Что создал аллах своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Тафсир хадиса "Аллах создал Адама по Образу Милостивого"

Краткая статья про понимание этого хадиса

بسم الله الرحمن الرحيم

Предшествовало разьяснение того, что хадис: "Аллах создал Адама по Своему Образу" - достоверный хадис, переданный в "Сахихах" аль Бухари и Муслима, и что слово "Своему" возвращается к Аллаху по иджма ахли-Сунна уаль джамаа, и кто хочет, может ознакомиться с ним по данной ссылке

И если кто-то скажет: но как же тогда со словами Аллаха "Нет ничего подобного Ему"? Разве этот хадис не противоречит аяту Корана?

Во-первых, будет отвечено: следует закончить аят. Сказал Аллах: "Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий" (42:11)

Во-вторых, ученые сказали: данный хадис вовсе не означает подобия, однако его смысл, что многие Сыфаты Адама и его потомков совпадают в наименовании и основе смысла с Качествами Аллаха, затем кардинально различаясь в сущности и образе.

قال الدارمي عثمان بن سعيد في شرح حديث إن الله خلق آدم على صورة الرحمن: "إن الله خلق آدم سميعا بصيرا والله سميع بصير فالاسم واحد والمعنى مباين"

Источник: "Биография имама ад Дарими в "Табакат аш Шафиия" имама аль-Абади

То есть, в отношении человека - слух и зрение ограничены. Он видит то, что перед ним и слышит то, что вблизи него. А те же атрибуты в отношении Аллаха, отличаются: Его зрение и слух охватывают каждую вещь и они не подобны человеческому.

Слух и зрение человека сотворены, возникли после небытия, и погибнут вместе с его гибелью - Слух и Зрение Аллаха предвечны и будут вечны

Слух и зрение человека подвержены слабости, болезням, в то время как Аллах пречист от всего этого

Также и с остальными Качествами - совпадение в именах не является уподоблением

Сказал имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма про качество Глаза Аллаха (223-311 г.х.):

وَلَسْتُ أَحْسَبُ: لَوْ قِيلَ لِبَصِيرٍ لَا آفَةَ بِبَصَرِهِ , وَلَا عِلَّةَ بِعَيْنِهِ، وَلَا نَقْصَ، بَلْ هُوَ أَعْيَنُ، أَكْحَلُ، أَسْوَدُ الْحَدَقِ، شَدِيدُ بَيَاضِ الْعَيْنَيْنِ، أَهْدَبُ الْأَشْفَارِ: عَيْنُكَ كَعَيْنِ فُلَانٍ الَّذِي هُوَ صَغِيرُ الْعَيْنِ، أَزْرَقُ، أَحْمَرُ بَيَاضِ الْعَيْنَيْنِ، قَدْ تَنَاثَرَتْ أَشْفَارُهُ، وَسَقَطَتْ، أَوْ كَانَ أَخْفَشَ الْعَيْنِ، أَزْرَقَ، أَحْمَرَ بَيَاضِ الْعَيْنَيْنِ، قَدْ تَنَاثَرَتْ أَشْفَارُهُ، وَسَقَطَتْ، أَوْ كَانَ أَخْفَشَ الْعَيْنِ، أَزْرَقَ، أَحْمَرَ بَيَاضِ شَحْمِهَا، يَرَى الْمَوْصُوفُ الْأَوَّلُ: الشَّخْصَ مِنْ بَعِيدٍ، وَلَا يَرَى الثَّانِي مِثْلَ ذَلِكَ الشَّخْصِ مِنْ قَدْرِ عُشْرِ مَا يَرَى الْأَوَّلُ، لَعِلَّةٍ فِي بَصَرِهِ، أَوْ نَقْصٍ فِي عَيْنِهِ، إِلَّا غَضِبَ مِنْ هَذَا وَأَنِفَ مِنْهُ، فَلَعَلَّهُ يُخْرِجُ إِلَى الْقَائِلِ لَهُ ذَلِكَ إِلَى الْمَكْرُوهِ مِنَ الشَّتْمِ وَالْأَذَى وَلَسْتُ أَحْسَبُ عَاقِلًا يَسْمَعُ هَذَا الْمُشَبِّهَ عَيْنَيْ أَحَدِهِمَا بِعَيْنَيِ الْآخَرِ، إِلَّا هُوَ يُكَذِّبُ هَذَا الْمُشَبِّهَ عَيْنَ أَحَدِهِمَا بِعَيْنِ الْآخَرِ، وَيَرْمِيهِ بِالْعَتَهِ، وَالْخَبَلِ وَالْجُنُونِ، وَيَقُولُ لَهُ: لَوْ كُنْتَ عَاقِلًا يَجْرِي عَلَيْكَ الْقَلَمُ: لَمْ تُشَبِّهْ عَيْنَيْ أَحَدِهِمَا بِعَيْنَيِ الْآخَرِ وَإِنْ كَانَا جَمِيعًا يُسَمَّيَانِ بَصِيرَيْنِ، إِذْ لَيْسَا بِأَعْمَيَيْنِ، وَيُقَالُ: لِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا عَيْنَانِ يُبْصِرُ بِهِمَا، فَكَيْفَ لَوْ قِيلَ لَهُ: عَيْنُكَ كَعَيْنِ الْخِنْزِيرِ، وَالْقِرْدِ، وَالدُّبِّ، وَالْكَلْبِ، أَوْ غَيْرِهَا مِنَ السِّبَاعِ، أَوْ هَوَامِّ الْأَرْضِ، وَالْبَهَائِمِ، فَتَدَبَّرُوا يَا ذَوِي الْأَلْبَابِ أَبَيْنَ عَيْنَيْ خَالِقِنَا الْأَزَلِيِّ الدَّائِمِ الْبَاقِي، الَّذِي لَمْ يَزَلْ وَلَا يَزَالُ، وَبَيْنَ عَيْنَيِ الْإِنْسَانِ مِنَ الْفُرْقَانِ أَكْثَرُ , أَوْ مِمَّا بَيْنَ أَعْيُنِ بَنِي آدَمَ وَبَيْنَ عُيُونِ مَا ذَكَرْنَا؟ تَعْلَمُوا وَتَسْتَيْقِنُوا أَنَّ مَنْ سَمَّى عُلَمَاءَنَا مُشَبِّهَةً غَيْرُ عَالِمٍ بِلُغَةِ الْعَرَبِ، وَلَا يَفْهَمُ الْعِلْمَ، إِذْ لَمْ يَجُزْ تَشْبِيهُ أَعْيُنِ بَنِي آدَمَ بِعُيُونِ الْمَخْلُوقِينَ، مِنَ السِّبَاعِ وَالْبَهَائِمِ، وَالْهَوَامِّ، وَكُلُّهَا لَهَا عُيُونٌ يُبْصِرُونَ بِهَا، وَعُيُونُ جَمِيعِهِمْ مُحْدَثَةٌ مَخْلُوقَةٌ، خَلَقَهَا اللَّهُ بَعْدَ أَنْ كَانَتْ عَدَمًا، وَكُلُّهَا تَصِيرُ إِلَى فَنَاءٍ وَبِلَى، وَغَيْرُ جَائِزٍ إِسْقَاطِ اسْمِ الْعُيُونِ وَالْأَبْصَارِ عَنْ شَيْءٍ مِنْهَا، فَكَيْفَ يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ - لَوْ كَانَتِ الْجَهْمِيَّةُ مِنَ الْمُسْلِمِينَ - أَنْ يَرْمُوا مَنْ يُثْبِتُ لِلَّهِ عَيْنًا بِالتَّشْبِيهِ، فَلَوْ كَانَ كُلُّ مَا وَقَعَ عَلَيْهِ الِاسْمُ كَانَ مُشْبِهًا لِمَا يَقَعُ عَلَيْهِ ذَلِكَ الِاسْمُ، لَمْ يَجُزْ قِرَاءَةَ كِتَابِ اللَّهِ، وَوَجَبَ مَحْوُ كُلِّ آيَةٍ بَيْنَ الدَّفَّتَيْنِ فِيهَا ذِكْرُ نَفْسِ اللَّهِ، أَوْ عَيْنِهِ، أَوْ يَدِهِ، وَلَوَجَبَ الْكُفْرُ بِكُلِّ مَا فِي كِتَابِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ ذِكْرِ صِفَاتِ الرَّبِّ

"Я полагаю, что если бы сказал кто то зрячему у кого нет недостатков в зрении, и болезни и недостатка в глазах, однако его глаза широкие, он черноглазый, его зрачки черные, а глаза белые, с длинными ресницами на краях век: "Твои глаза подобны глазам Фуляна", у которого маленькие налитые красным глазки с глаукомой, с которых слезли веки, или он страдает дневной слепотой - и первый может увидеть этого человека издалека, а этот второй не видит первого даже с десяти раз более близкого расстояния - изза болезни в глазах - кроме как разгневался бы первый от такого сравнения, и быть может обругал бы того кто уподобил его глаза глазам этого человека, и причинил бы ему неприятности!

И я полагаю что любой разумный человек услышав как кто то уподобляет глаза этих двух людей друг другу - счел бы ложью такое уподобление, и обвинил бы сравнивающего в идиотизме, и в том что он сошел с ума и спятил, и сказал бы ему: "Если ты был бы разумным человеком над которым не поднято перо - то не уподобил бы глаза первого глазам второго!" - в то время как они оба называются зрячими, ведь они не слепые, и у каждого из них по два глаза которыми они видят.

А что же случилось бы, если бы первому сказали: "Твои глаза подобны глазами свиньи, обезьяны, волка, собаки", или других хищников или паразитов ползающих по земле, или скотины?

Так подумайте же, о разумные - ведь между вечными Глазами нашего Творца, которые всегда были и всегда будут, и между глазами человека больше разницы, чем между разными глазами людей и других творений что мы упомянули!

И если вы поразмыслите - то узнаете и будете твердо убежденными - что тот кто называет наших ученых мушаббихами (уподобленцами) - тот не знает арабский язык, и не понимает исламские знания!

Ведь если не разрешено будет уподобить глаза людей с глазами других творений - как хищники и скот и паразиты - в то время как у них тоже есть глаза которыми они смотрят - так как же разрешено мусульманину - если бы джахмиты были бы мусульманами - обвинять того кто утверждает Аллаху Глаза в уподоблении?

В то время как все эти творения имеют глаза которыми смотрят, и все их глаза возникли и были сотворены, их создал Аллах после того как их не существовало, и все они сгниют и исчезнут - и несмотря на это не разрешено из-за этого перестать называть их "глазами".

И если бы всякий раз когда два имени совпадают, это было бы уподоблением одного другому - то не разрешено было бы читать Книгу Аллаха, и следовало бы стереть все аяты Корана где пришло упоминание души Аллаха, и Его Глаз, и Его Рук, и следовало бы проявить куфр во все что в Книге Аллаха из упоминания Качеств Господа!

Источник: "Китаб ат Таухид", стр. 104

Сказал имам Ибн Хузейма про качество Лик Аллаха:

وَقَدْ ذَكَرْنَا مِنَ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ فِي ذِكْرِ وَجْهِ رَبِّنَا بِمَا فِيهِ الْغِنْيَةُ وَالْكِفَايَةُ , وَنُزِيدُهُ شَرْحًا، فَاسْمَعُوا الْآنَ أَيُّهَا الْعُقَلَاءُ , مَا نَذْكُرُ مِنْ جِنْسِ اللُّغَةِ السَّائِرَةِ بَيْنَ الْعَرَبِ، هَلْ يَقَعُ اسْمُ الْمُشَبِّهَةِ عَلَى أَهْلِ الْآثَارِ وَمُتَّبِعِي السُّنَنِ؟ نَحْنُ نَقُولُ: وَعُلَمَاؤُنَا جَمِيعًا فِي جَمِيعِ الْأَقْطَارِ: إِنَّ لِمَعْبُودِنَا عَزَّ وَجَلَّ وَجْهًا كَمَا أَعْلَمَنَا اللَّهُ فِي مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ فَذَوَّاهُ بِالْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ، وَحَكَمَ لَهُ بِالْبَقَاءِ، وَنَفَى عَنْهُ الْهَلَاكَ، وَنَقُولُ: إِنَّ لِوَجْهِ رَبِّنَا عَزَّ وَجَلَّ مِنَ النُّورِ وَالضِّيَاءِ وَالْبَهَاءِ مَا لَوْ كَشَفَ حِجَابَهُ لَأَحْرَقَتْ سُبُحَاتُ وَجْهِهِ كُلَّ شَيْءٍ أَدْرَكَهُ بَصَرُهُ، مَحْجُوبٌ عَنْ أَبْصَارِ أَهْلِ الدُّنْيَا، لَا يَرَاهُ بَشَرٌ مَا دَامَ فِي الدُّنْيَا الْفَانِيَةِ وَنَقُولُ: إِنَّ وَجْهَ رَبِّنَا الْقَدِيمِ لَا يَزَالُ بَاقِيًا، فَنَفَى عَنْهُ الْهَلَاكَ وَالْفَنَاءَ , [ص:54] وَنَقُولُ: إِنَّ لِبَنِي آدَمَ وُجُوهًا كَتَبَ اللَّهُ عَلَيْهَا الْهَلَاكَ، وَنَفَى عَنْهَا الْجَلَالَ وَالْإِكْرَامَ غَيْرَ مَوْصُوفَةٍ بِالنُّورِ وَالضِّيَاءِ وَالْبَهَاءِ الَّتِي وَصَفَ اللَّهُ بِهَا وَجْهَهُ تُدْرِكُ وُجُوهُ بَنِي آدَمَ أَبْصَارَ أَهْلِ الدُّنْيَا، لَا تُحْرَقُ لِأَحَدٍ شَعْرَةٌ فَمَا فَوْقَهَا، لِنَفْيِ السُّبُحَاتِ عَنْهَا، الَّتِي بَيَّنَهَا نَبِيُّنَا الْمُصْطَفَى صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِوَجْهِ خَالِقِنَا ، وَنَقُولُ: إِنَّ وُجُوهَ بَنِي آدَمَ مُحْدَثَةٌ مَخْلُوقَةٌ، لَمْ تَكُنْ، فَكَوَّنَهَا اللَّهُ بَعْدَ أَنْ لَمْ تَكُنْ مَخْلُوقَةً، أَوْجَدَهَا بَعْدَ مَا كَانَتْ عَدَمًا، وَإِنَّ جَمِيعَ وُجُوهِ بَنِي آدَمَ فَانِيَةٌ غَيْرُ بَاقِيَةٍ، تَصِيرُ جَمِيعًا مَيْتًا، ثُمَّ تَصِيرُ رَمِيمًا، ثُمَّ يُنْشِئُهَا اللَّهُ بَعْدَ مَا قَدْ صَارَتْ رَمِيمًا، فَتَلْقَى مِنَ النُّشُورِ وَالْحَشْرِ وَالْوُقُوفِ بَيْنَ يَدَيْ خَالِقِهَا فِي الْقِيَامَةِ، وَمِنَ الْمُحَاسَبَةِ بِمَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ وَكَسْبِهُ فِي الدُّنْيَا مَا لَا يَعْلَمُ صِفَتَهُ غَيْرُ الْخَالِقِ الْبَارِئِ ثُمَّ تَصِيرُ إِمَّا إِلَى جَنَّةٍ مُنَعَمَّةً فِيهَا، أَوْ إِلَى النَّارِ مُعَذَّبَةً فِيهَا فَهَلْ يَخْطِرُ يَا ذَوِي الْحِجَا بِبَالِ عَاقِلٍ مُرَكَّبٍ فِيهِ الْعَقْلُ، يَفْهَمُ لُغَةَ الْعَرَبِ، وَيَعْرِفُ خِطَابَهَا، وَيَعْلَمُ التَّشْبِيهَ، أَنَّ هَذَا الْوَجْهَ شَبِيهٌ بِذَاكَ الْوَجْهِ؟ وَهَلْ هَاهُنَا أَيُّهَا الْعُقَلَاءُ , تَشْبِيهُ وَجْهِ رَبِّنَا جَلَّ ثَنَاؤُهُ الَّذِي هُوَ كَمَا وَصَفْنَا وَبَيَّنَا صِفَتَهُ مِنَ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ بِتَشْبِيهِ وُجُوهِ بَنِي آدَمَ، الَّتِي ذَكَرْنَاهَا وَوَصَفْنَاهَا؟ غَيْرُ اتِّفَاقِ اسْمِ الْوَجْهِ ، ، وَإِيقَاعِ اسْمِ الْوَجْهِ عَلَى وَجْهِ بَنِي آدَمَ، كَمَا سَمَّى اللَّهُ وَجْهَهُ وَجْهًا، وَلَوْ كَانَ تَشْبِيهًا مِنْ عُلَمَائِنَا لَكَانَ كُلُّ قَائِلٍ: أَنَّ لِبَنِي آدَمَ وَجْهًا , وَلِلْخَنَازِيرِ وَالْقِرَدَةِ، وَالْكِلَابِ، وَالسِّبَاعِ، وَالْحَمِيرِ، وَالْبِغَالِ، وَالْحَيَّاتِ، وَالْعَقَارِبِ، وُجُوهًا، قَدْ شَبَّهَ وُجُوهَ بَنِي آدَمَ بِوُجُوهِ الْخَنَازِيرِ وَالْقِرَدَةِ، وَالْكِلَابِ وَغَيْرِهَا مِمَّا ذَكَرْتُ وَلَسْتُ أَحْسَبُ أَنَّ عَقْلَ الْجَهْمِيَّةِ الْمُعَطِّلَةِ عِنْدَ نَفْسِهِ، لَوْ قَالَ لَهُ أَكْرَمُ النَّاسِ عَلَيْهِ: وَجْهُكَ يُشْبِهُ وَجْهَ الْخِنْزِيرِ وَالْقِرْدِ، وَالدُّبِّ، وَالْكَلْبِ، وَالْحِمَارِ، وَالْبَغْلِ وَنَحْوَ هَذَا إِلَّا غَضِبَ، لِأَنَّهُ خَرَجَ مِنْ سُوءِ الْأَدَبِ فِي الْفُحْشِ فِي الْمِنْطَقِ مِنَ الشَّتْمِ لِلْمُشَبَّهِ وَجْهِهِ بِوَجْهِ مَا ذَكَرْنَا، وَلَعَلَّهُ بَعْدُ يَقْذِفُهُ , وَيَقْذِفُ أَبَوَيْهِ َلَسْتُ أَحْسَبُ أَنَّ عَاقِلًا يَسْمَعُ هَذَا الْقَائِلَ الْمُشَبِّهَ وَجْهَ ابْنَ آدَمَ بِوُجُوهِ مَا ذَكَرْنَا إِلَّا وَيَرْمِيهِ بِالْكَذِبِ، وَالزُّورِ، وَالْبَهْتِ أَوْ بِالْعَتَهِ، وَالْخَبَلِ، أَوْ يَحْكُمُ عَلَيْهِ بِزَوَالِ الْعَقْلِ، وَرَفْعِ الْقَلَمِ، لِتَشْبِيهِ وَجْهِ ابْنِ آدَمَ بِوُجُوهِ مَا ذَكَرْنَا و فَتَفَكَّرُوا يَا ذَوِي الْأَلْبَابِ، أَوُ وُجُوهُ مَا ذَكَرْنَا أَقْرَبُ شَبَهًا بِوُجُوهِ بَنِي آدَمَ , أَوْ وَجْهُ خَالِقِنَا بِوُجُوهِ بَنِي آدَمَ؟ فَإِذَا لَمْ تُطْلِقِ الْعَرَبُ تَشْبِيهَ وُجُوهِ بَنِي آدَمَ بِوُجُوهِ مَا ذَكَرْنَا مِنَ السِّبَاعِ وَاسْمِ الْوَجْهِ , قَدْ يَقَعُ عَلَى جَمِيعِ وجُوهِهَا كَمَا يَقَعُ اسْمُ الْوَجْهِ عَلَى وجُوهِ بَنِي آدَمَ , فَكَيْفَ يَلْزَمُ أَنْ يُقَالَ لَنَا: أَنْتُمْ مُشَبِّهَةٌ؟ وَوُجُوهُ بَنِي آدَمَ وَوُجُوهُ مَا ذَكَرْنَا مِنَ السِّبَاعِ وَالْبَهَائِمِ مُحْدَثَةٌ، كُلُّهَا مَخْلُوقَةٌ، قَدْ قَضَى اللَّهُ فَنَاءَهَا وَهَلَاكَهَا وَقَدْ كَانَتْ عَدَمًا , فَكَوَّنَهَا اللَّهُ وَخَلَقَهَا وَأَحْدَثَهَا وَجَمِيعُ مَا ذَكَرْنَاهُ مِنَ السِّبَاعِ وَالْبَهَائِمِ لِوُجُوهِهَا أَبْصَارٌ , وَخُدُودٌ وَجُبَاةٌ، وَأُنُوفٌ وَأَلْسِنَةٌ، وَأَفْوَاهٌ، وَأَسْنَانٌ، وَشِفَاهٌ وَلَا يَقُولُ مُرَكَّبٌ فِيهِ الْعَقْلُ لِأَحَدٍ مِنْ بَنِي آدَمَ: وَجْهُكَ شَبِيهٌ بِوَجْهِ الْخِنْزِيرِ، وَلَا عَيْنُكَ شَبِيهٌ بِعَيْنِ قِرْدٍ، وَلَا فَمُكَ فَمُ دُبٍّ، وَلَا شَفَتَاكَ كَشَفَتَيْ كَلْبٍ , ، وَلَا خَدُّكَ خَدُّ ذِئْبٍ إِلَّا عَلَى الْمُشَاتَمَةِ، كَمَا يَرْمِي الرَّامِي الْإِنْسَانَ بِمَا لَيْسَ فِيهِ فَإِذَا كَانَ مَا ذَكَرْنَا عَلَى مَا وَصَفْنَا ثَبَتَ عِنْدَ الْعُقَلَاءِ وَأَهْلِ التَّمْيِيزِ، أَنَّ مَنَ رَمَى أَهْلَ الْآثَارِ الْقَائِلِينَ بِكِتَابِ رَبِّهِمْ وَسُنَّةِ نَبِيِّهِمْ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالتَّشْبِيهِ فَقَدَ قَالَ الْبَاطِلَ وَالْكَذِبَ، وَالزُّورَ وَالْبُهْتَانَ، وَخَالَفَ الْكِتَابَ وَالسُّنَّةَ , وَخَرَجَ مِنْ لِسَانِ الْعَرَبِ

"Мы упомянули уже тексты Корана и Сунны где упоминается Лик Аллаха, так, что этого достаточно и не нуждается нив чем другом.

И мы дополнительно растолкуем вопрос.

Послушайте меня сейчас, о разумные! Послушайте что я обьясню сейчас на языке который используют арабы - будет ли имя "уподобленцы" (мушаббиха) попадать на людей асара, и следующих за Сунной?

Мы скажем вместе со всеми нашими учеными во всех землях Ислама : "У Того, кому мы поклоняемся, есть Лик - как нам разьяснил это Аллах в ясных (мухкам) аятах своей Книги. И этот Лик Аллах описал Величием и Благородством, и рассказал о том, что Он вечен, и отрицал от своего Лика гибель.

И мы говорим также - что у Лика нашего Господа такие Свет, Сияние, и Блеск - что если бы Аллах снял бы свое покрывало - то отблески Его Лика сожгли бы все сущее.

И говорим, что Лик нашего Господа закрыт от взоров людей этого мира, не может увидеть его человек пока он находится в этом мире.

И мы говорим - воистину, Лик нашего Господа Вечный, не перестанет быть существующим, и отрицается от него гибель и исчезновение.

В то же время мы говорим: лицам людей Аллах предписал гибель, и отрицал от Них Благородство и Величие, и лица людей не описаны Светом, Блеском и Сиянием, которыми описал Аллах Свой Лик.

И лица людей видны в этой жизни, и лица людей не сожгут ни у кого даже волосинку, не говоря уже о том что больше волосинки, так как они не имеют отблесков, которыми описал Лик нашего Господа Посланник Аллаха, мир ему.

И мы говорим: лица людей являются появившимися и сотворенными, их раньше не было, и создал их Аллах, после того как они не были созданными, и сделал их существующими после того как они не существовали, и также говорим, что все лица людей исчезнут, и не будут оставаться вечно, все они станут мертвыми, и затем станут истлевшими, а затем Аллах снова воссоздаст их после того как они истлели, и они воскреснут, и будут собраны и будут стоять перед своим Господом в Судный День, и увидят рассчет за то что совершили в этом мире, таким образом как это знает лишь Аллах - и затем направятся либо в Рай, получать наслаждение Рая, либо в Ад - получать мучение Огня.

О разумные люди! Неужели придет в голову хоть одного разумного человека, в кого заложен разум , и кто понимает арабский язык, и арабскую речь, и понимает что такое "уподобление" (ташбих) - что первый Лик подобен второму лику?

Разве есть здесь - о обладатели разума - уподобление Лика нашего Господа, который таков как мы уже его описали из Корана и Сунны - лицам людей, которые мы тоже описали - кроме как лишь то, что и то и то называется "лик", и все?!

И если бы из за одного совпадения в наименовании "лик" нужно было бы обвинить наших ученых в уподоблении - то тогда всякий кто говорил бы, что у свиньи, обезьяны, собаки, осла, хищников, мулов, гадюк, скорпионов есть лицо - уподоблял бы лица людей лицам свиней, обезьян, собак и других тварей что я упомянул.

И я полагаю что любой "разумный" в своих глазах джахмит, если ему сказать: "Твое лицо похоже на лицо собаки, обезьяны, медведя, свиньи, осла, мула" и так далее - начнет гневаться, потому что сказать так - это плохой адаб и мерзские слова и ругательства в адрес того, чей лик сравнили с ликами этих тварей.

И быть может, этот джахмит даже обругает того кто так ему сказал и обругает его родителей!

И я думаю что любой разумный, услышав как кто-то уподобляет лица людей лицам этих тварей - обвинит его во лжи, клевете, бухтане, или идиотизме и помешательстве, или что от него ушел разум, и поднятно от него перо - раз он уподобил лица людей лицам этих тварей.

Так подумайте же, о обладатели разума! Лица тех тварей кого мы перечислили ближе подобием к лицу людей, или же Лик нашего Господа?

И если арабы не считают, что из одного имени "лик" у этих хищников и других тварей - и у людей будет вытекать уподобление их друг другу, и что имя "лик" может опускаться на лица всех этих тварей точно также, как опускаться и на лица людей - то как же будет обязательным говорить нам что мы мушаббиха (уподобленцы)?!

В то время как лица людей, и лица тех тварей что мы упомянули - сотворенные, и возникшие, и Аллах предопределил им исчезновение и гибель, и они и до сотворения были ничем, а затем Аллах создал их!

И все хищники и скотины что мы упомянули - в их лицах есть глаза, и щеки, и носы, и языки, и рты, и зубы, и губы. И в то же время, не говорит ни один в ком заложен разум ни одному из людей - "твой лик похож на лик свиньи", или "твой глаз похож на глаз обезьяны", или "твой рот похож на рот медведя", или "твои губы похожи на губы собаки", или "твои щеки похоже на щеки волка" - кроме как желая обругать его, обвиняя человека в том чего в нем нет.

И раз утверждено то что мы упомянули таким образом как мы это описали - у всех разумных и имеющих различение - утверждено что тот, кто обвинил в уподоблении людей асара, говорящих то что пришло в Книге их Господа, и Сунне их Пророка, мир ему - тот сказал батыль и ложь, и возвел бухтан, и противоречил Корану, Сунне и вышел из арабского языка"

И если после этого разьяснения кому то неясно, и он продолжает обвинять саляфитов в ташбихе и уподоблении за их следование хадисам Посланника Аллаха и аятам Корана - то просим Аллаха, чтобы Он не сделал ему ни в чем ясности, и запечатал его сердце

(Ибн Кудама аль-Макдиси после того, как разъяснил некоторые правила и основы, которые касаются Атрибутов Аллаха Субхана уа Та‘аля и Его Имен приступил к непосредственному приведению примеров, так, какие у Всевышнего Аллаха Субхана уа Та‘аля есть Атрибуты и какие есть Качества).

Аль-Уадж (Лик Аллаха).

*[Примечание от редактора стенограммы]:

[Конец примечания].

А потому, необходимо утвердить этот атрибут без изменения, толкования, отрицания, не придавая форму, и не уподобляя. Это истинный, подобающий Всевышнему Аллаху Лик.

(Пояснение Руслана):

(Конец слов Руслана).

(Пояснение Руслана):

Во-вторых, это противоречит единогласному мнению саляфов, ни от одного из них не пришло что под Ликом имеется ввиду награда.

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

И мы знаем, и это правило – то, что приписывается к Всевышнему Аллаху бывает двух видов: сущность и смысл.

Теперь мы знаем, что то, что приписывается к Аллаху бывает двух видов. Иногда может быть смыслом, а иногда сущностью. Если это является сущностью, то она иногда может существовать сама по себе, а иногда не может.

[Конец примечания].

Йад (Рука Аллаха).

(Это Сыфа за‘атия, тоже принадлежит Сущности Всевышнего Аллаха).

И праведные предки сошлись на мнении о том, что у Всевышнего Аллаха есть Две Руки, поэтому мы обязаны утверждать этот Атрибут Всевышнему Аллаху без всякого искажения, и без всякого аннулирования и без того, что придавать ему какой-то конкретный образ и не должны сравнивать Руку Всевышнего Аллаха с Руками Его творений. Обе Руки Всевышнего Аллаха действительные, они действительно существуют имеют образ и Сущность, образ и Сущность этих двух Рук Всевышнего Аллаха, такие, как это надлежит Величию Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля.

(Пояснение Руслана):

(Конец слов Руслана).

(Это противоречит единогласному мнению праведных предков, это противоречит внешнему смыслу аята и это то, на что у вас нет никакого довода).

(Пояснение Руслана):

(Конец слов Руслана).


В этой статье мы поговорим немного о сотворении этого мира Всевышним Творцом Аллахом СубханахуваТааля, о Его предвечности и об отсутствии материи наряду с Его Безначалием.

То есть Аллаху не нужен материал для создания, Он лишь хочет, и то, что Он хочет — сбывается. Об этом в Коране есть множество аятов.

Аллаху не присуще место и направление, а также пространство, а так как вакуум -это пространство, свободное от вещества, то вакуум не мог существовать наряду с Аллахом Всевышним.

Сподвижник имам Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Одним из таких указаний является то, что в этом мире нет ничего, что не было бы либо телом, либо тем, что существует посредством тела (или является его качеством). А любое тело либо сочленено, либо разделено. Любое раздельное тело можно представить в собранном виде в различных обликах, а любое сочленённое тело можно представить разделённым. Также одним из указаний является то, что если одна из них тленна, то другая тоже такова (то есть, если одна из двух частей одного целого тленна или не вечна, то другая не может быть вечной); а также то, что если две части соединятся, будучи разделенными, то общеизвестно, что это соединение произошло после того, как его не было, и что если эти две части разъединятся друг от друга, после того как были собраны, то общеизвестно, что это разъединение произошло после того, как его не было.

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Убеждения последователей хадиса, носителей истины и
призывающих к ней, в отношении атрибутов Аллаха

Я утверждаю, и да сопутствует мне Аллах, следующее:

Последователи хадиса[1], строго придерживающиеся Корана и Сунны, да сохранит Аллах живых из их числа и проявит Свою милость к тем, кого уже нет, свидетельствуют об абсолютной единственности Аллаха, а также о пророчестве и посланнической миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Они познают своего Господа посредством тех атрибутов, о которых сказано в ниспосланном Им Откровении, или тех, о которых поведал Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных преданиях, дошедших до нас благодаря надежным и достойными доверия рассказчикам.[2]

Другими словами, они описывают Аллаха лишь теми качествами, которыми Он Сам описал Себя в Коране или Сунне, и к их убеждениям не относится уподобление качеств Аллаха качествам Его творений.

Убеждения последователей хадиса в отношении
сущностных атрибутов Аллаха и атрибутов действия

Также последователи хадиса придерживаются упомянутых убеждений в отношении всех качеств Аллаха, упоминаемых в Коране или достоверных хадисах, как: Его слух, зрение, глаза, Лик, знание, сила, мощь, могущество, величие, воля, желание, слова, речь, довольство, гнев, любовь, ненависть, радость, смех, и т.д.

Они признают их, отрицая всякую их схожесть с качествами созданных, и ограничиваются в этом лишь словами Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не внося каких-либо дополнений.

Они не придают им образ, не искажают и не изменяют их смысл, не подменяют одни качества другими, не отклоняют их от ясных значений арабского языка в пользу разного рода аллегорических толкований.

Коран – это ниспосланная Речь Аллаха, и он не сотворен

Последователи хадисов решительно и будучи убежденными в этом заявляют, что Коран – это несотворенная речь Аллаха, Его Писание, обращение к верующим и ниспосланное Им откровение. Того же, кто говорит, что он создан они считают неверным.

Речь Аллаха в виде Корана, хранится в сердцах хафизов, читается людьми и записана ими в своих свитках. Как бы он не был представлен, будь то в виде декламации чтецов или цитирования, непосредственно в момент чтения или в виде записей в свитках мусульман (мусхаф) и ученических скрижалях и т.п. – все это является несотворенной речью Аллаха. Тот же, кто ложно заявляет, что он сотворен, является неверным в отношении Великого Аллаха.

Несмотря на то, что Ибн Махди был одним из ведущих ученых Каляма[12] и автором многих сочинений о нем, я все же привел его цитату по этому вопросу, в знак своего согласия и одобрения, ибо в нем он выбрал путь первых поколений из числа последователей хадиса.[13]

Этими словами Мухаммад ибн Джарир отверг всякую клевету в свой адрес о том, что он сошел с пути Сунны, склонившись к нововведениям. А слова имама Ахмада, которые он привел, о том, что ляфзыйя – это джахмизм, правильны и это действительно так. Джахм и его последователи открыто заявляли, что Коран – сотворен, те же, кто ввели концепцию ляфза, проложили постепенный путь к мнению джахмитов. Они облекли мнение о сотворенности Корана в эти свои слова из страха перед приверженцами Сунны того времени. Ведь если бы они заявили об этом прямо, те могли причислить их к джахмитам, являющимися дьяволами в людском обличии и обольщающими друг друга своими слащавыми речами.

Так они придумали свой ляфз, смысл чего состоял в том, чтобы завуалировано высказать свое мнение, которое на самом деле заключалось в сотворенности Корана. И именно поэтому имам Ахмад назвал их джахмитами. Говорят, что он считал их даже хуже джахмитов.

Говоря проще, эти слова имама нужно понимать так: Эта тема сама по себе является нововведением, и долгом каждого приписывающего себя к Сунне является оставить ее, не использовать терминологию приверженцев нововведений и ограничится словами первых имамов, а именно, что Коран – это несотворенная речь Аллаха. Добавить к этим словам нечего, кроме разве что такфира (обвинение в неверии) тому, кто заявляет об обратном.

[1] Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Последователи хадиса (асхаб аль-хадис) – это наши предшественники (саляф), жившие в первые три века, а также те, кто последовал их пути из числа последующих поколений (халяф)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 6/355.

Также Ибн Таймия сказал: “Последователи хадиса – наиболее знающие люди о хадисах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) его жизни, стремлениях и делах”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/95.

Аш-Шахристани говоря о причине, почему их стали называть так, пишет: “Все дело в том, что они уделяли большое внимание изучению хадиса и преданий, их передаче и извлечению законоположений Ислама на основе шариатских текстов, избегая разного рода аналогий и игнорируя их до тех пор, пока по исследуемому вопросу у них не оставалось никакого хадиса или предания”. См. “аль-Миляль уа-ннихаль” 1/243.

Шейх Абу-ль-Хасанат аль-Люкнауи говорил: “Тот, кто погрузится в океаны фикъха и основы религии с открытым разумом, не позволяя предрассудкам завладеть собой, увидит, что в большинстве главных и второстепенных вопросов, относительно которых среди ученых есть разногласия, мазхаб знатоков хадисов сильнее остальных мазхабов. Всякий раз, когда я анализирую различные мнения, мнение мухаддисов оказывается наиболее близким к истине. А как же может быть иначе, если они являются наследниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и искренними распространителями его шариата?! Да включит нас Аллах в их число и да внушит нам любовь к ним вплоть до самой смерти!” См. “Имамуль-калям” 156.

[2] Следует знать, что Сунна, которая состоит из хадисов, переданных от пророка (мир ему и благословение Аллаха) охраняема Аллахом и оберегаема Им так же, как и Коран! Да и как может быть иначе, ведь Сунна разъясняет нам Коран и указывает на тонкости религии, обучая тому, как именно следует поклоняться Аллаху.

Упомянув следующие аяты:

Имам Ибн Хазм сказал: “Всевышний Аллах сообщил, что слова Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются откровением, а откровение без каких-либо разногласий является Напоминанием (Зикр), а Напоминание охраняемо Аллахом, как на это указывает Коран! И достоверно известно, что слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) охраняемы Аллахом”. См. “аль-Ихкам” 1/98.

[4] Основатель секты му’тазилитов – Уасыль ибн ‘Ата. В свое время он являлся учеником аль-Хасана аль-Басри, однако был изгнан им из кружков знания, после объявления о своих убеждениях. Он был вынужден отделиться (и‘тазаля), благодаря чему сам и все его последователи получили свое название – му’тазиля (отделившиеся). К наиболее серьезным их отклонениям можно отнести отрицание предвечных качеств Аллаха; утверждение о невозможности увидеть Аллаха воочию в Судный день; приписывание людям способности создания своих деяний; утверждая, что предопределение Всевышнего не имеет к ним никакого отношения; а также введение некого промежуточного состояния между верой и неверием и утверждение на этом основании, что человек, совершающий тяжкие грехи (кабаир) не является ни мусульманином, ни неверным, однако вечно будет пребывать в Аду. Все это заблуждение, не имеющее ничего общего с вероучением сторонников Сунны и хадиса!

[5] Родоначальником джахмизма является Джахм ибн Сафуан. К их наиболее опасным заблуждениям относится: заявление о сотворенности Корана; утверждение о конечности Рая и Ада; отрицание степеней веры, так как согласно их убеждениям вера, являясь лишь познанием сердца, не может увеличиваться или уменьшаться, и к ней не имеют отношения не только деяния человека, но и даже ее словесное подтверждение.

[6] Мушаббиха – те, кто утверждают о всецелой или же частичной схожести между Аллахом и Его творениями.

Также Ибн Таймия говорил: “Положение ахлю-Сунна в Исламе подобно положению мусульман в среде прочих религий”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/141.

[11] Автор имеет в виду селения Табаристана и Джиляна, жители которых обратились к нему с просьбой составить этот труд.

[12] Калям – рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам Ислама толкование, основанное на разуме. Все это строго порицали саляфы.

[13] Обратите внимание на то, что отклонение в вопросах качеств Аллаха Ибн Махди ат-Табари – ученика Абу-ль-Хасана аль-Аш’ари, не помешало тому, чтобы имам ас-Сабуни процитировал его слова относительно вопроса, в котором его мнение соответствовало истине. Этот факт следует противопоставить крайности и заблуждению секты хаддадитов, которые в отличие от саляфов считают запретным цитировать и опираться на кого-либо из имамов, имевших те или иные ошибки в некоторых вопросах убеждения, даже если в основе те были на Сунне.

Читайте также: