Двухфазная мойка автомобиля своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Летом и осенью, когда клубы дорожной пыли чередуются с грязными лужами после дождя, резко возрастает поток машин на автомойках. Иногда такая процедура оборачивается не только плохо вымытым кузовом, но и царапинами и даже пятнами на лакокрасочном покрытии.

У каждого типа мойки есть свои плюсы, минусы и нюансы, зная которые вы можете выбрать пункт помывки, наиболее подходящий для вашего автомобиля.

Большинство автомоек в российских городах относятся к категории ручных – это значит, что все работы осуществляет непосредственно персонал. По способу очистки они разделяются на два типа.

Контактная мойка

Положительная сторона контактной мойки в том, что здесь применяются относительно малоактивные щадящие моющие средства, которые бережно относятся к лакокрасочному слою, пластиковым и резиновым деталям. Что касается особо пачкающихся частей автомобиля, вроде деталей возле днища и колесных дисков, то контактная мойка порой является единственным способом отмыть их дочиста.

Чтобы ручная контактная мойка получилась эффективной и без неприятных последствий, советуем соблюдать следующие рекомендации:

— Выбирайте автомойку, где кузов предварительно обрабатывают струей высокого давления, а не просто ополаскивают.

— Избегайте пунктов с тусклым освещением – чтобы разглядеть малозаметную грязь в помещении, должно быть много света. Это, впрочем, касается любого вида мойки.

— Обратите внимание на используемые там губки: они не должны быть ветхими и серыми от грязи; им полагается быть мягкими, с крупными порами, вбирающими в себя песчинки – мелкоячеистые губки оставляют грязь на своей поверхности, действуя как наждак.

— Приглядитесь к работе персонала: опытный мойщик не оттирает грязь круговыми движениями, чтобы не создавать концентрических рисок – моющие движения должны быть прямолинейными.

— Не пользуйтесь контактной автомойкой часто, оставьте этот способ как резервный, когда другого помывочного пункта поблизости нет.

  • Наиболее тщательное удаление грязи.
  • Щадящая для краски автохимия.
  • Высокий риск нанесения микроцарапин на краску.
  • Затратна по времени.
  • Высокие требования к квалификации персонала.

Бесконтактная мойка

Большинство автомоек предлагает услугу бесконтактной мойки авто. Для этого используется шампуни для бесконтактной мойки, коих сейчас множество. Изучая различные шампуни разных производителей, можно заметить, что большинство составов это щелочные концентраты, которые разбавляются с водой в определенных пропорциях. Диапазон разбавления держится от 1:3 до 1:10 при работе пенокомплектом. Кстати, в Краснодаре в основном пользуются именно пенокомплектами, хотя более эффективным является использование пеногенератора. Дело в том, что при использовании пеногенератора, вы получаете вполне конкретный рабочий состав, который наносится на кузов машины. К тому же, если у вас проблемная вода, вам нужно подготовить ее (очистить, понизить жесткость, привезти другую воду в конце концов 🙂 ) лишь в количестве, необходимом для разведения рабочего средства. А когда используется пенокомплект, приготовленный состав подающийся из бутылки смешивается дополнительно с водой, идущей из аппарата высокого давления.
Не редки случаи когда пена, нанесенная на кузов авто не очищает поверхность начисто. Причин может быть несколько. Самой распространенной причиной является не правильный выбор автошампуня. Все продавцы шампуней, конечно, утверждают, что их концентраты самые лучшие, и они справятся с любой грязью. Но на практике нужно подбирать шампунь опытным путем на конкретной автомойке. Бывает так, что один и тот же шампунь на одной мойке работает очень прилично, а на другой мойке, находящейся через квартал, им не довольны. Очищающая способность шампуня сильно зависит от воды (она может быть мягкая, жесткая, со скважины или из городского водопровода, с примесями извести и тд). В разное время года вода меняет свой состав. Это связано с изменением грунтовых вод в осенне-зимний и весенний периоды. Степень загрязнения автомобиля также окажет свое влияние. Отмыть автомобиль, который ездит по бездорожью и моется раз в два месяца гораздо сложней, чем автомобиль, который эксплуатируется в городе и регулярно посещает мойку. Поэтому на этикетках автошампуней указан именно диапазон разбавления, а не конкретная величина.

Очень важно понимать, что очистить поверхность автомобиля бесконтактным шампунем на все 100% практически не возможно. Поэтому во всем мире бесконтактная мойка считается предварительной мойкой для снятия основного слоя грязи. После такой мойки может оставаться слой статической грязи. В интернете есть видеоролики показывающие, как вымытый бесконтактным шампунем автомобиль протирают белой салфеткой и на ней остаются следы загрязнений.

Большинство автовладельцев наблюдают дорожную пленку крайне редко по одной причине. Если вымыть автомобиль не очень качественно, то есть смыть только слоистую грязь, то на поверхности автомобиля останется та самая дорожная пленка. Причем её не будет видно до тех пор, пока кузов мокрый. Если дать кузову высохнуть, то недомытая пленка проявится. Если же мокрый автомобиль сразу вытереть, то дорожная пленка будет удалена трением полотенца. Поскольку на обычных мойках кузов тут же вытирается, то автовладелец не может увидеть дорожную пленку, даже если она оставалась после бесконтактной мойки.

Если бесконтактная мойка включает и бесконтактную сушку, то задача моющих средств состоит не только в удалении слоистой грязи, но и в удалении дорожной пленки. А это самое сложное с точки зрения моющего средства. И именно это сказывается на цене химических средств. Вот теперь мы готовы понять идею двухфазной мойки, если примем во внимание тот факт, что дорожная пленка не является абразивной.

— применение на автомойках крайне агрессивной химии в целях минимизации остаточных статических загрязнений;
— хроническое превышение рекомендованной изготовителем концентрации состава для бесконтактной мойки для минимизации статического загрязнения;
— состав для бесконтактной мойки второпях практически никогда не смывается с кузова на 100% и, высыхая, он продолжает негативно воздействовать на поверхность;
— жесткое абразивное воздействие на кузов при протирке недомытого автомобиля.

Технология Двухфазной мойки:

1. Предварительная сбивка кузова высоким давлением, в случае если он имеет значительные загрязнения, либо экстремально высокую/низкую температуру поверхности (в зимний/летний период).

2. Нанесение на кузов состава для предварительной бесконтактной мойки. Например, Cleanol Magic Mousse.Нанесение на сухой кузов поверх загрязнения дает максимальный эффект. Рекомендуется наносить состав снизу вверх. Выдержка на поверхности в течение 2-3 минут, при этом не допускается высыхание химии. Не рекомендуется наносить химию под прямым солнечным светом.

3. Сбивка химии высоким давлением снизу вверх. На данном этапе необходимо очистить кузов от основных видимых загрязнений.

4. Нанесение на кузов состава для основной ручной мойки кузова. Например, ручной автошампунь Cleanol Glaze Effect. Допускается как ручное нанесение губкой с предварительным разведением состава в ведре, так и аппаратное с помощью пенокомплекта.

6. Сбивка шампуня с поверхности кузова. При этом нет необходимости длительно промывать кузов, т.к. шампунь для ручной мойки имеет низкий уровень pH, что обеспечивает легкий смыв с поверхности.

7. Сушка кузова перфорированной искусственной замшей.

Идеально, если после обработки кузова указанным способом будет нанесен еще защитный воск (например, СLEANOL DEFENDER). Это будет уже трехфазная мойка, после которой автомобиль по настоящему сияет красотой и при этом получает эффективную защиту лакокрасочного покрытия.

Такая мойка имеет ряд преимуществ, указанных ранее. Недостатком же является увеличение времени мойки автомобиля. Понятно, что владельцы моечных комплексов заинтересованы в как можно большей проходимости боксов. Но ведь двух- и трехфазная мойка может и должна стоить дороже. Таким образом, прибыль от такой мойки будет не меньше. Зато клиенты обязательно оценят вашу работу. Кстати, хорошо, если администратор мойки будет разъяснять, за что платит клиент. Это повысит уровень доверия и лояльности к вашему комплексу.

Если вы недавно купили свой новый автомобиль, если вы желаете ездить на красивой, сияющей на солнце машине и вообще хотите сохранить как можно дольше первозданный вид своего железного коня, обратите внимание на разработанную компанией CLEANOL систему трехфазной мойки Комплект Cleanol 3S Protect

У Российских бизнесменов есть свои особенности. Большинство хочет вложить в бизнес по-меньше средств, но получить, как можно больше. Почему-то на наших автомойках редко увидишь хоть какую-то водоподготовку. Чаще всего это просто нитяной фильтр, который давно никто не менял. А ведь водоподготовка (система фильтрации, умягчения, обезжелезивание, удаление солей) является очень важной частью оснащения автомоек в Европе. Это позволяет использовать менее щелочные концентраты шампуней, приводит к экономии химии и продлевает срок службы моечного оборудования. Уделите внимание водоподготовке и вы забудете о проблемах с автохимией.

Что такое однофазная мойка

Однофазная мойка - это мойка с применением одного химсостава.

Как отдельный вид мойки является не самым лучшим выбором, но достаточно распространенным. Некоторые автомоечные комплексы предлагают только её. Однако не стоит злоупотреблять подобной услугой, если вы хотите, чтобы автомобиль как можно дольше был чистым и красивым.

Что входит в однофазную мойку?

1. Ополаскивает автомобиль водой (фактически, выполняет техническую мойку).

2. Наносит химсостав (первая фаза).

Зачастую, применяется щелочной шампунь.

3. Смывает состав.

4. Сушит автомобиль тряпкой или специальным устройством для сгона воды.

Какая химия используется при мойке в одну фазу?

При мойке в одну фазу используется только щелочной шампунь и вода.

Плюсов однофазной мойки не так много, а вот минусов достаточно.

Плюсы:

Минусы:

- через некоторое время приводит к ухудшению внешнего вида.

Почему не безопасна однофазная мойка

Бесконтактная мойка затрагивает только поверхностные загрязнения. Статика остается на кузове и собирается в тряпку, что приводит к появлению царапин на лакокрасочном покрытии. Это со временем приведет к ухудшению внешнего вида.

Минимизировать риски можно, если использовать несколько тряпок:

  • Первую – для сушки самого кузова;
  • Вторую - для кромки колесных арок и порогов;
  • Третью – для дверных проемов.

Часто можно встретить такой комплекс как экспресс – это бесконтактная мойка без сушки. Если есть такая возможность, лучше высушить автомобиль самому или оставить его сушиться на воздухе.

В целом, бесконтактную мойку можно и нужно использовать в качестве дополнительного ухода. Например, раз в две недели использовать дорогой комплекс (двухфазную мойку, кварцевую или иную другую), а однофазную оставить для поддержания чистоты автомобиля.

Мойки высокого давления уже давно стали доступными. Самая простая стоит дешевле 5 000 рублей — не дороже пары канистр синтетического моторного масла. Уже купили? Осталось научиться правильно ее использовать.

Чем хороши аппараты высокого давления?

Те, кто не первый десяток лет за рулем, еще помнят автомойки старого формата, когда машину обдавали водой из обычного шланга, а потом терли губкой с шампунем. Это потом появилась бесконтактная мойка с аппаратами высокого давления и специальной химией. А чем была плоха контактная?

Когда по грязному кузову водили губкой, песчинки застревали в ее порах и царапали лакокрасочное покрытие. После первого же сеанса на лаке появлялись царапины в виде кругов. Таких дефектов становилось все больше, и очень скоро кузов переставал блестеть.

На новой машине солнечные лучи отражаются, как от стекла, а на поцарапанной образуют некрасивые голограммы. Фото: Attention To Detail

Правильно сначала удалить струей воды максимальное количество грязи и ни в коем случае не помогать на этом этапе тряпками, салфетками и губками. Можно сказать, это главное правило безопасности. Затем — равномерно нанести пену, которая расщепит оставшиеся загрязнения, и хорошенько всё смыть.

При этом важно не подносить сопло близко к кузову, так как высокое давление может повредить лак. Старайтесь держать дистанцию 30 см, остальное за вас сделает вода и химия.

Но ручная мойка всё равно понадобится?

Да. Бесконтактный способ хорош для удаления основных загрязнений. Но чтобы полностью очистить кузов, не навредив лакокрасочному покрытию, понадобится еще один этап — ручная мойка. Такая технология мытья так и называется — двухфазная мойка. Зачем вторая фаза?

После бесконтактной мойки на кузове остаются так называемые статические загрязнения. Они удерживаются на поверхности за счет жировой пленки. На автомойках от них стараются избавиться бесконтактно при помощи агрессивного средства (для ускорения процесса), но для самостоятельной мойки больше подойдет шампунь для ручной мойки и губка.

Шампунь для ручной мойки отличается от химии для бесконтактной. Во-первых, он содержит лубриканты для легкого скольжения губки без вреда для поверхности. Во-вторых, чаще всего у него нейтральный уровень ph, что позволяет нейтрализовать остатки щелочного моющего средства. Если этого не сделать, щелочь будет воздействовать на слой лака и после окончания мойки — вы это поймете по белому налету на кузове.

Шампунь должен быть специализированным. Жидкости для мойки посуды и прочие очищающие средства не подойдут — никто не гарантирует, что они будут безопасны для лака, резиновых элементов и эффективны для очистки кузова.

Первая фаза: бесконтактная мойка

Теперь к делу. Нанесите на кузов средство для бесконтактной мойки. Для этого в мини-мойках предусмотрено несколько вариантов приспособлений:

Пенокомплект. Специальная насадка с флаконом для моющего средства, которая подключается к пистолету мини-мойки. Ее можно купить отдельно. Например, Patriot GTR 400 .

Штуцер на пистолете (как у Huter M195-PW-PRO ). Тот же флакон подключается к штуцеру напрямую, отдельная насадка не предусмотрена.

Шланг для подачи в корпусе. Такой предусмотрен у Karcher K 7 Compact : вы просто вытягиваете шланг и опускаете его в емкость с моющим средством.

Расход химии зависит от способа ее применения. Если вы используете насадку (пенокомплект), то следует развести средство с водой в пропорции 1 к 10, а если кидаете шланг в емкость, то рабочая концентрация может достигать 1 к 50. Точные рекомендации всегда указаны на емкости с шампунем. В среднем для запенивания одного седана потребуется около 3 литров готового состава или один литровый пенокомплект.

Предварительное ополаскивание кузова требуется только в том случае, если он покрыт толстой коркой грязи. В остальных оно даже противопоказано. Всё потому, что мокрая поверхность мешает нормальному удержанию пены (она быстрее стекает) и снижает концентрацию активных веществ, разбавляет средство.

Наносить пену лучше снизу вверх. Нижний слой будет выступать своеобразным барьером для верхнего, то есть верхний дольше задержится на поверхности. Но слишком долго оставлять химию на кузове нельзя (обычно рекомендуют держать 2–4 минуты) — она не должна засохнуть. Смывать пену лучше тоже снизу вверх: так проще контролировать участки, которые вы уже обработали струей.

Читайте историю Артура, который купил мини-мойку, чтобы сэкономить

Какие загрязнения удалить сложнее всего

Следы от насекомых, почек деревьев и битумные пятна тоже нужно обязательно удалять. Если следы от насекомых еще безобидны, то битум и почки деревьев могут проникать в структуру покрытия, и тогда избавиться от них поможет только полировка или окрашивание деталей кузова.

Удалить подобные загрязнения непросто, для них используют специализированную химию (да, еще одно средство), продается в большинстве автомагазинов. Средство для удаления битума сделано на основе растворителя и очень агрессивное, поэтому очистку лучше проводить между первой и второй фазами мойки.

Вторая фаза: ручная мойка

Самая ответственная — хотя бы потому, что при неправильных действиях легко повредить лакокрасочное покрытие. Помимо шампуня понадобится губка и ведро с сепаратором, или, как его еще называют, пескоотделителем. В процессе мойки вы споласкиваете губку в ведре, а затем с небольшим усилием трете ее о сепаратор. Абразив, который скопился в губке, попадет в воду и опустится на дно.


Мыть ручным шампунем лучше не отдельные элементы, а сразу весь автомобиль сверху вниз. Верхняя часть кузова обычно чище нижней — значит, губка будет меньше пачкаться. Начните с крыши, потом переходите на стекла, затем капот и крышка багажника, а уже после этого — двери и бамперы.

Важно избегать круговых движений губкой, так как они оставляют заметные на солнце округлые царапины. Двигайте рукой сверху вниз или слева направо, главное — по прямой.


Нанести шампунь можно любым удобным способом: разбавив в ведре, через пенокомплект или разведя в емкости и распылив на кузов. Рабочая концентрация для каждого способа указана на этикетке.

А дальше протереть салфетками?

После второго этапа нужно обсушить кузов, чтобы на нем не осталось разводов и пятен. Лучше всего использовать для этого салфетки или полотенца из микрофибры . Причем именно тереть кузов, как это часто делают на автомойках, не нужно. Достаточно просто прислонить салфетку к поверхности и аккуратно провести ею по направлению вниз или к краю детали. Потом отжать и повторить процедуру с другим участком. И снова избегайте круговых движений — если на кузове осталась грязь, от нее образуются тонкие царапины.

Можно ли обойтись одной фазой?

Правильная мойка автомобиля — процесс довольно длительный и кропотливый. Если машина грязная, а времени нет, достаточно бесконтактной мойки. Главное — не злоупотреблять этим способом и периодически мыть машину по всем правилам.

Если пропускаете вторую фазу, лучше не вытирайте машину салфетками, чтобы не поцарапать оставшимся абразивом. Как вариант, купите турбосушку и уберите остатки влаги струей воздуха.

Читайте также: