Как сделать двигатель для танка

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Фанерный танк. Радиоуправляемая модель-копия (полу) ЗСУ-57-2 в масштабе 1/8 своими руками из фанеры

Модели танков, которые создаёт Сергей, потрясают воображение. Все детали и материалы, из которых сделана модель, можно приобрести на строительном рынке. Отличить модель от настоящего танка практически невозможно. Точность исполнения — как у стендовых моделей.

Корпус из фанеры толщиной 6 мм, днище 8 мм. Все панели собраны между собой на саморезах c клеем ПВА, по внутренним углам конструкции приклеена рейка 10 х 10мм.

Подвеска собрана на пластинах и винтах М6. Используются стальные уголки с заводскими отверстиями, которые крепим на боковой панели и на днище корпуса. Один уголок проходит через днище, так что придётся аккуратно и ровно сверлить днище.

Эскиз подвески в разрезе.

Также можно увидеть, как крепятся надгусеничные полки. Сделаны из 4-мм фанеры, в корпусе сделан паз, вставлена полка и снизу прикручена рейка. Снаружи на полки и к корпусу приклеены усиливающие косынки, сделаны из линейки.

Опорные катки сделаны пятиконечные. Детали сделаны из фанеры толщиной 6 и 8 мм, вырезаны лазером, обод из пластиковой трубы, а бандажи из резины.

Каток собираем, как конструктор, детали склеиваем на ПВА, некоторые детали нужно округлить, делал бормашиной, а после сборки пропитываем эпоксидкой. Обод ставим на эпоксидку и дополнительно на саморезы.

Запрессовываем алюминиевую втулку в собранный каток. На всех моделях у нас стоят только втулки.

Это самое главное и дороге в танке, и без них не стоит даже начинать строительство. В большинстве случаев траки льют из ЦАМа или алюминия с последующей обработкой. Но это не наш метод. Мы используем только петли. Многим это не нравится, так как не копийно и т.д. Но благодаря технологии резки металла лазером можно добиться небольшого сходства с настоящими траками.

Сверху закреплена накладка по форме трака. Центральный гребень приварен полуавтоматом в кондукторе.

Гусеница в сборе.

После сборки гусянки начертил ведущую звёздочку, которую заказал у знакомого на заводе.

Башня. Верх корпуса, на котором установлена башня из фанеры 4 мм, с внутренней стороны усилена 6-мм фанерой. Вращение башни происходит на подшипнике, который вклеен. Башня вращается от отдельного двигателя через редуктор. Использованы детали от поломанной копировальной техники.

Сама башня сделана полностью из пластика толщиной 3 мм. Но основа башни из фанеры, так как редуктор привода стволов требует крепкого основания.
Для привода ствола был установлен мощный червячный редуктор, который поднимает стволы на 85 градусов, как на настоящей установке. В крайних точках стоят концевики, которые отключают мотор. Вся эта схема работает от регулятора.

Танк гаражной сборки

С чего всё началось?

Для начала была создана 3D модель корпуса МС-1. Для этого пришлось засесть в музее Задорожного и скрупулёзно обмерить исторический экспонат. Найти чертежи было практически невозможно.

Потом каркас обшили фанерой, чтобы получить шаблоны для изготовления пластиковой брони. Каркас сварен из всевозможного металлопроката – уголка, полосы, профиля, трубы. Всё это можно приобрести на ближайшем строительном рынке.

Потом каркас обшили фанерой, чтобы получить шаблоны для изготовления пластиковой брони.

Гусеница и ходовая

Действующая модель гусеницы сделана из фанеры, чтобы проверить работоспособность конструкции. Фанерная гусеница замечательно крутилась на стенде.

Ленивец также сварен из листовых заготовок, вырезанных из листовой стали.

Примерка ведущего колеса.

Основные элементы подвески 6 амортизаторов. На них передаётся весь вес танка – 1500 кг. Для них подошли по размерам задние пружины от «Оки. Рассчитали ход подвески с этими пружинами. Собрали подвеску. Нагрузили танк. По амплитуде всё вроде неплохо получалось.

Двигатель и трансмиссия

Тут мы решили подружиться с гидравликой. Специалистов не нашли и начали разбираться сами. И пришли к схеме – ДВС Honda GXV мощностью 21 л.с. крутит гидронасос, далее два контура по одному гидромотору на гусеницу. Открываешь распределитель – вперед или назад, и поехал куда захотел. Сюрпризом стал бак для гидравлической жидкости ёмкостью 165 л – расчётный вес модели превысил 1200 кг. Схема проста : дизель — насос — гидромотор. Управление гидрораспределителями. Каждая гусеница — свой отдельный контур.

После первых испытаний стало понятно, что мощности Hond-ы не хватает. Начали выбирать более мощный двигатель. Выбор пол на японский дизель Kubota D902 , надёжный компактный двигатель, рассчитанный, для привода гидросистем. Всё, что нужно оказалось в комплекте, включая глушитель.

Так как до насоса давление отсутствует, подводку сделали из полипропиленовых труб. Обязательный элемент — кран, чтобы, если что, не сливать из маслобака 165 литров масла.

Гидронасос установили горизонтально и закрепили прямо к маховику.

Облицовка и покраска

Пластиковая броня. У оригинала МС-1 броня была 16 мм и 8 мм, соответственно у модели будет 20 мм и 10 мм, но из пластика (ПНД). Броневые листы вырезаны на ЧПУ по дереву и пластику.

Чтобы сохранить копийность модели, осталось выточить на токарном станке всего 800 муляжей заклёпок пулевидной формы. Но выточить на токарном станке из пластикового прутка такое количество – показалось очень затруднительно. Выручил ЧПУ-фрезер, после небольшой доработки фрезы по дереву заклёпки из ПНД листа были вырезаны за пару вечеров.

Листы пластиковой брони закреплены болтами к металлокаркасу. Крепеж спрятан под муляжами заклепками.

Пушка Гочкиса 37-мм

С первой попытки изготовить ствол не получилось. Попытка отлить пушку была неудачной. Имитировать внутренние нарезы ствола оказалось сложной задачей.

По второй технологии на металлическую трубу насаживали кольца из пластика толщиной 10 мм, кольца разного диаметра, чтобы повторить коническую форму ствола.

Кольца были склеены. Потом заготовку ствола обточили и зашпаклевали. Получилось очень похоже на оригинал, издалека отличить невозможно.

Мелкие детали – литьё

Для придания модели максимального сходства с оригиналом надо было изготовить много деталей типа – ручек, петель и т.п.

Опробовали домашнюю технологию литья из алюминия. Муфельная печь была сделана из нескольких шамотных кирпичей, которые обмотали нихромовой проволокой. Тигель сделали из стальной трубы. Сначала отлили заготовку в землю, по модели, которую сделали из МДФ.

Потом оказалось, что лучше применить технологию литься по выплавляемой модели.

Перед первыми испытаниями, последний штрих, установили универсальное сидение для погрузчика. Управление сделали тросовое. Оно оказалось в разы дешевле электронного управления с джойстиками. Всё готово к запуску – ключ на старт. Запуск двигателя, оживление гидросистем. Спустились с небольшого переката, развернулись и заглохли на обратном пути…По итогам первого испытания, стало понятно, что мощности мотора не хватает, даже при запасе в 15 процентов по крутящему моменту. И ещё один неприятный сюрприз. Подшипники в опорных катках начали разлетаться, несмотря на то, что катки были предназначены для работы в жёстких условиях для перевозки тяжёлых грузов.

Установили новый, более мощный дизельный двигатель Kubota D1150 – опять маловато. Поменяли на Mitsubishi S4Q. Катки заменили, изготовили полностью своими силами, так же из ПНД.

Гусеница отлично отрабатывает препятствия. Переезжаем колесо от фуры.

По снегу глубиной 30-40 см танк проходит хорошо, а более глубокие сугробы мы просто не нашли. В виду того, что у гидромотора ограниченные обороты, максимальная скорость 12 км/ч. На асфальте и твердом покрытии, конечно, бодро едет, на грунте – всё зависит на сколько он сопротивляется. По влажному дёрну идёт сложно. Мы пытались повторить оригинальные грунтозацепы на траках, но они сильно хватаются за грунт. Сложнее с ними и поворачивать. Но эту проблему мы решили на Pz.I установив б ортовые редукторы. Новой модели танка теперь всё ни почём. Проходимость очень высокая. Дорожный просвет больше 30 см.

Сама модель бесценна Где-то около 1,5 млн. руб. ушло только на материалы и комплектующие.

Какие у вашей мастерской планы – над чем работаете сейчас?

После МС мы сделали Pz.Kpfw.I.Ausf.B — только уже в металле, полностью и максимально копируя оригинал. Были пробы, создали машину для тестов, по образу немецкой десантной машины Wiesel 1, протестировали, не доводя до ума продали страйкболистам .

Танк T-18 (МС-1 – малый танк сопровождения пехоты) – первый серийный советский танк отечественной разработки. Был создан в 1925-27 годах. Серийно производился до 1931 года, всего было выпущено 959 машин разной модификации. МС-1 составлял основу танкового парка Красной армии в начале 30-х годов. 10 танков приняли участие в конфликте на КВЖД. Позднее был заменён более совершенным танком Т-26. К концу 30-х годов Т-18 были сняты с вооружение, распределены по танковым училищам, как наглядные пособия, танковым полигонам в качестве мишеней и в основном использовались на государственной границе, от Мурманска до Владивостока, как ДОТы (Долговременные Огневые Точки). До наших дней сохранилось чуть больше двух десятков выкопанных бронекорпусов без шасси и двигателей.

Ширина – 1760 мм

Высота – 2120 мм

Клиренс – 315 мм

Лобовая броня – 16 мм

Двигатель, 4-х цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью – 35 л.с.

Скорость по шоссе – 16 км/ч

Удельное давление на грунт – 0,37 кг/см кв

PS: Повторить такую модель, согласитесь, не реально. А вот сделать пиццу к НГ по новому рецепту — реально. Рецепт супер пиццы.

Радиоуправляемый танк своими руками


Радиоуправляемый танк является мечтой не только мальчишек, но и многих мужчин всех возрастов. Проще, конечно, купить радиоуправляемую игрушку, которыми заполнены магазины. Но, применив знания в области электроники, можно сделать радиоуправляемую модель танка на основе обычной сборной конструкции.

Содержание

Что нам понадобится


  • сборная модель танка (можно купить в специализированном или интернет — магазине);
  • электромоторы;
  • редуктор;
  • эпоксидный клей;
  • паяльник;
  • алюминиевый провод диаметром 0, 125 см;
  • транзисторы, другая электронная начинка.

Порядок работы

1. Изготовление танковых траков.

Траки можно взять из набора сборной модели, но они сделаны из пластика и это не совсем то, чего требует душа конструктора.


Форма для отливки траков: 1—4 — стальные пластины, 5 — детали, изготавливаемые, как грунтозацепы, 6 — более длинный стержень, 7 — короткий стержень, 8 — проволочный упругий палец.

  • изготавливается форма для отливки траков, позволяющая производить до 90 траков за час, что вполне достаточно для одной гусеницы;
  • перед заливкой (олова, свинца или их сплава) форму прогревают;
  • через 30 секунд после заливки заготовка трака готова, для чего верхняя пластинапроворачивается, и стержнивынимаются;
  • лишние части металла снимаются напильником.

Это приспособление изготавливается в зависимости от размеров модели танка и формы трака.

2. Изготовление танковых гусениц.

  • с помощью сверла в траках проделываются отверстия для пальцев;
  • производится соединение траков с помощью пальцев (алюминиевый провод) и их склеивание.


3. Компоновка корпуса танка.


— устанавливаются двигатели (электромоторы), редуктор и аккумуляторные батареи;
— монтируется плата приемника радиосигнала и антенна:

Настройка приемника заключается в раздвигании витков контурной катушки. Кроме того, подбирается емкость связи с антенной;

— корпус танка собирается целиком.

4. Производство передатчика.

— передатчик производится на основании следующей схемы:


Рис.2 Схема передатчика

Передатчик рассчитан на управление 12 разными нагрузками. Допускается одновременное нажатие от 4 до 8 кнопок, что дает возможность работать с моделью в разных режимах. В роли индикаторов исполнения команд выступают светодиоды. После окончания всех работ проводятся ходовые испытания танка.

Советы

Существует принципиальная возможность установке на модели танка устройства, с помощью которого будет имитироваться выстрел из пушки. Но все известные способы имитации выстрела сопряжены с большими техническими трудностями, от которых рекомендуется отказаться с целью облегчения работ.

Создайте свою боевую армию, добавив в комплект к танку самодельный радиоуправляемый самолет.

Радиоуправляемый танк своими руками

Радиоуправляемый танк

Радиоуправляемый танк является мечтой не только мальчишек, но и многих мужчин всех возрастов. Проще, конечно, купить радиоуправляемую игрушку, которыми заполнены магазины. Но, применив знания в области электроники, можно сделать радиоуправляемую модель танка на основе обычной сборной конструкции.

Содержание

Что нам понадобится

Сборная модель танка

  • сборная модель танка (можно купить в специализированном или интернет — магазине);
  • электромоторы;
  • редуктор;
  • эпоксидный клей;
  • паяльник;
  • алюминиевый провод диаметром 0, 125 см;
  • транзисторы, другая электронная начинка.

Порядок работы

1. Изготовление танковых траков.

Траки можно взять из набора сборной модели, но они сделаны из пластика и это не совсем то, чего требует душа конструктора.

  • изготавливается форма для отливки траков, позволяющая производить до 90 траков за час, что вполне достаточно для одной гусеницы;
  • перед заливкой (олова, свинца или их сплава) форму прогревают;
  • через 30 секунд после заливки заготовка трака готова, для чего верхняя пластинапроворачивается, и стержнивынимаются;
  • лишние части металла снимаются напильником.

Это приспособление изготавливается в зависимости от размеров модели танка и формы трака.

2. Изготовление танковых гусениц.

  • с помощью сверла в траках проделываются отверстия для пальцев;
  • производится соединение траков с помощью пальцев (алюминиевый провод) и их склеивание.

Компоновка корпуса танка

3. Компоновка корпуса танка.

Плата приемника радиосигнала

— устанавливаются двигатели (электромоторы), редуктор и аккумуляторные батареи;
— монтируется плата приемника радиосигнала и антенна:

Настройка приемника заключается в раздвигании витков контурной катушки. Кроме того, подбирается емкость связи с антенной;

— корпус танка собирается целиком.

4. Производство передатчика.

— передатчик производится на основании следующей схемы:

Схема передатчика

Рис.2 Схема передатчика

Передатчик рассчитан на управление 12 разными нагрузками. Допускается одновременное нажатие от 4 до 8 кнопок, что дает возможность работать с моделью в разных режимах. В роли индикаторов исполнения команд выступают светодиоды. После окончания всех работ проводятся ходовые испытания танка.

Советы

Существует принципиальная возможность установке на модели танка устройства, с помощью которого будет имитироваться выстрел из пушки. Но все известные способы имитации выстрела сопряжены с большими техническими трудностями, от которых рекомендуется отказаться с целью облегчения работ.

Создайте свою боевую армию, добавив в комплект к танку самодельный радиоуправляемый самолет.

Он был пятицилиндровым, что само по себе необычно. У него было 10 поршней, десять шатунов и два коленчатых вала. Поршни двигались в цилиндрах в противоположных направлениях: сначала навстречу друг другу, потом обратно, снова навстречу и так далее. Отбор мощности осуществялся с обоих коленчатых валов, чтобы было удобно для танка.

Двигатель работал по двухтактному циклу, и поршни играли роль золотников, открывавших впускные и выпускные окна: то есть никаких клапанов и распредвалов у него не было. Конструкция была гениальной и эффективной – двухтактный цикл обеспечивал максимальную литровую мощность, а прямоточная продувка — высокое качество наполнения цилиндров.

Военные завели двигатель танка Т-64, который 15 лет не заводили.

Ко всему прочему 5ТДФ был дизелем с непосредственным впрыском, где топливо подавалось в пространство между поршнями незадолго до момента, когда они достигали максимального сближения. Причем, впрыск осуществлялся четырьмя форсунками по хитрой траектории, чтобы обеспечить мгновенное смесеобразование.

Но и этого мало. Двигатель имел турбокомпрессор с изюминкой — огромных размеров турбина и компрессор размещались на валу и имели механическую связь с одним из коленчатых валов. Гениально — в режиме разгона компрессор подкручивался от коленчатого вала, что исключало турбояму, а когда поток выхлопных газов как следует раскручивал турбину, мощность от нее передавалась на коленчатый вал, повышая экономичность мотора (такая турбина называется силовой).

Ко всему прочему, мотор был многотопливным. То есть, мог работать на дизельном топливе, керосине, авиационном топливе, бензине или любой их смеси.

Плюс к этому в движке были применены еще полсотни необычных решений, вроде составных поршней со вставками из жаропрочной стали и системы смазки с сухим картером — точь в точь как у гоночных автомобилей.

Все ухищрения преследовали две цели — сделать мотор максимально компактным, экономичным и мощным. Для танка важны все три параметра: первый облегчает компоновку, второй улучшает автономность, третий – маневренность.

Он не прижился из-за чрезмерной сложности и дороговизны. На фоне 5ТДФ любой автомобильный мотор — даже от Bugatti Veyron — кажется каким-то донельзя банальным. И чем черт не шутит, техника может сделать виток и снова вернуться к решениям, когда-то использованным на 5ТДФ: двухтактному дизельному циклу, силовым турбинам, многофорсуночному впрыску.
Началось же массовое возвращение к турбомоторам, которые одно время считались слишком сложными для неспортивных автомобилей.

Двигатель 5ТДФ - это одно из самых уникальных изобретений в области силовых агрегатов. Он был изобретен еще в Советском Союзе. Отличительная черта в том, что он был разработан вовсе не для автомобилей, а для такого танка, как Т-64. Однако больше всего популярности ему принесла его необычная конструкция.

Общее описание оборудования

Двигатель 5ТДФ являлся пятицилиндровым. Только этот факт уже делал его достаточно необычным. Кроме этого, он имел в своей конструкции 10 таких деталей, как шатуны и поршни. Кроме того, здесь использовались два коленчатых вала одновременно. Поршни в цилиндрах совершали необычные движения. Они двигались навстречу друг другу, после этого обратно, снова навстречу и так далее. Отбор мощности в данном случае производился с обоих коленчатых валов, чтобы было максимально удобно для управления танком.

Принцип работы двигателя 5ТДФ - двухтактный. В данном случае поршни этого устройства играли роль золотников. Они открывали как впускные, так и выпускные окна. Другими словами, никакие клапаны или распредвалы в данном случае не использовались.

Из-за всех особенностей, которые были описаны выше, получилось так, что конструкция двигателя 5ТДФ была максимально эффективной и гениальной в некотором роде. Это объяснялось тем, что двухтактный цикл работы обеспечивал максимальную литровую мощность при работе двигателя, а его прямоточная продувка обеспечивала высокое качество наполнения цилиндров.

Впрыск агрегата

Двигатель 5ТДФ отличался еще и тем, что он представлял собой дизельный агрегат с непосредственным впрыском. Имеется в виду, что топливо подавалось в нужное пространство между поршнями за несколько мгновений до того, как они доходили до максимального сближения. Еще одна особенность здесь состояла в том, что, во-первых, сам впрыск производился четырьмя форсунками, а, во-вторых, он проходил по достаточно хитрой траектории, которая обеспечивала максимально быстрое смесеобразование.

Другие хитрости конструкции

Хитрости и особенности двигателя 5ТДФ вовсе не заканчивались на том, что было перечислено выше. Была еще одна изюминка, которая скрывалась в турбокомпрессоре. Сама турбина имела достаточно большие размеры и вместе с компрессором располагалась на валу. Кроме этого, у нее была механическая связь с одним из коленчатых валов двигателя. Данное решение считается гениальным. Во-первых, во время разгона танка компрессор несколько подкручивался за счет крутящего момента вала, что исключало такой недостаток, как турбояма. После того как образовывался достаточно мощный поток выхлопных газов и турбина раскручивалась до значительных оборотов, то мощность, которую она набрала, передавалась, наоборот, коленчатому валу. Все это повышало экономичность силового агрегата, а сама турбина называлась силовой.

Сюда же стоит отнести еще одну важную характеристику двигателя 5ТДФ - он был многотопливным. Другими словами, он мог эксплуатироваться и на дизеле, и на бензине, и на авиационном топливе, и на любой смеси этих видов.

Помимо перечисленных больших конструктивных особенностей, общая конструкция устройства насчитывала еще около полусотни небольших хитростей. Сюда можно было отнести и поршни со вставками из жаропрочной стали, и системы смазки с сухим картером, и много чего еще.

Цели двигателя

Естественно, что после такого технического описания 5ТДФ у многих может возникнуть вопрос о том, зачем же создавался данный силовой агрегат, какие цели преследовали его создатели.

Все эти изменения преследовали всего несколько довольно четко сформулированных целей. Во-первых, мотор должен был быть как можно более компактным, во-вторых, он должен быть экономичным. Однако самое главное - это получить достаточную мощность для работы такого средства, как танк. Важность данных требований объясняется следующим. Компактность может значительно облегчить компоновку танка, а значит, его можно будет быстрее собирать на заводе. Экономичность значительно влияет на автономность танка, то есть уменьшает потребность в частой дозаправке. Мощность же для силового агрегата танка важна тем, что она увеличивала такой важный параметр, как маневренность.

Результаты работы

Все старания конструкторов и ученых, которые разрабатывали данную модель двигателя, вовсе не прошли даром, результат работы был достаточно впечатляющим. Рабочий объем агрегата составлял всего 13,6 литра, но в самом форсированном состоянии он обладал мощностью более чем в 1000 л.с. Так как этот мотор эксплуатировался еще в 60-е годы, то данный результат считался выше всяческих похвал. По своей удельной литровой мощности, а также по габаритной мощности это изобретение превосходило любые другие изобретения любой армии в мире в несколько раз. Из-за его компоновки данное устройство довольно часто называли "чемодан".

Выпускается ли сейчас двигатель 5ТДФ? Справедливо будет сказать, что этот силовой агрегат все же не прижился, несмотря на все свои весомые преимущества. Он был достаточно сложен в исполнении, а к тому же был очень дорогим.

Эксплуатация оборудования

Так как какое-то время данный двигатель все же использовался, то есть определенная инструкция по его применению. Здесь достаточно большое внимание отводится материалам, а именно топливу, которое необходимо заливать. Хоть прибор и является многотопливным, основным видом его рабочей жидкости все же стал дизель. Выбор марки основывался на температуре окружающей среды. Так, если температура была не ниже +5 градусов по Цельсию, то использовалась марка дизельного топлива для быстроходных дизелей ДЛ. При показателях от +5 до -30 градусов по Цельсию использовалась другая марка - ДЗ. Если же в разгар зимы температура опускалась ниже отметки в -30 градусов по Цельсию, то использовалось топливо ДА.

Отдельно стоит добавить, что марка топлива ДЗ могла использоваться еще и в том случае, если температура превышала отметку в +50 градусов. Как и в любом другом двигателе, в этом использовалось масло, которое допускалось всего двух типов. Основным считалось М16-ИХП-3, однако если его не было в наличии или отсутствовала возможность его доливки в нужный момент, то его можно было заменять жидкостью МТ-16п. Однако при замене одного вида смазочного вещества на другое приходилось полностью сливать остаток предыдущего с картерной коробки, а только потом заливать новое. Оппозитные двигатели 5ТДФ были уникальными еще и по этим нескольким причинам.

Работа агрегата на разном топливе

Для того чтобы танк мог работать с разными видами топлива, он был снабжен специальным механизмом управления подачей топлива. Он имел всего два положения, которые могли быть переключены, в нужный момент. Первое положение обеспечивало эксплуатацию при заправке дизельным топливом для быстроходных дизелей, топливом для реактивных двигателей, а также бензином и смесями этих трех видов горючего в любых пропорциях. Второе же положение подразумевало переключение режима работы двигателя на использование только бензина в качестве рабочей смеси.

Есть несколько особенностей, которые возникают при переключении работы на бензин. Во-первых, необходимо не позже чем за 2 минуты до начала работы танка включить насос БЦН техники, а после этого в интенсивном темпе прокачать топливо при помощи ручного подкачивающего насоса. Во-вторых, вне зависимости от окружающей температуры окружающей среды перед запуском нужно произвести двойной впрыск масляной жидкости в цилиндры.

Технические параметры

Стоит сказать, что технические характеристики двигателя 5ТДФ достаточно высокие, а сам по себе он является уже второй модификацией, выпущенной в 1960 году. Первым был 5ТД, выпущенный в 1956 году.

Мощность силового агрегата 5ТДФ составляла 700 л.с.

Диаметр его цилиндров был равен 120 мм.

Ход поршня был равен 2 х 120 мм. Число цилиндров составляло 5,

рабочий объем, как уже говорилось раньше, - 13,6 литра.

Частота вращения составляла 2800 об/мин-1.

Есть такой параметр, как габаритная мощность, которая у 5ТДФ составляет 895 л.с./м3.

Удельная масса силового агрегата составляет 1,47 кг/л.с.

Литровая мощность, которая характеризуется, как л.с./л, составляет 52. Это краткое техническое описание двигателя 5ТДФ.

Где еще использовался двигатель 5ТДФ

КрАЗ-5450 Гоночный грузовик с 5ТДФ

Летом 1992 года делегация завода "АвтоКрАЗ" приехала на трек Нюрбургринг с необычной конструкцией. Трековый спортпрототип, который был первым таким опытом кременчугских разработчиков, обладал рядом необычных особенностей.

В частности, его сердцем был многотопливный дизель 5ТДФ, позаимствованный…от танка Т-64!

Недовольства танковым двигателем 5ТДФ

Предоставим слово офицерам запаса В. Мураховскому, В. Кулагину, А. Балакиреву, В. Брускову, Е. Зацу, И. Ашакину, имеющим большой опыт эксплуатации танков в войсковых частях.

Каждый из них служил на танках Т-64. Пятеро приобрели опыт эксплуатации танков Т-64, Т-72 и Т-80.

Полковник запаса В. Мураховский, широко известный в кругах любителей БТТ, прослужил в армии 18 лет на танках Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-64А, Т-64Б, Т-64БВ, Т-72, Т-72А, Т-80БВ, хорошо знаком с танком Т-72Б.

Всех их трудно обвинить в лоббировании интересов тагильских танкостроителей. Их откровения о конструктивных недостатках отечественных танков могут быть полезной наукой для танковых конструкторов и авторитетным мнением для любителей БТТ. Приводим часть текстов их воспоминаний:

1) Перечисляя наименования танков, на которых офицерам пришлось служить, они дают танку Т-64 такую оценку:

«Руководство Сухопутных войск СА, ГБТУ в 70-е и 80-е годы всеми силами пыталось повысить боевые возможности войск. С этой целью принимались важнейшие решения по их комплектованию, с учетом реальных возможностей боевой техники…

Поставки танков Т-64А в первый стратегический эшелон Советской Армии — Группу Советских войск в Германии начались только через 7 лет после начала серийного производства.

Но и спустя такой большой срок с запуска серии, пришлось часть танков изымать из других военных округов, поскольку Харьков не мог обеспечить нужный объем выпуска… В начале 80-х годов был принято решение срочно заменять танки Т-64 на Т-80…

«Первый стратегический эшелон на Западном театре военных действий (Западная группа войск — ГДР, Северная группа войск — Польша) оснащался танками

Т-80. Южный фланг (Центральная группа войск — Чехословакия) и второй стратегический эшелон (Прибалтийский, Белорусский военные округа) оснащались танками Т-72. Таким образом, на ключевом стратегическом направлении, где предполагалось решать исход войны НАТО против стран Варшавского Договора, места для Т-64 не нашлось.

Танки Т-64, поставляемые с завода и выводимые из ГСВГ, направлялись на укомплектование соединений в регионы с мягкими климатическими условиями, в основном на Юго-Западное стратегическое направление (Южная группа войск — Венгрия, Прикарпатский, Киевский, Одесский военные округа). Помимо прочего, здесь обеспечивались кратчайшие коммуникации к заводу-производителю и специализированным БТРЗ. Ни один другой тип танка в СССР не имел такой привязки по климату и техническому обеспечению.

2) Среди многих конструктивных недостатков харьковских танков Т-64А офицеры сделали ряд акцентов
Силовая установка.

2а) Двухтактный двигатель:

2б) Система охлаждения:

2в) Бескассетный воздухоочиститель:

2г) Пуск двигателя:

«…летом хорошо, если 5–6 машин (в роте.

Острой критике В. Мураховского подверглась ходовая часть танка Т-64.

О массовых случаях поломок торсионов говорили А. Балакирев и В. Брусков; о низкой надежности катков — А. Балакирев; о сбросе гусениц при движении Т-64 на песчаных грунтах с боковыми кренами — В. Кулагин, В. Брусков, И. Ашакин.

Позднее подобные случаи происходили в войсках при эксплуатации танков Т-64. Один такой случай гибели механика-водителя наблюдал В.И. Мураховский.

Ошибки в конструировании механизма заряжания приводят к гибели людей до сего времени.

Другим конструктивным недостатком МЗ танка Т-64А является вертикальное расположение пороховых зарядов в транспортере. Это делает их более уязвимыми при обстреле танка в сравнении с горизонтально размещенными выстрелами в автомате заряжания (АЗ) танка Т-72.

На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного типа.
Мощность, надёжность и другие параметры танковых двигателей постоянно росли и улучшались. Если на ранних моделях довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920—1940-х гг. получили распространение адаптированные авиадвигатели, а позже — и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели,а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80.

Танковый двигатель В-2 , устанавливался на т-34

Танковый двигатель В-2 , устанавливался на т-34

В 1930—1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания — карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.
Расход топлива:
Часовой расход топлива газотурбинных танков был больше дизельных на 65—68 %, километровый расход — на 40—50 %, а запас хода по топливу меньше на 26—31 %;

Газотурбинный двигатель (ГТД) — тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины.

Газотурбинный двигатель (ГТД) — тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины.

Замена ГТД AGT-1500

Замена ГТД AGT-1500

Современные дизельные двигатели, как правило, много топливные, могут работать на всем спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы — и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).

Преимущества ГТД над дизельным двигателем

Преимущества дизельного двигателя над ГТД

Читайте также: