Человек умный незаурядный печорин никак не может найти применение рукам своим

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает. Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось. Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам. В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла. Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.

Печорин - человек умный, одаренный, смелый, культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу.
Он прекрасно разбирается в людях, дает им точные и меткие характеристики. Он очень хорошо понял Грушницкого, доктора Вернера. Он заранее знает, как будет вести себя в том или другой случае княжна Мери.

Печорин – единственный главный герой лермонтовского произведения. В связи с его образом осмысляются важнейшие философские проблемы произведения; раскрытию его характера, его внутреннего мира подчинены почти все элементы композиции: общее расположение повестей, система персонажей, пейзажные зарисовки, психологический портрет.

Печорин – молодой образованный аристократ, офицер(прапорщик),человек светский.

Под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

С проблемой предопределения и свободы воли тесно связана проблема веры и безверия.

Впрочем, Печорин пытается сохранить остатки любви в собственном сердце. Он готов простить подлость Грушницкому, если тот откажется от своего замысла и принесет извинения. После убийства противника Печорин пытается догнать Веру, ища ее сочувствия. Однако все эти попытки преодолеть собственный эгоцентризм не могут спасти лермонтовского героя от душевной опустошенности.

Не найдя в окружающей действительности опоры для добрых деяний и приняв зло, Печорин тем самым подписывает приговор собственной душе.Крайний индивидуализм Печорина становится причиной его внутренней опустошенности, утратыимсмысла жизни.

Печорин не может найти душевного успокоения и в единении с природой.

Однако подобные встречи героя с природой лишь мгновения в его полной суетных страстей жизни.

Портрет Печорина свидетельствует о незаурядности и одновременно противоречивости натуры героя, о сложности его характера.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

4 сочинения на тему образ Печорина

Печорин – офицер. Он одаренная натура, пытается действовать, чтобы найти сферу применения своим талантам, но ему это не удается. Печорин постоянно задает себе вопрос, для чего он жил, с какой целью родился.

Большую роль играет портрет Печорина, написанный самим автором. Сколь резок контраст между внешностью главного героя и его глазами (а ведь глаза – зеркало души)! Если во всем облике Печорина еще сохранилась детская свежесть, то глаза выдают человека опытного, трезвого, но…несчастного. Они не смеются, когда смеется их обладатель; не это ли признак внутренней трагедии одиночества.

Бездушное отношение Печорина к Максиму Максимычу, привязавшемуся к нему всей душой, лишний раз убеждает нас в неспособности главного героя испытывать настоящие человеческие чувства.

Дневник Печорина представляет собой не просто констатацию ежедневных событий, а глубокий психологический анализ. Читая эти записи, мы, как ни странно, подумываем о том, что Печорин имеет право быть равнодушным к другим, потому что он равнодушен…к самому себе. Действительно, для нашего героя характерно странное раздвоение личности: один живет нормальной жизнью, другой судит этого первого и всех окружающих.


Пример сочинения 2

"Герой нашего времени” - это первый психологический роман в русской литературе, произведение. Наиболее интересным показался мне главный герой романа — Печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь помогают полнее раскрыть характер главного героя

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Стремление раскрыть внутренний мир Печорина отразилось на композиции: романа. Он начинается как бы с середины и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что жизнь Печорина обречена на неудачу. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин — герой времени.

Печорин – типичный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин, в отличие от Пушкинского Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им очень быстро.

Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. Его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности.
Печорин постоянно находиться в пути: он куда то едет, что-то ищет. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: то в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, то в среду “водяного общества”, то в лачугу контрабандистов. Даже погибает Печорин в пути.

Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе. Он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга Грушницкого. Когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с Бэлой, дочерью местного князя. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. . Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой, но он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг.

Добившись любви девушки, он охладевает к ней и фактически становится виновником е гибели. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери, которую ради развлечения он влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Из-за него не знает счастья Вера. Он сам говорит: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. ”

Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Максим Максимыч очень преданный человек и он искренне считал Печорина своим другом.

Чтобы понять душу героя, насколько он заслуживает упрека или достоин сочувствия, нужно не один раз внимательно перечитать этот роман. У него немало хороших качеств. Во -первых, Печорин — человек умный и образованный. . Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления. ”

Во-вторых, Печорин храбрый и мужественный человек., что проявилось во время дуэли. Не смотря на свой эгоизм он умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства. Вопреки своим собственным утверждениям, Печорин может любить, но его любовь очень сложна сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла его. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” — признается Печорин. Даже утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной части романа — “Фаталисте”.
В-третьих, природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что все эти качества Печорина погибли? Мне кажется, виновато общество, в котором воспитывался и жил герой.

Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.

Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Я думаю, основная черта его характера — это противоречивость между чувством, мыслью и делом, противодействие обстоятельствам и судьбе. Его энергия выливается в действие пустое, а поступки чаще всего эгоистичны и жестоки. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею. С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное.

Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит вопрос о нравственной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки. По-моему, никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого описания человеческой психики.

Пример сочинения 3

М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания. Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя. “Герой нашего времени” — первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя — Григория Александровича Печорина.

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия. Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет.

На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие. Он часто причиняет боль окружающим. Будучи сосланным в крепость за дуэль с Грушницким, он знакомится там с дочерью местного князька Бэлой. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. Добившись любви девушки, герой романа охладевает к ней и вновь начинает скучать. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери. Он ради развлечения влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Он далек по своему духовному развитию от Печорина. Для него последний просто “странный человек”.

Максим Максимыч представляет собой тип добросовестного служаки, которому не дано понять ненасытную душу Печорина. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, в пеструю среду “водяного общества”, в лачугу контрабандистов. Даже смерть настигает Печорина в пути. Главный герой романа неустанно искал себя, свое место в жизни, но ему не суждено было ее найти. Из исповеди Печорина мы узнаем, что его “душа испорчена светом”, что ему с детства не верили и он научился скрывать свои чувства, в нем видели несуществующие пороки, которые поэтому и появились.

Печорин — это человек, которому интересна жизнь, его привлекают горцы и их обычаи, привлекает мир “честных контрабандистов”, он рад иметь приятеля доктора Вернера. Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. Печорин — энергичная натура, но свою энергию он направляет не в то русло. Среда, в которой он жил, не давала возможности проявить себя. По своей сути Печорин не был плохим человеком,, хотя его поступки часто приносили людям несчастья. Читая роман, надо глубже заглянуть в душу главного героя, чтобы понять, насколько Печорин заслуживает упрека или достоин сочувствия. У него немало хороших качеств. Он храбрый и мужественный человек, умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства, хотя прослеживается странность в его поведении.

В “Герое нашего времени” Лермонтов проводит ту мысль, что отсутствие полноценной общественной жизни приводит личность к нравственному опустошению.

Итак, в романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов показал нам человека, представляющего тип “лишних людей”, который в своих поисках смысла жизни так ни к чему и не пришел.

Пример сочинения 4

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери. В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Сочинение — вчерашний день?

В этой статье представлено сочинение-рассуждение на тему "Что мне нравится в Печорине и за что я его осуждаю" по произведению "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. Его написала обычная школьница, вдохновленная своим любимым учителем русского языка и литературы – настоящим мастером своего дела, который учит своих учеников устно и письменно излагать собственные мысли. И ребята стараются делать это грамотно, а при написании сочинения руководствуются развернутым планом, который помогает им анализировать и систематизировать учебный материал.

В наше время не нужно писать сочинения! Сочинение — вчерашний день! Сочинение себя изжило! Похожие ошибочные и вредные лозунги сейчас слышны повсюду. Но радует то, что настоящие учителя-профессионалы и просто думающие люди с ними категорически не согласны. Многие известные личности, рассказывая о себе и своем творчестве, о своей профессии, указывают на то, что интеллектуальное развитие человека возможно только при вдумчивом чтении с последующим анализом прочитанного, изложенным часто в письменной форме. А это не что иное как сочинение-рассуждение. Оно помогает кратко и четко излагать мысли. Подчиняясь принципу ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ, можно гармонично развить свой мозг. Руководствуясь этим принципом, любой специалист отточит свое мастерство. Развитие мозга в том, чтобы получать информацию и, преобразуя, отдавать.

Теперь и обещанное сочинение. Приятного чтения, дорогие друзья.

"В идеях Печорина много ложного,
в ощущениях его есть искажения;
но все это выкупается его богатой натурой"
(В.Г.Белинский)


I. Вступление . "Печорин – герой произведения, в котором поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья".
II. Основная часть . Печорин – герой и жертва своего времени, личность незаурядная и трагическая.

1. Жажда деятельности и риска, невозможность найти применение своим силам и способностям, противоречивость натуры – источник постоянных страданий и бедствий героя.
2. Печорин – "самый любопытный предмет своих наблюдений", духовное богатство натуры героя и неудовлетворенность собой и жизнью.
3. Равнодушие, неспособность к настоящей любви, к дружбе, жестокость, индивидуализм и эгоизм, а вместе с тем здравомыслие, сострадание, благородство, искренность – вот черты характера Печорина.
4. Отсутствие цели и смысла жизни, бесполезность существования и разочарованность собой и жизнью – главные причины пороков и трагизма Печорина.

III. Заключение . Печорин – это сложная и противоречивая личность, способная вызвать как восхищение, так сочувствие и осуждение.

"Печорин - герой произведения, в котором поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья". Эпоха безвременья – "время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований", период общественного и культурного застоя. Именно на это время пришелся расцвет образа "лишнего человека" в русской литературе, образа человека с огромнейшей силой и способностями, но, к сожалению, не нашедшим места для реализации. Молодой человек эпохи безвременья – это представитель "потерянного поколения", который часто не имеет ни цели, ни смысла жизни. Разочарованность жизнью, отсутствие высоких общественных идеалов объединяют многих мыслящих людей того времени. Печорин представляет дворянскую молодежь, вступившую на жизненный путь именно в этот исторический период. И его также можно отнести к "лишним". "Герой относится к тем умным и энергичным людям, которые не могут найти применение своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща".

От представителей его поколения Печорина отличает тяга к неизведанному, смелость, ясный ум и воля. Постоянно одолевает Печорина жажда деятельности, риска. Он страдает от невозможности найти применение своим силам и энергии. "Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях." Печорин осуждает свое поколение, которое не верит в себя и мирится с безысходностью. Он понимает, что безверие парализуют разум и волю человека, и отказывается подчиниться предсказанной общей судьбе. И ему, с таким умом и горячим сердцем, особенно трудно в этот период. Ведь Печорин насквозь противоречив. Противоречивы почти все его действия, поступки, взгляды на жизнь. Он понимает, в чем кроется источник всех бедствий, что главное противоречие его жизни – способность к действию и ничтожность действия. И это наш герой глубоко чувствует и переживает. Из-за собственной исключительности положение Печорина становится трагическим. Поэтому Печорин – герой и жертва своего времени одновременно, и это вызывает уважение и сочувствие читателя.

Печорина постоянно тревожат задаваемые самому себе вопросы. "Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений". В исповеди Печорин откровенно признается в своих истинных недостатках, в дневнике беспощадно выставляет напоказ собственные слабости и пороки. И это достойно восхищения героем! Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Да, действительно оригинальная личность, единственная в своем роде! Недаром Максим Максимыч, судя Печорина по его поступкам, называет этого человека "странным, незаурядным, необыкновенным". Грибоедовский Чацкий произносил: "Я странен, а не странен кто ж. Тот, кто на всех глупцов похож?" И Печорин, конечно же, не глуп. Он хорошо образован, талантлив, принадлежит к высшему Петербургскому обществу. Но юность его прошла в "удовольствиях, которые можно достать за деньги", и они ему очень скоро надоели и опротивели. Также стала невыносимой и светская жизнь со всеми ее обольщениями, интригами, лицемерием, шутовством. Печорин начал читать, учиться и вскоре убедился, что в этом обществе благородство, знания, цель не смогут дать никаких плодов, тем более счастья, удовлетворенности собой, жизнью. "Жизнь обесценилась в его глазах, и его одолели скука, тоска – верные спутники разочарования". Это и заставило нашего героя путешествовать. Хотя, возможно, имея такой сильный характер, ясный острый ум и незаурядные аналитические способности, Печорин мог бы попытаться изменить свою жизнь к лучшему, принести какую-то пользу обществу. Бездействие нашего героя в этом направлении может пробудить в душе читателя как сочувствие, так и осуждение.

Вызывают осуждение равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его жестокость, индивидуализм и эгоизм. Личные желания Печорина и его стремления превыше всего. Он не считается с интересами окружающих его людей. От желания чем-либо заняться Печорин ставит перед собой цели, которые достигаются любыми средствами. Но эти цели мелки и эгоистичны. В своих личных целях "толкает на преступление Касбича и Азамата, губит Бэллу только потому, что она имела несчастье понравиться ему", вторгается в жизнь честных контрабандистов, насильно влюбляет в себя бедную Мэри. Это, конечно же, непростительно. Но можно, в какой-то мере, оправдать его. Печорин сам признается, что его душа испорчена светом. Эгоизм - результат влияния светского общества. А разве нет здравомыслия, с которым совершаются злополучные поступки? Печорин говорит негодующему Максиму Максимовичу о Бэлле: "Ведь вы добрый человек. А если отдадим дочь этому дикарю, он ее зарежет или продаст". Затем признается, что и сам не менее несчастлив тех людей, причиною несчастья которых он является. Печорин сознает, что для них это плохое утешение, говорит, что достоин большего сожаления, нежели Бэлла, которую погубил. Нельзя винить Печорина в том, что он так быстро охладел к Бэлле. Разве любовь черкешенки не была любовью полудикого существа, которое не могло духовно увлечь Печорина и в естественной любви которого он не мог найти своего удовлетворения. Замечательны по этому поводу слова Белинского: "Любовь Бэллы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил за раз, не оставив в нем ни капли, а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его. " Да, жесток Печорин и по отношению к Максиму Максимовичу и княжне, но не переживает ли он этого глубоко сам? За этой жестокостью кроются постоянная тоска, грусть, неудовлетворенность собой и жизнью, скептицизм, обреченность на такое существование. Видя разочарованного и огорченного Максима Максимовича, Печорин обнимает его и пытается успокоить. Вид измученной Мери вызывает в нем сострадание. Наступил момент, когда Печорин чуть было не бросился к ногам Мери из жалости к ней. А сколько в нем искренности и благородства. Печорин мог бы лицемерить по отношению к Максиму Максимовичу, мог бы надругаться над княжной. Конечно, мысль о том, что княжна проведет всю ночь без сна, прольет немало слез, доставляет Печорину наслаждение. Это в высшей степени жестокость! Но ведь презирает же Печорин себя за это! Каков последний обличительный монолог в свой адрес! Разве Печорин не просит княжну возненавидеть себя? Не говорит, что не заслуживает ее любви? Человек, постоянно пребывающий в подавленном состоянии, полный скорби, печали, все время неудовлетворенный собой, озлобленный на весь мир, - может ли он не иметь пороков, тепло и дружески относиться к людям? Насколько глубока разочарованность, насколько велика грусть! "Глаза Печорина, которые "не смеялись, когда он сам смеялся", - признак постоянной, глубокой грусти".

Постепенно, благодаря автору, мы переходим от поступков, которые вначале совершает наш герой, к их причинам. Обратимся к "истории души человеческой". Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему "было назначение высокое", позволяют предположить, что Печорин мечтал о судьбе человека, способного играть великую роль в жизни народов. Он сожалеет, что "в один прегадкий вечер имел несчастье родиться". В душе зреет отвращение к представителям "водяного общества" - мелким завистникам, интриганам, среди которых он вынужден жить. Для Печорина, по его словам, жить - значит бороться, быть всегда настороже, угадывать намерения врагов, которых он очень любит, ибо их наличие – единственная отрада в постылой жизни. Ему нравится разрушать их заговоры, замыслы. Когда возникает конфликт с "водяным обществом", Печорин торжествует: "Судьба сама заботится о том, чтобы мне не было скучно". Но если уже начнется скрытая борьба, то Печорин будет беспощаден. Он приложит к этому весь свой пылкий, острый ум, храбрость, волю и хитрость. Вот такую борьбу он называет жизнью! Для Печорина человек - эксперимент. Он постоянно изучает его. Печорин умен и ум его озлобленный, практический. "Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою", - признается Печорин. А какой наш герой тонкий психолог! Ему известно, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Печорин прекрасно разбирается в людях, видит их внутренний мир, знает, чем они "дышат". Вся жизнь его прошла в борьбе со светским обществом.

Печорин не родился "нравственным калекой". Природа наделила его острым умом, глубоким, отзывчивым сердцем, твердой волей. В том, что он стал "нравственным калекой", в большей степени виноваты общество и социальные условия, в которых родился и жил герой. Прекрасное объяснение дает своим действиям, поступкам сам Печорин: "все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. " Печорин - глубоко поэтическая натура. "Он чувствует поэзию, знает литературу, искусство". Разочарованный, страдающий герой тянется к природе, которая дает ему истинное эстетическое наслаждение. Он любит природу, понимает ее, ощущает тягу ко всему светлому и прекрасному, что встречается на его пути. Он безупречно честен наедине с собой, умен и способен к самосовершенствованию, при определенных обстоятельствах может обрести душевное равновесие и способность любить. "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви". Печорин великодушен, способен поддаться доброму чувству, быть благородным, но он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания окружающим. Печорин увлекает читателя жаждой жизни, умением критически оценить свои поступки, хотя его равнодушие, эгоизм и циничность по отношению к окружающим трудно принять. Печорин, безусловно, личность сложная и противоречивая, вызывающая как восхищение, так сочувствие и осуждение. Белинский, к примеру, защищает Печорина и фактически оправдывает его: "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то великое. "

Много ли таких молодых людей 30-х годов? Все это позволяет заключить, что Печорин, несомненно, герой своего времени.

Читая роман Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” мы знакомимся с путевыми заметками главного героя и узнаем несколько эпизодов из его жизни. Заметки Печорина полны размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях в обществе, о роли человека на земле и т. д. Мы видим, что этот герой находится в постоянном поиске смысла своего существования и всех живых существ. Его цель понять, к чему он идет и зачем.

кажется, что в своем позднем романе автор хотел показать тайны и сложные стороны человеческой души. При этом, описывая образ Печорина, он подразумевал не одного человека, а целое поколение пороков. Несмотря на то, что роман был написан в 19-м веке, его актуальность не потеряна и сегодня, потому что таких как Печорин можно встретить где угодно.

Хотя будет неправильно сказать, что их много. Это человек глубинный, замкнутый и противоречивый. У него своя мораль по поводу любых жизненных вопросов. Он довольно проницательный и любые человеческие пороки тут же бросаются ему в глаза.

Не оттого ли, что он

сам глубоко порочен? Он и не провозглашает свою исключительность, а открыто говорит о том, что им правит зло.

Печорин часто задается Вопросами: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он понимает, что время потеряно, а он так ничего значительного и не сделал. Он прекрасно понимает, что несет ответственность за свои поступки: за смерть Бэлы и Грушницкого, за усугубившуюся болезнь Веры, за нервный срыв Мери, за печаль старика Максима Максимыча, но злится, что ничего не в силах изменить.

Пройдя через столько огорчений, он невольно начинает задумываться о своих ошибках и проступках.

В последней главе он обращает внимание на предопределение судьбы. Не зря она называется “Фаталист”. Проходя службу в казачьей станице, он становится свидетелем смерти одного из офицеров, который наугад выстрелил себе в висок и выжил, а наутро его нашли зарубленным шашкой офицера.

Самое удивительное, что Печорин видел на лице этого несчастного офицера (его звали Вулич) печать смерти и предупредил его об этом, но тот не стал слушать. Верно заметил штабс-капитан, так видно на роду у того было написано. С тех пор, Печорин стал чаще задумываться, быть ли ему фаталистом или нет.

Читайте также: