Цитатная характеристика как сделать

Обновлено: 05.07.2024

Мастер – один из главных персонажей романа Булгакова, хотя и появляется только в 13 главе: “С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми”. Автор не называет нам его настоящего имени, так и сам герой на просьбу представиться, отвечает: “Не будем об этом”. Прозвищем Мастер именует его возлюбленная Маргарита, в знак признания его литературного таланта.

Сам же он считает себя недостойным этого

Образ Мастера несет автобиографические черты самого Булгакова. Ему 38 лет – возраст Булгакова в год начала написания романа и знакомства с будущей женой. В клинике Стравинского Мастер рассказывает Бездомному, что ранее был профессиональным историком, работал в музее, имел семью (что совпадает с прошлым автора романа). Затем герой случайно выигрывает в лотерею сто тысяч рублей, оставляет работу в музее, снимает квартирку в арбатском подвале и начинает писать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, по-своему интерпретируя

В это же время он знакомится с Маргаритой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Невозможность опубликования романа из-за травли критиков приводит Мастера к нервному срыву и депрессии. По ложному доносу “друга” Алоизия Могарыча, который мечтает занять комнаты Мастера, он попадает в тюрьму на несколько недель, выходит оттуда полностью сломленным и раздавленным, сам приходит в клинику Стравинского, считая себя неизлечимым душевнобольным. В клинике он знакомится с поэтом Иваном Бездомным, которого впоследствии называет своим “учеником” и поручает ему закончить роман о Понтии Пилате, и которому будет являться во сне в ночь весеннего полнолуния.

По просьбе Маргариты Воланд “извлекает” Мастера из клиники. Однако он совершенно подавлен и сломлен морально: “…Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он… положил руку на голову Маргарите, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.”

Воланд возвращает Мастера и Маргариту в арбатский подвал. Будучи отравленными Азазелло, они присоединяются к свите Воланда.

По словам Левия Матвея, Мастер “не заслужил света, он заслужил покой”. Этот покой он и обретает в конце романа, покой и полное забвение.

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.

Что такое цитатный план

У цитатного же имеется несколько особенностей:

Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Правила составления цитатного плана

Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

Хозяйка медной горы

Чичиков - мужчиной средних лет. Точный возраст героя не указан (Возможно 35-40 лет):

". Но герой наш уже был средних лет. "

". приличные средние лета. "

Внешность Чичикова - цитаты:

Чичиков не красавец, но его внешность приятна:

". конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине, что будь он немного толще или полнее, уж это было бы нехорошо. "

". приятную его наружность. "

". господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. "

". Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку. "

Герой полный мужчина:

". полное свое лицо. "

". ни толст, ни тонок собой . "

". круглые и приличные формы. "

". такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. "

". полнота и средние лета Чичикова. "

Чичиков следит за своей внешностью:

". в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано. . он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки. "

". выщипнул вылезшие из носу два волоска. "

". проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням . выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска. "

Он пользуется одеколоном:

". вспрыснул себя одеколоном. "

". Наконец он был одет, вспрыснут одеколоном. "

Чичиков любит свое лицо:

". свое лицо, которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок. "

На светские мероприятия Павел Иванович ходит во фраке брусничного цвета:

". во фраке брусничного цвета с искрой . " (парадная одежда Чичикова)

". надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях. "

Цитаты Личность и характер Чичикова

Павел Иванович Чичиков является чиновником в отставке. Он носит довольно высокий чин - чин коллежского советника (относится к VI классу Табели о рангах):

". Коллежский советник Павел Иванович Чичиков. "

По происхождению Чичиков является бедным дворянином. Сам себя он называет "человеком без племени и роду". Родители Чичикова были дворянами, но возможно, они не передали сыну дворянство по наследству. Таким образом по рождению Чичиков, возможно, является простолюдином, а не дворянином:

". человеку без племени и роду. " (о себе Чичиков)

". Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. "

В любом случае, дослужившись до чина коллежского советника, Чичиков теперь имеет право на потомственное дворянство.

Павел Иванович Чичиков получил образование в городском училище в провинции. В учебе он не проявляял особых талантов, но вел себя прилежно:

". Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию. "

Господин Чичиков является рассудительным человеком:

". Как он ни был степенен и рассудителен. "

". позабыв свою степенность. "

Герой - сдержанный и воспитанный человек:

". Он даже не любил допускать с собой ни в каком случае фамильярного обращения, разве только если особа была слишком высокого звания. "

Чичиков - обворожительный, очаровательный, приятный, любезный человек, "прелестник":

". Чичиков с своими обворожительными качествами и приемами. "

". Герой наш [. ] очаровал всех. "

". Дамы [. ] отыскали в нем кучу приятностей и любезностей. "

". наш-то прелестник. "

Умеет нравится окружающим:

". знавший в самом деле великую тайну нравиться. "

Чичиков умеет хорошо держать себя в светском обществе и может поддержать разговор на любую тему:

". Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его . Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. "

". Он непринужденно и ловко разменялся с некоторыми из дам приятными словами. "

". с довольно ловкими поворотами направо и налево, он подшаркнул тут же ножкой. "

Чичиков - расторопный, проницательный и прозорливый человек:

". Подобной расторопности, проницательности и прозорливости было не только не видано, но даже не слыхано. " (служба Чичиков на таможне)

Чичиков хорошо знает психологию людей и умеет найти подход к каждому человеку:

". тонкие извороты ума, уже слишком опытного, слишком знающего хорошо людей. " (об уме Чичикова)

". где подействовал приятностью оборотов, где трогательною речью, где покурил лестью, ни в каком случае не портящею дела, где всунул деньжонку. "

Павел Иванович умеет польстить собеседнику, чтобы понравиться:

". В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. "

Господин Чичиков - лукавый человек:

". Нет, – отвечал Чичиков довольно лукаво, – служил по статской."

Чичиков является лицемером, лжецом. Он притворяется человеком с чистой совестью и безупречной репутацией, но на деле является взяточником и аферистом (история со взятками на службе, история с "мертвыми душами"):

". какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести [. ] – Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу. " (Чичиков не рассказывает о том, на службе брал взятки)

". Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе. " (это неправда, на службе он отступал от законов)

Приехав в город N за "мертвыми душами", лицемер Чичиков очаровывает местных чиновников, так что те видят в нем благонамеренного, дельного, учёного, знающего, почтенного, любезного и обходительного человека:

". Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек. "

Господин Чичиков не является ни добродетельным, ни высоконравственным человеком:

". он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. "

". добродетельный человек все-таки не взят в герои. "

Павел Иванович Чичиков - целеустремленный человек. Он умеет отказывать себе во всем ради своей цели:

". Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. "

Чичиков является хладнокровным человеком, у него "осмотрительно-охлажденный" характер:

". ощупать всякую пуговку, и все это производилось с убийственным хладнокровием, вежливым до невероятности. "

". осмотрительно-охлажденного характера. "

Он является расчетливым человеком:

". он, как человек тонкий и действующий наверняка. "

Павел Иванович - очень терпеливый человек:

". он показал терпенье, пред которым ничто деревянное терпенье немца. "

У Чичикова сильный и твердый характер:

". Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. "

". посетитель был характера твердого. "

Судя по всему, Павел Иванович является экономным человеком:

". Сам решился он сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего подьячим. " (Чичиков сам оформляет бумаги на крестьян)

Чичиков умеет хорошо считать, он силён в арифметике:

Он является аккуратным и бережливым человеком:

". письмо было свернуто и уложено в шкатулку, в соседстве с какою-то афишею и пригласительным свадебным билетом, семь лет сохранявшимся в том же положении и на том же месте. "

Его трудно чем-либо удивить, так как он многое повидал в жизни:

". Ему случалось видеть немало всякого рода людей [. ] но такого он еще не видывал. " (Чичиков видит Плюшкина)

Расчетливый Павел Иванович Чичиков, судя по всему, не способен никого любить:

". даже сомнительно, чтобы господа такого рода [. ] способны были к любви. "

Он относится к женщинам с некоторым пренебрежением:

". «Славная бабешка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. "

Павел Иванович является обидчивым человеком:

". Он же человек обидчивый и недоволен, если о нем изъясняются неуважительно. "

Судя по всему, Чичиков любит поесть. По словам автора, у него завидный аппетит и желудок:

". Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей. "

Любит быструю езду:

Чичиков не владеет французским языком (это говорит о его простом происхождении "из народа", так как образованные дворяне обычно знали французский язык):

". по-французски Чичиков не знал вовсе. "

Господин Чичиков не танцует на балах:

Чичиков не любит играть в карты:

Павел Иванович не курит, так как бережет свое здоровье:

". Нет, не курю [. ] Не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит. "

По своей натуре Чичиков является "приобретателем", материалистом. Больше всего его интересует материальная сторона жизни:

". Кто же он? стало быть, подлец? [. ] Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. "

Он мечтает разбогатеть и оставить наследство будущим детям. Судя по всему, это одна из причин, почему Чичиков затевает свою невероятную аферу с "мертвыми душами":

Характеристика

Главного персонажа произведения можно назвать весьма актуальным и ярким сразу для нескольких эпох. Благодаря тому, что автор наделил его весьма яркими и запоминающимися особенностями, стоит сказать, что его образ получился по-настоящему интересным и уникальным. Во многом сам герой дополнял свой образ, произнося те или иные фразы, которые раскрывали его личность во многих ситуациях. Стоит сказать, что в произведении автор использовал довольно запоминающуюся цитатную характеристику героя, благодаря чему удалось понять все сокровенные мысли и раздумья персонажа. Читая данное великолепное произведение, у читателей есть возможность погрузиться в то время, и понять более детально и глубоко его особенности и принципы, по которым жили люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Цитатная характеристика Чичикова

Популярные сегодня темы

Для большинства мужчин, в том числе и для меня футбол не просто игра. Это особый стиль жизнь, дико живая атмосфера. От него я получаю невероятно много незабываемых и ярких эмоций

Это, смотря как посмотреть. Если всё воспринимать негативно, то наша российская погода очень плохая. На большей территории девять месяцев зима, остальное – лето

Рассказ повествует о печальной судьбе хорошего человека, страдавшего от своей доброты и незлобивости. Осип Степаныч Дымов – врач, пишущий диссертацию по своей специальности. Он хороший медик, увлеченный наукой.

При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания художественного произведения, а также об умении выделять главное и делать выводы, о зрелости ваших суждений. На что, в первую очередь, нужно обратить внимание, характеризуя героя? Как составлять характеристику героя?

Как писать характеристику героя

  • Как писать характеристику героя
  • Как выделить ключевые черты образа героя в романе
  • Как написать характеристику

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике портрет героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени" подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время грозы вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна. ", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Читайте также: