Что сделал карамзин как историк

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Масоны, революция и сентиментализм

Карамзин сделал литературу гуманною

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет.
. И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить…

Посвятить себя истории

В первые годы XIX века Николай Карамзин все дальше уходит в сторону публицистики и развития философских идей. Это увлечение постепенно выливается в создание исторических трудов, которые вскоре принесли ему признание авторитетного историка. И 31 октября 1803 года по указу императора Александра I Карамзин получает титул Историографа. После чего Карамзин полностью отказывается от литературной деятельности и переключается на историю.

Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом

Николай Карамзин занял важное место в российской культуре благодаря искреннему интересу, скрупулезности, а также личному обаянию и эрудиции. И конечно, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам: как истинный представитель екатерининской эпохи, он совмещал идеи Просвещения с политическим консерватизмом, что подарило ему прекрасную возможность заниматься главным трудом своей жизни.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Карамзин Николай Михайлович и оценка его вклада в изучение истории России


Подробнее о проекте:

Оглавление

Введение


Карамзин Николай Михайлович оставил заметный след в отечественной исторической науке. Сахаров А. Н., давая ему высокую оценку, писал: «Н. М. Карамзин был одним из тех, кто в своем историческом творчестве прикоснулся к вечным темам и попытался по- своему, в рамках своего века, своих возможностей и своих иллюзий, решить их на материале отечественной истории.

Целью контрольной работы является изучение оценки вклада в исследование истории России Карамзиным Н. М. отечественными историками. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Жизненный и творческий путь Карамзина Н. М.

Ключ к пониманию личности человека всегда лежит в двух плоскостях – в натуре этого человека и в обстоятельствах его жизни, в том, как его характер шлифовался семейными и общественными обстоятельствами. В полной мере это относится и к Николаю Михайловичу Карамзину.


Карамзин родился именно в такой провинциальной среде. Просвещенный, умный отец, заботливая и любящая мать, доверительные отношения между родителями, гостеприимный дом, в котором текли беседы думающих и образованных людей – все это хорошо наложилось на ищущую, любознательную, художественно одаренную натуру юного Карамзина.

Домашнее воспитание, а позднее пансион профессора Московского университета Шадена И. М. и посещение лекций в самом университете помогли сформировать круг его интересов, выраженных в усиленных занятиях российской и всемирной историей, философией, литературой, иностранными языками.

Встречался с И. Кантом, был гостем Лафатера И. И., побывал в доме Вольтера, посетил келью Мартина Лютера. Он посещал библиотеки, музеи, театры, государственные учреждения, слушал лекции в Лейпцигском университете и проводил дни в Дрезденской галерее. В Национальном собрании революционной Франции Карамзин слушал Мирабо О. Г., побывал в якобинском клубе, наблюдал во время церковной службы Людовика XVI и Марию-Антуанетту.

Пристальное внимание Карамзина привлекли события развертывающейся во Франции революции (весна и лето1790 г.). Он предчувствовал гибельность насилия и большую опасность для общества разбушевавшейся народной стихии; верно, улавливал активную роль народа в революционных событиях и отмечал одновременно, что массы зачастую становятся игрушкой и своих, и чужих страстей.

Тем не менее, по мнению Сахарова А. Н., Карамзин оставался противником революции, видя в ее конкретном воплощении такие черты, которые не соответствовали прогрессу человечества и не отражали те лозунги, под которыми она проходила. «Именно во время заграничного путешествия все более оттачиваются исторические взгляды Николая Михайловича и сам он мужает как историк.

1793 год стал поворотным в жизни Карамзина. Установление якобинской диктатуры повергло его в ужас. Заколебалась его вера в идеалы Просвещения. Восшествие в 1801 г. на престол Александра I, известного своими либеральными взглядами и окруженного либеральными друзьями вызвало энтузиазм среди просвещенного русского общества.


К этому времени Карамзин становится одним из наиболее признанных российских писателей, мыслителей и историков. Его гуманистические, просветительские идеи становятся известными в русском обществе.

Но том вышел в свет, а за ним – последующие десятый и одиннадцатый том. Последний двенадцатый том, в котором Карамзин касался истории Смуты вплоть до избрания Михаила Романова царем в 1613г., остался не завершенным. Чувствуя, что силы слабеют, а здоровье ухудшается, Карамзин писал его уже без примечаний. Этот том увидел свет после смерти автора. 1825 год стал роковым для Карамзина.

Тяжело переживал смерть Александра I. Его потрясло восстание декабристов, среди которых было немало друзей и почитателей историка. Он простудился именно 14 декабря, когда весь день провел на улицах города. Новый император старался поддерживать историка. Будучи тяжело больным, Карамзин обратился к Николаю I с просьбой вернуть из ссылки Пушкина, и император уступил просьбе историографа. 22 мая 1826 г. Николая Михайловича не стало.

По мнению Козлова В. П., смысл его исторической концепции заключается в движении России из исторического небытия через тернии к вершинам организации государственного устройства и на основе этого к вершинам цивилизации, как их понимал Карамзин. Его труды со страстной критикой современных автору несовершенств, преступных нарушений в российском государственном устройстве, ярко свидетельствуют о глубине гражданской заинтересованности историка в достижении России по пути прогресса.

При таком взгляд на ход истории основное внимание обращалось на то, чтобы определить моральные и политические мотивы действий участников исторических событий. При это решающая роль отводилась тем, кто стоял у руля правления государством – монархам и их ближайшему окружению. Самодержавная власть, таким образом, превращалась в определяющую силу российской истории.

Затем, в удельное время (в период раздробленности) власть принадлежала монархам, правившим в отдельных землях. Наконец, с объединением русских земель вокруг Москвы самодержавие (единовластие) было восстановлено. По Карамзину, самодержавие – это такой политический строй, в котором монарх пользовался всей полнотой власти, являлся неограниченным монархом. Симпатии автора целиком и полностью на стороне самодержавия.

Суть феодализма Карамзин сводил к награждению вельмож земельными владениями, в которых они властвовали как государи. По его мнению, феодализм был обусловлен в России обширностью государственной территории, слабой связью между её частями и примитивностью государственного и общественного устройства. Монголо-татарское завоевание и иго стали возможны благодаря раздробленности русских земель и меж княжеских усобиц.

  1. Без монголо-татарского ига Русь погибла бы от меж княжеских усобиц, а Москва обязана своим величием золотоордынским ханам со времени Ивана Калиты.
  2. Большую роль в укрепление Москвы как центра объединения русских земель играла православная церковь, которая получила от завоевателей большие льготы, в том числе освобождение от уплаты дани.
  3. Монголо-татарское иго нанесло мощный удар по городским вольностям, вечевым собраниям, что привело к усилению власти московского великого князя.

1

Инновации языка и буква "Ё"

22

Карамзин – один из виднейших реформаторов русского языка. Он нарочно отказывался от использования церковнославянизмов в своих произведениях и активно обновлял русский язык.

Кармазин ввёл в употребление целый ряд неологизмов, прочно вошедших в язык.

Открытие "Хожения"

3

Первый профессиональный литератор

VestnikKaramzina

"Воруют. "

243

Знаменитой стала фраза: "Воруют. ", произнесённая Карамзиным во время путешествия в Европу, в ответ на вопрос соотечественника о родине.

Сентиментализм

01labejri1305197123

С Кантом на дружеской ноге

44

В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Московский период (1785-1789). Путешествие в Европу (1789-1790)

У истоков сентиментализма

К середине 1790-х годов Николай Карамзин становится признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

Последние годы

Сам Карамзин стал жертвой событий 14 декабря: стоя на Сенатской площади, он страшно простудился и 22 мая 1826 года скончался.

Память

Сочинения

Избранные сочинения в 2-х тт. М.-Л., 1964.

Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. Л., 1967.

Литературно-исторические заметки юного техника

12 декабря 1766 (родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным — село Михайловка (ныне Преображенка), Бузулукский уезд, Казанская губерния) - 03 июня 1826 (Санкт-Петербург, Российская империя)

Показательно, что в XX веке, развалившееся было под нападками революционных интернационалистов здание российской великодержавности к 1930-м годам вновь возродилось – под другими лозунгами, с другими лидерами, в другой идеологической упаковке. но… Сам подход к историографии отечественной истории, как до 1917 года, так и после, во многом остался по-карамзински ура-патриотическим и сентиментальным.

Н.М. Карамзин – ранние годы

Вырос будущий историограф в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина. Получил хорошее домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции в университете.

Путешествие в Европу

Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.

Карамзин – журналист, издатель

В этот период к Карамзину приходит настоящая литературная слава.

В июле 1794 года жизнь Карамзина едва не оборвалась: по дороге в имение, в степной глуши, на него напали разбойники. Карамзин чудом спасся, получив две лёгкие раны.

В 1801 году – женился на Елизавете Протасовой, соседке по имению, которую знал с детства – на момент свадьбы они были знакомы почти 13 лет.

Реформатор русского литературного языка

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями. Это и по сей день является образцом хорошего слога и примером для подражания в литературе.

Во главе идейных противников Карамзина встал А.С. Шишков (1774- 1841) – адмирал, патриот, известный государственный деятель того времени. Старовер, поклонник языка Ломоносова, Шишков на первый взгляд был классицистом. Но эта точка зрения нуждается в существенных оговорках. В противовес европеизму Карамзина Шишков выдвинул идею народности литературы — важнейший признак далёкого от классицизма романтического мироощущения. Получается, что Шишков тоже примыкал к романтикам, но только не прогрессивного, а консервативного направления. Его взгляды могут быть признаны своеобразной предтечей позднейшего славянофильства и почвеничества.

И надо признать, что иногда критика его была меткой и точной.

Карамзин и Александр I: симфония с властью?

В своих политических статьях 1802-1803 годов Карамзин, как правило, обращался с рекомендациями к правительству, главной из которых было просвещение нации во имя процветания самодержавного государства.

Однако при первой полной публикации записки в 1988 году Ю. М. Лотман вскрыл её более глубокое содержание. В этом документе Карамзин выступил с обоснованной критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Восхваляя Александра I, автор записки в то же самое время обрушивается на его советников, имея в виду, конечно, Сперанского, стоявшего за конституционные преобразования. Карамзин берёт на себя смелость обстоятельно, со ссылками на исторические примеры, доказывать царю, что к отмене крепостного права и ограничению самодержавной монархии конституцией (по примеру европейских держав) Россия не готова ни исторически, ни политически. Некоторые из его доводов (например, о бесполезности освобождения крестьян без земли, невозможности в России конституционной демократии) и сегодня выглядят вполне убедительными и исторически верными.

Наряду с обзором российской истории и критикой политического курса императора Александра I в записке содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию концепция самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с православием.

Карамзин как историк

Карамзин есть первый наш историк и последний летописец.
Своею критикой он принадлежит истории,
простодушием и апофегмами - хронике.

Но, с другой стороны, Карамзин изначально не ставил себе задачи брать на себя роль исследователя. Новоиспечённый историограф не собирался писать научный трактат и присваивать себе лавры прославленных предшественников – Шлёцера, Миллера, Татищева, Щербатова, Болтина и т.д.

Сегодня невозможно не согласиться с тем, что в начале XIX века источниковедение, палеография и другие вспомогательные исторические дисциплины находились в самом зачаточном состоянии. Поэтому требовать от литератора Карамзина профессиональной критики, а также чёткого следования той или иной методике работы с историческими источниками – просто смешно.

Благодаря усердной помощи директоров Московского архива министерства (коллегии) иностранных дел Н. Н. Бантыш-Каменского и А. Ф. Малиновского, Карамзин смог воспользоваться теми документами и материалами, которые не были доступны его предшественникам. Много ценных рукописей дало Синодальное хранилище, библиотеки монастырей (Троицкой лавры, Волоколамского монастыря и другие), а также частные собрания рукописей Мусина-Пушкина и Н.П. Румянцева. Особенно много документов Карамзин получил от канцлера Румянцева, собиравшего исторические материалы в России и за границей через своих многочисленных агентов, а также от А. И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива.

По представлению, прочно укоренившемуся в русской и зарубежной историографии XVII - XVIII веков, развитие исторического процесса находится в зависимости от развития монархической власти. Карамзин не отходит от этого представления ни на йоту: монархическая власть возвеличила Россию в киевский период; раздел власти между князьями был политической ошибкой, которая была исправлена государственной мудростью московских князей - собирателей Руси. Вместе с тем, именно князьями исправлены были и её последствия - раздробление Руси и татарское иго.

Таким образом, со своими своеобразными взглядами на задачи историка Карамзин, по большому счёту, остался вне господствующих течений русской и европейской историографии XIX и XX веков. Безусловно, он участвовал в её последовательном развитии, но лишь в виде объекта для постоянной критики и ярчайшего примера того, как историю писать не нужно.

Реакция современников

Специалисты-исследователи, как уже было сказано, отнеслись к сочинению Карамзина именно как к сочинению, подчас даже принижая его историческое значение. Многим казалось чересчур рискованным само предприятие Карамзина – взяться писать столь обширный труд при тогдашнем состоянии российской исторической науки.

14 декабря. Финал Карамзина.

Кончина императора Александра I и декабрьские события 1925 года глубоко потрясли Н.М. Карамзина и отрицательно сказались на его здоровье.

14 декабря, во время своих перемещений по Петербургу, Карамзин сильно простудился и заболел воспалением лёгких. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня: рухнуло его представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошёл новый царь, очень далёкий от идеального образа просвещённого монарха. Полубольной, Карамзин ежедневно бывал во дворце, где беседовал с императрицей Марией Фёдоровной, от воспоминаний о покойном государе Александре переходя к рассуждениям о задачах будущего царствования.

Елена Широкова

Читайте также: