Что такое конфликты принуждения как заставить ребенка сделать его дела самостоятельно

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Почему ребенок не может просто сесть и заняться уроками? Сам, без того, чтобы его заставлять, постоянно контролировать, кричать на него… Почему родителям, у которых и так голова кругом идет от ежедневных забот, приходится воевать с родным ребенком и принуждать его делать домашку?

Да и как заставить ребенка делать уроки, если он упирается изо всех сил? Каждый день крики, скандалы, упреки. Домашнее задание выполнено, а какой ценой? Ребенок в слезах или обижен, родители на нервах, а то и виноватыми себя чувствуют. А завтра все по новой.

Почему ребенок не хочет делать уроки

Почему мы сами не хотим делать что-либо, что входит в наши обязанности и должно быть сделано? Иногда мы объясняем это простой ленью, иногда это связано с какими-то негативными эмоциями, иногда чувствуем неуверенность или страх. Но обычно мы пересиливаем свое нежелание и делаем необходимое.

Ребенок пока только развивается и не всегда может сделать выбор, который будет правильным с точки зрения взрослого. Причины, по которым он отказывается выполнять то, что от него требуется, в корне те же — процесс или результат связан с неприятными эмоциями. Причем для учеников младшей школы и для ребят постарше есть отличия.


Почему первоклассник не делает уроки

Если ребенок только пошел в школу, бывает такое, что он отказывается или забывает делать домашнее задание. Иногда он просто не понимает, почему должен этим заниматься. Семь лет он жил в свое удовольствие, не обремененный какими-то обязанностями. А тут от него вдруг начали требовать ходить в школу, там учиться, а потом еще и дома заниматься уроками вместо веселых игр, мультиков и компьютера. Не хочу — не буду!

Кардинальная смена обстановки и образа жизни сама по себе часто является стрессом для ребенка. Все новое, непонятное, незнакомые люди. Иногда что-то может напугать. Тем более если ребенок толком не знает, что от него требуется.

Легче вписаться в новый распорядок тем детям, которых с ранних лет родители приучили к труду. То есть объяснили, что у каждого в семье, в том числе у маленьких, есть какие-то обязанности, например помогать по дому. Также если ребенка вовлекают в чтение, воспитывают в нем интерес к изучению нового и понемногу готовят к школьным занятиям, то у него этот процесс не вызывает внутреннего отторжения. Наоборот, ему нравится учиться, узнавать что-то новое и интересное.

В детях эта любознательность заложена изначально, важно ее подпитывать.

Почему подросток не хочет учиться

А если ребенок уже не в первом классе и понимает, что учеба необходима, но все равно не хочет заниматься уроками? Почему уговоры и указания не действуют? Куда подевалась его детская любознательность?

Основа для развития ребенка — благополучная обстановка дома и в школе. Если ребенок явно или бессознательно ощущает опасность, он не может сосредоточиться на учебе, так как находится в постоянном стрессе.

Дома ребенку тем более необходимо чувствовать себя защищенным. Неблагоприятная атмосфера в семье, скандалы, насилие губительно воздействуют на его развитие в целом, в том числе на способность и желание учиться.

Даже если ничего такого ребенок не наблюдает явно, он все равно чувствует напряженность отношений между родителями или плохое эмоциональное состояние мамы. В большей или меньшей степени это сказывается и на нем.

Иногда ребенок непослушанием и нежеланием учиться старается привлечь внимание родителей. Если ему не хватает чувственной связи с близкими, а проявлять эту потребность явно, словами он не научился или это не приветствовалось в семье, то в ход идет плохое поведение.

Чем старше становится ребенок, тем больше начинает проявлять самостоятельность, поэтому становится сложнее на него воздействовать только за счет позиции взрослого и родительского авторитета. Подростки начинают искать свое место в жизни и в социуме, делать свой первый осознанный выбор, расставлять приоритеты. И далеко не у всех учеба и прилежание встают на первое место.


Чего хотят родители и что от них требуется

Быть родителем — колоссальный труд. Никто со стороны не поймет всей сложности воспитания именно вашего ребенка: быть понимающим, сдержанным, терпеливым, когда дела идут совсем не так, как хотелось бы. Родители хотят лучшего для своих детей, чтобы они могли состояться, были счастливыми, развитыми людьми.

От нас, взрослых, в первую очередь зависит, каким станет будущее детей, а значит, и наше собственное. Но полностью планировать будущее ребенка — занятие бессмысленное.

Например, часто родители уже с малых лет готовят ребенка к какой-то профессии, которая якобы будет востребованной. Однако мы видим, с какой скоростью на наших глазах меняется мир. Сложно спрогнозировать, какие специалисты будут нужны через десять-двадцать лет. Человек, у которого максимально развиты индивидуальные свойства и мышление, который умеет сотрудничать и находить общий язык с окружающими, всегда сможет найти себе занятие по душе, при этом сумеет быть полезным и обеспеченным.

Часто родители хотят, чтобы дети соответствовали неким их идеалам. Но, во-первых, дети далеко не всегда психически похожи на родителей и эффективно развиваться могут совсем в иных областях. Во-вторых, новое поколение сильно отличается от предыдущих. Наши дети растут в другом мире. Объем психики и объем желаний намного превосходят то, что было прежде.

Если ребенок не хочет делать уроки, советы психолога сводятся к тому, что его не нужно заставлять. Если вас самих принуждать к чему-то, с какими чувствами вы будете это делать? Захотите ли продолжать?

От родителей требуется не заставлять, а направлять ребенка. Грамотно, то есть в соответствии с его врожденными качествами.

Твердо, но без насилия. Цель учебы — не формальное получение информации, а возможность развиваться, умение достигать желаемого, а значит, наслаждаться жизнью.

Как помочь своему ребенку с учебой

Любой человек, в том числе ребенок, стремится к получению удовольствия, положительных эмоций. Дайте ему почувствовать радость от выполнения его обязанностей. Как? Учитывайте его особенности.

Педагог Виктория Винникова подтверждает, что это делает обучение намного эффективнее.

Другим детям нужно понять, чем учеба может быть для них полезна, выгодна, чего ради тратить на нее свое время. Можно расписать им перспективы от учебы. Только не пугайте ребенка, что в противном случае станет дворником/бродягой/нищим и т. п. Поощряйте его за успехи, чтобы он видел плюсы в учебе. Наградой может быть, например, поход в кино, парк аттракционов или еще что-то, связанное с его интересами. Опять же не каждый раз. Денежное вознаграждение не лучший вариант, тем более для маленьких детей.

Есть категория детей, которым может быть скучно учиться по школьной программе, потому что уже в юном возрасте они ощущают, что способны решать более сложные и интересные задачи. Попробуйте поговорить с учителем, возможно, он сможет дать ребенку дополнительные задания. Хороший вариант — записать ребенка на занятия по интересам, но при условии, что он будет успевать по основной программе.


Главное — понимать врожденные психические свойства своего ребенка. Тогда легче найти к нему подход, заинтересовать и получить наилучший результат.

Больше всего нас сближают совместно проживаемые чувства. Говорить о своих переживаниях, проявлять интерес к тому, что волнует его, демонстрировать готовность выслушать и помочь — все это помогает наладить близкие отношения. Тогда ребенок будет более восприимчивым к просьбам родителей и скорее расскажет о проблемах в школе, если такие появятся.

Важно наладить с ребенком эмоциональную связь, то есть доверительные отношения, когда он готов делиться переживаниями с вами.

Чтобы обеспечить ребенку благоприятные условия, родителям стоит уделить внимание и своим психологическим и эмоциональным проблемам. Чем лучше внутреннее состояние мамы и папы и взаимоотношения в семье, тем больше у детей шансов максимально развиться.

Что может навредить ребенку

Вредит развитию ребенка все, что лишает его чувства защищенности и безопасности.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов? Не скандалить!

Крики, ругань, оскорбления, угрозы, запугивания, физические наказания — этому нет места в доме, где живут дети. Никогда и никому это не пошло на пользу — только во вред!

Семья для ребенка — это то, что обеспечивает его материальное и психологическое благополучие. А если нет — начинают проявляться самые разные отклонения в поведении.

Если отрицательное воздействие на ребенка становится систематическим, такие психологические травмы грозят негативным сценарием по жизни. Уже взрослый человек не сможет достигать желаемого. А в некоторых случаях может быть даже опасным для общества.

Ознакомьтесь с результатами родителей и педагогов, которые научились взаимодействовать с детьми правильно.

Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Не выходите за временные рамки

начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать. Происходит частичное запоминание и усвоение учебного материала. Все, что предполагает нормальный процесс восприятия и переработки информации, дает сбой. Результат таких домашних занятий можно наблюдать на следующий же день в школе, когда ребенок с трудом вспоминает обрывки задания, подготовленного накануне поздним вечером.

Важно помнить!

В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания осталась невыполненной, отодвигать время сна не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользы для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания

• Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выбирайте мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе, поэтому лучше купить стул с регулятором по высоте. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же ваш ребенок левша, то свет должен падать справа. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких, отвлекающих его звуков — радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

• Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

• С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

• Работать без перерывов нельзя.

• Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

• При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания.

• Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Способ №5. Убеждение+доверие+самоконтроль

Убеждающее воздействие

Прямой способ убеждения

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, в которых мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Вдруг надо срочно принести что-нибудь, сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, или пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору, сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что таким своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учебе как к маловажному, второстепенному делу. В таких случаях у ребенка создается представление, что выполнение домашнего задания стоит на одном из последних мест среди домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с первого дня учебы в школе дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Его в любой момент могли позвать с прогулки, отменить начатую игру. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое родители никогда не прерывают! У ребенка формируется стойкое убеждение: уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Если вы выбрали этот способ, то помните: требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к ребенку, а необходимое условие организации его жизни. При шаткости и неопределенности требований ребенок не сможет ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить его интерес к школе.

При разумном, правильном использовании этого способа быстрее проходит адаптация к школьному обучению, ребенок мотивирован к выполнению домашних заданий.

Косвенный способ убеждения

Важно помнить!

Убеждение — это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первая — сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда достаточно просто покачать головой, чтобы продемонстрировать свое отношение, и это произведет большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки. Вторая — подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у младшего школьника постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. В таких ситуациях, родителям надо быть доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас рассказы ребенка, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на переживаниях ребенка, связанных со школой, показывать свою тревогу, чрезмерно его опекать, решая за него все проблемы и лишая самостоятельности.

Важно помнить!

• Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

• Необходимо контролировать действия ребенка, которые он применяет для поиска решений. Если он прибегает к вашей помощи, то хорошо проанализируйте, действительно ли он сам сделал все и вы — его последняя инстанция. Только если вместо вредной опеки используется разумный, помогающий контроль, у ребенка выработается долгожданная для родителей самостоятельность.

Научите ребенка самоконтролю

Как научить ребёнка самоконтролю?

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Важно помнить!

• Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

• Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

• Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНЫХ УСПЕХОВ

Как показывает практика, в начале обучения ребенок хочет выполнять задания. Он очень старается, настроен на успех. На этом этапе можно использовать так называемый эффект первичных успехов. Действительно, дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения и быстрой утомляемости.

Слова поддержки желательно говорить по ситуации, не перехваливая ребенка, не приучая к легкой похвале.

• Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание по 10 раз. Но бывает и так: сегодня взрослый заставит переписать домашнее задание, а завтра даже не проверит, так как окажется занят или просто устанет. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а собственного чувства ответственности у него так и не сформируется.

Важно помнить!

Основная задача родителей — способствовать созданию у ребенка настроя на преодоление трудностей, на достижение результата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЙ

В первое время ребенок еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов. Познавательный интерес формируется лишь по мере углубления в математику, русский язык и другие предметы. И все-таки, благодаря интересу, для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах как последовательность чисел, порядок букв и многое другое.

Важно помнить!

Применяя этот способ, вы убиваете не двух, а трех зайцев: лучше узнаете своего ребенка, развиваете его речь, демонстрируете неожиданные и интересные проявления школьных знаний.


Содержание:

Выясняем причину

Как заставить ребенка учиться

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Как заставить ребенка учиться советы психолога

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Как заставить ребенка делать уроки


Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Ребенок делает уроки

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Ребенок не хочет делать уроки

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

Помощь

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Как помочь ребёнку?

Ребенок отказывается делать уроки

Советы психолога

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.
  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Как приучить детей самостоятельно делать уроки

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.

Родителям трудно находить общий язык с непослушными детьми: даже простейшие повседневные дела вроде купания или приема пищи становятся сложным испытанием. Часто родители сами неосознанно провоцируют непослушание детей, поддаваясь на их истерики.

Особенности характера непослушных детей

Не каждого ребенка, который ведет себя так, как ему хочется, можно назвать непослушным. Прежде чем принимать какие-либо меры, следует понять, на самом ли деле ребенок непослушный или он отстаивает свою позицию.

Дети с большой силой воли могут быть чрезвычайно умными и творческими. Они задают много вопросов, что нередко воспринимается родителями как бунт. Они имеют собственное мнение по разным поводам и склонны действовать.

Непослушные дети, в свою очередь, отличаются такими признаками:

  • у них есть стойкая потребность в том, чтобы быть услышанными и признанными. Поэтому они часто пытаются привлечь к себе внимание.
  • Они могут яростно отстаивать свою самостоятельность.
  • Они преданны тому, что любят.
  • У всех детей может случиться истерика, но у непослушных детей – чаще обычного.
  • У них есть лидерские качества – они часто любят командовать.
  • Они предпочитают выполнять различные действия в своем темпе.

Родителям непросто справляться с детьми, имеющими большую силу воли, однако не все так безнадежно. Исследования показали, что дети, которые склонны нарушать правила и ставить под сомнение общепринятые нормы, часто достигают больших успехов в учебе и профессиональной деятельности. Они не поддаются плохому примеру сверстников.

Психология непослушания: как понять ребенка с развитой силой воли

Если вы сами решительны по натуре, скорее всего, вы бы хотели видеть эту черту и в своем ребенке. Но весь фокус в том, что отличить решительность от непослушания сложно. Итак, в чем же разница?

Как обращаться с непослушным ребенком

1. Слушайте и не спорьте

Общение – это двусторонний процесс. Если вы хотите, чтобы ваш упрямый ребенок слушал вас, сначала выслушайте его. У детей с сильной волей обычно бывают стойкие убеждения и склонность спорить. Они становятся неуправляемыми, если чувствуют, что их не слышат. Когда ребенок настаивает на том, чтобы сделать что-либо, или наоборот, не делать чего-либо, выслушайте его и открыто поговорите с ним о том, что его беспокоит. Это может помочь. Чтобы открыто поговорить с ребенком, подойдите к нему сбоку, а не лицом к лицу, говорите негромко и спокойно.

2. Сохраняйте связь с ребенком, не заставляйте его подчиняться

3. Давайте ребенку выбор

У детей есть свое мнение, и им не нравится, когда им говорят, что делать. Если вы скажете своему 4-летнему ребенку, что ему нужно ложиться спать в 9 часов, он, скорее всего, откажется это делать. Если в магазине вы сами выберете и купите для ребенка игрушку, он, вероятно, ее не захочет. Дайте ребенку выбор вместо указаний. Не стоит заставлять ребенка идти спать, вместо этого предложите ему выбрать, какую сказку почитать ему перед сном.

Однако, слишком много вариантов выбора – это тоже не очень хорошо. Например, если вы предложите ребенку достать из шкафа одежду, в которой он хочет пойти на прогулку, он растеряется. Вместо этого лучше предложить ребенку выбрать один из 2–3-х вариантов.

4. Сохраняйте спокойствие

Если кричать на непослушного ребенка, то нормальное общение превратится в соревнование, кто кого перекричит. Ребенок может расценить ваше повышение голоса как призыв к словесному поединку, и это только ухудшит ситуацию. Возьмите инициативу в разговоре в свои руки и дайте ребенку понять, что ему необходимо вести себя в рамках приличия.

Сохраняйте спокойствие всеми возможными способами – медитируйте, выполняйте дыхательные упражнения или слушайте успокаивающую музыку. Включайте ее дома, чтобы ребенок тоже мог ее слышать. Также включайте музыку, которая нравится ребенку. Это поможет его успокоить и расположить к себе.

5. Уважайте ребенка

Если вы хотите, чтобы ребенок уважал вас и ваше мнение, вам следует уважать и его. Если заставлять ребенка поступать определенным образом, вы утратите свой авторитет в его глазах. Существует несколько способов проявить уважение к ребенку:

  • обсуждать с ребенком решения, а не настаивать на том, чтобы он выполнял указания;
  • устанавливать разумные правила для всех детей и не трактовать их каждый раз так, как вам удобнее;
  • сопереживать ребенку, никогда не относиться пренебрежительно к его чувствам и идеям;
  • позволять ребенку самостоятельно делать то, что в его силах, избегать соблазна делать что-то за него. Это также даст понять ребенку, что вы ему доверяете;
  • объясняйте ребенку смысл своих слов и выполняйте обещания.

Показывайте ребенку пример хорошего поведения, ведь ребенок постоянно за вами наблюдает. Это – золотое правило, которое родители должны неукоснительно выполнять.

6. Подружитесь с ребенком

Непослушные дети или дети с сильной волей чрезвычайно чувствительны к тому, как вы с ними обращаетесь. Поэтому всегда следите за тоном своего голоса, жестами и за тем, что вы говорите ребенку. Когда ребенку с вами некомфортно, он сделает все, чтобы защитить себя: будет бунтовать, спорить или проявлять агрессию.

Помните, что главная цель всех этих действий – стать другом своему ребенку.

7. Договаривайтесь с ребенком

Иногда с ребенком важно договориться. Часто дети ведут себя дерзко, когда не могут получить то, чего хотят. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слушался, вам необходимо выяснить причины его поведения.

8. Создайте дома соответствующую обстановку

Дети учатся, когда наблюдают или делают что-либо своими руками. Когда ребенок видит, что его родители постоянно спорят, он учится поступать так же.

Разногласия между родителями создают стрессовую обстановку в доме, что сильно влияет на настроение и поведение ребенка. Как утверждают психологи, это может вызывать у ребенка социальную отстраненность и даже агрессию.

9. Понимайте точку зрения ребенка

Чтобы лучше понять поведение вашего непослушного ребенка, постарайтесь посмотреть на ситуацию с его позиции.

Представьте себя на месте ребенка и подумайте, почему он так себя ведет. Чем лучше вы знаете своего ребенка, тем легче вам будет справляться с его поведением.

Например, если ребенок отказывается делать уроки, возможно, это происходит потому, что задание кажется ему непосильным. Если ему сложно сконцентрироваться или работы слишком много, вы можете разбить работу на маленькие части, которые следует выполнить в короткие сроки. Делайте небольшие перерывы между заданиями – и учеба будет вызывать у ребенка меньше стресса.

10. Поощряйте положительное поведение ребенка

Самые распространенные проблемы с непослушными детьми

1. Как приучить непослушного ребенка пользоваться туалетом

Это само по себе трудное задание, однако, если ребенок непослушен, такая задача становится настоящей проблемой. Чтобы приучить трехлетнего ребенка пользоваться туалетом, родителям необходимо:

  • говорить об этом с ребенком;
  • объяснять ребенку, что необходимо делать;
  • не относиться к этому слишком серьезно – особенно если ребенок отказывается пользоваться туалетом.

Помните: чтобы научить непослушного ребенка пользоваться туалетом, потребуется больше времени, чем обычно. Родителям необходимо проявить терпение и помочь ребенку достичь цели, а не подталкивать его.

2. Как приучить ребенка правильно питаться

Иногда дети бывают очень капризны, когда дело касается еды. Нельзя все время позволять ребенку есть только то, что ему нравится. Лучший способ приучить ребенка к правильному питанию – сделать прием пищи веселым занятием. Вот несколько советов:

  • проявите творчество в оформлении блюд;
  • позвольте ребенку принимать участие в приготовлении блюд, сервировке стола и т.д.;
  • убедите ребенка попробовать хотя бы кусочек, если он не желает есть; Приготовьте для ребенка маленькие порции разных блюд и позвольте ему выбрать то, что ему нравится;
  • в качестве вознаграждения за то, что ребенок все съел, предложите ему что-то вкусное.

3. Как наказывать непослушного ребенка?

Детям необходимы правила и дисциплина. Ребенок должен знать, что любой его поступок, как хороший, так и плохой, приводит к своим последствиям. Убедитесь в том, что ребенок знает о последствиях в случае, если он нарушит правила.

Наказание должно наступать немедленно, чтобы ребенок мог понять, за что он наказан. В качестве наказания можно сократить его время на игры и просмотр телевизора или поручить выполнять мелкие домашние обязанности. Проявите творчество, придумывая наказание, которое поможет дисциплинировать ребенка.

Запомните: задача родителей – не наказать ребенка, а дать ему понять, что его поведение неприемлемо.

Читайте также: