Эффект привязанности как детский опыт влияет на личную жизнь и что можно с этим сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Как развивается ребенок с надежной привязанностью

Известно, что дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.

Что происходит, если привязанность нарушается

При надежной привязанности ребенок переживает, когда уходит его близкий взрослый, и радуется, когда тот возвращается. Такой ребенок чувствует себя уверенно и безопасно рядом со своим взрослым. И будет искать утешения у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.

Типы нарушенной привязанности

Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для последней — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.

Как восстановить утраченную привязанность?

В приемной семье у ребенка постепенно пробуждается и формируется правильная привязанность. Это может происходить разными путями.

Цикл позитивного взаимодействия. Родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно. В этом случае инициативу проявляет и ребенок, и взрослый.

Цикл активного поиска помощи извне. Родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п. В этом случае взрослый и ребенок объединяются и взаимодействуют с внешними специалистами.

Качество отношений с другими членами семьи, их готовность принять ребенка также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей — прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Часто в этом вопросе требуется помощь специалистов психологической службы.

Что нужно делать и как себя вести, чтобы помочь ребенку развить привязанность? Вот что рекомендует наш психолог Наталия Мишанина:

  • Определите место ребенка в вашем доме еще до его прихода и сохраняйте неизменным не менее года.
  • Говорите с ребенком спокойно, выдерживайте паузу в провокационных ситуациях.
  • Держите визуальный контакт. Разговаривая, смотрите ребенку в глаза, а если он отворачивается, старайтесь вернуть взгляд на себя.
  • По возможности удовлетворяйте нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объясняйте ему, почему.
  • Поддерживайте физический контакт. Подходите к ребенку, когда он плачет, выясняйте причину.
  • Анализируйте собственное состояние, контролируйте признаки эмоционального выгорания, не допускайте состояния опустошения.
  • Развивайте семейные традиции, укрепляйте взаимосвязи и отношения в семье с помощью организации совместной деятельности.

ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.

Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.

Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.

Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.

Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.

К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.

Что такое эмоциональная связь с ребёнком?

Эмоциональная связь – это довольно сложное понятие, которое трудно объяснить. Его проще представить. Такая связь похожа на невидимую нить, которая объединяет сердца двух и более человек. А эмоциональная связь матери и ребёнка ещё более важна, ведь женщина носит у себя под сердцем дитя целых 9 месяцев. Почти год она составляет с ним единое целое. Она начинает заботиться о нем гораздо раньше отца, ведь от её здоровья, действий, слов зависит, каким родится младенец. Формирование привязанности происходит в тот момент, когда женщина узнает, что она беременна. В ту же минуту жизнь делится у нее на до и после.

связи между родителями и детьми

Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности

Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.

Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.

доверие и привязанность

Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна интрапсихическая травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.

Привязанность родителей и детей

Развитие привязанности ребёнка растет с каждым днём. Такие отношения взрослых и детей длятся всю жизнь, и с каждым годом становятся только крепче. Учёными доказано, что уже на 24 недели беременности плод слышит, как с ним разговаривают родители. Постепенно он начинает узнавать их голоса. Они ассоциируются у него с близостью, теплом, защитой и заботой. Мало того, младенцы чувствуют, когда мама гладит себя по животу.

Людей, которых связывает такая эмоциональная связь, многое объединяет. Им даже комфортно просто молчать в присутствии друг друга. И это молчание будет самым прекрасным времяпрепровождением.

Чтобы закрепить отношения родителей и детей, необходимо постоянно обеспечивать взаимные осязательные действия. Возьмите малыша за руку, обнимите, поцелуйте. Скажите, как вы его любите, как вы счастливы, что он у вас есть. И обратная реакция не заставит себя ждать.

связи между родителями и детьми

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

Как сформировать эмоциональную связь с ребёнком

Привязанность не появляется в момент рождения. Чтобы установить связь с крохой, надо правильно себя вести с первых дней жизни младенца. Зрительный контакт, ласковый голос, готовность прийти на помощь – важность некоторых действий мы осознаем интуитивно. Остальные секреты взаимопонимания можно постичь, соблюдая нехитрые правила.

привязанности ребенка к родителям

развитие привязанности ребенка

Виды привязанности

Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.

Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.

О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.

Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.

Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа

Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.

Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.

Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.

По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.

Индифферентная, или привязанность избегающего типа

Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.

К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:

Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.

В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.

Другие виды привязанности

Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.

Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:

  1. Расстройство реактивного типа – ребенок излишне боязлив, не может расстаться с матерью, избегает общения со сверстниками и другими взрослыми, в присутствии незнакомых людей излишне насторожен, эта настороженность не исчезает после материнского утешения.
  2. Расстройство расторможенного типа – ребенок излишне прилипчив ко всем взрослым без разбора.

Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.

Эмоциональная зависимость ребёнка от состояния родителей

Эмоциональная привязанность ребёнка к родителям не поддается сравнению или расчету. Взрослые должны знать, что их настроения влияют на то, что думают о себе дети. Если мама расстроена, а папа ругается, малыш сразу начинает думать, что он плохой. Именно он сам, а не его слова или действия, за которые можно попросить прощения. К сожалению, большинство родителей забывают об этой детской особенности, таким образом, формируя у ребёнка комплексы. Малыш, как губка, впитывает в себя атмосферу, в которой находится. И часто считает, что будет жить в будущем именно так, как живут его родители. Если в семье неполадки, то ребёнку во взрослой жизни будет сложно завести собственную семью. И наоборот, если мама с папой счастливы вместе, то малыш готов раскрыть себя миру.

Тревожно-сопротивляющийся тип

Тревожно-амбивалентная привязанность встречается не так часто, только где-то у 7-15 % детей. Эти малыши постоянно боятся, так как предугадать поведение родителя невозможно: будет ли он рядом в следующий момент или у него возникнет надобность куда-то уйти из дому и оставить его одного?

Воспитание непоследовательное, и ребенок не знает, как поведут себя с ним в следующий раз, и не в состоянии выработать нормальные партнерские отношения с родителями. Дети либо пытаются привлечь к себе внимание неадекватным поведением, либо боятся даже отойти от мамы.

Привязанность у взрослых. Диагностика

Итак, проблемы во взаимоотношениях между партнерами в браке также определяются стилем привязанности, сформированном в раннем детстве. Чтобы определить, к какому из четырех типов (надежный — ненадежный, либо отвергающий – боязливый) будет тяготеть взрослый человек в близких взаимоотношениях, проводится тест.

модели привязанности у взрослых

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Английским психологом Дж. Боулби выявлены следующие признаки проявления привязанности:

  • - объект привязанности может лучше других успокоить или утешить малыша;
  • - младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением;
  • - в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

Признаки проявления привязанности по Дж. Боулби представлены в таблице.

Этапы развития привязанности ребенка по Дж. Боулби

Этапы развития

Главные особенности

Недифференцированная социальная чувствительность

Узнавание знакомых людей

Протест при отделении, настороженность к незнакомцам

Партнерство с корректируемыми целями

Взаимоотношения носят двусторонний характер: дети понимают потребности родителей

Экспериментальные исследования Р. Шпиц и У. Коблинер доказали, что дети проявляют большую привязанность к тому человеку, который с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает и одевает и т. п.). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Необходимы и другие проявления внимания.

На основе наблюдений М. Эйнсворт выявила и описала три основных типа привязанности: надежная, тревожно-сопро- тивляющаяся, избегающая. Позже, продолжая изучать привязанность к близким взрослым, исследования Э. Мейнс на основе результатов собственных экспериментов позволили выявить четвёртый стиль привязанности — дезорганизованная привязанность. Рассмотрим их последовательно.

Надежная привязанность. Дети активно исследуют окружающий мир, находясь рядом с матерью; расстраиваются, когда она уходит; радуются, когда она возвращается; часто ищут контакт с ней, помогающей преодолеть стресс. Малыши дружелюбны к незнакомому человеку в присутствии матери.

Тревожно-сопротивляющаяся привязанность. Такие дети даже в присутствии матери проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный стресс. Однако когда мать возвращается, малыши испытывают противоречивые эмоции: с одной стороны, они радуясь, тянутся к матери; с другой — проявляют негативное отношение, сердясь на ее уход, — пихают, отталкивают ее, отказываются выполнить просьбу. Эти дети не доверяют незнакомым людям даже в присутствии матери.

Избегающая привязанность. Дети активно демонстрируют непрочную привязанность. Они не возражают против ухода матери и не обращают внимание на ее возвращение. Малыши довольно общительны с незнакомым взрослым, но могут избегать этого общения так же, как и мать.

Дезорганизованная привязанность. При этом типе привязанности отмечается смешение тенденций избегания и сопротивления. Эти дети неуверенны при встрече с матерью, они не знают, приблизиться к ней или, наоборот, избежать встречи с ней.

В своих исследованиях она отмечала, что степень опасности новой ситуации оценивается малышом на основе привязанности к матери. Если ребенок видит на лице матери испуг или слышит тревогу в голосе, то малыш тоже насторожится, не проявит активного познания неизвестного. Но если она улыбается и побуждает малыша подбадривающим тоном, то он начинает активно взаимодействовать с новым объектом.

Последующие исследования показали: витагенный опыт ребенка, когда его самостоятельные проявления отвергались (их редко брали на руки, не проявляли нежности к ним, отстраняли при желании приласкаться) или вызывали неприятные для него последствия (к отвержению прибавлялся гнев взрослого), поведение малыша получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой малыш рано усваивает, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные для него последствия, вследствие чего научается быть сдержанным. Такое поведение со стороны взрослых может привести к детским неврозам.

Наиболее благоприятной для полноценного развития ребенка в раннем возрасте является надежный тип привязанности. Дети с таким типом привязанности активны, общительны, инициативны, обладают высокой познавательной мотивацией, самостоятельностью, творческой составляющей в различных видах деятельности. В дальнейшем у таких детей отмечается уверенность в своих убеждениях, ответственность, лидерские качества, они легко устанавливают контакты с новыми людьми, открыты ко всему новому.

В раннем возрасте определенным образом закладывается проекция межличностных отношений с пожилыми родителями. Так, при надежной привязанности в раннем возрасте у взрослых детей проявляются доверительные отношения к пожилым родителям, сердечность, забота и помощь. Тревожно-сопротивляющаяся привязанность раннего возраста может проявиться в дистантных отношениях, когда взрослые дети вспоминают о пожилых родителях лишь в случае крайней необходимости (их болезни, потребности в их помощи и т. п.). При избегающей и дезорганизованной привязанности взрослые дети часто демонстрируют равнодушное отношение к родителям, конфликтное взаимодействие часто приводит к прекращению общения.

Для психического развития ребенка раннего возраста очень важно осознание своей положительной значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, ласково называя ребенка по имени, беря его на руки, гладя по голове, нежно разговаривая с ним, определенным образом демонстрируют малышу уникальность его личности, как бы авансируя его особую ценность и значимость не только для них как родителей, но и для всего социума. Именно в раннем возрасте закладывается прочный фундамент формирования Я-концепции. Г. Крайг выделяет пять основных факторов, влияющих на формирование Я-концепции в детском возрасте: характер восприятия ребенка другими (родителями, сверстниками); особенности самоанализа (анализ собственных достоинств и недостатков); ценности, ожидания, идеалы в социальном плане; опыт социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья. Заметим, что именно первый фактор, выделенный Г. Крайгом, накладывает отпечаток на все дальнейшие этапы социализации.

Так, в исследовании О.О. Андронниковой выделяются факторы, формирующие виктимное поведение и лежащую в его основе виктимную Я-концепцию. Среди этих факторов особое значение имеют негативное отношение со стороны родителей, особенно отца, отсутствие ощущения социальной поддержки и включенности в социум, непринятие окружающими.

Выявлено, что неразрешенный внутренний конфликт, тяжелые детские переживания, затягиваясь и становясь хроническими, оказывают специфическое негативное влияние на формирование Я-концепции. Дети, пережившие в семьях жестокое обращение, будут иметь нарушенную Я-концепцию. Под влиянием детских переживаний успеха и неуспеха изменяются структурные компоненты Я-концепции ребенка.

Последние исследования доказали, что тип привязанности в раннем возрасте определенным образом влияет и на деловую сферу взрослого человека. При первом стиле — работник уверен в себе, коммуникабелен, не боится совершить ошибку, адекватно воспринимает критические замечания. При втором типе — работник мало инициативен, редко берет на себя ответственность, зависим от мнения руководства, мнителен, раним, трепетно переносит критику. При третьем и четвертом типах — работники отличаются переменчивостью отношения к работе и окружающим, они редко бывают довольны собой и жизнью, пессимистичны, испытывают дискомфорт.

В нашей культуре, как и во многих других, такие положительно окрашенные проявления взрослого, адресованные малышу, формируют у него положительное самоощущение, помогают осознать свою значимость для других, определить успешность будущего. Формирующееся в раннем возрасте позитивное самосознание, подкрепленное эмоциональным принятием становится для ребенка основой для открытого, доверчивого отношения к миру. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких.

Чувство понимания и сопереживания эмоциям другого человека сначала направлена на значимого взрослого. Малыш способен пожалеть зайку, обнять огорченную маму, погладить бабушку по голове. Чувство сопереживания эмоциям другого человека может формироваться только под руководством взрослого, который объясняет и показывает, какие эмоции он испытывает.

То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступить соответственно своему личному опыту. Однако к сверстнику еще долго будет относиться, как к неодушевленному предмету. Только к концу второго, середине третьего года жизни у малыша возникает интерес к сверстнику и желание продемонстрировать ему свои достижения.

Социализация — процесс длительный. В раннем возрасте процесс усвоения ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе, только начинается. Главным результатом успешного социального развития следует считать:

  • - формирование надежной привязанности, а на ее основе положительной Я-концепции и чувства собственного достоинства;
  • - наличие у ребенка социально-коммуникативной мобильности, которая проявляется в готовности взаимодействовать со взрослым и сверстниками;
  • - становление самосознания, характера, задатков и способностей;
  • - проявление личностной социальной позиции и способности определять свои собственные желания, а также возможность изменять свое поведение под воздействием меняющихся обстоятельств;
  • - проявление половой идентификации, формирующейся на основе подражания.

Взрослый не только организует деятельность ребенка (верба- лизирует мотив, ставит задачу, показывает способы выполнения действий и операций), он еще, что особо значимо, оценивает результат деятельности. Довольно часто результат самостоятельной деятельности ребенка кажется взрослому незначительным или ошибочным. В этом случае следует помочь ребенку, пояснить последовательность действий, проговаривая все этапы делового сотрудничества.

Читайте также: