Ремонт двигателя смд 60 своими руками

Обновлено: 04.07.2024

V-образные 6-цилиндровые дизели выпускаются с 1972 г. Двигатели устанавливаются:
СМД-60, СМД-61 - Гусеничные сельскохозяйственные тракторы Т-150, Т-153 и лесохозяйственный трелевочный трактор Т-157
СМД-62, СМД-63 - Колесные сельскохозяйственные тракторы Т-150К, Т-151К и промышленный трактор Т-158
СМД-64, СМД-65 - Зерноуборочный комбайн СК-6 "Колос", машина для уборки столовых корнеплодов МУК- 1,8
СМД-66 - Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-175С
СМД-72, СМД-73 - Кормоуборочные комбайны КСК-100, КСГ-Ф-70 и кукурузоуборочный комбайн КСКУ-6

Технические характеристики СМД-60 и его модификации

Тип двигателя:
СМД-60, -61, -62, -63, -64, -65 4-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом
СМД-66, -72, -73 4-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Мощность (эксплуатационная), кВт (л.с.):
СМД-60, -61. -64, -65 110 (150)
СМД-62, -63 121 (165)
СМД-66 125 (170)
СМД-72, -73 147 (200)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1:
СМД-60, -61 2000
СМД-62, -63, -72, -73 2100
СМД-64, -65, -66 1900
Число цилиндров 6
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Порядок нумерации цилиндров
правый ряд 1-2-3
левый ряд 4-5-6
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 115
Топливный насос 2-плунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором
Форсунка безштифтовая закрытого типа, с фиксированным распылителе
Фильтры топливные грубой и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами)
Масляный насос:
СМД-60, -61, -62, -64 2 -секционный шестеренный
СМД-66, -72, -73 1 -секционный шестеренный
Масляный фильтр полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр перед турбокомпрессором
Система охлаждения жидкостная принудительная, закрытого типа
Вентилятор 6-лопастный, с приводом от коленчатого вала
Система пуска:
СМД-60. -62, -64, -66, -72 пусковой двигатель с редуктором, приспособленные к дистанционному запуску
СМД-61, -63, -65, -73 электростартер
Турбокомпрессор:
СМД-60, -61, -62, -63, -64, -65 ТКР11Н-1
СМД-66, -72, -73 ТКР11С-1

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Вес двигателя, кг 930
Размеры (длина/ширина), мм 1425/827
Материал блока цилиндров чугун
Система питания Прямой впрыск
Порядок работы двигателя (отсчет со сто­роны вентилятора) 1 — 3 — 4 — 2
Рабочий объем цилиндров, л 7.43
Мощность, л. с. 90
Номинальное число оборотов, об/мин. 1750
Количество цилиндров 4
Расположение цилиндров вертикальное
Ход поршня, мм 140
Диаметр цилиндра, мм 130
Степень сжатия 16
Максимальный крутящий момент при 1200 — 1300 об/мин, Нм 412
Топливо дизель
Минимальный удельный расход топлива, кВтч 1.62
Система охлаждения Жидкостная, с принудительной цирку­ляцией охлаждающей жидкости
Масло Летом дизельное масло ДС-11 (М12В) или М10В; зимой – ДС-8 (М8В).
Генератор Постоянно­го тока 214А1 или Г304.
Гидронасосы 2 насоса шестеренчатого типа НШ10ДЛ и НШ46УЛ; привод шестеренчатой передачей от коленчатого вала.

Двигатель устанавливается на тракторы ДТ-75М, Т-4А, Т-4, экскаваторы, катки, автогрейдеры, насосные установки, электростанции.

Дизельный двигатель СМД 18 Н

  1. Впрыск топлива – непосредственный.
  2. Двигатель оборудован турбонаддувом.
  3. Система охлаждения – жидкостная.

Технические характеристики двигателя СМД 18Н:

  • мощность – 100 л. с.;
  • число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
  • удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
  • вес двигателя от 735 до 880 кг.

Механизм газораспределения СМД-60

Расположение деталей механизма газораспределения отличается от широко распространенной схемы для рядных двигателей. Особенность состоит в том, что шестерни привода распределительного вала и топливного насоса НД-22/6Б4 находятся со стороны маховика. Распределительный вал расположен по центру блок-картера и является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается в четырех опорах, расточенных в блок-картере. Задняя опора имеет бронзовую втулку. Изготовлен вал из углеродистой стали 45 селект (С 0.43— 0,45%). Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Впускные и выпускные кулачки имеют разные профили. Взаимное расположение кулачков и их профиль определяют порядок работы цилиндров 1—4—2—5—3—6 и фазы газораспределения. На заднем конце распределительного вала болтами закреплен блок шестерен, состоящий из шестерни привода 2 и промежуточной шестерни 3 для привода топливного насоса. Осевое усилие от распределительного вала воспринимается упорным фланцем, который установлен между опорой вала и шестерней.

Механизм газораспределения СМД-60

1 — шестерня коленчатого вала; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — шестерня промежуточная; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — штанга; 6 — винт регулировочный; 7 — коромысло клапана; 8 — гайка контровочная; 9 — пружины клапана; 10 — втулка направляющая; 11 — клапан; 12 — толкатель. Упорный фланец крепится двумя болтами к блок-картеру. Осевое перемещение вала — 0,16—0,288 мм. При монтаже и демонтаже распределительного вала доступ к болтам крепления фланца осуществляется через отверстие в блоке шестерен. Установка шестерен в зацеплении производится по меткам. Совпадение меток на шестернях коленчатого и распределительного валов соответствует моменту положения поршня первого цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Расположение клапанов — верхнее, в один ряд на каждой головке цилиндров. Если смотреть на головку цилиндров сверху, расположение клапанов справа налево следующее: впускные 1—3—5, выпускные 2—4—6. Со стороны нижней плоскости головки цилиндров клапаны легко отличить по размеру тарелки. Диаметр тарелки впускного клапана равен 56, а выпускного — 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 взаимозаменяемые с клапанами двигателей ЯМЗ и АМЗ. Каждый клапан в направляющей втулке поджимается двумя пружинами. В верхней тарелке клапан удерживается двумя коническими сухарями. Толкатели 12 — цилиндрические, с плоскими донышками, взаимозаменяемые с толкателями двигателя СМД-14. На каждый цилиндр устанавливается коромысло правое и коромысло левое. Правильность их установки проверяется по совпадению бойка коромысла с торцом клапана. Коромысла установлены на полой оси, закрепленной в трех разрезных стойках. Стойки крепятся к головке цилиндров шпильками, которые одновременно являются фиксаторами осей коромысел от проворота. Коромысла к стойкам поджимаются пружинами, надетыми на оси, а крайние коромысла фиксируются от смещения стопорными кольцами, поставленными в канавки на оси. Усилие затяжки гаек крепления стоек — 6—8 кгс/м. Гайки контрятся замковыми шайбами. Неправильная установка контровочной шайбы приводит к ослаблению крепления стойки, что является одной из причин разрегулировки зазоров в клапанном механизме и даже поломок.

Описание

Рабочий объем этого четырехцилиндрового дизельного двигателя А 41 составляет 7,43 литра, что позволяет обеспечить мощность в 90 лошадиных сил при 1750 оборотах в минуту. Мотор А 41 имеет непосредственную систему впрыска, которая на последних модификациях полностью управляется электроникой.

Особенностью конструкции этого силового агрегата является двухклапанный механизм газораспределения, что позволяет обеспечить максимальную эффективность и отдачу. Для повышения надежности конструкции в дизеле А 41 использовали специальные гильзы, выполненные из чугуна с обработкой поверхности по технологии вершинного хонингования.

Используемая система охлаждения позволяет значительно уменьшить рабочую температуру, что положительно сказывается на надёжности этого силового агрегата. Для охлаждения масла используется внешний жидкостно-масляный теплообменник, обеспечивающий возможность работы силового агрегата при максимальных нагрузках и в тяжелых условиях эксплуатации.

Неисправности

Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.

НЕИСПРАВНОСТЬ МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу. 1. Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах.
2. Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора.
3. Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора.
Выброс автомасла через картер маховика. 1. Разрушен самоподжимной сальник.
2. Срезано уплотнительное кольцо редуктора.
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм. 1. Проворачивается втулка распределительного вала.
2. Засорение масляных каналов головки цилиндров.
3. Ослабление крепления шестерни распределительного вала.
Посторонние стуки в двигателе:
1. Звонкий резкий стук. Сломана форсунка.
2. Детонирующий стук. Нарушен угол впрыска.
3. Неясно выраженный стук. Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала.

Схема топливной системы двигателя СМД-60

Схема топливной системы двигателя СМД-60

1, 2,- 7,8 — трубки слива избыточного топлива из форсунок; 3 — трубка слива избыточного топлива из четвертой форсунки во впускной патрубок перед турбокомпрессором; 4, 9 — трубки высокого давления; 5 — форсунка; 10 — топливный насос; 11 — трубка от насоса к перепускному клапану; 12 — трубка от подкачивающего насоса к фильтру; 13 — фильтр 2ТФ-3 (первая ступень); 14 — перепускной клапан избыточного топлива в бак; 15 — трубка слива топлива в бак; 16 — трубка слива топлива при прокачке системы; 17 — трубка к фильтр-кронштейну; 18 — фильтр-кронштейн (вторая ступень); 19 — трубка от фильтра к топливному насосу; 20 — топливный бак; 21 — трубки слива топлива из фильтра; 22 — подкачивающий насос: 23 — трубка от фильтра грубой очистки к подкачивающему насосу; 24 — фильтр грубой очистки ФГ-2; 25 — трубка от бака к фильтру грубой очистки.

Регулировка осевого перемещения распределительного вала

Для нормальной работы распределительных шестерен и вала предусматривают определенный свободный ход распределительного вала в осевом направлении. В зависимости от типа устройств, воспринимающих осевые давления вала, его свободный ход бывает регулируемым и нерегулируемым.

У двигателей с регулируемым свободным ходом распределительного вала осевые перемещения воспринимаются винтом 1 (рис. 5), ввинченным в крышку 3 распределительных шестерен против оси вращения вала 5. Свободный ход характеризуется величиной зазора между регулировочным винтом 1 и болтом 4 (вместо болта в торец вала иногда запрессовывают упорную пяту). Последовательность регулирования зазора такова.

Рис. 5. Устройство для регулирования осевого перемещения распределительного вала двигателя Д-50

Ослабив контргайку 2, ввертывают регулировочный винт 1 до упора, а затем отвинчивают его на некоторый угол. Так, у двигателя Д-50 и Д-54 А винт повертывают на lU оборота. После этого затягивают контргайку.

Увеличенный против нормального свободный ход вызывает во время работы двигателя стуки в картере распределительных шестерен, что приводит к быстрому износу деталей распределения и нарушению работы двигателя. Поэтому при периодическом уходе за трактором надо восстанавливать нормальный свободный ход вала, проделав последовательно описанные выше регулировочные операции.

Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62

В качестве смазочных жидкостей для тракторных двигателей данных моделей рекомендуется использовать специальные марки. В летнее время – это моторное масло М10Г, соответственно для зимы – М8Г. Если не удалось приобрести рекомендованные жидкости, можно временно воспользоваться заменителями:

  • летняя моторная смазка – М 10В;
  • зимнее дизельное масло – ДС-8.

Внимание: При использовании аналогов нужно перейти на топливо с уменьшенным содержанием серы (не более 0,5%).

Техническое обслуживание

Сервисное обслуживание этого силового агрегата не представляет особой сложности, что позволяет выполнять такие работы самостоятельно.

На регулярной основе проводится обслуживание системы охлаждения двигателя модификации А 41. В обязательном порядке проводится промывка системы с удалением накипи, а при наличии течи выполняется дополнительная герметизация радиатора.

Возможен ли тюнинг двигателей СМД

По мнению специалистов, силовые агрегаты, предназначенные для сельскохозяйственной техники, не подвергаются усовершенствованиям с целью улучшить мощностные характеристики. Это объясняется тем, что их конструкция и методы изготовления рассчитаны на выполнение конкретных работ в определенных условиях. Любое вмешательство в регулировки, настройки и конструкцию СМД приведет к нарушению сбалансированной работы двигателя и транспортного средства в целом.

СМД тюнинг

Создана широкая линейка моделей СМД, отличающихся мощностными характеристиками. Различные машины спецтехники комплектуются наиболее подходящим мотором из имеющегося широкого диапазона.

При желании преобразить внешний вид транспортного средства допускается применять светодиодный тюнинг.

Контролируемые параметры и дефекты блоков цилиндров, применяемые контрольно-измерительные приспособления и приборы.

Контролируемый параметр и дефект

Допустимые без ремонта значения параметров

Трещины на перемычке между посадочными местами под гильзы цилиндров, на стенках водяной рубашки.

Диаметр отверстий опор под коренные подшипники, овальность и конусообразность – 0,02 мм

Отклонение от соосности отверстий опор под коренные подшипники относительно крайних опор

Коррозионные, кавитационные повреждения поверхности под нижний поясок гильзы цилиндра

Диаметры отверстий посадочных поясков под гильзы цилиндров,

Нутромеры индикаторные: НИ-250, НИ-160

Глубина выточки под бурт гильзы

Глубиномер микрометрический ГОСТ7470-78

Торцовое биение опорной плоскости под бурт гильзы.

0,03 (на длине 160 мм)

Диаметры отверстий втулок распредвала под толкатели

Отклонение от соосности отверстий под распредвал

Отклонение от плоскостности поверхностей прилегания

0,04 на длине 100 мм

Линейки поверочные ШД-1-1500, ШД-1-1000,

Отклонение от перпендикулярности общей оси отверстий под гильзу относительно оси отверстий под коренные подшипники

± 0,07 (на длине 300 мм)

Повреждение резьбы, шпилек, резьбовых отверстий, обрыв шпилек, выпадание установочных штифтов.

Резьбовые калибры КРМ-ТС

Примечание. Блоки выбраковывают при наличии трещин в перемычках между отверстиями для гильз, обломах снизу под втулки распределительного вала, при наличии трещин и обломов, захватывающих постели вкладышей подшипников коленчатого вала или маслопроводящую магистраль.

Специальное оборудование для дефектовки. Стенды-кантователи для дефектовки крупных деталей двигате­лей СМД-14, Д-65 и Д-240 (ОПР-2633), Д-54 (ОПР-1417), Д-37М (рис. 1) и др. Значительно облегчают труд дефектовщика. Блок устанавливают на опоры поворотной рамы / и фиксируют откидными зажимами 2. Ось вращения ра­мы проходит через центр тяжести блока, поэтому блок при дефектовке легко поворачивается руками.

Стенд-кантователь для дефектовки блоков цилиндров

Рис. 1. Стенд-кантователь для дефектовки блоков цилиндров: 1 — поворотная рама; 2 — откидные зажимы; 3 — Станина

Измерение постелей коренных подшипников укороченным нутромером

Рис. 2. Измерение постелей коренных подшипников укороченным нутромером.

Укороченный индикаторный нутромер КИ-2320

(рис.3) изготавливают на базе стандартного индикаторного нутромера; он предназначен для измерения диаметров, овала и конуса постелей коренных опор В Блоках тракторных двигателей. Замер укороченным нутромером более удобен и осуществляется быстрее, чем замер стандартным нутромером. Кроме того, замер третьей опоры некоторых блоков стандартным нутромером вообще затруднителен. Для настройки индикаторных нутромеров при измерении дефектуемых либо восстановленных деталей ГОСНИТИ разработал наборы колец (КИ-2373). В наборе кольца для основных деталей двигателей. Настройка нутромеров по кольцам значительно точнее и удобнее, чем при пользовании микрометром

Укороченный индикаторный нутромер и кольца для настройки нутромеров

Рис. 3. Укороченный индикаторный нутромер и кольца для настройки нутромеров

Оправка для проверки соосности

Рис. 4. Оправка для проверки соосности

1 Корпус; 2 — ромбические упоры; 3— индикаторы часового типа; 4 — поворотные зеркала

Соосность постелей коренных подшипников в блоках цилиндров проверяют индикаторной оправкой, центрирующейся в крайних постелях (рис. 4). Приспособление для проверки смещения коренных опор состоит из корпуса 1, ромбических упоров 2 и индикатора часового типа 3. Индикаторы настраивают на 0 по плите или лекальной линейке. При установке в блок приспособление центрируют упорами 2 в крайних опорах. Для удобства отсчета показаний индикаторов предусмотрены поворотные зеркала 4.

Схема устройства для контроля расстояния от оси отверстий коренных подшипников до верхней плоскости блок-картера

Рис 5. Схема устройства для контроля расстояния от оси отверстий коренных подшипников до верхней плоскости блок-картера.

Устройство для измерения расстояния от отверстий коренных подшипников до верхней плоскости блок-картера (рис. 5.) содержит палец 5, на котором закреплены центрирующий мостик 9, упорная планка 7 и штанга 3. Штанга 3 в средней части имеет регулируемый упор 5 и рукоятку 4, в верхней — кронштейн с индикатором 2. Перед работой индикатор настраивают на нуль. Для этого между опорой 6 и наконечником индикатора помещают концевую меру определенной длины (377 мм — для блока двигателя А-41, А-01).

Двигатель СМД-60 является быстроходным дизелем. Характерная особенность его кривошипно-шатунного механизма состоит в том, что отношение хода поршня к диаметру цилиндра составляет меньше единицы — 0,89. Такое конструктивное решение позволило при повышении частоты вращения коленчатого вала до 2000 об/мин получить скорость поршня не более 8 м/сек и обеспечить жесткую конструкцию коленчатого вала благодаря большому перекрытию шеек.

Установка колец на поршень — стальной, имеет четыре коренных и три шатунных шейки. Противовесы откованы вместе со щеками, кроме первого, который устанавливается на переднем конце коленчатого вала на шпонке и вместе с шестерней привода маслонасоса и маслоотражателем закрепляется круглой гайкой. На заднем конце коленчатого вала установлена шестерня, которая находится в зацеплении с шестерней распределительного вала. В торец заднего конца вала семью болтами крепится фланец, который имеет в центре отверстие со шлицами для привода ВОМ. Коленчатый вал динамически балансируется в сборе с шестернями, передним противовесом и технологическим грузом, заменяющим массу маховика. Допустимая несбалансированность — не более 50 гсм. Коленчатый вал устанавливается на двигатель с зазором в коренных подшипниках 0,100—0,156 мм.

Четвертый коренной подшипник — упорный. Осевое усилие воспринимают четыре полукольца. Нижние полукольца в крышке удерживаются на двух штифтах, а верхние — между торцами постели и коренной шейки коленчатого вала. Полукольца упорные входят в комплект коренных подшипников и взаимозаменяемые для двигателя СМД-14. Осевой зазор коленчатого вала находится в пределах 0,125-0,345 мм.

Коленчатые валы изготавливают двух производственных размеров с разницей диаметров шеек 0,25 мм. Маркировка коленчатого вала нанесена на площадке первой щеки. Размеры шеек и маркировка приведены в табл. 1.

Размеры и маркировка коленчатого вала, вкладышей коренных и шатунных подшипников. Таблица 1.

Задний конец коленчатого вала уплотняется резиновой манжетой (120 X 150 X 12 мм), установленной в картер маховика.

Фланец к коленчатому валу крепится при установленном картере маховика. Устанавливать фланец следует так, чтобы не повредить манжету. Момент затяжки болтов крепления фланца — 20—22 кгс. м. Маховик крепится к фланцу восемью болтами, затянутыми моментом 20—22 кгс. м. Устанавливая маховик, совмещают его отверстие со штифтом на фланце по меткам в виде риски.

Рис. 1. Коренной подшипник:

1 — шпилька крепления крышки коренного подшипника; 2 — райка; 3 — крышка коренного подшипника; 4 — болт втяжной; 5 — блок-картер; 6 — нижний вкладыш подшипника; 7 — верхний вкладыш подшипника; 8 — метка затяжки гайки; 9 — уc-фиксатор; 10 — шайба специальная; 11 — шайба замковая

1 — втулка верхней головкв; 3 — шатун; 3— канал подвода смазки; 4 — штифт; 5 — крышка нижней головки; 6 — болт шатунный; 1 — шайба замковая; 8 — цифры спаренности шатуна и крышки.

В шатуне (рис. 2) нижняя головка — с косым разъемом под углом 35°. По ширине нижняя головка не симметрична: размер А больше размера Б. Крышка нижней головки шатуна расточена совместно с шатуном. Спаренность крышки и шатуна обозначена одинаковым номером, набитым на торцовой площадке от 1 до 999. Крышка 5 крепится к шатуну 2 двумя болтами 6, ввернутыми в тело шатуна. Фиксируется она относительно шатуна трехгранными шлицами по стыку и одним штифтом 4% запрессованным в тело шатуна и входящим в паз крышки. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 1, в которой имеются канавка по наружному диаметру и четыре отверстия для подвода смазки. Для подачи масла в верхнюю головку в стержне шатуна просверлен канал 3.

По массе шатуны комплектуются с разновесом не более 14 г для одного двигателя. Масса шатуна обозначена трехзначным числом, выбитым на торце нижней головки шатуна, обозначающим сотни, десятки и единицы граммов.

Шатуны противолежащих цилиндров устанавливаются на шатунную шейку попарно (1 и 4, 2 и 5, 3 и 6). Затяжку шатунных болтов для исключения перекосов производят постепенно и поочередно, с окончательным усилием 20—22 кгс. м. Резьбу болтов перед сборкой смазывают дизельным маслом. После затяжки шатунные болты контрят замковыми шайбами 7, отгибая усики на грань головки болта (с мая 1975 г. вместо замковой шайбы устанавливается плоская шайба). Если шатунные вкладыши подобраны правильно, соответственно маркировке коленчатого вала, и нормально затянуты шатунные болты, нижняя головка шатуна должна свободно перемещаться по шейке коленчатого вала. Продольный люфт должен быть в пределах 0,35—0,66 мм. Зазор измеряют по торцам шатуна, так как ширина крышки меньше на 1 мм.

Шатунный подшипник состоит из двух вкладышей, изготовленных из биметаллической ленты со сплавом АБ—11. Верхний и нижний вкладыши взаимозаменяемые. Комплект шатунных подшипников на двигатель имеет обозначение 60.0305.00 с указанием номинала или ремонтного размера (табл. 1.).

Поршень отлит из алюминиевого сплава АЛ-25. В головке поршня в центре расположена камера сгорания открытого типа и четыре канавки под три компрессионных и одно маслосъемное кольцо. В двух бобышках расточены отверстия под поршневой палец, ось которого смещена относительно оси поршня на 3 мм. По наружной поверхности поршень имеет овальную форму с меньшим диаметром по оси расположения поршневого пальца. Юбка поршня по бокам укорочена.

Для обеспечения необходимого зазора между юбкой поршня и гильзой цилиндра поршни сортируются на две группы, которые маркируются буквами М и Б. Группа М — диаметр юбки поршня от 129,76 до 129,78 мм. Группа Б — диаметр юбки поршня свыше 129.78 до 129.80. Маркировка наносится ударным клеймом на донышке поршня. Замер наружного диаметра производится на расстоянии 41 мм от нижнего торца в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.

Поршни подбираются также по массе. Разность массы в одном комплекте — не более 7 г. Величина массы набита ударным клеймом на донышке поршня тремя цифрами, обозначающими сотни, десятки и единицы граммов. На донышке поршня нанесена стрелка. Так как ось поршневого пальца смещена, поршни с шатунами для правого и левого ряда цилиндров собирают, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Сборка поршня о шатуном.

Для левого ряда цилиндров при сборке шатун устанавливают относительно поршня широкой стороной нижней головки, а для правого ряда — узкой стороной в направлении стрелки на донышке поршня. Вторым признаком может служить величина фаски в расточке нижней головки шатуна под подшипник. На узкой стороне размер фаски 1—1,5 мм, а на широкой — 3—3,5 мм. При установке в цилиндры поршней в сборе с шатунами стрелки на всех поршнях должны быть направлены вперед (в сторону вентилятора).

Поршневой палец — из стали 12ХН3А, полый, плавающего типа. Для обеспечения необходимого сопряжения с поршнем пальцы и поршни по диаметру отверстий в бобышках сортируются на две группы и маркируются двумя цветами краски: белой и желтой (табл. 2).

Маркировка поршней и пальцев по диаметру отверстий в бобышках. Таблица 2.


От осевого смещения поршневые пальцы фиксируются в бобышках поршня пружинными кольцами. Перед запрессовкой поршневого пальца поршень нагревают до 50-60°С В верхней головке шатуна поршневой палец устанавливается плотно, без ощутимого зазора, смазанный дизельным маслом, он должен перемещаться от усилия руки.

Рис. 4. Установка колец на поршень:

1 — верхнее компрессионное кольцо (хромированное); 2 — второе и третье компрессионные кольца; 3 — маслосъемное кольцо (хромированное); 4 — радиальный расширитель.

Компрессионные поршневые кольца — чугунные, имеют трапециевидное сечение (рис. 4), верхний торец кольца скошен под углом 10°. Первое компрессионное кольцо по наружному диаметру хромированное. Компрессионные кольца взаимозаменяемые с кольцами двигателей ЯМЗ-236 и А-01М. Маслосъемное кольцо коробчатой формы устанавливается с радиальным расширителем, который изготовлен из стальной ленты. Зазор в замке для всех колец — в пределах 0,45—0,75 мм. Комплект поршневых колец на двигатель имеет обозначение 60—03006.00. При сборке компрессионные кольца должны быть установлены вверх торцом, обработанным на конус, и свободно перемещаться в канавках поршня. Кольца устанавливаются и снимаются с помощью разжимных щипцов, чтобы исключить деформацию их и поломку. Перед установкой в цилиндр замки колец должны быть разведены в противоположные стороны, но не должны располагаться против отверстий под палец. Выполняя монтаж поршня в цилиндр, следует пользоваться специальной обжимкой, устанавливаемой на бурт гильзы.

Справочник по тракторам Т-150 И Т-150К. Под редакцией профессора Б. П. Кашубы

Также важно отметить, что любой из этих моторов отличается высокой надежностью. Данный параметр обеспечивается за счет правильно принятых конструкторских решений, которые даже по нынешним меркам вполне могут обеспечить длительный срок эксплуатации данного мотора. На сегодняшний день производство данного типа агрегатов было налажено на Белгородском моторном заводе.

двигатели смд

Тюнинг

Моторы, которыми агрегатируются сельскохозяйственные машины и механизмы, тюнингу не подвергают. Разработанные под конкретные условия эксплуатации они, как правило, отлично сбалансированы и вмешательство в их конструкцию к положительным результатам не приводит.

Семейства таких двигателей представлены изготовителями в виде широких линеек, имеющих разную мощность. При этом устанавливаются они на определенные виды спецтехники, из числа которых потребители и выбирают те, что наиболее полно соответствуют их требованиям.

Технические параметры

Технические характеристики двигателей СМД следующие:

  • Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
  • Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
  • Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
  • Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
  • Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
  • Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
  • Ход поршня равен 115 мм.
  • Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
  • В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.

характеристики двигателей смд

Установка таких двигателей производится на такие типы тракторов, как Т-150, Т-153, Т-157.

Технические характеристики СМД-60 и его модификации

Тип двигателя:
СМД-60, -61, -62, -63, -64, -654-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом
СМД-66, -72, -734-тактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Мощность (эксплуатационная), кВт (л.с.):
СМД-60, -61. -64, -65110 (150)
СМД-62, -63121 (165)
СМД-66125 (170)
СМД-72, -73147 (200)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1:
СМД-60, -612000
СМД-62, -63, -72, -732100
СМД-64, -65, -661900
Число цилиндров6
Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°
Порядок нумерации цилиндров
правый ряд1-2-3
левый ряд4-5-6
Порядок работы цилиндров1-4-2-5-3-6
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм115
Топливный насос2-плунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором
Форсункабезштифтовая закрытого типа, с фиксированным распылителе
Фильтры топливныегрубой и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами)
Масляный насос:
СМД-60, -61, -62, -642 -секционный шестеренный
СМД-66, -72, -731 -секционный шестеренный
Масляный фильтрполнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр перед турбокомпрессором
Система охлажденияжидкостная принудительная, закрытого типа
Вентилятор6-лопастный, с приводом от коленчатого вала
Система пуска:
СМД-60. -62, -64, -66, -72пусковой двигатель с редуктором, приспособленные к дистанционному запуску
СМД-61, -63, -65, -73электростартер
Турбокомпрессор:
СМД-60, -61, -62, -63, -64, -65ТКР11Н-1
СМД-66, -72, -73ТКР11С-1

Описание двигателя

Линейка шестицилиндровых V-образных двигателей СМД представлена такими моторами, как СМД 60…65 и их более мощными версиями — это СМД 72 и 73.

По своим конструктивным особенностям СМД 60 — это четырехтактное силовое устройство с непосредственным впрыском дизельного топлива. Из основных деталей этого двигателя выделяется блок-картер. В данном типе мотора он предназначен для того, чтобы объединить в один цельный блок цилиндры и добавить к ним верхнюю часть картера коленчатого вала. Необходимая жесткость в таком моторе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками блока-картера.

Охлаждение данного двигателя осуществляется при помощи воды. В зимнее время в этой системе допускается замена воды на антифриз. В системе имеется центробежный водяной насос, который и обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей замкнутой системе охлаждения.

двигатели смд технические характеристики









Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.


Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.

Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.


Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.

Обслуживание

Техническое обслуживание этих двигателей сводится к тому, что требуется постоянный контроль его работы, а также своевременное проведение регламентных работ, которые прописываются в инструкции по эксплуатации каждого двигателя. Производитель может гарантировать, что: мотор будет работать долго и безотказно; сохранять все свои мощностные показатели на протяжении всего срока службы; отличаться высокой экономичностью; только в том случае, если будет обеспечено необходимое техническое обслуживание, прописанное в инструкции.

ремонт двигателей системы

К ремонту двигателей СМД прибегают чаще всего из-за того, что возникают неисправности, а они, в свою очередь, появляются только из-за несоблюдения правил эксплуатации. Если произошел выброс картерного масла через выхлопную трубу, то в качестве ремонтных работ, необходимо длительное время эксплуатировать мотор на малых или холостых оборотах. Если выброс масла произошел через картер маховика, то для этого есть две причины: самоподвижный сальник был деформирован, уплотнительное кольцо редуктора было срезано. В качестве ремонта необходимо заменить вышедшие из строя части.

СМД-23, СМД-24, СМД-31А

Устройство двигателей СМД этой линейки следующее:

  • дизельные двигатели четырехтактные;
  • непосредственный впрыск топлива производится в камеру в поршне;
  • обладает жидкостной системой охлаждения;
  • снабжены турбонаддувом и промежуточной системой охлаждения воздуха, нагнетаемого в цилиндры.

Технические параметры данных двигателей также полностью соответствуют нынешним требованиям. Литровая мощность СМД 23 равна 19,9 кВт/л, а для двигателя СМД-31А 18,2 кВт/л. Удельная металлоемкость данных двигателей, как и удельный расход топлива, также находятся на высоком уровне. Расход масла на угар составляет от 0,4% до 0,5% по отношению к расходу топлива. Достижение таких высоких показателей стало возможным из-за того, что в системе используется турбонаддув воздуха в цилиндры, а также происходит охлаждение надувочного воздуха. Кроме того, в этих моторах также реализовано масляное охлаждение поршней, демпфирование крутильных колебаний и улучшен температурный режим работы дизеля, посредством введения водомасляного теплообменника.

двигатель смд отзывы

Харьковский завод тракторных двигателей

содержание .. 10
Харьковский завод тракторных двигателей
Типоткрытое акционерное общество
Основание1965
РасположениеСССР → Украина , Харьков ул. Киргизская, 19
Отрасльсельскохозяйственное машиностроение

Харьковский завод тракторных двигателей

(
ХЗТД
) — машиностроительный завод по выпуску и ремонту дизельных двигателей и энергоустановок.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность
  • 3 Технологическая характеристика 3.1 Производственная структура 3.1.1 Основное
  • 3.1.2 Вспомогательное

Спроектирован и построен завод был на годовой выпуск 125 тыс. двигателей. За период работы завода максимальный годовой выпуск составлял 86 тыс. двигателей.

В 1994 году на заводе ХЗТД было начато производство дизельного двигателя СМД-900 [1] .

В последние годы фактический уровень производства ХЗТД снизился до 12-16% утверждённой мощности, что стало результатом снижения потребительского спроса из-за общего спада экономического развития на Украине, высокой себестоимости продукции, обусловленной ростом цен на энергоносители, технологическое сырье и материалы, а также высокой насыщенностью украинского рынка дизельными двигателями иностранного производства.

В 2001 году завод начал производство двигателя СМД-63.

В 2001 году завод выпустил только 450 двигателей. В дальнейшем, высокие производственные издержки, переход на бартерные расчёты с контрагентами, снижение объёма производства, огромные издержки, связанные с содержанием объектов социальной сферы (детские сады, больница, поликлиника, жилые дома и общежития завода) привели к банкротству предприятия. В начале мая 2002 года ХЗТД был официально признан банкротом (к этому времени на предприятии продолжали работу около 1,5 тыс. человек) [2] .

Выходом из сложившегося критического положения стала судебная санация, решение о проведении которой было принято кредиторами завода.

19 апреля 2005 года в соответствии с решением хозяйственного суда Харьковской области для ХЗТД была создана ликвидационная комиссия [4] .

В начале апреля 2007 года было принято решение о распродаже завода [6] .

18 июля 2007 года Фонд государственного имущества Украины принял решение о продаже государственного пакета акций ХЗТД [7] .

В декабре 2007 года на территории завода была открыта первая на Украине буддийская пагода [8] .

На территории завода был построен торгово-развлекательный центр [12] .

Среди потребителей выпускаемой заводом продукции были Харьковский тракторный завод, Тернопольский и Херсонский комбайновые заводы, Ивано-Франковский , Харьковский завод самоходных шасси, . Значительное количество двигателей и запчастей к ним поставляли предприятиям агропромышленного комплекса для восстановления уже эксплуатируемой сельскохозяйственной техники.

Завод являлся механосборочным предприятием, технологический процесс которого предполагает такие виды производств, как механосборка, сборка, холодная штамповка, термическое производство, гальванопокрытия, сварочное и окрасочное производства.

В составе технологического оборудования преобладают автоматические линии, металлорежущие, кузнечно-прессовое, деревообрабатывающее, подъёмно-транспортное, термическое и иное оборудование, специализированные и агрегатные станки, автоматы и полуавтоматы.

Все основные и вспомогательные производства компактно размещены на одной производственной территории площадью 34,96 га, развёрнутая площадь промышленных зданий составляет 280 718 м², все производства имеют единую инженерную инфраструктуру и железнодорожные подъездные пути.

СМД-62

Установка таких двигателей осуществляется на тракторы Т-150. Сам агрегат состоит из таких частей, как: блок-картер, кривошипно-шатунный механизм, две головки цилиндров, система охлаждения и система смазки, механизм распределения газа (ГРМ).

Размещение цилиндров в таком моторе осуществлено под углом в 90 градусов или 1,53 радиан. Также эти цилиндры выполняются в виде единого блока с верхней частью картера. Для осуществления процесса очистки топлива в этом двигателей имеется два вида фильтров. Один предназначается для тонкой очистки топлива, другой для грубой очистки. Для того чтобы очищать воздух, поступающий в цилиндры, в двигателе предусмотрена система воздухоочистки, которая представлена в виде бумажных фильтрующих элементов. Для того чтобы запустить данный двигатель, используется одноцилиндровый бензиновый пусковой двигатель. Передача вращения от этого двигателя к маховику СМД-62 осуществляется посредством редуктора с одной ступенью.

устройство двигателя смд

Строение устройства

Состав мотора представлен:

  • блоком-картером;
  • головками цилиндров;
  • кривошипно-шатунным механизмом;
  • механизмом газораспределения;
  • сборочными единицами систем питания воздухом, топливом;
  • системами смазки, выпуска и охлаждения;
  • пусковым устройством.

Камера сгорания в моторе имеет дельтовидную форму (типа ЦНИДИ). Поршни охлаждаются с помощью масла, поэтому блок-картер имеет четыре отверстия с форсунками. Выходя из сопла форсунки, струя масла покрывает дно поршня, таким образом, происходит его охлаждение.

Стоимость и отзывы о двигателе СМД

Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Ее нельзя сравнить с импортными аналогами. Низкой стоимостью отличаются и все комплектующие для этих агрегатов, которые могут понадобиться при ремонте. Также стоит отметить, что, несмотря на длительный перерыв в производстве этих моделей, запасных частей на них очень много и найти их нетрудно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком уж много.

Однако стоит заметить, что низкая стоимость у них не просто так. Отзывы о СМД-21, к примеру, не самые приятные. Несмотря на то что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость была лишь 80 км/ч при езде с горки и выжатом сцеплении, а если не выжимать — то 60 км/ч. Также владельцы говорили о том, что от вибрации в двигателе постоянно все раскручивалось. Единственный плюс, который выделялся по отзывам пользователей, это расход топлива, который составлял всего лишь 20 литров на 100 км.

Читайте также: