Может ли водитель ремонтировать автомобиль в организации своими руками

Обновлено: 28.06.2024


рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 21 декабря 2011 года дело по иску Чупрова В.П. к ООО "Коммунальные системы" о возложении обязанности изменить разряд, произвести перерасчет заработной платы, указывать прицеп в путевых листах, взыскании компенсации морального вреда,


В судебном заседании истец заявил дополнительные требования о возложении на ответчика обязанности указывать в путевых листах использование прицепа при перевозке сварочного агрегата, поскольку истец как водитель несет ответственность за вред, причиненный прицепом при его использовании в дорожном движении. Ранее заявленные исковые требования поддержал. Пояснил, что его согласия на прикрепление к автомобилю сварочного агрегата никто не спрашивает, указанный агрегат с точки зрения ПДД является прицепом, удлиняет автомобиль, в связи с чем усложняет маневрирование, увеличивается вероятность ДТП. Фактически истец управляет автопоездом. Автомобиль истец обслуживает и ремонтирует сам, в том числе во внерабочее время, чтобы не стоять в простое, слесарей на все машины не хватает. Истец сам меняет колеса.

Представитель истца исковые требования своего доверителя поддержал.


Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.


Согласно выписке из ЕКТС (л.д. 17) работа водителя 4 разряда заключается в следующем: управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцисцерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки. Установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов. В примечании указано, что на один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случае выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии специализированной службы технического обслуживания автомобилей (л.д. 17). В должностной инструкции истца его функциональные обязанности дословно соответствуют характеристике работ в указанной выписке из ЕТКС (л.д. 25 – 27).


Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.


Поскольку ответчиком установлена в локальных нормативных актах тарифная система оплаты труда, тарифные разряда работников должны соответствовать ЕТКС.


Как указано в выписке из ЕТКС, которая применяется ответчиком и которая определяет порядок установлении разрядов водителям, на один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случае выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии специализированной службы технического обслуживания автомобилей.


Понятие технического обслуживания содержится в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.


В соответствии с пунктом 2.2.2 указанного Положения техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей. Пунктом 2.2 указанного Положения установлено, что основным техническим воздействием, осуществляемым при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.


Согласно пункту 2.4 указанного Положения техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО). ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. При этом для подвижного состава, работающего в районах очень холодного климата СО рекомендуется проводить в качестве отдельно планируемого вида ТО, отдельно от ТО-2. Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых) достигших предельно допустимого состояния.


Согласно ЕТКС слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда выполняет ремонтные работы высокого уровня сложности. В части технического обслуживания слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда производит только разборку, ремонт, сборку сложных агрегатов, узлов и приборов. Ежедневное техническое обслуживание, ТО-1 и ТО-2 согласно ЕТКС в основном должны производить слесари по ремонту автомобилей 1 и 2 разрядов.


Судом обозревался журнал выдачи путевых листов за период с __.__.__ по настоящее время (из показаний свидетеля А. следует, что журнал за период __.__.__ по __.__.__ не сохранился, поскольку он не является журналом какой-либо установленной формы, не является документом строгой отчетности, в связи с чем хранению не подлежит, ведется для собственных нужд). Из указанного журнала следует, что оба слесаря по ремонту автомобилей М., С. в течение всего периода ведения журнала занимались ремонтом автомобилей, при этом постоянно какие-либо автомобили, экскаваторы, грейдер стояли на ремонте. Автомобиль истца на ремонте за указанный период не стоял ни разу. Из объяснений истца следует, что он постоянно самостоятельно ремонтирует свой автомобиль, чтобы не допустить его простоя. Указанные объяснения истца подтверждаются и показаниями свидетеля А. о ремонте истцом автомобиля во внерабочее время.


Оценив вышеназванные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на предприятии отсутствует специализированная служба технического обслуживания автомобилей, слесари по ремонту автомобилей техобслуживанием не занимаются, техобслуживание закрепленного за ним автомобиля истец производит самостоятельно. Также истец производит текущий ремонт закрепленного за ним автомобиля.


Таким образом, суд приходит к выводу, что истец осуществляет весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, его работа должна тарифицироваться по 5 разряду.


Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии у истца специального образования для ремонта автомобилей. Поскольку фактически истец указанные работы выполняет, доказательств ненадлежащего выполнения истцом указанных работ ответчиком не представлено, то суд полагает, что указанное обстоятельство для установления истцу повышенного тарифного разряда значения не имеет.


В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения "прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.


Согласно разделу 2 Методических рекомендаций по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004) прицеп - одно-, двух- или многоосное устройство без двигателя, предназначенное для перевозки по дорогам грузов или оборудования, установленного на нем. Прицеп буксируется автотранспортным средством с помощью тягово-сцепного устройства.


Согласно Методическому руководству по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (с Изменением № 1) (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998) Прицеп - одно-, двух- или многоосное транспортное средство, буксируемое автомобилем-тягачом. Предназначается для перевозки грузов или пассажиров (транспортный прицеп) либо для выполнения нетранспортных работ (специальные прицепы), производимых при помощи установленного на прицепе оборудования. Полуприцеп - одно-, двух- или многоосное транспортное средство, буксируемое седельным автомобилем-тягачом. Предназначается для перевозки грузов или пассажиров, выполнения нетранспортных работ. При этом указанное руководство предусматривает существование специализированных и специальных автомобилей и прицепов (например, смонтированных на шасси электрогенераторов, сварочных агрегатов).


Действующими нормативными актами не установлены какие-либо требования к габаритам, весу и т.п., которыми ограничивается понятие прицепа.


Исходя из вышеперечисленных определений сварочный агрегат , установленный на шасси, цепляемый к автомобилю под управлением истца, является прицепом.


В соответствии со ст. 6 Устава автомобильного транспорта обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.


Согласно п. 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. В соответствии с п. 6 указанного нормативного акта сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.


Неправомерными действиями ответчика, выразившимися в установлении истцу разряда, не соответствующего фактическим обязанностям, выплате заработной платы в соответствии с более низким тарифным разрядом, неуказании в путевым листах прицепа, истцу причинен моральный вред, подлежащий возмещению ответчиком. Истец оценил моральный вред, причиненный указанными действиями, в размере руб. Суд считает разумной, соответствующей нравственным страданиями истца сумму компенсации морального вреда руб. В остальной части суд полагает требования о взыскании компенсации морального вреда завышенными.


На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд


На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Верховный суд объяснил, кто повезет в ремонт сломанную машину

У водителя сломалась машина на гарантии, и он попросил дилера взять ее на ремонт. Тот спустя месяц попросил сдать ее на диагностику. Никто не хотел оплачивать эвакуацию. Клиент считал, что это обязанность дилера. Компания предлагала возместить затраты на доставку потом, если гарантийный случай подтвердится. Владелец машины пошел на принцип и отремонтировал машину в другом месте, а потом отправился в суд с миллионным иском. Дело дошло до Верховного суда.

Следом Петриченко сам организовал диагностику и ремонт. Эксперт подтвердил, что на автомобиле в таком состоянии ездить опасно, нужно заменить цилиндры и поршни. Это обошлось в 222 895 руб. Петриченко выставил такой счет дилеру, но тот отказался платить, поэтому владелец отправился в суд. К сумме ремонта он прибавил 690 000 руб. неустойки за неисполнение гарантийного обязательства, 93 616 руб. неустойки за отказ возместить расходы на ремонт и 10 000 руб. в счет возмещения морального вреда.

За чей счет доставка

Владелец машины требует, чтобы дилер эвакуировал сломанную машину и принял ее на гарантийный ремонт.

Дилер предлагает владельцу самому доставить машину на диагностику.

Уступать никто не хочет. Кто прав?

Областной суд не нашел вины в поведении дилера, ведь он не отказывался от своих обязательств. Истец не мог требовать незамедлительно отремонтировать машину по гарантии без диагностики. Доставку должен был обеспечить сам клиент, а компания возместила бы ему расходы, рассудила апелляция со ссылкой на п. 7 ст. 18 закона о защите прав потребителей. Кроме того, облсуд решил, что наряд-заказ и письменная консультация Петриченко не подтверждают производственный характер недостатков.

Логика, закон и бремя доказывания

По словам старшего партнера АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры группа Уголовное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Ярослава Самородова, апелляция исходила больше из логики, чем из закона: ответчик не отказался принять автомобиль, вот только покупатель его не предоставил. Только не учла, что закон дает покупателю возможность отремонтировать машину на стороне, а потом выставить счет.


Кажется, мастера и менеджеры не знали, как поступить, когда требования покупателя законны, но автомобиль сам не может к ним доехать. В итоге дилер получит дорогой урок, потому что дешевле обошлось бы сделать все по закону.

Продавец вел себя недобросовестно, потому что не организовал приемку и доставку машины к месту диагностики, говорит старший юрист Althaus Group Althaus Group Федеральный рейтинг. × Сусана Киракосян.


Только после результатов диагностики дилер мог судить, кто виноват в поломке и за чей счет проводить ремонт. В споре с потребителем продавец больше заинтересован установить причину поломки и должен способствовать проведению экспертизы.

Здравствуйте . Я водитель скорой медицинской помощи. Такой вопрос , от водителей требуют выполнять любой слесарский ремонт авто, особенно в свои выходные,в трудовом договоре в обязанностях этого нет , и доплат тоже , на сколько я знаю что деньги выделяются на сервис , и водитель не в коем случае не обязан и не должен выполнять эти требование так как такими делами должен заниматься специалист, руководство даже слушать нас не хотят так как считают нас пешками и рабами можно сказать , подскажите куда можно пожаловаться

Постановлением № 94 установлен новый порядок тарификации водителей автомобилей.

Ранее для водителей автомобилей была предусмотрена тарификация с учетом классов квалификации (3-й, 2-й, 1-й). Основным критерием для установления соответствующего класса квалификации являлась категория механического транспортного средства, которым управляет водитель автомобиля. При этом для каждого класса квалификации водителя автомобиля была установлена отдельная квалификационная характеристика.

В соответствии с Постановлением № 94 с 1 января 2015 г. водителям автомобилей вместо классов квалификации установлены разряды. Диапазон разрядов предусмотрен с 4-го по 7-й разряд включительно.

Читайте также: