Как сделать логопедическую игру на компьютер

Обновлено: 04.07.2024

Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений системы образования. Роль компьютерных средств обучения в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия. Внедрение компьютерных технологий в коррекционный процесс.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.07.2018
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений системы образования предусматривает решение вопросов, связанных с обучением, воспитанием, психолого-педагогической поддержкой и социальной адаптацией к условиям жизни современного общества детей с особыми образовательными потребностями.

Немалую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения [1; 3]. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю. Б. Зеленской, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной, Л. Р. Лизуновой, И. А. Филатовой и др.

Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день изучены лишь некоторые стороны внедрения компьютерных технологий в коррекционный процесс, недостаточно разработаны теоретические основы, раскрывающие психолого-педагогические положения построения компьютерных игр, предназначенных для детей с различными речевыми нарушениями. коррекционный логопедический образование компьютерный

В рамках исследования нами выделены педагогические, психолого-эргономические, физиолого-гигиенические, технические, программно-методические условия построения компьютерных логопедических игр [2], определена система психолого-педагогических принципов (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, Г. А. Каше, Я. А. Коменский, Р. Е. Левина, Л. Р. Лизунова, В. Окунь, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Н. А. Стародубова, В. И. Яшина и др.), на основе которых и разработан комплекс компьютерных логопедических игр для детей дошкольного возраста.

Нарушения звукопроизношения у детей имеют различную степень выраженности и находятся в определенной зависимости от фонетических условий реализации звуков в речи. Поэтому при построении содержания компьютерных игр по формированию звукопроизношения речевой материал подобран с учетом фонетических условий, определяющих уровни сложности в зависимости от типов слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных), позиции закрепляемого звука в словах, сложности слоговой структуры.

Развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее структурных компонентов (фонетики, грамматики, словаря). Это процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Поэтому процесс коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. В связи с этим содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование звукопроизношения, но и на развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, коррекцию слоговой структуры слов, расширение и уточнение словаря, развитие связной грамматически правильной речи на том же звуковом материале.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает определить пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Компьютерные логопедические игры построены таким образом, что при устранении речевых нарушений оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, память, воображение, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребенка, способствуют обогащению сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивают речь на основе развития содержательной стороны мышления. Усвоение речевого материала происходит как путем простого воспроизведения, так и в условиях решения мыслительных задач.

Содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование знаний, умений и дальнейшее их наращивание, но и на развитие важных для становления личности ребенка качеств: целеустремленности, самостоятельности, усидчивости, умения организовывать и оценивать свою деятельность, на обогащение гуманных эмоций и настроения, на воспитание определенных морально-нравственных, волевых и эстетических качеств.

Компьютерная программа предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров в зависимости от состояния фонетической стороны речи ребенка. Имеющийся арсенал игр в компьютерной программе позволяет выбрать соответствующую уровню развития ребенка, его речевым возможностям и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей.

От мотива как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности зависит качество речевой деятельности и в итоге мера успешности обучения. Положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Поэтому сюжет компьютерных логопедических игр способствует созданию положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, вызывает потребность в общении, стимулирует речевую активность, способствует развитию творческих речевых умений.

Дружественность программы, тактичное обращение к ребенку при неправильном выполнении задания обеспечивают стремление ребенка добиться результата. Использование приятных ответных сигналов программы (цветовых, звуковых, графических) на совершение действий ребенка способствует созданию атмосферы эмоционального подъема, положительной мотивации к выполняемой деятельности.

Компьютерные игры применяются не только на индивидуальных занятиях, но и предлагаются родителям для работы с детьми по закреплению речевых навыков в домашних условиях.

Разработанный комплекс компьютерных логопедических игр предоставляет специалистам более широкие возможности в повышении эффективности коррекционно-педагогического процесса, способствует полноценному развитию речи детей, что является важным условием их успешной социализации.

Литература

1. Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67--69.

2. Куликовская Н. Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 96--103.

3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. -- Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.

4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86--94.

Подобные документы

Роль игры для детей младшего школьного возраста. Изучение специфики компьютерных игр. Возможности компьютерных игр в обучении и развитии младших школьников. Экспериментальная работа по развитию геометрического воображения с помощью компьютерных игр.

дипломная работа [47,2 K], добавлен 24.09.2017

Зарубежная и отечественная истории создания компьютерных программ для дошкольников; компьютерные игры как средство обучения. Рекомендации врачей при работе за компьютером. Обзор программ, предназначенных для коррекционно-развивающей работы с детьми.

курсовая работа [2,9 M], добавлен 04.08.2011

Дизартрия как один из видов речевых нарушений. Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических расстройств. Физиологическое действие, показания и противопоказания к проведению логопедического массажа. Условия проведения массажа.

дипломная работа [64,8 K], добавлен 27.04.2011

Изучение условий эффективного использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Методика исследования состояния звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.

дипломная работа [327,7 K], добавлен 15.08.2014

Компьютерные игры и их место в жизни детей. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Специфика ролевых компьютерных игр. Подбор рекомендаций для подростков по использованию компьютерных игр по развитию интеллектуальной сферы.

Компьютерные логопедические игры все чаще применяются на практике. Различные версии программного обеспечения для логопедов можно найти в интернете. Игры не только мотивируют детей к занятию, но и повышают их результативность. Разумеется, структура логопедического занятия при этом не нарушается, цели и задачи логопедической коррекции остаются неизменны. Включение компьютерных игр только дополняет систему коррекционной работы.

Компьютерные игры в логопедии решают задачи:

  • тренировка мелкой моторики;
  • формирования навыка ориентирования в виртуальном в пространстве;
  • коррекция недостатков фонетической стороны речи;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • совершенствование внимания, памяти, мышления.

Все перечисленные направления реализовываются как через одну игру, так и серию игр (видеоигр).

Принципы использования ИКТ в логопедии

Виды компьютерных игр

Все компьютерные игры можно классифицировать по предложенной ниже схеме:

Различных речевых программ в сети достаточное количество. Но есть компьютерные игры, которые апробированы на практике и положительно себя зарекомендовали. К таким играм относятся следующие:

Компьютерные логопедические игры скачать и работать на своем компьютере. Для выбора задания на слайде-меню нужно кликнуть левой кнопкой мыши по цифре.

Игра поможет провести логопедическое занятие увлекательно.

Не следует забывать, что важнейшей потребностью у человека является потребность в общении с другим человеком, а не манипуляции с техническими средствами. Поэтому особо важно в логопедической работе уметь совмещать общение и компьютерные игры и строго соблюдать здоровьесберегающий режим (соответствующее росту ребенка мебельное оборудование, правильная осанка и достаточное освещение, а также физминутки и гимнастика для глаз в перерывах).

Язык – это система дискретных знаков, служащая целям коммуникации.

Знаковой системой могут владеть и животные.

Самыми эрудированными в языке из обезьян являются шимпанзе.

Речь – процесс использования языка в целях общения. Язык мёртв до тех пор, пока его не заставляет работать речь.

Наличие языка + отсутствие речи = анартрия

Наличие речи + отсутствие языка наблюдается у умственно отсталых, отличающихся хорошей механической памятью, их речь формируется по подражанию.

  1. Фонетический (звуки, фонемы)
  2. Морфологический (слова)
  3. Синтаксический (словосочетания, предложения)
  4. Текстовый (организация связного высказывания)

Весь язык пронизан семантикой, то есть значением.

Таким образом, если возникает нарушение формирования языковой системы на любом из её уровней, то и речь будет нарушена.

Самые простые – фонетико-фонематические нарушения, связанные с недоразвитием восприятия звуков человеческой речи и, соответственно, их неправильным произношением.

Нарушения на следующих трёх уровнях могут повлечь за собой недоразвитие лексико-грамматической стороны. Сюда попадают такие речевые нарушения как алалия и афазия, дислексия и дисграфия.

Если нарушение охватывает все уровни, то говорят об общем недоразвитии речи (ОНР).

Нарушения, связанные с применением языковой системы – мутации голоса, дисфония, фонастения, ринофония, мутизм, заикание, тахилалия, брадилалия, то есть это те нарушения, где страдает только речь, а язык остаётся нормально сформированным.

Теперь перейдем к практике.

Цель игры: развитие у ребенка навыков деления слова на слоги.

Подготовка: Отберите 2-3-сложные слова с проблемным звуком. Затем приготовьте круги из цветного картона (приблизительный диаметр 10 см) в количестве равном суммарному количеству слогов в отобранных для занятия словах. Сделайте на полу "речку", например из двух голубых ленточек, чтобы круги, выложенные в цепочку, перекрывали ее в ширину.

Процесс игры: На первом этапе ребёнок проговаривает слово, отхлопывая его по слогам, затем берет столько кругов-камешков, сколько слогов в слове, и выкладывает из них переправу через речку.

После того, как переправа построена, пропрыгивает слова с послоговым произнесением по камешкам. Можно слова ребёнку подсказывать, дать ему самостоятельно вспомнить все слова, которые назывались и отхлопывались.

Новые компьютерные программы.

На нашем сайте появились новые онлайн-игры, помогающие запомнить названия букв русского алфавита, а также развивающие фонематическое восприятие.

Эта игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Ребёнок выбирает нужную букву, слышит её название и видит на экране картинку, соответствующую слову на выбранную букву. Картинку можно раскрасить с помощью цветовой палитры и кисточки.

При выборе слова на согласную букву (звук) дополнительно ребёнку можно предложить определить мягкость или твёрдость первого согласного в слове.

Игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова по правилам русской фонетической транскрипции.

Данная онлайн-игра представлена в 2-х версиях: упрощённой и сложной.

В упрощенной версии отсутствуют слова со звонкими согласными на конце слова и с йотированными и безударными гласными.

Эта версия хорошо подходит для работы с дошкольниками при формировании у них элементарных навыков звукового анализа слова.

Надеюсь, игры вам понравятся и помогут на занятиях. Если у вас возникнут вопросы или предложения, пишите!

На этом всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".

Шкатулка логопеда. Игры для развития речи онлайн

среда, 19 января 2022 г.

Онлайн-игра "Третий - не лишний" (звук Р)

Онлайн-игра "Третий - не лишний" (звук Р) направлена на автоматизацию звука Р в словах, словосочетаниях и фразах, развивает способность обобщать и классифицировать предметы по разным лексическим темам, тем самым развивая мышление.

Описание игры - выполняя задание, ребёнку нужно соединять красные и синие карточки так, чтобы изображенные на них предметы можно было назвать одним словом.

Читайте также: