Этот маленький дружок называется су джок я его в руках катаю свои пальцы разминаю

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Мячик
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту)

Испечем мы каравай
Месим, месим тесто,
(Сжимаем мяч, мяч в правой руке)
Есть в печи место.
(перекидываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай,
(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекидывай, валяй!
( катаем мяч между ладошками)

Этот шарик не простой
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
(Движения соответствуют тексту)

Мячик-Ежик
Мячик-ежик мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)

Автор: Тагиева Гюльтакин Фариз кызы

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Введение:

Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Необходимо подчеркнуть, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, также у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-Джок терапия - одна из них , который является целесообразным, эффективным и простым. Су Джок терапия (су-кисть, джок — стопа) — достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.

Цель: повышение эффективности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.

Задачи:

- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

- развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно- образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы су–джок терапии

Приёмы су –джок массажа:

  • круговые движения шарика между ладонями
  • перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
  • вращение шарика кончиками пальцев,
  • сжимание шарика между ладонями,
  • сжимание и передача из руки в руку.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой

Массаж Су-Джок шариком

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной. (Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу. (Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)

Дружат пальчики, не тужат

Им пинцет очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай. (Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.)

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)

Игры и упражнения с массажным кольцом

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному),

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел (поочередно на- девать массажное кольцо на каждый палец),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик много ел,

Оттого и растолстел.

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)

Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и воспитателей.

Достоинствами Су-Джок являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989. – 245 с.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2002. – 120 с.

5. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.


Научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей.

Массажеры cу-джок для детей

С какой целью применяют

Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Взаимосвязь внутренних органов с зонами на ладони

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

Девочка собирает конструктором

  1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
  2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
  3. Повысить иммунную защиту организма.
  4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
  5. Подготовить руку будущего школьника к письму.

Наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия. У больных ДЦП значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения.

Важно знать, что зоны коры головного мозга, отвечающие за двигательную и речевую активность, практически накладываются друг на друга. Поэтому, массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию.

Двигательная проекция руки в мозге

Массаж су-джок хорошо подходит для малышей. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее одинаково успешно применяют в работе с дошкольниками врачи, педагоги и родители.

Терапия су-джок в детском саду

Детский сад – это первое общественное заведение в жизни ребенка. Здесь он не только весело проводит время, играет, учится или общается со сверстниками, пока родители заняты на работе. Первоочередные цели каждого ДОУ – укрепление растущего организма, профилактика заболеваний, формирование у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. И это не случайно: по данным Института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития.

Су-джок с детьми

Такая печальная статистика заставляет педагогов обращаться к инновационным и традиционным методикам оздоровления, самой популярной из которых стала су-джок-терапия: ее элементы в детском саду преподносятся ненавязчиво, в форме веселой игры, включаются в разные этапы распорядка дня.

Массаж

Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су-джок. Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем.

Массажные шарики для детей

Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:

Шарик в ручки мы возьмем,

Покатаем и сожмем,

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

И ладошкою прижмем,

Вновь немножко покатаем

И потрем его слегка,

Массажные мячики для ног

Гимнастика

Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии су-джок.

Массаж стоп при помощи мячика с шипами

Такая тренировка прогоняет сон, дарит заряд бодрости и хорошего настроения на целый день.

Развивающие игры

Применение массажеров су-джок во время развивающих занятий активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным. Воспитанникам детского сада очень нравятся такие игры, как:

Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

В логопедической работе

Сегодня специалисты все чаще и чаще говорят об увеличении количества детей с нарушениями речевого и сенсорного развития. Эти отклонения приводят к ряду серьезных проблем: прежде всего, к нарушению психического здоровья малыша, адаптационным и коммуникативным сложностям, трудностям с усвоением знаний. Таким детям необходима своевременная помощь.

Набор массажеров су-джок

Научные исследования доказали, что развитие речевых центров головного мозга происходит под влиянием сигналов, идущих от пальцев рук. Поэтому одновременно с логопедическими упражнениями специалисты рекомендуют проводить массаж су-джок, направленный на активизацию работы маленьких пальчиков.

Во время занятий с дошкольниками логопеды используют:

Работа логопеда направлена на развитие фонематического слуха ребенка, умение воспринимать и дифференцировать звуки. Массажеры су-джок превращают сложные упражнения в увлекательную и полезную игру:

  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

Специалисты работают над произношением звуков, подкрепляя слуховое восприятие зрительным и тактильным. Детям предлагают:

Развивая речь ребенка, логопед работает с грамматическими категориями. В упражнения также часто включают элементы массажа су-джок, добиваясь тем самым более активной работы мозга, тренируя память, внимание и восприятие. К примеру, перемещая массажный шарик в пространстве относительно других предметов, отрабатывают употребление предлогов: в, на, за, под, перед.

Интересно, что терапия су-джок успешно справляется даже с такими серьезными речевыми нарушениями, как заикание.

Специалисты говорят, что эта патология связана с недостатком энергии тепла. В результате ребенок испытывает постоянный страх, внутреннюю скованность, спазмы.

Проблемы с речью у детей

Использование методов в домашних условиях

Конечно, су-джок – отличное средство развития способностей ребенка, которое разнообразит занятия, делая их необычными и увлекательными. Но не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста часто болеют, ведь их иммунная защита находится пока в стадии формирования. В этом случае терапия су-джок поможет бережно оказать первую помощь заболевшему малышу и предупредить развитие осложнений. Поэтому любой маме не помешает получить консультацию специалиста су-джок, чтобы узнать какие упражнения применять при разных заболеваниях.

Картотека

Дети дошкольного возраста очень любят играть и не терпят однообразия. Чтобы увлечь их, сделать занятия яркими и запоминающимися, педагог детского учреждения должен ежедневно проводить большую подготовительную работу, отыскивая новые задания, проявляя выдумку и фантазию. Упростить этот трудоемкий процесс поможет картотека – своеобразное хранилище накопленного педагогического опыта и интересных идей. Здесь собраны стихи, потешки, описания лучших игр, которые применяют во время терапевтических практикумов су-джок.

Массаж шариком

Шла большая черепаха (дети катают мячик ладонью по столу)И кусала всех от страха:

Кусь, кусь, кусь, кусь – (надавливают пальчиками на иголочки)

Никого я не боюсь.

Массаж ладоней ребенка при помощи мячика с шипами

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Массаж колечком

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

И к другому перейдем.

Применение пальчикового массажера

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем,

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Пружинный массажер для пальцев

Кольцо на пальчик надеваю,

Вниз и вверх его качу,

Здоровья пальчику желаю.

Ловким быть его учу.

Пальчиковые игры

Проговаривая фразы, дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с большого:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пальчиковые игры с кольцом су-джок

Подобные игры применяют в своей практике логопеды, оттачивая произношение определенных звуков:

Этот малыш – Ильюша,

Этот малыш – Ванюша,

Этот малыш – Алеша,

Этот малыш – Антоша,

А младшего малыша зовут Мишуткою, друзья.

Упражнение для детей с массажными шариками

Материал для занятий су-джок в детском саду

Стих про ежика для терапии су-джок

Игра с массажным мячиком для детей

Стих для занятий су-джок с ребенком

С другими вариантами интересных игр можно познакомиться, посмотрев видео.

Главный принцип при работе с детьми – не навреди. Ему полностью следует методика су-джок. При отсутствии явных противопоказаний этот вид терапии подходит любому ребенку. Оказывается, такие проблемы, как слабое здоровье, нарушение и задержка речевого и психомоторного развития, гипервозбудимость, можно решить, занимаясь с ребенком по системе су-джок всего несколько минут в день. Главное – делать это с большой любовью и верой в положительный результат.

Су-Джок терапия для развития речи

Использование метода Су-Джок терапии для развития речи

Дошкольный возраст – это то самое время, когда активно начинает развиваться речь. И основными помощниками в этом выступают родители. Ребёнок от родителей слышит и учится произносить первые слова и фразы. Поэтому от того, сколько времени будут уделять родители общению с ребёнком, как правильно они будут с ним говорить, зависит и дальнейшее становление правильной речи.

Су-Джок – пластмассовый шарик-массажёр с маленькими шипами. Он поделён на две равные части. Внутри этого шарика лежат два колечка. Они сделаны из металлической проволоки, которая хорошо растягивается. Шарик нужен для массажа ладоней, а колечки – для массажа пальцев. Когда мы делаем массаж Су-Джоком, мы ощущаем лёгкое покалывание и расслабление. По методике профессора Пак Чже Ву точки, которые стимулируют речевые зоны, находятся на кончиках наших пальцев. Следовательно, нужно больше стимулировать эту зону, но при этом не забывать массировать и другие точки для поддержания здоровья.

У этого метода много достоинств:

  • высокая эффективность, которую доказали огромным числом положительных отзывов;
  • безопасность и возможность использования в любом возрасте;
  • доступность – использование в домашних условиях, детских садах, специализированных школах.

Используя этот метод в логопедическом саду, мы развиваем у воспитанников фонематический слух и восприятие, мелкую и общую моторику, пространственно-временные представления, звуковой и слоговой анализ слов, корректируем произносительную сторону речи, обогащаем словарь, расширяем словарный запас и закрепляем счётные операции.

В работе логопеда Су-Джок используют при дизартрии, ОНР – I, II, III, IV уровней, у детей с ЗПР, СДВГ и др. При проведении массажа педагоги используют материал в стихотворной форме. Это решает сразу несколько задач – массажный эффект и закрепление речевого материала.

Массаж шариком Су-Джок (ребёнок выполняет действия согласно тексту):
Я в руках катаю мяч:
Туда-сюда, туда-сюда.
Покатаю по ладони
И по тыльной стороне
И сожму его немножко в кулачке.

Массаж колечками Су-Джок (ребёнок поочерёдно надевает колечко на каждый палец, при этом проговаривает слова):
Вышли пальцы на полянку, чтобы ягоды собрать.
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – мухомор,
Этот пальчик – землянику,
Этот пальчик – только шишку.

Применение Су-Джок при изучении лексико-грамматических конструкций

Цель: учить составлять имена существительные в единственном и множественном числе. Например, игрушка – игрушки, книга – книги, стул – стулья, перо – перья.

Цель: учить составлять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребёнок берёт его и называет предмет, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Например, дом – домик, машина – машинка, стол – столик, перо – пёрышко.

Цель: учить согласовывать существительные с числительными. Педагог называет предмет, ребёнок берёт колечко Су-Джок, считает предмет и по очереди надевает на каждый палец колечко. Например, один стол – два стола – три стола – четыре стола – пять столов.

Логопед называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребёнок берёт его и называет антоним. Например, день – ночь, зима – лето, добрый – злой, одеть – раздеть.

Цель: уметь образовывать признак от предмета. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребенок берёт Су-Джок и называет признак. Например, лето – летний, весна – весенний, солнце – солнечный.

Применение Су-Джок для развития внимания и памяти. Педагог даёт инструкцию, а ребёнок выполняет: возьми шарик в правую руку, переложи её в левую руку, а затем подними обе руки вверх.

Применение Су-Джок при звуковом анализе слова (используют красный, синий и зелёный шарики). Педагог произносит слово или показывает изображение предмета. Ребёнок выкладывает схему и объясняет свой выбор. Например, к – зелёный шарик, и – красный шарик, т – синий шарик.

КИТ

Применение Су-Джок при изучении и закреплении предлогов. Педагог сажает любую игрушку (например, медвежонка) и просит ребёнка положить шарик за мишку, перед мишкой, около мишки. После просит проговорить, что он делал с шариком.

В этой игре могут участвовать несколько детей. Они должны придумать как можно больше предложений, используя Су-Джок. За каждое предложение ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберёт фишек.

Эльвира Назимова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск

Читайте также: