Электронное зажигание на иж юпитер 2 своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Новую эпоху в истории мотозавода ознаменовал запуск в производство серии ИЖ. В 1965 году появилась новая модель, отличавшаяся от предшественницы увеличенной мощностью двигателя и новыми литыми дисками колес.

Все остальное – схема проводки ИЖ Планета 2, конструкция заднего моста, рама и органы управления были позаимствованы с предыдущей модели.

Примечательно, что и в дальнейшем все модификации этих мотоциклов осуществлялись попарно:

  1. Модернизировалась штатная схема ИЖ Планета 2 – изменялась и схема проводки ИЖ Юпитер 2;
  2. Осуществлялся переход моделей Планета с 6В на 12В – электропроводка ИЖ Юпитер 2 также претерпевала подобные замены.

Вынужденная модернизация

Мотоциклы марки ИЖ Планета 2 оказались достаточно качественными. И хотя в 1971 году завод прекратил их выпуск, многие экземпляры до сих пор остаются в строю .

А сложности с запасными частями вынуждают владельцев модернизировать мотоциклы:

  1. Приспосабливать детали от других моделей семейства ИЖ;
  2. Использовать запчасти от мотоциклов других производителей;
  3. Самостоятельно изготавливать нужные детали.

Переделка штатной электросхемы

Особые трудности вызывают ремонтные работы своими руками штатной электропроводки и ее потребителей:

  1. Ламп накаливания габаритов, стоп-сигналов и головного света;
  2. Катушки зажигания;
  3. Свечей зажигания;
  4. Высоковольтных проводов.

Справочно: современная мототехника давно перешла на 12 В, тогда как мотоциклы прошлых лет выпуска поголовно оснащались 6В электросхемой.

Переделка системы зажигания

Мотоциклы семейства ИЖ (например, в проводке Планета 3) всегда испытывали сложности с системой зажигания. Поэтому, всегда были объектом пристального интереса со стороны владельцев, проводивших бесконечные эксперименты по доводке транспортного средства.

Представленный ниже способ замены штатной системы зажигания на элементы с мотоциклов Восход и Минск был признан удачным со стороны сообщества мотовладельцев.

Фото родных деталей системы зажигания ИЖ Планета 2

Инструкция по модернизации выглядит следующим образом:

  1. Приобретается генератор с мотоциклов Минск или Восход напряжением 14В и номинальной мощностью 65 ватт (90 ватт);
  2. Изготавливается переходная шайба для установки нового генератора на двигатель;
  3. Приобретается новая катушка зажигания (можно с тех же Минска или Восхода).

Совет: если проводка прослужила достаточно долго, вы должны ее также поменять, чтобы избежать в дальнейшем проблем. В поисках может помочь схема проводки ИЖ 2126.

Чертеж переходной шайбы для установки нештатного генератора

Переходную шайбу лучше всего заказать в токарной мастерской, чтобы добиться высокого качества. Цена подобной работы небольшая. После изготовления, шайбу нужно правильно установить, чтобы ее поверхность плотно прилегала к двигателю.

Установленная переходная шайба, на которую будет устанавливаться новый генератор

Совет: При установке генератора на переходную шайбу, необходимо следить за его полной посадкой.
Если корпус генератора не до конца посажен на шайбу, то ротор будет цеплять при вращении статор, что приведет к его выходу из строя.

Регулировка зажигания

После замены генератора, необходимо выставить правильный угол опережения зажигания.

Для этого последовательно проделываем следующие шаги:

  1. Проворачиваем коленвал до момента достижения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ);
  2. Опускаем еще вниз на 3,0 мм;
  3. Центрируем генератор, на переходной шайбе таким образом, чтобы прорезь на роторе была совмещена с индуктивным датчиком;
  4. Выставляем с помощью щупа зазор между датчиком и прорезью. Он должен быть 0,3-0,5 мм.

Выводы

Надеемся, что наша статья поможет владельцам старых моделей мотоциклов в техническом обслуживании (см. также схему проводки ИЖ Планета 5). А размещенное видео наглядно покажет процессы работы, также как и советы позволят избежать дорогостоящих ошибок.

Одна мечта имеется у многих – установить на иж юпитер 5 бесконтактное зажигание. Электронное зажигание на иж юпитер 5 с датчиком Холла позволяет полностью избавиться от недостатков.

  • пропадание зазора между контактами прерывателя;
  • изменение геометрии контактов;
  • не постоянное искрообразование;
  • выход из строя изоляции высоковольтных проводов;
  • нестабильная работа высоковольтной катушки;
  • невозможность заведения двигателя при пониженном напряжении аккумулятора.
  • искра не поджигает горючую смесь в цилиндре двигателя

Электронное зажигание на иж юпитер 5 с датчиком Холла позволяет полностью избавиться от этих недостатков.

Очевидные преимущества системы электронного зажигания

Бесконтактное зажигание на иж – разбираемся с непонятными терминами

Изготовление элементов зажигания на иж юпитер 5 своими руками

Можно выполнить изготовление отдельных элементов и сделать электронное зажигание на иж юпитер 5 своими руками. Для этого понадобиться изготовить самостоятельно модулятор. Качество его изготовления определяет надежность работы всей бсз.

Модулятор делается идеально симметричным. Неподвижная шторка должна производить перекрытие 30-ти градусов площади при его повороте. Еще раз надо подчеркнуть – модулятор является определяющим звеном в системе зажигания мотоцикла. Четкая работа двигателя определяется этим небольшим устройством. Если модулятор правильно изготовлен, то его шторка не должна, в состоянии открытости, перекрывать магнит и магнитопровод датчика Холла.

Закрытое состояние должно обеспечивать их одновременное закрытие для прохождения магнитного потока. Коммутатор должен получать от датчика Холла четкие импульсы определенной величины, обеспечение этого условия – задача модулятора.

Чтобы выполнить электронное зажигание на иж юпитер 5 своими руками, также необходимо изготовить пластину для крепления датчика Холла. Бсз не требует периодической регулировки момента зажигания. Но для первоначальной регулировки необходимо, чтобы датчик Холла имел возможность поворачиваться. Пластина должна быть с прорезями.

Сам датчик Холла, вместе с пластиной, устанавливается на уголке, который тоже можно изготовить самостоятельно.

Все основные элементы, для того чтобы установить электронное зажигание на мотоцикл иж юпитер 5, изготовлены. Необходимо купить катушку зажигания, приобрести коммутатор и датчик Холла. Эти элементы бсз нельзя изготовить самостоятельно. Также потребуется монтажный провод. Желательно и свечи поменять – на них искра может быть слабой. После решения всех вопросов останется решить последний - как поставить электронное зажигание на иж юпитер 5.

Установка электронного зажигания на иж юпитер 5 самостоятельно

Как установить модулятор и датчик Холла, чтобы система бсз работала правильно, было рассказано выше по тексту. Новая катушка зажигания, имеющая два выхода, ставится на место старой катушки. Высоковольтный провод от каждой свечи – на соответствующие крепежные элементы катушки.

Коммутатор – в любом, защищенном от воды месте. Правильная установка элементов бсз позволит обеспечить искрообразование для двигателя Юпитер 5 в любую погоду.

Настройка бсз на иж юпитер 5 с применением приборов

Настройка бсз на иж юпитер 5 с применением приборов

Как только вольтметр покажет резкое изменение напряжения – останавливаем вращение и производим фиксацию положения модулятора. Аналогично проверяем искрообразование для второго цилиндра двигателя. Уже ничего не крутим, производим только проверку. Двигатель должен работать равномерно, без перебоев на любых оборотах.

На этом, можно сказать, что бесконтактная система зажигания на иж юпитер 5 установлена. Мотоциклы любят уход. Установка бсз – подарок двигателю и самому хозяину.


Опыт с установкой БСЗ на Планету

Среди владельцев советских мотоциклов существовала довольно популярная забава - установка бесконтактной системы зажигания (БСЗ). Естественно, делали они это не просто так, на это их подбивали определенные преимущества БСЗ. Коммутатор позволяет скормить катушке зажигания ток побольше и получить искру посильнее, а датчик выдает более четкий сигнал строго в нужные моменты времени, поскольку проблема с искрением и дугой на разрывающемся контакте уже не существует.

Как я уже говорил, у меня тоже есть вполне себе советский Иж Планета-5, в котором я изредка ковыряюсь. С годами его братьев больше на дорогах не становится, но мой пока еще ездит. Поэтому сейчас пойдет рассказ о моей попытке добить прикрутить БСЗ к своему коню.

Идея БСЗ заключается в том, что вместо прерывателя на валу устанавливается "шторка" (модулятор), которая проходит через щель в датчике (оптическом или датчике Холла) и вызывает его срабатывание. Большим током через катушку занимается уже коммутатор, в котором есть силовой транзистор.

Изначально, после чтения кучи разных статей и постов сформировался такой список покупок:

  • Коммутатор от автомобиля ВАЗ, в моем случае с маркировкой 36.3734 (и вдогонку разъем с проводами)
  • Катушка зажигания 027.3705
  • Датчик Холла, так же от ВАЗ (забегая вперед - плохая идея)

Затем, когда все это было у меня на руках, соединил это добро по следующей схеме (кликабельно):

Схема БСЗ с коммутатором 3734

На электрической схеме это выглядит не особо сложно. Гораздо сложнее здесь конструкторская часть - думать, как все это прикрутить, ползать вокруг мотоцикла, протаскивать провода во всякие щели.

Более-менее просто дела обстоят с катушкой. Ей в любом случае место под баком. Но она ощутимо больше стандартной катушки от Планеты, так что воспользоваться тем же ухом не получится. У меня катушка была прикреплена вплотную к раме с помощью импровизированного хомута и болта (на фотографии). Если будете повторять этот вариант - следите, чтобы шляпа болта не протерла бензобак.

Установка катушки 027.3705 мотоцикл / ignition coil mount

Для крепления коммутатора понадобилось две металлические детали и немного фантазии. Место было выбрано недалеко от клаксона, где дуги безопасности соединяются с рамой. Сначала на болты от дуг был посажен некий кронштейн, сделанный из какого-то профиля. Затем к этому кронштейну был прикручен "адаптер" под размеры коммутатора. По фотографиям должно быть более понятно, что я тут пытался сейчас описывать.

Установка коммутатора 3734 на мотоцикл / EIM mount

Датчик не будет работать сам по себе - ему нужна шторка, от которой он будет срабатывать. Материал шторки зависит от типа датчика. Для оптического - главное чтоб непрозрачный. Для датчика Холла шторка должна быть стальной. Форма зависит от того, как будет закреплен датчик и как в его зазор должна будет заходить шторка. На данном этапе это был полукруг (180 градусов) с отверстием для крепления на вал в середине.

Теперь надо прикрепить датчик и докинуть до него провода. Пункт назначения - генератор :) Если справа открутить круглую крышку с логотипом ИЖ, то мы как раз увидим генератор и половину штатной системы зажигания - прерыватель, конденсатор и кулачок на валу. Прерыватель, естестенно, был демонтирован. Пропустим вопрос, как дотащить в эту область провода (это сложно, но интересного тут ничего нет), и перейдем к датчику Холла.

Фаза 1: Испытание датчика Холла

Думаете, я сейчас буду объяснять, как его крепить? Хрен там. Вместо этого поговорим о том, почему это НЕ нужно делать. Дело в том, что датчик на основе эффекта Холла реагирует на магнитное поле. Именно поэтому ВАЗовский датчик имеет встроенный магнит по другую сторону зазора и именно поэтому шторка должна быть стальной. Ну а как работает трехфазный генератор в мотоцикле? Внезапно, его работа тоже связана с магнитными полями! И если крепить датчик Холла рядом с трехфазным генератором (а мы вынуждены делать именно так), то датчик может наловить от генератора много помех.

Как можно догадаться, успехи с датчиком Холла были неважные. Изначально шторка была сделана полностью из стали, и в этом случае мотоцикл не заводился вообще. Затем была сделана новая шторка - ее край был стальным, а крепление из текстолита. Так было задумано ради "магнитной развязки" на случай, если магнитное поле передается от генератора на шторку через вал. Со второй шторкой двигатель завелся, но работал неустойчиво и глох на высоких оборотах. Получается, гипотеза подтвердилась, и развязка в какой-то степени помогает, но все еще недостаточно для практического использования.

Значит, придется отмести все эти народные сказки про работающие БСЗ с датчиками Холла. Возможно, их авторам повезло с генераторами на их мотаках, или еще с чем-то. Но нельзя расчитывать на везение - нужен план Б.

Остался лишь один путь - оптический датчик. БСЗ будет работать либо с ним, либо никак. Значит, нужно мастерить датчик на замену ДХ, реагирующий на появление шторки и имеющий выход с открытым коллектором.

Фаза 2: Оптический датчик - луч 940 нм в темном царстве

Первый вариант оптического датчика был на инфракрасном фотодиоде и двух транзисторах. В принципе, он как бы работал, но с ним сложно было проехать больше 5 километров - двигатель глох и повторно завести его получалось минут через 10. Возможно, что-то уплывало от температуры. Что ж, будем делать по-другому.

Второй (удачный) вариант оптического датчика был сделан на ИК-фототранзисторе и компараторе. Потому что зачем париться с термостабилизацией, если все есть в одной грамотно сделаной микросхеме? В инете можно найти статью про похожий датчик, подписаную ником Umka. Вот его схему я и взял за основу, немного переделав под свои потребности и возможности.

Во-первых, компаратор я взял LM393, потому что он был. Конечно, я немного очковал насчет его температурного диапазона (0..70 C), но в конечном итоге все прошло достаточно хорошо. Все-таки датчик далеко от двигателя, и в ралли Париж-Дакар я участвовать все равно не собираюсь ;) Во-вторых, отказался от стабилизатора тока ИК-светодиода - ради экономии, в том числе места, потому что я собирался травить однослойную плату определенного размера. Вместо этого обощелся парой резисторов 1206 - меньше нельзя, тут нужно учитывать рассеиваемую мощность. В-третьих, добавил диод 4148 для защиты компаратора от переполюсовки - в моем случае разъем был без ключа и ошибиться было как нефиг делать.

Кроме перечисленного, я еще поставил фототранзистор в нижнее плечо вместо верхнего - можно как угодно, тут зависит от формы шторки и желаемого времени накопления заряда в катушке. Также я воспользовался тем фактом, что LM393 - сдвоенный компаратор, поэтому индикаторный светодиод (для установки угла) повесил на вторую половину. Одноименные входы на разных сторонах расположены удачно, так что разводка датчика в одном слое далась легко и практически без прыжков. Индикаторный светодиод выбрал синего света, на всякий случай, чтоб по спектру был подальше от инфракрасного. Ну и еще добавил небольшой керамический конденсатор. Внутри коммутатора уже приняты кое-какие меры по фильтрации питания датчика, так что здесь фантазию можно немного расслабить.

Принципиальная схема получилась такая:

Схема оптического датчика для БСЗ / sensor schematic

UPD: Вообще, собранный по этой схеме датчик прекрасно работает, но если бы я делал этот датчик снова, то скорее всего поставил бы диод VD1 "пораньше". Хотя остальные части схемы и не нуждаются в защите от обратной полярности, диод понижает напряжение питания компаратора, а напряжению на входах нежелательно быть выше, чем напряжение питания (надо вписаться в Input Common Mode Voltage Range). С другой стороны, даташит так же говорит что either or both inputs can go to 36 V without damage, independent of the magnitude of V+, так что может здесь и нет повода для беспокойства.

Собранная плата крепилась на основании от найденого в закромах ненужного прерывателя (другого, демонтированный родной оставил в покое) через прокладку из толстого текстолита. Габариты на чертеже, результат на фото.

Фото оптического датчика
Габариты платы датчика

Выкладывать разводку мне смысла нет, пожалуй, поскольку я потом делал доработку и файлы платы немного не соотвествуют схеме. К тому же, тема не слишком актуальная, и моя цель здесь - скорее рассказать про свой опыт, чем выдать инструкцию для повторения.

Модулятор, или "да стой ты уже спокойно"

Кроме нового датчика была установлена и новая шторка. На этот раз это был сектор круга примерно 120 градусов. Такой угол был выбран из соображения, что коммутатор накачивает катушку в отсутствии шторки, а при ее появлении (спадающий фронт сигнала) прерывает ток и создает искру. Т.е. для данного угла накачка будет длиться 2/3 периода. На самом деле, при желании можно поиграться с углом и посмотреть, что получится.

Способ крепления был так же пересмотрен. У варианта с отверстием в центре существовала проблема - при затяжке болта на валу шторку утаскивала сила трения, что мешало выставить угол опережения зажигания. Поэтому шторка была приварена к еще одному специально раздобытому кулачку (эксцентрику), поскольку у него предусмотрен паз и установить его можно только в одном положении.

Результат

При первых попытках завести обнаружился интересный факт - БСЗ капризна по отношению к свечам. Мотоцикл отказался заводиться с той же свечой, с которой нормально ездил на штатном зажигании. Скорее всего, это возросшее напряжение вызвало пробой не там, где мне хотелось. После установки чистой свечи он прекрасно завелся и не менее прекрасно поехал, ни разу не заглохнув.

Описаное здесь приключение, конечно, не тянет на "проект выходного дня". Всякое было - работа руками, работа головой, провалы, успехи, перерывы. В итоге БСЗ собрать удалось, мотоцикл способен с ним ездить. Все, конец? Не совсем ;) Теперь можно попробовать вклинить между датчиком и коммутатором формирователь угла опережения зажигания. Но это уже история для другой статьи.

P.S.: Относитесь к написанному критически. Повторять описанный опыт на свой страх и риск.





Чтобы усовершенствовать свой мотоцикл, многие водители устанавливают на него электронную систему зажигания. Что в свою очередь положительно сказывается на работе производительного элемента. Его динамика повышается, агрегат работает значительно ровнее без перебоев. На холостых оборотах сразу будут видны изменения в лучшую сторону. Также преобразовательный элемент будет лучше отзываться после воздействия на рукоять газа. А запуск мотора не составит труда даже при слабом заряде аккумулятора. Именно поэтому, большинство водителей так желают приобрести электронное зажигание на ИЖ Юпитер 5.

Бесконтактное зажигание на иж – разбираемся с непонятными терминами


Установка БСЗ и ФУОЗ


В бесконтактной же системе из-за отсутствия механической связи ротора и датчика люфт полуоси коленвала практически не влияет на момент появления искры. Усовершенствованные таким образом двигатели становились резвее во всем диапазоне оборотов, а характер их работы получался мягче — благодаря синхронности воспламенения смеси в обоих цилиндрах и отсутствию детонации. Кстати, работа двигателя без детонации значительно повышает его ресурс.

Что такое ФУОЗ: УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ (УОЗ).

Двигатель развивает максимальную мощность, если пик давления газов в цилиндре совпадет с положением поршня, только что миновавшего свою ВМТ. Поэтому искра должна образоваться между электродами свечи не точно в этот момент, а чуть раньше, поскольку воспламенение горючей смеси требует определенного времени. Каждому типу двигателя и даже режиму его работы соответствует оптимальный УОЗ (в миллиметрах хода поршня или градусах поворота коленчатого вала до ВМТ).

По мере роста частоты вращения коленчатого вала время, за которое должна сгореть смесь, становится все короче. Поэтому горючую смесь надо воспламенять тем раньше, чем выше обороты коленчатого вала двигателя. Для двухтактных моторов с контактным зажиганием или зажиганием с индуктивном датчиком разработчики опытным путем находят тот усредненный угол опережения зажигания, при котором двигатель достаточно устойчиво работает во всем диапазоне числа оборотов. Этот угол называют установочным. Если же производить электронную регулировку угла опережения зажигания, то можно обеспечить прирост мощности двигателя до 10-15 % и улучшить его экономичность. Четырехтактные двигатели также требуют изменения УОЗ в зависимости от числа оборотов коленчатого вала.

Что дает система по сравнению с контактной?

То что заметно сразу, невооруженным глазом:

Очень ровная работа двигателя, наиболее заметно на холостых;

Легче завод, в пару пинков (за счет транзисторного коммутатора);

Более мощная искра (за счет коммутатора и оптимизации включения катушки);

Нет обратных ударов при пуске или очень слабые;

Остальное — теоретические следствия: расход, мощность и пр.

• ФУОЗ Повышает крутящий момент во всем диапазоне оборотов, уменьшает расход топлива в связи с полноценным сгоранием топлива и оптимальным углом опережения зажигания. Улучшаются плавность хода и динамические показатели. Одним словом — ДВИГАТЕЛЬ ОЖИВАЕТ.

В ФУОЗ есть 3 кривых режима опережения зажигания. И ПО ЖЕЛАНИЮ можете выбрать 2 дополнительные функции из 3 ёх:

1.ограничение оборотов (при 3000, 3500, 4000, 5000, 6000об/мин). При включении данной функции контроллер ограничивает обороты двигателя на соответствующей частоте, причем двигатель не глохнет, а за счет пропуска искры перестает набирать обороты. Эта функция полезна при обкатке двигателя.

2.защита от угона (функция, при включении которой после заводки мотоцикл глохнет и его больше нельзя завести до тех пор, пока не выключив зажигание и не выключив функцию.)

3.прогрев свечей (высокочастотная подача искры для прогрева при холодном пуске) можно использовать функцию как АЗ

  • юпитер
  • планета
  • БСЗ
  • ФУОЗ
  • форсировка
  • доработка
  • мото

Изготовление элементов зажигания на иж юпитер 5 своими руками

Можно выполнить изготовление отдельных элементов и сделать электронное зажигание на иж юпитер 5 своими руками. Для этого понадобиться изготовить самостоятельно модулятор. Качество его изготовления определяет надежность работы всей бсз.

Модулятор делается идеально симметричным. Неподвижная шторка должна производить перекрытие 30-ти градусов площади при его повороте. Еще раз надо подчеркнуть – модулятор является определяющим звеном в системе зажигания мотоцикла. Четкая работа двигателя определяется этим небольшим устройством. Если модулятор правильно изготовлен, то его шторка не должна, в состоянии открытости, перекрывать магнит и магнитопровод датчика Холла.

Закрытое состояние должно обеспечивать их одновременное закрытие для прохождения магнитного потока. Коммутатор должен получать от датчика Холла четкие импульсы определенной величины, обеспечение этого условия – задача модулятора.

Чтобы выполнить электронное зажигание на иж юпитер 5 своими руками, также необходимо изготовить пластину для крепления датчика Холла. Бсз не требует периодической регулировки момента зажигания. Но для первоначальной регулировки необходимо, чтобы датчик Холла имел возможность поворачиваться. Пластина должна быть с прорезями.

Сам датчик Холла, вместе с пластиной, устанавливается на уголке, который тоже можно изготовить самостоятельно.

Все основные элементы, для того чтобы установить электронное зажигание на мотоцикл иж юпитер 5, изготовлены. Необходимо купить катушку зажигания, приобрести коммутатор и датчик Холла. Эти элементы бсз нельзя изготовить самостоятельно. Также потребуется монтажный провод. Желательно и свечи поменять – на них искра может быть слабой. После решения всех вопросов останется решить последний — как поставить электронное зажигание на иж юпитер 5.

Необходимые детали


Чтобы система зажигания работала правильно, потребуется ряд вспомогательных деталей. Они перечислены ниже:

  • Коммутатор для БСЗ машины марки ВАЗ. Не стоит выбирать исключительно из низкого ценового сегмента. Множество положительных отзывов имеет коммутатор Астро;
  • Датчик Холла. Оптимальный вариант на юпитер 5 — аналогичный производитель ВАЗ. Приобретая его в фирменной упаковке, вы защищаете себя от подделок;
  • Бобина зажигания с двумя выводами. Следует выбирать между двигателем газели номер 406 или Окой с электронной системой зажигания;
  • Пара броне-проводов из силикона с колпачками из резины;
  • Модулятор — это пластинка , имеющая форму бабочки, изготавливаемая из железа.

Модулятор


Наиболее трудный этап — производство модулятора. Важно сохранить необходимую форму. Чем достовернее соблюдены необходимые размеры, тем ниже вероятность возникновения неполадок после внедрения системы, то есть не будет необходимости его корректировки при помощи напильника. Углы опережения зажигания должны совпадать на любом используемом цилиндре.

Болтовое отверстие необходимо расположить посередине. В противном случае работа двигателя будет не синхронизирована. Также рекомендуется проверить целостность подшипников коленного вала. Если вы обнаружили дефекты, то следует незамедлительно произвести замену.

Зажигание контакта не способно работать нормально при убитых подшипниках. Толщина детали не должна превышать полутора миллиметров. Если она будет тонкая, то не удастся избежать деформации, а толстая соприкасается с поверхностью корпуса датчика холла.

Для создания пластины разрешается применять любой материал, кроме стали. Алюминий и прочие не следует применять, так как они не магнитятся. Чертеж, которого необходимо придерживаться, можно найти в открытом доступе. Представленная схема будет полезна тем лицам, которые решили модернизировать устройство зажигания транспортного средства. Ниже приведены методики установки электрических устройств зажигания в Юпитер.



Его необходимо вытачивать у профессионального токаря. Он сделает простой диск и начертит на нем разметку элементарных расстояний между углами. После чего в соответствии с ней вы выпилите дома необходимые сектора. Стоимость модулятора составляет семьдесят рублей.

Нецелесообразно использовать обыкновенную пластину, поскольку её ширина менее двенадцати миллиметров. Этого не будет хватать для полномерного накопления энергетического ресурса в катушке. Конечно, его можно установить, но достижение четырех тысяч оборотов за минуту станет невозможным.

Помимо указанного потребуются:

  • Шпилька с нанесенной резьбой семь миллиметров шаг 1, а так же пару гаек с шайбами соответствующих параметров. Приоритетный материал для данных компонентов — латунь. Это объясняется наименьшим намагничиванием пластины от генераторного ротора.

Если использовать штатный болт, то могут появиться трудности с внедрением зажигания. Болт стремится прокрутить следом модулятор при закручивании. Однако необходимо наблюдать за опережающим индикатором, сохранять единое положение ротора и модулятора, закручивать болт. Целесообразно применить шпильку, так как многие не способны произвести все необходимые действия в совокупности;

  • Комплект проводов с разъемами под зажигание без контакта от фирмы ВАЗ. Данную деталь можно приобрести или сделать собственными руками.

Установка электронного зажигания на иж юпитер 5 самостоятельно

Как установить модулятор и датчик Холла, чтобы система бсз работала правильно, было рассказано выше по тексту. Новая катушка зажигания, имеющая два выхода, ставится на место старой катушки. Высоковольтный провод от каждой свечи – на соответствующие крепежные элементы катушки.

Коммутатор – в любом, защищенном от воды месте. Правильная установка элементов бсз позволит обеспечить искрообразование для двигателя Юпитер 5 в любую погоду.

Настройка бсз на иж юпитер 5 с применением приборов

Настройка бсз на иж юпитер 5 с применением приборов

Как только вольтметр покажет резкое изменение напряжения – останавливаем вращение и производим фиксацию положения модулятора. Аналогично проверяем искрообразование для второго цилиндра двигателя. Уже ничего не крутим, производим только проверку. Двигатель должен работать равномерно, без перебоев на любых оборотах.

На этом, можно сказать, что бесконтактная система зажигания на иж юпитер 5 установлена. Мотоциклы любят уход. Установка бсз – подарок двигателю и самому хозяину.



Инструкция по установке и настройке

В мотоциклах ИЖ Планета, будь то версия 3, 4 или 5 установка зажигания в соответствии со схемой должна осуществляться при помощи прибора, который шел в комплекте с мото. Но поскольку найти это приспособление сегодня не так легко, будем обходиться подручными средствами. Бесконтактное зажигание настраивается путем регулировки и выставления зазора контактов трамблера. Не менее важный нюанс — это правильное выставление момента искрообразования.



Схема и обозначение деталей трамблера ИЖ

Если ваш ИЖ Планета 3 оборудован одноцилиндровым ДВС с генераторным устройством Г-36 М, то в данном случае процедура установки зазора осуществляется путем поворота эксцентрика, отмеченного на схеме цифрой 1. При этом болт 2 по схеме должен быть ослаблен, а сам эксцентрик проворачивается или в правую, или в левую сторону. Перед тем, как выставить БСЗ на продуктах завода ИЖМАШ, коленвал необходимо повернуть. Проворачивается он до того момента, пока не произойдет момент наибольшего расхождения контактов. Именно в этом положении осуществляется настройка зажигания ИЖ Планета 5 — вам необходимо добиться того, чтобы максимальный зазор на контактах составлял в районе 0.35-0.45 мм.

По мнению специалистов, система зажигания должна настраиваться при демонтированной головке цилиндра. При этом сам поршень должен располагаться в положении, когда он не доходит до мертвой точки, чтобы узнать, какой зазор в данном случае должен быть, нужно воспользоваться книжкой по эксплуатации. К примеру, в версиях 3 этот параметр должен составлять 3.5-4 мм, в Планетах 4 — от 3 до 3.5 мм, а в версиях Спорт — от 3.5 до 3.8 мм. Именно в таком положении будет появляться искра. Процедура регулировки в данном случае выполняется путем поворота прерывательного узла, при этом болты, отмеченные на схеме номером 10, должны быть ослаблены.



Схема узла для ИЖ

Регулировка зажигания, в частности, выставление зазоров между контактами прерывательного устройства должна выполняться в таком порядке:

  1. В первую очередь производится поворот коленвалаа кик-стартером.
  2. Один из прерывательных элементов устанавливается в положение размыкания контактов. При этом болт, отмеченный на схеме номером 4, необходимо ослабить.
  3. Далее, используя эксцентрик под номером 3, производится выставление зазора, этот показатель должен составлять от 0.4 до 0.6 мм. После этого такие же действия осуществляются со второй парой контактов.

Следует отметить, что вся процедура должна осуществляться при открученных свечах. Когда вы поставите щуп в соответствующее отверстие под свечку в правом цилиндре, необходимо повернуть кик-стартером коленвал. Вам нужно найти верхнюю мертвую точку и найдя ее, на щупе следует сделать несколько отметок — одна из меток ставится на уровне отверстия, а другая должна быть расположена чуть выше — примерно на 2-3 мм. После этого коленвал необходимо продолжить проворачивать, это делается до того момента, пока верхняя отметка не попадет в положение, в котором была выставлена первая риска в верхней мертвой точке (автор видео — Гараж в СССР).

В данном положении будет производиться начало размыкания элементов прерывательного узла, который стоит на нижней поверхности. Следует отметить, что процедура установки размыкания контактов осуществляется путем поворачивания основания, но для этого необходимо ослабить болты по номерами 2 и 7. И когда вы сможете правильно произвести настройку, эти винты необходимо будет затянуть. Что касается непосредственно определения момента разрыва, то его можно выявить благодаря лампочке, которую заранее необходимо подключить к массе кузова и клемме трамблера.

После того, как момент на правом цилиндре был выставлен, аналогичным образом производится эта же процедура только на левом цилиндре. В целом ситуация аналогичная, только в данном случае поворачивается не нижнее, а верхнее основание, и при этом следует ослабить болты 1 и 7.

Читайте также: