Сделать осты своими руками

Обновлено: 10.07.2024

Столярное соединение ласточкин хвост создали много веков назад до появления надежных клеев и доступного крепежа. Этот традиционный способ соединения двух деревянных деталей востребован и сегодня. Его используют в ящичных конструкциях и при изготовлении мебели. Мы подробно поговорим обо всех особенностях этого столярного соединения, тонкостях его проектирования и способах создания вручную и механизированными методами.

Ласточкин хвост — это не только эстетика

Распространено мнение, что сегодня, в эпоху доступного качественного клея и дешевых крепежных изделий, использование ласточкиного хвоста — это больше эстетическая прихоть. Это суждение верно лишь отчасти. Бесспорно, всевозможные варианты этого шипового соединения очень выразительны, свидетельствуют о мастерстве столяра и способны украсить любой проект. Но ласточкин хвост помимо красоты обладает и важными функциональными преимуществами.

Соединение хорошо сопротивляется естественным деформациям древесины, не утрачивая структурной целостности. Благодаря этому качеству его целесообразно использовать в больших деталях, в особенности в изделиях из массива при изготовлении мебели и ящиков.

Используя ласточкин хвост, можно выбирать оптимальную прочность соединения: на это влияет общее количество шипов и угол наклона проушины. Еще одна особенность, которая повышает механическую прочность, — большая площадь склейки.

Анатомия ласточкиного хвоста

Схема деталировки ласточкиного хвоста

Схема деталировки ласточкиного хвоста

Что нужно учитывать при проектировании соединения?

При проектировании ласточкиного хвоста учитывают ряд моментов, которые будут влиять как на его прочность, так и на внешний вид.

Интервал между шипами. Расстояние между шипами и их размер определяют прочность соединения.

Интервал между шипами в соединении ласточкин хвост

При равных промежутках (соотношение 1:1) механическая прочность наиболее высокая. Но такую конфигурацию используют редко. Поскольку из-за большего количества элементов изготовление детали занимает соответствующее время. Вероятность допустить ошибки, которые станут причиной неплотной подгонки, также выше. Обычно используют соотношение 2:1 или 3:1. В этих случаях прочность соединения остается такой же высокой.

При сочленении широких деталей по краям делают дополнительные шипы с небольшими промежутками. Такое решение помогает эффективно бороться с короблением древесины.

Угол ласточкиного хвоста в зависимости от породы древесины

Как сделать точную разметку?

При изготовлении ласточкиного хвоста своими руками точность разметки имеет первоочередное значение. Для ее нанесения традиционно используют малку и угольник.

Разметка ласточкиного хвоста при помощи малки и угольника

Более практичным и удобным приспособлением для этих целей является специальный шаблон. Такие разметчики бывают с разными показателями угла, и рассчитаны для мягких или твердых пород дерева.

Разметка ласточкиного хвоста при помощи шаблона

Изготовление ласточкиного хвоста своими руками

Чтобы сделать ласточкин хвост вручную понадобится следующий набор инструментов:


ИНСТРУМЕНТЫ

  • разметочный рейсмус;
  • малка или специальный разметчик;
  • столярный угольник;
  • обушковая пила;
  • столярная стамеска и киянка;
  • разметочный нож или карандаш.

Размечаем рейсмусом линию заплечиков на всех четырех гранях. Определившись с количеством шипов, с помощью специального шаблона наносим разметку вначале на торце, а затем на пласти детали. Для удобства последующих работ отмечаем участки, которые будут удалены.

Создание разметки шипов крепления ласточкин хвост

Эту же процедуру можно выполнить при помощи малки и столярного угольника.

Создание разметки шипов соединения ласточкин хвост малкой и угольником

Обушковой пилой делаем ровные пропилы до линии заплечиков, отмеченной рейсмусом. Полотно удерживаем строго перпендикулярно торцу; пилим равномерными движениями без рывков. Чтобы пилу не уводило в сторону в качестве импровизированной направляющей можно использовать небольшой столярный угольник.

Выпиливание шипов соединения ласточкин хвост обушковой пилой

Отход между шипами может быть удален двумя способами:

Первый — с помощью лобзика. В этом случае удаляют основную часть отхода, а небольшие остатки аккуратно подрезают и зачищают стамеской.

Удаление отходной части шипов лобзиком

Выбрать отход не намного сложнее, используя одну стамеску. Зафиксировав деталь на верстаке, послойно снимаем древесину, как показано на схеме.

Удаление отходной части шипов стамеской

Удаление отходной части шипов стамеской

Разметка ласточкиных хвостов по шаблону шипов

Обушковой пилой делаем пропилы. Заготовку зажимаем в тисках под углом, таким образом, чтобы линии разметки были не под наклоном, а вертикальными. Это повысит удобство работы и позволит сделать пропил более точно.

Выпиливание ласточкиных хвостов обушковой пилой

Пропил делаем не строго по линии разметки, а рядом с ней, так чтобы создать небольшой запас для последующей подрезки соединения. Пилим плавно, без рывков, останавливаемся на линии заплечика.

Выпиливаем плечики. Отпиливаем отход с небольшим припуском, затем подрезаем его стамеской до линии разметки.

Удаление отходной части ласточкиных хвостов стамеской

Перед склеиванием проводят сухую сборку, чтобы проверить плотность подгонки. Вставляем деталь с шипами в ласточкины хвосты и аккуратно подбиваем киянкой. Чтобы избежать поломки шипов и хвостов, закройте соединение обрезком деревяшки, которая распределит удары.

Шипы и хвосты должны плотно прилегать друг к другу. В правильном соединении для сборки достаточно легкого постукивания киянкой. Если соединение слишком плотное, детали разбирают, определяют проблемное утолщение и очень аккуратно подрезают стамеской.

Сухая сборка и подгонка соединения ласточкин хвост киянкой

Клей наносят тонким слоем на все контактные поверхности обеих деталей ящичного соединения. Собранную конструкцию стягивают струбцинами. Для распределения давления по всей площади соединения под губки струбцин подкладывают деревянные блоки.

Больше о тонкостях этого процесса вы можете узнать из наших материалов, посвященных выбору клея и правилам столярной склейки.

Склейка ласточкиного хвоста с помощью струбцин

Совет! Детали ящичных соединений всегда изготавливают в нескольких экземплярах. Вы можете оптимизировать рабочий процесс, собрав заготовки в пачку, и распилить за один раз всю серию.

Для создания нескольких деталей с ласточкиными хвостами их можно собрать в пачку.

Как сделать ласточкин хвост фрезером

Фрезы и шаблон для создания формы ласточкин хвост

Выравнивание деталей перед фрезеровкой ласточкиного хвоста

Собранную конструкцию фиксируем в горизонтальном положении, зажав струбцинами или в тисках.

Для удобства карандашом отмечаем отходную часть. Устанавливаем нужный вылет конусной фрезы и вырезаем промежутки между ласточкиными хвостами.

Фрезерование ласточкиных хвостов специальной фрезой

Фрезерование ласточкиных хвостов по шаблону

На соответствующей стороне шаблона прямой фрезой вырезаем шипы по всей длине детали.

Фрезерование детали с шипами прямой фрезой по шаблону

Срезание лишних шипов. Отпускаем струбцины и сдвигаем шаблон так, чтобы каждый шип находился по центру слота.

Металл – великолепный материал для творчества. Он не простой, как может показаться с первого взгляда. Работа требует определенных навыков и умений. Не обойтись без специальных инструментов и приспособлений. Но, результат, полученный от работы, превзойдет все ожидания. Часто получают великолепные изделия, способные стать украшением интерьера дома, сада или приусадебного участка на даче.

Рассмотрим несколько вариантов поделок из металла, выполняемые своими руками.

Поделки, не требующие особых навыков

Работа с металлом сложна, но мы подобрали несколько вариантов изделий, которые выполняются, с приложением минимума усилий. Но фантазия здесь все-таки понадобится.


Поделки из тонколистового металла

Если приобрести тонкий лист металла, то работают при помощи острых ножниц. Не понадобятся дополнительные приспособления – сделать фигурку можно достаточно легко. Предлагаем изделие в форме совы. Для ее изготовления понадобится преобрести:

  • Лист металла, узкие полосы.
  • Подложка – деревянная прямоугольная доска толщиной не более 0,5 см.
  • Гвоздики, фиксирующие элементы.
  • Острые ножницы.


Последовательность выполнения работы:

  • Необходимо нарисовать детально эскиз.
  • Маркером (желательно взять перманентный) перенести рисунок с эскиза на лист металла по внутренней части.
  • Острыми ножницами вырезать элементы.
  • Взять инструмент, при помощи которого можно выдавить по внутренней стороне металла выпуклости или прочертить бороздки. Подойдет ложка с закругленным концом ручки.
  • Можно взять дополнительные элементы, например, пуговицы или пластиковые детальки. Они послужить глазами птицы, или дополнительными декоративными элементами, украшающими готовые изделия.
  • Когда элементы совы будут вырезаны, следует приступить к объединению в одно готовое изделие.
  • Фиксацию металлических элементов к доске проводят при помощи тонких гвоздиков.


Поделки вместе с ребенком

Если есть полоса тонкого металла, то работать с ней достаточно просто. Поэтому, к таким манипуляциям можно будет привлечь ребенка.


Очень легко сделать из полосового металла улитку. Для этого необходимо отрезать нужную длину ленты. Затем начинать заворачивать ее в спираль.


Тело также делается из листового металла.

Основная трудность в этом случае будет заключаться в фиксации тела и спиралевидного домика. Но и тут на помощь придет смекалка. Если нет возможности зафиксировать жестко, то можно воспользоваться скотчем. Особенно это актуально в том случае, если лист металла достаточно тонкий и не имеет существенного веса.


Может возникнуть вопрос, насколько эстетично будет выглядеть блестящий скотч. Решить эту проблему еще проще – достаточно взять акриловые краски и покрасить улитку вместе со скотчем. Именно слой полимерного покрытия позволит скрыть все неровности и дополнительно используемые материалы.


При невозможности работы с инструментами, следует выбирать поделки, включающие в себя готовые металлические изделия, которые следует объединить между собой.


Сложные изделия, требующие мастерства и дополнительных инструментов

Если есть сварочный аппарат, то выполнить поделку из металла можно любой сложности. Ничто не будет ограничивать фантазию и в том случае, если приобрести ножницы по металлу. Небольшой молот с наковальней делают процесс еще более творческим и разнообразным. В этом случае ничто не ограничивает ни мастерство творящего поделку, ни полет его фантазии. Реализована может быть любая идея, даже используя металлолом.


Плоские оригинальные конструкции

Если есть желание сделать самоделку, которая украсит собой приусадебный участок, фасад дома или забор, можно выполнить плоское изображение любого животного, цветка или другого какого-либо объекта.


В этом случае понадобятся острые режущие инструменты при помощи которых можно будет вырезать нужно изображение. Основная часть работы будет заключаться в создании подходящего эскиза.


После того, как на бумаге или плотном картоне будет создан подходящий по размеру объект, необходимо его перенести на металл.


Затем режущим инструментом вырезать не только контур. Но, желательно внутреннюю перфорацию. Именно внутренние отверстия в плоской скульптуре помогут воссоздать изображение наиболее натуралистично и придать ему некоторую легковесность.


При помощи такого способа можно создать оригинальную табличку номера частного дома. Если не устраивает внешний вид металла, то можно украсить изделие при помощи подходящей по составу краской.


К такой работе в качестве мастер-класса можно привлечь подростка, особенно если у него проявляется желание к прикладной работе.


Объемная скульптура

Если есть листовой металл, можно сделать объёмную скульптуру, украшающую интерьер или садовый участок.

Выполняется конструкция аналогично предыдущему изделию. Разница заключается лишь в том, что здесь нужно вырезать несколько элементов, которые присоединяются под прямым углом.


Основная суть заключается в создании изделия, имеющего определенную толщину. Она может быть различной, в зависимости от желания.


Для объемной статуи нужно сделать две одинаковые заготовки. А потом заготовки торцевой части, которые и будут придавать объемность всей конструкции.


Когда каждый элемент будет вырезан из металла, их необходимо объединить в одно целое. Делается это при помощи сварки. Но нужно будет проявить определенные навыки и умения. Ведь грубо сделанный шов может испортить внешний вид готовой поделки. Правда, если не получилось слишком аккуратно сварить элементы конструкции, их потом можно будет зачистить шлифмашинкой. Правда это займет определенное время и усилия, поэтому лучше сразу делать все более тщательно.


Вариант объемной фигуры

Использование плоских листовых изделий, соединяющихся под прямым углом вставлением в пазы, позволяет создать объемную модель. Толщина паза должна соответствовать толщине метала. Дополнительное крепление осуществляется сваркой в местах соединения для придания жесткости конструкции.


Инструментарий для гибки позволяет уйти от линейности. Изогнутые элементы выглядят натуральней. Конструкция приобретает натуралистичный вид. Окрашиванием достигается разнообразие и формирование стилистического направления.


Фантазии металлических поделок практически не ограничены. Почерпнуть разные вариации можно из представленных ниже фото.

Ткацкий станок – это приспособление, которое помогает вручную создавать интересные эксклюзивные вещи. Это могут быть и ковры, и напольные дорожки, и гобелены, и покрывала на мебель, и шарфы, и сумки, и даже ткань для пальто. А изготовить ткацкий станок вполне реально и своими собственными руками в домашних условиях.


История славянского тканого коврика

Да и ткали чаще всего напольные дорожки из старых матерчатых вещей, которые отслужили свой срок. В качестве основы использовали крепкие прочные нити, а вот поперечными были полоски тканей. Домотканые дорожки у славян были популярными в 19-м веке.


Иногда использовали для ткачества ковриков отходы льна, солому. Такие изделия клали обычно у самого входа в избы. Для изготовления и тех и других чаще всего использовали ткацкий деревенский станок, сколоченный из дерева.

Схема работы довольна проста. Между натянутыми нитями основы способом переплетения протягиваются поперечные нити. Периодически их требуется уплотнять специальными бердами, напоминающими расчёски. Ими сбивались поперечные ряды в сплошное полотно.

Самое простое приспособление для ткачества

Проще всего сделать рамку, на которой легко можно изготовить гобелен небольшого формата. По сути, это простейший ткацкий станок, где основную работу выполняет сам мастер. Можно назвать рамку пяльцами, на которых удобно работать мастеру, так как это приспособление можно переносить и устанавливать в любом удобном месте.

Достаточно просто расположить две рейки параллельно друг другу, на которые набить гвозди. На них натягивают нити основы. Уто́к – поперечные нити – протягиваются вручную при помощи челнока.

Можно использовать простое, обычное плетение. Тогда полотно получается одноцветным. Для этого челнок протаскивают сначала под чётными нитями основы, затем под нечётными. Поменяв цвет утка, можно выполнять поперечные полосы на изделии.

Для выполнения орнамента, требуется более сложное плетение. Тогда челнок пропускается под нитями основы уже не в шахматном порядке, а в зависимости от того, какой узор мастер решил использовать.


Если распечатку рисунка подложить под натянутые нити основы и использовать несколько разных цветов, то вполне реально выполнить настоящую картину. Эти изделия носят название гобеленов и требуют от изготовителя терпения, времени, мастерства.

Круглый станок для ткачества

Пяльца для изготовления изделий необязательно должны быть прямоугольными. Для создания круглых ковриков потребуется и рамка соответствующей формы.

Стационарный ткацкий станок

При изготовлении крупных полотен работать на рамке достаточно сложно. А уж длинные напольные дорожки выполнить и вовсе невозможно. Тут никак не обойтись без стационарного станка.


В чертеже дана простейшая схема, показывающая, как сделать ткацкий станок. Она предусматривает горизонтальную рамку, на которую натягиваются нити основы, вертикальную, отвечающую за образование просвета для пропуска челнока с уточной нитью, и челнока. Выполняются все детали из дерева. Также используются металлические крепления, гвозди, резиновые прокладки.

Этот ткацкий станок, своими руками позволяющий изготавливать ткань, избавляет мастера от необходимости вручную выбирать нити основы во время протягивания поперечных нитей в процессе переплетения.

Техника ткачества

Основывается работа станка на том, что чётные нити основы пропускаются в отверстия вертикальной рамки. Сначала движением ноги эта деталь опускается вниз. В результате между нитями основы образуется просвет, в который и пропускается челнок.


Бердами мастер уплотняет ряды, сбивая их в полотно. Некоторые станки имеют механизированные приспособления для произведения этого действия, что значительно облегчает работу.

Важно учитывать необходимость регулировки натяжения нитей основы. Для этого используются винты, которые мастер имеет возможность откручивать либо закручивать по своему усмотрению.

Также нужно взять во внимание расстояние между нитями основы. Возможность регулирования его также расширит функциональность приспособления.

Изготовление ткацкого станка, в котором предусмотрено механизированное прокладывание утка, ещё больше облегчит работу и позволит добиться улучшения качества изделий.

Коротко о главном

Старинные ремёсла сегодня становятся всё более востребованными. Деревенский стиль многие дизайнеры ставят нынче во главу угла. Поэтому наличие в доме ткацкого станка может стать основой выгодного бизнеса. Эксклюзивные вещицы, изготовленные в этой технике, создадут в жилище оригинальный дизайн, сделают его самобытным.


Нашла прекрасный мастер-класс по изготовлению коврика из старых футболок. Самое ценное здесь — изготовление домашнего ткацкого станка, очень простого, но функционального.
Пожалуй, натворю всем ковриков в подарок!)))

Кстати, настольный ткацкий станок небольшого формата можно купить тут, очень удобный для плетения подставок под горячее, настенных небольших панно и другой красоты!



Чтобы соединить две полоски в одну, нужно с обоих концов проделать отверстия, перекрестно просунуть в них концы и слегка растянуть в жгут. После этого необходимо смотать пряжу в клубок.


Теперь нужно построить настоящий ткацкий станок! Звучит впечатляюще, но на самом деле станок изготовить очень просто и потребуются самые простые материалы.

Берем деревянные рейки длиной 150 см (2 шт) и 90 см (2 шт). Сколачиваем из них рамку любым удобным способом. Можно посадить на клей, если вам так проще, либо закрутить винтами, либо просто гвоздями. В верхнюю и нижнюю планки забиваем длинные гвозди на расстоянии примерно 2,5 см друг от друга. Шляпки гвоздей должны быть достаточно широкими, не менее 6 мм, чтобы основа не спадала. На боковых планках нужно проделать отверстия для протягивания пряжи, но в принципе можно обойтись без них, если боковые планки взять узкие и разместить их на переднем плане таким образом между планками и стеной останется зазор, а небольшая ширина планки позволить оборачивать пряжу сразу вокруг нее.




Теперь можно повесить станок на стену и натянуть основу. Для основы рекомендуется использовать крепкую хлопчатобумажную пряжу, либо акриловую. Но вообще, в творческих работах конечно же допускается использование той основы, которую вы сочтете нужно, желательно, чтобы она была достаточно крепкой на разрыв — ведь на ней будет держаться все изделие.


Нити основы протягиваем зигзагом вокруг верхних и нижних гвоздиков. Основу нужно натягивать не слишком туго, но чтобы она и не болталась. С внутренней стороны боковых планок нужно поставить ограничители (в нашем случае — просто вбить 2-4 гвоздя в стену). Это нужно для того, чтобы каркас не деформировался в процессе и изделие получилось ровным, без перекосов.


Теперь начинаем плетение. В первом ряду мы протягиваем пряжу между двумя нитями основы немного ближе к середине, доходим до крайней планки, оборачиваем вокруг нее пряжу и протягиваем пряжу в обратную сторону. На том месте, где было начато плетение нужно нитками подходящего цвета закрепить конец пряжи, чтобы коврик не распустился. Далее продолжаем плетение, чередуя нити основы в каждом ряду (в шахматном порядке). пряжа должна проходить между нитями основы.



Чтобы переход от цвета к цвету не был слишком резким, нужно 1-2 ряда плести, перекручивая нити пряжи двух цветов. Контраст сгладится и вы получите интересный результат.





Во время плетения нужно не забывать подталкивать ряды пряжи вверх поплотнее, так как в процессе плетения могут возникать пустоты.



Когда вы получили желаемую длину коврика, нужно снять с нижней планки петли основы, разрезать их и аккуратно завязать узелки, чтобы ковер не распустился.



При желании можно обшить ковер вокруг косой бейкой подходящего цвета и фактуры.

Если ковер необходимо сделать более узким, чем ваш станок, достаточно скорректировать положение боковых планок:


Вот такой уютный коврик может появиться у ваших ног, достаточно проявить немного усердия))

Гобелен – односторонний ковер, который изготавливается вручную. Производство таких изделий началось во Франции. Так как гобелен требует ручного труда, эта техника ценится и в современное время. При этом можно не заказывать плетение дорожек данным методом у мастеров, потому что освоить технику плетения не так уж сложно.


Яркие гобеленовые коврики украсят детскую

Как своими руками сделать коврик по технологии гобелен

Самостоятельно делаем станок для плетения

Техника гобелена требует применения специального ткацкого станка. Можно его и купить, но это потребует определенных затрат. Потому лучше смастерить своими руками станок для плетения. Это несложно.


Специальный станок Для изготовления тканых изделий

Станком станет рама из деревянных реек, на которые набиты гвозди. Вбиваются гвозди двумя рядами в шахматном порядке. Расстояние между гвоздями одного ряда – 5 см. Получается, что расстояние между нитями составит 0,5 см.

Внимание! Расстояние между нитями может быть еще меньше, но 5 мм оптимально для начинающих рукодельниц.

На гвозди натягивается нить. Для этого подойдет только прочная и толстая синтетическая нить, потому что натягивается она, как струна.

Плетение коврика на станке

Для основы используют нити нейтрального цвета (белого, бежевого), а вот для узоров и рисунков применяют цветную пряжу.

Есть множество различных способов плетения. Так как это курс для начинающих, то им можно посоветовать простейший – полотняный. При данном методе нити продеваются с чередованием через нити основы.


Способы плетения тканевого настила

Чтобы образовать узор, каждая нить обходит каждую струны основы. Есть и другие методы, например, саржевый, при которой иглой обматывают только нечетные струны. Как уже отмечалось, изучать разные способы, от простых к сложным, стоит постепенно.

Чтобы сплести красивый узор, нужно уметь соединять различные по цвету нитки. Для этого тоже применяются различные способы:

  • Палас. Данный способ самый простой, однако используется редко. Соединение ленты в этом методе не выполняется, а просто производится плетение в обратную сторону, оставшуюся часть доплетают другим цветом. Применяется редко, потому что появляются промежутки в узоре.
  • Есть более сложный способ. Он позволяет сплести узор, не оставляя промежутков. После того как граница достигнута, разворачиваются и плетут в обратную сторону. Соседняя нить продевается таким же образом.
  • Перекручивание на границе обеих ниток. Данный способ – один из самых распространенных.

Можно испробовать каждый из методов, чтобы понять смысл плетения и смены ниток для создания рисунка.

Технология плетения декоративных дорожек и гобеленов

Прежде чем начинать работу, создают схему рисунка. Начинающим лучше использовать простые геометрические фигуры.


Объемная ткань

  • Если использовать каждую нить для формирования рисунка, то он будет мельче.

Технология плетения гобеленом лучше представлена на видео.

Советы начинающим

Есть простые советы начинающим рукодельницам:

Это лишь простейшие советы, которые помогут сделать первую работу качественно, а затем уже можно будет экспериментировать над улучшением техники и на применении сложных методов плетения.

Метод гобелена – отличное решение, чтобы сплести красивый коврик в коридор квартиры.


В альтезза клубе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.

Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).

Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места


Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.

Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:


Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.

Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.

В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.


После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91

У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.

Проект корпуса:



После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:


Внутри корпус выглядит так:


Этот корпус даёт плавный спад АЧХ, -5дб на 30 гц. Можно уменьшить высоту корпуса на 5-10 см, тогда спад АЧХ будет быстрее, но зато общая чувствительность до 100 гц будет выше — кому что ближе. Соотношение длин 1 к 2 соблюдается, поэтому если делать выхлоп в пол то динамик придется опускать ниже, мне же наоборот хотелось поднять его как можно выше, а порт вывести вперед и красиво оформить струевыпрямителем в стиле одной известной фирмы. Должен отметить, что когда давал синус 35 гц приличной мощностью, динамик едва колебался, а из порта в прямом смысле дуло в руку, а когда отходишь подальше слышно мощный бас Поток воздуха в этой колонне очень даже приличный. Маленький с виду динамик возбуждает большой резонанс в двухметровой колонне.

В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.

Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.

Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.

Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:

Количество полос

Выбор динамиков




Теперь, когда динамики есть, можно приступить к созданию акустики.

Активные / пассивные?

У каждого варианта свои плюсы и минусы. Во-первых, нужно учитывать компактность самих колонок и связанные с этим сложности в компоновке в условиях ограниченного пространства. А монтировать снаружи нет смысла. Во-вторых, отдельные модули как самостоятельные компоненты можно комбинировать в дальнейшем, а также проще ремонтировать в случае чего. Ну и в-третьих, активные колонки – это достаточно дорого. Т.к. если делать приличный усилитель (а бывает и по одному в каждый корпус), то он получится дороже самой акустики. К тому же у меня уже был усилитель. Но в любом случая я за схему – пассивная акустика + усилитель, она более универсальна.

Расчет размеров корпуса

С динамиками определились, теперь необходимо понять, какой корпус для них оптимален. Размеры считаются исходя из характеристик звучания НЧ-динамика. На сайте производителя рекомендации отсутствуют, т.к. динамик предназначался прежде всего для автозвука. Держать специальную аппаратуру для этих целей нет никакого смысла, если только это не ваша работа. Поэтому на помощь приходит толковый чувак со специальным стендом. В результате лабораторных испытаний получаем расчетный размер корпуса 310 х 210 х 270 мм. В процессе замеров также были посчитаны параметры фазоинвертора.

Кстати, многие производители на своих сайтах публикуют рекомендуемые размеры корпуса для динамиков. Когда такая информация есть, логично воспользоваться ей, но в данном случае такими данными я не располагал, поэтому пришлось заняться лабораторными исследованиями.

Материал корпуса

Конструкция и дизайн корпуса

Один из самых важных этапов. Прежде чем ехать за МДФ, советую определиться с конструкцией, чтобы сразу попросить продавца распилить лист по частям, а на нормальной точке продаж всегда есть хорошие станки с точным и ровным распилом. В домашних условиях такой рез получить сложно.

Вот конструкция корпуса:



Конструкция простая. Шесть стенок, склеиваемые друг с другом. Спереди 2 выреза под динамики. Сзади 2 выреза: под фазоинвертор и под клеммник. Прямоугольником 120х80 обозначено место под кроссовер. Внутри фазоинвертор представляет собой еще одну стенку в ширину внутреннего пространства, прикрепленную перпендикулярно под вырезом:


Исходя из чертежа, вырисовывается схема распила листа:


Как будем отделывать корпус? Обклейка пленкой сразу исключилась – акустика должна выглядеть прилично. Как вариант рассматривалась покраска. Отказался от этой идеи, т.к. такие колонки впишутся далеко не в каждый интерьер (по крайней мере в текущий не вписывались). Хочется большей универсальности. В этом плане натуральный шпон больше подходит. Но полностью обклеенная шпоном акустика смотрится скучновато. Поиск комбинированного решения:


В целом варианты — неплохие по внешнему виду, но чисто конструктивно вызывают сложности. В результате было решено боковые стенки отделать шпоном ясеня, а остальные 4 стенки обтянуть по окружности кожей, точнее качественным автомобильным кожзамом. Пищаль красива сама по себе, а вот НЧ-динамик имеет на фронтальной стороне корпуса конструктивную накладку, которая будет смотреться не очень красиво. Поэтому было решено изготовить для него дополнительную декоративную накладку (кольцо), которое будет прижимать его к корпусу, а заодно придаст красоты самой колонке. С конструкцией и дизайном определились.

Инструменты

Прежде чем перейти к следующему этапу, обозначу, какие основные инструменты нужны для работы:
— Циркулярка.
— Электролобзик.
— Дрель.
— Фрезер.
— Шлиф-машина.
— Прямые руки.
Без этого набора лучше заказать корпуса хорошему мастеру.

Распил

Сборка корпуса

Стенки склеиваются ПВА и стягиваются шурупами. Вначале склеиваем корпус без передней стенки.




Далее пилим лобзиком отверстие фазоинвертора.




Можно закрывать коробку.





Дырки от шурупов на внешних поверхностях необходимо заделать перед финальной отделкой. Я использовал эпоксидку. Чтобы не ждать, пока одна поверхность затвердеет, заклеивал каждую поверхность скотчем и принимался за следующую. Когда эпоксидка высохла, прошелся шлиф-машиной.


Отделка

Шпон остался с каких-то древних времен, поэтому покупать не пришлось. Листы были не широкие, поэтому подбиралась пара листов, скреплялась скотчем и клеилась к корпусу. Вначале одна сторона, потом другая.


Шпон нужно защитить. Я покрыл его прозрачным яхтным лаком.


После того, как все просохло, осторожно разрезается и заклеивается внутрь кожа на отверстии фазоинвертора.


Если очень хочется, потом фазик можно как-то облагородить.

Финальный монтаж

Первым делом монтируем кроссовер. Кросс – самопальный, на хорошей элементной базе. Используются катушки с воздушным сердечником, пленочные конденсаторы на пищалку и МОХ-резисторы. Сам я его не паял, а заказал толковым ребятам.




С какого динамика начинать в принципе без разницы. Я начал с пищали. Припаиваем соответствующую пару проводочков от кросса, вставляем динамик и прикручиваем шурупами. Готово.


Мидбасс необходимо как бы подсунуть под кожу, а сверху придавить декоративным кольцом. Припаиваем оставшуюся пару проводочков и монтируем динамик.


Все? Все. Прикручиваем к клеммнику акустический кабель и начинаем испытания.

Испытания

Тест системы производился в следующих конфигурациях:

1. Ресивер Sherwood VR-758R + акустика.

2. Компьютер + Unicorn (USB-ЦАП) + Самопальный стерео-усилитель + акустика.

3. Компьютер + E-mu 0204 (USB-ЦАП) + Sherwood VR-758R + акустика.

Немного о самих конфигурациях. Я лично считаю, что на данный момент идеальный вариант домашнего муз-центра это: комп + USB-ЦАП + усилитель + акустика. Звук в цифре без искажений снимается через USB и поступает на качественный ЦАП, с которого передается на качественный усилитель и после на акустику. В такой цепочке количество искажений минимально. Кроме того, вы можете использовать совершенно разные фонограммы: 44000/16, 48000/24, 96000/24 и т.д. Все ограничено возможностями драйвера и ЦАПа. Ресиверы в этом плане менее гибкий и заранее морально устаревший вариант. Размер современных винчестеров позволяет хранить на них практически всю медиатеку. А тенденции к подписке на Интернет-контент могут и этот вариант упразднить, хотя это не ближайшее время и далеко не для всех подойдет.

Скажу сразу, что во всех трех конфигурациях акустика звучала прекрасно. Я, честно говоря, даже не ожидал. Вот некоторые субъективные аспекты.

1. Адекватный и естественный звук. Что записано, то и воспроизводится. Нет перекосов ни в какую сторону. Как я и хотел.

2. Большая чувствительность к исходному материалу. Все огрехи звукозаписи, если они есть, хорошо слышно. Качественно смикшированные треки слушаются отлично.

4. Очень хорошая проработка деталей. Слышно каждый инструмент. Даже при насыщенной звуковой картинке и приличной громкости звук не съезжает в кашу (усилитель здесь играет не последнюю роль).

5. Хочется сделать погромче ;) Т.е. акустика не орет, а ровно играет. Хотя тут тоже не малая заслуга самого усилителя, т.к. при увеличении нагрузки хороший усилитель сохраняет линейность.

6. От долгого прослушивания не болит голова. У меня лично это частенько случается, а тут целый день играет и хоть бы что.

7. Опасения на счет некорректной панорамы и сильной зависимости звучания от положения слушателя не подтвердились. Насколько мне известно, у автомобильной акустики специфическая фазировка звука из-за особенностей расположения динамиков в салоне. А именно про этот комплект я читал, что мидбасы у него в этом плане более универсальные. Что собственно и подтвердилось. Можно сидеть в центре перед колонками, можно встать рядом боком к ним — звук отличный. Зависимость есть, но очень небольшая.

Что касается самих конфигураций, то наиболее качественного звука удалось добиться при второй конфигурации.

Во-первых, использовался очень качественный ЦАП Unicorn. Здесь можно про него почитать.




Калькуляция по материалам

СЧ/НЧ динамики (пара): 3 000р.
ВЧ динамики (пара): 3 000р.
Кроссовер (пара): 3 000р.
Синтепон: 160р.
Терминал (клеммник): 700р.
Шурупы: 80р.
Лист МДФ, 22мм: 2 750р.
Скотч: 30р.
ПВА: 120р.
Спецклей 88: 120р.
Виброизоляция: 200р.
Фигурное кольцо-накладка: 500р.
Кабель:500р.
Итого: 14 160р.

Некоторые материалы были или достались безвоздмездно, здесь соответственно не учтены.

В заключении

В любом более-менее сложном устройстве или законченной функциональной системе важно абсолютно все. Когда речь идет о музыкальной системе, то на конечный результат влияет большое количество факторов:

— Качество фонограммы.
— Устройство для воспроизведения фонограммы.
— Цифро-аналоговый преобразователь.
— Усилитель сигнала.
— Провода.
— Динамики, установленные в корпусе акустической системы.
— Правильно рассчитанные под динамики и качественно собранные корпуса.
— Схема и комплектуха для кроссовера.

Это основной, но не полный список.

Неверно считать, что главное — усилитель или главное — провода, или главное — динамики. Домашняя музыкальная система — это как оркестр. И если в этом оркестре кто-то будет плохо, а кто-то блестящее играть, то в целом получится — средне. Или, как говорилось в очень точном примере: если смешать бочку говна с бочкой повидла, то получится две бочки говна.

Есть и другая крайность. Хорошая система стоит баснословных денег. Значит каждый компонент должен стоить по полмиллиона. А фонограммы должны быть исключительно в Super Audio CD или на фирменных пластинках. Типа закрытое общество элитных аудиофилов. Фигня это все.

Статья не претендует на истину в последней инстанции, но, надеюсь, что мои мысли и мой опыт кому-нибудь еще пригодится.


Upd. В коментах многие спрашивают про усилитель. Если кому интересно, пишите в личку, я дам координаты.

Читайте также: