Цветная ксилография как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 17.09.2024

Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).

История ксилографии

Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.

В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.

После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.

В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:

  • религиозную и философскую;
  • сказочную и историческую;
  • былинную и патриотическую;
  • пропагандистскую и юридическую.

В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.

В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.

Виды ксилографии и их особенности

По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.

Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.

Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.

Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.

Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.

Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.

Область применения ксилографии

Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:

  • иллюстраций к книгам;
  • репродукций живописных произведений;
  • городских листков с новостями (объявлений);
  • календарей;
  • игральных карт;
  • книжного декора (буквиц, заставок, экслибрисов).

Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.

Гравюра на картоне

Изобразительное творчество может иметь множество граней, каждая из которых будет по-своему уникальной. Помимо обычного рисования карандашами, фломастерами и красками, есть еще один вид работ – гравюра. Это искусство является довольно древним, но в нашу жизнь вошло относительно недавно. Гравюры можно приобрести в магазине, или же попробовать сделать их своими руками. Понимание всех этапов и особенностей производства гравюры позволит создавать такие работы в домашних условиях.


Кто изобрел?

Впервые технику нанесения изображения посредством вырезания рисунка можно увидеть на деревянных дощечках VI века, которые создавали мастера в Китае. Такой вид искусства стал называться ксилография, он использовался для создания работ на религиозную тематику. В европейских странах ксилография появилась уже в XV веке. Помимо религиозных и духовных мотивов, мастера стали делать изображения социальных явлений.



С развитием технического прогресса и появлением печатного станка техника ксилографии видоизменилась в метод тиснения. Первые работы на картоне были простыми, но эффектными. Мастера развивали это направление, и с годами оно трансформировалось в гравюру, которая дошла до наших дней.

Основоположниками самой технологии вырезания рисунка на поверхности считают немецких мастеров Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего. Новые технологии этого искусства предложил Томас Бьюик в XVIII-XIX веках. Благодаря ему для работы стали использовать твердую древесину, распил которой делали поперек, а не вдоль. Бьюик придумал инструменты, с помощью которых было удобно создавать гравюру, проводя самые разнообразные по длине и ширине линии.




В советское время ксилографией занимались такие мастера, как Остроумова-Лебедева, Фомин, Масютин, Фаворский. Новым этапом в развитии резьбы по дереву стала техника цветной ксилографии – кьяроскуро.






Эта разновидность довольно быстро потеряла свою популярность в Европе, однако в Японии она долгие годы оставалась нужной и востребованной.

После дерева мастера работали по металлу, используя для этого медные пластины, на которых острыми инструментами вырезался рисунок, после чего заливался краской, пропускался через пресс, и работа была окончена. После металла началось нанесение изображения на камень – литография, которую придумал в 1796 году А. Зенефельдер. Изображения могли окрашиваться как одним цветом, так и несколькими.



Популярность такого искусства позволила создать новый вариант творчества, где рисунок наносился на картон. Картонная гравюра представляет собой поочередное нанесение слоев краски и вырезание рисунка, которые в итоге приводят к созданию красивого, красочного и интересного объекта. Гравюры использовали для создания обложек книг, иллюстраций, а на сегодняшний день это возможность проявить фантазию, свое мастерство в ходе соскабливания верхнего слоя краски и получения готовой картины.


Как сделать своими руками?

Сейчас можно без труда купить гравюру в магазине и порадовать себя или ребенка интересным и полезным занятием. Помимо готового варианта, можно попробовать сделать такое изделие самостоятельно.

Чтобы своими руками сделать гравюру, нужно иметь определенный запас инструментов и материалов.

Надфиль, если его нет, используется шило или игла.

Картон. Можно использовать разные варианты, различающиеся фактурой и толщиной, определив для себя оптимальный вариант. Профессиональные гравюры делают на картонных листах не менее 2 мм в толщину.

Картон для создания оттиска. Хорошо подходит чертежная бумага, но можно пользоваться и обычным картоном.

Резиновый валик. Можно заменить шпателем или кистью со щетиной.

Калька и копирка для перенесения изображения.

Краска. Можно использовать масляную или акриловую. Для детской гравюры можно взять гуашь.

Тушь, если есть такая необходимость.

Оргстекло для завершения готового варианта гравюры.






При работе иглами важно их хорошо наточить, чтобы линии были ровными, а глубина борозд получалась достаточной и примерно одинаковой.

Вырезание лишних деталей из шаблонов для прокраски должно осуществляться либо канцелярским ножом, либо маникюрными ножничками, можно взять скальпель, если есть сноровка работы с ним.


Для выполнения используют картон, заготовленные эскизы, краски. Чтобы сделать все правильно, нужно двигаться поэтапно.

Продумать эскиз будущей гравюры.

Сделать зеркальную копию эскиза.

Рисунок должен быть разделен на сегменты, каждый из которых имеет свой цвет. Каждый рисунок создается на отдельном листе картона или ватмана.

Все элементы рисунка вырезаются, создавая шаблон. Чтобы сохранить этот шаблон как можно дольше, его нужно обклеить с одной стороны скотчем, а с другой промазать клеем ПВА, что позволит краске впитываться не так активно.

На картоне, где будет выполняться основная работа, необходимо при помощи надфиля выцарапать желаемый рисунок, после чего уже пойдет процесс его прокрашивания.

Когда все готово, каждый лист с краской накладывается на заготовку и при помощи печатного станка создается оттиск. В работе можно использовать типографскую краску или масляную. Если нет в наличии печатного станка, можно обойтись подручными средствами. Для лучшего сцепления с поверхностью краску перед нанесением разводят с олифой.

Каждый лист шаблона с краской наносится на заготовку по очереди, главное дождаться, когда высохнет предыдущий слой краски.






​Чтобы получить красивую цветную работу, важно наносить краски в правильном порядке. Сразу картон прокрашивается краской теплой цветовой гаммы, потом наносятся оттиски других оттенков. Чтобы гравюра не испортилась, и краска не потекла, по завершении работ необходимо покрыть ее нитролаком или другим подобным средством.

Если гравюра создается впервые, то можно попробовать более простой вариант, для которого понадобятся восковые карандаши, краски, картон и надфиль. На картоне полностью зарисовывается фон карандашом, потом накладывается слой краски и выдерживается до полного высыхания. Основа может быть как цветная, так и однотонная.


Чтобы получить интересный вариант готовой работы, можно придумать шаблон, по которому и будет идти снятие верхнего слоя краски.

Помимо этого, есть альтернативный метод создания гравюры, который заключается в прорисовке желаемого рисунка, вырезании его составных частей, наклеивании их в зеркальном виде на картон. Картон с заготовкой прокрашивается и накладывается на чистый лист картона. При помощи профессионального или самодельного пресса получается оттиск картинки, имеющий объемный вид. Это простая разновидность гравюры, но наиболее подходящая для создания ее вместе с детьми.



В такой технике можно сделать натюрморт, пейзаж, создать нестандартный образ, который будет отвечать желанию творца.



Оформление гравюры

Чтобы создать законченный вид гравюры, стоит позаботиться о наличии красивого обрамления. Существуют различные варианты того, какую рамку можно сделать для картонного полотна, но не каждый будет выглядеть органично и аккуратно. Главная задача обрамления – довершение образа. Если рамка обращает на себя больше внимания, чем сама работа, то выбор был сделан неверный.

Одним из наиболее простых, но эффектных способов оформления гравюры является бесшовное паспарту. Чтобы сделать такую рамку, необходимо взять лист белого или цветного картона, размер которого будет большим, чем картон гравюры. Главное правило паспарту состоит в том, что конструкция не должна иметь швов, потому необходимо отмерить нужные габариты изделия и вырезать его.


Оптимальным будет создание рамки, где высота и ширина будут составлять 3 см, а нижняя часть на 2 см больше.

Габариты такой рамки могут быть другими, запас полей может быть как больше, так и меньше, все зависит от задумки и желания самого творца. Паспарту предполагает наклеивание рамки не спереди на гравюру, а сзади нее. Именно такой вид обрамления считается наиболее простым, лаконичным, но в то же время аккуратным.

Чтобы изображение на гравюре не портилось, его можно закрыть при помощи оргстекла или покрыть специальным лаком. При работе с лаком важно убедиться, что краска полностью высохла, так как некоторые варианты могут сохнуть до полугода. Если не дождаться полного высыхания, то на готовой работе могут выступить масляные пятна.

Разнообразие видов творчества и прикладного искусства поражает воображение. Среди них есть те, что требуют наличия специальных навыков и долгого обучения, а также другие, доступные даже новичкам. К примеру, линогравюра – это очень интересная и несложная техника графического искусства, которая нашла применение в дизайне интерьеров и может осуществляться даже в домашних условиях.

Особенности линогравюры

Под линогравюрой понимают методику гравирования на линолеуме. Она возникла параллельно изобретению самого линолеума, а в России и странах СНГ стала применяться с конца прошлого столетия.

Гравировка на куске линолеума

Гравировка на куске линолеума

Поскольку основной материал для творчества является мягким, пластичным, с ним проще работать по сравнению с деревянной доской. Кроме того, линолеум дешев, легко разрезается, не требует использования дорогостоящих инструментов и продается в любом хозяйственном магазине.

Простейшая техника линогравюры

Первым делом создают эскиз для будущей гравюры. Проще всего распечатать его из интернета, найдя рисунок подходящей тематики, сюжета. Если нет возможности сделать печатный экземпляр, эскиз рисуют от руки, переводят с образца из книги, журнала и т. д.

Те детали и объекты, которые будут отпечатываться, сразу же закрашивают или заштриховывают карандашом. Это поможет четко рассмотреть, как будет выглядеть готовая гравюра. Эскиз переводят на кальку.

Эскиз для гравюры

Эскиз для гравюры

Совет! Для точности работы лист бумаги с эскизом и кальку скрепляют скобами или канцелярскими зажимами.

На следующем этапе подготавливают линолеум. В продаже есть специальный вид материала – художественный, но его цена очень высока. Поэтому для работы покупают обычный строительный линолеум, но толщиной от 2,5 мм, достаточной твердости и однородный по структуре.

Выгоднее всего брать обрезки материала – такие часто выставлены в крупных супермаркетах и на строительных рынках. От куска отделяют заготовку нужного размера, добавляя небольшие припуски со всех сторон. Поверхность основы хорошо шлифуют наждачкой с мелким зерном – это позволит краске лечь более равномерным слоем.

Гомогенный линолеум для линогравюры

Гомогенный линолеум для линогравюры

Далее действуют таким образом:

  1. Переносят рисунок с кальки на кусок линолеума: переворачивают эскиз той стороной, на которой отпечатался карандаш, после чего тупой частью ручки или кисточки путем нажима отпечатывают картинку на основу.
  2. Контуры изображения обводят на линолеуме тонким черным фломастером.
  3. Берут в руки угловую стамеску (штихель) или малую полукруглую стамеску, а также нож для подрезки контуров и делают гравировку.

В ходе гравирования убирают с линолеума участки, которые не должны отпечататься. Остальные зоны остаются на месте.

Важно! Идеально, если линии будут плавными, живыми – это сделает рисунок более естественным внешне.

Резьба по линолеуму

Резьба по линолеуму

Далее стряхивают мусор и приступают к накатке краски на форму. Для этой цели подойдет самая простая штемпельная краска, которая медленно сохнет, а также малый резиновый или полиуретановый валик.

Немного краски вначале раскатывают на пластике или стекле, чтобы смочить валик равномерно, а потом с усилием накатывают состав на линолеум. Направления движения валика должны меняться, чтобы краска легла ровным слоем.

Сразу после раскатки краски приступают к печати. Пробный отпечаток делают на обычной бумаге или ватмане. Бумагу прикладывают сверху на форму, а потом прикатывают ее обычной столовой ложкой, бутылкой, отрезом трубы и т. д.

Раскатка краски

Когда все участки бумаги прокатаны, аккуратно снимают ее с линолеума. Результат будет потрясающим: на поверхности листа образуется четкий, яркий рисунок. Позже его можно будет перенести на любое изделие.

Цветной вариант выполнения линогравюры

По сути принцип создания формы для печати один: нужно нанести на толстый линолеум рисунок и осторожно прорезать те участки, которые будут пропечатываться. Совсем необязательно делать гравюру черно-белой, она может быть веселой, цветной.

Для изготовления такого рисунка потребуются масляные краски ярких тонов. Их намазывают на линолеум с помощью сухой губки для мытья посуды, прикладывают к эскизу лист бумаги и прокатывают скалкой (важно, чтобы бумага не сдвинулась).

После удаления линолеума гравюра будет готовой. Она выглядит потрясающе и очень натурально, при этом может повторяться бесчисленное количество раз и послужит отличным инструментом декорирования любого интерьера.

Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества

Я решила подробно написать о том, что такое линогравюра, в какие этапы у меня происходит работа и какие материалы я для этого использую. Это не пошаговая инструкция, а описание процесса с фотографиями примеров.

Во-первых скажу, что у меня нет профессионального образования в области печатной графики. Все, что я знаю и умею, я нашла опытным путем, что-то было подсказано коллегами или подсмотрено в интернете. Мой путь начался с занятия по линогравюре в Британской высшей школе дизайна в 2012 году.



Линогравюра из серии "Лето на маяке", 2014 года. Моя самая успешная в коммерческом плане работа.


Линогравюра начинается с рисунка, я делаю эскиз будущей работы карандашом. Т.к. обычно я делаю цветные линогравюры, в 2-3 краски, на этапе эскиза я ищу оптимальное цветовое решение. Как его ищу. Во-первых я думаю о тоне, что у меня будет светлое, что темное. Во-вторых о том, чтобы использовать по максимуму возможности каждого цвета. Например, если у меня гравюра в две краски, допустим, желтый и синий, то при печати я могу получить третий цвет — зеленый (за счет наложения желтого на синий или синего на желтый). На фото выше я получила феолетовый цвет путем наложения синего на красный. Кроме того, я думаю о настроении, которое хочу выразить, что также влияет на выбор цвета (читайте подписи к фотографиям).

Так, например, выглядел эскиз к заглавной работе этого поста. Иногда цвет я просто представляю в голове, а на картинке могу лишь памятки-почеркушки сделать.


Дальше я переношу рисунок на кальку и с кальки на линолеум. Можно для этой цели использовать копирку, но мне это неудобно, т.к. при работе с копиркой готовое изображение будет зеркальным к эскизу. А через кальку, пусть это и несколько дольше, я получу именно то, что было у меня в эскизе. С кальки переношу изображение на отдельные одинакового размера куски линолеума (одинаковые — если у меня именно линогравюра, вписанная в определенного размера фон, а не штампы). Каждый цвет на отдельном куске линолеума. Если линогравюра в один цвет, в одну краску, то и печатная форма одна.

Эскиз, рисунок на кальке и на линолеуме. Работа из серии "Волчата летят в космос", 2014 год



В традиции линогравюры, участки формы, которые не вырезаются покрываются темным цветом (гуашью, маркером), я так не делаю, максимум делаю себе напоминалки, где какая форма, закрасив черным уголки (на фото выше).


Следующий этап — вырезание форм. Для этого используются специальные ножи (резцы, штихели, стамески — у них есть разные названия). Я использую Татьянку, Pfeil и Speedball, все их одинаково люблю. Для понимания: Татьянка — это российский качественный доступный продукт. Speedball — американский дешевый, не продается в России. Pfeil — швейцарские профессиональные ножи, стоят дорого, в России видела в Черной Речке.

Резец с синей ручкой — Speedball, ножи со светлой ручкой — Татьянка, с темной — Pfeil.


Дальше — бумага. Если я печатаю ложкой, чаще всего использую обычный ватман Госзнак, так как он гладкий и плотный. Его недостаток — с годами желтеет. Меня это смущает лишь потому что я не могу сказать, что моя работа архивного качества и гарантировать ее сохранность на долгие годы, но по сути, пожелтевшая бумага — мелочи. Если я печатаю на станке (скажу ниже об этом) я могу использовать любые бумаги. Особенно люблю хлопковые, специальные для офорта.

Сначала о печати ложкой. Ложкой я печатаю по принципу "бумага снизу", т.е. как при печати штампами, когда печатная форма сверху прикладывается к листу (фото ниже) . Традиционно линогравюру печатают "бумагой сверху", т.е. форма остается внизу, а бумага прикладывается сверху. При "правильном" способе нужно меньше усилий, чтобы добиться качественного оттиска. Но так сложилось, что попробовав печатать правильно я в итоге выбрала "неправильный" способ. Для меня так выше ощущение контакта, контроля, достоверности что ли. Перед печатью я делаю разметку на каждом листе, по размеру печатной формы отмечаю карандашом уголки (можно полностью обвести форму), с которыми затем поочередно буду совмещать каждую печатную форму, чтобы цвета наложились точно.


Процесс печати линогравюры. Из серии "Лето на маяке", 2014 год.

Печать на прессе. Этой зимой я купила себе специальный пресс для линогравюры марки ABIG, это самое бюджетное и негабаритное, что можно найти на рынке, размер пресса 30x30 см, стоил он 10 тысяч рублей. Я привезла его из Санкт-Петербурга транспортной компанией. Очень долго я вокруг него ходила, первые попытки печати были неудовлетворительными и прежде чем приноровиться я даже успела пожалеть о покупке. Но затем знакомство и даже любовь состоялись. На прессе я стала печатать "правильно", когда бумага сверху. Почему, не знаю. Просто на прессе такой способ печати оказался более естественным, мне не нужно ничего регулировать и контролировать, все за меня делает пресс. О том, как делать разметку бумаги при печати "бумага сверху" предлагаю посмотреть в коротком видео "Linocut with Simon Ripley". Я делаю примерно также.


Следующий этап — подготовка краски. Это очень важный этап. Иной раз краску я готовлю очень долго, прежде чем получу нужные мне цвета. Я использую офортную краску Charbonnel Aqua Wash, в моем понимании это идеальня краска. Прежде чем ее найти я пробовала краски на водной основе, кое-какие оказались хорошие (краска LINO/Creall, например), а какие-то вообще очень и очень низкокачественными (Speedball, например). Краски на водной основе я использую в основном для коллажей, когда нужно напечатать что-то, чтобы быстро высохло. Краска Charbonnel имеет уникальную формулу, у нее масляная текстура, но моется она водой с мылом. Это профессиональная краска архивного качества. Сохнет как и масло долго, сутки, иногда больше.


Моя палитра при печати штампами




Для нанесения краски на формы используют валики (резиновые, вальцмассовые, "для линогравюры" — так они могут называться). Я дополнительно использую паролоновые кисти для маленьких деталей (чаще всего — при печати штампами). Валики у меня есть маленькие 10 см шириной фирмы Abig, я покупала их в Питере в Салоне художника, для моего формата работ это идеального размера валики. Качество не могу сказать, что идеальное, но все равно люблю их. Еще использую резиновый валик из Черной речки и валики Speedball. Последние имеют стандартный диаметр окружности 3-3,5 см, это предполагает больший расход краски и если я печатаю что-то небольшое, это неудобно. Валики бывают мягкие и жесткие, чем жестче валик, тем тоньше будет слой краски на форме. Abig — это что-то среднежесткое, универсальное. Из Черной речки — очень твердый и это в определенных задачах замечательно. Spedball у меня все мягкие, что особенно подходит, например, для печати на ткани, т.к. валик набирает больше краски.

По центру валик Speedball, по краям ABIG (обратите внимание на диаметр)


И далее непосредственно печать. Поочередно каждую форму аккуратно совмещаю с разметкой. Покажу несколько фотографий об этом (читайте подписи к фотографиям).



Печатаю на прессе, бумагой сверху. Печатная форма и оттиск с одним цветом (на ягоды я дополнительно нанесла другую краску паролоновой кистью).



Второй цвет



Готовое изображение. В верхней части можно увидеть оттиск с каждой формы по отдельности.

Подложка для палитры — лист оргстекла или пластика размер А4-А3 или обычный ламинированный лист, на котором будете замешивать краску.

Краски для линогравюры. Как уже говорила, я использую Charbonnel Aqua Wash. На первое время п рофессиональные краски можно заменить, например, художественными масляными (я начинала именно ими) либо акриловыми с замедлителем высыхания.


Что еще я могу порекомендовать для знакомства с этой техникой и ее возможностями
Давно-давно я делилась своим процессом печати линогравюры пошагово, смотреть здесь.
Видео на которое уже ссылалась выше: Linocut with Simon Ripley
Видео на англ., но и так все понятно: Monoprints with Simon Ripley
Отличный автор, недавно нашла ее в инстаграм, делится короткими видео процесса печати.
Видео от автора Леси Дубовик
Еще одно видео.
Еще некоторые авторы, работающие в технике линогравюры:
Антонина Пылаева
Маша Каштанова
Ия Гаас
Студия Printenstein

Многие из перечисленных авторов проводят живые и/или онлайн занятия по линогравюре.


Посмотреть больше моих работ в технике линогравюра можно по соответствующему тегу в моем журнале, а также на сайте или в портфолио на behance. Ниже несколько моих линогравюр разных лет.

"Настроение", 2015 год



"Воспоминание", 2014 год.



Иллюстрация в технике линогравюра "Волчата летят в космос", 2014 год



Линогравюра "Волчишко" по мотивам иллюстрации Евгения Чарушина, 2016 год.

И еще пару слов! Как-то мне написали, "а зачем все это, если можно просто нарисовать?". Я думаю, не имеет смысла делать линогравюру ради лишь картинки, линогравюра это прежде всего процесс, рукотворный процесс. А еще малотиражная печатная графика, которой можно оформить дом. В линогравюре можно экспериментировать до посинения, придумывать различные приемы (о которых быть может когда-нибудь напишу). Линогравюру можно использовать для создания иллюстраций, как самостоятельно так и в сочетании с другими техниками (я обожаю вводить элементы линогравюры в коллаж), можно делать рукотворные открытки, принты, картины; штампами из линолеума можно украшать почтовые конверты, дневники и многое многое другое.

Удачной вам практики!

Пожалуйста, указывайте автора и используйте активную ссылку при цитировании или использовании материала целиком.

Как создаются гравюры?

Печатная графика или гравюра, наверное, один из наиболее доступных видов искусства, ведь изначально она и задумывалась для массового распространения. Принято различать три вида гравюры: выпуклая (высокая печать), углубленная и плоская. Каждый вид представлен несколькими вариантами, но мы остановимся на основных, т.к. невозможно сразу объять необъятное, а история гравюры невероятно интересна и богата открытиями, нововведениями и изобретениями, а уж сколько прекрасных мастеров в этой сфере!

Древнейшей техникой эстампа является ксилография — печать на деревянной доске.

Известная еще с VI века в восточных странах, в Западной Европе ксилография стала популярна в преддверии Ренессанса. Это было связано с появлением возможности широкого применения бумаги, а также изменениями в социальной, религиозной и духовной жизни.

Ксилография — сравнительно недорогой и многотиражный вид искусства — получила признание во всех кругах общества. Изначально основной функцией оттисков была пропаганда: печатали изображения религиозного содержания, которые были похожи на народные лубочные картинки. Эти изображения пользовались особой популярностью среди неграмотного населения. Также появляются игральные карты, агитационная графика, иллюстрированные брошюры и даже сатирические листки.


Изначально для создания ксилографии использовали деревянные доски продольного распила, в Европе это чаще всего была груша, а в Японии вишневое дерево.

На гладко выструганную поверхность художник наносит рисунок, используя карандаш или перо, затем промежутки между линиями рисунка вырезаются специальными инструментами — ножами, резцами, долотцами. При работе нужно быть очень внимательными, т.к. потребуется много времени и дополнительных действий для исправления малейшей ошибки. Когда рисунок готов, на доску наносится краска, а затем делается оттиск на бумаге.


Для ксилографии характерны четкие, немного обособленные линии. С одной доски можно сделать до нескольких тысяч хороших четких оттисков — это важное преимущество техники.

Большое влияние на развитие и популяризацию техники ксилографии в эпоху Возрождения оказали немецкие мастера Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший. В их работах сочетаются напряженная выразительность линий и динамика рассказа, простой и точный пластический язык.


Новый виток в развитии ксилографии связан с именем английского гравера Томаса Бьюика. На рубеже XVIII и XIX веков он предложил использовать для досок не мягкую, а твердую древесину и делать поперечный распил. Он также вводит новые инструменты. Благодаря введениям Томаса, появилась возможность с легкостью проводить любые линии в любых направлениях, создавать изображения с более тонким тоновым переходом цвета, а также увеличить тираж.


Школу советской ксилографии сформировали такие мастера как А. Остроумова-Лебедева, стоявшая у истоков авторской ксилографии, а также И. Фомин, В. Масютин, П. Шилинговский, В. Фаворский.



Интересной разновидностью гравюры на дереве стала техника кьяроскуро — цветная ксилография. В Западной Европе была наиболее популярна в Италии благодаря граверу венецианской школы Уго да Карпи. Он придумал использовать для одного изображения несколько досок: одну для контура и несколько с разными оттенками. Гравюры с произведений Рафаэля и Пармиджанино стали его самыми известными работами.


Но если в Европе эта техника потеряла свою популярность к XVIII веку, то в Японии период расцвета кьяроскуро был долгий и яркий. Японские работы отличаются большей поэтичностью в изображении пейзажей, тесной связью с каллиграфией.

Всемирно известные и часто цитируемые ксилографии Хокусая также выполнены в технике кьяроскуро.


К типу углубленной гравюры относится гравюра на металле.

В основном для этой техники используют медные доски. Изображение процарапывают резцом или штихелем, в это время доска лежит на подушечке с песком, которую поворачивают для получения округлых линий. Прорезая металл, инструменты образуют по краям бороздок небольшие кромки, барбы, которые можно удалить или оставить и тогда при печати они будут оставлять бархатистые следы. Когда рисунок готов, пластина покрывается краской, которая проникает в прорезанные борозды, а излишки удаляются. После этого на пластину помещают влажную бумагу и пропускают через пресс.


Линии, прочерченные на доске, имеют заостренные окончания, а с помощью силы и направления нажима можно варьировать эффект моделировки, градацию тона. Рисунок, созданный в технике резцовой гравюры, более гибкий и утонченный, переходы света и тени мягче, чем в ксилографии. Постепенно бороздки на меди затираются и качество рисунка портится, поэтому более ранние оттиски ценятся больше.

Мартин Шонгауэр и особенно Альбрехт Дюрер оказали значительное влияние на развитие техники. Интересны работы и Питера Брейгеля Старшего.


В России XVIII-XIX веков мастера, работы которых очень ценятся и по сей день, создавали в технике резцовой гравюры батальные сцены, портреты, пейзажи, а также книжные иллюстрации.


К разновидности углубленной гравюры также относится техника офорт. Процарапанные бороздки протравливаются кислотой, а доска перед этим покрывается специальным лаком, который не разъедается. Оригинальный офорт отличается мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света. Многие мастера работали в нескольких техниках, часто добавляли к офорту резец и сухую иглу.

Именно офортом исполнены великолепные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези, сатирические листы У. Хогарта, многочисленные гравюры Рембрандта, воспроизведены картины Ватто и Фрагонара.



К третьему типу печати относится литография – печать на камне. Эту технику в 1796 изобрел немецкий актер Алоиз Зенефельдер, изначально он просто искал дешевый способ воспроизведения и размножения нот. Способ оказался не только действенным, но и получил широкую популярность! Даже сам автор бросил сценические подмостки и открыл типографию!


Печать изображений с использованием нескольких цветов называется хромолитография. Для каждого цвета используется свой камень, картинка получается яркая, эффектная.

Для литографии не характерны точные линии, этой технике, наоборот, свойственны мягкие переходы, глубокие тона, зернистость фона, дымка.

Читайте также: