Центрирующая шайба динамика своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее - показали :) вам Как сделать центрирующую шайбу для динамика своими руками . Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации - напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно - оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как сделать центрирующую шайбу для динамика своими руками .

На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что эта статья поможет починить динамик любому, у кого есть желание и время.

Имеется в наличие колонка S-30 (10АС-222), теперь выполняющая функции одного из автосабов. Через неделю, после эксплуатации стала проявлять признаки заболевания - издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие.

После вскрытия был извлечён НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. При аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение разбирать полностью и выявлять неисправность.

Сначала у динамика были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)

Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа "Момент") при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора.

Далее место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору.

И место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя.

В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)

Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности - не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении! При смачивании - пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!

В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие - повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!

После отклеивания колпачка - аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания динамика).

К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости - повторно смачиваем место склейки растворителем.

Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём. Смачиваем снова и опять ждём. Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь, главное - аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес!

Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранный динамик на предмет неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков - оставляем её в покое. При отклеивании виточка - приклеиваем его обратно тонким слоем клея.

Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть, видим наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!

Аккуратно отгибаем медные "усики".

И отпаиваем подводящий проводок. Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив - болезнь легче предупредить!)

Обрезаем подводящие проводки по месту излома.

И облуживаем получившиеся кончики (само собой - сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя - припой впитывается в проводок, как в губку!

Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные "усики" и проклеиваем клеем место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем - паять проводок к крепёжным "усикам" - нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять?

Собираем динамик. Ставим диффузор со всем остальным в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности - при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении "+" батарейки к "+" динамика - диффузор будет "выпрыгивать" из корзины. Ставим диффузор так, что бы его "+" подводящий проводок был у обозначения "+" на корзине динамика.

Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе - к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины.

Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило - помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую "Момент", главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).

Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом.

После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.

Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность - криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.

Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.

Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик - лёгкое дело. Главное - неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно - они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект

Точно известный метод - вырезать в ней сектора и удалить их. Только очень осторожно надо все это делать. В каком-то номере Радио было описано - там из совкового среднечастотника сч-нч делали.

|вырезать в ней сектора и удалить их
Не хочецца.Хочу радикально всё изменить
|Абсолютно бессмысленная затея
А я попробую. Как показывает практика
теория не всегда права
|А чего тогда добиться хотите, если не секрет
Пылесос хочу сделать
А если серьёзно просто хочу сделать Fs минимальной
(к примеру 10 Гц) и посмотреть что из этого выйдет.

Жесткость подвеса определятся не только ЦШ, но и краевым подвесом. Так что для 10 Гц придется и его переделать.
Но лучше взять (купить) сразу головку с подходящими параметрами.

Что за головка то? Надеюсь её не очень жалко

Шайба, она ведь не только такая-сякая резонанс высокий делает, она ведь еще и помимо своих упругих свойств еще и катушку жестко центрирует в зазоре.
Так что мой вам совет. эксперимент это конечно хорошо, но особое не усердствуйте

|Жесткость подвеса определятся не только ЦШ,
|но и краевым подвесом. Так что для 10 Гц
|придется и его переделать
Подвес уже переделал.Он у меня теперь из колготок,
резиновых перчаток,ваты (собственная технология ).
На общую жесткость влияет не более 10%.
|Что за головка то
50гдн-3-30
|Надеюсь её не очень жалко
Я очень всё аккуратненько.
|она ведь еще и помимо своих упругих
|свойств еще и катушку жестко центрирует в зазоре
Не слишком ли жестко ? Я слушаю не более чем на 5 Вт,
при такой мощности диффузор еле движется.
Про результаты сообщу в понедельник ,
долго всё оно сохнет.

Ну, так и начинайте с причин, а не со следствий!
Электромагнитно оптимизированному динамику любая предельная жесткость подвеса идет только на пользу, так как нормирует его механическое затухание.
К несчастью все стандартизированные ДГ имеют недостаточную старт-стопную динамику, снижающую реальную динамическую преобразовательную отдачу и существенно продлевающую временную переходную колебательную динамику подвеса. На фоне таких обусловлено выраженных физических недостатков, снижение упругости подвеса только усугубит общую ситуацию многократно. Поэтому, бороться необходимо именно с избыточной индукцией зв. катушек, но никак не с механической жесткостью подвеса.
Впрочем, такое радикальное условие потребует и применение форсирующих спад комплексной добротности ДГ – специализированно скорректированных усилителей с нелинейно-адаптивной ВАХ.
Если то, что я сказал пока еще не совсем понятно, тогда остается лишь одно - это до конца уродовать обычные головки.

Изготовление диффузора
http://www.audioportal.su/forums/showthread.php?t=31467
на стр. 11 там очень интересные диффузоры. Сделаны явно на оборудовании, и разговор идет про "литейную машину с форсунками, . ", но вроде сделаны в кустарных условиях и штучно. На посмотреть/купить пока не дает :-). Хотя диффузоры КРАЙНЕ интересные. Один из немногих совершенных вариантов, когда и добавить нечего.

Высшая музыкальность в области мысли.
Нильс Бор

Morel Maximo 6 1/2 Coax
Макс. кратковременная/допустимая мощность, Вт 160/80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 62 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89,5
Средний коэффициент нелинейных искажений
(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,647
Коэффициент нелинейных искажений
(90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,490
Частота собственного резонанса
мидбасовой головки Fs, Гц 58,9
Эквивалентный объём воздуха Vas, л 14,8
Полная добротность Qts 0,699

В результате инсталляции в дверь будет достигнута полная добротность 0,85. Обратите внимание, у мидбасов Morel нетипично низкая частота резонанса, так что в условиях свободного поля нижняя частотная граница попадает на 63 Гц. А в салоне на уровень -3 дБ АЧХ выходит лишь в инфразвуковой области (13 Гц). Так что эти коаксиалы могут отыграть весь бас без помощи сабвуфера (и без особых искажений, заметим).
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО:Morel Maximo 6 1/2 Coax
ПОЧЁМ:2550 руб.
ПЛЮСЫ:
Рекордно низкие искажения на низах
Ровная дисперсия
Незаурядные басовые возможности
МИНУСЫ:
Серьёзных минусов не найдено
ОДНИМ СЛОВОМ. Акустика, которая удалась
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 9
Звук 9
Итог 42

Высшая музыкальность в области мысли.
Нильс Бор

Что-то не нравится он мне . . Хотя безусловно он даст фору 99% автодинамиков, но для дома ХО есть более интересные варианты.

Борис, ну ка приведи пример "домашнего" (рассматриваемый кандидат почти домашний) при цене 2030 руб (через интермагазин) за пару.?

ИЗМЕРЕНИЯ (Юрий ЕВТУШЕНКО)
Audio System AX 09fl
Макс. мощность, Вт RMS н/д
Диапазон воспроизводимых
частот, Гц (-3 дБ) 70 - 4000
Чувствительность, дБ (2 В, 1м) 88,5
Чувствительность, дБ (1 Вт, 1м) 86
Средний коэфф. нелинейных искажений (90 дБ, 100 - 1000 Гц), % 0,28
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ, 80 - 100 Гц), % 3,12
Параметры Тиля - Смолла
Fs, Гц 79,2
Vas, л 13,7
Qts 1,6

Никакой документации к AX 09fl придано не было, даже на сайте изготовителя пока ничего про новую акустику нет. Так что любимое наше занятие - сопоставление заявок изготовителей с результатами наших измерений - как-то не состоялось. Зато выяснилось много интересного вне связи с контрольно-ревизионной деятельностью. Нас очень занимало, как можно рассчитывать получить сколько-нибудь пристойную чувствительность от динамика с такой магнитной системой. Дело даже не столько в малом весе магнита, применение неодима эту проблему решает. Но у него нет магнитопровода, а значит, даже при мощном магните индукция в зазоре (которого тоже нет) будет низкой, а это - прямая дорога к мизерной отдаче и низкому демпфированию. Прежде всего прочего выяснилось, что AX 09fl имеет номинальный импеданс 3 Ом вместо привычных 4-х. Одно это означает, что при равном напряжении на выходе усилителя подведенная мощность окажется на треть больше. Измерения параметров Тиля - Смолла показали: добротность действительно высокая, но выяснилось и то, что подвижная система довольно легкая, массой около 20 г (у сабвуфера 8 дюймов масса подвижной системы типично граммов 50). Результат: довольно высокая для такого калибра резонансная частота и неплохая чувствительность, притом, что все было против нее.

Что же касается нижних частот, то при полной добротности больше полутора на АЧХ, разумеется, появился довольно высокий выброс вблизи частоты резонанса. Он приходится на частоту около 80 Гц, и, если раздел полос между фронтом и сабвуфером будет на этой частоте, суммарная АЧХ выровняется. Однако сделать частоту раздела ниже, скорее всего, не удастся, если только делу не помогут индивидуальные особенности акустики салона.

Нелинейные искажения во всем рабочем диапазоне оказались в среднем низкими, все-таки целлюлоза не случайно остается популярным материалом для диффузоров.

И еще: измерения показали: что подвес головки относительно мягкий (будь он другим, с чувствительностью можно было бы попрощаться), поэтому для нормальной работы AX 09fl нужна именно дверь с ее большим объемом.

Самое удивительное в этом динамике - сам факт его существования, настолько ошеломляет звук, производимый почти невесомым предметом. Но именно благодаря уникальным весогабаритным данным AX 09fl может работать в составе трехполосной системы в тех случаях, когда никто другой этого делать не может. Цена 79$ (2003г), заплаченная за невесомость, достаточно велика, не в смысле денег, здесь как раз все довольно гуманно. Имеется в виду не самая высокая чувствительность и неравномерность АЧХ на низах. Но вообще-то не так эта цена высока, если учесть возможности, которые AX 09fl открывает в создании козырных аудиоустановок.

Читайте также: