайская АТ3600). Ну, мобыть исчо поиграюсь с землями, на схеме я не дорисовал немного- второй конец экрана кабеля сидит на трубке тонарма. Вдруг поможет…

Я, вообще-то, это всё писал исключительно к тому, что вот при таком вот примитивном питальнике у меня вышел гораздо более приятный результат по фону и наводкам, чем с "правильным" внешним трансформатором. Даже треска этого пакостного меньше стало. Можете у себя воспроизвести на досуге. ;)

Со своей стороны, если какого положительного изменения по потрескиванию добьюсь- отпишусь со всеми мельчайшими подробностями, авось кому пригодится. А нет- ну, значит, пусть останется как есть…



Интересно, надо будет у себя попробовать с питанием.
Кстати, какой у Вас ЭПУ?



Ооо, спачибо за информацию)


Добавочка. Последняя, больше не буду вас доставать.
Похоже, я все-таки победил эту гадость…
Во-первых, догрузочная заземленная пластина под головой хоть и оказала некоторое явно положительное влияние, но крайне незначительное. Игры с землей только ухудшили дело, так что пока земля разведена оптимально.
Во-вторых… ваш опыт оказался бесценным. Если б я не знал что древние оперы не трещат- нипочем бы не догадался. Треск- помеха явно импульсная. А чем новые оперы "лучше" ископаемых- догадаться легко. Так что я тупо пропустил входные "горячие" провода через ферритовые бусины. У нас бусинок не купить, так что я выковырял пару штук из остатков ТВ-блока видеомагнитофона ВМ12. Там не совсем бусинки- двудырчатые втулочки, но не суть… Треск уменьшился В РАЗЫ. Я не шучу. Если раньше я его начинал слышать уже на 25% громкости, то сейчас- на 50%, и то если ухо почти в колонку всунуть. Это очень много, для прослушивания я никогда не ставлю больше 15%.
В общем, поиграюсь в микрокапе с подбором каких-нить мелких дроссельков во входную цепь, это уже не существенно…
На всякий случай прилагаю вам окончательную схему со всеми подробностями разводки земель и точек соединения.




Доброе время суток)
Я еще замечал такой эффект — от разных фирм и экземпляров ОУ NE5532, результат был такой: чем "современнее" опер, тем хуже был результат…
В итоге, применил опер со старого эстрадного американского усилителя)

Кстати, не пробовали Lm833 вместо NE5532 ? Он вроде более малошумящий, цоколевка та же.
Я использовал 833-й в преде-темброблоке, но там, честно говоря, различий не заметил.
Может, с возрастом туговат на ухо стал уже…



Если честно, не пробовал, так как нет у меня в наличии)))
Но спасибо за наводку, хочу попробовать этот опер!


Я воспроизвел этот корректор, спасибо. :) Сам по себе корректор неплохой. Хочу поделиться вариантом реализации блока питания.
Фоток прикладывать не буду, я сделал корректор на SMD-компонентах, окромя конденсаторов в частотозадающих цепях, и запихнул это в маленький алюминиевый экранчик от какой-то катушки древнего радиоприемника. Хочу отметить, что экран не обязателен, внешних наводок корректор сам по себе совершенно не ловит.
Поначалу я сделал отдельный блок питания по-феншую, взял трансформатор с обмоткой со средней точкой. Во-первых на максимальной громкости прослушивался некоторый слабый фон, во-вторых наблюдались наводки на голову в виде треска. Чисто из научного любопытства я попробовал запитаться от штатного веговского трансформатора по варианту "проще некуда"- и результаты меня приятно удивили и весьма обрадовали. Во-первых, фон практически исчез! Во-вторых, треск хоть и не ушел полностью, но существенно уменьшился. Прослушиванию он в обоих вариантах не мешал, просто сейчас я уже зажрался и обнаглел- хочу идеального, а в молодости вообще прыгал бы от восторга.
Почему и отчего стало лучше- я не понимаю. :( Если есть какие соображения по поводу дополнительной борьбы с наводками- буду признателен. Кстати, если коснуться пальцем шасси- треск уменьшается. ;)
Схему прилагаю. Обратите внимание- голову я подключил максимально по-феншую, двухпроводным кабелем в экране. Кроме того- это важно! — общий провод корректора и головы соединен с несущей панелью, общий провод стабилизатора скорости от нее оторван! Если их объединить- получим дополнительную наводку при работе двигателя, а в таком варианте он никак не проявляется.


Добрый день. По мне — так по входу емкости недостаточно.Я бы поставил хотя бы по 2200мкф на плечо. А на выходе 22 мкф.Попробуйте.

Виниловые проигрыватели стали снова в моде. Однако теперь их конструкция стала современнее. В этой статье можно узнать о фонокорректорах – специальных устройствах для виниловых проигрывателей.

Что это такое

Фонокорректор представляет собой устройство, через которое проходит обрабатываемый сигнал. Если эта составляющая работает некорректно или ее попросту нет, то звук на выходе деформируется. Уже становится неважно, какие на выходе установлены колонки и усилитель. Чтобы полностью иметь представление о работе этого прибора, стоит немного окунуться в суть того, как происходит запись содержимого на виниловую пластинку и его воспроизведение.

Для чего нужен

В процессе записи происходит коррекция звуковых частот. Высокие частоты в этом процессе искусственно повышаются (точнее, их уровень), а низкие – наоборот, понижаются. Это необходимо для того, чтобы в процессе проигрывания игла не соскальзывала с дорожки. Также при этом происходит минимизация шумов.

Когда виниловый диск воспроизводится, то сигнал трансформируется в обратную сторону: спектральный состав восстанавливается, при этом низкие частоты повышаются, а высокие – понижаются. Общий уровень сигнала также доходит до нормы, которая необходима для линейного входа. Именно за этот процесс и отвечает фонокорректор.

Логотип

Ламповый фонокорректор на 6н2п

Памятуя о том, что я люблю музыку, и у меня есть на чем послушать винил. Подарила мне подружка на день рождения пластиночку. Подарок замечательный. Вот только с той поры как я отдал свой усилок со встроенным фонокорректором другу, слушать мне винил не чем. А значит надо пилить фонокорректор к своему ламповому усилителю.

Погуглив и рассмотрев предлагаемые схемы решил остановиться на очень простеньком фонокорректоре который скомпилировал и сделал в металле камрад BOOTSECTOR. Схема подкупила простотой и доступностью деталей.

Схема фонокорректора

Схема фонокорректора

Я изначально планировал сделать фонокорректор как самостоятельное устройство и поэтому пришлось доработать проверенный мной блок питания под новые задачи. Начитавшись о том, что для накала ламп в фонокорректоре желательно использовать стабилизированное напряжение, я недолго думая домотал накальную обмотку до 8 вольт и воткнул в блок питания шести вольтовый стабилизатор.

Схема стабилизатора питания

Схема стабилизатора питания

Лампы я взял 6Н2П ЕВ, благо остались от предыдущих экспериментов. Остальные детали наскреб по сусекам. Заковырка получилась только с конденсаторами С6 20 нф. у меня нашлись только на 22 нф. Ну так это я исправлю, когда с оказией окажусь на радиорынке. Да… Резистор R5 составной, потому как номинала 144 кОм нет даже в ряду Е192. Этот резистор я подбирал с помощью мультиметра составляя два резистора номиналами 120 кОм и 24 кОм последовательно.

И вот, как все это у меня вышло.

детали и платы
Блок питания

Детали и платы

Блок питания

фонокорректор без ламп
фонокорректор в сборе

Внутренности усилителя

Внутренности усилителя

Устройство заработало сразу. После прогрева я выставил резистором R1 на блоке питания анодное напряжение в 210 вольт. И начал слушать музыку. Вот тут я и залип сразу часа на три. Поностальгировал о прошедших девяностых на начало которых пришлась моя юность. И отслушал очень разные как по жанру, так и по качеству пластинки.

Пластинка Бородин
Пластинка Коррозия Металла
Пластинка Крематорий

Пластинка Бородин

Пластинка Коррозия Металла

Пластинка Крематорий

Пластинка YELLO
Пластинка Алиса
Пластинка Dire Straits

Пластинка YELLO

Пластинка Алиса

Пластинка Dire Straits

Чуть позже куплю корпус и упакую.

В приложенных файлах альбом схем, разводка плат.

Вторая часть мерлезонского балета.

Ну вот. Пришел мне по почте с Али корпус, а значит надо доделать начатое до конца. Разметка, сверловка и упаковка в корпус заняла чуть более часа с перерывами на чай.

Читайте также: