Изготовление жгутов проводов для автомобиля своими руками

Обновлено: 28.06.2024


Очень полезные и нужные в хозяйстве жгуты для обхвата проводов можно сделать из пластиковой бутылки. Жгуты могут быть практически любых размеров и уложить в них возможно любое количество проводов. Всем у кого есть дома компьютер я рекомендую взять данный мастер-класс на заметку. Так как благодаря ему Вы сможете без проблем организовать порядок возле ПК, где вечно лежат пучки проводов.
Конечно использование на этом не ограничивается. Жгуты дополнительно изолируют провод, защищают от механических воздействий, от излишнего перегиба и т.п. Так что вариантов использования и применения просто уйма. А главное, что делается все из никому не нужного вторсырья - пластиковой бутылки.

Понадобится

  • 5 шайб.
  • 2 самореза.
  • Деревянный брусок.
  • Гвоздь.
  • Лезвие от канцелярского ножа.
  • Немного медной проволочки.

Изготовление витого жгута из бутылки


Первым делом нужно сделать бутылкорез, который будет нарезать пластиковую бутылку в узкую ленту. На деревянный брусок кладем по две шабы на небольшом расстоянии.


Сверху кладем лезвие от канцелярского ножа и шайбу на край лезвия без отверстия. Для уменьшения полотно лезвия следует обломать до нужной длины.


Саморезами фиксируем всю конструкцию. Бутылкорез готов. Толщиной двух нижних шайб определяется толщина будущей ленты, поэтому, если вам понадобится лента большей толщины - подложите ещё одну или несколько шайб с каждой стороны.


Одеваем бутылку на бутылкорез. Надавливаем на горлышко и поворотным движением проворачиваем бутылку, чтобы нож начал резать юбку.


Обдуваем строительным феном в течении одной минуты скрутку по всей длине. Вместо фена можно опустить скрутку в кипяток на 1-2 минуты.


Теперь Вы сможете без труда организовать порядок у себя под компьютерным столом, где много валяющихся проводов.

При изготовлении электронных устройств значительная доля работ приходится на коммутацию приборов внутри этих устройств.

Жгуты – провода, идущие в одном потоке параллельно по одной трассе, увязанные или скрепленные между собой, оконцованные подсоединения к элементам схем.


Для однотипных устройств, для ускорения процесса монтажа жгуты проводов изготовляют отдельно.

В жгут объединяют прямые и обратные проводники с токами промышленной частоты согласно его схеме.

Провода, используемые в высокочастотной аппаратуре, в жгуты не увязываются (так как при этом увеличивается ёмкость между проводниками).

Жгуты изготовляют с оболочкой для их крепления и экранирования, а также без оболочек. Провода жгутов скрепляют беспрерывным бандажом из х/б ниток. Для установок, работающих в условиях высокой температуры – стеклянными нитками с последующей пропиткой бандажа воском или парафином, иногда лаком или клеем.

Оболочки бывают трубчатыми, ленточными, полосовые и плетённые. Трубчатые оболочки бывают мягкими и жёсткие.

Для мягких используются ПВХ трубки, для жёстких – Al, которые кроме защиты от механических повреждений выполняют функцию электрического экранирования.

Плетёную оболочку изготавливают из Cu или Al плетёнки, которая легко одевается, обеспечивает хорошее скрепление, гибкость и экранирование. При монтаже металлическую плетёнку присоединяют к корпусу.


1 – электролента или оболочка; 2 - жгут; 3 - ответвление

Ленточные оболочки выполняют из синтетической ленты или капроновой ткани с нитроцилюлозным покрытием. Эта оболочка практична тем, что можно заменить любой поврежденный участок.

Полосовые оболочки – чехол, сшитый вдоль жгута.

2. Технология изготовления жгутов.

1) Подготовка по типу. Расцветке и сечению проводов;

3) укладка их в требуемом сочетании по шаблону;

4) скрепление их видной или одеванием оболочки;

5) прозвонка и маркировки;

6) оконцевание и внешний контроль.


Изготовление жгутов

Укладку производят на шаблонах. Шаблон – деревянная панель, на которой нанесена конфигурация жгута в натуральную величину. Концы жгута фиксируют концевыми и поворотными фиксаторами. Направление прокладки каждого проводника указывается линией, намеченной краской по шаблону, при небольшом количестве проводников. При большом количестве проводников прокладку ведут по чертежу или по таблице проводников, входящей в монтажную схему.

На шаблоне жгут, состоящий из отдельных проводников, связывают бандажом. Концы проводников оконцовывают.

Маркировка.

Облегчает монтаж и эксплуатацию электроустановок, её наносят на всё: аппараты, приборы, зажимы, провода, панели, щиты, шкафы, пульты и кабели.

Маркировку на оборудовании наносят трафаретом или штампом. На кабель – на подвесных бирках или оконцевателях; на жилы – на оконцевателях, ПВХ трубках или маркировочной липкой лентой.

Провода вторичной цепей используют цветные провода или провода с буквенной, либо цифровой маркировкой по всей длине изоляции.

Для обозначения фазы и полярности используют различные краски: A–жёлтый, B–зеленый, C–красный, синий –”─”, красный –”+”.

Для маркировки проводов применяют также карболитовые маркировочные оконцеватели черного цвета или оконцеватели из ПВХ. Маркировку на карболите наносятся белилами, на ПВХ или капроне – обозначение чернилами. Во время монтажа провода маркируются временными навесными бирками из картона, надпись пишется карандашом. После присоединения проводов к зажимам на концы проводов надевают постоянные бирки, на которые переносятся надписи с временных.


Для маркировки кабелей и жгутов применяются навесные пластмассовые или металлические бирки. Бирки закрепляют на кабелях и жгутах пластмассовой или металлической вязкой. Надписи наносят вручную, трафаретом или выбитым клеймом.


Техника безопасности.

При сборке соблюдается слесарная техника безопасности (работа с ножом и т.д.). А при монтаже жгутов планируется и проверяется его функциональность – подключение к электросети, т.е. соблюдать электробезопасность.

  • потери напряжения – не более 1 В на всю длину прикуривающего устройства;
  • тип кабеля – медный многожильный (состоит из большого числа тонких проволок, скрученных в единый проводник);
  • минимальное время работы – 30 секунд, именно столько необходимо для запуска исправного мотора;
  • токонесущие жилы должны быть рассчитаны на ток не менее 500 ампер;
  • минимальная длинапроводников – 2,5 м, максимальная – 4,5 м.

Примечание. Величина тока 500 А указана для стартеров машин с рабочим объемом силового агрегата до 3 литров. На мощные внедорожники, малые грузовики и другой коммерческий транспорт подбирается сечение провода, выдерживающее не менее 850 А.


Видео

  1. С подсоединенными проводами и выключенным двигателем и зажиганием у реципиента запустите двигатель донора.
  2. Дайте поработать ему около 10 минут на 2000-3000 об/мин. Так произойдет подзарядка обоих аккумуляторов.
  3. Выключите ДВС, зажигание и все электроприборы донора. Повторите попытку по запуску двигателя реципиента.

Чтобы избежать появления этих ошибок — следуйте четкому алгоритму и вы сможете безопасно запустить двигатель вашей машины от другого аккумулятора.

Выбор комплектующих для пусковых проводов

Сперва следует начать с понимания того, на какой номинальный ток он должен быть рассчитан. Данная информация написана на самом аккумуляторе (ток холодного пуска). Возьмем в качестве примера ток одного стартера — 530 ампер.

Соответственно, все компоненты подбираются под данный ток. Ввиду сильно ограниченного ассортимента предлагаемых на российском рынке устройств, приходится иногда брать компоненты, рассчитанные на немного меньший ток. Но при грамотном подходе, в этом нет ничего страшного.


Далее следует выбрать провод. Есть несколько вариантов, в том числе с силиконовой изоляцией (эксплуатация при температуре до -60). Но таких температур не бывает в центральной части России, поэтому был выбран более дешевый (а главное — имеющийся в наличии в Электромонтаже на отрез) гибкий кабель для сварочных аппаратов с резиновой изоляцией — КГ / КОГ1 в исполнении У производства, с моей точки зрения, лучшего кабельного завода среди Российских — Кольчугино. Температура эксплуатации — до -40 градусов, чего более чем достаточно для данного региона. Перфекционистам или жителям Сибири / северных регионов имеет смысл выбрать кабель в исполнении ХЛ или провод с силиконовой изоляцией.


Кстати, вот сечения КОГ1 1×16 и КГ 1×35 для сравнения с китайской продукцией:


Стартовые провода для автомобильного пускового устройства

Порядок изготовления

Справка. Некоторые модели зажимов оснащены внешними ребрами жесткости, не позволяющими прикрутить клеммы большого размера. Совместимость наконечников с посадочными площадками лучше проверять в процессе подбора деталей.

После доработки контактов переходите к сборке:

 Примечание. Оголенные концы кабеля 16 мм2, приле

Готовые провода для прикуривания автомобиля можно дополнительно усовершенствовать, установив примитивную автоматику безопасности. Задача – уберечь электрическую цепь, пропускающую большой ток, от случайного короткого замыкания. Нужно приобрести мощные предохранители (2 шт.), рассчитанные на ток пробоя 600 А, и две пары соединительных наконечников. Вставки монтируются в разрыв каждого провода и при необходимости легко заменяются новыми.


Современные технические решения, применяемые при изготовлении кабельных жгутов в автомобильной и электронной промышленности направлены на повышение надежности и сокращение времени монтажа. Это изделия для соединения проводников, изолирования, герметизации и маркировки, а также для защиты от перетирания и других механических воздействий.

Луженые соединительные гильзы в прозрачной термоусаживаемой оболочке из нейлона с внутренним подклеивающим слоем (Duraseal и ACSC) значительно упрощают труд при необходимости удлинить жгут электропроводки или произвести ремонт в месте разрыва проводов. Применяются для соединения медных и алюминиевых изолированных проводов сечением (0,5 - 6,0 мм2). Гильзы обжимаются специальными пресс-клещами прямо поверх изоляции. После нагрева и усадки изоляции, обеспечивают полную герметизацию соединений.

Соединения проводов, выполненные без использования изолированных гильз, можно изолировать термоусживаемыми трубками (ACS-40, ACS-55). В подкапотном пространстве и под днищем автомобиля целесообразно применять так называемые бензостойкие трубки (ADR). Это полужесткие трубки, имеющие повышенную механическую и химическую прочность. Отрезок трубки надевается поверх соединения и нагревается. Если помимо изоляции необходимо обеспечить герметичность соединения, применяют трубки с внутренним клеящим слоем (ABK , ADW, RBK-ILS-125, RBK-VWS-125). Такие трубки защищают контакт не только от воды, поскольку обладают устойчивостью к большинству автомобильных жидкостей (ГСМ, антифризы, жидкости гидравлических систем).

Помимо защиты оголенных проводов, такие трубки применяются для обеспечения герметичности жгутов в местах прохождения между отсеками автомобиля. Чтобы исключить проникновение влаги внутри пучка проводов, производится его полная герметизация с использованием термопластичных клеев и герметизирующих мастик в комбинации с термоусаживаемыми трубками (Add-Melt и Duomelt 105). Лента термоклея прокладывается между проводами, а термоусаживаемая трубка устанавливается поверх всего пучка. При нагреве, трубка усаживается, а внутреннее пространство жгута заполняется расплавленным клеем.

Растягивающиеся защитные оплетки, обладают высокой гибкостью и расширяемостью, что позволяет надевать их на жгут проводов через установленные на концах разъемы. Чтобы вывести из общего жгута отдельные провода, нужно продеть их в промежуток между нитями оплетки в нужном месте. Широкий выбор оплеток по механическим и температурным параметрам, а также ассортимент расцветок и диаметров позволяет выбрать оптимальное решение для каждого конкретного случая.

Более прочные текстильные оплетки обеспечивают не только механическую защиту, но и дополнительную защиту электропроводки от внешнего перегрева. В зависимости от материала нитей, они имеют разную термостойкость и механическую прочность. Самыми прочными являются оплетки из кевларовых нитей. Существуют также термоусаживаемые текстильные оплетки, которые уменьшаются в диаметре при нагреве. За счет этого, они очень плотно облегают жгут проводов, практически не влияя на его гибкость.

И, наконец, самый простой и привычный способ восстановления изоляции и сборки проводов в жгуты – изоляционные ПВХ ленты. В первую очередь, это высококачественные ленты компании ЗМ. В зависимости от условий применения можно выбрать ленту с соответствующими характеристиками. Чем жестче условия эксплуатации, тем дороже изолента. Для самых простых случаев (провода в салоне или багажнике автомобиля) подойдет лента экономичного класса Temflex™ 1300. Для участков электропроводки в подкапотном пространстве или под днищем автомобиля целесообразно использовать особо прочную изоленту Scotch® Super 88 и Scotch Super 33+, разработанные для профессионального применения. Ленты 3М устойчивы к истиранию, атмосферным воздействиям и различным химикатам.

Читайте также: