Экологический букварь для дошкольников своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Лэпбук — это пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, сделанное вручную, - инструмент образования. Лэпбук очень интерактивен. Каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Пособие может быть использовано педагогами, родителями как в индивидуальной, так и в подгрупповой деятельности с детьми.

Цель: использование лэпбука как средства формирования экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

1. Формировать у дошкольников первоначальные представления об экологии и природе в целом; основы экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать предметы; логическим действиям сравнения, анализа, обобщения.

3. Расширить знания о пищевых цепочках в природе;

4. Формировать представления детей о растениях, животных, птицах, занесенных в Красную книгу.

4. Развивать познавательный интерес детей;

5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.

6. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

7. Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, возможность выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности и общения.

Лэпбук представляет собой папку с тремя разворотами. На каждом развороте, обложке, тыльной и торцевой сторонах - познавательный материал, игры, упражнения, задания, помогающие дошкольнику постигать основы экологической грамотности.

- Правила поведения в природе (Экологические знаки, Правила поведения в природе).

- Красная книга (Виды Красных книг, Красная книга Московской области).

- Сортировка мусора (Как перерабатывают мусор, Сортировка мусорных отходов в Московской области).

- Экосистема (Пищевые цепочки, мир живой и неживой природы).

- Ресурсы (Природные ресурсы).

- Стихотворения, загадки (Произведения детских писателей о природе, экологии, об охране окружающей среды; загадки природных явлениях, о деревьях, об овощах, о ягодах и фруктах, о цветах, о грибах, о животных, о птицах, о насекомых, о рыбах).

- Экологические пазлы (Разрезные картинки с экологическим сюжетом и разрезные предметные картинки с животными).

- Ребусы, кроссворды, лабиринты (Ребусы, кроссворды, лабиринты с экологическим содержанием).

- Раскраски (Раскраски для детей на экологические темы).

- Игрушки-животные (Игрушки диких и домашних животных, сделанные своими руками).

В лэпбуке все свободное пространство заполнено развивающими интерактивными элементами (разнообразные кармашки из фетра, бумаги, картона; мини - книгами, книгами – гармошками, блокнотик с отрывными страницами, конверты с карточками; вращающиеся круги, коробочки). В изготовлении пособия использовался фетр, цветная бумага, картон, синельная проволока, в том числе бросовый материал.

ОБЛОЖКА ЛЭПБУКА

Педагог используя стрелку на панно, показывает на одну из четырех картинок панно. Ребёнок определяет время года и рассказывает о нем (признаки)

Педагог предлагает дошкольнику назвать время года, найти его на панно; определить, какие съемные детали подойдут для дополнения картины и закрепить на панно.

Вопросы к беседе:

Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?

Какой бывает осень?

У какого зверя осенью, в листопад, рождаются детеныши? (У зайчихи, ее осенние зайчата так и называются – листопаднички).

Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Некоторые бабочки окукливаются, некоторые жуки откладывают личинки и погибают, некоторые насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)

Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка)

Куда исчезают на зиму лягушки? (засыпают в иле на дне водоемов)

Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?

Что для птиц страшнее – голод или холод?

Как деревья готовятся к зиме?

Листья каких деревьев осенью краснеют?

Как готовятся к зиме муравьи?

От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?

Вопросы к беседе:

Объясни, почему зимой так холодно?

Близки или далеки зимой Земля и Солнце?

Много ли солнечного тепла попадает на Землю зимой?

Почему зимой дни становятся короче, а ночи длиннее?

Что такое снег? Почему зимой идет снег, а не дождь?

Растут ли зимой деревья? Как ты думаешь, почему?

А какие вообще условия необходимы для роста растений? Есть ли эти условия зимой?

А какие ты знаешь пословицы и поговорки о зиме?

Какие ты знаешь зимние виды спорта? А какими из них ты сам любишь заниматься?

Вопросы к беседе:

Какие признаки наступившей весны ты заметил на своей улице, на участке детского сада, на воскресной прогулке в парку?

Расскажи, как ранней весной изменяется снег. А что с ним происходит потом?

Расскажи, как ранней весной изменяется снег. Что с ним происходит потом?

Отчего тает снег весной?

Как ты думаешь, почему весной день становиться длиннее? С этим связано и повышение температуры воздуха (потепление), и таяние снега.

Как называется процесс таяния льда на реках? Почему его так назвали?

Расскажи, почему весной начинается активный рост растений? Чем это вызвано? И почему зимой они росли, а как будто спали?

Отчего на деревьях и кустарниках набухают почки?

Какие первые весенние цветы ты знаешь?

Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края?

Какие насекомые появляются первыми весной? А где насекомые были зимой?

Вопросы к беседе:

Назови признаки лета.

Как ты можешь объяснить, почему летом идет дождь, а зимой снег?

Почему летом дни становятся длиннее, а ночи короче?

Расскажи, что происходит весной с растениями?

А чем заняты летом дикие животные наших лесов?

А какие ты знаешь пословицы и поговорки о лете?

Расскажи о своих любимых занятиях летом?

Где ты провел это лето? А куда ты мечтаешь поехать следующим летом?

Обложка лэпбука

ТЫЛЬНАЯ СТОРОНА ЛЭПБУКА

На тыльной стороне лэпбука расположен Календарь природы, который состоит из семи секторов (ясно, переменная облачность, дождь, гроза, снег, облачно, радуга) и вращающегося сектора-стрелки с прозрачным экраном.

Предложить детям определить погоду сегодня и поставить вращающийся сектор на необходимое место.

Предложить детям определить погоду, которая была вчера и поставить вращающийся сектор на необходимое место.

Взрослый устанавливает вращающийся сектор на любом месте календаря и предлагает дошкольникам определить и рассказать о знаке, который видят.

ТОРЦЕВАЯ СТОРОНА ЛЭПБУКА

Варианты применения карточек: их можно использовать для заучивания наизусть, в беседах на экологические темы, для чтения детям в свободной деятельности.

ПЕРВЫЙ РАЗВОРОТ ЛЭПБУКА

Какие правила поведения в природе ты знаешь?

Как охранять деревья, цветы, другие растения?

Как охранять мир живой природы?

Куда необходимо выбрасывать мусор?

Как нужно охранять реки, водоемы?

Детям предлагается рассмотреть карточки с экологическими знаками и разложить их в красны и зелены карманы. В красный – запрещающие, в зеленый – разрешающие.

Беседа по сказке:

Что такое экология?

Что нужно знать об экологии? Как ты охраняешь природу?

- Что такое природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

- Назови объекты живой и неживой природы.

Детям предаются карточки с изображением объектов живой и неживой природы. Необходимо разложить их в два конверта. В верхний карточки с изображением объектов неживой природы; в нижний – ивой.

В блокнот с отрывающимися страницами нужно зарисовать объекты живой и неживой природы и рассказать, что изобразили.

Детям необходимо соотнести карточки-объекты тропинки со схемой и прикрепить к ней.

2). Чтение стихов об экологической тропе ДОО, в которых дети знакомятся с хозяйкой экологической тропы Флорой и правилами поведения на экологической тропе с охраной ее объектов.

ВТОРОЙ РАЗВОРОТ ЛЭПБУКА

Детям предлагается познакомиться с различными видами Красных книг и подробнее изучить Красную книгу Московской области. В ней представлены редкие и исчезающие растения и животные Московского региона.

После знакомства с животным и растительным миром предложить детям зарисовать редкие растения и животных в блокнот (блокнот расположен на первом развороте лэпбука).

- Что такое мусорные отходы?

- Какие виды мусора вы знаете?

- Как нужно сортировать мусорные отходы?

- В какие контейнеры выбрасывают мусорные отходы?

- Куда необходимо выбрасывать опасные отходы?

- Как в вашей семье сортируют мусор?

Дошкольникам предлагается игра-лабиринт, нужно найти правильную дорожку к контейнерам и помочь детям выбросить мусор.

Загадки природных явлениях, о деревьях, об овощах, о ягодах и фруктах, о цветах, о грибах, о животных, о птицах, о насекомых, о рыбах можно применить в свободной игровой и образовательной деятельности детей; провести вечер загадок и отгадок.


Дошкольники могут открыть домики и придумать ролевую игру с зайцем или котенком.

Можно предложить детям описать игрушку

Рассказать о диких и домашних животных. В рассказе вспомнить, какую пользу приносят эти животные человеку, и как человек их охраняет.

ТРЕТИЙ РАЗВОРОТ ЛЭПБУКА

Детям предлагается составить пищевые цепочки. Для игры используются фишки на липучках и фетровый пенал.

На фетровом круге в центре прикрепляют карточку, вокруг которой необходимо расположить фишки на липчках на предложенную тему. Карточки находятся в кармане над кругом.

Детям предлагается узнать птицу и соотнести вращающиеся круги с нужным элементом другого круга. Можно продолжить игру рассказом о птице.

Актуальность программы обусловлена её востребованностью среди родителей обучающихся, которые заинтересованы в воспитании экологической культуры и ранней профессиональной ориентации детей под руководством педагога с большим педагогическим стажем, имеющим опыт экспедиций и образование геологического факультета НГУ.

Особенность программы, отличающая ее от других программ естественнонаучной направленности – это включение детей в активную натуралистическую деятельность. Кроме того, большинство программ естественнонаучной направленности ориентированы на формирование естественнонаучной (экологической) культуры, а настоящая программа ставит своей целью самоопределение каждой личности.

преподаватели

Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель. Общий объём программы: 36 учебных часа.

1. Мир экологии -9 часов.

2. Зачётное занятие - 1 час.

3. Человек в природе- 7 часов.

4. Зачётное занятие - 1 час.

5. В мире растений -4 часа.

6. Зачётное занятие - 1 час.

7. В мире животных- 12 часов.

8. Итоговое занятие - 1 час

Цели программы

Самоопределение и самореализация обучающихся посредством занятий естественнонаучной тематики в условиях детского творческого объединения.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:


Личностные:

· воспитать любовь к родному краю;

· привить учащимся осознание значимости своей практической помощи природе в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

· сформировать навык командной исследовательской работы;

· выявить природные задатки и творческий потенциал ребёнка;

· сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира.

Предметные:

· сформировать знания, умения, навыки в естественнонаучной сфере;

· сформировать основы экологического мышления;

· сформировать у учащихся навык публичного выступления для защиты исследовательского проекта.

Результат программы

Личностные:

· будут проявлять любовь к родному краю;

· у учащихся будет осознание значимости своей практической помощи природе в процессе проектно-исследовательской деятельности .

Метапредметные:

· будет сформирован навык командной исследовательской работы;

· будут проявляться природные задатки и творческий потенциал ребёнка;

· будет сформирована целостная естественнонаучная картина окружающего мира (видят причинно-следственные связи и способны делать выводы о явлениях природы).

Предметные:

· будут сформированы знания, умения, навыки в естественнонаучной сфере (называют сезонные явления в жизни природы, характеризуют процессы, происходящие в организме человека, сравнивают особенности строения животных и растений, оценивают особенности рельефа местности, приводят примеры физических и химических явлений);

· будут сформированы основы экологического мышления;

· будут сформированы навыки публичного выступления для защиты исследовательского проекта (умеют аргументированно и последовательно защищать свои исследовательские проекты).

Материально-техническая база

1. Просторный кабинет - теплый, с возможностью проветривания, со звукоизоляцией и необходимыми техническими средствами для занятий по основному курсу;

2. Стулья и столы;

3. Компьютер с программным обеспечением MS Office, с электронными учебными пособиями, программой оформления и презентации результатов исследования;

Интеллектуальная игра "Букварь природы" содержит вопросы и ответы с кратким описанием растений и животных. Каждый вопрос и ответ сопровождается слайдами.


Всероссийская образовательная олимпиада по изобразительному искусству

Всероссийская образовательная олимпиада по изобразительному искусству

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Букварь для дошкольников ", рассчитанный на совместную работу взрослого с ребенком, поможет вашему малышу познакомиться с буквами и без обычных затруднений легко научиться читать, а различные логические упражнения "Букваря " будут способствовать развитию его мышления. Особенностью нашего "Букваря " является то, что он не дублирует школьные буквари, его цель: подготовить ребенка к обучению грамоте, познакомить с принципом чтения, слоговым чтением, сформировать представление об основных единицах языка, а главное - привить интерес к учебе. С помощью нашего "Букваря " вы сможете успешно подготовить ребенка к школе, так как он соответствует программному содержанию подготовки детей к обучению грамоте и системе дошкольных образовательных учреждений.

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Читайте также: