Как сделать торможение двигателем

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024


Водители иронизируют, мол, торможение двигателем происходит не сразу. Сначала автомобиль тормозит бампером, потом капотом, затем радиатором и только потом двигателем. Конечно, это шутка. Описанное выше считается контактным торможением, и лучше до такого ситуацию не доводить. Но как правильно и безопасно остановить автомобиль на зимней дороге? За комментариями мы обратились к профессионалу — руководителю школы экстремального вождения Сергею Овчинникову.

Он сразу предложил разделить ситуации — на спокойные, когда, например, машина подъезжает к перекрестку, опасные — на скользкой дороге и экстремальные.

По словам руководителя школы экстремального вождения, существует более 250 способов торможения двигателем. Но обычно речь идет о трех основных.

— Первый используется при спокойных дорожных условиях, например когда вы подкатываетесь к светофору и горит красный, — рассказывает Сергей Овчинников. — В этом случае достаточно просто плавно отпустить педаль газа, не переключаясь на нейтральную передачу (если механическая трансмиссия). Двигатель будет замедлять движение ведущих колес, и автомобиль остановится. При необходимости дотормаживайте педалью.

— Какие типичные ошибки допускают при торможении в спокойных условиях?

— Часто водители сначала выжимают сцепление и только потом педаль тормоза, как часто учат в автошколах. Это правильно только при движении на маленькой скорости, чтобы двигатель не заглох. В других случаях последовательность должна быть иной (сначала нажимаем на педаль тормоза, а потом — сцепления): машина будет более управляемой, а в экстренных ситуациях такие рефлексы позволят сэкономить секунду-другую и раньше начать торможение.

— Вот еще ситуация. Многие переходят на нейтральную передачу, подкатываясь к перекрестку, и считают это экономией топлива.

— Движение накатом — это старая привычка шоферов. Раньше считалось, что так экономится топливо. Но на современных машинах выгоднее тормозить именно двигателем. В специальной литературе утверждают, что топливо при этом вообще не расходуется, хотя, по словам специалистов из БНТУ, расход есть, но он мизерный. В любом случае он меньше, чем на холостом ходу. К тому же это небезопасно, потому что машина становится плохо управляемой и может возникнуть занос.

Сейчас особенно сложно управлять машиной на скользкой дороге. Как правильно тормозить в такой опасной ситуации?

— Рассмотрим ситуацию, когда нужно остановить машину, например, в гололед, но не в экстренных условиях, — рассказывает Сергей Олегович. — Один из вариантов — использовать торможение двигателем с переходом на пониженную передачу. Это, может быть, не самый эффективный способ, но при замедлении машина будет оставаться управляемой.

Правда, есть одна особенность: если слишком резко бросить сцепление, то произойдет срыв ведущих колес и потеря управляемости. У переднеприводной машины колеса заблокируются, и она поскользит прямо, заднеприводную и полноприводную, скорее всего, занесет. Поэтому лучше педаль сцепления немного придержать — примерно на секунду, то есть отпускать ее в два этапа.

Но что если экстремальная ситуация? Допустим, кто-то неожиданно вышел на проезжую часть вне положенного места из-за припаркованной машины. Тормозить уже поздно.

— Если единственный выход — объезд препятствия, в данном случае пешехода, то это нужно сделать одновременно со сбросом газа, — считает Сергей Овчинников. — При сбросе газа происходит торможение двигателем, машина наклоняется вперед, передние колеса сильнее прижимаются к дороге и кратковременно повышается управляемость автомобиля. За счет этого можно выполнить резкий объезд препятствия.

В случае отказа тормозов профессионалы также предлагают использовать торможение двигателем, поэтапно переходя на пониженную передачу.

Давая все эти советы, Сергей Овчинников несколько раз предупредил: любая ситуация зависит от четырех факторов — водителя, среды, автомобиля и дороги. Все эти параметры нужно учитывать при выборе скорости и способа торможения. Описать все возможные ситуации на дороге нельзя, а вышеприведенные советы — общие рекомендации.

— Многое зависит от ситуации на дороге — спокойная она или аварийная, — подчеркивает руководитель школы экстремального вождения. — Также нужно учитывать комплектацию авто. Скажем, если машина оборудована системой ABS, то экстренно останавливать ее с помощью перехода на пониженную передачу и торможения двигателем неэффективно. Безопаснее нажать на педаль тормоза, а система сама выберет оптимальный режим торможения. Вмешательство водителя при аварийной ситуации может привести к увеличению тормозного пути.

Как правильно тормозить. Торможение на механической и автоматической коробке передач. Экстремальные ситуации

Для опытных автовладельцев не будет большим трудом выбрать правильный в сложившейся ситуации способ торможения. При этом новички нередко путаются в новых условиях дороги, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Большое преимущество новичка на дороге в том, что им легко дается теория. А, держа в голове основные требования правил движения, гораздо легче их использовать в реальных ситуациях.

Основные правила торможения

При поиске оптимального способа торможения необходимо отталкиваться, прежде всего, от коробки передач своего автомобиля: механическая коробка передач или автомат. От типа трансмиссии авто в прямой зависимости находятся все будущие манипуляции автомобилиста.

Как правильно тормозить на механике

Как тормозить на механике

Для правильного торможения на МКПП перед светофором необходимо принимать во внимание как характеристики автомобиля, погодные условия, так и состояние полотна дороги. Предположим, вам предстоит остановиться перед светофором на автодороге с ровным сухим асфальтным покрытием.

Выполняем следующую последовательность действий:

  1. Левая нога выжимает сцепление.
  2. Левая нога остается на педали сцепления, правая выжимает тормозную педаль.

Правильное торможение с автоматической коробкой


Можно ли тормозить двигателем с АКПП? Конечно! Более того, на автомашине с автоматикой новичку осуществить торможение очень легко. При этом необходимо осторожно отпускать и вновь надавливать на тормозную педаль до прекращения качения авто.

Тормозим экстренно

При необходимости применения экстренного торможения необходимо учитывать ряд факторов:

1) возможность сноса машины в юз и заноса

Тормозим при экстремальных условиях погоды

Уметь притормозить и остановиться на сухом дорожном покрытии на МКПП или АКПП — не самое главное. Куда сложнее для начинающего водителя не допустить заноса или юза. Самое основное – научиться правильно тормозить на машине в холодную погоду на скользком дорожном покрытии.

Как необходимо тормозить на механической коробке передач и при этом не допустить юза и заноса в гололедицу? Прежде всего, необходимо управлять автомобилем более спокойно, чем в летнее время года на хорошем и не влажном асфальте.

Длина тормозного пути в разных погодных условиях

На сырой или обледенелой дороге, в снегу вследствие плохого сцепления поверхности колеса автомобиля с дорожным покрытием путь торможения возрастает в несколько раз.

Длина тормозного пути в разных погодных условиях

Применяйте торможение двигателем для правильной остановки на механической коробке передач на обледенелом дорожном покрытии. Такой способ может использоваться не только в условиях гололедицы. Но для начала давайте разберемся, что такое торможение двигателем и почему стоит его применять только в ограниченных дорожных ситуациях.

Особенности торможения двигателем

Такой тип торможения можно применять в ряде ситуаций:

  • Необходимо остановиться или затормозить на крутом или затяжном спуске,
  • Отказала тормозная педаль.

Что значит торможение двигателем? На самом деле этот способ стоило бы назвать торможением не двигателем, а с использованием рычага коробки передач. Хотя, если оценивать его в разрезе оказываемого влияния на механизмы машины, в таком случае двигатель здесь упоминается совершенно справедливо.

Для начала торможения двигателем необходимо отпустить педаль акселератора, затем нужно поочередно переключаться с повышенных скоростных передач на пониженные.

Как правильно тормозить двигателем на механике

Обратите внимание: совершать такие действия нужно поочередно.

Если вы перейдете с 5 скорости непосредственно на первую, то незамедлительно потеряете управление своим автомобилем. В таком случае машина пойдет в занос, кроме того, может сорвать мотор. Будет большой удачей, если на вашем пути в этом случае, окажется ровное чистое поле, а не встречка с мчащимися машинами, или иное не менее опасное препятствие.

Спасибо за подписку!

Торможение двигателем на автомате

Как правильно тормозить двигателем на автомате

Для применения торможения двигателем на АКПП стоит обратить внимание на советы опытных водителей. Тут нет ничего особо сложного. Перед движением по трассе, идущей на спуск, необходимо перейти на режим понижения передачи D3, при более крутых спусках, руководствуясь своими ощущениями, можно перейти на режим D2 (L). Для применения дополнительного торможения используйте кнопку Hold.

Антиблокировочная система

Еще одним открытием современного автомобилестроения можно назвать антиблокировочную систему ABS. При резком нажатии на педаль тормоза колеса автомобиля не сорвутся в юз, а останутся под контролем автомобильного компьютера.

В обычных дорожных условиях у оборудованного АБС автотранспортного средства в значительной мере минимизируется тормозной путь. Экстремальные ситуации, когда колеса машины срываются в юз или пробуксовывают, минимизируются. Автомобиль, оборудованный системой АБС, не заносит.

Антиблокировочная система

В случае наличия на вашем авто такой системы вопросы правильного торможения с АБС излишни, просто начинайте тормозить. В ряде моментов на скользком дорожном покрытии или в иных сложных дорожных условиях педаль тормоза начинает дрожать и давить обратно на водительскую ногу. Волноваться не стоит, это работает система АБС, уверенно продолжайте тормозить.

Ряд моделей авто сейчас оборудованы кнопкой выключения работы системы АБС. Иногда такой функцией пользуются видавшие виды автовладельцы. Но даже им мы не рекомендуем выключать систему! Если в вашем автомобиле нет такой кнопки, а отключить АБС все равно необходимо, то это можно легко сделать, вынув отвечающий за ее работу предохранитель.

Бытует мнение, что применение системы АБС ведет к увеличению пути торможения. Такое мнение будет верным только при таких условиях:

АБС имеет ряд неопровержимых преимуществ, которые облегчают торможение в сложных условиях:

  • Нет необходимости совершать ряд быстрых и прерывистых надавливаний на тормозную педаль — АБС срабатывает при 1 долгом надавливании
  • Автомобиль остается под полным контролем водителя.
  • Даже резкое маневрирование при повышенных скоростях теперь возможно, так как тормозная система с АБС более чуткая и уверенная.

Что делать при отказе тормозов

  1. Предупреди других водителей! Сигналь и включай аварийную световую сигнализацию
  2. При небольших скоростях есть смысл применить ручной тормоз. Нажимаем на кнопку и плавно поднимаем рычаг, при этом обращаем внимание на щелчки, не допускаем резкого торможения и блокировки колес автомобиля.
  3. Торможение ручником по каким то причинам невозможно? Тормозите двигателем! В критических условиях необходимо выключить зажигание, включить первую скорость. При этом поломка коробки передач или двигателя обеспечены, но жизнь значительно важнее.
  4. Остановиться никак не удается? Тогда ищите предметы, которые смогут послужить сдерживающим фактором. Ущерб от столкновения с ними должен является минимальным. Подойдут заросли кустов, сугробы, кучи мусора.

Вне зависимости от того, какой коробкой передач оборудована ваша машина, по какому дорожному покрытию движетесь, вам, прежде всего, нужно быть твердо уверенным в своих возможностях. Именно поэтому, прежде чем сесть за руль средства повышенной опасности и выехать на оживленную трассу, вам предстоит научиться правильно тормозить.

Торможение двигателем на автомате – это альтернативный способ остановки автомобиля, в процессе которого скорость автотранспорта целенаправленно снижается без использования педали тормоза. В результате применения именно этого варианта снижается риск аварийной ситуации, а также можно сэкономить горючее. Такое торможение рекомендуется использовать во время движения на спуске.

Переключение передач на автомате

Что означает торможение двигателем

В процессе использования этого способа торможения силовой агрегат транспортного средства оказывает сопротивление инерционной силе, способной увеличить скорость авто. Мотор может притормозить автомобиль, осуществляющий движение на определенной передаче при минимально возможной подаче горючего.

Если в результате нажатия на педаль газа происходит увеличение количества подаваемого топлива и раскручивание двигателя, то когда ее отпускают:

  • уменьшается поступающее в цилиндры горючее;
  • начинается снижение оборотов;
  • на трансмиссию перестает передаваться вращательный момент двигателя.

Получается кардинально обратный результат – через трансмиссию передается нагрузка от колес на двигатель внутреннего сгорания авто. В ходе увеличения компрессионного сопротивления в цилиндрах ДВС снижается скорость транспортного средства.

В процессе движения машины коробкой автоматом дозировано передается крутящий момент, который был получен от мотора машины, к колесам, в соответствии с установленным передаточным числом КПП.

Как тормозить двигателем: механика и автомат (видео)


Многие автоэксперты рекомендуют научиться тормозить автомобиль двигателем. Желательно довести данную процедуру до автоматизма и использовать её в экстемальным ситуациях, таких как – отказ тормозной системы.

Теоретическая часть

Как тормозить двигателем: механика и автомат (прикол)


Неправильное торможение двигателем

Торможение мотором, в первую очередь, это безопасность. Также, по утверждению автоинструкторов и многих бывалых автолюбителей – это снижает износ тормозной системы. На механике осуществить торможение двигателем значительно проще, чем на остальных коробках передач.

Приём торможения двигателем

Пропали тормоза! Не стоит разводить панику, поскольку это первая причина аварии. Стоит отметить, что торможение двигателем – это тонкий процесс, которым стоит уметь пользоваться. Для каждого топа коробки передач, существует своя система торможения.

Торможение двигателем с механической коробкой передач

Торможение двигателем механической коробкой передач


Для механики характерно то, что все действия выполняются непосредственно водителем. При этом стоит рассчитать дистанцию торможения и учесть, насколько быстро падают обороты мотора и коленчатого вала.

  1. Отпускаем педаль газа. Это позволит перекрыть подачу топлива в цилиндры (не полностью – холостой ход останется) и снизит обороты коленвала.
  2. Выжимаем сцепление и включаем передачу ниже. Например, если на коробке включена четвёрта, то следует включить третью.
  3. Повторяем процедуру, пока не дойдём до первой передачи.
  4. При минимальной скорости, не выключая первую передачу, выключаем зажигание и глушим мотор. Стоит быть престёгнутым, поскольку коленвал заблокируется, а с ним и ведущие колёса, и транспортное средство резко остановиться, что может по инерции подать тело водителя и пассажиров вперед.

Не стоит резко выключать зажигание на большой скорости или передаче, поскольку попросту может разорвать коленвал или детали КПП повредятся. К этому всему, ещё и транспортное средство может не тормозить, а дальше продолжать ехать по накатанной.

Торможение двигателем с автоматической коробкой передач

ДТП

Существуют разные автоматические коробки передач, от разных производителей, а поэтому последовательность и принцип действия может быть разным. Рассмотрим, несколько вариантов торможения двигателем на АКПП.

Торможение двигателем может помочь при отказе тормозной системы, и предотвратить ДТП

  1. Включаем overdrive, коробка переходит на 3 передачу;
  2. При скорости ниже 90 км/час переключите АКПП на вторую передачу. После этого машина начнет тормозить;
  3. При скорости ниже 50 км/час переключаете коробку на L.
  1. Если по горному серпантину едешь – то торомозить желательно двигателем, иначе перегреются тормоза (колодки и диски – может их повести от перегрева ли в самый нужный момент потеряешься эффективность торможения)
  2. Поэтому, при спуске, ставим рычаг АКПП в положение S или L (зависит от скорости спуска и наклона дороги) и тормозим двигателем (не трогая педаль газа)
  3. Иногда притормаживаем педалью тормоза – вот и все! Можно также сочитать с кнопкой Hold – тоже эффективность торможения улучшиться!

Электроторможение двигателем

На многих современных транспортных средствах внедряется система аварийного торможения двигателем, которая сама снижает обороты и глушит силовую установку, вплоть до полной остановки. Случается это в тех случаях, когда электронный блок управления получил информацию о неработоспособности тормозной системы.
Позитивные и негативные стороны торможения двигателем

Как и в любом автомобильном приёме, торможение мотором имеет свои плюсы и минусы.

Обязательно изучите данное видео о торможении двигателем

Что такое торможение двигателем? Когда и как применять?

Торможение двигателем с механической коробкой:

Торможение двигателем с коробкой автомат:

Торможение двигателем на вариаторе:


Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!

Читайте также: