Ремонт кулера компьютера своими руками
Обновлено: 06.07.2024
Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.
Разбираем компьютерный кулер
Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.
Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.
Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.
-
Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.
Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.
Что касается магнитных кулеров, сейчас они только набирают популярность и рядовые пользователи редко приобретают такие модели. Смазывать их не нужно, поэтому разборка необходима только в крайне редких случаях. Если вы никогда не сталкивались с таким процессом, лучше обратиться в сервисный центр.
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.
Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).
Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.
Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.
Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.
Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.
После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.
Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.
Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.
На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.
Собственно, сама рамка с двигателем.
Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.
Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.
Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.
Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.
Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.
Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.
В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.
Послесловие
Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.
Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.
Послесловие 2
На днях перепиливал ТВ-приставку Mecool M8S PRO L чтобы впихнуть в неё не впихуемое (фото ниже), ну и заодно делал профилактику процессорному кулеру Thermaltake Golden Orb. Сам же процесс кое-как заснял на видео и выбросил его на Ютуб, так что если кому интересно строение этого пропеллера - переходим по ссылке.
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Объявления
Странно вообще на этом форуме видеть такие вопросы. А ещё на конденсаторах может быть надпись в виде 4R7. Представляете? Кошмар!
Не спорю, но износоустойчивость презиков не выдерживает ни какой критики. Я просто предлагаю временную замену для установления причины
Компьютер при включении издает странные звуки – жужжит не так как обычно? Скорей всего сломался вентилятор, который страдает от воздействия пыли. Пыль затрудняет его работу, а также способствует высыханию смазки, в результате чего вентилятор работает не стабильно – странно жужжит, перестает охлаждать систему, просто останавливается.
До тех пор, пока пользователь не столкнется с проблемой неудовлетворительной работы вентиляторов, он не задумывается, какую роль играет эта деталь в системе. Вентиляторы отвечают за общую вентиляцию в корпусе, способствуя поступлению холодного воздуха и выведению горячего. За счет этого температура в корпусе понижается, и все внутренние детали находятся в безопасности.
В компьютере имеется несколько вентиляторов:
В современных моделях ПК большинство кулеров нельзя самостоятельно разобрать, да и не каждый мастер возьмется за такую работу.
Подобный эксперимент может стоять всего устройства – его легко сломать. Но при нестабильной работе одного из кулеров, их можно смазать, что также эффективно и может продлить его работу. Насколько такой ремонт будет результативным и качественным точно сказать сложно. Все зависит от степени загрязнения и качества смазки для кулера.
Для того чтобы произвести эту несложную процедуру для начала нужно снять кулер и очистить его от пыли, которая несомненно мешает нормальной работе устройства.
После этого нужно максимально аккуратно оторвать наклейку с обратной стороны кулера.
Снять резиновую пробку, прикрывающую ось вентилятора.
После того как доступ к валу открыт необходимо нанести туда несколько капель масла для швейных машин. Удобнее всего это сделать при помощи шприца. После чего вернуть все детали на место.
Еще один вариант, который поможет вернуть в строй вентилятор – силиконовая смазка. Для того чтобы воспользоваться ею нужно повторить все предыдущие шаги ровно до снятия резиновой пробки. После этого необходимо снять стопорную шайбу и вынуть крыльчатку. Очистите втулку и крыльчатку от пыли кисточкой, салфеткой или хлопчатобумажной тканью. Смазываем все соединительные детали вязкой смазкой (но она не должна быть слишком густой), которая прослужит намного дольше, нежели жидкая, а после ставим все на свои места – крыльчатку в корпус, ось также смазываем, надеваем стопорное кольцо, вставляем резиновую заглушку и заклеиваем.
Вентилятор готов снова работать.
Читайте также: