Эмульсия для шелкографии своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Количество источников, использованных в этой статье: 12. Вы найдете их список внизу страницы.

Шелкография (трафаретная печать) – это техника печати, которая используется для быстрого перенесения трафаретного изображения на различные объекты, чаще всего на одежду. Для шелкографии вам понадобится сетка, натянутая на рамку и трафарет. В процессе нанесения рисунка вы будете должны надавливать на трафарет и сетку, чтобы чернила проходили сквозь поры на ткань, бумагу или другой материал. Умение делать шелкографию в домашних условиях позволит вам создавать уникальные предметы одежды и другие вещи, и благодаря трафарету вы сможете наносить один и тот же уникальный рисунок на столько разных объектов, на сколько захотите.

Шелкография

Вот интересно стало - чем отличается шелкография от сублимации, например при нанесении изображений на футболки.

Как я понял печатать можно любые цвета включая белый и на любом материале включая ХБ. Так? Но сублимацию выбирают потому как менее геморно это? Посмотрел процесс нанесения шелкографией изображения на футболку, показалось, что это очень долго.
Сколько времени занимает процесс нанесения на одну футболку? И если кто в курсе какова себестоимость одной футболки?

Затем, какое нужно оборудование? Как пишут в пределах 8 т.р. можно самостоятельно собрать карусельный шестицветный станок. Еще нужна печь. С поддержкой какой температуры? УФ камера?
А если наносить на мелкие вещи различные, то станок этот как бы и не нужен уже будет? Знай только трафареты делай. Так?
Заранее благодарю за ответы.

Шелкография

Шелкография

много рассказывать. а ещё больше-на вопросы очень много отвечать.

Шелкография

Мдя. меня тоже это заинтересовало. В мозгах уже такие картинки витают, которые можно сделать из фоток клиентов.

Меня окружали милые, симпатичные люди, медленно сжимая кольцо.
Иногда смотришь на человека и напрашивается вопрос, он родился придурком или курсы какие-то дополнительно проходил?!
Куда бы ты ни пришел, ты прежде всего встретишь там самого себя

Объединяюще-завершающая глава о предпечатном процессе.
В ней рассказано, как изображение, полученное в Главе 2 , переносится на трафарет из Главы 3 и в результате получается печатная матрица (или ТПФ - трафаретная печатная форма).

Итак, мы изготовили трафарет. Теперь, прежде чем приступить к изготовлению матрицы, необходимо подготовить, или очистить сетку. Перед нанесением слоя эмульсии (фототрафаретных составов) обязательно удалите масло, пыль, грязь, остатки краски и растворителя для обеспечения хорошего прилипания.

Для очищения сетки используйте специальные составы. Не рекомендуется пользоваться бытовыми моющими средствами ввиду содержания в них ароматизаторов, смягчителей для кожи рук и отбеливателей, которые могут повредить структуру сетки. Просто нанесите моющий состав на обе стороны трафарета и мойте губкой, после чего тщательно ополосните теплой или холодной водой. Не трогайте поверхность сетки после окончания процедуры очищения! Оставьте трафарет высохнуть.

Если вы работаете с моноволоконными сетками, то иногда может потребоваться дополнительная процедура придания волокнам некоторой шероховатости. Для этого используются специальные составы и грубые щетки. Однако стоит отметить, что, если применяется прямая эмульсия, а не капиллярные пленки, то в этой процедуре нет необходимости.

Фототрафаретные системы

За столь серьезным названием скрываются светочувствительные жидкости (эмульсии) или пленки, которые наносятся или приклеиваются к сетке трафарета для экспонирования в ультрафиолетовом свете с пленочных позитивов. Места, где эмульсия была подвержена воздействию УФ-света, становятся водостойкими, а те, которые были закрыты изображением на позитиве, остаются водорастворимыми и смываются водой. Таким образом, трафарет превращается в печатную матрицу с изображением. В процессе печати именно сквозь эти открытые области сетки краска и проникает на изделие, формируя отпечаток.

Прямые фотоэмульсии - в сущности клееподобные светочувствительные жидкости, которые непосредственно наносятся на очищенный и хорошо просушенный трафарет при помощи специального приспособления, называемого ракель-кюветой (рисунок справа, подробности - ниже)

Прямые фотоэмульсии условно можно разделить на три типа: диазо-чувствительные (или просто диазо), диазо-чувствительные фотополимерные эмульсии двойного отвердения и однокомпонентные фотополимерные эмульсии. Собственно, первый вид уже считается устаревшим. В эмульсиях двойного отвердения содержится меньше воды, чем в старых диазо, и они не так сильно трескаются при высыхании. Это обеспечивает более четкие края наносимого слоя и ускоряет процесс его изготовления. Этот вид эмульсий достаточно устойчив и может быть использован для работы с красками на водной основе. Эмульсии двойного отвердения поставляются в двухкомпонентном виде - одна часть собственно клеевая основа, вторая - светочувствительный компонент, который добавляется в основу перед использованием. В однокомпонентных фотополимерных эмульсиях основа уже смешана со светочувствительным компонентном, что облегчает рабочий процесс. Более того, они имеют практически неограниченный срок годности.

Кроме вышеизложенного, фотоэмульсии характеризуются вязкостью, которая выбирается в зависимости от номера сетки, и содержанием твердых частиц, что важно при воспроизведении мелких точек изображения.

Помните, что для больших тиражей (более 500 изделий) красками на водной основе потребуется специальная водоустойчивая эмульсия. Матрица, изготовленная такой эмульсией, не подлежит повторному использованию, т.к. смыть нанесенный слой после окончания работы не представляется возможным.

Как работать с двухкомпонентными эмульсиями

Наливаем теплую воду в маленькую баночку со светочувствительным компонентом, растворяем его и полученную смесь, перемешав, выливаем в банку с основой. Тщательно перемешиваем и оставляем на несколько часов для выхода пузырьков воздуха.

Фотоэмульсии относительно фоточувствительны, поэтому работаем либо при приглушенном свете (лампочка не более 50 Вт), либо в комнате с плотно зашторенными окнами. Поскольку эмульсии очень теплочувствительны, то хранить их следует при температуре не более 35°. Срок хранения смешанной эмульсии не более двух-трех месяцев.

Нанесение эмульсии на трафарет

Эмульсию можно наносить на трафарет даже при помощи печатного ракеля, однако постарайтесь найти возможность приобрести специальный инструмент, называемый ракель-кюветой (рисунок смотрите выше). Они бывают разной длины. Вам следует выбрать ее размер чуть меньше, чем внутренний размер трафарета (рамы). Тогда ракель-кювета не будет задевать стенки рамки в процессе нанесения эмульсии, что обеспечит более плотное прилегание и, следовательно, нанесение более равномерного слоя эмульсии.

Ракель-кювета имеет закругленный и острый края. Для стандартных условий печати пользуйтесь острым краем, закругленный край понадобится при выполнении работы, в которой необходим толстый слой краски на изделии. Собственно, процедура нанесения эмульсии на трафарет одна из самых простых во всем процессе печати.

Повторимся и скажем, что вам не придется работать в абсолютной темноте. Следите за тем, чтобы в помещении не было прямого солнечного света, окна были зашторены и сильный свет не проникал снизу двери. Можно просто заклеить окна пленкой, непроницаемой для УФ-света.

Следует учитывать, что высушенная матрица (трафарет с нанесенным слоем эмульсии) более светочувствительна, чем влажная.


Наполните ракель-кювету эмульсией до половины. Поставьте трафарет в вертикальное положение и, начиная снизу с наружной (печатной) стороны трафарета, прислоните край кюветы к сетке и наклоните так, чтобы эмульсия касалась сетки, и начните медленно двигать кювету вверх (рисунок справа). Теперь переверните трафарет и произведите ту же манипуляцию с внутренней стороны (сторона ракеля). Одного слоя эмульсии снаружи и изнутри будет достаточно, если вы работаете с эмульсией двойного отвердения с высоким содержанием твердых частиц.

Некоторые печатники рекомендуют наносить два или три слоя эмульсии снаружи и еще два или три - изнутри. Однако это приведет к толстому слою эмульсии, что повлечет за собой проблемы с недостаточной экспозицией и, следовательно, потерей мелких деталей. Но для грубых сеток (меньший номер) несколько повторных нанесений необходимы.

Остатки неиспользованной эмульсии вылейте в банку, а саму кювету сразу (!) вымойте. Если этого не сделать, то эмульсия забьет край так, как это сделал бы любой клей. Берегите край ракель-кюветы, любое его повреждение приведет к неровности слоя наносимой эмульсии.

Для определения влаги в слое эмульсии (достаточно ли она высохла) поможет недорогой прибор, называемый контактный измеритель влажности. Этот электронный прибор точно измеряет, сколько влаги осталось на поверхности эмульсии.

Высушенный трафарет можно хранить до использования как минимум два-три месяца. Это позволит заранее его подготовить в свободное от работы для заказчиков время. Как и эмульсию, не храните трафарет при высокой температуре, храните в специальном светонепроницаемом ящике.

Прямые капиллярные пленки

Второй способ изготовления матрицы - при помощи прямых капиллярных пленок. Это слой светочувствительной эмульсии, нанесенный на основу (прозрачную ацетатную пленку). Продаются они в виде листов или в рулонах, приклеиваются к трафарету с помощью воды, высушиваются и засвечиваются так же, как и прямая эмульсия. Их проще и легче использовать т.к. они не требуют смешения каких-либо компонентов, а аккуратность процесса выше. Правда, капиллярные пленки не очень подходят для работы на мелких сетках. Название "капиллярные" обусловлено тем, что эмульсия с пленочной основы переходит на сетку под действием капиллярных сил.

Очень важно аккуратно соблюдать технику нанесения на трафарет, ибо при неправильном приклеивании пленка может просто отвалиться от сетки. Значительное достоинство капиллярных пленок - очень четкие границы матрицы (рисунок справа). Они помогают избежать трещин при высыхании и наклеиваются только на нижнюю часть трафарета. Данная система изготовления матрицы идеальна там, где требуется особая четкость рисунка, как правило, для нетекстильных видов печати - деколь, постеры, стикеры и т.п.

Так как капиллярные пленки наносятся на влажный трафарет, то процесс ускоряется, поскольку не требуется стадии высушивания вымытого трафарета, как это происходит при работе с прямыми эмульсиями. Таким образом, если на изготовление трафарета прямой эмульсией у вас уходит час или два, то для пленочного трафарета потребуется от силы полчаса.

Прямые пленки выпускаются различной толщины - от 15 до 84 мкм (для трехмерных красок вплоть до 500-700 мкм). Для футболок следует выбрать пленку толщиной в 35 мкм, для трансферной печати - в 70-84 мкм.

Время экспозиции пленок одной толщины всегда постоянно и не зависит от номера и цвета сетки.

Основные правила работы с капиллярными пленками

Можно было бы просто написать: "точно следуйте инструкции производителя", так как капиллярные пленки сопровождаются достаточно подробными описаниями. Но все же остановимся на ключевых моментах, позволяющих изготовить качественную матрицу.

  1. Трафарет следует тщательно очистить и, что особенно важно, обезжирить. Сетку желательно загрубить для улучшения контакта. Это делается специальными загрубляющими агентами с абразивом (например, силикон карбида 500). Очищенный влажный трафарет можно дополнительно обработать специальными смачивающими составами, так как чем лучше он держит воду во время приклеивания, тем более высокий результат будет получен.
  2. Как и при работе с прямой эмульсией, работайте при приглушенном (специальном) освещении.
  3. Пленка наносится на нижнюю сторону трафарета с последующим быстрым проходом ракеля по внешней и внутренней сторонам трафарета для продавливания воды и улучшения приклеивания.
  4. Всегда держите под рукой бутылку воды с распылителем. Если вы обнаружили плохо приклеенные участки, немедленно сбрызните их водой.
  5. Сушите трафарет в темноте под обдувом вентилятора. Сушка займет 20-30 минут. После высыхания снимите ацетатную пленочную основу.
  6. Если вы привыкли работать с неокрашенной прямой эмульсией, то для пленки время экспонирования необходимо удвоить.
  7. После экспонирования промойте трафарет с нижней стороны. Для выбивания незасвеченной эмульсии понадобится несколько большее давление воды. При правильном экспонировании пленка будет хорошо держаться на трафарете. Если же она отслаивается, то либо трафарет недосвечен, либо сетка плохо обезжирена.
  8. Для сеток с номерами 90 и выше загрубление и обезжиривание очень важны! На них пленка держится хуже, чем на крупных, поэтому при смывании уменьшите напор воды.
  9. Для изготовления очень прочных матриц, можно комбинировать пленку и прямую эмульсию. При этом сухой трафарет кладется на пленку, сверху наливается эмульсия и размазывается ракелем. В этой технологии эмульсия выполняет роль воды в приклеивании пленки.

Трафареты с нанесенными пленками можно хранить неделями в светонепроницаемом ящике. Они способны выдерживать тиражи вплоть до 30 тысяч отпечатков.

Для красок на водной основе следует использовать водостойкие пленки. Помните, что прямые эмульсии лучше воспроизводят полутоновые точки!

Экспозиция

Для начала напомним, что используемые нами эмульсии особо чувствительны к ультрафиолетовому свету. Отсюда вытекает требование к источнику света для экспонирования трафаретов - он должен давать необходимое количество УФ-лучей.

Для этой цели можно использовать любой источник УФ-излучения, включая и солнечный свет, но качественную матрицу можно получить только на профессиональном оборудовании.

В профессиональных экспозиционных устройствах (стоимостью от 2500 USD) используются галогеновые, метолло-галлоидные или люминесцентные лампы. О выборе таких устройств - смотрите в главе " Все о профессиональном оборудовании ".

На рисунке справа вы найдете, как сделать простейшее устройство для экспонирования трафаретов. Для этого понадобятся: лист пенопласта (толщиной в 5 или 7 см и размером, равным внутреннему размеру рамы), черная ткань, кусок стекла (такого размера, как лист пенопласта). Обратите внимание, что пленочный позитив должен лежать "наоборот", так как вы смотрите на него снизу. Следите за параллельностью сторон позитива и рамы. Не забудьте закрепить позитив скотчем, чтобы он случайно не изменил свое местоположение при засвечивании. В этом случае время экспозиции придется подбирать методом проб и ошибок, так как оно зависит от расстояния от источника света и его мощности. При использовании точечного источника света расстояние от него до трафарета должно быть около 50 см.

Имейте в виду, что при использовании флуоресцентных ламп дневного света не удастся получить мелкие полутоновые точки (из-за диффузии световых лучей).

При засвечивании на экспозиционных устройствах вы кладете пленочный позитив на стекло, затем на него - трафарет и сверху темную ткань под грузом, для обеспечения хорошего контакта. В этом случае позитив лежит "правильно", т.е. именно так, как мы на него смотрим, а не наоборот. В профессиональных экспозиционных устройствах роль темной ткани под грузом выполняет резиновое вакуумное одеяло и имеется мощный точечный источник света.

Мы специально не приводим время экспонирования, так как оно зависит от номера сетки, экспозиционного устройства и используемой эмульсии. Требуйте у продавцов эмульсии шкалы экспозиции для разных сеток. Скажем только, что для цветных сеток время экспозиции увеличивается на 30%, а если позитив изготовлен на кальке - то на 30-50%.

Точное время экспозиции можно определить только опытным путем. Однако полученное правильное время не меняется до тех пор, пока не сменятся источник света или эмульсия. Особая точность нужна, когда требуется получить очень мелкие детали. Если вы недоэкспонировали трафарет, то эмульсия не затвердеет и смоется, а если переэкспонировали, то свет проникает сквозь позитив и детали просто исчезают.

В решении этой проблемы будет полезен "счетчик экспозиции" (рисунок справа). Засвечивая с этой пленки трафарет всего один раз, вы видите результат сразу пяти разных времен экспозиции.

При экспонировании многоцветных изображений соблюдайте совмещение. Это особенно важно для станков с фронтальным зажимом. Расстояние между низом трафарета и верхом позитива для всех цветов должно быть одинаковым!

Вы помните, что для капиллярных пленок время постоянно и не зависит от номера сетки. Для прямых эмульсий сетку с меньшим номером светим меньше, чем сетку с большим номером (слой нанесенной эмульсии разной толщины). В некоторых случаях можно провести повторную экспозицию, т.е. после засвечивания, промывки и сушки экспонируем матрицу вновь.

Один трафарет можно использовать для нескольких маленьких изображений. При печати вы поочередно будете закрывать ненужные изображения с внутренней стороны матрицы.

Смывка после экспонирования

После проведения экспонирования помещаем трафарет в моечную камеру и смываем незасвеченную эмульсию. Все еще работаем при приглушенном освещении, так как незасвеченная фото-эмульсия остается светочувствительной. Смывать начинаем с внутренней стороны трафарета водой не слишком сильного напора. Через несколько минут вы увидите, как эмульсия начнет смываться. Специальный источник света, установленный в моечной камере, позади трафарета, будет весьма полезен - вы сможете видеть результаты своего труда. В местах, где эмульсия не смывается, а должна, слегка "помогите" ей пальцем или увеличьте напор воды. По окончании смывки, впитайте влагу из матрицы полотенцем, а затем сушите под вентилятором или в сушильном шкафу.

После сушки внимательно посмотрите сквозь полученную матрицу на свет. Возможно, вы увидите нежелательные "дырочки" в области вне рисунка. Исправьте это, заделав их с нижней стороны трафарета специальными блокирующими составами, а для маленьких тиражей (до 100 отпечатков) - можно просто скотчем.

Ретушь

Нам нужно закрыть ту часть сетки, которая не охвачена слоем эмульсии, т.е. вокруг рамки. Опять-таки, используем блокирующий состав, размазывая его шпателем вдоль внутренних границ рамки. Можно использовать специальные ограничительные полоски для рам. Они также накладываются вдоль внутренней стороны рамки и фиксируются скотчем.

Последний шаг: готовим матрицу к печати

После высыхания блокирующего состава проклейте рамку специальным скотчем. Можно использовать обычный скотч, но его сложнее удалить после работы.

Очищение матрицы после печати

Как правило, один и тот же трафарет используется неоднократно. Чтобы подготовить его для изготовления очередной матрицы, делаем следующее:

  1. сначала тщательно смываем всю краску и удаляем скотч;
  2. если использовали водорастворимый блокирующий состав для ретуши - смываем его водой, если нет, то потребуется подходящий растворитель;
  3. затем приступаем непосредственно к удалению слоя старой эмульсии. Для этого можно использовать различные химикаты, в том числе и обычный отбеливатель, но лучше - специальные очистители для матриц. Такой очиститель наносится на обе стороны матрицы и через 1-2 минуты смывается из шланга водой под большим давлением; Не допускайте высыхания очистителя - он полностью забьет ячейки сетки!
  4. возможно, придется повторить процедуру из пункта 3 несколько раз.

Если вы работали с водонерастворимой эмульсией, то после печати ее вообще нельзя удалить.

Цель – добиться стабильности при изготовлении высококачественных трафаретов, соответствующих всем вашим требованиям к трафаретной печати.

Рекомендации


Сенсибилизация и смешивание - эмульсии PLUS поставляются либо предварительно сенсибилизированными, либо в комплекте с диазосенсибилизатором. Саше с порошком диазо-сенсибилизатора предназначено для добавления его непосредственно в эмульсию. Не нужно разбавлять диазосенсибилизатор водой. Этим обеспечивается поддержание регулируемой на заводеизготовителе степени вязкости, что гарантирует получение смеси, обладающей оптимальной стабильностью. Чтобы открыть саше с порошком диазо-сенсибилизатора всегда используйте ножницы чтобы получить ровный разрез. Поднесите открытое саше к поверхности эмульсии на расстояние 1-2 см и постепенно высыпьте порошок в эмульсию. Чтобы весь порошок попал в эмульсию можно воспользоваться деревянной или пластиковой лопаткой (никогда не пользуйтесь металлической лопаткой). Теперь необходимо тщательно перемешать эмульсию этой же лопаткой.


Важный совет: после добавления диазо-сенсибилизатора и до начала использования эмульсии необходимо оставить ее на срок не менее 24 часов. Это обеспечит полное растворение порошка диазо-сенсибилизатора и дегазацию эмульсии. Перед применением однокомпонентную фотополимерную эмульсию также необходимо перемешивать, поскольку при хранении содержимое может образовывать осадок.

Ручное или автоматическое нанесение - превосходные результаты могут быть достигнуты как при ручном, так и при автоматическом нанесении, однако установки для автоматического нанесения обычно обеспечивают большую стабильность по толщине, чем при ручном нанесении. Применение установок для нанесения особенно
эффективно при изготовлении очень больших трафаретов или при производстве трафаретов одинакового размера.

Выбор кюветы - правильный выбор и надлежащее обслуживание кюветы – одни из важнейших факторов, позволяющих достичь качественного результата. В зависимости от требований, предъявляемых к толщине наносимого слоя, можно выбрать кювету либо с острой, либо с закругленной кромкой. При использовании кюветы с острой кромкой количество наносимой эмульсии будет значительно меньше, чем при использовании кюветы с закругленной кромкой. Кромку кюветы необходимо регулярно осматривать на предмет появления неровностей профиля и заменять при обнаружении каких-либо повреждений.

Техника нанесения - давление, угол и скорость нанесения влияют на количество переносимой эмульсии. Ниже описаны все факторы, определяющие технику нанесения. Давление - обеспечение постоянного давления при нанесении эмульсии является более важным фактором, чем значение абсолютного давления. Давление должно быть достаточным для обеспечения полного контакта кромки кюветы с сеткой и постоянным для сохранения этого контакта на протяжении всего прохода. При использовании высоковязкой эмульсии, в целях предотвращения увеличения ее количества в центре трафарета, может потребоваться небольшое увеличение давления. Прогиб сетки на 1-3 мм под кромкой кюветы является допустимым и зависит от вязкости эмульсии. Угол - обычно угол наклона кюветы к сетке составляет 15°–30° относительно горизонтали. При этом обеспечение постоянного угла также является важным фактором при нанесении. Торцы многих кювет уже обрезаны на соответствующий угол. Скорость - старайтесь выполнять нанесение с наименьшей возможной скоростью, поскольку это уменьшает количество воздуха, попадающего в ячейки сетки. Чем грубее сетка и тоньше наносимый слой эмульсии, тем медленнее необходимо выполнять нанесение. Однако при медленном нанесении вручную будьте внимательны и избегайте появления полос на сетке из-за неодинаковой скорости движения кюветы. На картинке показаны пузырьки воздуха, попавшие в отверстия сетки. Ориентировочно, скорость нанесения может меняться в диапазоне 0,8 - 3 м/мин в зависимости от вязкости эмульсии.

Важный совет: даже небольшие изменения уровня эмульсии в кювете могут существенно повлиять на толщину наносимого слоя. Если толщина слоя важна, например, при триадной печати, обеспечьте одинаковый уровень эмульсии в кювете для каждого трафарета из комплекта. Всегда вытирайте кромку кюветы, очищайте ее сразу же после выполнения нанесения.

Стандартный метод нанесения вручную состоит в нанесении на печатную сторону трафарета одного или двух базовых слоев эмульсии, которые "заполняют" сетку, а затем незамедлительном нанесении одного или двух слоев на ракельную сторону. В результате эмульсия протекает сквозь сетку на печатную сторону, оставляя на ракельной стороне только один тонкий герметичный слой. Использование установок для нанесения позволяет за один проход наносить эмульсию на обе стороны трафарета. Это очень эффективно, но стоит убедиться, что последний проход для
базового слоя всегда выполняется с ракельной стороны. Очевидно, что существует множество вариаций способа нанесения эмульсий, зависящих от размера рамки, номера сетки, требований к изображению и т.д., но основным требованием всегда остается одно: начинать нанесение необходимо на печатной стороне, а заканчивать – на ракельной

Выравнивающие слои - все эмульсии при сушке теряют в объеме из-за испарения воды. В результате они сжимаются вокруг волокон сетки, выявляя все шероховатости поверхности. Выравнивающее нанесение применяется для заполнения этих образующихся пустот на шероховатой поверхности печатной стороны, что обеспечивает получение ровной поверхности трафарета (с низким значением параметра Rz) и уменьшает эффект "зубьев пилы" при печати. Нанесение выравнивающего слоя может выполняться только на трафаретах, которые уже были полностью высушены. Обычно наносится два выравнивающих слоя, а затем трафарет подвергается повторной сушке. При необходимости достижения еще более низкого значения параметра Rz допускается дополнительное нанесение выравнивающих слоев. Некоторые установки для нанесения эмульсии оборудованы ИК-сушками, которые ускоряют промежуточную сушку и позволяют выполнять нанесение выравнивающих слоев на одном из этапов непрерывного процесса изготовления трафаретов.


Важный совет: при изготовлении трафаретов для высокотехнологичных областей применения можно сочетать использование кювет с острой кромкой и кювет с закругленной кромкой. Используйте кювету с закругленной кромкой для базового слоя и кювету с острой кромкой для нанесения выравнивающих слоев после просушки. Это уменьшит шероховатость поверхности (Rz) без существенного увеличения профиля трафарета (EOM).


Измерение профиля трафарета (EOM) - для качественной трафаретной печати очень важно иметь возможность измерить профиль трафарета, поскольку перепад в профиле трафарета даже в +1 мкм может дать заметную разницу в краскопереносе. Ручной прибор для измерения толщины нанесенного слоя для полиэфирных сеток прост в применении и позволяет мгновенно получить результат измерения.

Измерение шероховатости трафарета (Rz) - шероховатый трафарет (с высоким значением Rz) будет давать низкое качество печати, поэтому возможность измерить параметр Rz позволяет повысить качество получаемых трафаретов. Сегодня существует множество переносных измерителей шероховатости Rz, которые позволяют мгновенно измерять шероховатость поверхности вашего трафарета.

Вы можете скачать опубликованную информацию на нашем сайте. Все материалы предоставляются без предварительной регистрации.

Рис. 1. Идеальное положение для сушки трафарета (b, c)

После того как эмульсия нанесена на сетку, часто считают, что дело сделано, больше ничего произойти не может. Но сушка эмульсии сильно влияет на качество и характеристики формы. Эмульсию нужно сушить в горизонтальном положении ракельной стороной вверх (рис. 1), в помещении, где нет пыли и отсутствуют источники белого света. Это предотвращает провалы эмульсии в ячейки сетки при усадке, улучшая равномерность поверхности формы (Rz). Хотя ткань должна быть покрыта эмульсией с обеих сторон, для наилучшей стойкости трафарета на ракельной стороне не должно быть возвышающегося над сеткой слоя эмульсии. Другими словами, если по какой-либо причине сушка происходила ракельной стороной вниз, это могло привести к увеличению слоя эмульсии на внутренней его стороне.

В результате возникают следующие трудности:

На рис. 2 (а, b) видны результаты неправильного положения рамы при сушке, выражающиеся в значении Rz и состоянии слоя эмульсии со стороны печати. Не стоит напоминать, что рамы с сеткой и нанесённой эмульсией нужно сушить в специальном сушильном шкафу с регулятором температуры и эффективной вытяжкой для удаления водяных паров. Максимальная безопасная температура сушки трафаретов 40 °С. Те же требования распространяются и на самостоятельно изготавливаемые печатниками шкафы для нестандартно больших рам. Если дополнительно применяется тепловентилятор, его положение относительно рамы нужно регулярно менять, чтобы избежать местного перегрева и обеспечить равномерную сушку.

Рис. 2. Трафаретная ткань Saatilene Hitech 90(230).40: а) трафарет высушен печатной стороной вниз, значение Rz 9,8 мкм; b) трафарет высушен печатной стороной вверх, значение Rz 14,0 мкм

Примечание
Слишком сильный нагрев может сделать эмульсию нерастворимой, что в первую очередь скажется при промывке тонких деталей сюжета. Очень важно, чтобы нанесённая эмульсия была тщательно высушена перед экспонированием, особенно при работе с эмульсиями фотополимерными или предназначенными для проекционного экспонирования. Остаточная влага сильно снизит светочувствительность, полноценное отверждение станет невозможным.

При обдуве трафаретов вентилятором без подогрева воздуха необходимо, чтобы относительная влажность не превышала 60%, иначе форму будет сложно высушить. Можно оценивать количество влаги в эмульсии с помощью прибора Aquacheck. После того как эмульсия стала сухой на ощупь, он прикладывается к поверхности сетки с нанесённой эмульсией. Индикатор даёт точную информацию о количестве влаги и готовности эмульсии к экспонированию. Если стрелка лежит в красной или оранжевой зоне, эмульсия ещё не высохла.

Примечание
Плохо высушенная эмульсия будет: а) неправильно экспонирована; б) иметь плохую адгезию во влажном состоянии, низкое разрешение, чрезвычайно плохую стойкость и низкую резкость.

Анализ параметров трафаретной формы

Трафаретные формы играют решающую роль в определении качества печати. Их рабочая поверхность, получаемая с помощью жидких фотоэмульсий, будет иметь неравномерную толщину и шероховатость (важнейшие характеристики), если предварительно не стандартизовать техпроцесс, обеспечивающий стабильные и качественные результаты.

Толщина трафаретной формы

Равна толщине слоя эмульсии, возвышающегося над поверхностью сетки на печатной стороне. Для точной оценки параметра необходимо замерить общую толщину трафарета (сетка плюс эмульсия) и вычесть толщину ткани.

Примечание
Для получения корректных результатов необходимо, чтобы эмульсия была высушена ракельной стороной вверх. В противном случае реальная толщина эмульсионного слоя будет больше на величину слоя на этой стороне.

Пользуясь прибором, толщину трафаретной формы, создаваемой для стандартной графической печати, следует выдерживать в пределах 10 мкм, а лучше — от 4 до 8 мкм. Слишком толстая форма препятствует нормальному проходу краски, а с быстросохнущими возникнут проблемы со стабильностью на сетке, т. к. краска будет оставаться и засыхать в элементах формы.

На толщину трафаретной формы также влияют:

Неровность поверхности формы

Рис. 3. Оценка поверхности трафаретной формы профилометром

Вплоть до конца 80-х годов печатники имели два средства оценки качества трафаретной формы: микроскоп и сам оттиск. Хотя первый идеален для оценки чёткости кромок и разрешения, им нелегко определить степень неравномерности эмульсионного слоя. Оценка по оттиску — наилучший метод, если не нужен экспресс-анализ качества трафарета.

В начале 90-х промышленность приняла на вооружение прибор, используемый в машиностроении для измерения профилей поверхности материалов — профилометр (рис. 3), с помощью нескольких замеров оценивающий неравномерность (шероховатость) поверхности (Rz) в микронах. Небольшие значения соответствуют приемлемому уровню неровности, большие — сильной неравномерности. Профилометр измеряет разницу между самой высокой и самой низкой точками поверхности, т. е. между вершинами и впадинами эмульсионного слоя (рис. 4). Потому не следует путать эти значения с толщиной трафаретной формы: эмульсионный слой небольшой толщины может иметь как высокое, так и низкое значение Rz в зависимости от способа производства трафарета. Марок профилометров для работы с трафаретами много, но все работают по одному принципу, делая до 5-ти замеров на поверхности и вычисляя среднее значение. Большинство можно подключать к принтеру, распечатывающему результаты в виде графика и численных значений (рис. 5). При значениях Rz 5–10 мкм большинство стандартных трафаретов дают хорошее качество печати. Значения Rz для трафаретов, изготовленных с помощью эмульсии двойного отверждения и предназначенных для печати рекламных щитов, приведены в табл. 2.

Примечание
По норме, установленной Европейской ассоциацией производителей трафаретной печати ESMA, прибор при измерении значения Rz следует располагать под углом 22° к нитям ткани. В противном случае его показания могут быть неверны.

Обработка прямых трафаретных форм

Экспонирование

Все прямые фотоэмульсии экспонируются в вакуумной раме с мягким резиновым полотном, которое принимает форму рамы, плотно прижимая к ней плёночный позитив и сетку с нанесённой эмульсией. Для наилучших результатов эмульсионная сторона позитива должна быть обращена к эмульсии на сетке. Эмульсия экспонируется УФ-излучением заданного спектра, для изображений с тонкими деталями следует применять окрашенную ткань. Подробнее экспонирование рассматривается в следующих разделах.

Важно помнить, что трафаретные формы с высоким значением Rz, скорее всего, не обеспечат плотного контакта между плёночным позитивом и слоем эмульсии (рис. 6). Итог — рассеяние света и более низкое разрешение даже при использовании окрашенных тканей.

Проявка

Рис. 7. Избыток воды следует тщательно удалять с зоны трафаретного изображения

Проявлять трафарет следует после экспонирования как можно скорее. В промывочной кабине его следует располагать вертикально, желательно с задней подсветкой жёлтыми или оранжевыми флюоресцентными лампами. Промывать тщательно с обеих сторон струёй холодной или тёплой (но не горячей) воды под средним давлением (высокое давление не допускается). После того как изображение проявилось, остатки воды нужно осторожно вытереть качественной замшей (рис. 7) либо чистой впитывающей газетной бумагой. Ещё лучше воспользоваться промышленным пылесосом — аспиратором. Хотя химическое отверждение эмульсии произошло, до полного высыхания её легко повредить. При работе с трафаретами, содержащими мелкие детали или полутона, нельзя направлять шланг аспиратора на их печатную сторону.

Примечание
Используя бумагу для сбора влаги, учтите, что это должен быть сорт, не оставляющий пыли. Если бумага прилипает к эмульсии на внутренней (ракельной) стороне трафарета, это признак недостаточного экспонирования, в результате которого могут быть ухудшены разрешение изображения и стойкость формы.

Резюме

Для обеспечения высокого разрешения трафаретная форма должна иметь эмульсионный слой минимальной толщины со стороны печатной основы.

Читайте также: