Что сделал айвазовский как художник

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.09.2024

Одним из таких художников, чье имя никогда не исчезало со страниц журналов и газет, можно назвать И.К. Айвазовского. На протяжении всей своей профессиональной карьеры он находился под пристальным вниманием публицистов, среди которых были как преданные поклонники, так и недоброжелатели. Одни попросту восхищались талантом мариниста, другие искали в его работах смысл, обнаруживая параллели с повествовательными литературными жанрами, третьи упрекали художника в чрезмерной фантазии и подвергали сомнению правдивость и объективность его изображений.

В печати освещались знаковые события жизни и творчества И.К. Айвазовского, анонсировались или обсуждались выставки с участием его работ, публиковались личные письма и даже отчеты. Но в большинстве случаев журнальные и газетные заметки - это поэтические размышления о его манере и методах работы, которые в конечном итоге обеспечили его произведениям непревзойденный успех. Авторы статей рассуждали о неповторимых живописных приемах Айвазовского на основе собственных впечатлений от увиденных картин или по результатам живых диалогов с живописцем. Именно поэтому эти статьи представляют особый интерес. Такие публикации можно считать своего рода дневником художественной жизни Айвазовского, прогнозом его замыслов и будущих свершений, об осуществлении которых, листая периодику, теперь можно судить с позиции исследователя XXI века. Они же позволяют узнать, как современники оценивали творчество мастера, когда оно находилось на стадии зарождения и развития.

Мы рассмотрели лишь самые яркие отзывы о деятельности великого русского пейзажиста, но даже эти немногочисленные, но красноречивые строки дают яркое представление об индивидуальной неповторимости его таланта и непревзойденном художественном даровании. Однако, пожалуй, главным результатом этого анализа стал удивительный экскурс в прошлое, когда мы будто вместе с художником переживаем главные моменты его наполненной творчеством жизни, неутомимо пульсирующим сердцем которой было ласковое или грозное, умиротворенное или пугающее, но притягательно-загадочное и непредсказуемое Море.



О некоторых русских художниках-классиках XIX века можно говорить бесконечно долго, перечисляя все их достижения и заслуги, интересные факты из личной жизни, раскрывая тайны и секреты их мастерства. Один из таких – Иван Константинович Айвазовский , всемирно известный художник-маринист, вокруг имени которого до сих пор продолжают ходить невероятные истории и легенды.

Сегодня хотелось бы рассказать о нескольких годах жизни из биографии гениального мариниста, проведенных за границей, которые стали для него поистине триумфальными. А также о заслугах художника во время службы при Главном морском штабе военно-морского флота Российской империи в качестве живописца.

Стихия моря на полотнах и морские подвиги величайшего мариниста

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. (1848 год.)

Но вскоре возникли обстоятельства, по которым поездку в Европу пришлось отложить почти на три года. Адмирал Черноморского флота Михаил Лазарев пригласил Айвазовского принять участие в боевом десанте к берегам Кавказа на флагманском корабле, чтобы запечатлеть для истории мощь русского флота и его оружия. Иван, еще в академии пристрастившийся к морским пейзажам и ко всему тому, что было связано с морем, был лучшим кандидатом для этой цели.

Для молодого художника этот поход стал, как и хорошей школой жизни, так и достаточно рискованным мероприятием. Ведь история помнит как погиб на борту боевого корабля выдающийся художник 19 столетия Василий Верещагин, буквально с кисточкой в руках, запечатлевая морское сражение во время русско-японской войны.

 Морское сражение при Наварине 2 октября 1827года. (1846 год.)

Судьба к Айвазовскому оказалась более благосклонной - и тогда, во время первого боевого крещения, и позже, когда он уже будучи в чине живописца Главного морского штаба России участвовал в морских сражениях. В те времена к военным кораблям приставляли художников для того, чтобы запечатлевать разворачивающиеся боевые действия и их последствия. А это значило, что они постоянно, как и все остальные члены команды, подвергались опасности и могли погибнуть от шальной пули или снаряда.

Воскресший из мертвых

Кораблекрушение. 1843 год.

Но Ивану Константиновичу однажды все же пришлось пережить в своей жизни невероятной силы морскую стихию, когда ему довелось реально посмотреть смерти в глаза. Это случилось как раз в конце пенсионерской поездки по странам Европы, в которую он все же отправился, вернувшись с Кавказа в 1840 году. По пути следования пассажирского парохода из Англии в Испанию в Бискайском заливе его настигла жесточайшая буря. Пассажиры, обезумев от страха и безысходности метались по кораблю. У художника, пытавшегося удержаться на палубе, также стыла кровь в жилах от ужаса. И тут в один момент он вдруг поймал себя на том, что невольно любуется удивительным видом бурлящего моря и робкими лучами солнца, пробивающимися сквозь грозные тучи. Этот зловещий и вместе с тем захватывающий вид на всю жизнь врезался живописцу в память. И когда в 1850 году он задумал свой "Девятый вал", именно этот момент всплыл у него перед глазами.

 Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 год.

Тогда чудом их корабль уцелел, и многим удалось сойти на берег в гавани Лиссабона. А к тому времени уже пол Европы облетела весть, что попавший шторм пароход с командой и пассажирами эатонул. В списках, включенных в некролог, было и имя Айвазовского.

У русских есть такая примета, если человека хоронят раньше времени - жить будет долго. Так оно и случилось. Иван Константинович прошел жизненный путь длиною в 82 года.

"Царь моря"

 Буря на море ночью. 1849 год.

Заморская слава великого живописца

 Венеция. 1844 год.

А сейчас самое время вернуться к живописной стихии моря, создаваемой мастером, в самом начале творческой карьеры. Именно в те годы художник приобрел мировую известность, став любимцем европейской публики. Но обо всем этом по порядку.

В 1840 году Айвазовский наконец-то смог выехать за границу. Сначала он поселился в Италии, где с упоением учился, совершенствовал свое мастерство, впитывая атмосферу древнего искусства этой страны и творил свои удивительные полотна. Кстати, именно тогда он выработал свой пресловутый прием - писать по памяти.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. начало 1840 год.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе вскоре начали экспонироваться на выставках в Риме и сразу же принесли молодому художнику большой успех, с которым пришли и солидные доходы. Это дало возможность маринисту путешествовать по европейским странам, и он посещает Швейцарию, Германию и Англию и везде его творения вызывали ошеломительный успех у зрителей.

Вид на венецианскую лагуну. 1841 год.

Два из трех полотен художник написал, еще живя в Италии, а вот третье ему пришлось создавать непосредственно к самой выставке. Долго размышляя над выбором сюжета, мастер остановился на самом душещипательном. Как-то во время кавказских баталий ему довелось быть свидетелем того, как у берегов Абхазии русский военный корабль спасал кочерму с пленными молодыми горянками в открытом море, во время поднявшейся бури. Он вложил в это полотно все свое мастерство и вдохновение, так как понимал, что на нем лежит особая миссия — представлять в столице Франции искусство своей страны.

В первые же дни после открытия экспозиции картины Ивана Айвазовского стали грандиознейшим событием в художественной жизни Парижа. Любоваться ими приходило тысячи зрителей. Давно уже парижская пресса не хвалила так работы иностранного художника.

Неаполитанский маяк. 1842 год.

А французы, покоренные талантом художника, буквально стали его боготворить. Их магически привлекали, озаренные праздничным светом итальянские виды и ввергал в глубокое осмысление сюжет об абхазских женщинах, спасенных русскими моряками и от морской пучины, и от поработителей.

А немногим позже, подводя итоги выставки, Совет Парижской Королевской академии художеств наградил мастера золотой медалью. Торжество Айвазовского в Париже поистине стало триумфом русского искусства. Молодому маринисту из России рукоплескал весь Париж, от широкой публики и круга даже непреклонных критиков - до парижских художников, искренне восхищавшихся талантом русского коллеги.

 Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 год

После такого ошеломительного успеха в жизни Ивана Айвазовского началась пора беспрерывных странствий. Его работы хотели видеть во многих городах Европы, а он сам "стремился увидеть все новые и новые приморские города, гавани, порты, слушать шум волн, наблюдать штиль и бури различных морей". Он любовался Лондоном, Лисабоном, Мадридом, Гренадой, Севильей, Кадиксом, Барселоной, Малагой, Гибралтаром, Мальтой… И этот список можно перечислять достаточно долго. Ибо, когда он покидал Европу в 1844 году, его заграничный паспорт уже имел вид толстой тетради (к паспорту подшивались дополнительные листы), где насчитывалось 135 виз.

Венеция. 1842 год.

И нужно отметить, что, невзирая на свой триумф, вернулся Айвазовский в Россию на два года раньше установленного срока. Причиной неожиданного его решения безотлагательно вернуться домой послужила статья, напечатанная в парижской газете, где говорилось, что "русский художник, ценя радушие и внимание парижан, намерен надолго и, возможно, даже навсегда поселиться во Франции".

 Берег моря. Штиль. 1843 год.

Айвазовский был не на шутку оскорблен выходкой журналистов. Как могли подумать, что он, Айвазовский, смог променять родину на славу и благосостояние?! Поэтому художник немедля отправил в Петербург прошение с просьбой о разрешении вернуться в Россию, получив которое отправился в дорогу. По пути остановился в Амстердаме - колыбели морской живописи, где был радушно принят публикой и коллегами-живописцами. Более того, он был удостоен звания члена Амстердамской Академии художеств.

 Закат на море. 1848 год.

С небывалым триумфом летом 1844 года Айвазовский вернулся в Петербург и был буквально осыпан многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала). И со стороны Петербургской Академии он также был удостоен почетного звания академика. А было тогда новоиспеченному академику всего 27 лет.

В удивительной биографии великого мариниста Ивана Айвазовского есть еще
немало интригующих фактов, которые мало кому известны.

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 2


Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 1

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 3


Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 4


Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 5


Айвазовский у мольберта.

Творчество как радость

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 2


Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 6


Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят. Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже.

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 7


Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 8


Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 9


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 10


Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 3


Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 4


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 11


Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

Как смотреть на картины Айвазовского

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 12


Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 5


Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля. 1900

hudozhnik Ivan Ayvazovsky 13


Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.


Иван Айвазовский – один из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик. Его приняли в почетные члены Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.

В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в поэтическом изображении стихии, в отточенном мастерстве его полотен. Ему, простому армянскому мальчишке, рисующему углем на стенах домов, удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей.

Детство

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк Айвазян, он потомок переселившихся в Галицию армян. В Феодосии он записался под фамилией Гайвазовский, переделав ее на польский манер. Мама – Рипсиме Айвазян, из семьи чистокровных армян.

Отец семейства отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно. Но тут в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.

Иван Константинович Айвазовский

Всего в семье Гайвазовских родилось пятеро детей, старший сын Саргис принял монашеский сан и стал Габриэлом. Семейство терпело большую нужду, мать тоже вносила свою лепту в бюджет. Она была отличной вышивальщицей, старалась как можно выгоднее продать свои работы. С ранних лет у Ивана проявилась мечтательность и смышленость. Он просыпался рано поутру, бежал к морю, и часами заворожено смотрел на большие корабли и небольшие лодочки, восхищался красотой пейзажей. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.

У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому свои первые шедевры он писал на песке. К сожалению, они мгновенно растворялись под нахлынувшими морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Отцу не очень нравилось занятие сына, особенно он расстраивался, глядя на испорченные стены, но ругать мальца не стал. Увиденное навело его на крепкие раздумья. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, вносил свой вклад в семейный бюджет.

Тяжелый труд не мешал мальчику развивать свои таланты. Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Именно в те годы случилась судьбоносная встреча будущего мариниста и местного архитектора Якова Коха, которая резко изменила биографию Айвазовского. Кох пришел в восторг от художественных способностей мальчишки, дарил Ивану краски, карандаши, бумагу, поддерживал юное дарование, как мог, в том числе и уроками рисования. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и губернатор города Александр Казначеев, которому понравилась его игра на скрипке. Сам градоначальник очень любил музицировать.

Именно стараниями Казначеева Иван в 1830-м начал обучение в симферопольской гимназии. В Симферополе у талантливого мальчишки появился еще один покровитель – Наталья Нарышкина, супруга губернатора города. Ваня часто гостил у них в доме, он мог свободно пользоваться библиотекой, читать книги об искусстве и живописи. Айвазовский много работал, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды.

Иван Константинович Айвазовский

Нарышкина попросила художника-портретиста Сальватора Тончи, и через него нашла выход на президента Императорской академии художеств Петербурга Оленина.

Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.

В тринадцатилетнем возрасте Иван стал учиться у мастера пейзажа Воробьева, и был самым молодым из учеников Академии. Нужно отметить, что Воробьев был опытным педагогом, сумевшим по достоинству оценить всю силу таланта начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего живописца-виртуоза.

Иван Константинович Айвазовский

Достаточно быстро Айвазовский превзошел Воробьева, и учитель представил своего талантливого ученика Филиппу Таннеру, прибывшему из Франции маринисту. Плодотворного сотрудничества у Ивана с Таннером не вышло. Французский живописец заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, однако у Ивана находилось время и для создания собственных полотен.

Живопись

Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин его учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. А вот картины французского художника нашли слишком манерными. Разгневанный Филипп обратился с жалобой на непокорного ученика к самому императору, он сказал, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его на то разрешения.

По закону, Таннер был прав, император приказал Айвазовскому убрать его произведения, и выразил ему свое недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя и нашел поддержку лучших умов того времени – Жуковского, Крылова, Оленина. Дело приняло совсем новый оборот, когда за Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.

Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а Иван прошел хорошую художественную практику. Он понимал, что ему просто необходимо ознакомиться с устройством кораблей, чтобы сцены баталий выглядели на полотне реально.

Иван Константинович Айвазовский

Так в 20 лет Иван покинул стены Академии, хотя по правилам, должен был учиться еще на протяжении трех лет. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение.

Сразу после выпуска Айвазовский отбыл в путешествие. Два года он пробыл в родном Крыму, потом на протяжении шести лет объездил всю Европу. Он побывал в родной Феодосии, много ездил по Крыму, стал участником высадки морского десанта в Черкессии. И продолжал усиленно писать многочисленные полотна с изображением не только мирных морских пейзажей, но и военных сцен.

В 1840-м Айвазовский недолго пожил в Петербурге, потом побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Это путешествие сопровождалось массой приятных встреч. Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.

Иван Константинович Айвазовский

Маринист был хорошо знаком и даже дружил с самыми известными людьми того времени. Среди его знакомых оказался Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Жаловало его и императорское семейство. Однако не это было главным в его жизни, на первое место живописец всегда ставил семью, любимую работу, общение с простыми людьми.

Иван Константинович Айвазовский

Фото тех лет сохранило память о семье, где они выглядят очень счастливыми, хоть это счастье было коротким. После того, как родились дочки, Юлия совершенно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, поближе к балам, званым вечерам и светской жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простое окружение, и не собирался ничего менять. В итоге супруги развелись, что было большой редкостью в те времена. Иван с большим трудом сохранил нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия всеми силами настраивала детей против него.

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

Русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.


Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря. Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах. Во многом, секрет таит биография Айвазовского, он родился и вырос в среде, нераздельно связанной с морем.

Юность в биографии Айвазовского

Описывая биографию Ивана Константиновича Айвазовского, нужно сначала отметить, что родился он в Феодосии, 17 июля 1817 г. в купеческой семье армянского происхождения.




Отец – Геворк (в русском варианте Константин) Айвазян; И. К.
Айвазовский. Портрет отца
Мать – Рипсиме Айвазян. И. К. Айвазовский. Портрет матери Айвазовский изобразил себя мальчиком, рисующим родной город. 1825 год.

Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.

Начало биографии Айвазовского как легендарного художника


С 1830 г. Айвазовский учится в симферопольской гимназии, а в конце августа 1833 г. отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 г. успешно обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.


Айвазовский: биография в рассвете творчества

Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца, достаточно обширно этот период биографии Айвазовского описывает Википедия. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.

При первой же возможности он возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна.


Айвазовский Феодосия

Иван Константинович на заре своей творческой жизни пренебрег возможностью быть приближенным ко двору царя. На парижской всемирной выставке его работы были отмечены золотой медалью, в Голландии − присвоили звание академика. Это не осталось незамеченным в России − двадцатилетнего Айвазовского назначили художником Главного морского штаба, и он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей.

Лестный заказ Айвазовский выполнил, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Все чиновники и столичный живописцы решили, что он чудак. Но Иван Константинович не собирался менять свою свободу на мундир и карусель петербургских балов. Ему нужны море, солнечный пляж, улицы, ему нужен был морской воздух для творчества.

Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского в Феодосии в Кировском районе, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.

Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника.


Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом.

Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.

В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.


Музей древностей, построенный Иваном Константиновичем Айвазовским

Музей Айвазовского в Феодосии

Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея. Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.

Время войны здание было разрушено — от попадания корабельного снаряда.

Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.

В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада. Такие особенности здания необычны для Крыма.


Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей

При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.

Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.

Скончался легендарный живописец 19 апреля (по старому стилю) 1900 г. Был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

© 2016-2018. Сайт посвящен русскому художнику Ивану Айвазовскому.
Родился 29 июля 1817 г. — Умер 5 мая 1900 г. (82 года).

Читайте также: