Как сделать двухтактный двигатель тише

Обновлено: 06.07.2024

Тюнинговый вариант выхлопа

Основой выпускной системы любого двухтактника есть резонатор. В системе происходит поднятие крутящего момента, а совсем не мощности (как думают новички), причем это должно происходить только на определенном уровне оборотов, когда присутствует резонанс. Опытным мотоводителям удалось измерить все рабочие параметры такой системы. Оказалось, что отдача в этом случае может достигать 10 000 оборотов, в то время как заводской двигатель не рассчитан на цифру, превышающую 7 500 оборотов. Вот такая нестыковка.

Но тюнинг выхлопа делает свое дело: движок работает более активно. А все объясняется строением резонатора и стандартной выхлопной системы. Колено, если посмотреть внимательно, имеет большую длину, превышающую стандарт (четверть от размеров всей системы). При этом размеры глушителя не учитываются. Более того, колено представляет собой тубу с низким сечением, которая существенно сужается в местах сгибов.

Внутренний диаметр колена едва достигает 40% от диаметра поршня, в то время как по стандарту оно должно находится в пределах 65%. А конус самого резонатора, наоборот, слишком короткий. В теории становится понятно, что такая конструкция может заработать только в диапазоне 12 000 оборотов, до которых двигатель явно не дотягивает.

Каким образом добавляют обороты

Чтобы добавить скорости, необходимо четко понимать, что в конструкции системы ограничивает обороты. Первым ограничивающим фактором является сила трения, которая образовывается в сальниках, подшипниках, а также на всех поверхностях цилиндр-поршень. К ней добавляются газодинамические потери, возникающие из-за шероховатостей и ступенек двигателя. Чтобы добиться увеличения скорости, все эти потери необходимо свести к минимуму.

Как это сделать? Нужно выполнить несколько несложных этапов:

  1. Провести осмотр и оценить работоспособность каждого подшипника. Затем промыть и продуть каждый струей сжатого воздуха и закрепить. Если все сделано правильно и аккуратно, то при вращении внешней обоймы, ее движение должно продолжаться хотя бы несколько секунд. Этого не произошло? Тогда необходимо заменить негодные мотодетали.
  2. Провести проверку звезд и цепи. В случае когда цепь перетянута, она заметно снижает обороты (а, следовательно, и скорость).
  3. Провести проверку всех стыковых областей, таких как цилиндр-картер, картер-карбюратор, выхлоп-цилиндр. Все выступающие части необходимо удалить, а прокладки поменять. Проводя манипуляции по уплотнению стыков, не желательно пользоваться герметиками. Они существенно уменьшают сечения всех каналов.
  4. Шарошкой необходимо отполировать все внутренние поверхности в перепускных каналах.
  5. Проверить и провести регулировку зазоров между поршневыми кольцами. Если зазор отсутствует, то после теплового расширения кольцо просто будет сдирать покрытие с цилиндра.
  6. Особое внимание необходимо уделить коленвалу. Его необходимо правильно сбалансировать и спрессовать, чтобы не было ни одного перекоса.

Роль лепесткового клапана в тюнинге

И самое главное. Когда осуществляется тюнинг, необходимо четко понимать, как все будет работать, и какой будет результат. Ничего нельзя делать на авось, руководствуясь нечеткими рекомендациями друзей или знакомых.

Здравствуйте !
у меня стал вопрос изготовить глушитель который бы не отбирал мощность двигателя
когдато читал что байкерам рекомендовали делать глушители набором труб труба в трубе разного диаметра и за щет разных резонансов для каждого диаметра происходило подавления звука
может кто то конкретно имеет информацию о этих вещах ? поделитесь

Легко! Замените карбюратор. Там ведь происходят жуткие потери! Переходите на инжектор, наддув.
Но. Поупаете вместо двгателя в 50 см двигатель в 80 см 200см, 500 см. Всё. Всё остальное байда полная. У Вас же не возникает мысли модернизировать эл. чайник в 1,2 кВт изменив форму носика, либо площадь контактной группы.
И как именно Вы собираетесь оценивать результаты своих трудов? За байкеров скажу так, что мозги у них имеются, но пользуются они ими крйне редко.

yra_brt Необращайте внимания, Вадик - универсальная затычка для любой бочки(темы).
Поделитесь той информацией которой Вы обладаете по глущителям.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

Да не нужно обижаться. Мы же в инете. Тут нам можно быть самими собой. Я почему говорю за глушитель, собственно. Да потому что имел ни один год и картинг под задницей и драндулет двухколёсный, что по асфальту не ездит. Вы просто поверьте, что законы физики ещё ни кто не обманул. Заниматься глушителем в плане увеличеения мощности двигателя задача бесперспективная, если только ЭТО не научный эксперимент. Практически увеличение мощности на 15-20 процентов не ощутимо пользователем и совершенно не возможно в практике. Поверьте.

vadim 08355 написал :
Да потому что имел ни один год и картинг под задницей и драндулет двухколёсный, что по асфальту не ездит

Контрольный вопрос:
Какой тип глушителя поднимает мощность мотора?

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

yra_brt написал :
у меня стал вопрос изготовить глушитель который бы не отбирал мощность двигателя

к сожалению такой изготовить нельзя. можно повысить КПД устройства, но при этом сильно вырастут геометрические размеры глушителя..

ur5imw написал :
к сожалению такой изготовить нельзя

Делали , делают , и будут делать. В смысле промышленное производство.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

ur5imw написал :
можно повысить КПД устройства

А это разве ни синоним поднять мощность.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

Djuse не , в 2 такниках глушитель это часть двигателя, в 4 такных " навесное устройство"

ur5imw написал :
в 4 такных " навесное устройство"

Давно уже не аксиома, как Вы думаете откуда у мотоциклов с 4такными моторами, такая высокая литровая мощность?

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

Подписываюсь под каждым словом Вадима.
У водномоторников есть выхлопные системы с регулируемым трактом для ,,отжимания,, процентов-но там спорт,где проценты учитываються-это к вопросу умника за тип глушителя.
По хорошему любителей колдовать с глушителями нужно вешать за яйца.

Djuse написал :
такая высокая литровая мощность?

Высокая. Я бы сказал противоположное. низкая. Грубо говоря с одного обьема в 2 так мы снимем в 2 раза больше мощность чем с 4 тактного

Алексейй написал :
По хорошему любителей колдовать с глушителями нужно вешать за яйца.

Ну это средние века, инквизиции давно уже нет, да и такими методами она непользовалась, это уже садизм. Каждый занимается тем чем он хочет. Водномоторники это одно из направлений где пытаются чтото сделать, повторюсь сделать, а незаниматся пустой писаниной.
Да кстати послание к критикам , кто неумеет писать книги начинает критиковать последних.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

ur5imw написал :
Я бы сказал противоположное. низкая

Я несравнивал 2такный с 4такным мотором. Вопрос был другой.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

давайте тогда определимся, что такое литровая мощность и что значит высокая.

ur5imw Литровая мощность -- отношение мощности двигателя к его обьему.
Что значит высокая -- возьмем отношение двигателей мотоциклов и авто(серийных и тех и других)

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

Djuse написал :
Какой тип глушителя поднимает мощность мотора?

Уважаемый. Я не работаю в двигателестроениии. Я радист. И потому термин "резонанс" у меня язык не поворачивается применить. Так как "резонанс" понятие весьма широкое употребляемое, а явление это весьма буквальное и конкретное. Я чётко знаю, что занимаясь глушителем можно значительно уменьшить уровень звукового давления, но ощутимо поднять мощность двигателя не удастся. Учитывая, что инструмент вышедший в серию УЖЕ имеет оптимальную конструкцию, или около того. В нём уже достигнут компромисс между всеми учитываемыми факторами.
На счёт карба я шутил серьёзно. Там значительно больший потенциал, нежели в глушителе.

  • возьмем отношение двигателей мотоциклов и авто

Что значит двигатель мотоцикла. У моего соседа 2 Мотоцикла один Yamaha R6 другой Днепр. какой ?

vadim 08355 написал :
Я чётко знаю, что занимаясь глушителем можно значительно уменьшить уровень звукового давления, но .

ощутимо уменьшить мощность двигателя.

ur5imw написал :
У моего соседа 2 Мотоцикла один Yamaha R6 другой Днепр. какой ?

Давайте плодить посты. Давайте возьмем импортные мото и машины. ну предположим после 2000г.

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

vadim 08355 написал :
На счёт карба я шутил серьёзно. Там значительно больший потенциал, нежели в глушителе.

Извините, вопросов к радисту больше неимею .

Несите чушь бережно, стараясь не расплескать. Чушь хороша, когда она полная!

Djuse написал :
Что значит высокая -- возьмем отношение двигателей мотоциклов и авто(серийных и тех и других)

На счёт мощности. Я нынче в отпуске. Первый раз за много лет. Естественно взял с собою в деревню радиостанцию, усилитель на двойку и два блока питания от компов. Мне нужен был ток ампер до 40.
И вот. Я, желая получить связь с конкретным корреспондентом, несколько превысил номинальную мощность усилителя, в результате чего вылетел один из блоков питания. Всё. Я сижу теперь на одном.
И максимум что я могу, это 80 Ватт в антенну. А мог бы легко 150. Ну, и вопрос: на кой ляд я пытался выжать 180, если корреспондент ну ни как не отличит 140 от 180. Для чего было печёнку рвать? И это горе теперь для меня ШИРЕ ВСЕЛЕННОЙ.
И всё именно так и обстоит с другими закончеными конструкциями. В них достигнут балланс и малейшее "улучшение" показателей одного из параметров существенно влияет на иный в сторону ухудшения.

Тюнинговый вариант выхлопа

Основой выпускной системы любого двухтактника есть резонатор. В системе происходит поднятие крутящего момента, а совсем не мощности (как думают новички), причем это должно происходить только на определенном уровне оборотов, когда присутствует резонанс. Опытным мотоводителям удалось измерить все рабочие параметры такой системы. Оказалось, что отдача в этом случае может достигать 10 000 оборотов, в то время как заводской двигатель не рассчитан на цифру, превышающую 7 500 оборотов. Вот такая нестыковка.

Но тюнинг выхлопа делает свое дело: движок работает более активно. А все объясняется строением резонатора и стандартной выхлопной системы. Колено, если посмотреть внимательно, имеет большую длину, превышающую стандарт (четверть от размеров всей системы). При этом размеры глушителя не учитываются. Более того, колено представляет собой тубу с низким сечением, которая существенно сужается в местах сгибов.

Внутренний диаметр колена едва достигает 40% от диаметра поршня, в то время как по стандарту оно должно находится в пределах 65%. А конус самого резонатора, наоборот, слишком короткий. В теории становится понятно, что такая конструкция может заработать только в диапазоне 12 000 оборотов, до которых двигатель явно не дотягивает.

Каким образом добавляют обороты

Чтобы добавить скорости, необходимо четко понимать, что в конструкции системы ограничивает обороты. Первым ограничивающим фактором является сила трения, которая образовывается в сальниках, подшипниках, а также на всех поверхностях цилиндр-поршень. К ней добавляются газодинамические потери, возникающие из-за шероховатостей и ступенек двигателя. Чтобы добиться увеличения скорости, все эти потери необходимо свести к минимуму.

Как это сделать? Нужно выполнить несколько несложных этапов:

  1. Провести осмотр и оценить работоспособность каждого подшипника. Затем промыть и продуть каждый струей сжатого воздуха и закрепить. Если все сделано правильно и аккуратно, то при вращении внешней обоймы, ее движение должно продолжаться хотя бы несколько секунд. Этого не произошло? Тогда необходимо заменить негодные мотодетали.
  2. Провести проверку звезд и цепи. В случае когда цепь перетянута, она заметно снижает обороты (а, следовательно, и скорость).
  3. Провести проверку всех стыковых областей, таких как цилиндр-картер, картер-карбюратор, выхлоп-цилиндр. Все выступающие части необходимо удалить, а прокладки поменять. Проводя манипуляции по уплотнению стыков, не желательно пользоваться герметиками. Они существенно уменьшают сечения всех каналов.
  4. Шарошкой необходимо отполировать все внутренние поверхности в перепускных каналах.
  5. Проверить и провести регулировку зазоров между поршневыми кольцами. Если зазор отсутствует, то после теплового расширения кольцо просто будет сдирать покрытие с цилиндра.
  6. Особое внимание необходимо уделить коленвалу. Его необходимо правильно сбалансировать и спрессовать, чтобы не было ни одного перекоса.

Роль лепесткового клапана в тюнинге

И самое главное. Когда осуществляется тюнинг, необходимо четко понимать, как все будет работать, и какой будет результат. Ничего нельзя делать на авось, руководствуясь нечеткими рекомендациями друзей или знакомых.

Развеиваем миф о шумоизоляции лодочного мотора — факты и цифры


А может взять себя в руки и наклеить шумоизоляционный материал на колпак лодочного мотора? Ведь в интернете многие пишут об эффективности этого способа.

Шумоизоляция лодочного мотора. Измерения до и после

За все моторы говорить не буду, у меня двухтактный с водяным охлаждением Parsun T2.6 BMS.

Мотор Parsun изначально приятно звучит, породисто. Звук насыщенный, низкий. Когда я впервые его завел, находившийся рядом со мной рыбак удивился хорошему звуку.

Однако, насмотревшись разных роликов, я решил сделать своими руками шумоизоляцию мотора. Делается это просто, быстро и недорого. Почему бы не попробовать?


Купил материал STP, 10 мм толщины, на клеевой основе. Материал активно применяется для шумоизоляции автомобилей при их акустической подготовке. Для увлеченных качественной музыкой.

Как же оценить эффективность сделанной шумоизоляции лодочного мотора Parsun T 2.6BMS

Можно ли доверять показаниям такого шумомера?

Мое мнение — скорее да, чем нет. В описании к одному из подобных программ-шумомеров указано, что разработчик осуществлял калибровку показаний программы и настоящего профессионального устройства ШУМОМЕРА.

Безусловно, профессиональный шумомер будет точнее. Он охватывает широкий диапазон частот.

В целом у меня создалось впечатление корректной работы программы шумомера на моем телефоне.

Испытания лодочного мотора до его шумоизоляции

Испытания до и после шумоизоляции колпака должны проводиться в одинаковых или идентичных условиях. Я размышлял так — шумомер дает показания в децибелах, а это относительные величины. Даже если это не так, испытывал я мотор при небольшом ветре и отсутствии других посторонних шумов.

Измерения пройдены и зафиксированы на видео, которое размещено ниже по тексту. Теперь перейдем к установке шумоизоляционного материала на мотор.

Устанавливаем шумку на лодочный мотор


Шумоизоляция ПЛМ состоит в обклеивании колпака материалом STP Акцент 10 лм кс.

Весь процесс занял около 20 минут. Материал легко режется ножом и ножницами, а также прекрасно приклеивается к поверхности. Отмечу некоторые свойства материала:
— эффективное звукопоглощение;
— широкий рабочий диапазон частот;
— имеет теплоизоляционные свойства.

Вариант материала с пленкой дает дополнительный теплоотражающий эффект, а также препятствует попаданию влаги.

Мои впечатления о работе лодочного мотора после установки шумоизоляции

Как только я завел мотор, то сразу отметил изменения. Звук мотора стал мягче и несколько тише.

Воодушевленный, я начал испытания мотора шумомером. При этом постоянно прислушиваясь — что же изменилось.

Первые выводы были сделаны. Шумоизоляция дала положительный эффект. Больше всего он заметен на низких оборотах. На средних оборотах работы эффект тоже есть, а на высоких — почти как раньше. До сих пор убежден — звук стал еще дороже.

А что показывают цифры?

В видео более подробно, но уже сейчас видно улучшение показателей. На сколько? На один децибел. Много это или мало судите сами. Если убрать шумоизоляцию, то интенсивность звука возрастет в 1,259 раза, а звуковое давление в 1,122 раза.

На максимальных оборотах лодочного мотора ситуация иная. Смотрите видео.

Шумоизоляция ПЛМ — МИФ

Пора сделать окончательный вывод о целесообразности такой шумоизоляции мотора.

Существенной разницы в уровне шума мотора до и после шумоизоляции не видно. Цифры — это факты. С ними не поспоришь.

Звук работающего мотора стал приятнее, но из-за этого неосязаемого ощущения обклеивать колпак мотора шумоизоляционным материалом второй раз я бы не стал.


И еще одна мысль вслух. Если бы описанный вариант шумоизоляции приносил очевидный эффект, приводящий к снижению уровня шума от лодочного мотора, то производители делали бы эту шумку сами.

А мотором Pаrsun T 2.6 BMS я очень доволен. Недостаток у мотора есть, но об этом в другой раз.

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Уменьшить шум выхлопа 2т двигателя — можно?

Nissan Almera 2008 & Opel Astra 2010

Я так думаю, что глушак на двухтактных двигателях работает в паре с двигателем и взаимосвязан, т.е. его констркутивное изменение может влиять на работу самого двигателя в целом — я прав?

Имеется два двигателя от бензопил,оба орут до невозможности, с одним из них начал эксперементировать, сделал глушак. но заводится стал теперь тяжелее и в оборотах потерял.

как можно снизить шум от двигателя? хочу сделать бензогенератор, а как его эксплуатировать в городе, гараже или на природе при таком шуме — хз. перейти на 4т двигатель не предлагать, т.к. эти девать некуда

может кто подкинет чертеж не шибко сложного глушителя?

попробуй подобрать уже готовый глушак от других двигов

Nissan Almera 2008 & Opel Astra 2010

Как сделать двухтактный лодочный мотор тише

Стационарноый двигатель не слышен из кокпита, зато громыхает в каюте. Подвесной — наоборот.

Система сайлент-блоков зависит от конструкции подмоторного транца. У меня транец опускаемый (пантограф) Для него я продумываю систему из автомобильных сайлент блоков (втулок) — 4 штуки. Если транец неподвижный — то я полагаю нужно класть резиновую прокладку или под него, или под саму подмоторную доску.

Radik спасибо за ссовет!
глушитель впуска
Итого получается:
1 — устранение вибраций- резиновая прокладка на крепеж движка.
2- устранение шума — глушитель шума впуска.
3 — обклеивание капота звукоизоляцией.

Radik что думаете насчет водяного кожуха?

Пористая резина ИМХО не радикально решит вопрос. Задача состоит в том, чтобы между мотором и корпусом не было никаких жестких соединений. Даже крепежом. Только через резину.

А как на ваш взгляд идея с водяным кожухом? По моему — бред. Не обижайтесь. Мне бы Ваши заботы. 😉

Пористая резина ИМХО не радикально решит вопрос. Задача состоит в том, чтобы между мотором и корпусом не было никаких жестких соединений. Даже крепежом. Только через резину.

Совершенно точно. Пробывал подкладывать, результат близок к нулю.

🙂
А почему бред?
Ничего не даст это для снижения шума?

Хочется добиться того, чтобы когда идешь под двигателем было максимально тихо.
Да и уже спортивный интерес появился — чтобы тихий движок был:)

Шумоизоляция лодочного мотора


Не для кого не секрет что лодочные моторы довольно шумны. Особенно повышенной шумностью обладают двухтактные лодочные моторы. Как же решить эту проблему ? А очень просто, использовать шумоизоляционные материалы. Можно использовать те материалы которые используют при шумоизоляции автомобилей. Самые громкие в семействе моторов конечно производства братьев из Китая.


Из бумаги или картона вырезаете лекало внутренней части колпака мотора. Прикладываете лекало к материалу шумки и вырезаете нужные размеры.

Куски шумки лучше клеить в внахлест. Можно склеивать и встык но вам придется чем то заклеивать стыки. Стыки можно заклеить плотным сантехническим скотчем. Не оставляйте стыки не заклеенными , через них будет проходить не нужный звук! Чем меньше шума тем приятней ваш отдых на воде! Желаю вам удачи в ваших экспериментах!

Я так думаю, что глушак на двухтактных двигателях работает в паре с двигателем и взаимосвязан, т.е. его констркутивное изменение может влиять на работу самого двигателя в целом — я прав?

Имеется два двигателя от бензопил,оба орут до невозможности, с одним из них начал эксперементировать, сделал глушак. но заводится стал теперь тяжелее и в оборотах потерял.

как можно снизить шум от двигателя? хочу сделать бензогенератор, а как его эксплуатировать в городе, гараже или на природе при таком шуме — хз. перейти на 4т двигатель не предлагать, т.к. эти девать некуда

может кто подкинет чертеж не шибко сложного глушителя?

попробуй подобрать уже готовый глушак от других двигов

Nissan Almera 2008 & Opel Astra 2010

Глушитель для глушителя бензопилы или триммера

Одним из минусов бензинового инструмента является повышенный уровень шума, который они издают. Особенно сильно этот раздражительный фактор проявляется у бензотриммеров при долгом процессе скашивания травы. У многих большие участки и они часами их косят. Работающий двигатель слышно далеко. Частично и из-за этого я приобрел электрический триммер, уровень шума от которого ниже. Свой выбор описывал в этой статье: Приобрел электротриммер вместо бензинового и не пожалел об этом

Можно ли уменьшить шум, издаваемый бензотриммером или бензопилой? Например, на любой авто и мототехнике установлены глушители звуков выхлопа. А на бензоинструменте – его подобие.

Некоторые умельцы пытаются своими самодельными конструкциями уменьшить шум работы двигателя. Один из примеров:

Автор приварил трубу к системе выхлопа бензопилы и к ней, когда нужно прикручивает глушитель, сделанный из части глушителя мопеда.

Глушитель съемный. Трубу можно было загнуть и разместить глушитель вдоль корпуса бензопилы. Но тогда выхлопные газы будут идти на Вас.

Оценить уровень шума с этим глушителем и без него, можно в ролике:

Какие-то самоделки выглядят даже как заводские. Но посмотрев несколько видео с демонстрацией работы с ними, понял, что эффект приглушения шума незначительный.

Этой задачей нужно заниматься производителям бензоинструмента. Т.к., если через несколько лет аккумуляторный инструмент повысит свои характеристики по времени работы на одной зарядке и снизятся на него цены, то бензоинструменту будет мощная конкуренция. В бензоинструменте, работающем по двухтактной система на бензомаслянной смеси (что не экологично) лет 20-30 уже ничего принципиально не меняется. А может быть, нет смысла там что-то улучшать? Что думаете? Сколько лет еще продержится этот тип инструмента?

Фотография взята из открытых источников, с сервиса Яндекс.Картинки

Как рассчитать глушитель на двухтактный двигатель

Почему шумит бензопила и зачем нужен глушитель

Человек спокойно переносит шум в 40 дБ. Работа бензопилы создает шумовое загрязнение иногда в 120 дБ. Ее двухтактный одноцилиндровый двигатель генерирует более раздражающие звуковые колебания, чем четырехцилиндровый мотор автомобиля.

Глушитель бензопилы понижает уровень шума благодаря:

  • перенаправлению выхлопов от сгорания топливной смеси;
  • их дроблению;
  • изменению газовых объемов;
  • выравниванию газовой пульсации.

Кроме этого, он гасит искры, снижает температуру и скорость отработанной газовой смеси, отводит ее в сторону. При этом препятствий для выхода газов и поступления воздуха должно быть минимум.

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ВЫПУСКА

При поршневом управлении газораспределением невозможно изменить один из этих углов, оставив другой без изменения. Попытки же создания двигателей с несимметричными фазами наталкиваются на значительные конструктивные трудности. Конструкторам приходится применять какие-то компромиссные решения вопросов улучшения очистки цилиндра и уменьшения потерь свежей смеси.
Теория и практика показывают, что для улучшения процессов очистки и наполнения могут быть использованы газодинамические явления, происходящие в самих газовых системах двигателя. На ход процессов в цилиндре оказывает влияние настройка всех элементов газового тракта двигателя: системы впуска, продувочных каналов, цилиндра, выпускной системы. (Поясним, что в принципе под настройкой понимается нахождение таких геометрических величин той или иной системы, которые обеспечивают получение максимального значения какого-либо из показателей двигателя, например крутящего момента на заданном скоростном режиме.)

Многочисленные исследования направлены, в частности, на отработку так называемой настроенной системы выпуска, позволяющей добиться повышения технико-экономических параметров двигателя без чрезмерного усложнения конструкции.

Понятно, что любая выпускная труба, особенно, если она имеет небольшое проходное сечение и большую длину, замедляет скорость выхода отработавших газов, создавая сопротивление. (С этой точки зрения наиболее эффективен простейший вариант — сделать проходное сечение выпускного окна как можно больше и вообще отказаться от выпускной трубы, однако такой путь практически неосуществим.) Исследованиями последних лет установлено, что применение в двухтактном двигателе специально подобранной — настроенной выпускной трубы дает заметные преимущества, перекрывающие все аэродинамические потери.

Настройка с использованием резонансных явлений позволяет уменьшить давление в районе выпускного окна до величины ниже атмосферного. Рассмотрим сущность этого эффекта.

Рис. 3. Идеализированная диаграмма изменения давления p(кгс/кв.см.) в зоне выпускных окон.

Истечение отработавших газов из цилиндра начинается при сравнительно высоком давлении, что вызывает возникновение в выпускной системе (и в цилиндре) интенсивных волн давления. В первый же момент выпуска газов в цилиндре образуется разрежение, а в выпускной системе — волна избыточного давления (сжатия). Если к выпускному патрубку цилиндра присоединена прямая труба, заканчивающаяся отверстием меньшего диаметра, то волна давления, дойдя до конца трубы, отражается от него и начинает двигаться в обратном направлении. Настройка и заключается в том, чтобы при наложении отраженной волны на волну, идущую из цилиндра, пики давлений и разрежений совпадали.
В результате разрежение у выпускного окна цилиндра увеличивается, что улучшает и очистку цилиндра от отработавших газов, и зарядку его свежей смесью из кривошипной камеры. Мы уже говорили об уносе — выходе части заряда свежей смеси через выпускное окно в трубу. Отраженная волна давления из настроенной выпускной трубы может втолкнуть эту часть заряда обратно в цилиндр, если, конечно, выпускное окно в этот момент еще остается открытым.

Рис. 4. Некоторые типы выпускных систем двухтактных двигателей: а — открытая система; б — закрытая система.

Все эти процессы можно проследить на идеализированной диаграмме изменения давления Р у выпускных окон, построенной на основании многочисленных экспериментов (рис. 3). На участке 1-2, т.е. начиная от момента открытия выпускного окна до момента открытия продувочного окна, возникает пик давления. На участке 2-3-4 наблюдается зона разрежения. Разрежение в зоне выпускных окон способствует отсасыванию отработавших газов из цилиндра и его наполнению смесью за счет увеличения перепада давления в кривошипной камере и цилиндре. Импульс давления в конце продувки (участок 4-5) образует волну, обеспечивающую дозарядку цилиндра за счет возврата свежей смеси, попавшей в выпускную трубу.
К настоящему времени тщательно исследованы самые различные выпускные системы (рис. 4) с трубами постоянного и переменного сечения, открытыми или имеющими заднюю стенку. Такие настроенные выпускные системы широко применяются на двигателях мотоциклов и гоночных подвесных лодочных моторов. На серийном потребительском подвесном моторе выпускную трубу оптимальной длины и формы разместить трудно, поэтому применяются преимущественно короткие выпускные системы, не имеющие задней стенки.

Рис. 5. Схема выпускной системы подвесного мотора.

Поскольку необходимо учитывать значительное количество эмпирических коэффициентов, устанавливаемых опытным путем, расчет настройки при разработке новых двигателей обычно не производят, а оптимальные размеры элементов системы определяют экспериментально на тормозном стенде. Правильно поставленная серия экспериментов позволяет значительно быстрее и точнее, чем расчетным путем, определить все необходимые характеристики конкретной конструкции подвесного мотора.
Примером такого рода экспериментов могут служить исследования по уточнению длины конусного глушителя без задней стенки, имеющего диаметр входного отверстия 40 мм и выходного 100 мм. Было установлено (рис. 6), что на средних угловых скоростях выгоднее более длинная труба, чем на больших; что максимальная величина среднего индикаторного давления уменьшается с укорочением глушителя; что укорочение глушителя обеспечивает более плавный ход кривых среднего индикаторного давления и удельного индикаторного расхода топлива, способствует лучшему наполнению кривошипной камеры.

Рис. 8. Система настроенного выпуска подвесного мотора с рабочим объёмом 250-350 куб.см.
Проходное сечение в сеч. А-А — 447 кв.мм, Б-Б — 346 кв.мм и В-В — 660 кв.мм. 1 — основной канал; 2 — вставка.
Рис. 9. Схема свободного выпуска подвесного мотора.
1 — движение отработавших газов в системе основного выпуска; 2 — движение газов в системе свободного выпуска; 3 — слив охлаждающей воды.

Особенностью рассматриваемой системы подвесных лодочных моторов является устройство так называемого свободного выпуска. Для облегчения запуска и работы двигателя на холостом ходу выпуск отработавших газов производится не под воду, а в атмосферу. Выпуск под воду на таких режимах работы двигателя был бы затруднен, так как патрубок выпуска, расположенный под антикавитационной трубой, из стоянке и малом ходу лодки оказывается чрезмерно заглубленным, а большая часть системы выпуска — заполненной водой,создающей большое сопротивление выходу газов.

Рис. 10. Конструкция редуктора с выводом отработавших газов через ступицу гребного винта.

Отработавшие газы, последовательно расширяясь в полостях и проходя через каналы системы свободного выпуска (рис. 9), теряют энергию, что приводит к снижению уровня шума от свободного выпуска. С этой же целью в системы основного и свободного выпуска выводится поток воды из системы охлаждения двигателя.
На всех отечественных лодочных моторах вывод газов в воду производится через наклонный канал, патрубок которого расположен в потоке воды, отбрасываемой винтом. Вследствние этого в зоне патрубка получается разрежение, способствующее отсасыванию продуктов сгорания из выпускной системы. Можно создать еще большее разрежение в выпускной системе, если выпуск газов выполнить через ступицу гребного винта (рис. 10). Выпуск через ступицу имеет и еще одно немаловажное достоинство: значительно снижается уровень шума. Впервые такое решение применила , а сейчас уже многие зарубежные фирмы, изготовляющие подвесные моторы, последовали ее примеру, хотя выпуск через ступицу значительно усложняет конструкцию редуктора и приводит к увеличению диаметра ступицы (последнее обстоятельство существенно для моделей малой и средней мощности).

Какой выбрать

Прямоточная система глушения может надеваться прямо на заводской глушащий элемент пилы. Шум уменьшается ощутимо: гашение звука обеспечивает сужение в воронку внутреннего сечения. Однако, будучи крупной, конструкция может препятствовать свободной работе.

Читайте также: