Чешуйчатый доспех своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

В IX – X вв. полный комплект железного защитного вооружения был делом дорогим и редким. Позднее, по мере развития ремесленного производства, доспех стал более массовым явлением. Однако и тогда полноценное защитное вооружение оставалось главным образом принадлежностью воинской элиты – князей, бояр и их дружинников. Основным же видом защитного вооружения простого ополченца оставался деревянный щит. Но по мере роста ремесленного производства в городах, процент тяжеловооруженных воинов в русской войске постоянно рос.

Ранняя кольчуга имела вид короткой рубашки с рукавами (до 70 см длиной), которые обычно доходили до локтей. Разрез ворота располагался посередине шеи или был сдвинут в сторону, воротник достигал 10 см. Внешний диаметр её колец доходил до 10-11 мм. Преимуществом древнерусской кольчуги была её относительная легкость и гибкость. Она не стесняла движений воина, при этом являлась хорошей защитой. Средний вес русской короткой кольчуги X – XIII вв. составлял около 6-7 кг.

Русские дружины в бою. Часть 5

1. Русские кольчуги. IX–XIII века. 2. Элементы плетения из одного склепанного и четырех сварных колец. Источник: Мы - славяне! Энциклопедия.



1. Кольца кольчуг. VIII–XIII века. 2. Плетение из сварных и склепанных колец.


I. Воины в пластинчатом и чешуйчатом панцирях. С клейм житийной иконы "Святой Георгий". Начало XIV века.
II. Детали защитной одежды (VIII–XIV века): 1 – детали пластинчатых доспехов, 2 – скрепление частей пластинчатого доспеха, 3 – скрепление чешуйчатого доспеха, 4 – детали чешуйчатых доспехов.

Панцирь - это доспех собранный из небольших пластинок (его ещё называют ламеллярным). Пластины доспеха связывали между собой ремешками, пропущенными через небольшие отверстия по краям пластин. Пластины заходили одна за другую, поэтому создавалось впечатление чешуи, а в местах наложения пластинок, защита была двойной. К тому же пластины делали изогнутыми, что должно было лучше отводить или смягчать удары.

Наиболее древняя система, которая очень долго продержалась на территории Руси, не требовала кожаной основы. Удлиненные прямоугольные металлические пластинки размером 8 (10) х 1,5 (3,5) см связывались с помощью ремешков. Судя по изобразительным источникам, такой панцирь достигал бедер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых пластин.

Кроме того, на Руси существовали комбинированные доспехи. К примеру, кольчужные на груди, и чешуйчатые на рукавах и подоле. Очень рано на Руси появились и другие защитные элементы – наручи, налокотники и поножи. Наручи защищали руку воина от кисти до локтя. Один такой наруч был найден при раскопках южнорусского городища Сахновка. Наруч из Сахновки двустворчатый – длинная закругленная створка прикрывала руку воина снаружи, короткая прямоугольная защищала запястье. Наруч крепился на руке с помощью ремешков.


Воин в комбинированном доспехе.

Однако конические шлемы на Руси не получили массового распространения. X веком датируются и сферо-конические шлемы, которые лучше отводили удары. Эти шлемы обычно делали из нескольких, чаще всего четырех пластин толщиной 1,2—1,7 мм, которые находили друг на друга и соединялись заклепками. Внизу шлема с помощью прутка, который вставляли в петельки, крепили бармицу. Большинство шлемов этого типа явно принадлежали не простым воинам. Железные пластины фигурно вырезаны, покрыты позолотой и серебром. Вытянутое навершие шлема иногда оканчивалось втулкой для султанчика для перьев или крашенного конского волоса.


Конические, сферо-конические и куполовидные шлемы X–XIII века.





Шлем с полумаской, наносником и кружками для глаз. XII–XIII века.



Русский шелом XVI века.

На внутренней стороне щита крепили ремни, в которые воин продевал руку. Там также имела прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал ремень и через плечо, он был нужен для того чтобы воин мог закинуть щит за спину, во время похода, или когда надо было действовать двумя руками.


Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века.

В XI веке щиты становятся выпуклыми. В это же время массово распространяются миндалевидными щитами. Но и круглые щиты не сдают своих позиций. Миндалевидные щиты были массово распространены по всей Европе. Видимо, это было связано с усилением роли конницы. Миндалевидный щит прикрывал конного воина от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Высота миндалевидного щита составляла от трети до половины человеческого роста. Эти щиты были плоскими или немного изогнутыми по продольной оси. Соотношение высоты и ширины было 2:1. Миндалевидные щиты, как и круглые, делали из дерева и кожи, оковывались по краям и имели умбон.

Щиты обычно разрисовывали и украшали. В XII столетии это были эмблемы и символы княжеских родов. На изображениях святых воинах щиты были украшены крестами. В более раннюю эпоху щиты, видимо, украшали священными символами, знаками рода, племени. Фон щита окрашивался. Известно, что русские предпочитали красный цвет.

В Древней Руси щит являлся престижным видом вооружения. Ранние источники упоминают щит на третьем месте, сразу после меча и копья. Достаточно вспомнить, что у славян-язычников само Солнце (Даждьбог Сварожич) представляло собой огненно-золотой щит. Свой щит в знак покровительства Вещий Олег повесил на врата Царьграда. Щитами русы клялись, скрепляли договоры. Достоинство щита оберегалось Русской Правдой – человек, который осмеливался украсть щит, испортить его, должен был выплатить значительный штраф. Потеря щита в бою была символом полного разгрома и поражения.



Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века

Одежда воина

Ткань и кожа в земле сохраняются плохо, для этого нужны особые условия, вроде болот Новгородской земли, которые законсервировали много предметов древнерусского быта. Изображений древних русов также немного. Лучше сохранились металлические предметы – оружие, некоторые детали одежды, вроде пряжек, пуговиц и фибул (застежек плащей и рубашек). По некоторым таким деталям учёные восстанавливают общий вид одежды. Кроме того, исследователи, из-за недостатка источников, часто обращаются к материалам соседних народов – жителей Скандинавии или Степи. Привлекают и более поздние русские этнографические материалы – 18 – начала 20 столетий, благо традиции в одежде сохранились до этого времени.

Комплекс мужской одежды включал в себя рубаху, штаны и плащ. На ногах носили кожаную обувь, на голове полусферические шапки с меховыми околышами. Одежду шили из льна и шерсти. Кроме того, в дружинной среде был популярен дорогой иностранный шелк.


Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл. Источник: Воины эпохи Древней Руси X - XI веков на рисунках-реконструкциях Олега Федорова.

Обязательной деталью древнерусского костюма был кожаный пояс с металлическими деталями. Пояса, которые украшались бляхами, археологи называют наборными. Расцвет русских наборных поясов наступил в X веке. Однако и позже они не вышли из употребления. В частности, пояса с драгоценными металлами упоминаются в княжеских духовных грамотах (завещаниях) XIV – XV вв. Такой пояс был символом высокого положения воина в обществе. Иногда в погребениях встречаются сложные пояса, с несколькими видами бляшек, общее число которых может доходить до нескольких десятков. Бляшки поясов самой различной формы и имеют разный орнамент: трилистники, крины-лилии, геометрические фигуры, растительные завитушки и пр. К поясу подвешивали ножи, небольшие сумочки, украшенные бляхами или чеканными пластинами. Обычно такие сумочки были небольшими – 12 – 14 см в длину и ширину.

Штаны были типа шаровар. О ношении славянами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, восточный ученый начала X века Ибн Русте. Такие широкие штаны были удобны для верховой езды.

Данных об обуви практически нет. Видимо, русские воины носили типичные для той эпохи кожаные ботинки-полусапоги и сапоги. В ненастную погоду и зимой на обуви носили подковки в виде обувных шипов. Ранние сапоги имели невысокое прямое голенище из двух половинок – передней и задней. Позднее появились более сложные сапоги – с голенищем, которое расширялось вверх, и было скроено из нескольких частей. Носок заострился, а подошву делали многослойной. В 14 столетии у сапога появился небольшой каблук.

Немного известно о древнерусских плащах, верхней одежде, которая защищала человека от непогоды. Форму плаща восстанавливают по дошедшим изображениям князей на книжных миниатюрах, монетах, печатях. Она была близкой к полукругу, или сектору круга примерно в 140-160 градусов. Возможно, с одно стороны делалась подкройка (небольшой треугольный участок ткани вырезали, а затем края разреза сшивались), благодаря этому плащ плотно облегал плечи. Плащ застегивался с помощью специальной застежки – фибулы, которая располагалась на груди или на боку, под правой рукой.

В костюм русского дружинника входил кафтан. Эта распашная одежда, удобная для конника, была с древнейших времен распространена от Ближнего Востока до степной зоны Евразии. Кафтаны на Руси в 10 столетии встречаются именно в памятниках русской дружинной культуры – курганах Гнёздова, Тимерева, могильниках под Черниговом. Ближайшие родственники русских кафтанов – это кафтаны алан. Кафтаны алан, в зависимости от достатка хозяина, были сделаны из шелка или льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом. Русские кафтаны, учитывая более суровые климатические условия, видимо, изготавливались из шерсти. Это подтверждает находка в одном из курганах Гнёздова – верх кафтана был шерстяным, а подкладка – кожаной.




Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.



Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.


Броня являлась незаменимым атрибутом защиты воинов в древних битвах. Интерес к рыцарям, самураям, возник у меня ещё в детстве. Повзрослев, я решил создать своими руками древние доспехи японского воина, добавив к ним некоторые современные эстетические элементы.

0

Шаг 1: Бронированные пластинки

1

После исследования боевых доспехов стран Азии, была разработана стальная пластина с 13 отверстиями, которая станет основным элементом всего костюма.

Шаг 2: Соединяем пластины

2

Было перепробовано множество различных материалов, с помощью которых предполагалось соединять пластины вместе. После различных испытаний выбор пал на нейлоновые шнурки (они долговечные и соответствовали диаметру отверстий в пластинах).

Шаг 3: Изготавливаем наплечники

3

При изготовлении плечевой защиты, края каждой пластины перекрываются центром к обеим сторонам, а количество пластин уменьшается от плеча к руке.

Шаг 4: Проектируем плечевые подкладки

4

5

Изготовим кожаную подкладку для плечевой части брони. Благодаря ей вес доспеха будет распределяться равномерно. Это сделает его более стабильным и удобным при ношении.

6

7

Шаг 5: Изготавливаем воротник

8

9

Воспользуемся тисками для сгибания пластин таким образом, чтобы из них можно было формировать различные кривые части, служащие защитной частью воротника.

10

11

Шаг 6: Собираем наплечники и воротник воедино

12

13

Шаг 7: Спина

14

15

Шаг 8: Нижняя часть доспехов

16

17

Шаг 9: Ремень

18

19

20

21

Воспользуемся ремнём из натуральной кожи (в качестве основы для различных кожаных подсумков). Набьём на пояс несколько медных украшений, чтобы воспроизвести декоративные украшения, которые были характерны для боевых поясов периода Ляо, Цзинь и династии Юань.

22

23

24

25

Шаг 10: Кожаные нарукавники

26

27

28

Нарукавники были сделаны из натуральной кожи. На них был нанесён рисунок, а затем поверхность покрашена черной краской.

29

30

Шаг 11: Катана

31

32

В проекте использовалась катана (в стиле) династии Тан, в то время как ножны были выполнены в японском стиле. Внешняя поверхность была расписана с помощью японской техники Маки-э. Отделка хлопкового пояса похожа на пояс из династии Тан, что представлен в Сёсоине (Япония).

33

35

Шаг 12:

36

37

38

39

Шаг 13:

40

41

42

Кожаные ремни закрепляют стрелы внутри колчана.

43

44

Шаг 14: Готовые доспехи

45

46

Творческого всем вдохновения при создании поделок и успешного Хэллоуина!

Лорика сквамата (лат. Lorica squamata) — чешуйчатый доспех, использовавшийся в римской армии.

Согласно Расселу-Робинсону, такой тип доспеха существует с начала XVII-века до н.э. Основная особенность лорики скваматы заключалась в том, что доспех состоял из небольших металлических пластин, что напоминало по строению рыбью чешую или черепицу. Чешуйки скреплялись медной или железной проволокой, или же шнуром, который проходил через пары отверстий по бокам каждой пластинки. В зависимости от того, как чешуйки были соединены (проволокой или шнуром), броня была более или менее гибкой. Пластинки обычно крепились к кожаной или тканевой основе. Каждая чешуйка имела от 4 до 12 отверстий для прикрепления к ближайшей в ряду, они также могли иметь размер от 6.5×9.5 мм до 5×8 см, но наиболее были распространены пластины около 1.3×2.5 см. В большинстве случаев металл был толщиной порядка 0.5-0.8 мм.

Достаточно хорошо противостоит ударам дубинок и стрелам, выпущенным из лука. При качественном изготовлении даёт неплохую защиту от рубящих и режущих ударов. От рубящих ударов защищает лучше, чем лорика хамата.

Типология

Хотя и существует множество вариаций форм чешуек, основные формы следующие: прямоугольный (A), арочный ланцет (B), изогнутый (C), малый радиус (D), ограниченный прямоугольник (E) и треугольный (F). В дополнение к плоскости поверхности, чешуйки также различаются в зависимости от их поперечного сечения, в том числе плоские (i), изогнутые (ii), v-образные (iii), одиночные ребристые (iv) и двойные ребристые (v). Все они чаще всего состоят из сплава железа или меди, но встречаются и сплавы, содержащие и такие драгоценные металлы, как золото и серебро. Сочетание материала, профиля и поперечного сечения позволяет легко классифицировать чешую. Данная типология периодически расширяется за счет новых археологических находок. Различные чешуйки по форме, материалу и размеру - один из наиболее распространенных видов находок при раскопках.


Типология скваматы по форме чешуек

Существуют и другие типологии, например, классификация Максимилианом фон Гроллером-Милдансом чешуек доспехов первого века в соответствии с расположением отверстий для крепления.

1-чешуйки Карнутум, 2-Хэм Хилл, 3-Кэмптон, 4-Лонгторп, 5-Чичестер


Типология скваматы по количествам отверстий в чешуйках

В археологических находках чаще всего встречаются чешуйки с поперечным сечением. Жесткость плоского листа может быть значительно улучшена путем добавления гофр, как это видно на листах из гофрированного железа и на гофрированной бумаге. Жесткость также можно увеличить, изменив поперечное сечение листа с плоского сечения на изогнутое. Кроме того, археологи находили украшенные чешуйки, имеющие более парадное значение, нежели военное. Так, в качестве примера можно привести чешуйки с чеканным изображением Марса или Минервы. Есть утверждения, что чешуйчатая броня или ее отдельные части могли иметь позолоту или посеребрение.

Известны различные модификации брони. К примеру, на надгробии аквилифера легиона XI Claudia Pia Fidelis можно заметить наплечники, тоже сделанные из чешуи. По строению они аналогичны укреплениям на лорике хамате. Также имеются усиленные плечи и на другом офицерском чешуйчатом доспехе, изображенном на барельефе из Чивита-Кастеллана (итал. Civita Castellana, регион Лацио, Витебро, Италия, 1 век до н.э. - начало 2-го века н.э.).


Наплечники на сквамате, надгробие аквелифера легиона XI Claudia Pia Fidelis, 1 век н.э.


Барельеф из Чивита-Кастеллана (итал. Civita Castellana, регион Лацио, Витебро, Италия), 1 век до н.э. - начало 2-го века н.э.

Строение брони

Чтобы эффективно защищать, чешуйчатая броня состоит из двух основных структурных компонентов: непосредственно самого чешуйчатого слоя, а также материала между этим слоем и телом.

Внутренний слой материала или несколько таких слоев были необходимы. Без подкладки чешуйчатая броня могла бы ободрать кожу владельца, а соединяющая чешуйки проволока могла ранить носителя острым концом. Очевидно, что эту чешуйчатую броню нельзя надевать на кожу без какой-либо защитной подкладки. Наличие возможных примеров минерализованной кожи на внутренней поверхности некоторых чешуек, извлеченных из Карлайла, подтверждает, что между броней и носителем должен быть размещен значительный слой материала для предотвращения трения. Использование кожи дополнительно подтверждается находкой лорики скваматы из Карнунта, Германия, где сохранились фрагменты как кожи, так и грубой ткани.

Особую роль для защитных свойств скваматы играет перекрытие чешуек, что сильно увеличивает среднюю эффективную толщину металла, покрывающего доспех. Это означает, что толщина брони будет варьироваться в зависимости от того, сколько слоев чешуек перекрываются. Одна из возможных конфигураций показана на рисунке. Здесь каждая чешуйка связана как в строках, так и в столбцах, и поэтому перекрывается со всех четырех сторон.


Вариация строения скваматы

В этой конфигурации есть области, которые имеют толщину один (11%), два (68%) и четыре (21%). Это перекрытие значительно увеличивает защитную способность брони.


Вариация строения скваматы с отметкой степени "перехлеста" чешуек

Полевой ремонт

Чешуйчатая броня может получить значительный урон во время боя и при этом сохранять свою защитную функцию. Чешуйки, которые прогнулись под ударом, могли быть удалены, выправлены и вставлены заново, после чего обеспечивали такую ​​же защиту, как и раньше.

Крум предположил, что полевой ремонт лорики скваматы был осуществим. Однако есть найденные фрагменты скваматы, в которых отдельные чешуйки были настолько повреждены, что их для поддержания защитных свойств доспеха было бы необходимо заменить. Но, опять же, доподлинно неизвестно, эксплуатировались ли эти доспехи. Также все еще под вопросом, имели ли солдаты запасные части доспеха с собой. Весьма вероятно, что излишне поврежденные скваматы без возможности восстановления могли использоваться для разбора на запасные части: чешуйки могли быть сняты и повторно использованы для ремонта.

Использование

Лорика сквамата применялась в римской армии с I в. н. э., но особое распространение получила в эпоху правления Северов. Лорика сквамата использовалась крайне широко по всей империи среди многих родов войск. Замечено ее использование у легионеров, во вспомогательных войсках и кавалерии Рима.


Легионер на барельефе из Адамклиси, начало 2-го века н.э.


Вспомогательный пехотинец (сагиттарий), колонна Траяна, Рим, начало 2-го века н.э.

Также, судя по надгробиям, лорика сквамата часто использовалась и не рядовыми представителями Империи. Есть подтверждения использования данного типа доспеха центурионами и аквилиферами. Кроме того, имеются изображения императоров в сквамате, к примеру - Вителия, что дает основания полагать, что сквамата была практически универсальным в плане использования доспехом, получившим особо широкое распространение на востоке Империи.


Лорика сквамата на надгробии аквелифера легиона XI Claudia Pia Fidelis, 1 век н.э.


Лорика сквамата на надгробии центуриона легиона XI Claudia Pia Fidelis, 1-ый век н.э.


Бюст Вителлия в сквамате, 1 век н.э.

Чешуйчатые доспехи в Элладе

Следует отметить, что тип чешуйчатого доспеха использовался и до римских времен в Древней Греции. По форме этот доспех повторял линоторакс, однако имел чешуйчатое строение. Изображение гоплитов в таком доспехе можно часто встретить на Древнегреческой керамике.


Чешуйчатый греческий доспех, VI-й век до н.э, Кипр.


Ахилл перевязывает раненого Патрокла. Обе фигуры в чешуйчатых доспехах. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э.

Реконструкция

Данный тип доспеха подойдет широкому диапазону римских образов - любые представители римской армии, ауксилия, всадники и даже императоры могли его носить. Рекомендуется при реконструкции использовать наиболее распространенный материал для чешуек - медные сплавы (латунь). Доспех имеет эксплуатационные характеристики между хаматой и сегментатой и в плане хранения/транспортировки/ухода, и в плане ношения. В случае правильной "подгонки" под владельца сквамата даже удобнее, чем хамата. Еще один из плюсов - возможность ее носить как с поддоспешником, так и без, за счет того, что чешуйки часто нашиваются на плотную кожаную основу. Также следует отметить возможность использования в качестве основы не кожи, а ткани. По временному диапазону данный доспех подойдёт к очень широкому периоду - и на вторую половину первого века, и на начало второго. Степень защиты несколько уступает разве что сегментате как по общей "пробиваемости", так и по общей степени защищенности - у сегментаты плечи владельца гораздо лучше защищены. Главный недостаток доспеха как предмета реконструкции - сложность изготовления и как следствие цена.


Центурион в сквамате


Сагиттарий в лорике сквамате

Схожие темы

Литература

D. Sim and J. Kaminski Roman imperial armor: the production of early imperial military armor. Published by Oxbow Books, Oxford, UK

Bishop, M. C. and Coulston, J. C. N. (1993) Roman Military Equipment: from the Punic Wars to the fall of Rome. Batsford: London.

Robinson, H. R. (1975) Armour of Imperial Rome. Arms and Armour Press: London






Фрагмент скваматы. Музей Израиля. Найдено в Масаде, 73 год нашей эры.


Чешуйки из Cortesia Corbridge Roman Fort Museum-GB, 1-ый век н.э.


Чешуйки на кожаной основе из Виндонисы , 1-ый век н.э.


Находки чешуек из римского лагеря Карнунт (лат. Carnuntum), описано Робинсоном (1975: 154)


Лорика сквамата на надгробии центуриона легиона XV Apollinari, сер. I-го века.


Серия редких экземпляров фигурных чешуй с головой Марса или Минервы: толщина одинарной шкалы 0,25 мм, ширина 8 мм, длина 10 мм., частная коллекция, 60-ые годы н.э.


Чешуйки из музея Дакианской и Римской Цивилизации - Дева Р.О. - Из тома "Traiano Ai confini dell'Impero" - Издательство "Электра", II-й век н.э.


Чешуйки из Cortesia Hermann Historica, International Auctioneers - Munich-D, II-III-й века н.э.


Чешуйки из Cortesia Hermann Historica, International Auctioneers - Munich-D, II-III-й века н.э.


Чешуйки из Cortesia Hermann Historica, International Auctioneers – Munich-D, 60-е года н.э.


Чешуйки из Cortesia Hermann Historica, International Auctioneers – Munich-D, 60-е года н.э.


Редкий образец лорики из Дура Европос, покрытый кожей. Отдельные чешуйки соединяются с помощью нитей, проходящих через специальные отверстия, расположенные на мягкой кожаной и тканевой основе, The Yale University Art Gallery-U.S.A., датируется II-III веком н.э.


Чешуйка из Cortesia Hermann Historica, International Auctioneers – Munich-D, 60-е года н.э.


Бронзовая статуэтка солдата, одетого в пенулу, под которой можно увидеть чешуйчатую лорику,Museo Civico Archeologico Bologna-IT, II-й век н.э.


Чешуйуки, Майнц, I-й век н.э.


Чешуйки, Майнц, I-й век н.э.


Солдаты в лорике сквамате, Вилья-дель-Казале, Пьяцца Армерина - Энна, деталь мозаики с датируемой в концом III - началом IV в. Н.э.


Пластинки лорики скваматы из Бад-Дойч-Альтенбурга (Carnuntum) в Австрии, датируемые 2-м веком нашей эры


Чешуйки, Майнц, I-й век н.э.


Части скваматы, 45-й год н.э, музей Сомерсет

На многих манускриптах воины Каролингов изображены в чешуйчатых доспехах, но до сих пор археологам не удалось найти ни одного такого панциря.

Так же встречаются и более поздние изобразительные источники подобного доспеха

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Лучник Карла Великого.

Фрагмент миниатюры из Штутгартской Псалтыри.

820-830 гг. Штутгарт, Областная Вюртембергская библиотека.

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Илюстрация рукописи 1334 г изображающую Битву при Мюльдорфе 1332 года Между Баварией и швейцарским Зальцбургом

Чешуйчатый доспех. Стилизация по мотивам эпохи Каролингов Чешуя, Реконструкция, Молот, Доспехи, Каролинг, Carolingi Франки, Длиннопост

Я вот не вижу на Ваших источниках разреза спереди.

Человек шишка:-) у нас был подобный доспех в клубе, правда сделал без всякого намека на историчность, сделан был то ли из 1,5 то ли из 2 мм. Весил под 20 с лишним кг, движения сковывал дико, но после боев в таком доспехе, мотивация сделать своё легкое и удобное, возрастала просто до небес.

Хауберк сведенка, фуфуфу)

Мы натянем наши источники на вашу лажу!

А вообще, все, что не из чудо-сплава оцинковия - уже реконструкция, да.

Есть доспех — имеешь успех

Современный мужик + средневековый лук + средневековая стрела против средневекового доспеха.


Версия Шлем из Киева начало 13 века (IV тип по Кирпичникову)

Версия Шлем из Киева начало 13 века (IV тип по Кирпичникову) Шлем, Киев, 13 век, Версия, Молот, Реконструкция, Длиннопост

Версия Шлем из Киева начало 13 века (IV тип по Кирпичникову) Шлем, Киев, 13 век, Версия, Молот, Реконструкция, Длиннопост

Версия Шлем из Киева начало 13 века (IV тип по Кирпичникову) Шлем, Киев, 13 век, Версия, Молот, Реконструкция, Длиннопост

Версия Шлем из Киева начало 13 века (IV тип по Кирпичникову) Шлем, Киев, 13 век, Версия, Молот, Реконструкция, Длиннопост

Версия Шлем из Киева начало 13 века (IV тип по Кирпичникову) Шлем, Киев, 13 век, Версия, Молот, Реконструкция, Длиннопост

В функциональных доспехах

В функциональных доспехах Девушки, Доспехи, Реконструкция, Фотография


Стремена. Революция, которой не было

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Стремя было лишь одним из тезисов, которые Уайт пытался проиллюстрировать революционный прогресс средневековья, наряду с плугом, трехпольем, использованием тягловой силы лошадей и т.д. Поначалу книгу приняли достаточно тепло – первые обзоры в американских журналах были короткими и хвалили автора за юмор, свежий взгляд на проблему, а также здравые аргументы. В 1963 году он получил премию Pfizer, в 1964 самую престижную награду Общества истории технологий медаль Леонардо да Винчи. И в принципе, это было объяснимо – книга написана живым языком и имеет внушительный ссылочный аппарат. Однако профессиональное сообщество восприняло книгу иначе, первым в 1963 году с критикой выступили Сойер и Хилтон, их обзор носил достаточно эмоциональный характер [2]. Авторы отметили, что в сущности ссылки Уайта либо глубоко вторичны, либо и вовсе не подтверждают то, что он пытается доказать. Статья была написана в спешке и военная часть, посвященная стременам довольно зыбкая. Выходило еще несколько критических работ, но поколебать общественное мнение они не могли – идея пошла в народ, разлетаясь по вторичным исследованиям, постепенно превращаясь из занятной теории в доказанный факт. В то время, были весьма популярны идеи таких как авторов Марк Блок или Бертран Жиль, превозносивших Средневековье, как период расцвета технологий, поэтому концепция Линн Уайт упала не в сухую почву [3]. В общем-то, в виде непреложного факта она до сих пор и существует в русскоязычном пространстве.

Итак, на чем же стояла теория Линн Уайт?

Он выстраивал свою концепцию вокруг несколько краеугольных камней:

2. Традиционный сбор ополчения был перенесен с марта на май, что Уайт связывает с необходимостью заготовки фуража

3. Была заменена дань саксов Пипином Коротким с 500 коров на 300 коней в 758 году.

4. Произошли изменения в вооружении, появилось копье с крыльцами (стопорами, которые не дают наконечнику глубоко уйти в тело), а пехотное оружие франциска (метательный топор) и дротик ангон уступают месту полутораручному кавалерийскому мечу.

5. До появления стремян всадники не использовали длинные двуручные копья.

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Эти изменения Уайт связал с переходом империи Каролингов с пехотных на кавалерийские силы, что в свою очередь он объяснил распространением стремян, которые опять-таки по его логике, сделали возможным нанесение таранного удара с зажатым подмышкой копьем и на галопе. Попутно от такого специфического союза еще и феодализм успели родить, чтобы два раза не вставать.

Более того, системный анализ военных кампаний Карла Мартелла (в 734, 737, 738 и 741 гг.) показал, что основной силой его войск все также оставались пехотинцы и именно они играли главную роль. Причем такая же ситуация была и в армии его сына Пипина Короткого (кампании 743, 744, 749, 752-762 гг.).

Более того, даже само предположение Уайт о том, что стремена получили распространение в эпоху Карла Мартелла или в течение одного-двух столетий после, оказалось неверным, о чем говорят нарративные, изобразительные и археологические данные.

Схожую картину дают и изобразительные источники, к примеру, Утрехтская Псалтирь (820—835) демонстрирует атакующих всадников без стремян. В иллюстрациях к рукописям стремена игнорируются до последней трети IX в., но даже в Сен-Галленской хронике только часть всадников изображена с ними.

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Если обратиться к археологическим сведениям, то и здесь мы видим примерно ту же картину – из 704 бойцов, похороненных на востоке Франции с конца VII по начало IX века только 85 можно уверенно идентифицировать как всадников (еще 50 только предположительно) и лишь в 4 могилах можно с достаточной степенью достоверности идентифицировать стремена (плюс еще 9 гипотетически). Для сравнения 63 могилы (из 85) имеют шпоры, т.е. 74 %.

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Так чем для них были стремена?

Я не буду сильно углубляться в историю распространения стремян, ограничившись тезисными вехами [11] – в начале IV века н.э. в Китайском северном пограничье появляются односторонние петли, прикрепленные к седлу.

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Глиняная статуэтка VI века, Япония.

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Стремя и таранный удар

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Вот он крайний справа воин атакует уже новым способом, зажав копье подмышкой, в то время как большинство других всадников держат его иначе.

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Сорян за качество, картинки были мелкие

Впрочем, есть и более научные эксперименты [16] – конгломерат авторов во главе с неутомимым Аланом Уильямсом определили энергии удара копье при атаке. Причем комбинируя снаряжение, они пытались выявить влияние каждой его части, результаты, думаю, вас уже не удивят. Энергия удара при использовании стремян менялась незначительно. Для понимания, крюк на кирасе, куда укладывалось копье, повысил энергию удара в среднем вдвое - с 127 до 206 ДЖ, с 97 Дж до 217 Дж и со 100 Дж до 216 Дж в зависимости от типа седла. Есть желание объявить о крючной революции разделившей историю на эпоху всадников и пехотинцев, ну и что там еще по списку?

Стремена. Революция, которой не было Рыцари, Средневековье, Армия, Доспехи, Конница, Мифы, Война, Каролинг, Длиннопост

Читайте также: