Чувашские украшения своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

МИФОЛОГИЯ / НАЗВАНИЯ УКРАШЕНИЙ / ЭТИМОЛОГИЯ / ЧУВАШСКИЙ КОСТЮМ / РОДОВОЕ ДЕРЕВО / РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / MYTHOLOGY / DECORATIONS' NAMES / ETYMOLOGY / CHUVASH COSTUME / FAMILY TREE / RUNIC WRITING SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионов Виталий Григорьевич

Треугольная пластина в чувашских традициях не связана с девичьим нагрудным украшением и его названием, она является главной деталью женского украшения как разновидности древнего нагрудника. Это украшение дарилось невестке во время свадьбы в доме жениха. Название чувашского девичьего нагрудного украшения шĕлкеме/шÿлкеме следует связать с его охранительной функцией. Название накосника из особых монет (латунных блях) прикрепилось сначала к подобным же монетам на украшении сурпан çакки, а потом к его треугольной пластине. Последняя имела функцию мифосемантического определителя мужского начала и рода. Автором выдвинуто предположение о прототипах рода жениха путем расшифровки родового дерева на треугольной пластине из Мартыновского могильника (XVII в.). Основателем рода мужа умершей женщины был сборщик дани для казанского хана Уразмедь, известный из чувашских исторических преданий. Его имя, возможно, зафиксировано на треугольной пластине знаками древней рунической письменности чувашей.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Родионов Виталий Григорьевич

THE MYSTERY AROUND THE TRIANGULAR PLATE OF THE CHUVASH FEMALE PECTORAL

The triangular plate in the Chuvash traditions is not associated with a maiden’s pectoral and its name, it is the main detail of a female decoration, as a kind of an ancient breastplate. This decoration was gifted to the daughter-in-law in the groom's house during the wedding. The name of the Chuvash maiden’s pectoral shelkeme/shulkeme should be linked with its protective function. The name of a headdress made of special coins (brass plaques) was first attached to similar coins on the ornament surpan sakki, and then to its triangular plate. The latter had the function of mythosemantic determinant of the masculine principle and gender. The author put forward the hypothesis of prototypes of groom's genus by deciphering the family tree on the triangular plate from the Martynovsky burial ground (XVII century). The progenitor of the deceased woman's husband was a tribute collector for the Kazan khan Urazmed, known from the Chuvash historical legends. His name is probably fixed on the triangular plate with the signs of the Chuvash ancient runic writing system .

УДК 391.2(=512.111) ББК Т521(=635.1)-426

ЗАГАДКА ВОКРУГ ТРЕУГОЛЬНОЙ ПЛАСТИНЫ ЖЕНСКОГО НАГРУДНОГО УКРАШЕНИЯ ЧУВАШЕЙ

Ключевые слова: мифология, названия украшений, этимология, чувашский костюм, родовое дерево, руническая письменность.

Треугольная пластина в чувашских традициях не связана с девичьим нагрудным украшением и его названием, она является главной деталью женского украшения как разновидности древнего нагрудника. Это украшение дарилось невестке во время свадьбы в доме жениха. Название чувашского девичьего нагрудного украшения шёлкеме/шулкеме следует связать с его охранительной функцией. Название на-косника из особых монет (латунных блях) прикрепилось сначала к подобным же монетам на украшении сурпан дакки, а потом - к его треугольной пластине. Последняя имела функцию мифосемантического определителя мужского начала и рода. Автором выдвинуто предположение о прототипах рода жениха путем расшифровки родового дерева на треугольной пластине из Мартыновского могильника (XVII в.). Основателем рода мужа умершей женщины был сборщик дани для казанского хана Уразмедь, известный из чувашских исторических преданий. Его имя, возможно, зафиксировано на треугольной пластине знаками древней рунической письменности чувашей.

треугольная пластина из Мартыновского могильника (XVII в.) содержит знаки рунического письма, а также на ней изображено мифологическое дерево, растущее сверху вниз. Данный памятник искусства и письменности впервые изучен А.А. Трофимовым [23], но с тех пор прошло более четверти века и он требует нового осмысления, современного взгляда на проблему.

У средненизовых и части низовых чувашей шёлкеме является только девичьим нагрудным украшением из разноцветных мелких бус, четырехугольной формы [2. Т. 17. С. 374]. (Данное украшение чувашские девочки начинали носить в раннем возрасте: обратите внимание на фотографию конца XIX в. [15. С. 130].) Этим термином верховые чуваши называют и продолговатый четырехугольник с треугольной пластиной, подобно средненизовому украшению сурпан дакки. Следует полагать, что такой перенос названия девичьего украшения на название женского нагрудника произошел по двум причинам: 1) исчезновением их первоначальных функций и семантик), 2) схожестью их форм (продолговатый четырехугольник). Отличительной чертой девичьего нагрудного украшения шулкеме от женского было, кроме отсутствия на нем треугольной пластины, окаймление с нижней стороны четырехугольной кожи раковинами каури (чув. хурт пудди, тат. курт башы).

Итак, треугольная пластина (как элемент сюльгамы) в чувашских традициях никак не связана с девичьим нагрудным украшением и его названием

шёлкеме/шулкеме, она является главной деталью только женского украшения сурпан дакки как разновидности древнего нагрудника.

Итак, мы узнали, что верхнее шёлкеме, на котором имелась треугольная пластина, дарится невесте матерью жениха, т.е. данное украшение символизирует род мужа. Если учесть, что нижнее шёлкеме на невесте висело еще до приезда в дом будущего мужа, то нетрудно понять, что данное девичье украшение символизировало род невесты. Получается, что в дальнейшем молодую женщину будут защищать предки двух родов. Так представляли верховые чуваши, носившие свое девичье нагрудное украшение и после выхода замуж. Именно по этой причине его название перешло на украшение с треугольной пластиной, символизировавшее покровительство рода мужа.

Редчайшим доступным образцом произведения искусства чувашских мастеров по обработке металла является, как уже было отмечено, треугольная пластина, найденная археологами в Мартыновском могильнике (погребение 50), памятнике XVII в. (рисунок). Бывшее языческое кладбище семи деревень находится в одном километре от села Аттиково (Пармас) и деревни Мартыново (Йёршер) Козловского р-на ЧР. По сведениям В.К. Магницкого, здесь в начале второй половины XIX в. имелись деревянные и каменные надгробия, на одном из них была надпись арабской графикой (в 1991 г. там был найден подобный памятник, который в настоящее время хранится в ЧГИГН) [27. С. 51]. Приступим к описанию загадочной треугольной пластины. Ее пространство занимают верхнее кольцо и четыре вертикально расположенные блоки (строки). На трех нижних строках имеются знаки, подобные руническому письму, и треугольники (треугольник с острым концом вверх символизировал мужское начало, а с острым концом вниз - женское начало), а в верхнем блоке - дерево с тремя ответвлениями у основания, растущее сверху вниз. Направление растущего дерева указывает на последовательность чтения информационных блоков: сверху вниз.

Дерево занимает почти половину вертикального пространства внутри окаймленных по трем сторонам точек и составляет одну (автономную) часть композиции. Как известно, дерево, направленное вершиной к земле, означает мир предков. Следовательно, изображенная на треугольной пластине растительность - это генеалогическое дерево рода, скорее всего не реальное, а мифологизированное. Например, об основании г. Булгар персидский автор XV в. Мирхонд сообщал, что Гомари, второй сын Яфета, охотясь, дошел до берегов реки Булгар. Здесь у него родились два сына: Булгар и Бертас [21. С. 189]. Чувашские предания о возникновении деревень зачастую опираются на генеалогические мифы своих древних предков, в которых повеству-

ется о родных братьях, основавших соседние селения. На медной пластине три ответвления ствола условно символизируют трех сыновей основателя рода. Прямая ветка посередине, ставшая продолжением ствола дерева, символизирует сына, унаследовавшего хозяйство общего прародителя и проживавшего в жилище предка (тёп кил). У него тоже три сына, два из которых обзавелись своими семьями и проживают в собственных жилищах (кил). В середине изображены боковые линии треугольника, обращенного вниз (символ жены), которые вместе с линиями двух крайних ветвей (символ мужа) образуют ромб. Он в данном случае - символ единства (единения) мужа и жены. Не следует забывать, что данную треугольную пластину как основу сурпан дакки готовили к свадьбе сына-наследника основателя рода. Ее в свое время носила супруга наследника родового дома. Факт наличия на умершей женщине нагрудного украшения говорит о том, что она в браке со своим мужем жила недолго, так как, по чувашской традиции, в случае смерти женщины ее сурпан дакки оставляли, как правило, наследникам. Получается, что у данной умершей женщины детей, скорее всего, не было.

Деталь женского нагрудного украшения. XVII в. Медь, литье. Мартыновский могильник. Чувашия. ЧГИГН.

Графическая прорисовка знаков древнего рунического письма А.А. Трофимова. Использован фотоснимок из книги [15].

Немалая информация занесена и во вторую часть изображения (она состоит из трех блоков): в верхнем блоке размещены три знака, означающих женское начало (треугольники с острым концом вниз), в среднем - один знак мужского начала (он, как и ромб в первой части, расположен посередине и означает, очевидно, сына наследника родового предка и его двора тёп кил. Скорее всего, он был многоженцем, следовательно, состоятельным человеком того времени. Во многих источниках сообщается, что богатые чуваши до крещения имели по несколько жен. Количество знаков в верхнем блоке второй части может обозначать и количество бракосочетаний данного человека. Известно, что уровень смертности женщин в чувашском обществе был значительно выше, чем мужчин. Данный потомок родового предка ко времени женитьбы на хозяйке сурпан дакки вполне мог быть вдовцом. В любом случае, наличие трех знаков женского начала указывает на немолодые годы наследника ко времени его очередной женитьбы. Знаки письма с обеих сторон треугольника мужского начала (вторая строка второй части) и в последней строке указывают на то, что они что-то информируют о его прототипе, скорее всего, там сообщается о предках жениха, под защиту которых вступает невеста после получения от свекрови нагрудного украшения.

Итак, треугольная пластина сурпан дакки имела, как мы полагаем, функцию мифосемантического определителя мужского начала и рода. Точнее: на пластине изображалось родовое дерево жениха, письменно тоже сообщалось о его предках. (Проблему расшифровки письменного текста мы оставляем в стороне по той причине, что она требует специального углубленного исследования.)

кроткий правитель. Он собирал подати со всех поровну, к хану ездил редко. Наконец, народ под руководством Анчика выступил против хана, за помощью они обратились к Ивану Грозному [7. С. 84-85].

Итак, завеса тайны треугольной пластины начала XVII в. чуть-чуть приоткрылась. В дальнейшем исследователей ожидают самые трудные, но одновременно счастливые моменты разгадки ее тайны - это окончательная расшифровка написанного мастером сакрального текста.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, иллюстрации по теме, схема изготовления куклы - оберега, материалы для изготовления куклы.

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)

Людей всегда интересовали секреты и тайны природы: гроза, смена дня и ночи и, конечно, появление радуги. Но мало кто задумывался, что вся жизнь человека связана с природными явлениями и их секретами и тайнами. У разных народов они были разными. Сегодня мы поговорим о Чувашии. Чувашская республика — один из регионов Российской Федерации со своей историей, традициями, легендами и мифами.

3. Основная часть мероприятия

1) Послушайте легенду:

А сейчас поиграем в ассоциации. Психологи говорят, что каждый цвет радуги не только по-разному влияет на состояние человека, но и имеет определенное значение. Именно поэтому у каждого человека есть любимые цвета и те, которые ему не особо нравятся. Я буду показывать вам карточку определённого цвета, а вы называть предмет или понятие, которое он у вас вызывает: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный.

Красный – цвет жизни, источник счастья, радости.

Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила.

Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов.

Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.

Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.

Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка.

Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками. Нитки окрашивались обычно домашним способом растительными красителями, это придавало цвету мягкость и сдержанность. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы.

Вышивает белый холст до зари,

Словно лучиками звезд, - посмотри!

Красный шелк – любовь, и кровь и слова.

Шелк зеленый – мир дубрав да трава.

Ладит желтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте.

Черный шелк кладет она – все верней:

Мол, земля черна? Черна, шелк черней…

С тех пор чувашские женщины украшают свою одежду красивыми вышивками, каждый орнамент которой имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться. Я буду показывать вам узор, а вы говорить, что он обозначает.

Именно эти узоры и орнаменты, олицетворяя собой связь человека с природой и миром, используют чувашские женщины для украшения национального костюма. А ещё в узорах чувашской народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине, народу. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа. Рассмотрим некоторые его элементы.

(возьмите белые нитки и намотайте их на ладонь, свяжите ниткой одну сторону намотки и разрежьте другую сторону, разделите голову и туловище)

Прямые и узкие рукава длиной 55-60 см вшивались под прямым углом

( отделите по бокам часть ниток и сформируйте рукава)

Все рубашки, и мужские , и женские, орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся черными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зеленый, желтый и темно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.

( возьмите разноцветные ленты и обвяжите шею, руки, пояс. Пояс можно украсить различными наклейками, пайетками, чтобы имитировать вышивку )

(имитируем лентами и пайетками наличие фартука или формируем ножки,тогда получается мужской костюм)

Какой бы красиво и богато вышитой не была женская одежда, но головной убор был еще краше и богаче. Женские головные уборы разнообразны и декоративны.

(украсьте голову вашей куклы лентой, бусинами)

Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные.

(создайте украшения на поясе, руках, юбке, голове вашей куклы)

Помните, что, используя украшения, вы должны соблюдать цветовые особенности чувашского костюма: все оттенки красного, жёлтый, синий, голубой, чёрный. Все эти цвета имеют большое значение в национальном костюме.

Итак, у вас получилась кукла. Это кукла-оберег для чувашского народа.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. У каждого народа есть своя национальная кукла, одетая к традиционный костюм.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки-деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках-оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству. Воти мы изготовили для себя куклу-оберег, которую вы можете оставить себе или подарить кому-то с самыми добрыми пожеланиями. И пусть разные цвета, которыми вы украсили свой оберег принесут в дом, где он будет находиться, счастье и радость, солнце, мудрость и добро!

В наше время чувашские национальные куклы чаще всего изготовляются в народном стиле. Для этого кропотливо изучаются подлинные народные костюмы, используются цветные ткани, блестки, монеты и обязательно вышивка.

Орнаменты чувашской вышивки и цвета радуги, которые мы рассматривали, легли в основу не только национального костюма, но и присутствуют на государственных символах республики Чувашии.

Цвета государственного флага — жёлтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) — традиционные цвета чувашского народа. Жёлтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании — богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет — один из самых распространённых у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании — достоинство, могущество, мужество, сила.

Можно сказать, что в орнаментах чувашского народа, которые можно встретить в Чувашии повсюду, хранится сама душа народа. Она поднимет настроение человека, как на веселом празднике. Как будто сама природа подарила эту красоту: здесь - гордость волжских волн, красота желтых колосьев пшеницы, теплота солнца - все есть.

6.Симакова М.В. Чувашские узоры. Чебоксары, 2005.
7. Трофимов А. А. Одежда и украшения // Этническая история и культура чувашей Поволожья и Приуралья. Чебоксары, 1993

8. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В.П.Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.

9. Трофимов А.А. Народные женские украшения чувашей // Бытовая культура чувашей (материалы к историко-этнографическому атласу).— Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1985.

Презентация на тему: " Украшение как отражение чувашской культуры и истории Надо лбом высоким, чистым Шёлк кудрей, к звену звено, И звенят на ней монисты С лёгким шагом заодно." — Транскрипт:

1 Украшение как отражение чувашской культуры и истории Надо лбом высоким, чистым Шёлк кудрей, к звену звено, И звенят на ней монисты С лёгким шагом заодно К. В. Иванов

2 С глубокой древности люди носят украшения, придавая им разный смысл. Они необыкновенно разнообразны по материалу, видам, способам ношения. У каждого народа формировался комплекс оригинальных украшений. Чувашские народные украшения запоминаются с первого раза. Они имеют древнее происхождение, богатую символику. В этом проекте мы рассмотрим основные украшения и раскроем их назначение. Авторы работы: Васильева Дарья Иванова Анна ученицы 8 А класса

3 Цель проекта 1) Знакомство с частью культурной истории чувашского народа; 2) Эстетическое воспитание на примере украшений.

4 Вопросы Основополагающий вопрос: 1. О чём могут сказать украшения? Проблемные вопросы: 1. На какие виды делятся чувашские украшения? 2. С какими целями носили украшения? 3. Как помогают украшения в сохранении и передаче преданий и мифов?

5 Методические задачи Познакомить с чувашскими украшениями как элементом культуры народа. Научиться различать чувашские украшения по видам и их назначению. Подчеркнуть важность украшений в сохранении культуры чувашского народа

6 Аннотация Данный проект ориентирован на учащихся среднего звена с целью знакомства с материальным искусством чувашского народа. Развитие интереса к традиционной чувашской культуре, мифологии через знакомство с элементами декоративного искусства. Изучение видов и функций чувашских украшений должно способствовать повышению интереса к культуре и истории родного края. Благодаря проекту учащиеся осознают важность украшений как элемента сохранения и передачи дальнейшим поколениям чувашской мифологии и культуры.

7 Какие чувашские украшения вы знаете?

8 Современный человек использует украшения только для красоты или просто потому, что так модно. В древности украшения имели особый смысл, они могли указывать принадлежность человека к определённой группе. Все чувашские народные украшения можно разделить на несколько групп: наушные, накосные, нагрудные, наспинные, поясные, наручные. На кожаные и тканые основы украшений нашивался бисер, бусы, тесьма, раковины, монеты, металлические узоры, использовалась вышивка, бахрома.

10 К поясным и набедренным украшениям относились сара (яркач), поясные украшения с кошельком (енчек).

11 Признаком замужней женщины были головные уборы: сурпан, масмак, чалма, пус тутри.

14 Общими для замужних и незамужних были нагрудные украшения ама, тевет, браслет и кольца.

18 Выводы: Чувашские украшения многообразны по форме, материалу и видам. Имеют большое эстетическое воздействие. Отличаются древностью и самобытностью. Помогают определить положение человека в обществе.


Головной убор замужней женщины - хушпу. 19-нач. 20 вв. Серебряные монеты, бисер, кораллы, бусы. Чуваши Башкортостана (Белебеевский р-н, с. Слакбаши). Из книги "Чувашский костюм от древности до современности". 2002. Фото: В.Г. Кириллов, Г.Н. Иванов-Орков.



Тухъя анат енчи - средненизовых чувашей. XIX в. Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на). ЧГХМ. Фото: А.Л. Мартынова.


Тухъя анат енчи - средненизовых чувашей. XIX в. Второй подтип. Казанская губ., Чебоксарский у. ЧГХМ.




Тухъя ("с красным бисером"). 19 в. Шитье монетами, плетение бисером. Экземпляр отличного качества и сохранности. Дмитровоградский музей.


Девичий головной убор тухъя низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора - круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники - кожаные или холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.


Костюм девушки. 19 в. Головной убор, одежда и 4 украшения.Низовая группа анатри, лесная подгруппа хирти. Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.


Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти). 19 в. Местный вариант шапочки тухъя (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового "козырька". Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухъя - ровные). Чересплечное украшение - подвеска теветь - имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет). Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002. Костюм из собр. РЭМ, СПб.


Ушные подвески хăлха çакки. 19 в. Казанская губ., Козьмодемьянский у., д. Малое Карачкино. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Экспед. 2005 г.



Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама. 19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки - подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.



Ама - основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. ЧНМ. Фото: Г.С. Самсонова.


Нагрудное украшение ама. Верховые чуваши (тури, вирьял). Чувашская Республика, Моргаушский р-н, д. Малое Карачкино. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Экспед. 2005 г.



Женщина и девушка в костюмах позднего типа. Нач. 1920-х гг. Саратовская этнотерриториальная группа. Фототека Саратовского музея краеведения.


Женская нагрудная подвеска (украшение) сурпан çакки. 19 в. Кожа, монеты, бисер. Средненизовые и верховые чуваши. ЧГХМ.

Женская нагрудная подвеска (украшение) сурпан çакки. 19 в. Фрагмент. Кожа, монеты, бисер.

Средненизовые и верховые чуваши. ЧГХМ.


Нагрудная женская подвеска сурпан çакки. 19-нач. 20 вв. Средненизовые чуваши. Фото: И.К. Зеленов, 1906.
Украшение пластинчатого типа, с двойной кожаной основой, на которую "чешуеобразно" нашиты мелкие монеты. Главные отличия от девичьей подвески шулкеме - треугольная пряжка (застежка) сюльгам; полное отсутствие раковин каури.
Этот тип костюма и украшения в картине Н.И. Фешина (нач. 20 в.)


Девушка-вышивальщица. 1920-30-е гг. Фото неизв. автора. Фрагмент. Средненизовые чуваши. На груди украшение шулкеме.



Головное (затылочное) украшение пуç хыç. 19 в. Верховые чуваши. ЧНМ. Фото: В.М. Михайлов.


Сăрка – наплечно-наспинная подвеска. 19 в. Чуваши средненизовой гр. анат енчи. ЧГХМ.



Çуха (ворот) - девичье шейное украшение. 19 в. Чуваши средненизовой гр. анат енчи. ЧГХМ.


Çуха (ворот) - девичье шейно-наплечное украшение. 19 в. Диам. ок. 45 см. Холст, шитье бисером, бусами, серебряные монеты, жетоны, раковины каури. Закамские чуваши. Дмитровоградский краеведческий музей, Ульяновская обл.



Яркăч – поясная подвеска. 19 в. Казанская губ., Чебоксарский у. ЧХГМ.



Йенчек - поясная подвеска. 19 в. Самарская Лука, д. Севрюкаево. Эксп. 1993 г.

головные уборы












26 октября за круглым столом в Музее чувашской вышивки собирались ведущие специалисты, работающие в сфере традиционных национальных украшений. Мастера обсуждали будущее этого вида народного искусства и влияние на него современных новаторских приемов.

Создавать украшения максимально приближенные к первоисточнику – украшениям периода Волжской Булгарии – позволяют монеты, которые чеканит известный художник-ювелир Николай Балтаев. Он берет за основу старые булгарские монеты, найденные во время археологических раскопок, воспроизводит изображение и чеканит стилизованные копии. Участники круглого стола отметили, что на булгарских монетах и элементах чувашского костюма, головного убора хушпу, в чувашской вышивке прослеживается схожесть орнаментов и монеты-новоделы вполне приемлемы для создания чувашских украшений.

Признанные мастера народных художественных промыслов и доценты кафедры народного художественного творчества Чувашского института культуры и искусств Раиса Васильева и Зинаида Воронова рассказали о нюансах создания чувашских украшений по традиционным техникам бисероплетения и нашивания монет.

Участники круглого стола отметили, что сочетание традиций и современных материалов и технологий открывает новые пути для развития украшений и чувашского костюма в целом.

Читайте также: