Что сделал ломоносов как лингвист

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Ломоносовым был также внесен огромный вклад в развитие риторики. Его руководство к красноречию стало первой русскоязычной книгой такого рода. Также им была учреждена классификация частей речи, рассмотрены вопросы орфографии и пунктуации, переведены на русский язык многие научные термины.

Филологические заслуги Ломоносова

Весомый вклад в становление русского языка и литературы внесли труды Ломоносова. Как лингвиста, его волновали вопросы развития языка, систематизация его грамматических, орфоэпических и стилистических особенностей. Благодаря Михаилу Васильевичу была проведена важная реформа в отношении русского литературного языка, а также утверждена система стихосложения, дошедшая и до наших дней.

Будучи лингвистом, он рассуждал о русском языке, как о великом достоянии. Михаил Васильевич был первым, кто принялся читать академические лекции на родном языке.

Он стремился обогатить литературный язык, сделать его доступным, понятным и в то же время уникальным

Отличаясь от своих сверстников врожденной тягой к знаниям, еще в раннем возрасте он научился чтению и письму.

В 19 лет молодой человек направляется в Москву и, выдавая себя за приезжего дворянина, зачисляется в качестве студента в Славяно-греко-латинскую академию, где впоследствии получает хорошую теоретическую подготовку и в совершенстве овладевает латынью. Затем, в 1736 году, его переводят в Академический университет Петербурга, откуда по прошествии времени он будет отправлен в Германию учиться горному делу и металлургии. Свое образование М. В. Ломоносов продолжил во Фрайбурге, где принялся совершенствовать полученные знания на практике.

На протяжении своей научной деятельности он смело отстаивал интересы народа и требовал, чтобы образование стало доступным не только высшему сословию, но и крестьянству. Именно по инициативе Михаила Васильевича в Москве был создан университет, который и по сей день с гордостью несет имя основателя.

Отправление в Москву

Молодой парень всё время помогал отцу на промыслах, так как не хотел возвращаться домой, ко второй мачехе. Вскоре папа решил женить сына, но Михаил был категорически против этого события. Сославшись на болезнь, он уговорил отца отложить свадьбу, а сам придумал план побега. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова насыщены событиями, но путешествие в Москву является наиболее известным и определяющим.

В 1730 году вместе с караваном, будущий выдающийся учёный покинул родные места и отправился один в крупнейший город страны. Москву он выбрал по личным соображениям, и не прогадал. Данное событие можно назвать бегством, так как никто даже не догадывался о возможности такого поступка. Михаил Ломоносов успел взять с собой немного одежды и любимые книги. Караван он смог догнать лишь спустя несколько дней, а далее они двигались вместе. Через три недели изнуряющего путешествия Михаил прибыл в пункт назначения, и отсюда берёт своё начало творчество Ломоносова.

О лингвистической деятельности в целом

Ломоносовым был также внесен огромный вклад в развитие риторики. Его руководство к красноречию стало первой русскоязычной книгой такого рода. Также им была учреждена классификация частей речи, рассмотрены вопросы орфографии и пунктуации, переведены на русский язык многие научные термины.

Слово о Ломоносове

300 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России.

Немногие современники и гораздо более многочисленные потомки, среди которых немало выдающихся учёных, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Но сколько бы ни было о нём сказано, кажется, что этой исполинской фигуре тесно в наших книгах и выступлениях. Да и взгляд у каждой эпохи свой. Из нашего двадцать первого века Ломоносов видится не так, как, например, из девятнадцатого.

Корни его – в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он был вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Так давал о себе знать скрытый пока в юноше мощный интеллект, сопряжённый с редким талантом. И, например, северное сияние – привычное для поморов зрелище – у Ломоносова становилось предметом поэтического вдохновения и научного объяснения.

Личный вектор Ломоносова – тяга к знаниям – совпал со стремлением российского государства к эффективному освоению своих богатейших недр. Остро нужны были специалисты в горном деле, и Сенат выделил значительную сумму для обучения в Германии трёх лучших студентов, среди которых Ломоносов явно выделялся незаурядными способностями.

В Марбургском университете Ломоносов слушал лекции по математике, физике, химии и другим дисциплинам знаменитого Х. Вольфа, благодарность к которому сохранил на всю жизнь. Во Фрайберге – учился химии и горному делу у И.Ф. Генкеля, с которым отношения, правда, сложились не очень удачно (но хорошие знания – пригодились).

Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь.

Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны. Одно только их перечисление даёт представление о масштабе его научного дарования: атомно-корпускулярная теория строения вещества, закон сохранения материи, понимаемый как всеобщий закон природы, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветового зрения, изучение физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далёких звёзд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, классификация льдов, проблемы демографического развития страны, труды по истории России, описание русской грамматики, риторики и стихосложения и многое-многое другое.

Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Успешно освоив латынь – язык науки своего времени, Ломоносов полагался на силу и значение русского языка. Именно благодаря ему российская наука заговорила по-русски. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъём национального самосознания.

Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: термометр, градус, кислота, равновесие, земная ось, удельный вес и т.д. Известно, что современники воспринимали Ломоносова прежде всего как поэта. И не потому, что его научные труды были не столь значительны. Просто в России в то время не было научного сообщества, которое могло бы по достоинству оценить его научные заслуги. Это было доступно лишь отдельным великим умам, например, Л. Эйлеру. Оценить поэзию, тем более в буквальном, денежном смысле, было проще. Так, за одну из своих од Ломоносов получил от императрицы две тысячи рублей, что превышало его трёхлетний заработок в Академии.

Первый российский академик был не просто поэтом, но и реформатором стихосложения. Он вывёл на авансцену поэзии четырехстопный ямб, чутко уловив его возможности и соответствие внутреннему строю родной речи. Современники дивились нововведению поэта – нам же трудно себе представить иное звучание русского стиха.

Сочетание научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Для Ломоносова же эта взаимосвязь была органична: он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал, точнее, сопрягал их. Вспомним его известные строки Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна.

Так не мог написать просто учёный или просто поэт. Так написал Ломоносов – учёный-поэт. В истории науки и в истории поэзии трудно найти примеры подобного соединения научного и поэтического взгляда на мир.

Ломоносов был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя и в изобразительном искусстве. Он возродил в России мозаичное мастерство, фактически заново создал технологию изготовления смальты и собственноручно выполнил несколько мозаичных портретов.

В этом признании раскрывается ещё одна сторона феномена Ломоносова – государственный подход к делу. Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знания (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института. Фундамент здания Ломоносов делал прочно, на века: это – неразрывная связь теории, эксперимента и приложений, фундаментального и прикладного знания.

Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание. Первый российский академик стоит у истоков нескольких поколений выдающихся учёных, прославивших свою Альма матер.

Свойственное Ломоносову сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, любовь и интерес к культуре и, в частности, словесности стали традицией, передававшейся в Московском университете из поколения в поколение. Ломоносов-поэт положил начало целой плеяде блестящих представителей классической русской литературы, учившихся в Московском университете.

Московский университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозелёное дерево. Из своего первого здания – Аптекарского приказа на Красной площади – Московский университет переехал в Казаковское здание на Моховой, потом, через 200 лет, шагнул за Москву-реку на Воробьёвы горы, а спустя ещё 50 лет мы начали застраивать новую территорию за Ломоносовским проспектом, фактически удвоив свои площади.

Московский университет начинался с тридцати студентов. Через 100 лет их было около тысячи, через 200 лет – 16 тысяч. Сейчас – 40 тысяч.

В год основания в университете было три факультета. Через 100 лет их было 4, через 200 лет – 12. Сейчас – 40, треть из которых появились за последние двадцать лет.

В Московском университете 12 научно-исследовательских институтов, Ботанический сад, Научная библиотека на 9 миллионов томов, несколько музеев, Медицинский научно-образовательный центр.

Университет занимает более тысячи зданий общей площадью более миллиона квадратных метров.

Московский университет начинался с четырёх профессоров-магистров. Через 100 лет в нём работало 250 преподавателей, через 200 лет – свыше двух тысяч. Сейчас у нас только докторов и кандидатов наук около десяти тысяч. Почти треть избранных в Академию наук за всё время её существования – а это около тысячи человек – выпускники и профессора Московского университета.

В Московском университете сложились и активно работают крупнейшие научные школы. Из 18 российских Нобелевских лауреатов одиннадцать – выпускники или профессора МГУ.

Созданный в 1755 году по проекту первого российского академика М.В.Ломоносова, Московский университет является ведущим научно-образовательным центром страны. Федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 года Московскому университету присвоен особый статус, ему предоставлено право выдавать дипломы собственного образца и работать по собственным образовательным стандартам. Эти цифры и факты – свидетельство высочайшего качества научного образования, снискавшего Московскому университету заслуженный авторитет в обществе.

Московский университет отмечает юбилей Ломоносова масштабными делами, достойными памяти своего великого основателя. В плане юбилейных мероприятий МГУ, насчитывающем сто позиций, – конференции, выставки, лекции, новые учебные курсы, экспедиции, издательские программы, студенческие конкурсы и многое-многое другое.

Образовательная программа направлена на дальнейшее развитие космического образования в МГУ и в университетах-партнёрах: создание новых учебных курсов и развитие космических практикумов, обучение студентов работе с космическими данными в режиме реального времени.

Мощность университетского супервычислителя достигает 1,3 петафлопс. По последнему мировому рейтингу он занимает 13-е место в мире. Но мы уже выступили с экзафлопной инициативой.

Программа развития направлена на укрепление Московского университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой; она охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания, объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации.

Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.

Особо следует отметить участие ребят из сельской местности, школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей сирот.

География участников конференции охватывает более семидесяти регионов России, большинство стран СНГ и более сорока стран дальнего зарубежья.

Интересна и содержательна юбилейная издательская программа.

В Каталоге художественных произведений с изображением Ломоносова из собрания Московского университета собраны 11 скульптурных и 54 графических и живописных портретов учёного.

Не перечислить всех дел и событий, которые Московский университет посвящает юбилею своего основателя.

Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.

В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.

Сегодня на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль Альма матер будущих Платонов и Невтонов! И это – лучший памятник Ломоносову, который говорил: Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди.
Ректор Московского университета академик В.А. Садовничий

Филологические заслуги Ломоносова

Весомый вклад в становление русского языка и литературы внесли труды Ломоносова. Как лингвиста, его волновали вопросы развития языка, систематизация его грамматических, орфоэпических и стилистических особенностей. Благодаря Михаилу Васильевичу была проведена важная реформа в отношении русского литературного языка, а также утверждена система стихосложения, дошедшая и до наших дней.

Будучи лингвистом, он рассуждал о русском языке, как о великом достоянии. Михаил Васильевич был первым, кто принялся читать академические лекции на родном языке.

Он стремился обогатить литературный язык, сделать его доступным, понятным и в то же время уникальным. Нами будет рассмотрен Ломоносов, как лингвист. Кратко о филологических заслугах этого великого человека мы сейчас и поговорим.

Обособить каждый язык, признать его полностью самостоятельным в отношении другого — такого принципа в своей работе придерживался Ломоносов. Как лингвист, он опирался на определенные научные приёмы, которые помогали ему точно разграничить русский язык с церковнославянским. Это послужило достойному началу дальнейшего развития отечественной литературы. Как лингвист, Ломоносов основывался на исследованиях особенностей языка: он брал длинный перечень слов или словосочетаний, сравнивал и сопоставлял их между собой. И затем, уже на основании полученных результатов делал соответствующие выводы.

На исследовательских приемах Ломоносова, не претерпевших каких-либо весомых изменений, наука держится и по сей день.

Вклад Ломоносова в литературу

Говоря о нем, как о выдающемся филологе, нельзя не упомянуть о литературных заслугах. Ведь изучением всевозможных теорий с дальнейшим применением их на практике Михаил Васильевич занимался наравне с другими науками.

Будучи в Германии, он пишет сочинение о нерешенных вопросах в отношении российского стихосложения. В этом письме он привносит свои поправки в реформу Тредиаковского, расширяя ее новыми стихотворными размерами, такими как анапест, дактиль и амфибрахий. В отличие от других поэтов того времени, он не пренебрегает использованием различных рифм в своих произведениях. Вторую часть его письма составляла ода на взятие Хотина, которую великий реформатор посвятил героизму русской армии. Она значительно отличалась от трудов его предшественников.

Вклад Ломоносова в формирование научной терминологической базы русского языка

Ценный вклад в русскую науку внес Ломоносов. О языке он говорил как о великой ценности народа, его вечном достоянии. Михаил Васильевич был уверен в том, что русский язык очень богат и многогранен, что в нем всегда можно найти необходимые слова для обозначения тех или иных терминов или понятий.

Творчество

Длительное обучение не прошло для Ломоносова бесследно. Ряд его открытий и теорий на несколько веков опережали свое время. К примеру, молодой ученый понял, что вся материя состоит из молекул. Они же в свою очередь – из атомов. Так возникла корпускулярно-кинетическая теория.

За всю свою жизнь Михаил Ломоносов разработал 10 разных оптических приборов, которым на тот момент не было аналогов.

Интересные факты о Ломоносове в том, что Ломоносов усовершенствовал телескоп. Его разработкой пользуются до сих пор. Прибор помог ученому сделать ряд открытий.

Ломоносов предположил, что на Земле существует Антарктида. В тот период никто не знал о материке.

Ломоносов был выдающимся энциклопедистом. Он собирал и систематизировал огромное количество информации.

Ломоносов был одним из основателей физической химии.

Именно Михаил Ломоносов ввел аббревиатуру в русском языке.

Ломоносов разработал теорию электричества и теорию света и цвета.

Ученый открыл закон сохранения материи и стал автором теории атмосферных вертикальных течений.

Ломоносов изучал землетрясения и устройство нашей планеты. И очень в этом преуспел.

В возрасте 45 лет Михаил Ломоносов стал канцлером.

И напоследок

Труды Ломоносова как лингвиста и известнейшего реформатора по сей день находят применение в научной деятельности. Этот великий человек был первым, кто по достоинству оценил глубину, богатство, мощь и уникальность русского языка. В своих сочинениях Михаил Васильевич Ломоносов о литературе отзывался как об искусстве слова.

Он предпринял множество шагов в формировании нового литературного языка и обозначил перспективы его дальнейшего развития.

Михаил Васильевич служил на благо народу. Именно по его идее был основан университет в Москве, который на сегодняшний день имеет мировую известность. Также ему удалось создать терминологическую базу, обогащением которой вслед за Ломоносовым занимались известные отечественные ученые последующих десятилетий. Именно таким был Ломоносов, русский лингвист. И по сегодняшний день мы помним этого великого человека и пользуемся его трудами.

Обсудим!

Пушкин назвал Ломоносова “первым университетом” не только потому, что благодаря стараниям Ломоносова в России появился Московский университет, но потому, что именно Ломоносов сделал российскую науку российской.

Ломоносов и сам сделал множество открытий и способствовал тому, что заниматься наукой смогли многие талантливые российские ученые.

Я считаю Ломоносова величайшим гением человечества, человеком, который сделал для мировой науки так много, как не делал никто до него, и не сделает никто после него.

Теоретически Ломоносов ориентировался на древних авторов и на французские грамматические руководства; основой послужила "Грамматика" Смотрицкого, откуда был заимствован ряд терминов. Однако для того времени в труде Ломоносова было много оригинального. Работа впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским. Признавая близкую взаимную связь обоих языков, Ломоносов устанавливает полную самостоятельность каждого из них и впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского. Впервые определенно и точно наметив отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой, он положил прочное начало преобразованию русского литературного языка, которое обеспечило его дальнейшее развитие. В этом и заключается величайшее значение филологических трудов Ломоносова. Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов - лингвистические приемы естествоиспытателя. В работе Ломоносов различал уже буквы от звуков и, как естествоиспытатель, определял анатомо-физиологическое и акустическое происхождение звуков; говорил о трех наречиях русского языка (московском, северном и украинском), изображал фонетический выговор звуков в словах. Свои выводы он основывает на анализе фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает и сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании этого делает выводы.

Выход "Российской грамматики" был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом, она принесла Ломоносову вполне заслуженную славу "первейшего российского грамматиста". Последующие грамматики (в частности, грамматика Российской Академии, 1794 года) опирались на "Грамматику" Ломоносова, которая оказала на авторов серьезное влияние.

Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, который внес неоценимый вклад в науку. Ломоносов реализовал себя как химик, географ, астроном, географ и металлург. Однако интерес Михаила Васильевича касался и языкознания. Он внес неоценимый вклад в развитие русского языка и литературы.

Ломоносов был всесторонне развитым человеком. Он разбирался не только в химии и других науках, но еще и писал стихи. Так, он написал большое количество стихотворений, основанных на принципах псевдоклассицизма. Однако Ломоносов не только создавал новые шедевры художественной литературы, но и работал над совершенствованием языка.

Ломоносов понимал, что русская литература не может совершенствоваться, если в самом языке нет порядка. В 1755 году он завершил работу над “Российской грамматикой”. В ней он изложил некоторые аспекты русского языка: три диалекта, 30 букв в алфавите, шесть падежей, восемь частей речи, десять временных форм, три наклонения, шесть залогов. Также Ломоносов ввел понятие “штиля” (оттенка речи): высокий, средний, а также низкий. Тот или иной “штиль” следовало употреблять в зависимости от конкретной речевой ситуации.

Другим знаковым трудом Ломоносова в области языка и литературы считается “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке”, а также “Письмо о правилах российского стихотворства”. В последней своей работе Ломоносов призывает сочинять стихи “по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить”, а также предлагает установить некоторые нормы стихосложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в Архангельской губернии. В 1730 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя несколько лет как один из талантливейших учеников был направлен в Петербургскую Академию наук, а затем в Германию для изучения химии и горного дела. По возвращении в Петербург в 1741 г. был назначен помощником профессора Академии наук, а через некоторое время – профессором химии. Сделал множество блестящих открытий в различных областях науки: физике, химии, астрономии, истории, филологии и во множестве других.

Значение лингвистического наследия М. В. Ломоносова для русского языка.

Читайте также: