Эйдос конспект как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 16.09.2024

3. “Образ" – одно из основных понятий литературы. В критике термин применяют в разных смыслах: изображение человеческой жизни; троп; художест

Куприн писал о любви в
”Суламифи”:
“Крепка… любовь, потому что
каждая женщина, которая
любит, - царица, потому что
любовь - прекрасна”.
Поэтому любящая женщина
ассоциируется у учащейся
с красивой берёзой, а любовь –
с таким пейзажем…

Стена (образ в творчестве
Л.Андреева) - преграда,
которая стоит на пути людей
к счастью:
• «это политический и
социальный гнёт;
• это – несовершенство
человеческой природы с её
болезнями, животными
инстинктами, злобою;
•это - вопросы о смысле
жизни…

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Задание: Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.

1. Где родился Толстой?________________________________

2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?

3. Какое образование удалось получить Толстому?

4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?______________________________________

5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)____________________________________________________

6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?

9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?____________________________________________

10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого __________________________________________________

11. Что важно для сюжетной линии трилогии?_____________

2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________________________

Я предлагаю ученикам работу такого характера. Группы получают текст, в котором пропущены некоторые слова, Необходимо заполнить пробелы, сохраняя смысловое единство текста.

Это авторский текст педагога-новатора Ш.А. Амонашвили, в котором он рассуждает о проблеме учебной отметки, о том, какую власть она имеет над детьми, их родителями, педагогами. По мнению детей, речь идет об экстрасенсах, некоторые говорят, что о животных.

Что же нам, друзья мои, делать с___________________? Почему же

мы так заколдованы ими, да еще заколдовываем наших __________,

их__________, всю______________? Делаем это ради_____________?

А может быть, для того, чтобы свалить на них_______________? Мы сами сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! Не кажется ли это вам,_______________, странным и неестественным? Каждый_______________убедительно говорит нам, что ____________ рождают в нашей_________________жизни недоразумения, а не помогают успешно ___________________ . В наших ______________ развивается нездоровая тенденция к

______________, они выдумывают сотни хитроумных способов для ______________, они начинают______________,вырывают_______________. Даже такое проявление активности и интереса, как_____________, и то

служит корыстным целям_______________.

…Известно, что старшеклассники часто испытывают трудности при создании собственных текстов. Иногда они не видят смысла в этой работе, бывают и работы только "для учителя", ради оценки, поэтому развитие речи учащихся является нашей серьезной проблемой. Решить ее помогает мне РАФТ (прием управляемого письма).

При управляемом письме ребенок должен иметь четкие представления, от имени кого он будет создавать текст, для кого, в какой форме и о чем он будет говорить. Старшеклассники с удовольствием участвуют в такой работе.

Роль: Евгений Базаров

Аудитория: Анна Одинцова

Тема: чувства Евгения Базарова.

Как правило, это очень личные и эмоциональные работы, а главное, что десятиклассники почувствовали глубину чувств Базарова и силу его характера.

Любая инновационная образовательная технология предполагает развитие творческих способностей детей. Если ребенок уже в школе научится активно общаться, творчески выражать себя, он безболезненно найдет свое место и среди сверстников, и во взрослой жизни.

Учащиеся могут написать письмо от имени Печорина, ведь он поскакал за Верой после прочтения письма от нее. Пусть ребята от имени героя объяснят его поведение.

Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Эйдос-конспект соединяет в себе опорный конспект (теоретические знания) и иллюстрации к произведению.
При составлении эйдос-конспекта у обучающегося оказываются задействованы оба полушария мозга, включается и логическое, и образное мышление.
Выделяют три вида эйдос-конспектов: цветовые (в основе – символика цвета), графические (опорные схемы-графики) и художественные (в основе – рисунок, фотография или коллаж).


  • помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика);

  • позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;

  • требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;

  • развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;

c:\documents and settings\user\рабочий стол\рисунок1.jpg

Результативность


  • повысился уровень развития творческой активности учащихся;

  • повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;

  • отмечена положительная динамика учебных достижений;

Составьте синквейн о данной технологии

Технология критического мышления

Развивает, систематизирует, стимулирует

Читая, размышляй и записывай

В конце выступления я хочу, чтобы вы немного отвлеклись от серьезных тем и остановили свой взор на себе. В самом начале я сказала, что прежде чем менять мир, мы должны меняться сами. Я предлагаю вам небольшой символьный тест, который покажет качества, помогающие или мешающие в становлении нас как инноваторов.

"Символьный тест"

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Никогда не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Поступь. Наступление. Ступень.

Принимая всякое решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни: настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

Если вы хотите добиться в этой жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить.

(А.Франс)

Использованная литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:

Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь,

3. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного

опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер.

4. Данюшенков, В.С. Организация профильного обучения в сельской школе на основе

использования технологии уровневой дифференциации/ В.С. Данюшенков, О.В.

Коршунова //Профильная школа.-2008.-№1.-С.5-9.

5. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном

процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.-С.10-15.

6. Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика

индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения

проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.:

7. Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на

уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования.-2008.-

8. Кондакова, М.Л. Дистанционные образовательные технологии как средство

осуществления профильного обучения/ М.Л. Кондакова //Стандарты и мониторинг

9. Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-

10. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках

русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.-С.11-15.

11. Соколова, И.Б. Уроки-модели по технологии развития критического мышления:

[изучение произведений Е.И. Пермяка и К.Г. Паустовского в нач. кл. гимназии] /

И.Б.Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте

В основе структуры урока литературы или урока развития речи работа творческой мысли, связанная с поиском образных параллелей в художественном мире писателя и мире читателя, с определением метафор мира и человека в нравственном пространстве произведения, с организацией ситуаций ожидания и неожиданности.

На уроках обучающиеся знакомятся с правилами литературно-художественной игры, привыкают к её художественным условностям, развивают образное и аналитическое мышление.

Интерпретация произведения на уроке литературы или интерпретация размышления, сформулированной точки зрения на уроке русского языка требуют раскрытия образной природы слова, определения роли художественной детали текста, понимания модели мира, модели общества, диалогизации отношений в классе.

Предметное обучение предполагает эмоциональное восприятие художественного текста; раскрытие его читательского потенциала; знание об эмоционально-образной, интеллектуальной энергии воздействия художественного слова на читателя; сотворчество читателя и писателя; развитие критического мышления, конструирующего знания.

Внимание обучающихся и преподавателей может привлечь эйдос-конспект как методический приём, развивающий абстрактное мышление обучающихся, их творческие способности.

Эйдос-конспект – изображение и краткое рассуждение (уже данное ученику или требуемое от ученика), интерпретирующее темы, образы увиденного и услышанного, прочитанного. Эйдос-конспект демонстрирует, как ассоциативное восприятие литературного героя, художественной мысли, художественного мира произведения организует творческую мысль читателя, формулируя её изобразительно и словесно. С помощью эйдос-конспекта на уроке для читателя и писателя создаётся одна из возможностей вступить в творческий диалог.

Эйдос-конспект предлагает обучающимся образные параллели характера героя, мира произведения, высказанного мнения; рассматривает текст как способ и как форму освоения мира.

Таким образом, эйдос-конспект организует на уроке учебные ситуации проблемно развивающего мышления, разрабатывает правила сопоставительного анализа идей произведений на уроке литературы или высказанных дискуссионных точек зрения на уроке русского языка. Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках русского языка и литературы при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение; обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, решает учебную задачу – позвать в текст, позвать в слово, а через слово позвать самого себя.

Похожие документы:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

. учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы .

Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

Урок Введение в технику тренировки памяти Урок Механизмы памяти

. — человек и эйдос — сходство; . , спектакль, конспект, инспекция текс . НА ДРУГИЕ ЯЗЫКИ На уроке немецкого языка вам предложили перевести на русский . языке русской советской литературы. 2-е изд., доп. М., 1963. Брагина А. А. Неологизмы в русском языке .

Идеи, советы и лайфхаки для ведения, оформления конспектов/заметок Если вам понравилось видео, не забудьте про .

В первом выпуске ты узнаешь как правильно вести конспекты. Да-да, ведь именно они помогают тебе сдать экзамен.

То самое видео "2 в 1" как вы и просили. Леттеринг Оформление конспектов, мои инструмены, способы, фишки. Из этой .

Конспект: что это такое и как его писать Все о конспекте: правила написания, способы оформления, стандартные и .

В этом ролике мы расскажем о методе Корнелла, который наведёт порядок в хаотичных студенческих записях и позволии .

Как правильно писать конспект. Способы и основные принципы ведения конспектов. Описание: Сегодня Заострим .

Привет! Если ты, как и я, любишь получать полезную информацию, но не понимаешь как оформлять конспекты красиво и .

В этом видео я расскажу про визуальные конспекты, как я их составляю и использую в своей жизни. Визуальные конспекты .

Поговорим о том, как вести конспекты эффективно, чтобы быстро запоминать и учиться быстрее! ☆ Упомянутое в видео .

Виды конспектов. Как успевать записывать за лектором. Общие советы по ведению и работе с конспектом. Полезные .

Привет. Скок бы ты заработал(а) тут? Протестируйте бесплатно облачную базу данных Redis или разверните другую БД .

Не знаете, как лучше всего делать заметки на лекциях? Представляем Вам 5 разных методов ведения конспектов, .

Читайте также: