Что может сделать школа и как чтобы препятствовать виктимизации

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Каждый третий ребенок в России сталкивается с травлей в школе. При этом о проблеме знает лишь каждый десятый родитель. Взрослые, в том числе учителя и директора школ, могут не замечать проблему или просто закрывать на нее глаза. В результате одноклассники каждый день унижают ребенка и играют его портфелем в футбол, а этот ребенок потом может покончить жизнь самоубийством или прийти в школу с ружьем. Вместе с психологом Анастасией Тутик разбираемся, почему дети молчат о проблемах и как им помочь.

Чем травля отличается от обычного конфликта

Дети иногда ссорятся. Они могут толкаться, кричать друг на друга и даже драться — и это нормально. Если сегодня Петя и Миша обзывали друг друга, а завтра они вместе играют в футбол — это не травля, а конфликт. Совсем избежать конфликтов между детьми не получится. Да и не надо: конфликты учат их справляться с агрессией, отстаивать свои права и мириться.

Травля — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. При этом силы детей не равны, то есть одни выступают агрессорами и издеваются над другими — жертвами. И эти роли остаются неизменными. Травля не учит ничему хорошему, только вредит.

Характерные черты травли:

  • эмоциональное или физическое насилие. Это могут быть оскорбления, шутки, сплетни, а также драки и стычки;
  • издевательства происходят постоянно и направлены на одного и того же человека;
  • класс либо поддерживает агрессора и тоже травит жертву, либо делает вид, что ничего не происходит.

Родителям, которые считают, что проблема преувеличена, стоит представить такую ситуацию:

При этом у взрослого есть опыт и компетенции — он знает, куда обратиться за помощью и, в конце концов, может просто уволиться. А ребенок, которого каждый день травят в школе, ничего не может с этим сделать.

Светлана, 35 лет:

Мне было страшно. Я рассказывала родителям об этом, но они советовали быть умнее, отшучиваться в ответ, говорили, что умение посмеяться над собой — это очень важное качество.

В старших класс я пыталась дать отпор — кричала, ругалась, но из-за этого травить стали сильнее. Тогда я подала документы в другую школу, но плохо сдала английский. Директор этой школы связался с родителями и сказал, что они готовы меня принять, если я подтяну английский с репетитором. Родители решили, что я не справлюсь, и меня оставили в старой школе.

После девятого класса многие парни из Диминой свиты ушли в колледж, он перестал задирать меня и других одноклассников. Когда я вспоминаю школьные годы, меня трясет, травля сильно на меня повлияла. Сейчас, когда я сталкиваюсь с агрессией, то впадаю в ступор и чувствую себя беззащитной школьницей, а не взрослой женщиной.

Жертвой школьной травли может стать кто угодно — так же, как и агрессором. Родители могут думать, что у ребенка хорошие и дружные одноклассники, а на деле они плюют ребенку вслед или отбирают у него деньги. Престиж школы тоже не защитит ребенка — издевательства есть и в платных школах, и в элитных лицеях. Вот почему так важно уметь распознавать признаки травли.

На что обратить внимание

Когда ребенка обижают в школе, он сильно нервничает. И если он ничего не говорит родителям, это напряжение будет накапливаться, влиять на его поведение и настроение. Например, тихий и спокойный ребенок может начать огрызаться и грубить. Для детей младшего возраста характерны психосоматические проявления — рвота, головная боль.

Вот еще несколько признаков, на которые стоит обратить внимание. Ребенка, скорее всего, обижают в школе, если он:

  • не хочет идти в школу;
  • начинает хуже учиться;
  • становится замкнутым, неразговорчивым;
  • плохо спит — не может заснуть или видит кошмары;
  • приходит домой в порванной или грязной одежде;
  • начинает недоедать или переедать;
  • не может или не хочет объяснять, откуда на его теле появились синяки или порезы;
  • проводит почти все время дома, ни с кем не дружит.

Эти признаки не всегда говорят о том, что ребенка травят в школе. Иногда так бывает в переходном возрасте или в период адаптации в новом классе. Что бы за этим ни стояло, любые изменения в поведении ребенка — это сигнал, что что-то идет не так.

Почему дети молчат

Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.

Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.

Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:

  • запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
  • не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
  • думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
  • стесняется признаться, что не справляется сам;
  • винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
  • боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
  • поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.

Ребенок может молчать об издевательствах по разным причинам, поэтому так важно обращать внимание на любые изменения в его поведении.

Костя, 28 лет:

— У меня была хорошая семья, родители редко ругались и всегда заботились обо мне. Мама вязала на заказ, папа работал на заводе.

В младших классах я носил брекеты и в целом был неуклюжим, поэтому меня дразнили, но родители поддерживали меня. А еще у меня были друзья во дворе, поэтому я не сильно переживал.

Когда мне было 10 лет, отец ушел куда-то и не вернулся. Он до сих пор считается пропавшим без вести. Мама была не в себе, я чувствовал себя потерянным и замкнулся. Все учителя знали, что произошло, но никому в классе не рассказали, пошли сплетни, что отец нас бросил и ушел к любовнице.

Меня перестали дразнить кривозубым, но начали травить: отбирать сумку, бить, если сопротивлялся, оскорблять и называть нытиком. Иногда рядом с этими обидчиками были друзья со двора, но они просто молча смотрели. А потом тоже стали издеваться надо мной.

Учителя знали об этом, но игнорировали. Школьный психолог спрашивал, как дела, не обижает ли меня кто, но я ничего не рассказывал, и он просто перестал вызывать меня к себе.

Я не выходил гулять, начал заикаться, мог заплакать на уроке в 9‑м классе — не рыдать, но пустить слезу, когда учитель ругала за то, что я плохо написал контрольную. Я стал двоечником, а учителя только подливали масла в огонь: говорили при всех, что я совсем от рук отбился и что у меня нет будущего. Исчезновение отца сильно подкосило маму, а еще она работала на двух работах, поэтому ей было не до моих проблем в школе.

Я вырос изгоем и очень зол на всех. Никогда не был на встрече выпускников и продолжаю ненавидеть учителей и одноклассников.

Как поговорить с ребенком

Если родитель подозревает, что над ребенком издеваются, для начала нужно поговорить с ним об этом, а не бежать в школу и закатывать скандал. Нельзя спрашивать ребенка в лоб, давить и устраивать допросы — так он закроется еще больше.

В разговорах о травле важно учитывать возраст ребенка. Если он учится в начальной школе, можно разузнать всё через игру, например через сказку с договариванием. Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним. Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

  • Теплым осенним утром мальчик Ваня идет в школу, и думает о том, что… По пути в классный кабинет Ваня встречает одноклассника Диму, и мальчишки… Когда Ваню вызвали к доске на уроке математики, учитель сказал ему, что… На перемене Ваня…

Нет волшебной фразы, которая поможет мгновенно разговорить ребенка — на то, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, понадобится время. Нужно уделять детям внимание постоянно, а не приставать с расспросами за пять минут до выхода из дома. Нужно почаще собираться всей семьей, интересоваться мнением ребенка по разным вопросам и не пытаться контролировать каждый его шаг.

Но все эти методы больше подходят для профилактики: чтобы проблема не начала расти и ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям. Если все очевидно и ребенок регулярно приходит домой в синяках, не стоит ждать, пока он захочет открыться родителям, — лучше сразу обратиться к психологу.

Как нельзя реагировать

Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются.

Как не надо говорить Почему это не работает
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить. Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть.
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками. Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка.
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет. Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте.

Родителям хочется воспитать ребенка самостоятельным, независимым и смелым. Но раз над ребенком издеваются, значит, он не может дать отпор сам и ему нужна помощь. Ни один ребенок не хочет быть жертвой, и если бы он мог решить проблему в одиночку — он бы сделал это.

Что делать дальше

Для начала можно попытаться поговорить с родителями обидчика. Если они не воспринимают проблему всерьез и считают, что их ребенок — ангел, стоит заручиться поддержкой школы и поговорить с классным руководителем. Делать это нужно вежливо и спокойно, потому что главная цель — решить проблему ребенка, а не выплеснуть свой гнев. В разговоре с учителем важно обговорить стратегию: конкретные шаги и сроки.

Как вы такое допустили, какой из вас педагог! Мы доверили вам своего ребенка, а вы что?

Что вы делаете для того, чтобы решить проблему?

Если разговоры с учителем ни к чему не привели, можно создать согласительную комиссию. В этом случае родители, администрация школы, медиаторы и психологи собираются, чтобы решить конфликт. В комиссию могут войти и сами ученики. Решение, которое примут на заседании, станет обязательным для исполнения на территории школы.

Обидчиком может быть и учитель, и тогда решить проблему труднее. Для начала нужно понять, действительно ли он ведет себя непрофессионально или ребенок слишком остро реагирует на замечания. Стоит поговорить с родителями одноклассников, узнать, как они видят ситуацию. Если проблема есть — обратиться к директору школы, если это не сработает — в местное управление образования и администрацию.

Иногда родители считают, что легче перевести ребенка в другую школу, потому что гласность и шумиха могут только усилить травлю. Это не всегда так. Травля существует из-за безнаказанности. Обычно проблема решается, как только обидчика привлекают к ответственности. Однако если школа не может помочь, а издевательства продолжаются, главное — обезопасить ребенка. Можно перевести его в другую школу и продолжать решать проблему.

Настя, 19 лет:

С записями родители сразу пошли в городскую администрацию — знали, что от директора помощи ждать бессмысленно. Встал вопрос об увольнении учительницы, но внезапно половина класса оказалась против этого. Многие родители считали, что строгость — это не плохо, и что учитель — сильный педагог, который обеспечит нам хорошее будущее, поэтому можно и потерпеть.

Учительницу в итоге уволили, но стало только хуже. Если раньше у нас с одноклассниками был общий враг — строгая класснуха, то теперь изгоем стали я и моя семья. Родителей игнорировали на собраниях, удалили из общего чата. Надо мной постоянно подшучивали: говорили, что новая классная руководительница ставит мне пятерки только из-за страха, что я и ее сниму на видео. Наверное, дети просто повторяли то, что слышали дома от своих родителей.

Город у нас маленький, и переводиться в другую школу не было смысла. Поэтому мы всей семьей переехали в другой город.

Некоторые родители, которые сталкивались с травлей детей в школе, советуют сразу же забирать ребенка из учебного заведения. Они считают, что бороться с травлей бессмысленно — раз она есть, значит, учителя и администрация не сумели выстроить правильные отношения между учениками. А значит, проблема возникнет снова. Поэтому нужно искать не просто новую школу, а ещё и хорошего классного руководителя. В идеале он способен устанавливать правила жизни в классе и контролировать их, брать на себя ответственность. Определить это сходу практически невозможно. Можно ориентироваться на желание учителя решить проблему — если оно не меньше, чем у родителей, значит, есть шанс, что ситуация не повторится.

Если разговоры не работают

Издевательства в школе не просто портят человеку всю жизнь. Они могут довести до суицида или привести к психическим расстройствам, из-за которых ребенок будет сидеть на антидепрессантах. Поэтому, если школа не защищает ребенка или не реагирует на ситуацию, нужно переходить к юридическим и правовым мерам.

Для этого понадобятся доказательства — переписки, показания других родителей или детей, диктофонные записи разговоров, зафиксированные побои, испорченные вещи. Эмоциональную травлю, когда ребенка обзывают, распускают про него сплетни или игнорируют, — доказать сложнее, чем физическую.

Вот что можно сделать, если не получилось решить проблему на уровне школы.

Заявление можно писать в свободной форме. Главное — рассказать, что произошло, и приложить доказательства, которые удалось собрать.

Чиновники рассмотрят заявление в течение 30 дней с момента получения. Они могут проверить действия учителей и школьной администрации, проконтролируют, как в школе соблюдают права учащихся и соблюдают ли вообще. Если в результате окажется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании — не способствовали решению конфликта или сами принимали в нем участие, — их привлекут к административной ответственности.

Обратиться в НКО. Во многих регионах России действуют некоммерческие организации, которые занимаются вопросами травли в школах. Они помогают разобраться в проблеме и предлагают эффективные способы ее решения. Еще в НКО подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении в прокуратуру.

Написать в полицию и прокуратуру. Если ребенок приходит домой с царапинами, синяками, ссадинами, ожогами и другими травмами, лучше обратиться в полицию и прокуратуру.

Прокуратура тоже следит за соблюдением Закона об образовании. В нем сказано, что школа должна обеспечить безопасность ребенку на время обучения.

В полицию нужно обращаться, если здоровью ребенка причинен вред средней тяжести и выше. Полиция проведет расследование и решит, надо ли возбуждать уголовное дело.

Привлечь внимание общественности. Написать посты в соцсетях, обратиться к журналистам. Предание огласке может ускорить решение проблемы.

Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.

Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.

Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях совершения преступлений) именуется виктимностью, а поведение, провоцирующее преступника, - виктимным. Высокая виктимность - высокая вероятность стать жертвой. В интересах каждого человека - снижение своей виктимности, предупреждение виктимного поведения.

П.И. Юнацкевич выделил (по разным основаниям) следующие виды виктимности:

а) по проявлениям в различных жизненных ситуациях - криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;

б) по доминирующим психологическим механизмам - мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;

в) по числу участвующих лиц - индивидуальную, групповую, общественную (массовую);

г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности - непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;

д) по психологическому уровню виктимности - слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;

е) по времени протекания - ситуативную и относительно стабильную.

Типология виктимности используется в процессе проведения психовиктимологических исследований, составления обобщенных психовиктимологических портретов личности и групп, при анализе поведения в различных критически сложных жизненных ситуациях и разработке психологических рекомендаций по обеспечению безопасности

Л.В. Франк выделил следующие виды виктимности [51].

1. Личностную, как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих способность стать жертвой преступлений.

3. Социальную, определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Наиболее виктимогенно значимыми признаками личности являются: социально - демографические характеристики; нравственно - психологические характеристики; социально - психологические характеристики ролевого поведения.

М.В. Шакурова выделяет объективные факторы, предполагающие или способствующие созданию ситуации, в которой группы или конкретные люди, в том числе и подростки, могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Среди факторов виктимизации населения - периодично-климатические условия страны, региона, местности, поселения, так как суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Отрицательно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания, связанные с экологическим загрязнением - повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам).

Фактором виктимизации подростка могут стать общество и государство в котором он живет. В любом обществе наличествуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня его экономического развития и социальной политики государства: инвестиций в сферу социальной защиты и общественного признания, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательство, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов. Собственно, и статус, субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хорошими внешними данными, выглядящие материально обеспеченными или доступными для посягательств на них, с вызывающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно доверчивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др.

Во многих странах имеются группы мигрантов из других стран, а так же из деревни в город и из района в регион, которых можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и т.д.), в какой мере они будут ощущать себя жертвами, зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Стремительная экономическая, политическая, экономическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиальных новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений и другим последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонарушители, наркоманы, проститутки и д.р.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления просто явной безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. В малом городе, где большая часть населения связана с одним - двумя предприятиями их закрытие или перепрофилирование грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреативной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где оно превышает 30%), социально психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных людей, инвалидов.

Объективным фактором виктимизации человека любого возраста может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный характер.

М.В. Шакурова указывает на то, что фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследству. Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин мужененавистниц, то есть они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д.

Субъективное восприятие себя жертвой во многом определяется личностными особенностями человека.

Во-первых, в зависимости от них реальные жертвы социализации могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами (что и определяет их самоотношение и поведение), а другие - нет (что, соответственно, отражается на их самоотношении и поведении)

Во-вторых, индивидуальные особенности, а также нормы и отношения ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным и т.д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может привести к тому что, его поведение и отношение с его окружающими определяются подробными самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь, а, как максимум может привести к психическим и социальным отклонениям, то есть превратить в реальную жертву.

Человек, являясь объектом и субъектом социализации, может стать и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.)

Однако то, что на данный момент делается на практике, как правило, не имеет системного характера, если иметь в виду как отдельные типы жертв, так и само социальное явление в целом: наличие в любом обществе многообразных типов людей - жертв неблагоприятных условий социализации. Объясняется это многими обстоятельствами. Во-первых, сравнительно недавним признанием наличия многообразных типов жертв неблагоприятных условий социализации (сами по себе многие были всегда). Во-вторых, еще более недавним осознанием наличия этого явления обществом и, тем более, конституированием государством соответствующих законодательных актов. В-третьих, отнесением, по мере развития общества, к жертвам неблагоприятных условий социализации категорий людей, ранее таковыми не считавшимися. В-четвертых, объективным увеличением многообразия типов жертв вследствие кардинальных изменений, происходящих в стране и в мире.

В социальной практике уже давно существует специальные учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитание сирот, изоляции и перевоспитание правонарушителей и т.д. В развитых странах широкое распространение получили различные системы социальной защиты обездоленных групп населения, социального призрения и помощи им. В последние десятилетие в русле социальной работы объектами внимания и помощи становятся все новые группы людей, которых можно рассматривать как жертвы неблагоприятных условий социализации.

Одной из причин следует признать так же и отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для жертв неблагоприятных условий социализации в целом и специфических для каждого типа жертв в частности. Это не значит, что отдельные отрасли знания не занимаются проблемами людей - жертв неблагоприятных условий социализации.

Дефектология изучает проблемы людей, лишенных речи, зрения, слуха или имеющих тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющих различные формы недоразвитости мозга и задержки психического развития. Согласно М.В. Шакуровой эти люди так же являются жертвами неблагоприятных условий социализации, так как они недостаточно приспособлены к условиям социальной среды.

Криминология исследует причины противоправного поведения и способы борьбы с ним. Кроме того, в ее рамках существует специальный раздел - юридическая виктимология, изучающая особенности людей, ставших жертвами преступлений.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации [29].

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач: во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений; во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик; в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации; в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Жертва может быть определена как человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.п.). Жертва - понятие, имеющее историческую и культурную специфику. Одно и то же качество личности и совокупность социальных условий в одной культуре рассматриваются как виктимные, а в другой - нет (например, юродивые в культуре средневековой Руси и ряда современных стран Востока обладают достаточно высоким, даже исключительным социальным статусом).

Виктимогенность - обозначает наличие в объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, винтимогенный микросоциум и т.д.).

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики данное понятие может рассматриваться как характеристика социальной среды, предполагающая наличие для жизнедеятельности человека факторов.

В.И. Загвязинский выделяет следующие виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные, потенциальные и латентные.

По мнению В.И. Загвязинского среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основных группы лиц.

1. Люди, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, обуславливающих их винтимогенное поведение в конфликтной ситуации. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и т.п.). Данные личностные свойства могут служить источником психологического напряжения в межличностных отношениях и обуславливают высокий риск виктимизации личности.

2. Люди, характеризующиеся в целом положительно, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Это люди (чаще всего дети, подростки); которые в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные последствия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если пругнуть с моста и т.п.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Часть виктимогенным является по сути правомерное, но по форме неосмотрительное поведение. Так, например, желание человека защитить свою оскорбленную честь в поединке с группой встречных хамов, не учитывающие психологическое состояние правонарушителей (пьяные, в группе и т. п.) и специфику конкретной ситуации (явное количественное превосходство противников, их оснащенность средствами нападения и т. п.), может с очень высокой степенью вероятности привести к негативным для него последствиям (травма, угроза жизни и т. п.)

3. Люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода врожденными недугами (инвалиды детства), пережившие ситуации, связанные с высоким риском для жизни (жертвы катастроф, природных стихий и т.п.).

Среди факторов виктимизации В.И. Загвязинский выделяет постоянные непостоянные и устранимые-неустранимые.

Примером постоянного неустранимого фактора виктимизации может служить олигофрения как стационарное состояние интеллектуальной недостаточности ребенка, не поддающееся кардинальным изменениям в течение жизни.

Дети и подростки проводят в школе большую часть своего времени, поэтому она оказывает на них большое влияние. Кроме знаний и друзей там нас может поджидать токсичность, которая проявляется в непрофессиональных учителях и агрессивных одноклассниках – все это может вылиться в настоящую травлю. По статистике, 52% школьников от 10 до 18 лет подвергаются травле в школе. Что делать, если меня обижают учителя или одноклассники? В этой статье мы рассмотрим, что делать, если вы учитесь в токсичном коллективе.

Токсичные учителя – что делать?

Желание учиться пропадает, когда учитель ведет себя некомпетентно: кричит, пристыжает при всем классе, открыто проявляет личную неприязнь, намеренно занижает оценки и тому подобное. Все это – не профессиональное поведение, к нему нужно относиться как к токсичному.

К сожалению, мне тоже пришлось столкнуться с этим в школе. Я была отличницей, но учителя находили повод пристыдить меня при всем классе за неверно выполненную работу. Мол, отличнице нельзя совершать ошибок. Это было неприятно, но все время я старалась не придавать этому внимания и игнорировала.

С учителями я контактировала редко, а оценки были хорошие, поэтому их поведение никаким образом не сказывалось на мне. Но мне просто повезло. Гораздо чаще такие напряженные отношения сказываются на оценках, напрочь убивают мотивацию учиться и вселяют ненависть к школе, в которую нужно ходить каждый день. Это может серьезно сказаться на вашем ментальном здоровье, поэтому, если вы чувствуете, что токсичность учителей мешает вам учиться, вот способы решить эту проблему:

1. Расскажите о своих переживаниях родителям.

Покажите им примеры того, когда учитель поступал несправедливо по отношению к вам. Расскажите родителям о том, что вы не одни, кто сталкивался с таким поведением со стороны именно этого преподавателя, если это действительно так. Это даст родителям возможность связаться с другими родителями, что повысит шанс на решение проблемы.

О чем говорить родителю? Можно прямо спросить учителя о том, почему он несправедливо поступает по отношению к вам. Не исключено, что токсичный учитель может вас оболгать. Предупредите родителей об этом. Если у вас есть возможность записать на диктофон свидетельство неприязни учителя к вам, сделайте это.

2. Обратитесь к директору.

Это крайний случай, к которому можно прибегнуть, если после разговора с учителем он не изменил свое отношение к вам.

Ему также нужно рассказать в подробностях о том, почему вы считаете, что учитель относится к вам предвзято. Возможно, директор окажется на вашей стороне. Однако часто бывает так, что директор склонен скорее защищать коллектив, чем учеников, потому что скандалы внутри педагогического коллектива могут нанести ущерб школе. Если предпринятые меры не помогли, пожалуй, стоит сменить школу – это намного лучше, чем терпеть токсичное отношение к себе.

Как пережить буллинг со стороны одноклассников?

Говоря простыми словами, буллинг – это травля, психологическое и/или физическое давление, насилие над человеком. Буллинг делает подростков и детей неуверенными в себе, зажатыми, тревожными, может привести к серьезным психологическим травмам. С буллингом мы сталкиваемся часто, и не только в школе.

Основная причина травли – отличие человека от других. Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы.

Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:

1. Расскажите учителю.

Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.

Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.

2. Расскажите о проблеме родителям.

Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.

Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу.

Профилактика буллинга для родителей

Негативные черты характера в детях закладывают родители, поэтому изначально они должны на своем примере показывать, как нужно относиться к другим людям, будь то сверстники или взрослые. Если родители сами часто скандалят с окружающими или между собой, неудивительно, что ребенок также не будет испытывать уважения к ближним и даже может начать травлю в школе.

Что могу сделать лично я?

Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Обязательно расскажите о том, что с вами происходит, близкому вам человеку – родителям, друзьям, учителям. Окружающим важно знать, что вы в беде, иначе они не смогут вам помочь. Обидчик же, зная, что жертва в одиночку справляется со своей проблемой, будет нападать снова и снова с большой вероятностью.

Подведём итоги того, что нужно делать, если вы столкнулись с токсичностью в школе:

1. Не нужно терпеть, если пара дней игнорирования не помогает делу! Поговорите о проблеме с преподавателями.

2. Обязательно поговорите с родителями – они всегда вам помогут и будут на вашей стороне.

3. Обратесь к классному руководителю, если вы ему доверяете.

5. Смените школу. Если вы думаете, что это не способ решения проблемы, то это не совсем так: со стороны может показаться, будто вы убегаете от проблем, но на самом деле вы создаете себе комфортные условия жизни и учебы. К этому стремится любой человек.

Это основные способы избавиться от травли в школе как со стороны взрослых, так и детей. Не позволяйте другим людям обижать вас, потому что никто не заслуживает неуважительного и жестокого обращения к себе.

Эффективные приемы тренеров и педагогов – для школы и не только

Дуг Лемов американский педагог и консультант

Кейти Ецци основатель и директор чартерной подготовительной начальной школы True North Troy

Эрика Вулвей научный руководитель группы Teach Like a Champion, сотрудник Uncommon Schools

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Учитель на уроке: дисциплина и внимание учеников

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте. ") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята. " Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Как удержать внимание класса

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. "Это из области фантастики?" — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
  4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое". -->

Читайте также: