Чемпионат сочинение своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

На отборочном этапе чемпионата школьники 8–11-х классов и студенты среднего профобразования должны пройти мультимедийный тест на функциональную грамотность. Тех, кто успешно справится с заданиями, ждет региональный этап, где необходимо написать интересное сочинение на выбранную тему. Финал соревнований пройдет в феврале 2022 года в Москве .

Воспользоваться льготой на поступление в НИУ ВШЭ смогут выпускники школ 2022 года, которые сдадут ЕГЭ на минимальные баллы, требующиеся для зачисления на платные места выбранной образовательной программы. Участники также получат подарки от партнеров проекта.

Никита Анисимов , ректор Высшей школы экономики

На торжественной церемонии закрытия чемпионата в Культурном центре ВШЭ были объявлены имена 73 победителей и призеров, которые, помимо ценных подарков, получат дополнительные баллы при поступлении в 14 вузов-партнеров. 10 победителей в этом году смогут поступить в ВШЭ на места за счет средств университета.

Первый этап чемпионата состоялся 15-19 января 2021 г. в онлайн-формате. Участники решали мультимедийный тест по выбранному направлению: интерпретировали мемы, смотрели видео и анализировали рецензии разных авторов.

До 15 ноября ученики 9-11 классов могут зарегистрироваться на онлайн-этап чемпионата, который пройдет в формате мультимедийного теста в личном кабинете участника. Чемпионат сочинений – это не типичная олимпиада или проверка на грамотность в рамках школьной программы. Задания не требуют специальной подготовки по типовым заданиям. Участникам необходимо просто рассказать о том, что им интересно, своими словами.

Чемпионат сочинений — это не типичная олимпиада или проверка на грамотность в рамках школьной программы. Участникам не нужна специальная подготовка по типовым заданиям, необходимо просто рассказать о том, что им интересно, своими словами.

Чтобы принять участие в чемпионате, необходимо:

В 2020-21 учебном году участники смогут выбрать интересную для себя тему в рамках 9 широких направлений:

  • гуманитарное (например, философия, лингвистика, история и др.);
  • естественно-научное (астрономия, биология, физика и др.);
  • экономико-правовое (социология, политология, юриспруденция и др.);
  • инженерно-технологическое (ИТ, компьютерные игры, робототехника и др.);
  • математическое (анализ данных, теория чисел, геометрия и др.);
  • педагогическое (воспитание, образование и др.);
  • медицинское (косметология, ветеринария и др.);
  • художественное (изобразительное искусство, музыка, хореография и др.);
  • спортивное (здоровый образ жизни, киберспорт и др.).

Для авторов самых успешных работ отборочного этапа в феврале пройдет региональный этап. Там участники напишут сочинение на самостоятельно выбранную тему. После этого авторы лучших работ примут участие в финале конкурса, где поборются за главный приз — дополнительные баллы для поступления в вузы. Все мероприятия пройдут в онлайн-формате.

Фото Н. Котельникова

Фото Н. Котельникова

Александр Сергеев и Ярослав Кузьминов

Александр Сергеев и Ярослав Кузьминов

28 февраля 2021 года при участии президента РАН Александра Сергеева и ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова в культурном центре НИУ ВШЭ прошла церемония закрытия чемпионата. Статистика ВЧС такова: из 31 тыс. зарегистрировавшихся онлайн до отборочного этапа дошли 10,5 тыс. человек (что очень неплохой показатель для мероприятия, проводимого в первый раз); примерно 1600 были допущены до регионального этапа (планировавшееся изначально проведение этого тура на базе 14 столичных и региональных вузов-партнеров пришлось перенести по известным причинам в онлайн — как и финал).

Наконец, 186 победителей регионального этапа встретились в финале, где и были определены победители и призеры состязания — они получили дополнительные баллы для поступления в выбранный ими вуз (из числа партнерских), а также разные бонусы.

Идеологи и организаторы ВЧС осознавали, что им предстоит проскочить между Сциллой так называемого итогового сочинения, которое все выпускники вот уже шесть лет пишут в декабре, и Харибдой многочисленных олимпиад — прежде всего Всеросом, на которые рекрутируются самые активные и амбициозные школьники, рассчитывая с их помощью прорваться в желанные вузы…

Проверка 10 500 письменных работ требует довольно внушительных и человеческих, и материальных ресурсов, поэтому для отборочного тура нужно было придумать другое испытание — в виде теста, причем такого, чтобы проверка могла быть автоматизированной. Под руководством своих преподавателей студенты из лаборатории развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ разработали особые тесты — проверяющие не обычную орфографическую грамотность, но грамотность функциональную: умение читать, понимать текст; различать посыл автора, с каким он дает ту или иную информацию; выявлять когнитивные искажения и т. п.

Михаил Павловец, Екатерина Асонова, Александр Архангельский, Данил Фёдоровых

Михаил Павловец, Екатерина Асонова, Александр Архангельский, Данил Фёдоровых

Отдельная история — реакция участников на неудачу: как только были объявлены результаты тура, социальные сети взорвались. Победители осыпали организаторов благодарностями и восторгами, а вот не прошедшие в следующий круг разделились на тех, кто стоически принял свой проигрыш, и тех, кто отнесся к нему очень болезненно. Вполне резонные вопросы и даже замечания перемежались обвинениями и клятвами никогда больше не иметь дела с ВЧС: выяснилось, что многие школьники не умеют адекватно относиться ни к самим испытаниям такого рода, ни — особенно — к своему проигрышу, и это тоже вызов для системы образования.

У ряда претензий была объективная основа: один из самых трудных аспектов любой олимпиады — оценивание работ и его критерии. Если максимально формализовать критерии, как в ЕГЭ, от сомнений в объективности оценки всё равно не уклониться, но в нагрузку получишь вскоре еще и предельно формализованные, однотипные работы, за которыми трудно разглядеть индивидуальность автора. И главное — потеряешь работы, может быть угловатые и даже не совсем ловкие с точки зрения их исполнения, но безусловно несущие печать талантливости: слишком уж неформализуема эта печать.

Наталья Павлова, одна из организаторов ВЧС

Наталья Павлова, одна из организаторов ВЧС

Но есть надежда, что ВЧС продолжится в следующие годы, что его разработчики и организаторы исполнят свою мечту менять формат заданий ежегодно, ускользнув из цепких лап репетиторских институций, что для школьников ВЧС станет альтернативой более привычным и уже начинающим наскучивать традиционным олимпиадным формам, а для школ — одновременно вызовом и источником знания о том, куда неизбежно будет двигаться наше образование.

Михаил Павловец, канд. филол. наук,
доцент НИУ ВШЭ, учитель Лицея НИУ ВШЭ

Фото Даниила Прокофьева
(Высшая школа экономики)

  1. Павловец М. Зачем нужно сочинение по математике? // ТрВ-Наука. № 318 от 1 декабря 2020 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

128765976129569816258.jpg

Как это было в прошлом году

31 января - 23 мая 2022 - Бесплатная подготовка к ЕГЭ-сочинению 2022. Расписание…

На сайте “Могу писать" стартует ставший традиционным бесплатный курс подготовки к ЕГЭ-сочинению по русскому языку. Этот курс проводится на сайте.

Зима-весна 2022 года на “Могу писать”

Представляем подборку курсов, запланированных на второй семестр этого учебного года. Курсы адресованы тем, кто заинтересован в углублении своих знаний об анализе.

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник и Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук приглашают исследователей творчества Достоевского, учащихся и учителей, студентов.

Московский городской педагогический университет приглашает исследователей детской литературы и чтения, учителей, библиотекарей, студентов, аспирантов, родителей и детей к участию в Четвертой международной конференции.

25-30 января 2022 - ЦИДО “Умная методика” Четвёртый онлайн-марафон.

ЦИДО “Умная методика” приглашает учителей русского языка и литературы стать участниками Четвёртого методического онлайн-марафона – 2022! Марафон стартует 25 января.

25 января 2022 г. — Занятие в Школе юного филолога НИУ ВШЭ «Гарри…

Читайте также: